Развитие мелкой моторики малышей с рождения до года. статья по теме

Человек рождается совершенным, так как природа заранее позаботилась и заложила в наш организм все, что понадобится в жизни. Но этот щедрый дар необходимо развивать, тренировать и отшлифовывать. Проведите маленький эксперимент и понаблюдайте за своим малышом. Какие рефлексы у него присутствуют? Правильно, хватательные. Даже новорожденная кроха хватается за мамин палец и не отпускает его. Одни говорят, что это инстинкт, побуждающий искать защиту, другие считают случайным рефлексом. Однако и те и другие правы! И если вы задаетесь вопросом, как физически развивать ребенка до года, то начните с развития моторики.

Хватательные рефлексы у малышей являются первым этапом развития мелкой моторики

Мелкая моторика в играх

Для игр, разумеется, можно использовать любую «мелочь»: фигурки из «киндер-сюрпризов», мелкий конструктор — кому что нравится. Например, у нас любимой игрушкой был набор крохотной детской посуды — очень маленьких по размеру чашечек и блюдечек. Задача состояла в том, чтобы сначала достать пальчиками эти миниатюрные посудные принадлежности из коробки, затем сервировать маленький игрушечный столик: поставить блюдца, на блюдца сверху чашечки, причем сделать все так, чтобы столик не потерял равновесие и не завалился — признаюсь, с этой задачей трудно справиться было даже мне. У дочки получалось лучше.

Следующим предметом, который был способен увлечь Олечку всерьез и надолго, оказались пуговицы. По этому случаю с антресоли была снята большая шкатулка с большими, маленькими, металлическими, пластмассовыми, деревянными — яркими, разноцветными пуговицами. Эта шкатулка стала Олиной сокровищницей, с которой играла она, разумеется, только в компании со мной.

Сначала дочке просто нравилось запускать в коробку пальцы и перебирать содержимое. Затем — перекладывать, пересыпать в стаканчики. Позже, когда рутинное перебирание и раскладывание пуговиц Оле немного наскучило, мы начали включать этот «мелкомоторный» предмет в наши ролевые игры. Например, варили для кукол и зверушек кашу — пересыпали пуговицы в кастрюльку, помешивали, затем раскладывали по тарелочкам. Или перевозили «ценный груз», сложив пуговицы в грузовичок и двигаясь от мишкиного домика к зайкиной избушке.

Далее мы стали, выбирая наиболее крупные и красивые пуговицы, выкладывать на ковре узоры: дорожки, цветы и так далее. Составляли из больших пуговиц » башенки», выкладывая их одну на другую.

В более старшем возрасте, ближе к двум годам, — смешивали в коробке пуговицы и фасоль, и Оле предстояло, как Золушке, отобрать крупу.

Говоря о «мелкомоторных» играх, трудно обойти вниманием традиционные развивающие игрушки. Для развития маленьких пальчиков очень полезными считаются шнуровки, но дочка оказалась равнодушна ко всем их видам. Зато очень увлекли ее рамки-вкладыши (которые мы не только собирали, но также обводили по контуру и раскрашивали), паззлы (хотя Оля еще не могла, конечно, собрать целую картинку, но соединение «кусочков» по моей подсказке ей очень нравилось и служило хорошим пальчиковым упражнением) и «склеивание» разрезанных пополам картинок.

Ближе к двум годам Олечка очень полюбила книжки с наклейками. Ассортимент этих книг достаточно разнообразен (животные, растения, цифры, буквы и пр.), но я заметила, что малышке доставляет большое удовольствие именно сам процесс отклеивания и наклеивания картинок. Поэтому мы стали покупать обычные наклейки в киосках канцтоваров (желательно тематические — например, с изображением овощей, фруктов, цветов) и наклеивать их в специальный альбомчик. Впрочем, книжками с наклейками мы также продолжаем пользоваться.

Особенности питания

фото 2

Среди круп используют пшено, овес, маш. Чечевицу, горох, манную крупу и кукурузу употреблять не рекомендуется.

В сутки ребенок может съесть до 200 г каши (без учета молока).

Овощи. В рацион девятимесячного ребенка входят капуста, морковь, лук, кабачки, тыква, батат. Пасленовые (томаты, баклажаны, картофель) применять не рекомендуется. Из овощей готовят пюре. Максимальное суточное количество – 180 г.

Мясо. Среди мясных продуктов предпочтение отдают индейке, куриной грудке, свинине. Мясо должно быть отварным или приготовленным на пару, прокрученным через мясорубку дважды. В сутки ребенок может употребить не более 50 г мясного пюре во время основного приема пищи (не на завтрак и не на ужин).

Фрукты, ягоды и соки из них. Из фруктов и ягод в рацион девятимесячного ребенка можно включить бананы, яблоки (не красного цвета), груши, сливы. Фрукты и ягоды красного цвета, цитрусы и облепиху в пищу употреблять не следует. Из фруктов готовят пюре, максимальное количество которого в сутки составляет 70 г, или сок, который можно употребить до 50 мл в сутки (только в разбавленном виде).

Молочные продукты. В рацион включают сливочное масло (не более 5 г в сутки), творог (но не готовую творожную массу) – не более 30 г, кисломолочные продукты (простокваша, кефир, йогурт, ацидофиллин) – не более 150 мл в сутки. Следует употреблять кисломолочные продукты отдельно от остальных блюд и не давать их в пищу утром или на ночь.

Рецепты блюд

  • Яблочно-морковное пюре. Ингредиенты: 1 яблоко, половинка моркови, 2 ст.л. кипяченного молока, 2 ч.л. сахара. Приготовление: 1) Очистить яблоко и морковь от кожуры, убрать из яблока сердцевину, измельчить яблоко и морковь в блендере до однородной массы. 2) Смешать массу с сахаром, сверху полить молоком. Можно покрошить немного печенья.
  • Тыква с куриным филе. Ингредиенты: 100 г свежей тыквы, 30 г куриного филе, 3 г сливочного масла. Приготовление: 1) Тыкву и мясо вымыть и нарезать на небольшие кубики, перемешать. 2) Полученную смесь томить на небольшом огне с добавлением сливочного масла до готовности курицы (20 минут). 3) Довести смесь в блендере до однородной массы, добавить щепотку соли. Подавать теплым.

Мелкая моторика и творчество

Как известно, лепка и рисование сами по себе являются мощным инструментом для развития мелкой моторики. Обращу внимание на некоторые моменты, которые хорошо использовались именно в данном возрасте.

  • рисование кусочком поролона. Тут два момента — во-первых, отрывание от поролона мелких кусочков нравится ребенку само по себе. Во-вторых, выжимание этих кусочков в процессе рисования является очень хорошим упражнением для детской ручки
  • рисование ватной палочкой или спичкой — приходится прилагать больше усилий, чем при рисовании кисточкой
  • и, разумеется, рисование пальцами

Что касается лепки, то, конечно же, разминание пластилина, перекатывание в руках пластилиновых шариков, отрывание мелких кусочков, наклеивание их на бумагу — список можно продолжать долго. Совместными с дочкой усилиями мы изготавливали (и продолжаем сейчас) поделки из пластилина и различных материалов. Например, пластилиновую куколку. Я скатываю шарик (получается голова), а Оле предлагается оторвать два маленьких кусочка пластилина и приделать кукле глазки. Потом скатать пластилиновую колбаску (это она умеет), которую мы вместе превращаем в ротик. А в заключение приделать кукле «волосы». В качестве «волос» мы используем макароны в форме спиралек — и на голове у куклы появляются забавные кудряшки. Сооружение такого «парика» под силу самой Оле.

Есть поделки и попроще, с которыми ребенок может справиться самостоятельно. Например, «ежик» — малышу предлагается утыкать кусок пластилина спичками. Или «новогодняя елка» — обычную еловую шишку украсить пластилиновыми кусочками. Ну, и так далее.

Еще одним инструментом для развития моторики, сродни пластилину, к моему удивлению оказалась… фольга. Да-да, обычный лист пищевой фольги можно скрутить в жгутик и из этого жгутика соорудить нечто …. например, кольцо, подковку и т.д. Из маленьких кусочков фольги можно попробовать скатать шарики. И самое простое, то, что очень нравилось Оле — заворачивать и разворачивать небольшие предметы, например, фигурки, вылепленные из пластилина нашими совместными с дочкой усилиями. Аналогичным образом мы заворачивали в фольгу макаронные фигурки.

К слову, фигурные макароны (в форме ракушек, цветков, листиков) — наша особая любовь. С ними можно делать что угодно. Можно просто утыкать кусок пластилина макаронными цветками или ракушками, и сделать «цветочную поляну» или «морской берег». Можно попробовать нанизать те же макаронины на леску и соорудить симпатичное ожерелье или браслет. А можно просто выкладывать импровизированные узоры на листе цветной бумаги — очень интересно и красиво получается.

Цветная бумага — тоже полезный предмет. Орудовать ножницами малышу еще не под силу пока (поползновения есть, но пока безрезультатные), а вот рвать лист цветной бумаги на полосы — сплошное удовольствие. Цветная бумага рвется легче, чем, например, старые газеты, и, разумеется, ребенка яркая цветовая гамма привлекает больше, чем непритязательный газетный лист.

Ну вот, пожалуй, основное, наше любимое.

Показатель нервно-психического развития

Тест на развитие малыша в 9 месяцев

  1. Берут две ложки (или другие парные предметы) и показывают ребенку, как ими ударять. Если после этого дать предметы ребенку — он начнет подражать действиям взрослого.
  2. Если попытаться отнять у девятимесячного ребенка любимую игрушку, он начнет активно препятствовать этому — крепко прижмет игрушку к себе или будет перетягивать ее.

Что должно насторожить

Важно! В поведении девятимесячного ребенка могут насторожить следующие признаки, при наличии которых его следует показать врачу

  • Ребенок не повторяет слоги за другими людьми.
  • Не пугается незнакомцев.
  • Не сердится и никак не реагирует, если забрать у него игрушку.
  • Не может переворачиваться и удерживать сидячее положение.
  • Не ползает.
  • Не пробует самостоятельно пить из чашки, снять с себя одежду, не играет с другими детьми.

На нашем сайте есть еще статьи и про следующие месяцы жизни малыша, такие как 10, 11, 12 месяцев.

Мелкая моторика на кухне

На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Мама занимается приготовлением обеда — и малыш при деле.

Итак, достается крупа (гречка, горох, рис), ребенку вручаются маленькие чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать), ложечки, миски, стаканчики — все это ставится на поднос, и дальше малыш играет с крупой в свое удовольствие: загребает руками, перебирает крупинки, пересыпает из одной емкости в другую и т.д. Когда у меня появляется пауза в работе, мы вместе выкладываем из крупы узоры на подносе. Поднос подбираем по контрасту с крупой (например, если рис — поднос берем темный, если гречка — то наоборот) и выкладываем дорожки, домики, цветы…Или засыпаем весь поднос крупой, и дочка сосредоточено водит по нем пальцем, с любопытством глядя на появляющиеся разводы.

Кроме того, для игр с крупой мы любим использовать лотки из-под яиц или конфетные коробки с ячейками — Оле очень нравится распределять крупинки по «гнездышкам». К тому же, это занятие занимает достаточно много времени и не требует моего участия — мне остается лишь исподволь наблюдать за соблюдением техники безопасности.

Однако крупа — не единственный вид «кухонной деятельности». Оля очень любит «помогать». Например, перебирать и перемывать в кастрюле картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца. Чем не развивающее упражнение для пальчиков? Олечка даже лук любит чистить ручками — и при этом не плачет совсем.

Еще с того момента, как дочка научилась ползать, нижние секции кухонных шкафов были освобождены под «исследовательский инвентарь». Туда я сложила безопасные, но интересные для ребенка предметы: пластиковую посуду, небольшие судочки и мисочки, и, среди прочего, пластмассовые бутылки с закручивающимися пробками. Вот эти бутылки и увлекали Олю надолго: откручивать и закручивать пробки и примерять их на другие бутылки — очень интересное и достаточно трудоемкое для детской руки занятие.

Единственным побочным эффектом наших развивающих занятий на кухне является «творческий» беспорядок — ну, а без этого, увы, никак.

Строить дорожки из домино

Домино для самых маленьких

Для кого-то это покажется удивительным, но годовалый ребенок уже может играть в домино! Конечно, пока нет необходимости объяснять малышу подробные правила, рассказывать, что такое «базар» и «рыба», его это вряд ли заинтересует. Но вот сам принцип домино, основанный на подборе одинаковых картинок, ребенок уже легко может уловить.

Для игры понадобится детское домино с понятными малышу картинками (у нас, например, такое, еще варианты — Ozon, My-shop). Объясните ребенку, что из доминошек можно строить дорожки (или заборчики, как больше нравится). Только дорожки не простые: доминошки в них обязательно нужно подбирать так, чтобы совпадали картинки по краям. Мы с Таисией из домино строили большой заборчик, внутри которого у нас обязательно жила какая-нибудь зверушка. В домино Тася подолгу могла играть самостоятельно.

Мелкая моторика на прогулке

Тут можно долго рассказывать: все мы знаем, насколько увлекает ребенка собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей и пр. Очень благодатная в этом плане пора осень — мы с Олей всегда возвращались из парка с запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебирали, раскладывали по стаканчикам, сооружали незамысловатые поделки. На прогулке Олечка обрывала с гроздей ягодки рябины и перекатывала их в ладошках…

А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды. Еще лучше — совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный замок и украсить его природными материалами.

Разумеется, в данной статье описан далеко не полный перечень игр и занятий, которые можно предложить ребенку в данном возрасте для развития мелкой моторики руки. Таких игр может быть великое множество — в зависимости от интересов ребенка и фантазии родителей. Но, возможно, наши идеи окажутся полезными и для вас.

Переливать воду из одной миски в другую при помощи губки

Развивающие игры с водой

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: