В этом возрасте малыш уже умеет сидеть, активно познает мир и делает первые неуверенные шаги. Физическое развитие ребенка в это время уже несколько снижает свою интенсивность. Начинается работа над точностью движений. Карапуз начинает активно изучать окружающий его мир, берет вещи, до которых раньше не дотягивался. Достаточно быстро передвигается на четвереньках. Поэтому его нельзя оставлять без присмотра.
В 10 месяцев кроха самостоятельно кушает многие продукты со «взрослой» кухни: очищенное яблоко, грушу, способен жевать булочку или детское печенье, многие малыши осваивают ложку. Кроха ест 5 раз в день, однако меньше набирает в весе, чем прежде.
В таблице ниже приведены средние показатели ребенка в 10 месяцев.
Показатель | Среднее значение | Мальчики | Девочки |
Вес, г | 8500—9200 | 7400—11 400 | 6700—10 900 |
Рост, см | 71,5—73,3 | 68,7—77,9 | 66,5—76,4 |
Окружность головы, см | 44,2—45,4 | 42,9—47,9 | 41,5—46,9 |
Окружность грудной клетки, см | 47,2—47,9 | 45,1—51,4 | 45,2—50,1 |
Как выглядит малыш в 10 месяцев
В этот возрастной период у крохи уже становится выразительный и понимающий взгляд, подрастают волосики, ножки выпрямляются.
За ослепительной улыбкой ребенка можно увидеть несколько беленьких небольших зубиков. Он уже хорошо владеет своим телом, может активно двигаться и играться. На данном жизненном этапе ребенок очень любознателен и впитывает всю информацию как губка.
Читайте подробнее Прорезывание зубов у детей: сроки, симптомы, как помочь малышу?
Как правильно чистить зубки ребенку?
В какие игры можно играть с ребенком?
Родители часто интересуются, как развивать ребенка при помощи игр? Есть масса способов для этого. Вот самые простые из них:
- «Хоровод». Взять ребенка за ручки и выполнять круговые движения, имитируя хоровод. Можно напевать смешные песенки или читать стихотворения. Эта игра развивает координацию тела и учит ребенка выполнять простейшие движения.
- «Бросание игрушек». Нужно поставить на пол пустую коробку и бросать в нее вместе с ребенком игрушки с определенного расстояния. Так развивается манипулирование предмета.
- «Проход через тоннель».Нужно сконструировать из пустых коробок туннель и позвать малыша с другой стороны. Проползая через него, он увидит как меняется расстояние и предметы.
Что умеет ребенок в 10 месяцев
10 месяцев для малыша – это маленький юбилей, который открывает для него новые возможности и умения. Он становится полноценным членом общества и стремиться каждый день познавать окружающий его мир.
В этом возрасте малыши узнают своих родителей, бабушек и дедушек не только по внешности, но и по звуку. То есть услышав знакомый голос он стремиться обратить на себя внимание звуками или действиями. Он активно улыбается и хохочет своим родным и даже может произносить некоторые звуки. Например, «ма», «па», «ба» или «бах», «бух».
Он с большой радостью встречает своих близких протягивая свои маленькие ручки на встречу.
Основные показатели физического развития
К 10 месяцам малыши значительно прибавили в росте и весе, по сравнению с периодом новорожденности, но месячные прибавки снизились. Это связано с возросшей активностью младенца и расходованием энергии на двигательные навыки.
9 месяцев ребенку
Физические показатели девочек 10 месяцев
Показатели | Масса, кг | Рост, см | Окружность головы, см | Окружность груди, см |
Девочки 10 мес. | 6,7-10,9 | 66,5-76,4 | 41,5-46,9 | 45,2-50,1 |
Физические показатели мальчиков 10 месяцев
Показатели | Масса, кг | Рост, см | Окружность головы, см | Окружность груди, см |
Мальчики 10 мес. | 7,4-11,4 | 68,7-77,9 | 42,9-47,9 | 45,1-51,4 |
Средние размеры большого родничка – 12-14 мм. Количество молочных зубов – 6-8.
Внимание! Отклонение в сроках прорезывания зубов от нормы на полгода, а также прорезывание зубов в произвольной последовательности – абсолютно нормальные явления. Лекарств, способных влиять на сроки и последовательность прорезывания зубов, в природе не существует, утверждает детский врач Е. Комаровский.
Физические показатели
Игрушки для малыша
Родителям очень важно помнить, что игрушки для ребенка необходимы для его полноценного развития. Поэтому следует постоянно пополнять детскую корзинку всяческими яркими любимцами. Кроме того, все игрушки и игры должны соответствовать его возрасту. Также подходить к выбору детских игрушек нужно очень ответственно. Все предметы должны быть только из качественных и нетоксичных материалов.
Для того, чтобы малыш развивался и получал только положительные и яркие впечатления в детской корзинке должны быть следующие игрушки;
- Игрушки из мягких материалов. Это могут быть различные зверушки или герои мультиков;
- Деревянные игры. На данный момент на рынке предложен большой ассортимент детских развивающих и безопасных игр;
- Музыкальные игрушки. Ксилофон, пианино, барабан.
Также рекомендуется давать малышу игрушки из различных материалов. Кроха знакомиться с миром с помощью своих маленьких пальчиков. Приветствуются мягкие, шелестящие, ребристые материалы.
Список игрушек для детей по возрастам
Эмоциональные и социальные способности
В этом развитии у малыша тоже происходят перемены. Вот, что можно уже наблюдать:
- Ребёнок научился передавать свои чувства с помощью лепета, а не слёз и криков.
- Начал понимать слова запретов. И может назло маме делать плохие поступки, малыша даже веселит, что его ругают. Хотя некоторые детки всё же обижаются и расстраиваются.
- Произносит смешные звуки и сам же смеётся над ними.
- Расстраивается аж до слёз, если у него начнут забирать любимую игрушку или будут заставлять делать то, что он не хочет.
- Уже умеет проситься в туалетик (на горшок).
- Любит, когда ему дают право выбора.
Мой сынок, например, очень любил, когда я ему разрешала выбирать книжку, которую мы будем читать.
- Любит играть, как сам с собой, так и с другими малышами.
Развитие опорно-двигательного аппарата
В этом возрастном периоде маленький непоседа активно знакомится со своим телом и учится им пользоваться.
Движения становятся более уверенными и осознанными. Кроха уже может беспрепятственно ползать и подниматься на ножки при помощи рядом стоящих предметов: дивана, кроватки.
Малыш уже может подолгу стоять на ножках при этом наклонятся вперед и обратно. Некоторые начинают самостоятельно ходить, кто-то еще передвигается держась за мамину руку.
Детям уже не интересно сидеть на одном месте. Им нравится преодолевать различные препятствия и покорять их. В этот период родители должны позаботиться о приобретении правильной и качественной обуви. У малышей только формируется ножка, поэтому обувь должна быть со супинатором и хорошо фиксировать ножку.
Дома же ребенку будет полезно ходить босиком или в нескользящих носочках. В этом случае малыш будет чувствовать поверхности, по которым он ходит и изучать их. Например, мягкий ковер или гладкий пол. Все это очень влияет на его развитие.
Двигательная активность карапуза
В десять месяцев малыш уже обладает следующими навыками:
- Берёт маленькие предметы большим пальчиком и указательным, складывает пирамидки, нажимает маленькие кнопочки.
- Выбрасывает вещи из шкафов, кроватки.
- Самостоятельно сидит. Может присесть, как с положения стоя, так и лёжа.
- Уверено ползает. Не расстраивайтесь, если ваш малыш этого не делает. Сын моей подруги вообще не ползал, а в 11 месяцев сразу встал и пошёл.
- Может залезть и слезть с невысокой кровати.
- Может вставать или даже потихоньку шагать, держась при этом за мамину юбку или какой-то предмет мебели.
- Возможно, ваш малыш уже может перемещаться, держась за опору лишь одной ручкой, особенно если вторая занята игрушкой.
Любимые игры
Детям в 10 месяцев уже неинтересно сидеть с игрушками в одиночку. Они нуждаются в активном движении и постоянном внимании. Малыши с интересом разбрасывают свои игрушки, разрушают построенные конструкторы.
Кроха знает все свои игрушки и по маминой просьбе может ее подать.
В 10 месяцев дети могут кидать мячики или «буцать» их ножками, толкать машинки, пытаются строить башенку или собирать пирамидки. Конечно, движения еще не совсем четкие, и не всегда может что-то получится, однако малышам интересно познавать окружающий мир.
На 10-м месяце жизни мама может научить ребенка складывать свои игрушки в корзинку. Например, можно взять игрушку и кроху за руку показать место, где будет ее место.
Ему очень интересны музыкальные и интерактивные игры.
Конечно, не у каждого ребенка может все получатся с первого раза, и он может расстраиваться и плакать. Однако не стоит сразу успокаивать его и делать все вместо него. Следует объяснить крохе и показать, как будет лучше, и дать попробовать еще раз.
Таким образом, малыш будет учится преодолевать препятствия без труда и совершенно спокойно.
Также следует отметить, что детям 10-го месяца жизни очень интересны яркие и красочные книги. Они с любопытством рассматривают картинки, пальчиком могут показать курочку или птичку.
Кроме того, чтение стихов и сказок очень развивает и приводит в восторг маленьких непосед.
Старайтесь каждый день читать со своим малышом и это поможет пополнять его словарный запас.
Физиология малыша
Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.
Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.
Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:
- Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
- Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
- Радуется, когда с ним начинают играть.
- Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
- Часто играет с мелкими объектами. Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
- Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
- Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
- Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
- Проявляет интерес к другим малышам.
- Пытается сделать первые шаги.
- Самостоятельно держит чашку и ложку.
- Умеет забираться и спускаться с кровати.
- Одной рукой одновременно может держать два предмета.
- Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
- Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
- Выполняет маленькие просьбы родителей.
Психоэмоциональное состояние малыша
В 10 месяцев дети уже хорошо проявляют свои эмоции: расстраиваются, радуются, обижаются и даже умеют сочувствовать.
Кроха любит целоваться и обниматься с родителями и близкими. Он понимает, когда кто-то расстраивается и может пожалеть и погладить его.
В этом возрасте детям очень нравится выполнять какие-то просьбы и получать за это одобрения и похвалу. Всегда хвалите своего малыша и обнимайте. Это способствует развитию уверенности и самомнения.
Не повышайте голос, если кроха чего-то не хочет делать или у него не получается. Такое поведение только расстроит его, и он в дальнейшем не будет выполнять просьбы.
Если ребенок начал по какой-то причине капризничать, не спешите брать на руки и предлагать то, что ему хочется. Он уже понимает, как воздействовать на родителей, чтобы добиться желаемого. Старайтесь объяснять ему, что ему можно, а что нельзя и капризы — это не выход из положения.
Некоторые родители устраивают настоящий маскарад для ребенка, чтобы он отреагировал на просьбу или просто поел. Этого делать не рекомендуется, так как на самые обычные вещи он просто не будет реагировать.
Также в этом возрасте у малыша уже хорошо развито чувство юмора. Он резвым хохотом реагирует на шутки и смех старших. Ему нравиться когда кто-то гримасничает и он сам старается повторить.
Ребенок играет: от рождения до года
Авторы: Мэрилин Сигал
МИР РЕБЕНКА Десять месяцев это очень интересный возраст. Наблюдать за малышом забавно и приятно. Он так самозабвенно погружается в игру, что почти не замечает восхищающихся им зрителей. Кажется, что десятимесячного человека больше всего занимает вопрос, нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим. Конечно, этот вопрос ребенок задает скорее действиями, чем словами. Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из предметов в инструмент. Приведем самые обычные примеры: ребенок берет ложку и старательно раскидывает горошины вокруг своего стульчика или колотит чайным ситечком по кастрюле. Мы видим, что ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый как инструмент предмет служит малышу средством, а достигнутый эффект — результатом. По мере того как ребенка начинают интересовать более сложные игры, вы заметите, что и в вашей манере играть с малышом тоже что-то изменилось. Когда ребенку не было и шести месяцев, вы разговаривали с ним и играли в игры по схеме «я — тебе, ты — мне». Малышу нравились игры, требующие общения, он эмоционально реагировал на все ваши слова и действия, часто смеялся. В десять месяцев ребенок уже умеет, если нужно, самостоятельно добраться или дотянуться до игрушки, взять ее, и теперь, как правило, игры родителей с детьми не обходятся без игрушек. Малышу продолжают нравиться игры «с общением», такие, как «прятки» или «идет коза рогатая», а также «совместное пение»; такие игры вызывают у ребенка чувство близости и доверия к родителям. Однако в этом возрасте на первое место выходят уже игры с новыми, несколько другими игрушками, и ребенок с удовольствием играет, передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача из рук в руки увлекает малыша. В процессе игры ребенок узнает и запоминает много нового.
Двигательные навыки
В десять месяцев очень заметно проявляются различия в развитии двигательных навыков детей. Один ребенок учится хорошо ползать, а другой уже неплохо ходит. Несмотря на старую пословицу «прежде чем вы встанете на ноги, придется поползать», это не всегда бывает именно так. Некоторые дети, особенно «ели рядом есть сверстники, очень быстро минуют ползунковую стадию; иногда это происходит практически незаметно. Изо всех сил они стремятся поскорее встать на ноги, подтягиваясь с помощью стульев или схватившись за отцовскую штанину, и на своем мало понятном языке отдают команду родителям взять их за ручки и поводить. В противоположность ребенку, настойчиво желающему ходить и только ходить, есть дети, которые становятся специалистами по ползанию. На самом деле ловко ползающий малыш передвигается гораздо быстрее и лучше сохраняет равновесие, чем ребенок, рано вставший на ножки. Исследуя новую территорию, у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Ползунок, так же как и ребенок, научившийся ходить, может ловко огибать препятствия, забираться по ступенькам и исследовать интересные объекты. Наблюдая за активно ползающим ребенком, можно видеть постепенное развитие этого навыка. Сначала малыш ползает, попеременно двигая то руками, то ногами; затем начинает методично двигать правой рукой, левой ногой и наоборот. А потом уже ползает так ловко и равномерно, что понять, каким образом это у него получается, почти невозможно, умелый ползунок может, передвигаясь, волочить за собой какую-нибудь игрушку. Как и научившийся ходить ребенок. Интересно, что нельзя обнаружить прямое соответствие между двигательными навыками и умственными способностями ребенка. Если ребенок пошел рано, это вовсе не значит, что он смышленнее или будет хорошо решать задачи. И более того, торопить события не следует. Каждый ребенок развивается по-своему, и поэтому он пойдет тогда, когда будет к этому готов. В десять месяцев большинство детей встают на ножки. Многие из них могут вполне самостоятельно сохранять равновесие. Используя это преимущество, малыш, опираясь на что-либо, начинает стоять. Утром вы можете увидеть стоящего в кроватке ребенка, который, опираясь о решетку, выкрикивает что-то с победным видом. Позже этот ребенок может оказаться у кофейного столика, где, опираясь на столешницу, произнесет вам целую речь, обрушив на вас поток не слишком связных звуков. Дети очень гордятся своим вертикальным положением. Родители часто спрашивают, надо ли ставить манеж для десятимесячных детей. Ответ: может быть. С одной стороны, десятимесячный человечек с интересом изучает окружающее пространство и предметы, и заключение в манеж будет препятствовать его исследованиям. С другой стороны, для детей, которые только научились подтягиваться и вставать, манеж может оказаться удобным и безопасным местом для тренировок. Случается также, что родители не могут все время следить за своим малышом, и тогда фактором номер один становится безопасность ребенка. Чаще всего манеж будет полезен только при творческом отношении к нему. Например, можно использовать манеж с опущенной стороной, тогда малышу будет удобно учиться залезать в него, хранить в нем свои игрушки или тренироваться, бросая в него различные предметы. Когда малыш достает и хватает разные вещи, у него развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев. Полезно дать ему какие-то определенные задачи, например: раскрыть коробку или поставить на ноги игрушечную собачку. Если перед ребенком положить небольшой предмет, он быстро дотянется до него и ловко схватит большим и указательным пальцами. На первой фазе этого движения можно заметить в запястье детской руки легкий наклон или поворот. Когда ваш ребенок был помладше, он уже использовал похожее хватательное движение, подбирая крошки на своем высоком стульчике. Руку в запястье он поворачивал и тогда, когда держал игрушку и исследовал ее со всех сторон. Теперь он соединил эти два элемента, и его движения стали более умелыми и скоординированными. У ребенка появилось и новое достижение — он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением (поворачивая руку в запястье) разрывает листы. Примерно к этому времени у ребенка может появиться еще один интерес ему захочется «строить», складывая один маленький кубик на другой. Ему нужно взять кубик большим и указательным пальцами, поднять его и положить на другой кубик. Потом он, конечно, толкнет и свалит это «сооружение». Однако малыш не остановится на достигнутом. На второй кубик ему захочется положить третий. Но в результате, опять произойдет крушение «башни».
Способность видеть, слышать, чувствовать
Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издали, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей эта способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета. В поведении десятимесячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о том, что у него появляется понятие о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко от него, ребенку захочется поиграть. Десятимесячный человек уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или другие вещи, демонстрируя это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. Если сестренка делает стойку на голове, малыш хохочет, глядя на нее. Он уже может узнать знакомый предмет, если ему видна только часть его. Если ложка почти целиком закрыта салфеткой, ребенок, тем не менее, уверенно берет ее и тащит в рот. В этом возрасте продолжает совершенствоваться как звуковое, так и зрительное восприятие ребенка. Он начинает определять, откуда доносится звук. Услышав что-то за своей спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Он может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких — гнев, желание подразнить, спокойствие, радость, раздражение все это малыш быстро распознает. В девять месяцев ребенка привлекало опустошение коробочек и сумочек. В десять он начинает интересоваться и их наполнением. Он засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет очень усердно трудиться, пытаясь засунуть мерную чашку в меньшую но размеру, издавая при этом недовольные звуки. Потерпев неудачу при засовывании одного предмета в другой, ребенок может отдать оба предмета взрослому с безмолвной просьбой о помощи. У ребенка появляется способность разрешать задачи «за» или «в». Если вы держите перед ним игрушку, заслонив ее прозрачным подносиком, скорее всего он обойдет барьер, чтобы достать игрушку. Совсем недавно он пытался достать ее сквозь поднос. Положите игрушку в прозрачную коробочку с крышкой, и вы увидите аналогичное действие. Раньше малыш пытался добраться до игрушки сквозь стенку или крышку коробочки. Теперь, чтобы достать игрушку, он столкнет крышку и залезет внутрь. Вашего ребенка может привлечь еще одно занятие — забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. И вот спустя несколько месяцев ребенок научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку. Иногда он бросает туда какую-нибудь игрушку, чтобы тут же схватить другую. Иногда детям нравится играть, скидывая со своего высокого стульчика кусочки пищи и игрушки. В десять месяцев ребенок любит экспериментировать, бросая предметы. Он может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне кастрюльки.
Понимаем своего ребенка
Десятимесячный ребенок обычно дружелюбен и общителен. Он использует свой малопонятный лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и ему нравятся эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. В этом возрасте у малыша проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией. Эти новые шаблоны, усвоенные ребенком, могут проявляться в играх «слово-действие», таких, как: «Где у нас глазки», «Как ты любишь папу», «Ладушки-ладушки». В возрасте шести — девяти месяцев дети привязаны к родителям почти в прямом смысле, то есть с трудом переносят любую разлуку. В десять месяцев могут появиться некоторые перемены в проявлении этой привязанности. По мере того как ползанье становится для ребенка легким автоматическим делом и он начинает осознавать, что вполне сможет сам вернуться на прежнее место, малыш уже смелее покидает маму и осмеливается уползти туда, где ее не видно. Теперь он ощущает себя самостоятельным человечком, который готов отправиться в поход на другой конец комнаты или даже за ее пределы и исследовать новые территории. Собираясь в «далекую экспедицию», ребенок может захватить с собой любимое одеяльце или игрушку. Эта игрушка или одеяльце являются для него неким гарантом безопасности, помогают разорвать старые связи и обрести независимость. Оказавшись с кем-то из родителей в незнакомом доме, ребенок не может быть достаточно спокоен, и в проявлении его любознательности происходят определенные перемены. Поначалу он будет стараться ограничить территорию своих игр пределами расстояния, где можно дотянуться до мамы или папы. Даже решившись отправиться в другой конец комнаты, малыш будет следить глазами за мамой и время от времени «звать» ее, чтобы мама подала голос. Присутствие мамы или папы дает ребенку ощущение безопасности, и это помогает ему понемногу удовлетворять свою любознательность. Некоторые дети вне своего дома не осмеливаются заняться исследованиями, даже если кто-то из родителей рядом. Если в комнату войдет незнакомый человек, такой малыш прижмется к родительской ноге и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет. Если мама или папа ненадолго выйдут, оставив ребенка, он будет бурно реагировать на возвращение родителя, одновременно обнимая его и выражая свое возмущение его отсутствием. Для детей, которые очень боятся ухода родителей, посоветуем постепенно приучать их к временному исчезновению мамы или папы. Можете начать с игры в «прятки» — спрячьте голову под одеяло. Когда ребенок изучил правила этой игры, в качестве следующего шага спрячьтесь в комнате, а через момент появитесь с радостным приветствием: «Привет, малыш!» Снова спрячьтесь и снова появитесь. Когда ребенок привыкнет к вашим исчезновениям и появлениям в пределах комнаты, попытайтесь распространить эту игру за пределы этой комнаты. Родственники, брат или сестра, или близкие друзья также могут помочь ребенку — если малыш остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями. Если родители вынуждены оставлять своего малыша на длительное время, очень важно иметь няню, которую ребенок любит и которой доверяет. То же самое касается яслей. Многочисленные исследования на примере ясельных детей показывают, что если там у ребенка постоянная и заботливая няня, а дома он любим и счастлив, малыш хорошо адаптируется к ясельному режиму. Альтернативой яслям может быть «домашняя» няня. Конечно, как правило, родители предпочитают, чтобы няня приходила к ним в дом. Желательно, чтобы предполагаемая няня могла один-два раза зайти к вам и познакомиться с ребенком до того, как ей придется оставаться с ним. Если в ваших обстоятельствах приходится оставлять ребенка в доме няни, важно облегчить ему ситуацию. Тут может помочь любимая игрушка, которую малыш возьмет с собой, или одеяльце. Хорошо, если вы сами проведете какое-то время у этой няни вместе с ребенком. Ему будет не так страшно, если он увидит, что мама и няня хорошо и весело общаются. Десятимесячный ребенок, находящийся дома, уже вполне представляет себе, что ему предстоит в течение дня. В новой обстановке он не может предугадать события и чувствует себя не так уверенно. Если вам раньше не приходилось часто оставлять ребенка, скорее всего он испугается яслей или няню. Будучи уверенными в том, что оставляете малыша с опытной няней, которая будет хорошо обращаться и играть с ним, попрощайтесь с ребенком бодро и решительно, чтобы он не успел разжалобить вас. Даже если ребенок в течение дня ведет себя вполне независимо, ночью ему необходимо, чтобы родители были рядом. Обнаружив, что родителей нет, малыш будет торчком стоять в кроватке и ни за что не ляжет, пока они не найдутся. Проблему, как подготовить ребенка ко сну, разные родители решают в зависимости от своих понятий и возможностей. Некоторые держат ребенка на руках, пока он не уснет, а потом кладут его в кроватку. Другие предпочитают полагаться на привычный ритуал: дают малышу любимую мягкую игрушку. Иногда мама поет колыбельную песенку, или ребенка ласкают, целуют, пока он не начинает засыпать, и только тогда родители покидают малыша. И все же некоторые родители не хотят приучать малыша к тому, от чего потом его будет трудно отучить. Они весело, но твердо кладут малыша в кровать и прощаются, не обращая внимания на его плач. Для решения этой постоянно возникающей проблемы единого правильного решения нет. Каждая семья должна искать вариант, который лучше всего подходит их ребенку.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Десятимесячный ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка. К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и «организованными», поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.
Время игр
Новые открытия Разговор через трубку Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Детские кубики Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету. Коробочка с дырочками Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете сделать «игрушку», которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом — мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине. Поищи и найди Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать. Время для музыки Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Катание машинки Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама. Хлопанье по столу Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу. Поиграйте в телефон Возьмите игрушечный телефон и «поговорите» с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в «телефон», малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен. Разорвем на кусочки Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус. Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок. Развитие координации Палочки и камешки Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания. Стаскивание бумажной полоски со стола Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку — ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок. «Делай, как я» В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в «делай, как я» — пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете. Равновесие на надувном круге Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга. Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты — ребенок может кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может длиться очень долго. До игрушки нужно дотянуться Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию. Игрушка со стержнем Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку плас. Трижды герой Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три. Новые решения Какие предметы можно сложить один в другой Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному. Две и одна Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами. Бельевые прищепки в бутылке Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе — они добавят ему веселья. Спрятанная фотография Когда папы нет дома, можно поиграть «в прятки» с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. «Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?» Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: «Папа нашелся!» Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами. Где игрушка Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи. Бигуди Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли ему сунуть меньшую в большую. Игрушка на шнурке Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку. Где сестра? Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.
Повседневные дела
Время кормления Все в кучу Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия. Склад стройматериалов Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое же, как от сооружения замков. Сидение для малыша Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.) Ресторанчик «Необходимый запас» Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша, прихватив с собой «закуску». Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодные комочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, ему понравится залезать рукой в бумажный мешочек.
Время купания Мыльные пузыри Мыльные пузыри — это хорошая забава, и ваш ребенок будет с удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам. Команды В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. «Вымой животик!», «Вымой ножки!» — и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью. Дождик, дождик В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в «тучку», нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: «Смотри, какой сильный дождь!» Сюрпризы Заверните в «купальную» тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.
Время отдыха Свет и тени Задерните занавески, потушите свет и зажгите электрический фонарик. Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Сначала малыш будет стараться следить за передвижением света, а потом уснет. Пластинка «Спокойной ночи» Перед тем как уложить ребенка, поставьте какую-нибудь подходящую пластинку. Когда малыш закроет глазки, сделайте звук потише.
опубликовано 21/05/2007 14:02 обновлено 13/05/2011 — Педагогика и психология
- ← Предыдущая
- Следующая →
Концентрация внимания
Если еще несколько месяцев назад кроха на одном предмете мог концентрироваться всего несколько минут, то в 10 месяцев он уже может уделить внимание своим играм уже до 15 минут. Ему интересна из чего состоит та или иная игрушка, увлеченно рассматривает ее и изучает.
Его теперь можно занять различными играми и увлечениями.
Однако не все малыши одинаковы. Некоторые очень активны и соответственно такой малыш не сможет сидеть подолгу за игрушками. Конечно, он отдаст предпочтение активным играм.
Сон
На десятом месяце жизни малыша родители отмечают, что их чадо с трудом укладывается спать днем, долго засыпает, и установившийся строгий режим дня то и дело из-за этого сбивается. Если ваш ребенок ведет себя таким же образом, значит, пришло время переводить младенца на один дневной сон и вечером укладывать его спать пораньше.
Сейчас возможно проявление некоторых нервных расстройств, обнаружить их можно, наблюдая за тем, как спит грудничок. Если после относительно спокойного дня он вздрагивает и хнычет во сне, — обратитесь к невропатологу.
Поскольку ребенок становится более самостоятельным, а мама, освобожденная прикормом от дневного грудного вскармливания, может отлучиться из дома по своим делам, малыш может капризничать перед сном и требовать присутствия родителей для убаюкивания. Это нормальное явление у десятимесячных детей, даже тех, кто спокойно засыпал без родителей. Некоторое время вам придется уступать малышу и быть рядом, пока дитя не уснет.
Сон ребенка в 10 месяцев
В этот период ночной сон крохи становится продолжительным и уменьшается количество кормлений. Некоторые малыши уже могут проспать всю ночь. Дневной сон уже сокращается до одного раза. Этого вполне достаточно, чтобы организм ребенка восстановил свои силы.
Некоторым малышам еще недостаточно одного сна, поэтому мамам не стоит переводить его на обеденный сон. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуальный и у каждого вырабатывается свой режим.
Однако если мама отмечает, что малыш вялый и в течение дня спит по несколько раз, то следует обратиться к участковому педиатру и сдать необходимые анализы. Такое поведение может свидетельствовать о низком гемоглобине или развития какого-либо заболевания.
Питание
К десятому месяцу жизни ребенок начинает изучать свойства еды, трогает ее руками, размазывает по столу, крошит и бросает. Такие игры, хоть и выглядят неправильными, но помогают развитию младенца и позволяют ему лучше познавать мир через питание. Со временем этот исследовательский интерес пропадет, и в еде ребенок будет видеть только еду.
На десятом месяце грудничок все еще питается молоком или адаптированной смесью дважды в день — на самый первый завтрак и последний ужин.
Питание малыша уже должно обогатиться появлением яичного желтка, творога и мясного пюре. Чтобы ребенку было интересней кушать каши, вы можете добавлять в них кусочки освоенных младенцем фруктов и ягод. Поскольку перечень продуктов, которые успешно воспринимает организм малыша, уже довольно внушительный, вы можете изменять питание ребенка в зависимости от состояния его здоровья. Если грудничок страдает от запоров – ему поможет овсяная каша с черносливом, если же, наоборот, его стул чересчур жидкий – покормите его рисовой кашкой с грушей.
Питание малыша
В 10 месяцев у ребенка уже хорошо развит жевательный рефлекс. По этому мамам нужно расширять рацион малыша. В этом возрасте рекомендовано вводить деткам супы, мясные продукты, рыбу и крупы.
На десерт можно давать фруктовые пюре, печенные яблоки и галетное печенье.
Малыш уже хорошо различает вкусы и поэтому может отказаться от предложенного меню. Не стоит настаивать на том, чтобы он это ел. Необходимо предложить ему попробовать это блюдо попозже или убрать его на некоторое время из рациона.
Следите за культурой питания.
- Ребенок должен есть на специально оборудованном месте;
- Во время еды малышу не следует давать какие-либо предметы, которые будут его отвлекать от еды;
- Ребенок должен знать, что еда — это не игра.
Эти рекомендации позволят научить кроху быстро и вовремя кушать.
Особенности развития девочек
Особой интенсивностью отличается развитие ребенка 10 месяцев. Девочки уже произносят осознанные слова, пытаются ходить. Мальчики в этом плане немного отстают.
Также у девочек лучше развита эмоциональная сфера. Малышки сильно привязаны к матери. Они стремятся быть ближе к ней, любят ласкаться, часто просятся на руки. Десятимесячные девочки пытаются включать маму в игру, хватают ее за руки, чтобы ходить с поддержкой.
Малышки более усидчивые, чем мальчики. Они часто проводят время за пролистыванием музыкальных книжек, перекладыванием маленьких игрушек, сборкой конструктора. Все это активно развивает мелкую моторику, что положительно отражается на интеллекте и речи.
Девочки раньше мальчиков пытаются научиться пользоваться столовыми приборами, быстрее осваивают горшок.
Опасности для ребенка 10-ти месяцев
Так как многие дети в этом возрасте уже начинают ходить самостоятельно и могут уже дотягиваться до различных предметов, которые могут нести опасность и причинить ему вред, родителям нужно:
- Все опасные предметы убрать в кладовую или хранить в закрытых шкафах.
- Все доступные розетки закрыть специальными заглушками.
- Зафиксировать все двери фиксаторами, которые можно приобрести в детских магазинах;
Всегда наблюдайте за ребенком. Объясняйте, что можно делать, а что нельзя. Малыши очень любопытны и еще не понимают, где скрыта опасность. Поэтому только активное участие взрослого позволит уберечь его от неприятных последствий.
Так как маленькие непоседы начинают учится ходить самостоятельно, то увеличиваются риски падений и ушибов. Старайтесь подстраховывать малыша в его первых неустойчивых шагах. Если малыш еще не очень уверенно ходит лучше его придерживать за руку, особенно во время прогулок на улице.
Режим дня
Малыш по-прежнему спит два раза днём и один раз ночью. Общая продолжительность сна составляет 12 — 14 часов. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает собственный режим. Одни раньше просыпаются и, соответственно, раньше ложатся. Другие очень мало спят днём, буквально 30 — 40 минут. Если малыш спит днём два раза, следите, чтобы промежуток между дневными снами был не более четырёх часов. Так вы избежите проблем с укладыванием на ночь.
Родителям следует очень внимательно наблюдать за ребёнком и сигналами, которые он подаёт. Именно таким способом можно выбрать оптимальный режим дня, наиболее подходящий малышу.
Помощь родителей
Невзирая на то, что карапуз уже активно ползает или делает первые шаги, родители не должны переставать носить его на руках. Холдинг, очень полезная методика для развивающегося малыша. Ношению ребенка на руках нужно уделять хотя бы час в день. Его следует брать на руки и носить везде, показывая различные предметы и рассказывая о них.
Нужно как можно чаще сажать кроху на колени, смотреть ему в глаза, улыбаться, обнимать и говорить о своей любви к нему. Малыша необходимо обнимать и петь ему песни. Неважно, есть ли у мамы музыкальный слух и голос, главное, чтобы песенки были добрыми, позитивными и окрашенными ласковыми эмоциями.
Согласно исследованиям ученых, удалось определить, что пение не только ускоряет психоэмоциональное развитие малыша, но и положительно сказывается на его речи. Будет неплохо, если холдингом с ребенком будет заниматься не только мама и папа, но и бабушки.
Общение с ребенком в 10 месяцев
С малышом нужно постоянно разговаривать так, как со взрослым, и неважно, что он пока не все понимает. На его лепет необходимо отвечать и пытаться поддерживать с ним диалог. Во время разговора не нужно использовать сложные слова и предложения. Также следует учесть, что речь взрослого должна быть размеренной, а не быстрой. Говорить нужно конкретно, называя вещи своими именами. В своей речи не следует употреблять местоимений, особенно личных, так как ребенок еще не понимает их значения. Поэтому, пока лучше обойтись без них.
У десятимесячного карапуза необходимо развивать чувство юмора, так как в этом возрасте ребенок уже начинает понимать шутки.
Ребенку необходимо предоставить комнату для ползания. Однако следует учесть, что он будет использовать простор так, как захочет, доставая все предметы, которые ему интересны, открывая и закрывая ящики и дверцы. Нужно следить за чистотой в доме, убирая при этом все опасные для карапуза предметы подальше, чтобы он не смог себе навредить.
Необходимо начинать объяснять малышу, что есть такие вещи, которые нельзя трогать, так как они очень опасны. В качестве примера, можно использовать горячий чайник. Для этого взрослый должен прислонить к нему руку и быстро убрать ее, озвучив крохе свои ощущения как можно эмоциональнее.
В десять месяцев ребенка необходимо научить показывать части тела на себе. Выучить их можно сидя друг на против друга либо перед зеркалом.
Развивающие игры
Следует учитывать, что любые игры карапуз воспринимает как реальность. По этой причине он легко расстраивается, когда взрослые забирают и прячут игрушки, хотя их поведение является лишь частью игры.
Родители должны разрешать малышу бросать игрушки на пол, столько, сколько ему этого захочется. Не нужно ругать его за такой необычный способ познавать мир. Для ребенка можно сделать специальную коробку, в которую он сможет бросать игрушки. Чтобы протестировать новое «устройство», нужно подозвать карапуза к себе и показать, как бросать в него игрушки. Коробку необходимо передвигать из стороны в сторону, чтобы при бросках, малыш тренировал обе руки.
С десяти месяцев кроху можно приобщать к рисованию и лепке. На данном этапе, ребенку будет достаточно нескольких фломастеров, пары баночек пальчиковой краски и кусочка пластилина. Не нужно давать ребенку полные наборы для рукоделия, так как он не оценит подобной «щедрости», а просто разбросает предметы по сторонам. Сначала ребенок должен понять, как использовать карандаши, краски и пластилин. Ему нужно показать, как рисовать, раскрашивать и лепить различные простые фигурки из пластилина.
Не нужно давать карапузу большое количество игрушек сразу. Хватит и нескольких штук. Чтобы интерес к ним не пропадал, их следует время от времени менять.
Также ежедневно нужно читать с малышом книжки и рассматривать картинки. Для него необходимо приобрести книжки с плотными картонными страницами, которые он сможет переворачивать самостоятельно. Так как ребенок уже хорошо понимает родительскую речь, ему можно читать различные короткие сказки, типа «Колобка» или «Теремка». Не будет лишним соорудить полку для книг в зоне досягаемости крохи, чтобы он мог брать с нее книжки и играть с ними.
Развитие моторики 10 месячного ребенка
С ребенком необходимо продолжать развивать моторику. Для этой цели нужно взять большую миску и насыпать в нее фасоль или горох и дать малышу в них покопаться и попробовать на ощупь. Также можно сыграть с ним в веселую игру, нацепляв на его одежду прищепок и попросив его поснимать их с себя. Мама может дать ребенку мягкую бумагу и попросить порвать ее на кусочки, а чуть позже устроить из них салют для малыша, подкинув их вверх.
Не следует забывать и о ежедневной гимнастике. Особое внимание нужно уделять упражнениям, которые развивают ползательные навыки и ходьбу. Ребенка необходимо учить приседать и вставать придерживая за руки. Также нужно учить его ползать на четвереньках и ходить, водя карапуза за руку. Для развития связок и суставов, можно выполнять упражнения на сгибание и разгибание конечностей в положении лежа.
Двадцать минут в день нужно выделять на любимое занятие ребенка. В это время ему необходимо дать отдохнуть от обязательных занятий и позволить делать все, что он хочет. Нужно найти ребенку друзей одногодок и разрешать им больше времени проводить за совместными играми и занятиями. Будет неплохо пригласить к себе в гости родителей с несколькими малышами или сходить в гости к ним со своим ребенком.
Однако пока не следует создавать большие детские группы, так как неокрепшая психика малыша может не выдержать такого количества общения, в результате ребенок быстро устанет или даже может испугаться. На данном этапе завести пару друзей будет более чем достаточно.