Комаровский: 7 советов, которые помогут малышу заговорить

Фото 1

Становление речи происходит с самого рождения. Сначала малыш плачет, потом гулит, лепечет. Затем он начинает говорить слогами. Его пассивный и активный словари постоянно пополняются.

Ребенок учится строить предложения, вести диалог. Благодаря речи человек социализируется. Каждый младенец развивается по-разному, но существуют определенные нормы, которым малыш должен соответствовать.

Все родители ждут момента когда ребенок начинает говорить, с большим нетерпением.

Задавайте вопросы

И совершенно не важно, что кроха пока не может на них ответить, и даже не осознает смысл вопроса. Зато он слышит изменение интонации и таким образом знакомится с родным для него и его родителей языком. Пройдет немного времени и вы сам не заметите, как ребенок научится четко различать вопросительную интонацию.

Мама с ребенком - фото
Fotolia

Почему малыш не разговаривает

Задержку речевого развития провоцируют следующие факторы:

  • Нарушения внутриутробного развития плода или травмы при родах.
  • Болезни ЦНС (центральной нервной системы): мышечный гипотонус, поражения участков головного мозга.
  • Дефекты слуха: врожденная тугоухость, глухота, снижение слуха. Такие проблемы появляются вследствие проблемной беременности, отягощенной наследственности, перенесенной в раннем возрасте бактериальной инфекции.
  • Общее недоразвитие речи (алалия). Тяжелое речевое расстройство диагностируется у детей, чьи матери курили или употребляли крепкий алкоголь во время беременности, сталкивались с проблемой гестоза (позднего токсикоза) или перенесли инфекционное заболевание.
  • Интеллектуальная отсталость разной степени выраженности. Скорректировать нарушение психического развития позволяют медикаментозная терапия и занятия с дефектологом.
  • Расстройства аутистического спектра. Замкнутость и отстраненность детей-аутистов – причина отставания в речевом развитии.
  • Нехватка внимания со стороны родителей. Если родители не комментируют свои действия, не обращаются к ребенку, его речевые навыки формируются с задержкой.

Евгений Комаровский шутя критикует мамочек, которые слишком рано тревожатся об отсутствии речи у малыша. Многие родители приходят к нему с подобной проблемой, когда крохе нет еще года.

Главной проблемой речевого недоразвития современных малышей доктор считает гаджеты. Поскольку современные дети чаще взаимодействуют с планшетами и смартфонами, нежели со своими родителями.

Гаджеты отрицательно влияют на развитие речи ребенка

Евгений Олегович подчеркивает важную роль общения крохи с мамой и папой. Он понимает родителей, находящихся в постоянном стрессе. Однако рекомендует им выделять время для игр и занятий с малышом. Такое времяпрепровождение эффективней, чем медикаментозная терапия и работа логопеда.

Комаровский призывает родителей занимать кроху простыми игрушками, а не гаджетами. Играя с мячом, мишкой, машинкой или куклой, ребенку требуется участие взрослого. Родитель показывает, как играть, рассказывает о назначении предмета, выражает эмоции от процесса. Все это стимулирует развитие речи у малыша.

Исключите детскую речь

Несмотря на соблазн, старайтесь не сюсюкать с ребенком. Говорите простым языком, но нормальными словами, как со взрослым человеком – вы не знаете, когда кроха начнет понимать ваши слова, это может произойти неожиданно рано. Благодаря вашим разговорам малыш осваивает основные единицы языка и законы их функционирования.

Мама кормит маленького ребенка - фото
Burda Media

Речевое развитие от 0 до 12 месяцев

Нормы речевого развития ребенка до года

Врач педиатр и детский невропатолог оценивают развитие малыша в соответствии с существующими нормами:

  • к 6 месяцам ребенок начинает лепетать и гулить;
  • в год умеет произносить несколько простых слов.

Но не всегда развитие ребенка соответствует «стандарту». На то, когда кроха научится говорить, влияет ряд факторов:

  • протекание беременности и родов;
  • методы воспитания;
  • половая принадлежность.

В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. И дефекты речи диагностируются у мальчиков чаще. Также важна генетическая детерминированность: если родственники страдали речевыми нарушениями, то риск их появления у ребенка увеличивается.

Поводом обратиться к логопеду-дефектологу является непонимание малышом 1,5 лет простых слов и полное отсутствие речи в 1,9 лет.

Многие родители гордятся, что малыш в год-полтора говорит длинными предложениями, имеет большой запас слов. Но это слишком большая нагрузка для несформированной нервной системы крохи. Следует больше гулять с ребенком на свежем воздухе, отдыхать, минимизировать информационный поток.

Признаки нарушения речи у ребенка

Когда же мамам стоит начинать бить тревогу, если она заподозрила у своего малыша проблемы с речью? Специалисты выделяют несколько достаточно красноречивых признаков:

  • Слишком позднее гуление, лепет, или полное их отсутствие.
  • Малыш не обращает внимания на прикосновения взрослых, отводит глаза во время разговора.
  • Фразовая речь не развивается и после двух лет.
  • К 18 месяцам малыш не в состоянии произнести ни одного слова.
  • Когда к ребенку обращаются взрослые, он не реагирует.
  • Если к трем годам ваш малыш не может говорить связано предложениями, то речь может идти о недоразвитии речи.

Если вы наблюдаете у своего малыша подобные симптомы, то важно срочно записаться на прием к специалисту – детскому неврологу.

Развитие речи ребенка с помощью кубиков

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Ребенок почти не говорит в 2 года что делать комаровский

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Ребенок почти не говорит в 2 года что делать комаровский

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Что делать, если к 2 годам ребенок не разговаривает

Если родители хотят успокоить прежде всего себя, им стоит показать ребенка неврологу. Комаровский подчеркивает, что врач вряд ли обнаружит какие-то заболевания. Максимум будет поставлен диагноз «задержка психического развития», который ни о чем страшном не говорит. Но все-таки, если специалист обнаружит какую-то патологию, необходимо начать лечение. Поручается оно, опять же, доктору.

При отсутствии патологий мама с папой сами могут позаботиться о том, чтобы ребенок заговорил. Если ребенок к 2 годам не разговаривает, Комаровский советует следующие меры.

  1. Окружить ребенка вниманием, если раньше его было мало. Но допускать гиперопеки нельзя, ведь она приводит к обратному результату.
  2. Читать вместе с ребенком иллюстрированные книжки или озвучивать перед ним то, что нарисовано на картинках. В повседневной жизни озвучивание действий и называние предметов тоже очень полезно.
  3. Играть в развивающие игры. Пальчиковые в этом случае подходят особенно хорошо. Комаровский подчеркивает, что получится при желании найти множество их вариантов, поэтому недостатка в веселом времяпрепровождении с ребенком не будет.

И еще стоит помнить, что, когда ребенок не разговаривает до 2 лет, он нуждается в особой заботе. Любые его попытки заговорить необходимо поощрять. Тогда сам ребенок захочет как можно скорее научиться разговаривать. Ничего сложного в советах Комаровского нет. Главное – в точности соблюдать их. И в результате удастся вырастить собственное дитя здоровым и развитым. Это итог, добиться которого обязан любой родителей. Поэтому жалеть сил точно не стоит.

Пост опубликован: 08.08.2016

0

Каким может быть возраст первого слова

Первое слово ребенка – волнительный момент в жизни каждой семьи. Причем далеко не всегда обязательно, чтобы это было полноценное слово – специалисты утверждают, что достаточно, чтобы это был набор звуков, которые похожи на слово, например, ка – каша, те – тетя, бах вместо упал. Наука о раннем развитии считает такие высказывания полноценными словами. И тут можно сказать, что, отвечая на вопрос, когда ребенок начинает говорить, можно сказать, что и в год. В тот период, когда в его лексиконе должны присутствовать обычные логопедические слова-слоги, разные звукоподражания и т.д.

В этих случаях решение проходит через идентификацию причины стресса и его разрешения. Иногда ребенку приходится принимать психиатрическую помощь, и если это так, для родителей это нормально.

Когда проблема психологическая. В начале этой главы мы сказали вам, что только два процента расстройств сна имеют психологические причины. В этих случаях техника, которую мы описали, не обязательно приведет к результатам, поскольку причина не является плохо приобретенной привычкой, а проблемой эмоционального характера. Прежде всего, вы должны иметь в виду, что события, которые меняют психическое состояние родителей, также влияют на молодых, потому что, если родители подвергаются стрессу, дети нанимаются и беспокоятся, а это значит, что старшие не могут Дайте им достаточно уверенности и спокойствия, чтобы спать.

Тут основная проблема – определить, не являются ли такие высказывания случайными. Это определяется не так и сложно – если одни и те же наборы звуков повторятся в одних и тех же ситуациях, значит, речь идет о закономерности. Специалисты рекомендуют не подыгрывать крохе, лепеча как он. Ведь в таком случае малыш никак не научится говорить правильно – с крохой следует изначально разговаривать правильно и литературно красиво. Например, грамотный пример речи выглядит следующим образом: когда ребенок говорит: «Би-би», мама должна ему сказать: «Да, это машина» . Также стоит стимулировать и его на проявления речи. Например, спросить: «Где машина?» — он должен показать на нее или даже назвать.

Рекомендации Комаровского

Беспокоящимся родителям, у которых малыш к 2-летнему возрасту не заговорил, доктор Комаровский советует прийти на прием к врачу. Обследование включает консультации невролога, логопеда, психолога, отоларинголога. ЛОР-врач необходим, чтобы исключить глухоту или снижение слуха. Для этого специалист направляет на аппаратное исследование, которое называется аудиограммой. Она определит уровень слуха, диапазон звуков.

Невролог – это основной специалист, работающий с дошкольниками, которые имеют отставание в речевой функции. Он поможет выявить причины отклонений речи. Врач проведет необходимое обследование (анамнез, осмотр), назначит дополнительные методики: нейросонографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию и другие. При необходимости порекомендует терапию (Энцефабол, Пантогам и другие препараты), которая даст толчок к появлению речевой функции.

Невролог на осмотре выяснит:

  • Общее развитие малыша (когда начал улыбаться, гулить, понимать разговор окружающих).
  • Навыки на момент обследования.

После обследования невролог направляет на консультацию к логопеду. Специалист проводит осмотр, специальные тесты на речевую функцию. После первого посещения логопед пишет заключение, составляет план занятий. Во время работы с ребенком педагог развивает речевую функцию: учит произносить должным образом звуки, слова, предложения.

Распространенные патологии, которые обнаруживает логопед:

  • Укороченная уздечка.
  • Повышенный тонус мускулатуры артикуляционного аппарата.

Консультация психолога необходима всем детям с нарушениями речи. Специалист оценит состояние речевой функции, выявит патологию. Психолог необходим также для исключения или подтверждения психологических травм, хронических стрессов и других состояний. По результатам обследования назначается лечение (беседы, арт-терапия, тренинги, дельфинотерапия и пр.), если таковое требуется.

  • Больше времени проводить с малышом.
  • Постоянно проговаривать все свои действия и намерения.
  • Не давать дошкольнику телефоны, планшеты, ограничить просмотр мультфильмов.
  • Больше читать, заучивать потешки, стихи, песенки.
  • Не ругать ребенка, когда он отказывается что-то сказать.
  • Задавать вопросы малышу, а именно: «Что ты видишь на картинке?», «Кто пришел?», «Какого цвета шапочка?» и так далее.
  • Организовать общение малыша со сверстниками и детьми постарше.
  • Оградить от стрессовых ситуаций и конфликтов в семье.

Этапы развития речи малыша

Нет таких здоровых детей, которые бы не научились говорить, не стали бы понимать сказанного и не смогли произносить различные слова и предложения. Основы речи у детей закладываются едва ли не с самого рождения ребенка. До 6 месяцев он активно впитывает все то, что говорит ему мама, и это становится основой его речи. Говорящих детей в таком возрасте не бывает.

После всего, что было сказано, мы не сомневаемся, что Гиоргакис — умный человек, очень умный, который не будет сначала сгибать нашу волю к переменам. Если ребенок видит, что они оставляют его в своей колыбели или кровати и не показывают ему неправильный путь, что он сделает, чтобы восстановить свои привилегии? Он будет стараться, пока не найдет, что вызовет реакцию у его родителей.

Возможно, до того, как он добьется успеха, Гиоргакис должен схватить Бенни и отправить его на ошибки, и в качестве следующего шага поместить их со всеми пустыми руками и заставить их летать в воздухе. Если вы их заберете, ребенок снова их перетащит, и если вы заберете их снова, они снова окажутся на полу. Кто победит?

Нередко родители путают детский лепет с речью. На деле это не так. Лепет – по сути, тренировка и подготовка речевого аппарата к активному говорению. Он способствует наработке знаний и активизации говорения. При этом врачи все равно определяют ряд достижений малыша в разные сроки – до двух лет. Потому что именно 2 года – это точка для многих, когда малыш должен говорить.

Все ясно, Гиоргакис, потому что он выполнит свое действие, и у вас будет жало: ему удастся точно отреагировать на то, что он просил. Что вы должны делать? Давайте перейдем к нашей теме: один из двух поговорит с ребенком, и он будет летать, чтобы привлечь ваше внимание, горько плача. «Представитель правительства» будет продолжать говорить, как ничего не происходит, и, закончив свою речь, он заберет их повсюду, положит его обратно на кроватку, как будто он не забирает такие вещи, говорит ему спокойной ночи, и он будет Делает изменения и уйдет.

Кто бы выиграл? То же самое верно, если мы уложим его в постель, чтобы спать, и он встает, и мы возвращаем его обратно. Что он будет делать? Он вернется. И вы, вероятно, не захотите провести всю ночь, верно? Йоракакис наверняка захочет этого, потому что это будет означать, что вы были с ним. Итак, чтобы не быть побежденным, вы должны позволить ему ложиться, как вы думаете лучше, а затем позволить ему делать то, что его аппетит рисует: мы даже не имеем в виду.

Как развивается речь до полугода

В 1 месяц ребенка у него уже отмечается реакция на речь. Так, например, он может перестать плакать, если родители начнут с ним ласково разговаривать, утешать его и успокаивать. К окончанию 3 месяца у малыша проявляется гуление – он начинает проявлять живость характера и достаточно активно участвует в общении со взрослыми.

КАК УЧИТЬСЯ ВАМ УСПЕХУ СОЛНЦА. Мы не создаем эту ситуацию, чтобы спать с ребенком, но только для того, чтобы подключить его к приятному моменту, прежде чем он начнет спать один. Если ребенок плачет, родители должны прийти в короткие промежутки времени только для того, чтобы внушить уверенность, не делая ничего, чтобы заснуть или перестать плакать, пока ребенок не уснет сам.

  • Создайте небольшой ритуал вокруг разрастания.
  • Родители должны покинуть комнату до того, как ребенок засыпает.

Очевидно, что «великая битва» была дана, но началась.
В 5 месяцев ребенку становится обычно интересно, откуда раздается тот или иной звук. А если он начинает петь, что не редкость, у него меняется интонация голоса. В районе 7 месяцев кроха может произносить отдельные слоги, как например, ба, ма и т.д.

Логично, что, выходя из комнаты, Йиоргакис поднимает интенсивность его зазубрения, и его плачущие звуки становятся ясными по всему дому. То, что мы определенно не можем сделать, — это уйти и позволить кровавым иоргакицам крикнуть к окончательному падению от чистого истощения. Почему нет? Потому что мы тренируем его, мы не наказываем его. Если мы подумаем, что «он устанет и упадет», то, что мы передаем ребенку, заключается в том, что он находится в наказании или отказе. Однако мы не можем войти в его комнату, чтобы успокоить его до того, как пройдет разумное время.

Дальнейшее развитие речи

Если начали следить за тем, как развивается речь малыша, следует смотреть на то, что он говорит дальше. В 8-месячном возрасте ребенок все больше говорит слогами, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д. У него начинает расширяться количество звуков, которыми кроха может оперировать. К 10 месяцам у него слоги уже даже могут складываться в слова: мама, ляля и т.д.

Что еще может сделать Гиоргаки? Плакать. И он не будет так плакать, но смотрит на нас с печальным взглядом, который может получить его лицо. Это самое эффективное оружие и знает его, в конце концов, это первая идиома, через которую это было понято. И он знает, что когда он плачет, один из них обычно отвечает первым. В нем он направит свой взгляд, ожидая, пока он укусит. Он использует нытье как форму действия. Но родители теперь научились выделяться, когда их ребенок плачет от боли и когда добивается успеха.

Итак, они уже знают, что Гиоргакис не «настолько серьезен», и поэтому они должны чувствовать себя спокойно и продолжать свою речь. И к тому времени, когда они закончат его, даже если ребенок плачет, даже если они кричат ​​изнутри, и они должны уйти. Сколько? Для начала, всего лишь одна минута, один из двух будет работать по его призыву, чтобы Гиоргакис мог его увидеть.

В год у ребенка есть уже 5 слов в запасе, в основном они двусложные. Но он показывает, что очень хорошо понимает обращенную к нему речь – может откликнуться на просьбу родителей принести мячик, дать пирамидку и т.д. Понимает слово нельзя. И как раз в этот период малыш уже начинает оперировать дорогими сих сердцу словами – мама и папа.

Эти времена применяются, когда ребенок впервые ложится спать в 30 часов и когда он просыпается посреди ночи. Они постепенно развиваются после поведенческих методов исчерпания, пока мы не сможем понять ребенка, что плач не может ничего сделать и засыпает в одиночку. Как вы можете проверить, с течением времени увеличивается время.

Очень просто войти в маленькую комнату, чтобы она не чувствовала себя покинутой. И даже не позволяйте своему уму ждать более пяти минут: это самый длинный раз, когда он может остаться один в первый день своей «переподготовки». Если бы вы это сделали, это было бы бесчеловечно: тот, кто больше всего боится малыша, состоит в том, что его родители не хотят этого и оставляют его, и это будет сообщение, которое он получит, если вы не будете должным образом следить за своими посещениями. Если, наоборот, вы пойдете к нему и поговорите с ним с любовью, не кричите или не сердитесь, но показывая большое спокойствие, Гиоргакис, наконец, поймет, что папа и мама не оставили его в покое, что они его очень любят, но, Так как он может плакать так много сцен, как он, они не собираются оставаться, но ничто не приходит в одиночестве перед сном.

Далее словарный запас начинает активно пополняться, т.к. отмечается и более активное познание мира. У малыша образуются определенные связи – он может взаимосвязывать предметы и действия, подбирать к ним объяснения. Правило здесь может быть только одно – чаще с ним разговаривайте, объясняйте, показывайте. Это позволит ребенку лучше ориентироваться в пространстве, получать объяснение тех или иных слов и предложений и т.д. Научить ребенка правильно говорить не так и сложно – главное, набраться терпения и любви.

Все это успокоит его, даст ему чувство безопасности, которое ему нужно, и в конце концов он сможет заснуть. Нам кажется, что мы уже слышим ваш вопрос: «Как долго мне придется спать?» Некоторые дети получают больше, чем другие, чтобы захватить сообщение, обычно нужно ждать два часа.

Когда проблема психологическая. В начале этой главы мы сказали вам, что только два процента расстройств сна имеют психологические причины. В этих случаях техника, которую мы описали, не обязательно приведет к результатам, поскольку причина не является плохо приобретенной привычкой, а проблемой эмоционального характера. Прежде всего, вы должны иметь в виду, что события, которые меняют психическое состояние родителей, также влияют на молодых, потому что, если родители подвергаются стрессу, дети нанимаются и беспокоятся, а это значит, что старшие не могут Дайте им достаточно уверенности и спокойствия, чтобы спать.

Полезные советы от специалистов родителям

Чтобы с самого начала речь ребенка правильно развивалась и существенно снизилась вероятность задержки речевого развития в будущем, специалисты советуют:

  1. С рождения до трех месяцев ласковым голосом говорить с малышом, напевать песенки, и при этом желательно периодически менять место локализации звуков, перемещаясь вокруг кроватки, где лежит ребенок.
  2. С трех месяцев до полугода стараться у ребенка вызывать звуки (лепетание) в ответ на ваше общение, при этом в течение контакта следует поддерживать радостное состояние, улыбаться, смеяться.
  3. С шести месяцев до года активно стимулировать лепетание малыша. Для этого каждый раз, когда ребенок начинает лепетать, нужно вступать с ним в диалог, при этом как можно чаще повторять такие несложные слова, как: мама, дай, папа и другие. Кроме того, в этот период нужно учить малыша движениям и действиям, следуемых за конкретным высказыванием взрослого («Ладушки», пока или до свиданья, дай ручку, дай игрушку и прочее).
  4. С года до двух лет с ребенком разучивать названия окружающих предметов (мебель, блюда, посуда, одежда), животных, птиц, а также частей тела. Также нужно объяснять малышу связь и отношения между предметами. Например, «котик кушает из миски», «мама моет чашку», «машина едет по дороге» и т.д. В этот период ребенок уже в состоянии выполнять инструкции, состоящие из двух-трех действий: пойди-возьми-принеси.
  5. С двух до трех лет малыша нужно знакомить с более сложными предметами, действиями и картинками, словесно рассказывая об изучаемой вещи. В этот период важно, чтобы ребенок как можно больше слушал и понимал устную речь, для этого ему можно читать несложные рассказы и стихи. До трех лет малыш должен научиться рассказывать о своих впечатлениях, о увиденных предметах и их свойствах, стараться правильно выговаривать слова и строить предложения.

Если физически здоровый ребенок к 2-м годам существенно отстает в речевом развитии от своих сверстников, но при этом врачи не выявили у малыша такого недуга, как ЗРР, рекомендуется в корне изменить установленные в семье правила детского воспитания и образа жизни. При этом стоит помнить, что чаще всего к трем годам детей, как говорится, прорывает, и они очень много говорят. Заниматься с ребенком нужно, но не стоит к этому относится слишком фанатично, чтобы не навредить ему.

Почему дети поздно начинают говорить?

Кроме влияния пола и возрастных характеристик, на речь влияет масса факторов:

  • Экология, генетика, медицина (в т.ч. репродуктивная). Мамы раньше были здоровее. Чаще используется стимуляция. В итоге неврологические изменения не дают заговорить “по возрасту”.
  • Минимальное или непродуктивное общение. Ребенок с гаджетом в руках предоставлен сам себе, а родители с ним общаются реже, более простыми фразами.
  • Слабая мелкая моторика, гипертонус или недоразвитие мышц. В формировании речи задействуется масса органов и систем. В итоге недостаток развития, например, одной только трапециевидной мышцы заставляет для компенсации “поджимать” язык, а у ребенка вместо речи получается невнятная каша.

В целом состояние речи зависит от трех факторов: физиологии мозга, поведенческого разнообразия (что делает ребенок, с кем) и богатства среды (общения с разными людьми).

Поэтому разумно, если ребенок позже начинает говорить, разговаривать с ним, читать ему, выбирать мультфильмы с хорошо говорящими героями. Важно обеспечить общение с ровесниками – чтобы его возможности для действий были максимально разнообразными, а среда стала богаче.

Основные этапы речевого развития ребенка

Самым важным и продуктивным периодом в плане развития речи у ребенка является возраст от 8 месяцев до четырех лет.

На протяжении всего этого периода ребенок проходит через несколько этапов речевого развития:


  1. С 8 месяцев до года. В этом возрасте большинство деток начинают осознанно произносить отдельные слоги, простые слова, состоящие из повторяющихся слогов (к примеру, ма-ма, ба-ба, па-па, би-би) и односложные слова (по типу ам, му, гав, на, дай).

  2. Полтора — два с половиной годика. Примерно в этот период у детей существенно расширяется словарный запас. Ребенок изъясняется уже при помощи более сложных слов (состоящих из нескольких слогов), простых словосочетаний и фраз. Он может рассказать о некоторых явлениях, действиях и предметах. К примеру, «мама, дай чашку», «папа кушать», «дай пить» и т.п.
  3. Три года. В этом возрасте ребенок пытается изменять слова в зависимости от рода, падежа, числа и т.д. Он уже в состоянии рассказать простыми предложениями о том, что видел на картинке, на улице и т.п. В этом возрасте начинается так называемый период «почемучки»: ребенок интересуется буквально всем, что видит вокруг себя. Чем терпеливее и подробнее родители пытаются отвечать на все вопросы малыша, тем больше расширяется его кругозор.
  4. Четыре года. Практически уже дошкольники, как правило, умеют строить сложные предложения, описывая окружающий их мир.

Если на каком-то из этапов речевого развития ребенка заметна явная задержка, родителям следует насторожиться и постараться выяснить, в чем причина таких отклонений от нормы. Разобраться в этом могут помочь такие специалисты, как:

  • невропатолог;
  • психолог;
  • логопед;
  • отоларинголог.

Только с помощью квалифицированных врачей вы сможете убедиться, что все в порядке, или же над чем нужно поработать, чтобы как можно раньше помочь ребенку перейти на следующий этап речевого развития.

В каком возрасте мальчики и девочки начинают разговаривать предложениями?

Фото 4
С 1,5-2-летнего возраста вместо привычного лепета малыш начинает выговаривать простые фразы. К этому времени в его словарном запасе насчитывается примерно 50-100 слов.

Ребенок пытается строить из них простые предложения. К трем годам лексикон составляет около 250-300 слов. Дети начинают использовать в своей речи не только имена существительные, но и глаголы.

Малыш стремится познавать окружающий мир. Поэтому он часто задает маме вопросы «когда?», «зачем?», «почему?». Ребенок уже хорошо произносит простые предложения, говорит на понятном для взрослых языке.

К концу трехлетнего возраста дети усваивают сложные грамматические формы и конструкции речи. Они уже являются полноценными собеседниками, применяют правильно согласованные фразы.

В норме ребенок трех лет должен обладать такими речевыми навыками:

Фото 5

  • выговаривать не менее 250 слов;
  • составлять короткий рассказ по картинке;
  • знать свой возраст, пол, имя и фамилию, выговаривать их;
  • применять в речи глаголы, предлоги и местоимения;
  • понимать суть сказок;
  • составлять сложноподчиненные предложения.

В каком возрасте ребенок начинает говорить предложениями, зависит от разных факторов:

  • когда малыш стал произносить первые слова;
  • как занимались с ним родители.

К кому обращаться за помощью

Причины, приводящие к задержке речи разные. Чтобы решить проблему родителям иногда приходится обращаться к нескольким специалистам. Среди них можно выделить пять основных — логопед, дефектолог, ЛОР (для исключения нарушений слуха), невролог или психоневролог.

Существуют различные методики коррекции общего недоразвития речи (ОНР) и темповой задержки (ЗРР), которыми владеют логопеды и дефектологи. В сочетании с необходимой медикаментозной коррекцией, назначаемой врачами, они дают прекрасные результаты.

Как проверить слух у ребёнка в домашних условиях

Как проверить слух у ребёнка в домашних условиях

Медикаментозное лечение используют лишь в тяжёлых случаях, часто можно обойтись без него. Иногда оно вообще не нужно, но врачи назначают приём лекарств. Хороший логопед может компенсировать некоторые из них простой работой с малышом, принимать их будет не нужно.

Помните, что только врачи имеют право назначать приём препаратов. У логопедов нет такого права.

Со своей стороны родители должны на время коррекции создать насыщенную речевую среду для стимулирования детской речи. Нужно вынуждать малыша говорить, притворяться, что не понимаете его, если он жестами пытается объяснить чего хочет.

При посещении специалиста родителям малыша с задержкой речевого развития нужно, не скрывая, рассказать о возможных проблемах со здоровьем ребёнка, чтобы получить эффективную помощь от него.

В случае темповой задержки речи родители могут заниматься с детьми самостоятельно. Многие так и делают: первый раз обращаются к логопеду за консультацией, а на основе полученных знаний и материалов начинают самостоятельную работу.

Задача логопеда в этом случае заключается в том, чтобы провести диагностику речевого развития и выявить имеющиеся у малыша проблемы. После этого родители понимают текущую ситуацию и начинают работать с малышом самостоятельно.

Отзывы о специалисте важны, но есть нюанс. Если логопед помог сыну или дочери вашей подруги/соседки, это не означает, что он сможет помочь вашему ребёнку. Все дети разные, со своими особенностями и умениями, не всегда у специалиста получается найти подход к малышу, решить его проблемы.

Обращайте внимание на рекомендации и опыт логопеда. Решение о том будете ли ходить к нему, можно принять после того, как увидите его в работе и убедитесь, что ребёнку процесс интересен. Лучший способ оценить логопеда — прийти на диагностику и посмотреть как логопед работает, как реагирует малыш, насколько ему интересно.

Государство в меру сил пытается помочь детям с речевой задержкой. Для этого созданы государственные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Они есть в каждом районе крупных городов и оказывают услуги бесплатно. Но попасть туда непросто, так как детей с проблемами много, а количество мест ограничено.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский – известный врач педиатр, который получил широкую известность благодаря передачам на телевидении. В них он дает экспертные советы мамам детей относительно различных проблем воспитания.

В своих передачах он неоднократно раскрывал тему развития речи детей.

  • По мнению доктора Комаровского мамы слишком рано начинают бить тревогу о том, что ребенок говорит. Смеясь, он говорит о том, что мамы обращаются к нему с этой проблемой, когда малышу нет еще и года.
  • Также в своих выступлениях Комаровских неоднократно говорит о вреде современных гаджетов на развитие детей. По мнению доктора, современные дети «намного больше общаются с телефонами и планшетами, нежели с родными мамой и папой». Комаровский подчеркивает важность общения родителей с ребенком. Современные родители очень загружены и сами испытывают постоянный стресс, однако, не смотря на высокий темп жизни, крайне важно ежедневно находить время для общения с ребенком, говорит Евгений Олегович. По мнению доктора, нет смысла вести малыша к врачам и «искать волшебную пилюлю», если он испытывает дефицит общения в своей семье. Эмоциональное общение с мамой и папой порой дает намного больший результат в развитии речи ребенка, нежели медикаментозное лечение.
  • В своей передаче «Что делать, если ребенок в 2 года не говорит» Комаровский подробно объясняет разницу развития детей, которые играют гаджетами и игрушками. Евгений Олегович поясняет, что когда малыш играет с простым резиновым мячом или куклой, ему всегда требуется связующий объект между игрушкой и им самим – взрослый. Взрослый объясняет ребенку как именно нужно играть с этим предметом, рассказывает о его свойствах, эмоционально реагирует на игру ребенка с предметом. Эмоциональное общение между взрослым и малышом стимулирует его речевое общение.

Сначала у ребенка формируется потребность понять то, что ему говорят взрослые. Таким образом, формируется так называемая пассивная речь – способность малыша понимать обращенную к нему речь.

В 2 года ребенок должен уметь выполнять двойную инструкцию. Например: Возьми куклу Машу и дай мне». Если ребенок в 2 года не разговаривает, но понимает речь взрослых, можно говорить о том, что он прошел 1 этап развития речи – формирование пассивной речи. Следующим этапом следует развитие активной речи, когда ребенок начинает говорить отдельные слова, а затем строить из них предложения.

Что делать, если ребенок не говорит

Родителям, которые беспокоятся о том, что в 2 года малыш до сих пор не заговорил, Комаровский рекомендует обратится к врачам.

Обследования

  1. Обследование у ЛОРа Необходимо провести аппаратное обследование слуха, сделать аудиограмму, которая покажет уровень слуха малыша, а также диапазон звуков, которые он слышит.
  2. Консультация невролога Неврологические патологии являются частой причиной отклонений в речевом развитии, от легких до самых тяжелых. Обследование у невролога позволит диагностировать имеющиеся заболевания и своевременно начать их лечить. Перед походом к неврологу постарайтесь вспомнить все важные вехи развития:Когда ребенок начал переворачиваться, сидеть, ходить • Когда малыш начал гулить, понимать обращенную к нему речь взрослых • Какими навыками и умениями он обладает сейчас. Врач обязательно спросит вас об этом, поэтому приготовьтесь ответить на эти вопросы.
  3. Консультация логопеда Логопед поможет выявить нарушения развития речевого аппарата. Самыми распространенными патологиями являются: • которая уздечка • гипотонус лицевых мышц и языка.
  4. Консультация детского психолога

Психолог проведет обследование речи малыша и выявит его отклонения от норм. Также он поможет разобраться, есть ли психологические причины отсутствия речи.

Советы доктора Комаровского

  • Обследуйте ребенка на наличие физических и неврологических нарушений.
  • Проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом.
  • Ограничьте взаимодействие малыша с любыми гаджетами: телефоном, планшетом, телевизором.
  • Старайтесь больше общаться с карапузом: называйте предметы и явления вслух, громко и четко.
  • Проговаривайте действия, которые вы совершаете. «Сейчас мы покушаем и пойдем играть в мяч. Скоро придет папа и мы пойдем вместе гулять во двор».
  • Не ругайте малыша, если он молчит. Негативная реакция родителей на отсутствие речи может только ухудшить ситуацию. Наоборот, старайтесь подкреплять попытки двухлетки к общению позитивными эмоциями: улыбкой, похвалой.

Если малыш при виде вас начинает гулить: «ма-ма-ма», улыбнитесь ему и скажите: «Да, Сонечка, мама пришла, сейчас мы пойдем купаться. Кто у нас любит купаться в теплой водичке с уточкой? Соня! Как уточка говорит, Сонечка? Кря-кря, кря-кря!»

  • Поощряйте любые попытки карапуза заговорить: новые звуки, новые слова, попытки подражать за взрослыми. «Би-би», правильно Игоречек, машинка сигналит «би-би».
  • Задавайте малышу открытые вопросы: что ты видишь на картинке? Как зовут медвежонка? Какого цвета мяч?
  • Читайте малышу детские стихи, сказки, пойте песенки.Посмотрите на слоненка:

Хобот длинный у ребенка! – А я так умею тоже! – Маме говорит Сережа. Губы трубочкой свернул И вперед как потянул! – Посмотрите, как хорош! – Я на слоника похож!

  • Разучивайте вместе скороговорки, чистоговорки, потешки.

*** Серый волк под старой елкой Два часа зубами щелкал. Широко рот открывал, Но зайчишку не поймал. *** Едет к бабушке Егорка: Забирается на горку, После горки – вновь низина. Речка… Мостик выгнул спину.

  • Стимулируйте общение «молчуна» с другими детьми. Старайтесь чаще посещать детские площадки, приглашайте сверстников в гости, чтобы у малыша была возможность общаться с другими детьми.
  • Не предугадывайте желания своего чада. Дайте ему возможность заявить о них взрослых. Уточняйте его просьбы: какой ты сок будешь, яблочный или персиковый?
  • По возможности оградите малыша от стрессов.

Итак, если ребенок не говорит в 2 года, доктор Комаровский советует не паниковать, обследовать малыша и создать ему дома благоприятные условия для развития, тогда он непременно заговорит.

Источник

Почему ребенок не говорит?

Стоит отметить, что в последнее время все чаще встречаются «молчаливые» и при этом абсолютно здоровые дети, которые значительно отстают от своих сверстников в плане речевого развития. Согласно статистике, количество неговорящих малышей растет с каждым годом. По мнению специалистов, на развитие такой тенденции оказывают огромное влияние социальные факторы, а именно:


  1. Дефицит внимания со стороны взрослых, проживающих вместе с ребенком. Малышу просто не с кем разговаривать. Достаточно распространенная ошибка самих родителей – отмахиваться от своего ребенка, особенно, после тяжелого рабочего дня. Возможно, вам знакомы такие вредные фразы, как: «Что за глупые вопросы?», «Я устал, помолчи немного», «Какую чушь ты говоришь», «Давай потом поговорим». Подобные высказывания напрочь убивают в ребенке какое-либо желание общаться.

  2. Различного рода гаджеты – «лучшие друзья» ребенка. Многие родители по причине загруженности на работе или чрезмерной занятости в домашних делах не умеют выделять время на «живое» общение со своим ребенком, взамен предлагая ему телевизор, планшет или компьютер.

Внимание

Психологи заметили, что такой подход к воспитанию малыша отрицательно сказывается не только на его речевом развитии, но и на эмоциональном состоянии.

  1. Частые ссоры между родителями, громкое выяснение отношений между членами семьи.
  2. Слишком быстрый говор мамы или папы, вследствие чего ребенку сложно вычленить отдельные слова, и, соответственно, осваивать речь.
  3. Члены семьи разговаривают на разных языках, или же семья иммигрировала в другую страну. Ребенку приходится осваивать сразу два и более языков, на что требуется несколько больше времени.
  4. Гиперопека со стороны родителей исключает необходимость ребенком осваивать речь, так как все его потребности моментально угадываются и удовлетворяются.

Еще одной причиной молчания ребенка является его аутизм. Число деток, живущих в «своем мире» растет буквально с каждым годом. Аутисты не нуждаются в общении с окружающим миром, поэтому они не испытывают потребности в освоении родного языка. С такими детками «работают» психологи, неврологи и психотерапевты.

Почему возникает задержка речевого развития, её последствия

Запаздывание речи может происходить по следующим причинам:

  • физическое истощение из-за соматических заболеваний;
  • патологии ушей и носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы;
  • недостатки воспитания из-за невнимания к ребёнку, когда с ним не занимаются и мало общаются.

Патологии ЦНС могут возникнуть по причине родовой травмы, асфиксии в родах, перенесённой инфекции, травмы черепа, генетически обусловленных заболеваний.

Запущенность развития — это довольно частая причина почему ребёнок в 2,5 года не разговаривает. Многим родителям некогда заниматься своим чадом и вместо общения с папой или мамой он играет в одиночестве или получает в руки планшет на весь день, что не особо способствует речевому развитию, какие бы развивающие приложения там ни стояли.

Отставание детской речи, не исправленное своевременно в раннем детстве, может привести к умственной отсталости. Поэтому если ваш малыш в два с половиной года не говорит — это тревожный симптом большой назревающей проблемы.

Ребёнок не сможет чувствовать себя комфортно в детском саду и школе, его отклонение в развитии будет заметно сверстникам, могут возникнуть проблемы социализации. Малыш начнёт замыкаться в себе, не будет слушаться, родители будут испытывать тревогу.

Многие родители сначала внимают советам знакомых или анонимов на форумах, что стоит подождать. А когда становится слишком поздно и ставится неприятный диагноз, они начинают бить тревогу, думать что делать.

Известный врач-педиатр доктор Комаровский Е.О., чьему мнению всецело доверяют многие мамы и бабушки считает, что нужно начинать заниматься развитием речи как можно раньше — например, с годика. Если вы ощущаете тревогу по поводу формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильному специалисту — логопеду, детскому психологу или неврологу.

Два с половиной года — это тот возраст, когда можно начинать бить тревогу. Задуматься о проблеме лучше в два года. Принцип простой — предотвратить проблему развития речи намного проще, чем её решать. Знаете родителей, которые по несколько лет водят детей на занятия к частным логопедам? Их немало… а этого можно было избежать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: