Календарь развития в 10 месяцев. Что должен уметь ребенок и во что с ним играть


Как приятно видеть, когда ваш малыш идет в своем развитии вровень со сверстниками, а может даже опережает их. Вот уж повод для радости родителей и гордости любимым чадом! Для того чтобы быть уверенным в том, что в возрасте ребенка 10 месяцев все идет по плану и не о чем волноваться, от мамы и папы крохи требуется проводить самостоятельные наблюдения, которые должны быть максимально объективными, в комфортных для малыша условиях.

Физиология малыша

Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.

Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.

Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:

  1. Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
  2. Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
  3. Радуется, когда с ним начинают играть.
  4. Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
  5. Часто играет с мелкими объектами. Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
  6. Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
  7. Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
  8. Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
  9. Проявляет интерес к другим малышам.
  10. Пытается сделать первые шаги.
  11. Самостоятельно держит чашку и ложку.
  12. Умеет забираться и спускаться с кровати.
  13. Одной рукой одновременно может держать два предмета.
  14. Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
  15. Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
  16. Выполняет маленькие просьбы родителей.

Нормы веса и роста

По росту и весу девочки меньше мальчиков. Разница в массе тела к 10-месячному возрасту составляет 0,7-1 кг, а в росте – 2-3 см. Нормы параметров приведены ниже в таблице.

Пол ребенкаРост, см Окружность головы, смМасса тела, кгОкружность груди, смРазмер большого родничка, мм
Девочки69-7445-468,2-10,843-4412-14
Мальчики71-7646-479,2-11,544-4512-14

У десятимесячных девочек уже есть несколько зубов. Сначала появляется два передних, а затем – пара боковых резцов. Приведенные нормативы не являются строгими. Незначительные расхождения не должны вызывать беспокойство.


Надо учитывать, что на развитие ребенка влияют такие факторы:

  • режим питания;
  • состояние здоровья;
  • генетика;
  • степень активности;
  • проведение родителями развивающих занятий.

Если фактические показатели физического развития сильно отличаются от норматива, то нужно обращаться к педиатру.

Двигательная активность карапуза

В десять месяцев малыш уже обладает следующими навыками:

  1. Берёт маленькие предметы большим пальчиком и указательным, складывает пирамидки, нажимает маленькие кнопочки.
  2. Выбрасывает вещи из шкафов, кроватки.
  3. Самостоятельно сидит. Может присесть, как с положения стоя, так и лёжа.
  4. Уверено ползает. Не расстраивайтесь, если ваш малыш этого не делает. Сын моей подруги вообще не ползал, а в 11 месяцев сразу встал и пошёл.
  5. Может залезть и слезть с невысокой кровати.
  6. Может вставать или даже потихоньку шагать, держась при этом за мамину юбку или какой-то предмет мебели.
  7. Возможно, ваш малыш уже может перемещаться, держась за опору лишь одной ручкой, особенно если вторая занята игрушкой.

Что делать, если у малыша замедлено развитие мелкой и крупной моторики?

Все дети индивидуальны, и развитие происходит у них по-разному. Именно поэтому все возраста и этапы, приведенные выше, надо воспринимать как примерные: ваш кроха может освоить какой-то навык раньше, чем среднестатистический ребенок или, наоборот, немного задержаться.

Продолжайте заниматься с малышом упражнениями и играми для мелкой и крупной моторики. Ни в коем случае не ругайте его и не ставьте в пример других детей. Если вам кажется, что развитие идет не так, как должно, проконсультируйтесь с врачом — только специалист может вынести вердикт в такой ситуации. Мы верим, у вашего малыша все обязательно получится!

Развитие психологических навыков

  1. Малыш внимательно вас слушает и осознаёт, о чём вы говорите.
  2. Пытается повторять услышанные звуки.
  3. Может показывать на предметы, о которых говорят или которые хочет, чтоб ему подали.
  4. Смеётся, если слышит весёлую историю.
  5. Ребёнок во всём пытается быть похожим на родителей.

Мы покупали сыночку игрушечный телефон, посудку. Он был счастлив, что тоже может вести себя, как взрослый.

  1. Кроха уже регулярно машет вам на прощание.
  2. Радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают или не дают что-то делать.
  3. Разбрасывает игрушки и другие вещи по всей комнате.
  4. Интересуется своим телом и сравнивает себя с другими детками. Малыш может захотеть потрогать носик, ушко соседского ребёнка.
  5. Уже хорошо работает долговременная память. Малыш помнит, куда вы что-то положили и с лёгкостью найдёт это и через день.

Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?

Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.

Совет № 1. Танцуйте

С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.

Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!

Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.

Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми

С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.

Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.

Совет № 3. Делайте зарядку

С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.

Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.

Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.

Совет № 4. Катайтесь на велосипеде

С какого возраста: с 1 года.

На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.

По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.

Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша

С какого возраста: всегда.

«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.

Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.

Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.

Эмоциональные и социальные способности

В этом развитии у малыша тоже происходят перемены. Вот, что можно уже наблюдать:

  1. Ребёнок научился передавать свои чувства с помощью лепета, а не слёз и криков.
  2. Начал понимать слова запретов. И может назло маме делать плохие поступки, малыша даже веселит, что его ругают. Хотя некоторые детки всё же обижаются и расстраиваются.
  3. Произносит смешные звуки и сам же смеётся над ними.
  4. Расстраивается аж до слёз, если у него начнут забирать любимую игрушку или будут заставлять делать то, что он не хочет.
  5. Уже умеет проситься в туалетик (на горшок).
  6. Любит, когда ему дают право выбора.

Мой сынок, например, очень любил, когда я ему разрешала выбирать книжку, которую мы будем читать.

  1. Любит играть, как сам с собой, так и с другими малышами.

Правила ухода за ребенком 10 месяцев

Кроме наработки навыков, для малыша немаловажно укреплять свой иммунитет, и помочь в этом могут как раз мама и папа.

Дети в таком возрасте уже предпочитают пол дивану, на котором можно передвигаться на любые расстояния. Чтобы избежать проблем с кожей, купайте кроху дважды в день – ополосните слегка, этого достаточно. Закаливания проводятся методом влажных обтираний, но не превращайте обтирания в пытку. Если любимое чадо нервничает и плохо реагирует на подобные манипуляции, отставьте затею в сторону.

Правильно развиваемся

Давайте поможем нашим деткам в их развитии:

  1. Полезным будет поносить ребёнка на руках, не долго, не больше часа за день. Малыш должен чувствовать прикосновение вашего тела, вашу любовь, заботу.
  2. Не стоит сюсюкаться с ребёнком. Разговаривайте с ним по-взрослому, как с равным. Это поможет избежать в дальнейшем дефектов речи у крохи.
  3. Позаботьтесь о чувстве юмора карапуза.
  4. Создавайте для ребёнка большое пространство для перемещений, а главное безопасное.
  5. Указывайте на части тела вашего ребёнка и говорите, как они называются, а потом спрашивайте у крохи: «а где твой носик?»
  6. Не ругайте малыша за то, что он разбрасывает вещи. Найдите цель, куда можно будет всё скидывать. Покажите, как это делать своему карапузу.
  7. Развивайте творческие способности ребёнка. В этом возрасте уже можно потихоньку учить кроху рисовать или лепить из пластилина.
  8. Давайте ребёнку не больше трёх игрушек за раз, меняйте их каждый день.
  9. Обязательно читайте сказки и стишки, особенно перед сном.
  10. Делайте массаж ребёнку каждый день. Не стоит забывать и о гимнастике.


Мелкая моторика — что это?

Этим термином обозначают точные движения запястья, кисти и пальцев руки, а также стопы и пальцев ноги. Другими словами, эта тонкая и скоординированная работа мышц, костей и нервной системы. Развитие мелкой моторики начинается у детей с самого раннего возраста и проходит следующие стадии.

С рождения до 2 месяцев

Мелкая моторика рук у детей первых двух месяцев жизни подчиняется врожденным рефлексам. Они совершают непроизвольные движения пальчиками — иногда без видимых причин, а иногда в ответ на внешние раздражители. Например, если надавить пальцами на ладони новорожденного, он обхватит их. Этот навык имеет название «хватательный рефлекс» и достался человеку от предков — с его помощью крошечные детеныши обезьян удерживаются на шерсти матери.

С 2 до 6 месяцев

В этом возрасте у ребенка формируется первичная координация движений — он начинает использовать зрение для управления действиями рук. Появляется осознанная мелкая моторика, и для детей столь юного возраста это большое достижение. Малыш учится хватать предметы, которые попадают в его поле зрения, но, пока не умеет сидеть, он тянется к ним двумя ручками.

С 6 до 12 месяцев

Улучшение зрения, силы мышц кисти и, главное, способность сидеть и не падать дают значительный рывок в развитии мелкой моторики рук. Во вторые полгода жизни малыш учится перекладывать предметы из одной руки в другую, осваивает сначала пинцетный захват (большим, указательным и средним пальцами), затем щипковый захват (только большим и указательным). Если ребенок не может достать что-то, он вытягивает ручку и направляет на желанный объект указательный пальчик.

С года до двух

Ребенок переходит на следующий уровень — он не просто хватает предметы, он изучает их. Кроха начинает понимать различия формы и размера, осознает, что одни из них тяжелые, а другие — легкие, и учится дозировать прикладываемые усилия. На этом этапе развивающие занятия очень полезны для малышей и позволяют значительно улучшить мелкую моторику. С большой вероятностью именно сейчас выяснится, кто он — правша или левша.

С двух до пяти лет

В раннем возрасте ребенок освоил статический захват, т.е. умение взять и удерживать предмет, не двигая пальцами. Теперь у него вырабатывается динамический захват — способность оперировать предметом сложным образом, например, резать бумагу ножницами, рисовать кисточкой, писать ручкой. В возрасте 3–5 лет девочки часто обгоняют мальчиков в развитии мелкой моторики, так что если ваш сын кажется неуклюжим в сравнении с соседской дочкой — это нормально.

Особенности девочек и мальчиков

В десятимесячном возрасте уже можно найти различия в поведении и развитии детей разного пола.

Что должен уметь мальчик в 10 месяцев?

  1. Достаёт вещи со шкафов, полок и всё раскидывает.
  2. С лёгкостью взбирается на стулья, и даже на стол.
  3. Начинает говорить позже, чем девочки. Ему неинтересно копировать то, что говорят взрослые.
  4. Очень подвижный и любит пакостить.
  5. Нужно потратить много сил, чтоб сына заставить что-то сделать.
  6. Хочет всё делать сам, без помощи мамы.

Организация занятости и досуга десятимесячного малютки

Ежедневный уход за малышом

Привычные уже процедуры в режиме дня остаются теми же. Умывание, расчесывание, чистка зубов (даже если зубик всего один), купание вечером. Время от времени нужно аккуратно подстригать ноготки.

Желательными является закаливание с помощью солнечных, воздушных ванн, включая обтирания. С этого возраста уже разрешается обливать ножки водой, постепенно понижая ее температуру. Многие педиатры считают лучшей формой закаливания обливание с ног до головы теплой водой (постепенно снижая ее температуру). Не стоит забывать, что все процедуры закаливания должны быть систематическими и постепенными. А бодрствование — насыщенным, как активными играми, так и интеллектуальными, больше свежего воздуха и полный отказ от телевизора и др. экранных гаджетов.

Режим дня

Родители должны по-прежнему соблюдать режим дня, плавно подстраивая его под запросы подрастающего ребенка. Так, малыш продолжает спать по 14—15 часов в сутки, укладываясь на дневной сон два раза — по 1,5 — 2 часа. Время утреннего подъема — с 6 до 8, в зависимости от привычек конкретной семьи и темперамента ребенка. Часть дневного сна, как и у грудничка, проходит на свежем воздухе, во время первого выхода на улицу.

Гулять с малышом следует так же два раза в день, кушать — 5 раз. Промежутки между приемами пищи все так же составляют 4 часа. Дети в 10 месяцев продолжают получать грудное кормление или смесь 1—2 раза в день. Основной рацион составляют каши (греча, кукурузная, геркулесовая, рис, пшено), некоторые овощи и фрукты, мясо (говядина, куриная грудка, индейка). В 10 месяцев в меню добавляют рыбу. Пищу измельчают в кашицу.

Гимнастика, которой занимается кроха, незначительно усложняется, в зависимости от той программы, которую выбрали родители. В целом режим ребенка мало отличается от того, к которому он привык ранее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: