Чем занять ребенка в 1 — 1,5 года: занимательные игры и занятия

фото 1

Чаще всего именно в этом возрасте у детей появляется ярко выраженная самостоятельность, самоосознание, острое чувство собственности.

Многие малыши начинают говорить целыми предложениями, некоторые — стремятся помогать родителям в повседневных делах и играть с ровесниками.

Какие параметры являются в этом возрасте нормой, а что требует коррекции педиатра?

Эмоциональное и физическое развитие

В девять месяцев малыши обычно сидят самостоятельно, а особо активные торопыжки пытаются стоять и ходить с поддержкой. Для укрепления мышц выполняют с ребенком гимнастические упражнения: сгибают и разгибают ножки и ручки, учат малыша ползать, приседать и наклонять туловище с поддержкой, делают «велосипед», боксирующие движения, перевороты со спины на живот и наоборот.
Для проведения легкого массажа не обязательно пользоваться услугами профессионала, мама может самостоятельно организовать такую полезную процедуру. Делают упражнения, когда у ребенка хорошее настроение, он не устал, не хочет спать или кушать

Важно создать спокойную атмосферу, можно включить приятную музыку

Сначала выполняют поглаживания, затем легкие растирания и похлопывания. Начинают с ручек, затем массажируют ножки, животик, спинку. Разминают отдельно каждый пальчик, животик массажируют по часовой стрелке, а спинку — вверх-вниз и от позвоночника в сторону боков. Позвоночник не трогают, в конце выполняют легкие похлопывания по всему телу. На протяжении сеанса массажа следят за реакцией малыша, при признаках недовольства заканчивают выполнение манипуляций. Продолжительность таких занятий не должна превышать 15 минут, чтобы ребенок не переутомился.

Для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности малышу дают в руки мелкие предметы, например бусинки или крупы (под присмотром взрослого), ложку, карандаши, кусочки ткани и предметы разной фактуры и размера. Уже в этом возрасте кроху можно знакомить с цветом, показывая подобранные в одной цветовой гамме предметы.

Развивать эмоциональную сферу, речь, умственные способности, получить новые знания помогут:

  • нехитрые считалки, например «Сорока-ворона»;
  • потешки («Пяточки», «Ладушки»);
  • развивающие стишки, например «Знакомство с пальчиками»;
  • игры на разные случаи («Купаемся», «Делаем массаж»).

Игровые занятия проводят недолго, когда у малыша хорошее настроение. Стихотворения должны быть короткими и простыми для восприятия.

Что умеет кроха в этом возрасте?

  • Приседает с помощью опоры, сидит, ползает, стоит.
  • Повторяет за взрослыми движения, например пытается самостоятельно вытереть руки.
  • Произносит самые различные звуки, «поет», лепечет.
  • Взаимодействует с предметами: может листать страницы книжки, держать в руке карандаш или ложку, рвать салфетки или разминать в руке пластилин.
  • По просьбе показывает, где находится ротик, глазки и другие части тела, с которыми его ознакомили.
  • Выполняет нужное действие, например садится или встает.

Ребенка нужно хвалить за новые успехи, а при возникновении трудностей помогать малышу. Не следует позволять ему делать запрещенные вещи, например рвать книжки или обдирать обои: уже в столь юном возрасте кроху полезно приучать к аккуратности и порядку. Слово «нет» ребенок еще плохо воспринимает, поэтому потенциально опасные предметы следует убрать подальше, надежно закрыть дверцы шкафов и постоянно контролировать передвижения любопытного непоседы, который активно ползает.

Водные процедуры используют не только для того, чтобы смыть с ребенка грязь. Это отличный способ развлечения, возможность закалить малыша. Купают кроху ежедневно, в ванной он может провести до получаса. Заинтересовать и задержать малыша в воде помогут резиновые зверьки и мячики, самоклеющиеся изделия для купания, пластиковые емкости, водный пистолет, мыльные пузыри и другие подходящие игрушки. Если кроха не любит купаться, можно перенести это гигиеническое мероприятие на более раннее время, чтобы не растревожить его перед сном.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 3

У малыша появляется «упрямство», он может бурно отстаивать свои интересы, толкать других детей, не давая покуситься на свою собственность — игрушки и книжки.

Многие взрослые списывают такое поведение на плохое воспитание, но это возрастная особенность, бороться с которой крайне сложно.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать физически малыша в этом возрасте. Это не только не даст никакого эффекта, но и способно глубоко ранить психику. Неврозы, возникшие в таком юном возрасте, лечить будет очень тяжело.

Если малыш капризничает — исключите возможность того, что он голоден или устал. Дети ближе к двум годам могут забывать о физических потребностях, увлекаясь игрой, и капризничать, не осознавая причину.

Во что можно поиграть с ребенком?

В годовалом возрасте ребенок очень любит подражать взрослым: включать и выключать телевизор с помощью пульта, разговаривать по телефону, помогать маме. Кухонная утварь интересует маленького исследователя вместе с ящичками и коробками. Выдайте ребенку некоторые безопасные предметы, чтобы он тоже чувствовал свое участие.

Обязательно как у мальчика, так и у девочки должен быть пупс с одеждой, которого можно кормить и одевать. Волосы, острые и мелкие предметы необходимо исключить. Так как ребенок все тянет в рот, то игрушки должны быть чистыми и экологически безопасными.

Машинки и мягкие игрушки тоже должны соответствовать возрасту: избегайте мелких деталей, длинной ворсы и всего, что может попасть в рот и дыхательные пути. Очень по нраву будут ребенку различные развивающие моторику и сообразительность пирамидки, кубики, крупные игрушки, требующие складывания и расставления в определенном порядке.

Игрушки с фигурными отверстиями придутся по душе каждому крохе – это интересно и увлекательно. Обязательно хвалите и поощряйте, помогайте, когда что-то не получается.

  • Когда гуляете с малышом на улице, если позволяет погода, разрешите походить босиком по траве, сорвать цветочек. Объясняйте, что такое птицы, растения, дайте потрогать песок и камушек. Сейчас исследования и осваивание окружающего мира будут уже более осознанными.
  • Изучайте размеры. Для этого можно насобирать коробочки разного размера и показывать, как одна складывается в другую. Сначала сделайте это сами, а потом предложите ребенку. Пусть не с первого раза, но он научится понимать, где большой размер, а где поменьше.
  • Игры с обычными прищепками для сушки белья любят малыши в год и месяц. Надевание прищепок на край банки и последующее снимание вызывает не только бурю эмоций, но и развивает мелкую моторику.
  • Учите вместе с вашим сыном или дочкой части тела. Для этого показывайте, где рука или глаз, нога, а потом просите сделать тоже самое малыша.
  • Учите играть с другими детьми. Показывайте, как можно попросить игрушку и как ее потом необходимо вернуть. Говорите в вежливой и спокойной форме. Даже если ребенок сначала не захочет делиться, то через время опять повторите просьбу. Через некоторое время на детской площадке он обязательно вспомнит об этом упражнении и начнет демонстрировать это детям.
  • Начните учить цвета. Для этого следует разложить на полу листы цветной бумаги и поставить на них подобранные игрушки такого же цвета. Озвучивайте название цвета и игрушки. Потом можно просто поиграть, а затем вернуться к изучению.

Учите ребенка заботиться о других. Кормите кукол, папу, бабушку. Принесите вместе дедушке газету и попросите подать себе книгу. Малыш с удовольствием будет выполнять просьбы. А если будете хвалить, то чувство своей значимости и нужности сделает ребенка самым счастливым.

Занятия с малышом

Игры

С малышом в 20 месяцев необходимо играть в подвижные игры — это способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы тела. Футбол на траве, перекидывание мячика друг другу, попытки бросить кольцо на палочку очень полезны в этом возрасте.

Для развития социальных навыков можно играть с ребенком в ролевые игры — дочки-матери, в профессии врача, пожарного, ветеринара). Малыши с радостью включаются в подобные игры, через некоторое время дети — ровесники смогут играть в них самостоятельно.

Игрушки

Для ролевых игр дети с радостью воспользуются готовыми наборами — например, доктора или парикмахера.

Ближе к двум годам малышей начинают интересовать куклы, в том числе перчаточные, с которыми можно ставить небольшие сценки из любимых сказок. С радостью малыши собирают конструкторы, небольшие, из четырех — восьми деталей, пазлы.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Интеллект детей в 22 месяца

К возрасту 1 года 10 месяцев дети прекрасно понимают, о чем говорят взрослые, за исключением пока еще незнакомых по смыслу слов. Развитие получают жесты, мимика и интонации. В своих действиях ребенку удается соблюдать последовательность.

В лексиконе малыша появляется все больше слов, он активно разговаривает, причем так, что его понимают не только привыкшие к детскому сленгу родители, но и посторонние взрослые.

Удачно справляются дети в 1 год 10 месяцев с несколькими последовательными действиями, прекрасно осознавая, что идет сначала, а что следует потом. Так, например, при игровой просьбе искупать пупса ребенок сначала снимает одежду, потом купает игрушку, затем вытирает ее полотенцем, не путая порядок.

Share

Voting

Развитие в 1 год 10 месяцев отличается стремлением осознавать ребенком пределов его навыков, поэтому родительское терпение испытывается ежечасно путем откручивания чего-либо, хлопания чем-либо, вставлением куда-либо. Ограничить деятельность малыша по исследованию домашней обстановки можно при помощи игрушек, где детали снимаются, смещаются, открываются. Например, это могут быть матрешки, домики с окнами, машинки с дверьми.

Особенности гигиены и ухода

фото 6

Важно в этом возрасте приучать малыша самостоятельно пользоваться горшком.

От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку.

Необходимо приучить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом перед едой, после прогулки и игры с домашними животными — к трем годам эта привычка должна стать естественной.

В 20 месяцев ребенок не в состоянии самостоятельно хорошо почистить зубы — нужно помогать ему, но непременно показывать, как это делать правильно.

Обратите внимание! У малыша должна быть своя детская зубная щетка и паста, соответствующая возрасту, без фтора и химических ароматизаторов.

Основные навыки: что умеет 9-месячный малыш

Ребенок на девятом месяце жизни уверенно стоит, опираясь на борт кроватки, стену или руку взрослого. Если младенец чувствует достаточную поддержку, то он делает несколько шагов. Самостоятельную ходьбу малыш еще не практикует и предпочитает добираться до нужного места ползком

Навык ползания ребенок к этому возрасту осваивает «на ура» – за крохой бывает трудно угнаться.Важно! В 9 месяцев начинается период влечения к предметам, находящимся на высоте, поэтому родителям следует проявлять особую бдительность и убирать опасные вещи, находящиеся чуть выше роста малыша.Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:

  • Самостоятельно садиться из любого положения. Сидя ребенок может провести 10-15 минут без труда, при этом дотягиваясь до предметов и притягивая к себе нужную игрушку.
  • Маленький непоседа пытается забраться на невысокие поверхности – диваны, стулья, кресла и т.д.
  • Находясь возле опоры, самостоятельно встает и делает маленькие шажки. В детских ходунках приседает, пытается подпрыгивать, без устали передвигается в них до 10 минут.
  • Активно использует в играх «щипковый» захват. Пытается подобрать двумя пальцами мелкие предметы с пола.
  • Физическое развитие ребенка также претерпевает изменения, у крохи начинают появляться первые молочные зубки (или продолжают расти), иногда одновременно прорезываются сразу несколько зубов.
  • Происходит активное развитие речи. Малыш произносит заветные слоги «ма», «па», «ба». Постепенно в речь ребенка входят новые звуки и даже короткие слова («на», «где» и т.д.).
  • Предметы в ручках держит крепко и уверенно, но и разжать пальчики младенцу в 9 месяцев еще трудно – он до конца осознает весь «механизм» процесса. Поэтому отобрать у малыша предмет, который он схватил, бывает крайне непросто.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Несмотря на то, что развитие у детей обоих полов проходит практически одинаково, можно заметить некоторые особенности в восприятии мира, играх, поведении у девочек и мальчиков даже в столь раннем возрасте.

Девочки вне зависимости от темперамента проявляют больше интереса к общению и эмоциям, чем мальчики. Сильному полу с младенчества больше интересны неодушевленные предметы, нежели люди. Мальчики часто равнодушны ко звукам и голосам, нежели девочки. Именно поэтому словарный запас у женского пола пополняется быстрее, что благоприятствует раннему развитию речи. Рассматривать предметы, активно играть и развивать пространственное зрение лучше получается у малышей мужского пола

У девочек более развито периферийное зрение, и они предпочтут игрушкам внимание и ласку.

Физические параметры в год и восемь месяцев

Ближе к двум годам у детей-ровесников может быть довольно большое расхождение как в весе, так и в росте. Но все же есть некие нормы, на которые стоит опираться, и если они сильно смещены в любую сторону — нужно обязательно посоветоваться с педиатром.

  • В 20 месяцев средний рост детей может колебаться от 78 до 86 см.
  • Вес мальчиков считается нормальным между 11 и 12,5 кг, девочек — между 10 и 12 кг.
  • Окружность головы у девочек 46,5-49 см, у мальчиков в норме — 48-50 см.
  • Зубов может быть как 12, так и 18 — все это является возрастной нормой.
  • Окружность груди у девочек 49.15 — 51.90, у мальчиков 49.15 — 52.90 см.

Вес малыш набирает уже не так стремительно, за месяц он может не измениться вовсе.

Еще по теме “Чем нельзя кормить детей”:

Режим питания и меню для ребенка

Здравтвуйте. расскажите, кто какой режим кормления установил для своего ребенка. Моей дочке 8,5 месяцев. Едим овощи, каши, творог с бананом. Ввожу мясо. Утром даю кашу разную, в обед овощное пюре, в полдник творог с бананом, вечером планирую мясо с чем нибудь. Ну и молоком грудным еще кормлю. Какое у вас меню?

жирные продукты в питании детей?

Мамочки,подскажите, как вы относитесь к маложирным и обезжиренным продуктам? В питании детей до года, года, ну и вообще малышей, имеется в виду? Кашу делаете на цельном молоке, или на маложирном? Или на смеси? Творожок ,омлетик – на каком молоке делаете? Сыр какой в макароны кладете? За жирностью смеси следите?

Подскажите, как лучше распределить

Подскажите, как лучше распределить прикорм в течение дня – ребенку семь месяцев, вес-рост маленький, кушаем пять раз в день, четыре раза смесь где-то по 200мл, один раз каша. Недавно начали есть овощи, цветная капуста идет плохо, а вот кабачок понравился, и компотик яблочный доча распробовала.

Чем кормить 1.5 годовалого аллергика

Раз уж время есть спрошу не тока про прививку от гриппа.Ване 1,5 года сидим на Фрисопепе с 2 месяцев.периодически обострение аллергии в виде шелушение на коже.пьем Зиртек. Едим-утром каши безаллерг.Хайнц развежденные на мол.смеси.в обед-суп из индейки или говядины с картош,цветн.капустой и кабачком.картошка с масллом слив и укропчиком.Т ворог моло 4.5% пюре яблочное.иногда печенье Хайнц.Может посоветуете диетологоа?А что Вы едите?

Чем кормить ребенка 2,5 года

Завтра ко мне привезут ребенка на день (у родителей проблемы, надо их освободить). Девочке 2,5 года. Я ее видела последний раз в годик. Но помочь надо. Я уж не помню, чем кормить, что едят такие детки. И вообще, что с ними делать. Все советы приму с радостью.

Меню аллергика

Уважаемые мамочки, есть ли среди вас те у кого детки с аллергией на коровий белок? Как и чем вы кормите? Моей дочке 1,2 на ГВ, аллергия на коровий белок, морковь, ьананы, овсянку. Едим из фруктов баночные груши и яблоки, каши – гречневая, кукурузная рисовая, в обед овощной супчик с мясом из банок. Ломаю голову как кормить ребенка, в последнее время явно не наедается и догоняется грудью. Хотя вес в норме.Зубов всего 8, пока едим все полужидкое, жевать отказывается.

Как накормить ребенка фруктами?

Малышу уже 2 года и за все время он не съел ни одного свежего фрукта или овоща. Никакие уловки не помогают, уже и в блендере перемалывала и сахар добавляла, и пример сверстников по поглащению фруктов, ну никак

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: