Особенности развития девятимесячного ребенка
Начало десятого месяца жизни – период особый, это последний триместр младенчества. В этом возрасте кроха переживает мощный интеллектуальный подъем: простой интерес к окружающему сменяет любопытство, теперь малыш не просто хватает предметы – он пытается при их помощи осуществлять какие-либо манипуляции, и на первое место выходит предметная деятельность. Мозг осваивает мыслительные операции, получая информацию об окружающем мире через движение рук. Он не развивается независимо от тела, и умственное развитие идет параллельно физическому.
Речь
Ребенок становится сообразительным, хорошо понимает речь взрослых, а не просто улавливает интонацию. Теперь он не спонтанно воспроизводит звуки, лепеча, а демонстрирует собственную речевую деятельность: осваивает новые слоги и пытается подражать интонации взрослых.
Физическая активность
Физически малыш тоже заметно «повзрослел». Его уже не удержишь в кроватке или манеже. Теперь он подолгу может заниматься сам собой: исследовать квартиру, передвигаясь ползком или в ходунках, а некоторые непоседы уже делают в этом возрасте самостоятельные шаги.
Очень важно, чтобы в доме было выделено игровое пространство для малыша. Пусть это будет не отдельная комната, а просто уголок, куда можно постелить одеяло и положить игрушки. Замечательно, если есть возможность выделить небольшую детскую зону в каждой комнате: в гостиной с погремушками и пирамидками, в кухне с безопасной кухонной утварью (крышками, тарелками, ложками), в ванной полочку с резиновыми игрушками и пустыми бутылками от шампуней.
Эмоции
В этом возрасте малыш сам не может еще долго играть, ему необходим партнер. Очень важно, чтобы кроха получал от родителей опыт проявления эмоций, переживаний, каких-либо действий в совместных с ними играх.
Как развивать ребенка в 9 месяцев?
«Раннее воспитание ребенка не требует от родителей ни лишнего времени ни денег, — уверяет Масару Ибука, автор бестселлера для родителей «После трех уже поздно».
Не обязательно иметь педагогическое образование, чтобы правильно заниматься с малышом, и записывать кроху в школу раннего развития тоже нет необходимости: впереди его ожидает как минимум пятнадцать лет учебы! Пусть малыш подольше побудет маленьким! Ведь развивающие игры для детей 9 месяцев дома – это просто!
Существуют различные методики детского развития, обещающие родителям, прочитавшим умную книжку, что их ребенок станет гением. Но не стоит торопить события, чрезмерно нагружая малыша, занятия должны соответствовать возрасту! Уделять внимание стоит всестороннему развитию: совершенствовать слух, зрение, развивать речь, физические способности.
На пороге речи: учимся говорить и понимать взрослого
Начиная с 9 месяцев, малыш начинает активно лепетать, произнося простые слоги, учится подражать взрослому, повторяя за ним слоги. В этом возрасте ребенок понимает названия нескольких предметов, умеет их находить и показывать.
«Знакомые игрушки»
Если малышу знакомы две игрушки, добавьте к ним новую. Посадите малыша напротив игрушек, назовите вслух новую игрушку. Попросите показать уже знакомые ему игрушки. Затем, попросите показать новую. Как только малыш справится с этой задачей, похвалите его. Поменяйте игрушки местами и начните игру сначала.
«Катаю мяч»
Эта игра научит ребенка выполнять простые действия и произносить новые слоги.
Сядьте на пол, посадите малыша напротив. Читайте стишок, выполняя движения, а кроха будет вам подражать:
Ручками мы хлопнем —Хлоп-хлоп-хлоп!Ручками мы хлопнем —Хлоп-хлоп-хлоп!Ручками помашем —Ля-ля-ля!Ручками помашем —Ля-ля-ля!
Поставьте малыша на ножки к опоре и продолжайте:
Ножками мы топнемТоп-топ-топ!Ножками мы топнемТоп-топ-топ!Ножками попляшем,Да-да-да!Ножками попляшем,Да-да-да!Топ-топ
Эта игра развивает понимание сюжетных действий и добавляет новые звуки в словарный запас малыша. Возьмите куклу за ручки и водите ее, приговаривая:
Уходи с дороги кот,Наша куколка идет,Топ-топ, топ-топ,Топ-топ, топ-топ,Наша куколка идет,Ни за что не упадет.Бух! Упала!
Игры для развития речи
К девяти месяцам заметно меняются и речевые навыки ребенка. Лепет становится более продолжительным, девятимесячный малыш уже может произносить слоги со сложными согласными, связывает их в речевую цепочку, используя разную интонационную и эмоциональную окрашенность. В его речевой практике появляются междометия: «Ай», «Ой».
Кроха знает свое имя, понимает значение слов «дай», «на», «где?», умеет выполнять некоторые движения по просьбе взрослого. При слове «ладушки» — хлопает в ладоши, или машет ручкой «пока-пока» на прощание. Развивающие речь игры для ребенка 9 месяцев станут мотивацией говорения, обогатят пассивный словарь малыша, натренируют артикуляционный аппарат, разовьют фонематический слух.
- «Маленький певец» — мама должна распевать слоги, которые малютка уже умеет хорошо произносить: «Ма – ма – ма, па – па – па – па». Услышав знакомые звуки, ребенок начинает подпевать.
- «Мамины просьбы» — научить малыша выполнять маленькие поручения: дать руку маме, принести мячик, прикатить машинку, помахать ручкой. Постепенно просьбы стоит усложнить, подчеркивая качества и свойства предметов: «Сашенька, дай, пожалуйста, маленькую машинку» или «Кинь мне красный мячик». Игрушки в 9 месяцев становятся незаменимым средством обучения речи.
- «Объяснялки» — в первую очередь малыш начинает произносить слова, которые обозначают жизненно важные для него действия: пить, дай, бух, ням — ням, гулять. Поэтому они должны быть предельно простыми и короткими, вплоть до звукоподражаний. С их помощью учим 9 месячного ребенка высказывать желания и потребности.
Не жалейте своего времени и сил на общение, игры и разговоры с детьми. Помните, что малыши, развитию которых родители уделяли внимание, вырастают грамотными, гармонично развитыми и успешными.
Игры, развивающие первые предметные действия
Представление о величине, форме, цвете малыш должен получать в первый год жизни. Какие игры способствуют этому?
- Разнообразные пирамидки с колечками разного размера и цвета, кубики, сортеры – эти игрушки должны быть у ребенка. Заниматься стоит столько времени, сколько у ребенка сохраняется интерес к игре. Самостоятельно малыш вряд ли научится управляться с таким «дидактическим материалом» — обязательно показывайте, что нужно делать.
- Привлеките внимание крохи, позвав его по имени или похлопав в ладоши. Далее – продемонстрируйте игрушку, покажите со всех сторон, комментируя: «вот какая интересная пирамидка! А какие у нее яркие колечки!».
- Сначала соберите пирамидку сами, не переставая комментировать свои действия. Позволяйте ребенку трогать, даже забирать игрушку из ваших рук. Не беда, если он не даст вам собрать пирамидку полностью.
- Следующий этап – проделайте работу повторно, но уже ручками ребенка, удерживая их своими руками, направляя движения.
- Далее, когда малыш поймет, в чем суть игры, собирайте пирамидку вместе, поочередно надевая кольца. Несколько дней – и ребенок начнет собирать игрушку сам: сначала хаотично, затем – по порядку располагая части.
С большим удовольствием малыш возится с коробочками, мисочками, ведерками, в которые можно класть игрушки.
«Сортировка»
Игра, в которой предметы нужно сортировать по определенным признакам. Конечно, ребенок еще мал, но регулярно занимаясь, очень скоро он начнет складывать кубики в одну коробку, а книжки – в другую. Хорошим помощником в этом может стать большая одноместная матрешка. Такие игрушки позволяют малышу изучать свойства пространства, объема и вместительности.
«Все, что малыш делает непосредственно руками, руками, — или рисует, или разбрасывает по дому игрушки, даже когда просто рвет бумагу — способствует интеллектуальному и творческому развитию, — говорит Масару Ибука. — Чем раньше вы дадите карандаши, тем увидите быстрее результаты».
Рисование
Уроки рисования можно проводить и пальчиковыми красками. Рисовать ладошками и пальчиками полезно для развития мелкой моторики и воображения. Можно расстелить большой лист бумаги на полу или закрепить на стене, так крохе будет удобно творить шедевры.
Умения 9-месячного крохи
- Малыш должен уметь сидеть – уверенно и без поддержки.
- Умеет ползать на четвереньках.
- В положении сидя ребенок может наклониться и взять игрушку. Способ захвата предметов в 9-месячном возрасте меняется, теперь малыш берет предмет, смыкая большой и указательный пальцы. Это так называемый пинцетный захват. Данный навык позволяет крохе поднимать мелкие вещи.
- Ребенок должен уметь стоять, держась за опору. Иногда дети начинают играть, приседая, вставая или подпрыгивая.
- Малыш должен уметь перелезать через невысокие препятствия и залезать на диван.
- Кроха хорошо реагирует, когда его зовут по имени, и поворачивает голову.
- 9-месячный карапуз должен уметь выговаривать не только гласные буквы, но и согласные буквы, и слоги. Самый простой метод развития речи малыша – разговаривать с ним, проговаривая все свои действия, рассказывая о предметах и явлениях природы.
Игры, нормализующие двигательную активность
Мама может стать отличным физинструктором. Хорошо бы приобрести фитбол и резиновые мячи разных размеров, включая в гимнастику элементы игры вы уже сейчас привьете малышу любовь к спорту.
«Катим-катим»
Простая игра, развивающая силу рук, координацию движений малыша. Посадите его напротив себя на расстоянии метра и толкните мяч, чтобы ребенок его мог поймать. Сразу ответных действий ждать от ребенка не стоит, но через несколько дней эта игра уже не будет из категории «в одни ворота». Кроме того, эта игра научит ребенка выполнять простые поручения: катай, дай.
Покажите малышу мячик, покатайте его. Толкните мяч навстречу малышу, и попросите его сделать ответное действие. Сопровождайте игру стихами:
Катай мой мяч,Катай опять,Катай туда,Катай сюда.Мой мяч катись,Назад вернись!Смотри, не зевай,Мне мячик отдай!
Лошадка-качалка
Хороший тренажер для развития равновесия и тренировки вестибулярного аппарата. Первое время малыш должен качаться только под присмотром взрослых. Покупать такую игрушку лучше по росту, чтоб ножки ребенка доставали до пола. Но эта игра только для тех деток, которые отлично умеют сидеть без опоры за спиной!
Если есть возможность установить дома детский турничок – это станет замечательным тренажером для группы мышц рук и спины.
«Тянем-потянем»
Игра, которая развивает плечевые мышцы. Сядьте напротив крохи и дайте в ручки ему конец длинного шарфа, а другой конец потяните, чтобы ребенок понял, чего вы от него ждете. Обязательно поддавайтесь маленькому партнеру, а когда он потянет сильно, можно даже упасть: так ребенок ощутит, насколько радостной может быть победа, и ваш «проигрыш» вознаградится счастливым смехом.
Физические упражнения и занятия сенсорными играми способствуют общему укреплению мышц, развивают внимание и координацию.
«Добившись того, что работа мышц и координация движений станут слаженными, ребенок будет готовым к более сложным навыкам, например, к ходьбе», — констатирует Джеки Силберг, автор издания «125 развивающих игр до года».
Как развивать мелкую моторику малыша и зачем это нужно?
Исследования коры головного мозга подтвердили, что кисть руки – полноценный орган речи, так как существует тесная взаимосвязь тонких движений пальцев и речевой функцией.
Если вы хотите, чтобы кроха скорее научился говорить, нужно тренировать не только артикуляционный аппарат, но и мелкую моторику пальцев.
И чем раньше начать это делать – тем скорее будут результаты.
Несложные пальчиковые игры – не просто физические занятия с ребенком. Вы касаетесь его частей тела, произносите приговорки, ждете ответной реакции – и ребенок идет на контакт. Это более глубокое общение, нежели обычный диалог.
«Коза рогатая, бодатая», «Ладушки» — самые простые из этой категории развивающих игр. Тренировать пальчики можно и во время купания, например, намыливая ручки по одной, массируя каждый пальчик, чуть потягивая, повторять:
Этот пальчик с мылом мыли,И про этот не забыли.Мыли – мыли, полоскали,Каждый пальчик целовали.
Перед обедом, дав в ручки ложку, чтобы кроха сжал ее всей пятерней тоже можно поиграть. Поочередно разжимать пальчики и отпускать, приговаривая:
Взял к обеду крошкаВот такую ложку!Этот пальчик покормил,И вот этот покормил,И про этот не забыл,И мизинцу уделил.А большому не досталось,Ох-ох-ох, какая жалость!
Можно включать пальчиковые игры даже в процесс переодевания. Натягивая футболку, просунуть в рукав сначала одну ручку, погладив ладошку, сжать и разжать пальцы в кулачок, говоря:
Что за славные ребяткиС малышом играют в прятки? Вот они (разжав кулак), а вот их нет (сжав), Ну, привет, малыш, привет! (сжать слегка и потрясти ладошку).
То же самое проделать и с другой ручкой.
Развитию мелкой моторики способствуют игры с бусами (под присмотром!), с крупами (удобны мешочки, фасованные крупами разных сортов), конструктором, крупными пазлами. И пусть игрушка немного не по возрасту, но ведь ей можно найти творческое применение!
Развиваем интеллект
В 9 месяцев ребенок впитывает знания, словно губка, стараясь познать окружающий мир. Его мозг осваивает основные мыслительные операции: малыш уже может думать, выполнять элементарный анализ, делает умозаключения. У него развивается память, внимание и восприятие. Эмоции становятся осознаннее и богаче. В 9 месяцев будут кстати игры с ребенком, тренирующие смекалку, память, логическое мышление и фантазию.
- «Собери матрешку» — для занятия понадобятся две раскрытые матрешки разной величины. Предложите ребенку подобрать верхнюю часть игрушки к донышку. В первый раз помогите малышу, обратив его внимание на разницу в размере деталей. Игра тренирует глазомер, умение анализировать и сравнивать предметы, а также хорошо развивает мелкую моторику рук.
- «Прятки с игрушками» — положите перед крохой две игрушки: «Смотри, Максимка, вот собачка, а это – машинка». Накройте каждую платочком: «Где машинка, Максим? Давай найдем машинку». Такая игра разовьет у малыша память, внимание, логическое и пространственное мышление. Он поймет, что те предметы, которые не видны в данный момент, никуда не исчезают, и их легко можно найти, сдернув платочек.
- «Где собачка?» — привяжите игрушечного зверя на длинную ленту. Свободный край дайте малышу, сидящему на диванчике. Игрушку спрячьте внизу. Попросите найти собачку. После нескольких неудачных попыток достать игрушку рукой, ребенок поднимет ее, потянув за ленту. Игра развивает логическое мышление и закрепляет действенно-результативные связи в сознании ребенка.
Пополняйте знания малыша, гуляя на улице. Обращайте его внимание на травку, листики, цветы. Обязательно дайте ребенку возможность сорвать и рассмотреть лист с дерева или понюхать цветок. Вместе понаблюдайте за птичками или муравьями. Такие занятия имеют огромную познавательную и эмоциональную ценность для 9 месячного открывателя мира.
Полезные советы: какие игрушки выбрать
Резиновые игрушки, мячики, пирамидки, кубики, погремушки, музыкальные игрушки – это можно приобрести в магазине. Хорошо, если у ребенка будут динамические игрушки с сюрпризом, каталки на длинной ручке, неваляшки и т.д.
Развивающий коврик – тоже удобная вещь, но его можно изготовить и самостоятельно! А если в развитии малыша заинтересован папа, можно попросить сделать ребенку игровую панель: на кусочек фанеры прочно закрепить выключатели, фрагменты компьютерной клавиатуры, отслужившей свой срок, всевозможные колечки от погремушек, замочки и щеколды. Прикрепив такое «панно» к стене, вы подарите малышу возможность развивать моторику, воображение и подражание: ведь у мамы с папой почти такие же «игрушки»!
В каждом доме есть много полезных «игрушек»: безопасные предметы быта и посуда, пакетики, коробочки, газеты. Все это очень интересует девятимесячного кроху.
Евгения, мама детей-погодок 2 и 1 лет: «И старший, и младший ребенок предпочтение отдавали больше мискам и ложкам на кухне, чем погремушкам и кубикам в детской. Специально пришлось заменить дома часть фарфоровой посуды пластиковой и деревянной»
Началом каждого занятия-игры должна стать установка контакта с ребенком. Перед тем, как играть по вашим правилам, малышу нужно сконцентрироваться на ваших действиях. Для этого необходимо, чтобы ребенок не был перевозбужден, голоден или сонлив. Выбирайте для игр подходящее время, ориентируясь на состояние малыша. Сначала позовите ребенка по имени, покажите игрушку и как с ней играть, а потом ждите ответной реакции ребенка. И не забывайте, что малыши в этом возрасте сами играют максимум минут 10, а дальше придется придумать другое занятие.
Играем с подручными средствами
Чем старше становится ребенок, тем больше он подражает взрослым. Поэтому для игр в 9 месяцев вполне подойдут безопасные бытовые предметы – кастрюля мамы, изолента папы, масса других вещей. А из обычных коробок, лоскутов ткани, круп и пластиковых бутылок можно сделать интересные развивающие игрушки.
Итак, чем занять ребенка в 9 месяцев, если обычные игрушки ему уже надоели?
- Попросите папу или дедушку соорудить малышу «бизиборд». Это большая доска, на которой крепко закреплены разные интересные предметы – щеколда, деревянные часы, счеты, розетка, выключатель, кнопочки и замочки. Можно прибить или приклеить на нее все, что угодно.
- Яркие коробочки. Раскрасьте коробки, которые найдете в квартире, в разные цвета (достаточно 4 штук). Наполните их интересными предметами. Например, можно сложить в них каштаны, шишки, вату, фасоль, карандаши, маленькие мячики или что-то другое. Высыпьте предметы на стол, а затем предложите малышу рассортировать и сложить их обратно.
- В пятилитровой пластиковой бутылке вырежьте большую дырку (в центре). Раскрасьте ее в виде головы забавного животного или монстрика так, чтобы на месте дыры получился рот. Теперь покормите вместе с ребенком вашу «зверюшку». Можно забрасывать в бутылку шарики, каштаны, бумажки и т. д.
- Вырежьте сверху большой коробки отверстие. Внутрь поместите ленту с завязанными на ней яркими лоскутами ткани. Предложите ребенку потянуть за ленточку. Волшебное появление материи вызовет полный восторг.
- Во время купания разрешите малышу побыть «взрослым». Вручите ему мочалку, мыло, пусть он попробует потереть свою ручку, ножку. По окончании водной процедуры позвольте ему самостоятельно вытереться полотенцем.
- Дайте ребенку пластиковые контейнеры для еды разных размеров. Покажите, как из них можно построить башню или компактно сложить, поместив один контейнер в другой.