Развитие ребенка в 2-3 года: что делать, если малыш нервный и непослушный


С каким умилением и бесконечным счастьем родители встречают своего новорожденного ребенка. Какой же он милый и беспомощный. Кажется, что он всегда будет нуждаться в родительской опеке.

Но время быстротечно и очень скоро, с ростом малыша, происходит и рост его возможностей. Уже к двум годам появляется желание быть как можно более самостоятельным. Однако это не так просто, ведь ему приходится постоянно сталкиваться с некими границами — родительскими запретами, которые могут в один прекрасный момент спровоцировать детский протест.

Особенности поведения ребенка в 2-3 года

Родители практически не сталкиваются с проблемой непослушания, пока малышу не исполнится два года. По мнению психологов, после двухлетнего возраста формируется личность малыша. Ребенок начинает осознанно высказывать недовольство и проверять родителей на прочность.

В три года начинается перестройка взаимоотношений малыша с родителями и окружающим миром. Этот период педиатры и психологи называют “кризисом трех лет”. Ребенок все чаще говорит “нет” и воспринимает предложения родителей негативно, даже если любит это занятие. Такой этап длится 3-4 месяца, и при грамотном поведении мамы и папы постепенно проходит, малыш становится послушным и управляемым.

Непослушный малыш – не трагедия, и такое поведение можно исправить. Педиатры выделяют семь причин непослушания ребенка. Давайте рассмотрим каждую и узнаем, что делать, если малыш не слушается родителей.

Основные причины непослушания двухлеток

У подрастающего ребёнка всегда меняется поведение, это аксиома, с которой следует смириться. Но выраженность негативных реакций во многом зависит от особенностей воспитания, наследственной предрасположенно сти и типа темперамента. Начало «непослушного» поведения не обладает строгими границами и существенно колеблется.

Специалисты-психологи отмечают, что приблизительно с двух годиков малыш вступает в «период протеста». В его словаря возникает категоричное слово «нет», звучащее в ответ на каждую просьбу и предложение взрослого человека. Помой руки! – Нет! Убери игрушки! – Нет! Яростное недовольство вызывают простые указания и пожелания.

У родителей складывается впечатление, что ребёночка подменили. Повторы, пошлёпывания и крики не оказывают выраженного эффекта. Мамочки выматываются физически и психологически в ежедневной «войне», а ещё мучает чувство вины. Ведь деток шлёпать нельзя, но сдержаться не удаётся.

Важно понимать! Протестный период в становлении личности ребёнка перепрыгнуть невозможно. Таким способом он познаёт окружающий мир. Однако вы способны уменьшить количество конфликтных ситуаций за счёт правильного реагирования, терпения и предотвращения приступов упрямого поведения

.

Чрезмерная любознательность

Такое поведение свойственно для детей в два года, однако периодически встречается и у малышей постарше. В этом возрасте только формируется “внутренний барьер”, ребенок только накапливает опыт. Конечно, после года малыш уже понимает слово “нельзя”, но прислушивается к нему далеко не каждый раз.

При данной проблеме важно разговаривать с малышом, объяснять значение слов, активно учить говорить. Когда грудничок начинает говорить слоги и слова, понимать значение слов, читайте по ссылке .

Чем больше слов знает малыш, тем легче объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Но будьте готовы, что беседа с малышом в два года будет не столь эффективна, как хотелось бы. Так как ребенок в этом возрасте не всегда понимает, что от него требуют.

При разговоре старайтесь не кричать и не срываться на малыша. Нужно запастись терпением и несколько раз объяснять одно и тоже. Крик только напугает младенца и не приведет к нужному результату. Включайте в объяснения действия, превратите это в игру. Если малыш разбросал вещи и игрушки, собирайте предметы вместе наперегонки.

Недостаток внимания

Дети часто плачут, капризничают и плохо себя ведут, когда хотят привлечь внимание родителей. Для каждого малыша в любом возрасте важно внимание мамы и папы. Старайтесь больше проводить времени с детьми. Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом.

Дети нуждаются во внимании и общении. Общение с родителями – основа эмоционального и психологического развития детей. Важно понимать и то, что упустив воспитание малыша в 2-3 года, наладить связь между родителями и детьми в последующем будет тяжело.

Правила общения с ребенком 2-х лет

Малышу в возрасте двух лет особенно необходимо понимание со стороны родных и близких ему людей. Если он капризничает и не слушается, необходимо спросить у него самого, почему он поступает именно так. Зачастую это помогает ему самому осознать собственную неправоту.

Так, если после игры ребенок не собирает свои игрушки, можно собрать их в коробку и временно спрятать. Через некоторое время он поймет, что может потерять все свои любимые игрушки. Если же он проявляет чрезмерный интерес к бьющимся предметам в шкафу, то их нужно просто убрать в недоступное место. В случае необоснованных капризов, родители могут просто уйти в другую комнату. По прошествии некоторого времени малыш, успокоившись, последует за ними. До прекращения истерики внимание на него обращать не стоит.

Для того чтобы ребенок в 2 года слушался родителей, специалисты советуют им придерживаться трех основных правил:

  1. Ребенка до 3 лет наказывать бессмысленно. До этого возраста они еще не осознают, из-за чего получил наказание. Поэтому в этом возрасте лучше предпочесть путь подробного объяснения его поведения.
  2. В общении с двухлетним ребенком важна последовательность. То есть, если прыгать с дивана ему не разрешается, то даже в самом лучшем расположении духа родителей, разрешать это делать ему нельзя. Иначе он просто обидится, ведь ребенок не поймет, почему то, что можно вчера, сегодня уже нельзя.
  3. Общаться с ребенком нужно на равных. Его нельзя ни оскорблять, ни унижать даже за разбитую посуду.

Но в отдельных случаях ребенок 2 лет может беспричинно истерить. В таком случае ему стоит дать вволю поплакать. Вполне возможно, что его нервная система перегружена и нуждается в разрядке.

Проверка реакции родителей

Частая причина плохого поведения у детей любого возраста. В 2-3 года ребенок изучает мир и иногда выбирает такой путь для поиска подходящего способа общения с папой и мамой. Малыш хочет узнать, что будет, если он не сделает то, что просят родители.

В данном случае педиатры тоже рекомендуют подождать и перетерпеть этот период. Реагировать на непослушание нужно спокойно. При этом важно не идти на поводу и не спешить выполнять каждый каприз. Дайте понять, что вы слышите и понимаете ребенка, но не можете выполнить требование сейчас. Будьте последовательны и настаивайте на своем! Через какое-то малышу надоест провоцировать вас, он потеряет к этому интерес.

Отсутствие мотивации для выполнения требований

Недостаточно просто требовать что-то от детей, нужно мотивировать и объяснять просьбы. Ребенок должен понимать, зачем он что-либо делает. Это не означает, что за каждое правильное действие он будет получать игрушки или сладости. Нужно доходчиво объяснять малышу, зачем он должен так вести себя.

Объяснить малышу, зачем что-то делать, бывает трудно. Для начала объясните это в доступной форме сами себе. Подумайте, что вас побуждает делать то или иное действие. Используйте слова, смысл которых понятен и доступен малышу. Ищите, какую выгоду можно извлечь из того или иного поступка.

Например, требование “прибраться в комнате, чтобы был порядок” непонятен для ребенка. Да и мало кто понимает в 2-3 года, что означает слово “порядок”. Объясните малышу, что если он разложит мягкие игрушки по местам, в комнате будет больше места для игры в кубики. Или что, если он не будет разбрасывать одежду, не нужно тратить время на уборку. Вместо этого можно поиграть или порисовать.

Воспитание прутиком?

В 2 два года дети все активнее проявляют характер, словно испытывают родителей на прочность, определяя для себя рамки дозволенного. Непослушный ребенок для родителей — проблема. Конечно, прут — никудышный воспитатель, даже и в том случае, если им «только пугают».

Способность ребенка слушаться (а точнее говоря — управлять своим поведением) воспитывается совсем иными способами. Как физкультурник начинает тренировки с простых упражнений, так и послушание надо тренировать начиная с легких, посильных для малыша заданий. Вы весело и приветливо говорите ему: «Пойди ко мне!» и маните его. Если он сразу послушался и пришел, подхватите его, подбросьте (дети это очень любят), приласкайте, похвалите.

Если же ребенок не идет сразу, скажите веселее: «Беги ко мне, топ-топ!». «Топ-топ»—элемент игры, это ваша помощь ребенку. Приласкайте его, похвалите, как хорошо он умеет «топать». Это первое «упражнение» в науке послушания повторяйте почаще, вырабатывая своего рода рефлекс «зовут — иду».

Предположим такую ситуацию: вы говорите: «Полей цветочки». Ребенку не хочется, послушание его «под сомнением». Надо ему помочь — и вы продолжаете говорить, словно не замечая его нежелания: «Посмотри, как цветам хочется пить. На кружечку, иди скорей, полей!» Если замечаете, что слова ваши не действуют, скажите: «Пойдем вместе поливать, ты мне поможешь».

Если вам надо, чтобы ребенок сделал что-то выходящее из рамок его психических силенок (например, надо идти гулять, а он увлечен новой игрой), в этом случае помогите ему, — расскажите о том, что можно увидеть интересного во дворе.

Кое-кто из родителей возразит, что часто нет времени на все эти отвлечения и переключения. Это неверно. Проще потратить какие-то минуты на отвлечение, чем гораздо больше времени на возню с орущим и противодействующим ребенком.

Большое количество запретов

Многие родители грешат тем, что слишком много запрещают и слишком много требуют. Даже если ребенок послушный, тихий и спокойный, он часто слышит “нет” и “нельзя”. Более того, некоторые родители ограничивают детей даже в творческом развитии. У каждого человека, даже такого маленького, просто заканчивается терпение.

Не подавляйте желания и проявления детей! Если малыш хочет играть с кубиками, не заставляйте его рисовать. Не наказывайте кроху, если он хочет надевать зеленую кофту, а не красную. Пересмотрите подход к воспитанию, меньше запрещайте и поощряйте малыша за стремление что-либо сделать, за самостоятельность и за проявление положительных качеств.

Родители требуют то, что не делают сами

Большая ошибка родителей в том, что часто они сами не выполняют то, что требуют от детей. Малыши в 2-3 года повторяют за родителями, берут пример с мамы и папы. Причем в этом возрасте они делают это безосновательно. Почему они должны выполнять то, что не выполняете вы?

Проанализируйте “больные места” в поведении ребенка с собственным поведением. Если вы редко убираетесь в квартире, не следует требовать порядка в своей комнате и от малыша. Если вы не делаете зарядку по утрам, то и дети не станут.

Помните, что личный пример – мощный мотиватор и инструмент воспитания! Когда вы что-то требуете от малыша, используйте и этот аргумент в качестве объяснения. Говорите ребенку, если он хочет быть как мама или папа, он должен сделать так же.

Чего делать не стоит

Если малыша в 2 года словно подменили и он из когда-то спокойного, послушного превратился в несносного капризулю, то родители должны понимать, что некоторые их действия способны усугубить ситуацию.

Нельзя терять самообладание и пытаясь успокоить ребенка, повышать на него голос

, так как это приведет к абсолютно нежелательному эффекту и спровоцирует у него еще большее раздражение и агрессию, что в свою очередь усилит гнев родителей. Таким образом пострадает психика обеих сторон. Во время непослушания и истерик нужно очень аккуратно и спокойно общаться с ребенком, это будет гораздо эффективней, чем пугать его повышенным гневным голосом.

Детей в двухлетнем возрасте не стоит подвергать строгим наказаниям

. Это связано с их развитием, которое не позволяет им в полной мере осознать всю тяжесть своей вины, а в случае если они провинились утром, а наказание настигает их вечером, они могут совсем забыть о своем непослушании. Поэтому наказывая ребенка можно лишь усугубить ситуацию. Лучшим решением станет заблаговременное устранение тех вещей, которые могут стать поводом для наказания, например, стоящая в поле зрения стеклянная ваза или тарелка, до которых малыш сможет легко дотянуться и во избежание неприятностей такие вещи надо убирать в шкаф. Если при посещении магазина ребенок капризничает, просит сейчас же купить игрушку, не стоит в следующий раз брать его с собой за покупками, дабы избежать ненужных истерик. Такие меры станут поучительными для двухлетки и не оставят его проступки безнаказанными.

Ни при каких обстоятельствах, будь то истерика или непослушание, нельзя опускаться до унижения своего ребенка

, ведь у него в этом возрасте закладывается восприятие себя как личности, а, следовательно, он достоин уважения. Оскорбляя малыша в два года, можно в дальнейшем получить с его стороны те же самые действия по отношению к другим детям.

Противоречия между мамой и папой тоже окажут плохую службу в воспитательном процессе

. Когда за непослушание папа наказал, а мама тут же простила, ребенок очень быстро сделает для себя выводы и найдет наиболее подходящий вариант выхода из неудобных для него ситуаций. Итог не порадует ни того, ни другого родителя, так как малыш перестанет слушаться обоих. Поэтому лучше согласовывать свои воспитательные меры.

К очередному «нельзя» нужно отнести и обсуждение детского поведения в присутствии посторонних людей

. Ребенок может стать закомплексованным. Лучше «не выносить сор из избы» , а решить возникшую проблему наедине. Главное, сохраняя спокойствие, постараться объяснить непослушному карапузу, что хорошо, а что плохо, но так чтобы он понял самое важное, что его любят, понимают и готовы помочь.

В два года наши дети познают окружающий мир, и с каждым днем этот мир становится для них все интересней и увлекательней. И одними из первостепенных задач для взрослых являются помощь при адаптации в этом мире и выстраивание правильного отношения малыша к окружающим его людям. Если проявить к своему ребенку максимум терпения, внимания и понимания, то истерики и непослушания станут гораздо редким явлением. Два года – это непростой, но в то же время замечательный период, которым стоит дорожить и наслаждаться, ведь время скоротечно, второй раз это не повторится!

Недоверие к родителям

Такая причина плохого поведения не возникает в 2-3 года, она появляется после четырех лет. Если ранее малыши считают себя виноватыми в упреках родителей, то после 4-6 лет они начинают понимать, что родители тоже бывают неправы. Например, если мама привыкла “срываться” на ребенке или папа часто несправедливо наказывает. В результате дети теряют доверие к родителям, а непослушание становится целенаправленным.

В данном случае родителям нужно скорректировать поведение, пересмотреть методы и формы воспитания, внимательно рассмотреть и разобрать сложившуюся ситуацию, выявить и исправить ошибки. Подходящим вариантом для решения такой проблемы станет обращение к семейному психологу, чтобы вернуть прежнее доверие к родителям.

Чтобы избежать подобной проблемы, нужно правильно выстраивать поведение уже в раннем возрасте младенца. Старайтесь быть справедливым и спокойным. Разговаривайте с малышом и объясняйте, что и как правильно нужно делать и не срывайте злость на детях.

Что делать, если ребенок не слушается

  • Определите причину такого поведения. Чтобы это сделать, задавайте наводящие вопросы, типа “Почему ты не хочешь кушать этот суп?”, “Может быть, ты будешь кушать кашу вместо супа?”, “Этот суп не вкусный?” и пр.;
  • Предлагайте альтернативный вариант. Если малыш не хочет рисовать, предложите поиграть, если не хочет кушать суп, предложите второе блюдо и пр.;
  • Объясняйте ребенку, что вы хотите, четко и понятно. Используйте простые слова и фразы. Учитесь договариваться с малышом;
  • Разговаривайте спокойно и не кричите, не используйте повелительный тон и не показывайте власть, не пытайтесь подавить ребенка с помощью силы или авторитета. Важно, чтобы малыш “не закрылся” от родителей;
  • Детские психологи не рекомендуют наказывать детей до трех лет, так как они не понимают за, что их наказывают.;
  • Ведите себя последовательно и выполняйте обещания. Введите несколько постоянных запретов, которые ни родители, ни дети не должны нарушать. Например, каждое утро выполнять зарядку;

  • Если вы были не правы, несправедливо наказали малыша или “сорвались”, обязательно извинитесь!;
  • Не забывайте показывать ребенку, что любите его, даже если он совершил плохой поступок. Объясняйте, что вы злитесь на поступок или конкретное поведение, а не на него самого. Не угрожайте малышу, что разлюбите его или бросите, если он будет плохо себя вести!;
  • Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что. Не следует наказывать малыша в присутствии других детей или взрослых людей. Объясните наедине, почему он неправ;
  • Иногда дети в 2-3 года плачут и истерят без видимой причины. Такое бывает, если нервная система малыша перегружена. Просто дайте ему выплакаться;
  • Переключите внимание малыша, когда тот сильно капризничает или плачет. Однако такой способ подходит только для детей до 3-4 лет;
  • Не забывайте, что вы – пример для своих детей! Составьте распорядок дня и придерживайтесь графика вместе;
  • Хвалите малыша, ищите и развивайте его способности, меньше говорите “нет”.

Причины конфликтов с ребенком в два года

Уже со 2-го года жизни в словарный запас каждого малыша входит слово «нет». Зачастую он может произносить его в ответ на каждую просьбу взрослых и даже родителей. Специалисты выделяют этот период развития в так называемый «период протеста». Он может продолжаться до трех лет и выражаться в постоянных проявлениях злости. При этом ребенок может падать на землю, кричать, стучать ногами и даже замахиваться на близких.

Родители должны осознавать, что избежать этого времени становления ребенка просто невозможно. Но сократить численность конфликтов под силу каждому. Дело в том, что все приступы непослушания ожидают соответствующего внешнего эффекта. Поэтому если реакция взрослых будет правильной, то и ребенку не будет смысла много не слушаться. Другими словами, задача родителей в общении с ребенком сводится к предотвращению приступов протеста и упрямства.

Обычно ребенок в 2 года не слушается в двух случаях:

  1. Если его принуждают к тому, что он не хочет насильно.
  2. Если ему запрещают делать то, что он хочет.

От родителей потребуется, прежде всего, умеренная требовательность, и к поведению малыша, и к его поступкам. То есть ему ни в коем случае нельзя излишне уступать, но и устанавливать необоснованно строгие рамки нельзя. В обоих случаях можно спровоцировать еще большее непослушание со стороны ребенка двух лет.

Иногда, когда ребенок в 2 года не слушается, что делать родители не знают. Они попросту не понимают, что их малыш слишком избалован. Такое может случиться, если родители разрешают не все, а вот у бабушки царит вседозволенность. Допускать такого нельзя, так как в будущем это приведет к получению эгоиста, мало приспособленного к жизни.

Кроме того, капризничать и не слушаться ребенок 2 лет может просто потому, что он заболевает. Поэтому родители должны быть всегда внимательны к поведению своего малыша.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: