Каждый ребенок развивается по-своему, при этом физическое и эмоционально-психологическое состояние поддаются различным окружающим особенностям и факторам, которые влияют на малыша извне.
Известно достаточное количество критериев, которые диагностируют нормальное развитие ребенка в тот или иной промежуток возраста. Очень часто родители до конца не представляют, что должен уметь малыш в 1 год и 9 месяцев. Обычно они ориентируются на рекомендации старшего поколения либо друзей, у которых уже есть дети постарше.
Мало-помалу ребенок учится самостоятельности
Он использует присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми ребенок держится поближе к маме, но затем оставляет ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности в безопасности.
Такую же уверенность обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого взрослого, к кому привязан ребенок.
Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями.
Ребенка можно избавить от таких состояний, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты горечи. Наибольшее облегчение малышу дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.
Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры.
Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев
В 1 год и 9 месяцев ребенок все дольше и дольше может заниматься своими делами, а в играх пользуется воображением.
Он проявляет заботу: обнимает куклу, возит ее в игрушечной коляске, кормит и укрывает одеялом.
Малыш уже хорошо узнал части человеческого тела: пупок, животик и т. д. и может их показать не только на себе, но и на другом человеке или кукле.
Способность наблюдения, идущая рука об руку с памятью, которая развивается все лучше, позволяет ему анализировать сразу несколько изображений и указывать, например, на то, которого раньше не было.
Малыш в этом возрасте знает уже примерно 50-100 слов и может их складывать в более длинные фразы. Он рассказывает о том, что видит на улице или через окно. Очень интересуется всем происходящим: обращает внимание на прохожих, самолеты, скорую…
Возможно, именно эти моменты он пытается изобразить на своих рисунках. Рисование карандашами – одна из способностей, которую ребенок будет оттачивать в течение нескольких ближайших месяцев.
Малыш в этом возрасте с удовольствием сам берет в руки любимые книжки, листает их, решительно требует чтения. Не отбирайте их, даже если это будет стоить нескольких рваных страниц – если ребенок привыкнет к книге с самых ранних месяцев жизни, это повлияет на его отношение к учебе в школьном возрасте.
Советы для родителей:
- Выключите телевизор. Если он работает нон-стоп, это отвлекает, даже если малыш на него не обращает внимания. К тому же так ребенок может волей-неволей привыкнуть к включенному постоянно телевизору.
- Поощряйте ребенка исследовать мир во время прогулок. Пусть не будет скучным ваше путешествие из точки А в точку Б. Обращайте внимание малыша на собак, деревья, отражение неба в луже и т. д.
- Произносите все медленно и четко. Если вы хотите объяснить ребенку что-то важное, присядьте рядом и скажите ему это, глядя в глаза. Старайтесь очень четко артикулировать звуки, с произношением которых у малыша проблемы.
- Не порицайте ребенка, если во время разговора он сделает ошибку. В этом возрасте малыш должен обращать внимание на содержание, а не на форму.
- Пойте с ребенком песни. Это помогает в изучении речи.
Для этого возраста свойственен феномен «я сам»
Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно.
Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.
Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев — одна из самых распространенных среди детей этого возраста эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.
В этом возрасте подобные припадки обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например, при посещении гостей.
Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на детях этого этапа развития. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.
Питание
В этом возрасте ребенок должен принимать пищу 4 раза в день, через 3-4 часа. Наиболее калорийную пищу необходимо готовить в первой половине дня. На завтрак предпочтительно готовить кашу, омлет или запеканку. В рацион питания уже нужно включать суп-пюре, борщ и вторые блюда: мясные и рыбные, овощные рагу, картофельное пюре, молочные и кисломолочные продукты, которые должны оставаться основой меню.
Помимо этого обязательны свежие овощи и фрукты: морковь, картофель, капуста, тыква, кабачки, свекла. Не запрещается также салат из свежих огурцов и помидоров, натертых на терке. Растительные и животные жиры необходимо добавлять в рацион при приготовлении горячих блюд и салатов. Мясные блюда нужно включать в меню ежедневно на обед: нежирные сорта говядины, кроличье мясо, курицу. Из мяса можно приготовить котлеты на пару, мясное пюре, тефтели. Приветствуется питание рыбными продуктами, ими можно заменить 2 раза в неделю мясо — например, паровыми котлетами из рыбного фарша.
Пюре продолжает использоваться в рационе ребенка, однако перестает быть главным его компонентом. Теперь малыша можно потихоньку переводить на полезную взрослую пищу
Научите малыша контролировать свои чувства
Когда ребенок впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро приучается к тому способу поведения, который позволяет достичь желаемого.
Такого практически не происходит, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям малыша, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить ребенка. Иногда сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш не успокоится, и только после этого утешить его.
На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения.
Физическе развитие ребенка:
- Не только ходит, но и хорошо бегает.
- Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.
- Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.
- Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).
- Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
- Может садиться на корточки.
- Прыгает не только на месте, но и вперед.
- Способен выбраться из манежика.
- Открывает дверь в комнату.
- Пинает мяч, почти не промахиваясь.
- Подбрасывает мяч вверх.
Режим дня
Сон
Некоторые дети могут спать еще два раза в день, но большинство из них перешли на один дневной сон. Педиатры советуют увеличить время ночного укладывания: можно читать вечернюю сказку уже после 20.00.
Питание
В рационе должны присутствовать первые и вторые блюда. Завтрак должен быть легким (молочная каша, овощное рагу, омлет), а обед и ужин – одинаковыми по калорийности.
Разрешено давать супы-пюре, борщ, мясные и рыбные блюда, гарниры, картофельное пюре и молочные продукты. Нельзя исключать фрукты и овощи, кроме тех, которые вызывают аллергические реакции.
Забудьте о любой обезжиренной пищи. Жир – строительный материал для подрастающего организма. Он обогащает ткани головного мозга и нервной системы.
Прогулки
Продолжайте как можно больше гулять с карапузом, сочетая пребывание на свежем воздухе с активным отдухом или развивающими занятиями. Старайтесь корректно реагировать на проявления исследовательского интереса: кроха залез в лужу не потому, что хотел расстроить маму, а чтобы проверить глубину и проверить прочность любимых сапожек.
Психическое развитие ребенка:
- Ребенок эмоционален, требователен.
- С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
- Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню — подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
- Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.
- Малышу необходимы игрушки. Они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.
Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?
Для развития речи:
- картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
- маленькие книжки с потешками.
Для развития движений:
- мячи разных размеров;
- обруч;
- двигающиеся машины; каталки.
Для сюжетной игры:
- куклы;
- игрушечные животные, птицы;
- кукольная мебель — стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
- детская посудка;
- кукольная одежда;
- пупсик, ванночка и коляска для него.
Для развития предметной деятельности:
- игрушки-матрешки;
- пирамидка;
- ленточки;
- цветные кубики;
- совки и ведерки, формочки для песка;
- конструкторы.
Для знакомства с понятиями формы и цвета
Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающая конструкция, которую специалисты называют довольно скучно — активный куб
.
Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.
Помимо того, что активный куб знакомит крошку с понятиями формы и цвета, он помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Кроме того, это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша.
Развитие в 1,9 — 2 года: что должен уметь делать ребенок
Развитие в
1,9 — 2 года: что должен уметь делать ребенок
Для каждого родителя наиболее волнительным является вопрос о том, насколько правильно развивается его ребенок. Жестких рамок того, что должны уметь дети в том или ином возрасте, нет, ведь каждый из них индивидуален. Умения, выработанные у конкретного ребенка, не являются общим показателем развития. Что с легкостью дается одному малышу, другому не всегда выполнить под силу. Однако существует общепринятый минимальный набор навыков, которыми должны обладать малыши в
1,9 — 2 года.
Физическое развитие
Физическое и психическое развитие детей раннего дошкольного возраста тесно связаны, вот почему мамы тщательно следят за тем, когда малыш стал садиться самостоятельно, когда он сделал первые шаги и насколько правильно в дальнейшем формируются его двигательные способности. Движения, которые может совершать ребенок в 1,9 — 2 года, уже достаточно скоординированы и разнообразны:
- легко преодолевает препятствия, перешагивая, чаще перепрыгивая через него;
- подпрыгивает на месте, не теряя равновесия;
- сменяет шаг на бег;
- спускаясь и поднимаясь по лестнице, чередует ноги;
- кидает и ловит мяч с близкого расстояния, бьет по нему ногой, удерживает в руках;
- удерживает равновесие, передвигаясь по доске, лежащей на полу, или по бордюру тротуара (здесь малыша лучше пока придерживать);
- любит танцевать под энергичную музыку, и часто взрослые удивляются чувству ритма своего чада;
- перелистывает страницы книги, захватывая, правда, пока что сразу несколько страниц;
- рисует карандашом вертикальные и горизонтальные линии, неровные овалы.
Этот возраст опасен там, что маленький непоседа еще не умеет оценивать свои силы, а чувство страха у него практически отсутствует. Он может забраться на высоту и пытаться самостоятельно слезть оттуда, не всегда оценивает расстояние до препятствия и не может вовремя остановиться перед ним. В этом возрасте часто возникают травмы, иногда достаточно серьезные. Задача родителей – тщательно следить за ребенком, предотвращая падения и ушибы.
Речевые навыки
Наиболее спорным является вопрос развития речи двухлетнего ребенка. Одни малыши к 1,9 — 2 годам могут повторять детские стихи за взрослыми, другие знают только «мама» и «папа». И второй случай – вовсе не отклонение от нормы. Факторов, влияющих на развитие речи, множество. Так, замечено, что мальчики начинают говорить позже своих сверстников девочек. Посещающие детские коллективы ребята также заговорят раньше.В течение второго года жизни в запасе малыша, как правило, появляется около 200 слов, речевые же навыки состоят в следующем:
- слова-заменители и звукоподражание заменяются правильным произношением;
- повторяет слова за взрослыми, не всегда понимая их смысл;
- активно задает вопросы, на первом месте среди которых – «это что?»;
- в разговоре может говорить о себе в третьем лице;
- составляет предложения из трех и более слов;
- связно выражает свои мысли, может составить текст из 3-5 простых предложений, рассказывая о событиях дня;
- различает антонимы (большой – маленький, верх – низ, долго – быстро);
- называет знакомые предметы на картинках, может описать изображенное на них действие;
- произносит свое имя и имена знакомых, использует прямые обращения.
Говорить с ребенком нужно четко, не коверкая слова, добиваясь повторения новых слов с пониманием их смысла.
Социально-бытовые навыки
Ребенок все пытается сделать самостоятельно. Помогать ему нужно только при явных неудачных попытках, объясняя, как правильно сделать, чтобы в следующий раз получилось. Список того, что должен уметь ребенок в 1,9 — 2 года в плане бытовых навыков, условный и зависит только от того, насколько родители смогли привить их малышу:
- держит ложку и самостоятельно аккуратно ест, не пачкаясь и не роняя пищу;
- самостоятельно умывается, моет руки;
- чистит зубы пока что с помощью взрослого;
- сам натягивает шапку, носки, варежки;
- пытается надеть колготки или кофту, ботинки, но чаще путается, засовывая обе ноги в одну штанину, путая левую и правую ноги;
- способен контролировать свои физиологические способности: просится на горшок, однако долго терпеть еще не может (ночные потребности также остаются бесконтрольными).
Познавательные навыки. Мышление
Мышление ребенка напрямую зависит от речи, поэтому с ним нужно постоянно говорить, комментировать любое действие, пояснять и объяснять, не оставляя ни одного вопроса без ответа. Основные навыки двухлетнего малыша, которые считаются минимальными, следующие:
- различает предметы по их характеристикам: большой – маленький, теплый – холодный;
- самостоятельно собирает пирамидку до 6 колец с учетом их размера;
- различает до 8 цветов;
- сопоставляет и противопоставляет предметы, группирует их по форме, размеру и цвету;
- знает основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат;
- повторяет последовательность движений, разучивая простейшие танцы или элементы гимнастики;
- легко складывает матрешку или один предмет в другой;
- собирает пазлы, состоящие из 2-4 элементов.
В этом возрасте очень развита подражательная деятельность. Любое занятие взрослого сопровождается возгласом: «И я!». Не нужно препятствовать такому энтузиазму. При уборке можно дать ребенку собственную тряпочку протирать пыль или мыть полы, позволить сложить выкопанный картофель в ведро, работая в огороде. Двухлетний ребенок способен усвоить большой объем информации, с легкостью запоминая и повторяя все, что видит, что ему объясняют.