Посмотрите на вашего ребенка сегодня – он стал настоящим исследователем, ему все интересно. В любую свободную минутку годовалый малыш познает мир. Если раньше вы и грудничок были единым целым, сейчас ребенок в 1 год начинает осознавать себя как самостоятельного человека.
Психологические особенности детей второго года жизни
После года малыш – это уже не тот мирно спящий (или постоянно плачущий) сверток в кроватке. Ребенок в течение первых двенадцати месяцев жизни освоил огромное количество умений, но впереди его ждет еще больше открытий. Отличными помощниками в этом будут различные развивающие занятия для детей 1 года.
В этом возрасте у малышей наряду с самостоятельностью и неуемной тягой к постоянному изучению своего окружения проявляются страхи и сомнения. Очень важно, чтобы родители помогали справляться с первыми трудностями своему ребенку, это поможет ему не бояться делать новые открытия, а значит, ответ на вопрос о том, как развить ребенка в 1 год, придет сам по себе. Малыши очень мудрые, в них от природы заложена настоящая жажда знаний. Они во всем стараются подражать родителям, и эта особенность – отличная возможность своим примером подвигнуть малыша на освоение нового.
Примеры и описание развивающих занятий
Заниматься с ребенком в 1 год важно в направлении его интеллектуального развития.
Для этого кроху следует понемногу обучать:
- счету;
- алфавиту;
- цветам;
- названиям животных.
Эта информация очень легко отложится в голове ребенка и поможет ему в дальнейшем, когда он будет осваивать чтение и письмо, а также познавать окружающий мир.
Знакомство с буквами
Обучать годовалого ребенка буквам можно при помощи:
- книг, в которых буквы изображены крупно с какой-либо иллюстрацией. Во время занятия взрослый человек должен четко произносить названия букв и озвучивать, что именно изображено;
- карточек с картинками – мама или папа показывают малышу карточки и проговаривают каждую букву, а затем просят ребенка найти среди всех картинок называемую ими букву;
- звуковой азбуки – такая азбука часто встречается в различных игрушках и книжках. Прослушивая её, малыш запоминает буквы и их очередность в алфавите;
- кубиков с буквами – при этом ребенок не только учиться строить пирамидку или башню, но и изучает алфавит;
- магнитов – наглядная демонстрация букв помогает малышу быстрее запомнить буквы. Такие магниты с алфавитом можно разместить на специальной доске или даже на холодильнике и малыш будет проявлять к ним интерес.
Кубики с буквами, магнитная азбука и азбука в картинках помогут в обучении годовалого малыша буквам
Также можно рисовать ребенку буквы на бумаге яркими маркерами, проговаривая при этом их названия. Все занятия по изучению букв должны выстраиваться таким образом, чтобы малыш запоминал их и по просьбе родителя умел находить необходимый символ.
Обучение не должно быть продолжительным и утомительным для малыша. Для получения базовых основ достаточно будет заниматься любым вышеперечисленным способом (или несколькими из них) 2-3 раза в неделю по 7-9 мин.
Изучение цифр
Многие родители начинают знакомить своих малышей с элементарным простейшим счетом еще до 1 года, напевая и рассказывая им песни со счетом и потешки-считалки. Ребенок в таком возрасте еще мал, чтобы понимать и запоминать порядок цифр и их количественное обозначение, но для общего развития такие занятия не помешают.
После 1 года можно обучать ребенка счету и цифрам целенаправленно и тогда, уже ближе к 2-м годам, он сможет самостоятельно считать до 10 или даже до 20.
Для изучения цифр можна использовать пазлы с цифрами и соответствующим количеством предметов
Занятия выстраивают следующим образом:
- учат ребенка запоминать цифры на слух, просто проговаривая их;
- называя цифры, показывают соответствующее число предметов (шариков, кубиков, мячиков);
- демонстрируют карточки с цифрами и изображениями равными в количестве этой цифре;
- обучают малыша понятию «много-мало», раскладывая в две кучки, например, много кубиков и отдельно 2-3 кубика.
В результате таких занятий малыш со временем научиться показывать на карточках цифры, которые у него спрашивают, а позднее и называть их.
Цвета
Исследования показывают, что дети начинают воспринимать цвета и оттенки к 2-3 месяцам жизни. Сначала они учатся различать красный, оранжевый, желтый и зеленый цвет. При этом многие дети склонны выделять любимую игрушку именно по цвету, что замечают родители и иные родственники. Однако умение осознанно находить предмет того или иного цвета появляется только в 1-1,5 года.
Изучение цветов, как, впрочем, букв и цифр, следует проводить в игровой форме, например, сложить фигурки животных по цветам
Начиная с 1 года, с ребенком можно в игровой форме начинать изучать цвета, следуя данным рекомендациям:
- для начала малыша знакомят с 4-мя основными цветами – синим, желтым, красным и зеленым, а потом постепенно добавляют все остальные оттенки. Не стоит знакомить ребенка со следующим цветом, если он еще недостаточно запомнил предыдущий;
- обучение должно выстраиваться в игровой форме и не быть продолжительным;
- не стоит намеренно называть цвета в искаженной форме, пусть ребенок запоминает полные названия, а не уменьшительно-ласкательные (например, желтая, а не желтенькая, зеленая, а не зелененькая);
- при знакомстве с каждым новым цветом следует называть ребенку как можно больше предметов этого тона (например, зеленый лист, зеленый мяч, зеленый кубик), чтобы у него не возникало ассоциаций, будто один предмет может быть только одного оттенка;
- для наглядной демонстрации цветов можно использовать карточки, из которых после ознакомления с цветами предлагают ребенку выбрать тот или иной тон;
- очень эффективна методика, основанная на рисовании краскам (гуашью, акварелью). Малыш может с помощью взрослого рисовать простейшие элементы, параллельно изучая цвета;
- еще одним хорошим способом обучения цветам является сортировка различных предметов и игрушек по цветам. Малыша можно попросить собрать из общей массы только красные шары или кубики, или же соотнести вместе одинаковые по цвету игрушки, но разные по форме (детали пирамиды, конструктора).
При обучении цветовой гамме важно проявить терпение и понимать, что малыш может долгое время путаться в оттенках, однако, это не значит, что он ничего не запоминает. Как только он немного подрастет, то будет с легкостью не только показывать по просьбе предметы разного цвета, но и называть.
Животные
Как правило, дети в таком возрасте и старше изучают животных с особой радостью, так как им нравится повторять звуки, которые они издают, и рассматривать их на картинках.
Многие родители еще до того, как ребенку исполнится 1 год, начинают рассказывать и показывать ему различных зверей, изображая их, развлекая ребенка потешками (коза рогатая, котик-коток), а также демонстрируя ребенку карточки по различным методикам (Монтессори, карточки Домана).
После того как малышу исполнится 1 год следует систематизировать такие занятия и выбрать наиболее подходящую тактику.
Живое общение детей с животными также способствует их изучению
Заниматься можно следующим образом:
- используя наборы из пластиковых и деревянных игрушек. Ребенок может не только узнать, как называется какое-то животное, но и потрогать его, поиграть с такой игрушкой;
- при помощи специальных выемок можно изготавливать фигурки животных из пластилина или теста для лепки;
- просмотр тематических видеороликов непродолжительное время также позволит малышу лучше ориентироваться в животном мире;
- чтение книг малышу должно сопровождаться демонстрацией изображений животных, если картинки с ними встречаются в тексте;
- применять разнообразные карточки, на которых изображены звери и птицы. Сначала следует рассказать малышу о каждом животном, а потом попросить найти их изображения;
- давать ребенку созерцать животный мир в натуральном виде – в деревне, на даче, в заповедниках и парках, объясняя ему при этом, кого именно он видит и как то или иное животное может «говорить» (к примеру, ворона каркать, корова мычать, кот мяукать).
Физиология детей 1-2 лет
При условии правильного развития к году малыш уже начинает самостоятельно ходить. К большому изумлению своих родителей, через месяц после первых шагов он уже вполне уверенно ходит без посторонней помощи, а еще через два – начинает бегать. Темпы роста в этот период несколько замедляются, организм тратит огромные ресурсы на то, чтобы развить все системы малыша. В том числе его ловкость, координацию движений. Поспособствовать в этом могут спортивные развивающие игры для детей 1-2 лет:
- игры с мячом;
- занятия на спортивном комплексе или шведской стенке;
- зарядка и простые гимнастические упражнения;
- плавание в большой ванной или бассейне.
В этом возрасте очень важно не ограничивать физическую активность ребенка. Прогулки на свежем воздухе — в парке и на специальных детских площадках – отличная возможность дать малышу вволю набегаться и проявить свой исследовательский дух. А как развить ребенка в 1 год, если не посредством общения с окружающим миром?
Как развивать крупную моторику у ребенка в 1 год
- Прыжки. Возьмите малыша под мышки или за ручки, он должен прыгать на месте.
- Залезание на диван и сползание обратно вниз. Стимулом в этом случае может быть любимая игрушка.
- Лазание. Пусть ребенок проползет под стулом, залезет в большую коробку и выберется из нее.
- Перешагивание. Необходимо разложить на пол различные предметы и, взяв малыша за руку, ходить с ним вместе по комнате. Подойдя к препятствию, научите ребенка перешагивать предмет обеими ногами: сначала одной ногой, а потом и другой.
- Игры с мячиком. Научите ребенка кидать мяч на пол, дайте мяч ему в руки, а потом просто положите его возле малыша, пусть возьмет мяч самостоятельно. После, покажите, как вы ловите мяч.
Раннее развитие ребенка
Вокруг этой темы витает огромное количество мифов и легенд. Противники и сторонники раннего развития имеют диаметрально противоположенные точки зрения. Одни считают, что ребенок должен сам всему научиться тогда, когда придет подходящее время. Другие искренне верят, что с малышом можно и нужно заниматься обучением едва ли не с рождения (в поддержку этой теории педагоги создают для своих маленьких подопечных специальные дидактические материалы, развивающие игры для детей от 1 года).
Ученые в своем мнении однозначны: ребенок – это чистый лист бумаги. До 4-5 лет его мозг в состоянии запомнить и усвоить огромные объемы информации, так почему бы не воспользоваться этим, и наряду со знаниями, необходимыми для самообслуживания, не помочь ребенку быстрее освоить речь, не научить его различать цвета, фигуры и животных?
Школа Монтессори
Одним из наиболее популярных направлений в ранней педагогике является система Монтессори, которая учит родителей тому, как развить ребенка в 1 год. Созданная итальянкой Марией Монтессори в первой половине XX века, эта система нашла сторонников во многих странах. Что же это такое? Изначально Мария Монтессори занималась с детьми, которые имели различные отставания в развитии. Со временем ее методы стали применять для воспитания абсолютно здоровых детей.
В этой методике педагоги и психологи учат малыша принимать решения, быть независимым в своих суждениях и действиях, но при этом подчиняться общепринятым правилам и нормам. Примечательно, что игрушек как таковых в группах, где занимаются дети по этой системе, нет. Там невозможно отыскать машинку, пистолет или куклу, наоборот, дети занимаются и учатся. Помогают им в этом развивающие игрушки для детей 1-2 лет:
- кубики;
- пирамидки;
- сортеры;
- пазлы;
- музыкальные инструменты.
Занятия по системе Монтессори предполагают развитие у ребенка навыков самообслуживания, то есть малыш должен научиться самостоятельно играть, кушать, пить. Если родители и дома планомерно придерживаются данных принципов, то ребенок вырастает самодостаточной личностью, которой с детства привиты нормы общения в социуме. Такой малыш в состоянии справляться с конфликтными ситуациями и с достоинством выходить из них.
В Москве тоже созданы специальные развивающие центры для детей от 1 года, основанные на педагогике Монтессори: «Ступеньки», «Монтессори-сад», «Клуб раннего развития» на ул. Трофимова и многие другие.
Хотите развивать ребенка — развивайтесь сами
Когда мои знакомые удивляются любознательности, активности и дружелюбности моего ребенка и интересуются, как к этому прийти, я стараюсь ненавязчиво узнать: а какой образ жизни ведет сама мама? Чем занимается в свободное время? Ездит ли куда-нибудь с ребенком? Читает ли ему книги? Читает ли сама?
Чаще всего оказывается, что мама окружена домашними заботами, кое-как успевает приготовить обед на всю семью, в дневной сон малыша убирается или смотрит сериал. Многие даже жалуются, что не успевают гулять с ребенком больше 1-1.5 часов в день, столько накапливается работы! В общем, принято считать, что крутиться дома, как белка в колесе — это нормально. Какие тут развивашки?
Но дело в том, что дети копируют, в первую очередь, маму. И на мир они будут смотреть долгое время ее глазами. Не в буквальном смысле, конечно. Но мироощущение мамы непременно передастся и ребенку.
То есть если мама подсела на мыльные оперы по телевизору, малыш будет думать, что смотреть ящик целыми днями — это хорошо. Если мама не читает книги, вряд ли этот интерес возникнет и у ребенка. А уж неправильное питание и вовсе впитывается с молоком матери…
Если же мама сама ведет активный образ жизни — выбирается в парки, музеи, ходит в бассейн или на йогу, встречается с подругами и их малышами (и, конечно, берет с собой своего!), то и ребенок будет любознательным и активным. Если мама занимается любимым делом — например, ведет блог или удаленно работает, то и малыш научится находить себе занятия, видя, что мама занята и быть «в деле» — это нормально. Если мама идет со спортом рука об руку, интерес к физическим упражнениям непременно проснется и у детей. Уже с первых месяцев они смогут помогать в занятиях физкультурой! Вы убедитесь в этом, читая мою статью Фитнес с ребенком на руках: 5 эффективных упражнений для мамы с грудничком.
Короче говоря, чтобы развивать ребенка правильно, нужно сначала взяться за себя. Развивать в себе позитивное мышление, широкий кругозор, легкоподъемность и любознательность. Декрет — вообще прекрасная и, возможно, единственная возможность научиться всему, на что раньше не хватало времени, съездить туда, куда не успелось, и открыть в себе качества, о которых раньше даже не подозревали. Чтобы вдохновиться на свершения, очень советую изучить статью Насыщенная жизнь в декрете — это реально!
Я знаю мам, которые не выезжают за пределы двора до трехлетнего возраста ребенка, а случается, что сидят дома целую неделю. Развивается ли ребенок в таких условиях? Конечно, куда он денется. Но во много раз меньше, чем детки, чьи мамы не боятся выйти из зоны комфорта. А самое главное, что они развиваются сами.
Нужно ли мучить малыша?
Раннее развитие ребенка – это нелегкий процесс как для малыша, так и для его родителей. Выбрав одну тактику поведения, создав определенные правила и нормы, не стоит поддаваться соблазну и уходить в сторону от заданного курса.
Когда родители решают для себя важный вопрос, касающийся будущего их чада: «Развиваем ребенка дома, 1 год – это подходящий возраст», — очень важно, чтобы мама и папа совместно занимались с ним. Ни в коем случае нельзя перегибать палку, иначе добиться можно противоположного эффекта – ребенок замкнется в себе. В этом возрасте маленький человек познает многие вещи через призму сравнения, подражания и только в игровой форме. Поэтому даже развивающие игры для детей 1-2 лет должны быть интересными для малыша.
Во время самостоятельных занятий не стоит наседать на ребенка; если ему не интересно, он плохо себя чувствует или занят другим, важным для него делом — необходимо дать ему вволю наиграться. Обучение лишь тогда принесет плоды, когда будет происходить в атмосфере взаимного расположения и ученика (ребенка), и его учителя (мамы). Тогда процесс принесет удовольствие и, конечно же, результат, который не заставит себя долго ждать! Многих родителей смущает вопрос касательно того, можно ли детям в таком возрасте смотреть мультфильмы? Как показывает практика, оградить полностью ребенка от благ современной цивилизации практически невозможно, но если подойти к вопросу с умом, давать малышу возможность смотреть развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет, но недолго и именно те, которые подходят по возрасту, ничего страшного не произойдет.
Книги
Проводя развивающие занятия для детей 1- 2 лет, без сомнения нужно читать им книги, показывать картинки. В этом возрасте дети как губка впитывают в себя всю предоставляемую информацию. Пусть речь их еще не развита, но в головном мозге происходит накопление всего нового. В скором времени полученные знания выльются наружу. Рассказывать деткам, показывать, объяснять нужно абсолютно все. Малышам очень интересно разглядывать в книгах то, с чем они уже сталкивались в своей жизни. Поэтому любить их они начинают уже в раннем возрасте.
В основном книги для годовалых детей в чем-то схожи. Они не изобилуют текстом, главное в них – красочные, красивые картинки. Происходит знакомство с окружающим миром: семья, игрушки, животные, времена года, цвета, растения. Как выбрать конкретную книгу? Прислушайтесь к собственному мнению. По содержанию, основываясь на свой художественный вкус, можно подобрать что угодно. Что касается технических моментов, то:
- Иллюстрации должны быть качественными. Текста как можно меньше.
- Предпочтение коротким стишкам, сказкам. Ребенок не сможет долго слушать, если текст очень большой, он быстро потеряет интерес.
- Книга должна быть совершенно безопасной. Не покупайте сомнительные издания, имеющие резкий запах, размывающиеся краски. Это может навредить здоровью малыша.
Сложно выделить «лучшие» развивающие книги для ребенка 1 года. Современный рынок перенаполнен данной продукцией. Можно отдать предпочтение нашим старым, хорошо зарекомендовавшим себя сказкам, которые в каждой семье были любимыми. Но не факт, что то же самое должно понравиться вашему малышу. Современные дети во многом отличаются от старых поколений по своему развитию, поэтому наблюдайте за своим ребенком и отмечайте для себя, чему он отдает предпочтение.
Во что поиграем?
После года дети начинают совершать первые шаги по своей социализации. Они учатся играть вместе с мамой, братом или сестрой. Чем взрослее малыш, тем шире становится его круг общения. У него появляются новые друзья на детской площадке, он с удовольствием рассматривает их, слушает и пытается не просто наблюдать за игрой других детей, но и поучаствовать в процессе.
В этот период развивающие игры для детей от 1 года можно разнообразить. Очень важно дать ребенку возможность развивать моторику, для этого можно создать несколько простых занятий (под присмотром родителей!):
- Сортировка различных мелочей – для этого можно взять крупные бусины, природный материал (каштаны, орехи), помпоны. Они могут быт разного цвета или фактуры, ребенок должен разложить предметы по отдельным лоткам или ячейкам.
- Переливание, пересыпание – это очень важный аспект в развитии ребенка. Игра с водой, кинетическим песком, крупами – это увлекательно и полезно, развивает усидчивость и пространственное мышление.
- Рисование – не стоит ожидать, что ребенок создаст шедевр, но сам процесс принесет ему и родителям удовольствие. Рисовать можно чем угодно – мелом, карандашами, красками (пальчиковыми, гуашью, акварелью).
Такие развивающие занятия для детей 1 года помогут показать ребенку разницу между большим и маленьким, он научится распознавать свои тактильные ощущения, это также способствует речевому развитию.
Не стоит забывать и о подвижных играх. С ребенком можно научиться делать простые физические упражнения: показать ему, как приседать, ходить на месте, играть с мячами разных размеров.
Подручные средства для обучения
Дитя изучает окружающий мир, поэтому все средства для этого хороши. Как я уже писала, вовлекайте в процесс домочадцев. Рассказывайте карапузу, кто есть кто, какого цвета у бабушки платье, что она делает на кухне. Если малышок обратил внимание на лампочку, расскажите, что это светит огонёк, покажите, как включается. Такие простые, на первый взгляд вещи, вызовут восторг.
Наши игры с Домиником на кухне на развитие мелкой моторики, а также игры на развитие сенсорики.
А для игр используйте:
- Крупу
- Прищепки
- Посуда (деревянная, пластмассовая)
- Старая сумка
Крупа
С крупой можно проделывать разные манипуляции. Например, высыпать манку в таз, спрятав там погремушку. Можно выставить перед непоседой фасоль, гречку, чечевицу. На листе бумаги раскатать пластилин, пусть туда втыкает крупинки. Ещё интересный совет: надеть носки малышу, во вторую пару насыпать гречку и одеть на ножки. Пусть так походит полчасика. Отличный массаж стоп!
Прищепки
Подойдут нетугие, маленькие. Они одеваются на кусок картона, предложите малышку их снять.
Посуда
Этот атрибут хорош глубокого размера. Можно что-то пересыпать, перекладывать и т. д. Когда купаете сорванца, посуду можно применять, чтобы переливать водичку или поливать на себя.
Старая сумка
Вот это подарок судьбы для маленького исследователя! Только вытащите оттуда все свои вещи. А положите ту же погремушку или небольшого зайчика. Пусть ищет. Можно туда наложить много забавных вещей.
Кроме этого, можно читать стихи и петь песенки. Просите повторять детёнка за Вами. Он будет воспроизводить свои звуки, пусть короткие, но это его попытки!
Чем поиграть?
Часто родители в поисках идеальной игрушки теряются и скупают все подряд. Предоставлять такую свободу выбора малышу нецелесообразно. В силу своего возраста он еще не в состоянии сделать его и остановиться на чем-то одном, тем более самостоятельно. Развивающие игрушки для детей от 1 года должны быть дома обязательно, но их соответствие возрасту и уровню развития, а также предпочтениям самого ребенка – обязательное условие. Что можно предложить:
- кубики, конструктор «Городок»;
- различные пирамидки;
- деревянные пазлы, рамки-вкладыши;
- сортеры разных модификаций – с геометрическими фигурами, животными, фруктами и овощами;
- конструктор с крупными элементами;
- крупную мозаику (пластиковую, магнитную или деревянную);
- кукол, пупсов;
- надежные машинки, в том числе и толкатели.
Иногда полезную идею того, чем поиграть родителям и малышу, подают развивающие мультфильмы для детей от 1 года. Их персонажи, а также ненавязчивая форма обучения помогают ребенку понять, что же нужно делать с игрушками.
Игры с кубиками, пирамидками и сортерами
У современных детей обычно достаточно игрушек, но очень важно, чтобы среди них были разного рода сортеры (домики, машинки, пластиковые шары с отверстиями), пирамиды и кубики. К 1 году многие дети уже умеют собирать простую пирамиду и строить небольшую башню. Далее следует развивать это умение, усложняя ему задачи.
Для занятий лучше выбирать пирамиды, имеющие тонкий стержень для сбора, а не конусообразный, так как последний вариант является более простым и дети его быстро осваивают. Эта игрушка помогает малышу понимать различия в размерах и учиться считать колечки.
Что касается кубиков, то они могут быть любыми – пластиковыми, мягкими или же деревянными. Играя с ними, ребенок может помимо построения башни, ставить их в ряд, строить гаражи и дорожки. Такая игра способствует развитию трехмерного воображения и помогает ребенку изучать азы симметрии и геометрии.
Игры с сортерами развивают логику, тренируют внимание и помогают изучать фигуры
Многие педагоги и родители считают сортеры лучшими развивающими игрушками, так как они:
- развивают логику;
- формируют навык сравнения предметов;
- знакомят с очертаниями фигур;
- тренируют память и внимание.
Как правило, сортеры делают из пластика или дерева. Фигурки могут быть самой разной формы – кружки, овалы, квадраты, силуэты животных. Задачей малыша является определить каждую их них в нужное отверстие.
Учимся разговаривать
В год многие малыши имеют достаточный запас слов, который дает возможность поддерживать коммуникацию с мамой. Он знает, кто есть кто в его окружении, может попросить кушать, пить, высказать одобрение или неудовольствие. Весь последующий год знаковый – словарный запас ребенка будет расти не по дням, а по часам, во многом это зависит от самих родителей. С ребенком нужно разговаривать, комментировать ему все процессы, но делать это доступным и простым языком.
Большими помощниками в этом есть развивающие мультфильмы для детей от 1 года с короткими песнями и стишками. Их простые рифмы и незатейливые слова легко воспринимаются на слух, а сочетание звука и изображения дает возможность ребенку быстрее выучить названия персонажей и их действия.
Развиваем мелкую моторику
Нервные окончания, которые отвечают за координацию пальцев, находятся в головном мозге, в тесной близости от центра, отвечающего за речь. Поэтому любые игры на пальчиках помогут крохе быстрее начать разговаривать.
Как развить моторику ребенка 1 года? Делайте малышу легкий массаж ладошек, пальчиков, разбавляйте при этом механические поглаживания разными потешками, песенками. Увидите, как это понравится ему.
Можете давать задания. Поиграйте с бусинками. Постарайтесь научить малыша забрасывать их в горлышко пластиковой бутылки, а потом вынимать оттуда. Ни в коем случае не оставляйте его одного с мелкими предметами, он может нечаянно их проглотить.
Усложняйте постепенно задания. Любопытным занятием для детей будет проталкивать в отверстия дуршлага макароны, другие тонкие предметы.
Купите развивающий столик для детей от 1 года, на нем предусмотрены игры для мелкой моторики.
В таком возрасте дети любят играть с тестом. Разрешите малышу «помочь» вам на кухне. Пусть он играет с тестом и лепит из него что угодно, подражая вам, катает шарики, блинчики. Все эти развлечения не просто интересны, но и весьма полезны.
Книга – лучший друг с первых дней жизни!
Привить любовь к чтению совсем маленькому ребенку гораздо проще, чем в более старшем возрасте. Современные издательства печатают великолепную литературу для детей самого раннего возраста. Плотные картонные страницы, крупные рисунки с четким изображением и без мелких деталей – требования, которым должны отвечать книги для малыша. Ну а список авторов очень обширный:
- Елена Благинина.
- Борис Заходер.
- Корней Чуковский.
- Агния Барто и многие другие замечательные детские писатели.
Развивающие мультфильмы для малышей
Как уже говорилось выше, просмотр мультфильмов в столь раннем возрасте возможен лишь в ограниченном количестве. Для того чтобы мультики не стали для ребенка только удовольствием, но и приносили пользу, их нужно подбирать с умом. В современном прокате их огромное количество на любой вкус и возраст, но какие же развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет действительно будут полезны?
Среди наиболее популярных есть короткометражные истории: «Грузовичок Лева», «Тетушка Сова», «Черепаха Аха-Аха», «Тини Лав». Кроме того, полезными будут мультфильмы, которые помогают учить буквы, цвета, фигуры, животных и названия предметов.
Творите!
В то время, когда малыш научился сидеть, перед ним открылся удивительный мир. Он смог взглянуть на окружающую его среду под новым углом, еще интереснее ребенку стало, когда он пошел. Маме необходимо постоянно искать новые источники познания для своего чада, и творчество – отличное подспорье для этого.
С ребенком раннего возраста тоже можно рисовать, заниматься лепкой, делать аппликации и собирать конструктор, научить его составлять изображения из мозаики и всячески поощрять его творческие порывы.
Развивающие центры для детей от 1 года практикуют подобные занятия. Среди признанных мамами значатся: «Радуга», «Мозаика», «Муравейник». Очень важно, что сейчас создано большое количество материала для совсем несмышленых малышей – это и нетоксичные пальчиковые краски, кинетический песок, безопасный пластилин. Очень многие группы для развития практикуют лепку из соленого теста, подкрашенного пищевыми красителями.
Дите в массы
Да-да, гармоничное развитие малыша невозможно без общения. Закрыв ребенка в квартире, ограничив его общение, невозможно ожидать от него великих свершений. Конечно, самостоятельно можно добиться интеллектуального развития, ребенку просто не останется ничего другого, как заниматься тем, что предлагают ему родители.
Однако процесс познания гораздо стремительнее и естественнее происходит, когда ребенок находится в обществе. Так он сможет почерпнуть что-то полезное не только от горячо любимых родителей, но и от родственников, других детей на площадках, в игровых комнатах и центрах раннего развития.
Базовые навыки
В первый год жизни ребенок осваивает множество навыков. Он должен обладать следующими базовыми умениями:
- Наблюдение за перемещением людей или объектов. Малыш реагирует на музыку, яркий свет, домашних животных и внимательно наблюдает за происходящим вокруг него.
- При виде мамы, папы, бабушки и других близких людей ребенок улыбается и тянет к ним ручки.
- Хорошо умеет держать голову в вертикальном положении.
- Легко переворачиваться с животика на спину или со спины на живот. При многократных манипуляциях малыш не испытывает дискомфорта.
- Выбирает игрушки и просит ту, которая нравится больше всего.
- Умеет самостоятельно садиться.
- Пытается произносить слова (гулит).
«Дальнейшие достижения крохи зависят от этих базовых навыков, поэтому так важно понимать, что должен уметь ребенок в годик, и не требовать от него большего, ведь всему свое время.»