Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1


Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,
  • рисование;
  • лепка.

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕБЕНКОМ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2

Итак, приступим

Что такое мелкая моторика

Умение выполнять точные движения пальцами ручек и ножек у малышей часто называют ловкостью. После рождения у младенца уже проявляется признак мелкой моторики, когда он цепко хватает ручонкой мамин палец. С возрастом такие действия проявляются более осознанно: малыш начинает захватывать игрушки, цепляться за спинку кроватки, чтобы подняться, и т.п. Навыки письма, лепки и рисования у ребенка дошкольного возраста и ученика тоже входят в понятие мелкой моторики пальцев.

Нервная, костная и мышечная системы малыша с момента появления на свет координируют развитие его мелкой моторики. Пронаблюдав динамику изменений двигательных действий пальцев рук и ног у младенца, можно увидеть, в какой тесной связи она находится с его общим развитием. Еще в грудничковом возрасте ребенок, двигая ручками и шевеля пальчиками, внимательно наблюдает за ними. В это время работают его зрение, внимание, восприятие и память. Со временем, благодаря запоминанию, малыш учится управлять движениями своих ручек.

Мелкая моторика младенца развивается не очень быстро, особенно первые месяцы после рождения. Она, как губка, впитывает и откладывает в уголках памяти все то, что потом ей пригодится: потянуться за предметом, крепко схватить его пальцами и даже ладошкой, притянуть к лицу, глазам, даже попробовать на вкус (особенно в момент прорезывания зубов). Это только первый опыт, но он очень ценен для младенца. Сложные действия он будет осваивать ближе к году.

Еще одна очень важная особенность мелкой детской моторики – тесная связь с речью. Это объясняется близким расположением моторного и речевого центров в головном мозге. Если развитие протекает гармонично, то малыш с активной мелкой моторикой довольно рано начинает говорить.

Совет. Это значит, что с первых дней жизни младенца необходимо обратить внимание на работу его опорно-двигательного аппарата, особенно рук и ног.

Пальчиковые игры

В формировании детской моторики важное место занимают пальчиковые игры. Практиковать их можно с рождения ребенка. Делайте круговые движения, массажируя пальчики малыша, а по мере взросления он будет шевелить ими самостоятельно.

Приступить к пальчиковому массажу разрешено еще до 6 месяцев ребенка, а в год родители выступают в роли инструктора. Годовалый малыш выполняет характерные движения в унисон с ритмом стихотворения либо песенки, хлопает в ладоши, повторяет упражнения за мамой или папой. Карапузу в этом возрасте не трудно сжать ладошки в кулак, сомкнуть пальцы. Одна из разновидностей подобных игр – пальчиковые шаги.

С ребенком трехлетнего возраста и старше можно организовать настоящий театр теней. Для пальчиковых игр также используются пуговицы, бусины, орехи и другие предметы.

Проблемы со слабым развитием мелкой моторики

Учеными, изучающими физиологию детей, была доказана неразрывная связь речи и моторики. О том, что существует взаимосвязь рук и говорения, свидетельствуют примеры устного народного творчества (потешки «Сорока-белобока», «Ладушки», «Мальчик-пальчик»). В них отразились вековые наблюдения наших предков, которые тоже приметили эту связь.

Простые упражнения на развитие моторики

Закономерным будет вывод о том, что малыши с ограниченными возможностями часто не могут самостоятельно выполнять действия, где нужно задействовать руки и пальчики: держать ложку или карандаш, одеться или раздеться, застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Эта проблема слаборазвитой мелкой моторики непосредственно связана с нарушениями в развитии головного мозга.

К сведению. Разработана целая система специальных упражнений, развивающих игр, массажа, которая подскажет, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилинография активно используется в дошкольных и школьных учреждениях, это действенный метод для формирования моторики и стимулирования мыслительных процессов в домашней обстановке. Лепить с детьми пластилиновые фигурки увлекательно, а одновременно с тем – полезно.

Пластилинография имеет альтернативу в виде лепки из соленого теста, что подходит для самых маленьких детей. Это натуральный, а значит, безопасный материал, в состав которого входят всего три ингредиента: вода, мука и соль. Лепка поддерживает сенсомоторное развитие у детей.

Календарь развития мелкой моторики

Психомоторное развитие ребенка в первые месяцы жизни

Головной мозг, органы речи (губы, язык и нижняя челюсть) и движения кончиками пальцев взаимосвязаны. Если у малыша наблюдаются заторможенность, неуверенность, скованность в действиях рук и пальцев, то, как закономерность, будут отставать его речь и письмо в школьном возрасте.

Чтобы избежать этого, существуют специальные календари физиологического развития и поведенческих навыков малыша от рождения и до 4-5 лет и старше. Одни из них помогают выявить, не нарушено ли развитие мелкой моторики, а также предлагают несложные тестовые упражнения (диагностические). Другие перечисляют те действия, которые малыши должны уметь выполнять на определенном временном отрезке, например, во время первого месяца, первого года (помесячно), от 1 года до 5-6 лет. Каждый календарь включает особенности навыков поведения в конкретном возрасте.

Такие календари помогают понять, как развить ребенку мелкую моторику. Ниже представлен пример таблицы развития пальчиковой моторики ребенка от рождения и до исполнения 6 лет. Разумеется, в этот календарь включены не все действия, но он может дать общую схематичную картину динамики формирования мелкой моторики.

Календарь развития мелкой моторики

ВозрастМелкая моторика
0-4 месяцаРебенок учится двигать ручками и ножками, развивает рефлективные хватательные движения, поворачивает головку на голос мамы.
4-12 мес.Может держать предмет одной ручкой, рассматривать его, дотягиваться, брать, перекладывать из руки в руку. Ножкой может пнуть мячик, держать ложку рукой и подносить ее ко рту.
1-2 годаУверенно сидит и играет обеими руками. Держит карандаш или ложку всей рукой, пальчики работают активно. Может рисовать круги и линии, разламывать пластилин, мять его пальцами.
2-3 годаОпределяется с доминантной ручкой («правша» или «левша»). Начинает держать карандаш пальчиками, самостоятельно придумывать рисунки. Учится резать лист бумаги ножницами. При лепке задействованы ладошки и пальчики. Уверенно составляет мозаичные рисунки или складывает несложные пазлы.
3-4 годаК 4 годам держит карандаш тремя пальцами. Создает сложные рисунки, иногда даже копируя их из книг. Увереннее и точнее режет ножницами по прямой линии. Лепит пальчиками фигурки зверей, предметы.
4-5 летНачинает уверенно рисовать и аккуратно раскрашивать рисунки. Вырезать умеет квадраты и круги.
5-6 летВсе полученные навыки мелкой моторики совершенствуются, подготавливая малыша к школе.

Песенки-чудесенки

Музыка – это сила!.. Колыбельные, которые поет мама, особенные, такие родные и мелодичные. Они запоминаются навсегда. Ваш ребенок – это благодарный и вдохновенный ценитель вашего таланта, несмотря на то, в какой степени выражены ваши певческие способности. Пойте своему крохе и уже подросшеим сыночку или дочке!

Найдите песенку по душе и пойте ее вместе, научите ребенка ритму, мелодии, стихотворным строчкам. Впоследствии у вас будет замечательный музыкальный дуэт. А еще сделайте маленькую, пушистую зверушку, например, барашка (или другого питомца). Ведь маленькие барашки обожают, когда им поют маленькие дети, тогда они оберегают их сон и дарят сказочные сны. Нарисуйте контуры животных на бумаге или распечатайте картинку и, пользуясь медицинской ватой и клеем, сделайте пушистые «шерстяные» кудряшки, а тогда приклейте к изображению. Мамина роль – модератор творческого процесса, пошаговая инструкция и спонсор хорошего настроения. В результате – маленький шедевр дорогого человека в мире! Поздравляю! Вы это сделали!

Мы все родом из Детства! Из страны счастья, безмятежных радостей, маленьких капризов, прихотей, сладостей и искренних улыбок. И в каждом из нас в душе жил путешественник, новатор, первооткрыватель и неутомимый путник с интересной миссией под названием «Моя яркая жизнь». Сколько сил, энергии, детских выдумок и фантазий стоят маленькие открытие. Сейчас же, когда становимся родителями, заботливыми мамами и папами, мы стараемся быть достойными, всезнающими и мудрыми наставниками их маленького и такого интересного мира. А давайте попробуем примерить роль интересного, энергичного, всепонимающему гида, экскурсовода страной Детства для наших сладких ангелочков!

Когда начинать заниматься с малышом

Лейкоциты в кале у ребенка младше года — норма, причины повышения

Говорить о том, с какого возраста начинать занятия по развитию моторных навыков, нет смысла, потому что малыш с первых дней жизни этим занимается. Сначала его движения хаотичны, пальчики сжимаются и раскрываются импульсивно. Уже на втором месяце можно малышу помогать в развитии хватательных движений (дать свой палец, круглую погремушку-кольцо). Только к 3-4 месяцам, когда дитя свое внимание и взгляд начинает сосредоточенно концентрировать на предметах, игрушках и ручках или ножках, можно ему помогать. Как проводить эти тренировки, чтобы улучшить мелкую моторику у ребенка?

Для эффективности и пользы занятий родителям необходимо соблюдать несколько правил:

  1. проводить их интересно;
  2. эмоции только положительные, голос тихий, спокойный;
  3. тренировки должны быть короткими, чтобы не утомить малыша;
  4. хвалить, даже младенца (он это почувствует по интонации голоса);
  5. проводить занятия систематически.

Только вооружившись этими несложными требованиями и выполняя их, и в домашних условиях можно успешно проводить такие занятия.

Диагностика

Для определения нарушений развития моторики требуется проведение диагностики. Ее точные результаты установит специалист, однако родителям под силу оценить ситуацию самостоятельно в домашних условиях. Для этого нужно ненавязчиво попросить ребенка выполнять упражнения такого типа:

  • прочитать сказку, делая простые движения кистями, а затем предложить ребенку повторить;
  • вытянуть обе руки перед грудью, сжать одну ладонь в кулак, неспешно изменить положение кистей;
  • упражнения для пальчиков: ребенок совершает шаги средним и указательным пальцами;
  • сгибать поочередно пальцы на верхних конечностях и разгибать их в обратном порядке;
  • соединить пальцы, изображая клюв птицы, сделать упражнение на обеих руках по очереди;
  • разобрать пирамидку и попросить ребенка собрать ее самостоятельно;
  • предложить нарисовать копию домика;
  • обвести рисунок по пунктирным линиям;
  • разукрасить фигуру, не выступая за контуры.

Детям 3 (трех) лет допускается выполнение от 30% и более от упражнений, перечисленных выше. Ребенок пяти лет должен делать 80−90% заданий. При более низких показателях требуются специальные тренировки для развития мелкой моторики.

С чего начинать развитие мелкой моторики у малышей

Как понять, что у малыша развивается мелкая моторика? Когда родители увидят, что их чадо умеет хватать предметы не только полной ладошкой, но и двумя-тремя пальчиками, это значит, что моторные навыки сформированы хорошо. Останавливаться не нужно, надо продолжать с малышом тренировки и улучшать двигательную активность его конечностей.

Все развивающие занятия можно разделить на небольшие группы. Упражнения с грудничками можно начинать с массажа ручек, ножек и пальчиков. Младенцам первых двух месяцев необходимо проводить массаж ступней ножек и ладошек мягкими растирающими движениями. Пальчики можно помассировать каждый отдельно. Такой массаж улучшит кровообращение конечностей.

Совет. Малышам старше 2 месяцев рекомендуются игровые упражнения «Ладушки», «Сорока-ворона». Детям в полгода задания усложняются: можно дать им бумагу, они очень любят ее рвать.

Игрушки для развития мелкой моторики

Для развития моторной деятельности, как крупной, так и мелкой, можно использовать игрушки. Игрушечная индустрия в большом ассортименте представляет покупателям свои товары.

Как выбрать «правильные» игрушки для развития моторики? Прекрасно для этого подойдут развивающие игры-мозаики, кубики и пирамидки, конструкторы и пазлы. Сейчас на прилавках появляются все новые и новые модели «старых» забав:

  1. Слингобусы (вязаные бусы, помещающиеся в детскую ладошку);
  2. Фактурные погремушки (из различных материалов);
  3. Мягкие книжки, выполненные чаще всего из ткани;
  4. Развивающие панели с кнопочками, задвижками и т.п. (для исследователей);
  5. Сортеры (куб с отверстиями для фигурок) и матрешки.

Гимнастика для маленьких пальчиков

Советский педагог В.Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Если это так, то просто необходимо с младенчества развивать его посредством упражнений и пальчиковых игр.

Как развить моторику рук у маленького ребенка? Есть несколько упражнений, которые помогут активизировать движения ручек и пальчиков:

  1. «Человечек». Взять в руки детский указательный пальчик, нажимать им на части тела, произнося: «Точка, точка, огуречик» и т.д.
  2. «Пальчики». Сгибание и разгибание пальцев рук и ног.
  3. «Стенка». Детский стишок «Стенка, стенка, потолок, две ступеньки, дзинь – звонок!» становится упражнением. (Стенка – щечки, потолок – лоб, ступеньки – губы, носик – звонок).

Гимнастика для развития детских пальчиков насчитывает не один десяток вариантов. Их можно менять или чередовать ежедневно.

Игры на развитие мелкой моторики у детей до 1 года

Игр, дающих ответ на вопрос «Как развивать моторику рук у ребенка?», очень много. К ним можно отнести занятия с маленькими предметами, которые легко отыскать и дома: пуговицы, крупа, мелкие камешки или бусины. Замечательным материалом для развития мелкой моторики послужит пластилин. Из подручных предметов можно придумать множество игр для детей («Очисти яйцо или апельсин», «Открути или закрути крышку», «Расстегни или застегни пуговицу у куклы на платье»). Все зависит от фантазии и желания родителей.

Методические пособия, видео материалы, статьи станут хорошими помощниками в проведении различных тренингов, занятий и упражнений для укрепления здоровья и общего физического и интеллектуального развития ребенка. Только большое желание родителей помочь малышу развиваться может сотворить чудо.

Общие советы и рекомендации

  • развивающие занятия лучше проводить в первой половине дня и только в хорошем настроении обоих (!) участников;
  • Ваша задача – заинтересовать ребенка;
  • не перегружайте ребенка продолжительностью занятия (рекомендуется тратить на моторику до 15мин в день) в связи с тем, что малышам трудно сконцентрировать внимание на чем-то одном длительное время;
  • радуйтесь успехам и поддерживайте в неудачах;
  • будьте терпеливой, ведь вы уже Волшебница, а ваш малыш только учится магии жизни;
  • научитесь быстро переключать внимание ребенка после того, как занятие закончено (потому что кое-кто из малышей настойчиво требовать продолжения волшебства);
  • пусть интересные занятия станут полезной привычкой для вас каждый день, пусть ребенок с нетерпением ждет этого момента.

Впоследствии у вас появятся свои коррективы или новые варианты заданий, а вот если вы не знали с чего начать и как развивать эту самую моторику, то пожалуйста, читайте!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: