Как развивать внимательность и усидчивость у вашего ребенка

Мечта родителей – здоровые успешные дети: дошкольники, школьники, студенты. Успешность обучения на всех образовательных этапах зависит от уровня развития внимания ученика. Как развивать внимательность у ребенка в домашних условиях, не прибегая к помощи репетиторов? Достаточно просто даже если ребенок уже перешел за рамки дошкольного детства и достиг возраста 7 – 10 лет.

Психические процессы формируются с рождения и требуют определенного воспитания. Идеально, когда усидчивость и внимание начинают развивать у малыша с первых лет жизни – больше шансов вырастить внимательного, вдумчивого, конкурентоспособного человека. Однако пластичный человеческий мозг дает возможность развиваться и совершенствоваться в любом возрасте.

9 простых способов помогут ребенку стать внимательным и усидчивым. Научат его проявлять волевые усилия, без которых невозможно развитие произвольного внимания. Позволят усовершенствовать способность концентрировать, распределять, переключать, удерживать внимание, положительно повлияют на его объем.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивость – это способность сосредотачиваться на определенном виде деятельности в течении нужного времени. Это очень важное качество для любого человека, и оно отнюдь не дается при рождении. Усидчивость нужно развивать. Без нее воспитать ответственную и дисциплинированную личность невозможно.

Первые проблемы начинают проявляться уже в начале учебы в школе – неусидчивый ребенок не в состоянии сконцентрировать свое внимание на протяжении всего урока, и естественно учиться ему трудно. По этой причине развитием усидчивости надо начинать заниматься в раннем дошкольном возрасте, тем более, что привить данные качества быстро не получится ни у кого – это процесс длительный и постепенный.

Справка! Согласно принятым нормативам способность к длительной концентрации внимания меняется в зависимости от возраста. Дети 4-5 лет могут оставаться внимательными и сосредоточенными не более 30 минут подряд, в 5-7 лет этот показатель увеличивается до 40 минут.

Таким образом, собираясь развивать усидчивость у ребенка, нужно отталкиваться от его возраста, а также темперамента и скорости реакции. Дети-меланхолики могут более продолжительное время оставаться на месте и выполнять монотонные действия, а вот холерикам это делать сложнее, поэтому развивать у них усидчивость нужно по-другому.

Если родители замечают, что их ребенок не может длительное время заниматься одним и тем же, он часто бросает незаконченными начатые дела, все время отвлекается и переключается на другие занятия – его стоит показать неврологу или психологу. Данное поведение зачастую наблюдается при СДВГ, а гиперактивные дети практически всегда имеют проблемы с вниманием и усидчивостью.

Причины неусидчивости:

  1. Незрелость нервной системы — кара головного мозга, стволовые клетки, нервные волокна находятся в той стадии своего развития, когда длительные занятия невозможны.
  2. Аномалии развития — синдром гиперактивности и дефицита внимания, аутизм, дислексия, задержка речевого развития, дисграфия.
  3. Депрессия — это состояние ребенка можно распознать по страхам, повышенной тревожности, капризам.
  4. Неправильное питание — для нормальной работы мозга ребенку банально не хватает витаминов и микроэлементов.
  5. Отсутствие познавательной мотивации — ребенку просто неинтересно выполнять какие-либо задания.
  6. Педагогическая запущенность – если родители не занимаются со своим ребенком с первого года жизни, его мозг не сможет развиться для учебы к школьному возрасту. Телевизор и мультики не могут развивать мозг, напротив, это негативно отражается на нервной системе ребенка.

Условия развития мозга

  • 1. Безопасность. Это самая важная составляющая развития ребенка. Иначе мозг любого человека, и ребенка в том числе, действует по одной из схем: «бей, беги, замри». Только в безопасной среде мы способны развиваться.
  • 2. Привязанность. Крепкие, теплые, доверительные отношения позволяют ребенку развиваться.
  • 3. Общение. Давно известно, что разговоры полезны для детей. Важно, чтобы разговоры были с паузами, а не в формате 24/7.
  • 4. Свободная игра. Она позволяет развиваться воображению, мышлению, учит социальному взаимодействию и служит основой для успешной учебы.

Упражнения и занятия

Для начала родителям будет полезно усвоить следующие рекомендации:

  1. Ребенок должен соблюдать режим дня, так как это основа всего. Специалисты рекомендуют отводить на сон ребенка 8-10 часов в сутки. Причем за пару часов до сна не позволяйте ребенку играть на компьютере, смотреть телевизор и так далее. Лучший вариант – прогулка на воздухе, чтение книжки, рисование.
  2. Следите за правильным питанием.
  3. Приучайте ребенка к тому, что у него есть не только права, но и обязанности. Ребенок должен помогать с домашними делами – это позволит ему не только улучшить усидчивость, но и почувствовать себя нужным.
  4. В тренировке усидчивости нужно использовать игровой процесс.
  5. Больше занимайтесь с ребенком творчеством.

Как уже было сказано, развитие усидчивости – это длительный процесс, который потребует от взрослых максимального терпения. В первый месяц на занятия можно тратить 5-10 минут в день, и если за месяц в поведении ребенка не будет заметно ник малейшего прогресса, в занятия необходимо будет ввести кардинальные изменения после консультации с психологом.

Не навязывайте ребенку какое-то конкретное занятие, пусть он выберет сам то, что ему больше по душе.

Важно! Следите за изменениями и обязательно отмечайте успехи ребенка, хвалите его, поддерживайте, если возникнет необходимость делайте перерывы в занятиях.

Какие занятия предлагают специалисты

  1. Рисование. Рисовать любят дети всех возрастов. Сначала позвольте ребенку рисовать то, что он хочет, но со временем нужно придумывать темы для рисунка, и добиваться того, чтобы ребенок закончил картинку. Раскрашивание требует еще больше увлеченности и сосредоточенности. Раскраски разумеется нужно подбирать в соответствии с интересами ребенка. Также можно предложить ребенку рисовать при помощи разных техник – рисование ладошками, ватными палочками, солью, свечой, рисование на песке (в соответствии с возрастом ребенка конечно).
  2. Пазлы. Уже с 2-летнего возраста можно давать ребенку собирать пазлы из 4-6 частей. К 5 годам ребенок уже вполне может справиться с картинкой из 54 деталей. Тематика картинки опять же должна соответствовать интересам ребенка.
  3. Мозаика. Игры с мозаикой требуют еще большей усидчивости. Детали, как правило, мелкие, к тому же есть особенности в создании изображения. По началу можно просить ребенка выкладывать цветные, однотонные, волнистые линии, затем уже приниматься за выкладывание картинок, постепенно усложняя их.
  4. Поделки. Для этого занятия можно использовать любые подручные материалы, главное, чтобы в процессе была изюминка, которая заинтересует ребенка.
  5. Сказки с продолжением. Рассказывайте ребенку истории частями, в течение нескольких дней. Конечно сюжет должен быть увлекательным и непредсказуемым. Рассказ нужно всегда останавливать на самом интересном месте, и продолжать его только на следующий день.
  6. Игра «Найти отличия». Очень увлекательное и полезное занятие, которое можно выполнять не только с листа, но и на компьютере. Чтобы ребенку было проще и интереснее в нее играть, нужно написать цифрами количество отличий, и когда отличие буде найдено, зачеркивать соответствующую цифру. Так ребенок будет наглядно видеть, что он справляется, и это придаст ему уверенности.
  7. Сортировка мелких предметов. Подойдут стеклянные камешки, бусины, крупы. Это упражнение крайне полезно для глазомера, мелкой моторики и усидчивости. Интересно сортировать бусины не только по размеру, но и по цвету, форме.

Учить ребенка внимательности и усидчивости – это увлекательное занятие. В процессе игры можно не только помочь ребенку стать более внимательным, но и раскрыть его индивидуальные способности.

Что вызывает эта фраза у родителей?

  • Панику,
  • страх,
  • ужас,
  • стыд за ребенка.

Вам кажется, что с ним что-то не так, что он не соответствует каким-то требованиям. И вы хотите все быстро-быстро исправить. Задумываетесь: как развить внимание у ребенка?

Выдохните! Мы разберемся в вопросах внимательности и усидчивости. Найдем способы, которые помогут развить внимательность у детей разного возраста.

Усидчивость и внимательность связаны со зрелостью нервной системы и головного мозга.

Когда начинать заниматься с крохами

На вопрос «когда», отвечу сразу, и коротко. С самого начала! Все базовые понятия о восприятии мира, младенец осваивает в самом начале своей жизни. А потому, учить нужно карапузов с самых первых месяцев. Но, как привить усидчивость ребенку в год? Кажется, он слишком мал. Но именно это и хорошо, значит, легче будет с ним заниматься, ведь и программа «уроков», и задания будут куда проще.

А что, если малыш до определенных пор был спокоен и усидчив. А потом, как говорят многие родители, ребенка как подменили. Такое порой случается. И этому есть разные причины: критический возраст карапузов, их физическое или психическое здоровье. Например, то, как видит мир малышок до 5 лет и после – это похоже на две разные планеты. На одной все уютно обставлено родителями и их заботой. На второй – кроха проверяет все на прочность, пытаясь справиться своими силами. Конечно, от свалившихся «обязанностей» внимание рассеивается.

В 10 лет происходит аналогичная ситуация, когда ученик переходит в средние классы. Многие педагоги отмечают, что успеваемость падает у детей. И наша помощь может быть, как никогда вовремя.

Я начала говорить о заболеваниях, и хочу буквально пару словами продолжить тему. Например, вы замечаете, что стало сложнее вашему карапузу учить уроки, или, играть в саду с другими детками. Прежде, чем начать усиленно тренировать память или вычитывать за поведение, удостоверьтесь, что все у малыша в порядке со слухом или зрением. Возможно, причина кроется именно в этом?

Как бы то ни было, но знание того, как приучить к внимательности деток, никогда не будет лишним.

Мир высоких скоростей

О следующей причине напоминают нам социологи, они говорят: мы живем в обществе удовольствий и склонны сразу же переключать неподходящую нам программу. И если мы сами будем находиться под влиянием окружающего нас мира переключения, то нам будет трудно учить ребенка быть терпеливым. Наши дети похожи на нас. И нет ничего удивительного в том, что они испытывают трудности в процессе дошкольного обучения. Читать — это медленно! Лучше поиграть в хорошую видеоигру! Дети очень быстро теряют терпение, потому что «это слишком сложно», и они предпочитают заняться чем-нибудь другим. Под влиянием компьютерных и телевизионных программ у многих детей формируется представление о том, что учеба должна проходить в легкой и развлекательной форме и не требовать особых усилий.

Поощряйте увлечения

Очень хорошо, если у ребенка появится увлечение. Надо всячески воспитывать и развивать в нем этот интерес. Ребенку важно чувствовать себя умелым и компетентным в каком-то деле. Выберите вместе с малышом занятие, которое ему по душе. Пусть он совершенствуется в нем, поощряйте его улучшать свой навык в одном деле, стать в нем искусным.

Я себя уважаю

Психологи выяснили, что те дети, которые себя уважают, вырастают счастливыми, более приспособленными к жизни, легче переживают тяжелые минуты, верят в себя и в свой успех. Как же сформировать у ребенка самоуважение? Воспринимайте своего малыша серьезно. Уважайте его чувства, считайтесь с его желаниями. Не сравнивайте его с другими: это касается в равной степени как негативных сравнений («Твой младший брат и то делает лучше тебя»), так и позитивных («Твой рисунок самый красивый»). Дети, которых постоянно и много хвалят, испытывают трудности, пытаясь соответствовать идеализированному образу, созданному родителями. Похвала важна, но и тут избегайте сравнений, исключением является сравнение ребенка с ним самим, когда вы отмечаете улучшение в чем-то («У тебя получилось намного лучше, чем в прошлый раз»).

Каждый познает мир по-своему. Некоторые лучше понимают материал, глядя на картинку или схему. Одни лучше усваивают информацию на слух, другие — видя перед собой печатный текст, а кто-то предпочитает и то и другое вместе.

Побуждайте малыша ставить перед собой цели, смотреть, чего он достиг за какой-то период времени. Отмечайте его заслуги, хвалите за усилия: «Молодец, ты сделал это аккуратно», «Ничего, чуть позже мы одолеем эту башню! Ты прилагал большие старания, молодец. Давай отдохнем и попробуем еще раз». Во время занятий с робким, неуверенным, неуспешным малышом будьте очень сдержанны и терпеливы. Полезно указывать на прохождение промежуточных этапов. Например, если ребенок учится читать, ему трудно, но все равно получается, надо сказать: «Вот видишь, сейчас ты знаешь буквы и можешь читать по слогам, а раньше у тебя не получалось». То есть за усилием должно следовать поощрение, эмоциональное подкрепление.

Когда вы даете крохе передышку, очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха. «Ну, ты готов? Давай еще раз!» Договаривайтесь: во время передышки нельзя включать компьютер и телевизор. Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике.

Отмечайте успехи малыша, допустим, звездочками. Когда малыш наберет конкретное количество звезд, он может быть награжден призом, медалью или грамотой. И если вам необходимо указать малышу на его ошибку, делайте это с уважением.

Привлекайте малыша к своим делам, просите его о помощи, советуйтесь с ним. Поручая маленькому «помощнику» работу по дому, вы заставите его почувствовать себя полезным и выразите уверенность в его способностях. Когда вы очень малы, вы испытываете к себе гораздо больше уважения, помогая тому, кто старше вас. К тому же усидчивый, внимательный ребенок — это прежде всего самостоятельны ребенок.

Повседневные дела помогают крохе начать следить за временем и местом — это зачатки собранности. Малыши узнают, что каждая вещь имеет свое место, учатся ценить порядок. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме игрушки и одежда малыша имели свое место.

Создайте максимальные условия для успеха. Стульчик в ванной для мытья рук, подставка под ноги в туалете, удобные вешалки для полотенец, легко выдвигаемые ящики для игрушек, одежда и обувь, которую легко снимать и надевать. Все эти мелочи помогут сформировать чувство самоуважения у ребенка, уверенность, что он может «все» делать сам.

Начнем с себя

Сегодняшний темп жизни накладывает на родителей и детей свой отпечаток. Взрослые несут на себе бремя многих обязанностей, они быстро переключаются с одной деятельности на другую, загоняя себя порой в непосильные рамки. Современное общество предлагает все больше возможностей для разностороннего развития, но при этом создает жесткую конкуренцию в борьбе за свое место под солнцем.

Родители, интуитивно, заботясь о будущем своего ребенка, стараются заложить в него как можно более крепкую базу знаний и навыков. Но если маленькие дети по своей природе не могут терпеть и хотят все и сразу, то можно сказать, что родители в каком-то смысле еще более нетерпеливы. Обучая чему-либо малыша, они хотят, чтобы результат был виден немедленно. Как о И даже не всегда вопрос стоит об ожидании результата, который не приходит так быстро. Некоторые родители, стремясь идти впереди планеты всей, формирует в себе неоправданные ожидания, которые не соответствуют возрасту ребенка или его способностям.

Игры, требующие усидчивости

  • Переливать водичку из широкого горлышка в узкое (лучше делать это во время купания).
  • Пересыпать горох или фасоль в бутылочку с узким горлышком.
  • Рисовать. Нарисуйте крупно контур машины или рыбки и попросите закрасить так, чтобы не выходить за контур.
  • Лепить. Малыш не хочет заниматься лепкой? Попробуйте заинтересовать: предложите слепить те же машинки.
  • Вырезать. Это очень хорошо тренирует усидчивость, дайте малышу детские безопасные ножницы и бумагу. Если вырезать малыш не любит, сами делайте заранее заготовки. Например, вырежьте две детали: грибную шляпку и ножку, а малыш пусть составит из них аппликацию.
  • Собирать мозаику или сортировать детали мозаики по цвету.
  • Играть со шнуровками.
  • Собирать картинки из паззлов. Пусть каждая собранная картинка займет свое достойное место в комнате малыша, поощряя его к новым победам. Ловить рыбок на удочку с магнитом. Можно удочкой с магнитом ловить вместо рыбок карточки с буквами (магнитные, продаются в магазине). Затем каждую «пойманную» букву находить на карте с алфавитом (ловите по три — пять букв за занятие). Можно приготовить большие карточки, как в лото, только вместо цифр нарисовать на них буквы.

Можно придумать массу игр, требующих скурпулезности и терпения, но наряду с занятиями на усидчивость обязательны активные упражнения, чтобы ребенок мог выплеснуть всю накопившуюся эенергию.

  1. Выбирайте подходящее время для занятий. Когда у ребенка настроение подвигаться, лучше не начинать заниматься, а дать сорванцу побегать.
  2. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Если все знакомые малыши уже собирают паззлы, а у вашего ребенка не хватает на это терпения, не переживайте и не давите на него, а просто помогите ему потихоньку с этим справиться. И если другие детки могут сидеть ровно 30 минут, а ваш малыш нет, значит, занимайтесь с ним по 10 минут. Главное — не оставлять занятий!
  3. Не настаивайте и не ругайте кроху. Но заинтересовывайте, увлекайте, играйте. Например, вы делаете ежика, а малыш уже устал и собирается выйти из-за стола. Попробуйте его заинтересовать и снова пробудить в нем интерес: «Как же так! Ты еще не покормил ежика. Давай сначала приклеим яблочко, а потом будем отдыхать. Ежик будет тебе очень благодарен!»
  4. Когда играете с ребенком в ролевые игры и замечаете, что он теряет интерес, добавляйте новый персонаж, старайтесь снова привлечь ребенка. Пусть какой-нибудь герой сказки попадет в трудную ситуацию, где понадобится помощь малыша: «За мной гонится лиса! Ты случайно не видел ее? Пожалуйста, если ты ее встретишь, предупреди меня, чтобы я успел убежать!» Таким образом, постепенно удлиняя время, вы будете прививать малышу усидчивость и интерес к творчеству.

Развитие концентрации внимания у ребенка

Концентрация внимания упражнения для детей подразумевают индивидуальный подход к каждому.

Важные советы:

  • Начинать работать с концентрацией еще до того, как малыш пойдет в начальную школу.
  • Читать вслух сказки, увлекательные истории.
  • Играть в развивающие игры.
  • Свести к минимуму просмотр телевизора.

Инсценировки Теремка и других сказок во вторых младших группах

10 упражнений для развития усидчивости

Как можно научить ребенка усидчивости:

  • Собирать пазлы. Можно их делать своими руками.
  • Раскрашивать рисунки карандашами, мелками.
  • Готовить вместе.
  • Читать длинные, но обязательно интересные сказки.
  • Создавать различные поделки.
  • Искать отличия между двух картинок.
  • Собирать украшения своими руками.
  • Конструировать по образцу вместе.
  • Сортировать крупы, мелкие предметы.
  • Играть со счетными палочками.

Игры для развития внимания и памяти

Как с помощью игр развить концентрацию внимания у ребенка:

  • «Супермаркет» — игра в «магазин». Отправляясь за покупками, малыш должен запомнить все нужные предметы, которые нужны купить.
  • «Уборка». Привлечь ребенка к уборке и спрашивать, где должна лежать та или иная вещь.
  • «Карлсон». Перед ребенком поставить 3-4 игрушки. В течение некоторого времени он запоминает их расположение. А затем, сказав «Карлсон их расшалил», перемешать. Малыш должен снова поставить их так, как было.
  • «Картинки». Карточки лежат изображением вниз. Малыш должен находить две одинаковые, открывая по очереди и запоминая расположение.

Картинки для развития памяти у дошкольников

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: