Во сколько месяцев ребенок начинает ползать и сидеть?

Фото: UGC Порой родители так нетерпеливы: им хочется, чтобы ребенок быстрее сел, начал ходить и разговаривать. Однако не стоит торопить события: всему свое время. Некоторые мамы и папы начинают переживать, если малыш не начинает делать что-то в установленный срок. Чтобы избежать паники, расскажем, когда ребенок начинает ползать и сидеть.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках.

Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка

(правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Повод для беспокойства

В некоторых случаях родители не в состоянии справиться без помощи специалистов (невропатолога или ортопеда). Вот несколько основных моментов, которые должны вас насторожить и стать сигналом для немедленного обращения к врачу:

  • К восьми месяцам ребенок не делает даже слабых попыток ползти. Не приподнимается на ручках и не пробует всем тельцем двигаться вперед.
  • Учась ползать, малыш слишком долго (больше месяца) задерживается на одном этапе (например, научился раскачиваться на четвереньках и на этом остановился).
  • Восьми-девятимесячный ребенок ползает, отталкиваясь ногами, но, не приподнимаясь при этом на руках, или ползает, приподнимаясь только на одну руку, а вторую просто волочит по полу. При этом во время игры он пользуется двумя руками.
  • Ребенок ползает только задом. Многие дети сначала учатся ползти назад, а только потом вперед. Но если годовалый малыш, пытающийся делать самостоятельные шаги вперед, продолжает ползать исключительно задом, это серьезный сигнал тревоги.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе ( Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

О пользе ползания

Ползание — важный этап развития малыша, который нельзя упустить. Причем невропатологи считают, что ползание оказывает гораздо большее влияние на дальнейшее развитие ребенка, чем первый шаг. Именно во время периода ползания, предшествующего первым шагам, устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями головного мозга. У детишек, которые рано начали ползать, развиты оба полушария головного мозга, и преобладание одного над другим незначительно. Ранние «ползунки» отличаются всесторонним развитием и успехами, как в гуманитарных, так и в точных науках.

Кроме того, в 8-9 месяцев ползание обеспечивает наиболее оптимальное распределение физических нагрузок. Дело в том, что эмоциональное и психологическое состояние малыша тесно связано с физическими нагрузками. Работа мышц поддерживает тонус центральной нервной системы: чем меньше двигается ребенок, тем пассивнее его восприятие окружающего мира, тем неувереннее он себя чувствует. Отсюда в будущем появляется эмоциональная неустойчивость, замкнутость и безынициативность. В медицине есть даже такой термин — «мускульный голод». Это когда из-за недостаточной подвижности и пассивности у ребенка могут начаться физиологические сбои организма. При недостаточной нагрузке мышц замедляется развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, ухудшается кровообращение и нарушается обмен веществ. Кстати, у малоподвижных детей гораздо ниже иммунитет, они часто болеют и тяжело переносят даже легкую простуду.

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания». Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев)

малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание
– подготовительное к ползанию движение.
Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев

в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев

малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть.

Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение.

Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам

малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев

ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Меры безопасности

Чтобы оценить обстановку, стоит опуститься на пол и осмотреть дом глазами малыша. Стоит уделить внимание следующим моментам:

  • Температура. Если есть небольшие сквозняки, необходимо одеть ребенка в теплую, но не стесняющую движения одежду.
  • Острые углы, падающие предметы. Чтобы малыш не ударился об острые края мебели, надо прикрыть их специальными накладками из силикона. Начинающий исследователь также может открыть дверцы шкафов, поэтому на них нужно поставить блокировку или защитные крючки.
  • Высота. Если новорожденный ползает по кровати взрослых, он может упасть и получить травму.
  • Электричество. Электроприборы должны находиться вне досягаемости крохи. Провода необходимо убрать под щиты, а в розетки установить заглушки.
  • Предметы, которые можно засунуть в рот. Младенец изучает мир, используя для этого максимальное количество органов чувств. Если на его пути окажется цветочный горшок, бытовая химия, мусорное ведро или косметика, он может все это облизать или даже попытаться съесть.
  • Чистота. Не следует пользоваться средствами, убивающими микробы. Младенцу предстоит жить в нестерильном мире, поэтому для правильного формирования его иммунной системы достаточно простой влажной уборки.
  • Домашние животные. Грудничок может сделать домашним питомцам больно, и не каждое животное отреагирует на такую атаку снисходительно, поэтому первое время нужно позволять новорожденному контактировать с кошками и собаками только под присмотром взрослых. Важно своевременно вычесывать животных, чтобы кроха не наглотался их шерсти и обрабатывать питомцев средствами против паразитов.

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

А если ребёнок не ползал, а сам пошёл сразу?

В медицине нет догм. Если ваш ребёнок пошёл, минуя этап активного ползания, это его право. Однако в этом случае он обязательно доберёт своё во время подвижных игр. Вспомните — в 3-4 года и даже в дошкольном возрасте многие детские игры связаны с ползанием. Мамы не успевают колготки на коленках штопать или приобретать новые. Не ругайте малыша — ему это нужно. Такое игровое ползание с успехом заменит малышу «развивашки», так как оказывает многокомпонентное воздействие и всяко полезнее, чем неподвижное сидение в кабинете в компании незнакомой тёти.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Восемь факторов «неползания»

Прежде, чем приступать к развитию навыков ползания, необходимо выяснить, почему ребенок не предпринимает попыток передвигаться на четвереньках. Специалисты выделяют восемь факторов, препятствующих развитию ползания.

  1. Недоразвитие мышц или слабость мышечно-связочного аппарата
    (например, в результате рахита).

    Этот диагноз ставит врач-педиатр при регулярных осмотрах. Он же назначает соответствующее лечение и массаж. Если игнорировать советы врача и самостоятельно развивать у ребенка навыки ползания — это может привести к серьезным травмам связок и мышц.

  2. Излишний вес
    .

    Детский скелет еще очень слабый и не в состоянии выдерживать нагрузки излишнего веса. Перекормленный, «тучный» ребенок отстает в физическом развитии, позже садиться, позже начинает ползать и ходить. Такому ребенку просто-напросто тяжело двигаться.

  3. Длительное пребывание в постели
    (в результате болезни).

    Детишки, которые в первые шесть-восемь месяцев жизни много болели, часто отстают в физическом развитии. В этом случае не стоит торопить события. Окрепнув, ребенок быстро научится ползать.

  4. Травмы конечностей
    .

    При имеющих место переломах конечностей, растяжении связок или сильных ушибах ребенку может быть больно ползать. В этом случае вам потребуется помощь врача-ортопеда и массажиста.

  5. «Тугое пеленание»
    .

    Находясь с первых дней жизни в удобных кофточках и ползунках, ребенок раньше учится чувствовать свое тело, больше двигается и, следовательно, раньше начинает ползать. Если вы сторонница «тугого пеленания» или оно рекомендовано ребенку по медицинским показаниям, как можно чаще выкладывайте ребенка без пеленок. Необходимо с рождения предоставлять малышу свободу движений.

  6. Длительное пребывание в манеже или в ходунках
    значительно замедляет развитие навыков ползания.

    Конечно, не стоит отказываться от спасительного манежа или ходунков. Здесь самое главное не злоупотреблять и не запирать малыша за сеткой на целый день. Ребенок до года не должен находиться в манеже более двух часов в день и желательно не более 30-40 минут подряд. То же самое касается и ходунков.

  7. Наследственная предрасположенность
    .

    Специалисты установили, что нормы физического развития передаются по наследству, причем мальчики чаще всего развиваются, как их отцы, а девочки походят на маму. Например, если папа сначала пошел, а только потом научился ползать, велика вероятность, что сын последует его примеру. Так что прежде, чем сетовать на своего ребенка, расспросите родителей о том, как развивались вы.

  8. Лень, отсутствие интереса
    .

    Лень — качество врожденное. Только одним детишкам лень ползать, а другим играть погремушкой или слушать сказки. И задача родителей — разбудить у ребенка врожденное чувство любопытства, которое способно побороть лень.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

— Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям:

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

— На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

— Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

— Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

— После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

— Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

— Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику ( о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Ползание: готовимся поэтапно

Ползание – довольно непростой процесс, к которому малыш должен хорошо подготовить все группы мышц и пройти несколько важных этапов:

1)Держим головку

. Этот появляется в возрасте двух-трех месяцев, когда кроха приподнимает ее, лежа на животике. Данное умение можно считать отправной точкой для формирования вертикальной оси тела – метаморфозы, во время которой лежащий в кроватке малыш к своему первому Дню рождения станет уверенно стоять на ножках и ходить.

2)Опираемся на ручки

. Данный навык возникает наряду с удерживанием головки: лежа на животике, малыш опирается на локотки, а к четырехмесячному возрасту – на раскрытые ладошки. Именно он необходим для удержания веса тела крохи на одной руке во время освоения поворотов, сидения и ползания.

3)Переворачиваемся

. К возрасту пяти месяцев кроха уже активно вертится: вокруг себя, лежа на кроватке, со спины на животик и обратно. Наконец маленький человечек способен передвигаться в пространстве, желая завладеть яркой игрушкой.

4)Стоим на четвереньках и раскачиваемся

. Кроха так стремится вперед! Опираясь на ладошки и коленки он старается двигаться быстрее, но из за «непослушных» мышц у него выходят лишь качательные движения на одном месте.

5)Ползем!

Малыш скоординировал движения, подался вперед и упорно движется к новому и неизведанному. Мышцы получают необходимую нагрузку, правильно формируется скелет, нервная система активно развивается. Данный навык возникает у малышей в возрасте семи-девяти месяцев, но может установиться и в более позднем возрасте.

Учимся ползать вместе!

Для того чтобы малыш легко освоил навыки ползания, ближе к шестимесячному возрасту основным местом его нахождения должен стать пол.

Не манеж, кроватка или диван, а именно твердая поверхность станет отличным плацдармом для полноценной двигательной активности юного исследователя.

Но прежде, чем выпускать кроху в «свободное плавание», стоит провести ряд предупредительных мероприятий:

— вымойте и насухо вытрите поверхность;

— обследуйте ее: она должна быть не холодной, ровной, без выемок и заноз;

— если пол накрыт ковролином, убедитесь, что он не скользит;

— уберите все мелкие детали и опасные предметы с пола и поверхностей на уровне роста ребенка (шторы поднимите, провода спрячьте, цветы унесите в другую комнату, розетки обезопасьте заглушками, острые углы – специальными силиконовыми насадками, ящички и дверцы перевяжите веревками). После того, как пространство стало безопасным, разложите на полу разнообразные яркие игрушки и пустите кроху в захватывающее путешествие!

А еще лучше учить ребенка на собственном примере – пристройтесь рядом и покажите ему простой способ передвижения.

Как помочь крохе?

Если ребёнок, по мнению мамы, не торопится начать ползать, то, конечно, ей хочется ускорить этот процесс. Вы можете простимулировать вашего малыша несколькими способами:

  1. Упражнения. Это могут быть развивающие упражнения на мышцы рук, занятия на фитболе, гимнастика.
  2. Массаж. До года в разные периоды развития ребёнка допускается проводить три курса профессионального массажа по 10 сеансов. Обычно их проводят после трёх месяцев. Но любая мама может делать общеукрепляющий массаж своему малышу сама в домашних условиях.
  3. Поощрения. На полу должны быть созданы все условия для игр и развития. Там должно быть тепло и находиться достаточно интересных игрушек, которые могут заинтересовать кроху.
  4. Провокация. Показать на своем примере, как надо ползать. Показать интересующую ребёнка игрушку так, чтобы ему хотелось за ней потянуться.
  5. Подражание. Не секрет, что младшие дети развиваются быстрее старших, ведь у них есть пример для подражания. Если ваш ребёнок первенец, общайтесь с мамами деток – ровесников или погодок, ходите друг к другу в гости. Малыши смотрят друг на друга и пытаются повторить практически все, что видят: сидеть, ползать, делать первые шаги и даже ходить на горшок.

Когда обращаться к врачу?

Важно помнить, что для предупреждения неприятных последствий и корректировки возможных нарушений в развитии ребенка следует вовремя обратиться к специалисту.

Поводом записаться на прием могут стать случаи, когда:

— к девяти месяцам кроха не предпринял попыток поползти;

— не передвигается вперед, не поднимается на ручках;

— после десяти месяцев ребенок ползает только лишь на животе, поднимаясь только на одну ручку или не поднимаясь вообще.

В таких случаях консультация педиатра, невролога и ортопеда поможет решить проблему и позволит вашему малышу всесторонне и полноценно развиваться дальше день за днем.

Вместе с развитием навыка ползания малыш превращается из пассивного наблюдателя, лежащего у мамы на руках, в кроватке или на развивающем коврике, в активного исследователя окружающего мира. Разумеется, родители с нетерпением ждут, когда ребенок начнет ползать. В каком возрасте ждать появления такого важного умения, нужно ли помогать малышу и как вообще дети начинают ползать – на эти вопросы мы постараемся вам ответить в этой статье.

Ползание – необыкновенно важный этап развития ребенка, ведь с его помощью дети не только укрепляют мышцы и позвоночник, улучшают координацию движений, развивают макро- и микромоторику, но и учатся принимать решения и, можно даже сказать, мыслить. Когда ребенок начинает ползать, это становится неким рубежом в его восприятии внешней среды – ведь теперь кроха может достать сам то, что раньше мог лишь рассматривать издалека. Он учится управлять собственным телом, а его мозг при этом всесторонне развивается.

На форумах часто можно встретить некую абстрактную цифру – 6 месяцев, якобы являющуюся отправной точкой для появления навыков ползания и сидения. Но, поверьте, сколько малышей, столько и вариантов их развития.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: