Появление в семье ребенка сопряжено с рядом новых обязанностей, которые ложатся на плечи родителей. Именно на первом году жизни малыш совсем беспомощный, а вместе с кормлениями, купанием и прогулками родители должны заниматься ранним развитием и выбором развивающих игр. Какие игрушки нужны крохе, каким звукам его учить, какие мультики включать – на эти и другие вопросы попробуем ответить далее.
Когда начинать занятия
Идеальное время для развивающих занятий с ребенком первых месяцев жизни – это время, когда ребенок сыт, доволен и не хочет спать
. Новорожденный, как правило, либо находится в состоянии голода, либо спит. К тому же первый месяц проходит адаптация семьи к новому режиму существования, мама учится заботиться и понимать своего ребенка. Поэтому обычно развивающие игры и занятия родители могут начать
со второго месяца жизни малыша
.
Послеобеденное время хорошо подходит для развивающих занятий. Полный список развивающих занятий и игрушек для каждого возраста вы найдете в нашем «Руководстве …».
Игры для детей от полугода
Когда ребенку исполняется полгодика, то он интересуется окружающим миром и становится активнее. Сейчас ему интересны игры, связанные с движением и познанием.
- Под музыку ребенок ручками уже имитирует танец, повторяет звуки, агукает.
- Дети с радостью играют с мячом: мячик с колокольчиком развивает слух, мячик с пупырышками – моторику. Также стоит взять надувной мяч, положить ребенка на него животом и покачать, хорошо придерживая малыша. Это не только весело, но и полезно для спинки.
- Понравится ребенку игра с водой: налейте в глубокую тарелку воду, опустите туда пальчики малыша, дайте ему пощупать содержимое емкости.
- Играйте с мягкими книжками, покажите ребенку на фото маму, папу и других знакомых ему людей.
- Зовите малыша по очереди с папой или бабушкой, а потом спрашивайте: «Кто это зовет Ванечку?» Малыш должен поворачиваться в сторону того взрослого, который его звал.
- Разрешайте ребенку трогать все предметы, которые ему нравятся, попутно выговаривая их названия и показывая предназначение. Пультом включите телевизор, позвоните с мобильного и дайте малышу послушать голос папы или бабушки, включите и выключите свет. Чем скорее малыш познает все вокруг, тем раньше он перестанет хватать предметы, которые не являются его игрушками.
Развивающие игры для самых маленьких подбирают в зависимости от того, что интересует малыша на том или ином отрезке жизни. Когда ребенку исполнится 4-5 месяцев, вы уже будете знать, какие именно игрушки и игры его привлекают, поэтому без труда подберете хорошую программу.
Развивающие игрушки
Игрушки для детей первых месяцев нужны совсем простые – легкие, звучащие, интересной фактуры, из натуральных материалов.
Одна из любимых звучащих игрушек — маленький колокольчик
(например, валдайский). Детки готовы подолгу прислушиваться к его звону и следить за ним глазами.
Для обучения малыша владению своими ручками, подойдет легкая погремушка с колечком, которую ребенок сможет сам взять в руку. Постепенно он начнет связывать шуршание погремушки с движениями руки. Игра с массажным шариком
помогает раскрытию ладошки.
Прекрасная русская народная погремушка из бересты — шеркунок
. Вкладывая ее в ручку младенца, мы вырабатываем у него правильный захват с отведением большого пальца. Тихий шуршащий звук развивает слух и успокаивает малыша. Натуральный материал имеет
интересную разнородную фактуру
. Береста имеет свой приятный запах и вкус, отличный от одинакового примитивного вкуса и запаха пластиковых игрушек.
Специалисты по вальдорфской педагогике призывают окружать младенца только «настоящими» предметами
, не обманывающими органы чувств. Так, пластиковый кубик с рисунком «под дерево» обманывает чувства ребенка, не имея свойств настоящего дерева (вес, фактура, запах и тд). Поэтому игрушки для малышей рекомендуется подбирать из различных
природных материалов
, высокохудожественной простой формы (например, игрушки народных промыслов), естественной природной окраски, природным звучанием (колокольчики, мешочки с горохом, фасолью и тп).
Игры для детей до полугода
Когда малышу исполняется 2-3 месяца, то он стремится изучать окружающий мир, а лучшими игрушками для детей такого возраста становятся окружающие их предметы. Чтобы занять ребенка, стоит использовать игры, которые рекомендуют педиатры.
- Для развития речи и слуха маме стоит читать ребенку стишки и петь песни, которые он будет с удовольствием слушать. При звуках любимых мотивов малыш будет радоваться, сжимать кулачки, разглядывать маму.
- Для игры возьмите 2 куклы, которые надеваются на руки, а потом разыграйте для малыша сценку или шевелите куклами, издавая простые звуки.
- Так же, как слушать, малышу очень интересно разглядывать родителей, поэтому не забывайте о классической игре в прятки. Просто закройте лицо руками, а потом покажитесь малышу, приговаривая «ку-ку».
- Для развития моторики стоит разминать ручки ребенка, водить по ним пальцем, рассказывая при этом считалочку про сороку-ворону или зайчат.
- Возьмите яркую игрушку и наклоняйте ее в стороны или сделайте движение «самолетик», чтобы ребенок следил за ней глазами. После 4,5-5 месяцев ребенок захочет подержать погремушку, поэтому после игры дайте ее ребенку в руку.
- Предложите ребенку посмотреть в зеркало, удерживая зеркало на расстоянии 2 ладоней от малыша.
Стоит помнить, что развивающие игры для детей не должны длиться дольше 10-15 минут, а играть с ребенком надо 5-6 раз в день. За короткий срок малыш не успеет устать, не будет капризничать и станет проявлять все больше интереса к игре.
Развивающие карточки
Развивающие занятия с карточками тренируют малыша фокусировать взгляд, ускоряют развитие четкого зрения. И начинают знакомить его с огромным миром, в котором ему предстоит жить. Существует большое разнообразие развивающих занятий, готовые комплекты карточек с рисунками и словами. Выбирайте по своему вкусу, но помните, что ребенку необходимо гармоничное развитие (разум-душа-тело). Не превращайте развивающие занятия в интеллектуальную дрессировку. Вы растите человека, друга, помощника. Уделяйте больше внимания развитию человеческих качеств
у ребенка. И пусть каждый урок запечатлится в его душе как радость общения и познания мира.
Трек для ползания – первый тренажер для младенца
Ползание в первые месяцы возможно благодаря врожденному рефлексу. Положите ребенка на живот на гладкую поверхность и подставьте ему под ступни для опоры свои руки. Отталкиваясь от опоры и выпрямляя согнутые ноги, малыш продвигается вперед. Это полезное упражнение, улучшающее связи между правым и левым полушариями головного мозга. Ползание также способствует укреплению костно-мышечной системы и общему физическому развитию ребенка. Подробнее о методе раннего ползания можно почитать в работах Гл. Домана («Как научить своего малыша читать», «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга», «Как сделать своего ребенка физически совершенным. С рождения до шести лет», «Да, ваш ребенок — гений!»)
Для ползания в первые месяцы жизни можно использовать трек. Если его бортики обить мягким материалом, можно будет выкладывать туда малыша поползать одного вместо манежа. Он будет ползти вперед, отталкиваясь от стенок. Устанавливайте трек сначала немного под углом, чтобы ребенку сразу были видны результаты его усилий и хотелось двигаться дальше. Можно помогать малышу, подкладывая пальцы ему под пятки. Постепенно ребенок научится ползать и по горизонтальной поверхности. Раннее рефлекторное ползание – это мостик к следующему необходимому навыку: перекрестному синхронному ползанию. (Подробнее о ползании…).
Как играть с новорожденным ребенком
Квартира, в которой вы живете, обычна и привычна для вас, а для вашего малыша – это удивительный, непознанный мир. Узнавать, что это висит на стене и тикает – это увлекательная игра. Можно с самого рождения заранее составить маршрут вашей экскурсии по квартире, и проводить прогулку каждый день не меняя последовательность пунктов. Вот висит зеркало, скажите ему «привет», покажите, где находитесь вы, а где малыш.
Дальше по ходу маршрута часы: они весят на стене и тикают. Если есть только наручные часы, то их можно прикладывать к ушку ребенка, давать слушать, спрятать под одеяло, а потом радостно найти.
Баловаться светом любят абсолютно все дети. Слезы высыхают мгновенно, как только рука ребенка оказывается на выключателе.
Для особых дней, когда у ребенка будет плохое настроение, надо приготовить волшебную коробку. Конечно, это вполне обычная коробка из-под обуви, например, но внутри нее будут богатства, как в вашем детстве. Положите туда маленький мячик, емкость из-под крема, ненужные в доме предметы, но вполне подходящие для исследования маленьким человечком. Как только наступи день «Ч», извлеките коробку и дайте ее ребенку. Он моментально успокоится и будет с энтузиазмом вытаскивать все новые и новые неизведанные предметы.
И закончить столь пространную статью хочу цитатой из любимого мною Фромма: «Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это».
Возврат к списку |
Мобиль
Сытого и уставшего малыша можно положить в кроватку под мобиль. Наблюдение за движущимися фигурками развивает зрение. Различные музыкальные игрушки-мобили можно приобрести в детских магазинах, но с точки зрения развития ребенка наиболее ценны мобили, изготовленные самостоятельно
. Не так важно, будет ли это сложная конструкция или просто вешалка для одежды, закрепленная над кроваткой малыша. Главное, чтобы была возможность подвешивать разные игрушки и менять их.
Наиболее простая самодельная игрушка – бумажная. Можно использовать технику оригами, сложив из разноцветной бумаги журавликов, кораблики, цветы. Или нарисовать простые изображения с двух сторон, например, используя образы из колыбельных, потешек или песенок, которые вы часто поете ребенку (например, сорока, попугай, котик и тд). Можно сшить простые фигурки животных или птиц. Все игрушки из разных материалов будут по-разному двигаться на мобиле. Одновременно на мобиле достаточно закрепить 2-3 игрушки, меняя их через 3-4 дня.
Пальчиковые игры, а также русские народные потешки и прибаутки
Начать развивать речь ребенка можно сразу же после того, как выписали из роддома. В этом вопросе рано не бывает, бывает только поздно. Речь ребенка тесно связана с развитием его руки, специалисты называют это мелкой моторикой. Когда мы развиваем тонкое движение пальчиков, мы напрямую влияем на ту область мозга, которая отвечает за появление слогов, а потом и слов, и предложений в речи ребенка. Пока малыш не может кончиками пальцев брать бусинки или мять пластилин, мы должны активизировать необходимые зоны сами. Делать это очень просто, и опять в форме игры! Кормите малыша грудью, тихонько потрите, помассируйте кончики пальчиков ребенка, разотрите их. Как только малыш подрастет, вы можете начать играть с ним в так называемые пальчиковые игры. В них с детьми играли наши предки славяне и зафиксированы они в дошедших до нас детских потешках «Сорока белобока», «Коза рогатая», «Ладушки». Вот пример одной, называется «Семья», попеременно надо загибать и массировать пальчики от большого до мизинца: «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик мама, этот пальчик мама, это пальчик Вероника (имя ребенка)».
Еще будучи беременной вы даже представить себе не могли, что сможете на ходу придумывать свои колыбельные и так нежно относиться к своему ребенку. Любовь матери, умиление, которое вызывает в ней малыш, передает народная мудрость, вложенная в потешки, прибаутки и пестушки. В старину малышу пестовали, то есть лелеяли. Вот проснулась детка, а мама уже рядышком, сидит и приговаривает: «Потягунюшки, Потягунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки – ходюнюшки, А в ручки = хватунюшки, А в роток – говорок, А в головку – разумок!»
Погладили ребенка, расправили ему ручки, ножки, согнули-разогнули, после гимнастики нужно умыться самой и не забыть про кроху: «Водичка, водичка, умой (имя ребенка) личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!»
Покушал малыш, отдохнул, можно ему еще один стишок рассказать: В светлом теремочке «Выросла (имя девочки) Люди ее любят, Все ее голубят».
А сыночку можно прочитать: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Коленька (имя мальчика) хороший, Коленька (имя мальчика) пригожий.
Вреда не будет, если вы будете читать стихи Пушкина или любимого поэта серебряного века. Главное – делать это с радостью, нежно и ласково.
Развивающая среда – идеальное окружение
Гармоничное окружение способствует формированию здорового гармоничного человека. Окружая ребенка гармоничными, приятными глазу предметами, мы формируем его вкусы, симпатии, мировоззрение в соответствии со своими, растим родного для нас человека.
Не будем забывать, что любое специальное «развивающее занятие» или «уникальная методика» — всего лишь один из вариантов стимуляции мозга младенца
, не более и не менее эффективный по сравнению с другими, обеспечиваемыми развивающим уходом (ношение на руках и в слинге, материнский массаж, грудное вскармливание, вестибулярная гимнастика, высаживание и тд).
Лучшее развивающее занятие для ребенка первых месяцев жизни
– это быть включенным в интересную, насыщенную разнообразной деятельностью жизнь родного взрослого человека. Будьте рядом со своими детьми!
Развивающие занятия с ребенком старше 4 месяцев
Для развития ребенка после 4 месяцев необходимо организовать пространство на полу.
Лучше, если это будет не манеж, а коврик или мат. Ребенок с них не упадет и сможет беспрепятственно двигаться и изучать мир. Начните продумывать безопасное устройство дома для малыша, пока он еще не научился ползать.
Так же хорошо устроить в детской комнате уголок Монтессори. Это специальные полки, на которых аккуратно стоят первые игрушки
. Игрушек должно быть немного, всего несколько штук, по одной каждого вида. Рядом с полкой подготовьте удобное пространство для игр – коврик с нескользящим покрытием, который легко постирать. Такая организация пространства облегчит вам уборку и с самого начала
приучит малыша к порядку
.
Для ползающего ребенка важна развивающая среда, чтобы он сам мог выбирать, когда и чем заниматься
. И тогда у мамы появляется дополнительное свободное время. Для полноценного физического развития ребенка первого года дома нужен
спортивный комплекс, желательно с рукоходом
. Подробнее о его использовании можно прочесть в нашем «Руководстве…».
Для хорошо ползающего и уже начинающего ходить малыша нужна горка, она может входить в спортивный комплекс, и лестница, по которой можно ходить и ползать. Подробнее об опыте организации домашнего спортивного уголка для детей после года можно прочитать здесь. Для борьбы с плоскостопием нет ничего лучше ходьбы босиком по траве и гравию. Поэтому нужно стараться выезжать с ходящим малышом летом на природу.
В нашем видеопособии «Развивающий уход за младенцем» вы также сможете посмотреть раздел, посвященный развивающим занятиям с ребенком первого года жизни.
Самый простой и эффективный способ организовать развивающие занятия для ребенка первого года жизни – это продумать соответствующую интересную и безопасную среду у себя дома. Это под силу каждой семье. Попробуйте!
Интеллектуальное развитие
Считается, что уровень интеллекта закладывается в самом раннем возрасте и степень его развития зависит в первую очередь от усилий родителей. Поэтому очень важно уделять внимание интеллектуальному развитию малыша.
1.Изучение геометрических фигур:
- с раннего возраста можете начинать показывать ребенку черно-белые картинки с геометрическими формами;
- учите малыша играть с кубиками (например, строить башню), а также фигурами перемещающимися по спирали и т.д.
2.Изучение цветов:
- дети очень любят играть со стаканами или коробочками разных размеров;
- научите ребенка строить из блоков конструктора разного цвета.
3.Занятия на внимательность и логику:
- покажите малышу, как играть с пирамидкой;
- поиграйте в прятки (можете закрывать свое лицо или лицо ребенка руками/платком/пеленкой или прятать игрушку);
- рассыпайте и складывайте однородные предметы вместе с малышом;
- собирайте простые пазлы;
- научите ребенка играть с сортером и рамками-вкладышами.
4.Изучение окружающего мира:
- предлагайте малышу трогать предметы разной фактуры;
- ловите в воде небольшие игрушки (можно с помощью совочка или сачка);
- катайте с ребенком игрушки в коробке за веревочку;
- переливайте воду из одной емкости в другую;
- учите малыша бросать игрушки в коробку/ведро;
- предлагайте малышу играть с песком или снегом на улице (с использованием лопатки, грабель, ведра, формочек).