Развитие речи с первого месяца
«Он еще такой кроха, какая там речь!» – скажете вы. Тем не менее, уже с момента появления на свет ваш ребенок активно старается заявить о себе своим криком. В первый месяц жизни он общается с родителями в основном при помощи плача. Например, плач голодного малыша отличается по интонации и звукам от крика ребенка, который замерз, или у которого болит животик.
Конечно, новорожденный еще не понимает значение слов, но уже активно прислушивается к интонации сказанного. На третьей неделе жизни малыш уже концентрируется на речи взрослого, и ему очень важно слышать тихие, успокаивающие слова в свой адрес.
Развитие речи ребенка в 6-10 месяцев
В это время здоровый малыш начинает ползать, а развитие речи знаменуется так называемой лепетной речью — первыми слогами: «Ба-ба», «тя-тя» и т.д. Лепетная речь бывает отраженной — то есть ребенок повторяет услышанное за окружающими — и самостоятельной: ребенок изобретает звуки и приходит в восторг от собственных возможностей.
Что-то не так? Следует принимать какие-то лечебные меры в случаях:
- если после полугода не появляется лепетная речь или она ограничена парой слогов;
- если ребенок не повторяет слоги за взрослыми, не пытается повторить действия родителей (например, так же потрясти погремушкой);
- не реагирует на простые команды: «Посмотри, где собачка?».
Какие факторы влияют на появление речи ребенка
- Спокойное адресное общение
В первые месяцы жизни кроха активно учится понимать мир. Ласковые интонации, услышанные от мамы, позволяют ему быстрее адаптироваться в незнакомой окружающей среде. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, склонясь над его кроваткой. Пусть он видит ваше лицо, осознает, что вы спокойны и веселы. Важно, чтобы малыш слышал не только разговоры, которые взрослые ведут между собой, но и речь, обращенную непосредственно к нему.
- Отсутствие излишнего шума
Старайтесь не включать фоном музыку или телевизор в периоды ваших разговоров с ребенком. Сначала ему будет сложно выделить вашу речь на фоне посторонних звуков, а посторонние звуки будут мешать осознанию того, что с ним общается мама.
- Развитие тактильных ощущений
Прикосновение – один из главных инструментов познания мира. Чаще давайте вашему малышу игрушки, погремушки из разных материалов, позволяйте знакомиться с разными фактурами, формами и свойствами предметов. Взаимодействуя с различными материалами, ребенок научится выражать свои эмоции относительно того, к чему прикасаться приятно, а к чему – не очень. Главное, следите за безопасностью.
- Мимика, жесты
Даже во взрослом возрасте значительную часть эмоций и ощущений мы можем передать благодаря мимике. Не стесняйтесь кривляться перед малышом, стройте смешные рожицы, выражайте удивление, страх, радость. Сначала ребенок может заинтересованно смотреть, позже – будет улыбаться и смеяться в ответ, а потом научится повторять за вами.
За месяц до первого дня рождения
Вот она, взрослая жизнь: в конце первого года наконец-то появляется возможность выражать свои мысли словами. Первыми прорываются самые важные слова: «мама» (привлечение внимания родителя), «дай» и т.д. Словарный запас пока минимален, поэтому одно слово выражает десятки понятий: крик «мама» может выражать и радость встречи, и печаль расставания, и обиду, и призыв поиграть. Пока это отличный результат: не требуйте от малыша большего, пусть научится хорошо владеть освоенными словами и постепенно наращивает словарный запас.
Что-то не так? Стоит задуматься о какой-то коррекции, если первые лепетные слоги отказываются срастаться в слова типа «мама», «папа» и т.д.
Стадии речевого развития
Первая стадия – крик
Криком человек заявляет о своем появлении на свет. На уровне безусловного рефлекса крик помогает ребенку требовать удовлетворения своих потребностей. Чаще всего у новорожденных крик служит сигналом о дискомфорте: холодно, хочется есть, мокро. С помощью крика кроха строит свой первый своеобразный диалог: вы можете заметить, что, покричав, он на какое-то время затихает, предоставляя маме возможность откликнуться на призыв. К третьему месяцу жизни, а часто и раньше, крик ребенка приобретает множество оттенков. Это может быть недовольное ворчание, резкий визг, удивленное «восклицание» и многое другое.
С появлением следующих этапов в речевом поведении малыша, крик не исчезает, а продолжает активно развиваться. Даже с появлением в лексиконе слов, ребенок еще долго параллельно использует для общения крик.
Вторая стадия – гуление
Примерно со 2 – 3 месяца и до полугода в жизни младенца наступает период гуления. Он произносит фантастический своеобразный набор звуков, протяжно мелодично выпевая их. Гуление невозможно ни с чем перепутать. Дети всего мира гулят одинаково.
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Именно в этот период, особенно в возрасте 3 – 4 месяцев, малыш не только активно общается с вами, но и испытывает особую потребность в эмоциональной отдаче со стороны взрослого. Он так тянется к вам, рассказывая что-то на своем языке, но, не получив ответной реакции, этот импульс может затихнуть. Дети, которые в этом возрасте были по какой-либо причине изолированы от своих родителей, в будущем часто испытывали задержку речевого развития.
Смотрите на своего малыша, стройте с ним диалог. В это время ребенок уже учится связывать голос и взгляд, что в будущем становится основой успешного общения. Можете разговаривать с ребенком на его языке, и вы увидите, как он потянется к вам. Постепенно сочетания звуков, которые будет воспроизводить малыш, станут все интереснее и длиннее.
Третья стадия – лепет
С 6 до 10 месяцев речь ребенка уже больше напоминает лепет. Именно в это время появляются первые слоги, задатки будущих слов – «ма», «ба», «па». Поначалу они будто случайно проскальзывают среди звуков, издаваемых малышом, но со временем складываются в цепочки: «ма-ма», «па-па-па».
Чтобы на этой стадии лепет развивался более активно, постоянно разговаривайте со своим малышом, читайте ему потешки и ритмичные стишки. Произносите слоги, чтобы ребенок видел, как вы это делаете. Старательно растягивайте звуки, складывайте губы трубочкой, используйте все возможности артикуляции, чтобы у малыша появилось желание подражать вам.
На этом этапе, примерно к десятому месяцу жизни, ребенок уже начинает ассоциировать слова с конкретными предметами или действиями.
Четвертая стадия – первые слова
После 10 месяцев установление взаимосвязи между словом и предметом уже происходит более прочно и осознанно. Появляются первые, самые важные и необходимые ребенку на данном этапе слова. Например, первыми могут стать слова «мама», «папа», «дать» и другие. Словарный запас пока мал, и одно слово в лексиконе малыша может приобретать десятки значений.
Важно помочь ребенку в его желании осваивать новые слова. Чаще разговаривайте с ребенком, при этом используя для всех окружающих вещей и явлений правильные понятия.
Дети очень часто стремятся повторять звуки за «говорящими» игрушками. В этом возрасте предмет, человек или животное часто ассоциируется у малыша со звуками, которые издает. Так, кот устами младенца превращается в «мяу», паровоз – «чух-чух», машина станет поначалу «бибикой». Не стоит с пренебрежением относиться к этому детскому языку, стремясь сразу научить ребенка названиям предметов. Это неизбежный этап развития – придет время, и «ав-ав» голосом вашего ребенка обязательно превратится в собаку.
С рождения до 6 месяцев: разнообразные звуки
Интонации в младенческой «речи» появляются в первый месяц жизни. Говорят, только мама может понять, когда ребенок плачет от голода, а когда от усталости. На самом деле в этих разных типах выражения эмоций уже есть интонация — «голодный» плач объективно отличается от плача типа «у меня болит живот».
Второй месяц — время, когда подключаются мимические составляющие общения: ребенок начинает улыбаться от радости, поднимать брови от удивления… В выражении эмоций принимает участие все тело: руки и ноги также активно сигнализируют о переживаниях!
Третий-четвертый месяцы: появляется гуление. Это фантастический набор инопланетных звуков, которые ни с чем не перепутаешь: он содержит звуки всех языков мира. В прямом смысле слова: во всем мире дети гулят одинаково.
Вместе с гулением происходит мощный всплеск эмоционального общения: прорывается неукротимый интерес к окружающему миру, взаимодействию. И в этот момент важно предоставить ребенку ответную реакцию: взаимный интерес. Если этого не происходит, способность самовыражения и продуктивного общения постепенно затухает (то, что не востребовано, не развивается). Именно поэтому ребенок, который в силу заболевания или неблагоприятной ситуации в семье был изолирован от родителей на 3-4-м месяце жизни, впоследствии сталкивается с задержкой эмоционально-личностного развития и нарушениями речи.
Что-то не так? Вот список тревожных «звоночков», заметив которые, есть повод обратиться к специалисту:
- ребенок не интонирует: плач имеет однообразный характер, и даже чуткая мама не в силах понять, что он «хочет сказать»;
- перед тем, как заплакать, ребенок не кряхтит: в норме он должен «разогнаться», настроиться на плач — и только потом закричать;
- однообразное гуление — повторение одних и тех же звуковых паттернов;
- ребенок не улыбается и не смеется, не реагирует на эмоционально окрашенную речь окружающих.
Обратите внимание, любые описанные нарушения — это не повод для постановки того или иного диагноза. Возможно, это временное явление. Очень даже возможно, что вам просто показалось: мама устала, и не в силах понять, о чем малыш кричит и сокрушается в данный момент. Однако равновероятно, что это сигнал о возможной патологии. Поэтому если подозрение нарастает, есть повод обратиться к специалисту (к кому именно, расскажем ниже).
Некоторые возрастные нормы
- 1 месяц. Малыш умеет сосредотачивать внимание на голосе взрослого.
- 2 месяца. Голос родителя может успокоить плачущего малыша.
- 3 месяца. Кроха может реагировать на разговор звуками или смехом.
- 4 месяца. Активно развивается гуление, малыш может издавать звуки, даже когда родители находятся далеко.
- 5 – 6 месяцев. В это время малыш уже может адресовать свое общение конкретному человеку, но пока еще более активно реагирует на жесты, а не на слова.
- 7 – 8 месяцев. Ребенок уже может повернуться к предмету, если его спросить, к примеру: «Где машинка?». Однако, связь еще неустойчива, и если машинка будет находиться в непривычном месте, малыш может ее не найти. Ребенок часто уже может сесть, встать или помахать ручкой по просьбе взрослого.
- 10 месяцев. Малыш может найти несколько знакомых предметов, если поменять их местами.
- 11 месяцев. Может дать маме почти любую игрушку, которую она попросит. Хорошо реагирует на слова, призыв, даже не сопровождающийся жестами.
- 12 месяцев. В лексиконе появляются новые слова, их запас понемногу расширяется. Малыш хорошо ассоциирует их с предметами, но может использовать одно слово для того, чтобы назвать несколько явлений или вещей.
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Помните, что ваш ребенок – это индивидуальность, и он не обязан развиваться строго по прописанным нормам в определенные сроки. Однако, стоит обратить внимание, если малыш:
- в первые полгода плачет постоянно одинаково, причину плача невозможно отличить;
- до 6 месяцев не реагирует на эмоциональную речь взрослых;
- после 6 месяцев не стремится повторить за мамой отдельные слоги и действия;
- после 10 месяцев не реагирует на простые просьбы;
- к году не пытается сложить отдельные слоги в слова (например, «мама»).
Эти явления не обязательно служат сигналом о какой-либо патологии, тем не менее, если вы замечаете много тревожных «звоночков», это повод для того, чтобы поделиться своими наблюдениями с врачом, чтобы тот развеял ваши опасения и сомнения.
Что понимает ребенок в 9 месяцев
Если с чадом занимались и заучили с ним в предыдущие месяцы некоторые движения, типа хлопать в ладоши или махать ручкой, ребенок сознает значение этих слов. Поэтому для выполнения знакомого движения будет достаточно попросить чадо сделать это, уже не применяя специальных жестов.
Ребенок осознает и другие простые просьбы; «Дай маме зайку». Но это возможно, если в это время чадо смотрит на зайку и мама жестом подкрепляет свою просьбу – протягивает к зайке руку. По–настоящему понимать речь малыш сможет через 2-3 месяца.
Если вы назовете имя ребенка, он отреагирует быстро. На чужое имя он не отзовется или будет искать взглядом того, кого назвали. Если спросить малыша: «Где зайка?», «Где киса?», он может найти названный объект, причем неважно, где эта вещь находится.
Если игрушка хорошо знакома ребенку, он может найти ее в куче других игрушек и протянуть вам. Малыш начинает осознавать запрет. Конечно, пока он его не замечает, но можно наблюдать небольшую реакцию торможения при словах «нет» и «нельзя».
Как выбрать логопеда
Логопеду необходимо установить доверительные отношения с ребенком. Только установив хороший контакт с малышом, логопед получит возможность корректировать отклонение в развитии речи.
Если ребенок в течение длительного времени не раскрывается навстречу специалисту, приходится признать, что этот специалист вам не подходит. Причем винить в такой ситуации чаще всего некого: это не ребенок «бука» и не специалист неграмотный — просто по какой-то причине ребенок и взрослый не совпали. Такое бывает, и в данном случае придется искать другого логопеда.
Чего ожидать от логопедических занятий? Грамотного и доброжелательного подхода к вашему ребенку, получения ответов на все ваши вопросы, подбора индивидуальной программы развития, коррекции и восстановления речевых функций.
Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic
Речевое развитие с 4 до 5 лет. Если ребенок плохо говорит
В речи ребенка 4 до 5 лет совершенствуется произносительная сторона речи: следующие звуки ребенок говорит правильно — [ш], [ж], [щ], [ч], [ц], появляются «трудные» буквы Л и Р; активно развивается монологическая речь.В речи детей до 5 лет допустимо отсутствие звуков [р] и [р’], иногда [л], возможны ошибки в сложных грамматических конструкциях, малыш может путать падежи или неверно ставить ударение в слове. Но ошибки не должны быть частыми.
Если вы заметили, что нарушения в речи ребенка непрерывны, он плохо говорит – обратитесь к логопеду.
В это возрасте
- ребенок должен говорить правильно, не смягчая звуки ( «санки», а не «сянки», «яблоко», а не «ляблоко»);
- звуки [к], [г], [в], [ф], [ы] произносятся правильно,
- в речи присутствуют звуки [л], [ш], [ж], [р]
Если к 4.5 годам речевое развитие не соответствует приведенной норме – нужны занятия с логопедом.
Иногда дети начинают говорить довольно поздно (4 года – 5 лет). В таких ситуациях в речи может обнаружиться множество дефектов. Если это ваш случай, не затягивайте с визитом к логопеду — произношение необходимо исправить вовремя.
Речевое развитие с 2 до 3 лет. Если ребенок неговорящий
С двух лет малыш постепенно овладевает грамматическими формами родного языка. Ориентировочно к 2,5 годам в речи возникают существительные в винительном, предложном, дательном падежах.К 2-2.5 годам ребенок говорит простыми фразами (из двух, трех слов), такими как «Папа туту»- папа уехал, или «акой биби» — открой машину. К этому возрасту ребенок должен:
- Хорошо понимать обращенную к нему речь;
- Удерживать в памяти и выполнять двухступенчатые инструкции, такие как «возьми мяч и отнеси папе»;
- Стремиться к речевому контакту, обращаться с просьбами;
- Речь ребенка должна сопровождаться жестами