Забывашка. Можно ли избавиться от детской рассеянности?


По наследству

Вопреки расхожему мнению рассеянность не является сложившейся чертой характера. Это генетическая особенность, которая передаётся из поколения в поколение. Так, люди, предрасположенные к рассеянности, являются обладателями мутировавшего гена DRD2, который влияет на передачу важных сигналов в определённые отделы головного мозга. Если ген изменён, могут проявляться забывчивость, проблемы с кратковременной памятью.

Статья по теме

Ну и голова! Развиваем у ребёнка логику и память

Со временем рассеянность, если она действительно носит постоянный характер, может мешать и учёбе, и социальной жизни да и вредить в отношениях с людьми. Рассеянные персоны могут забыть, во сколько договорились о встрече, перепутать рейсы самолётов, переврать адреса… Присмотритесь к ребёнку, его поведение подскажет вам, похож ли он на героя Маршака.

Признаки рассеянности:

  • забывашка неспособен сконцентрироваться на чём-то одном, постоянно отвлекается от поставленной перед ним задачи;
  • отличается мечтательностью;
  • переспрашивает, когда вы задаёте ему вопрос;
  • часто произносит «я забыл», «я не помню», «ты так не говорила»;
  • опаздывает;
  • может надеть разные варежки или носки, выйти в тапках на улицу.

Не путайте рассеянность с манипуляцией, когда ребёнок прикрывает свои безалаберность и лень забывчивостью. Между ситуацией, когда дети умышленно «забывают» и не выполняют важные поручения, и моментами, когда они действительно не помнят, о чём их просили, большая разница.

ребенок
Как воспитывать маленьких хитрецов. Советы бывалых родителей

Подробнее

Консультация для родителей «Как преодолеть рассеянность у ребенка?»

Марина Устинова

Консультация для родителей «Как преодолеть рассеянность у ребенка?»

Рассеянность – это психическое состояние, характеризующиеся отсутствием внимания, сосредоточенности. У рассеянных детей чаще всего возникают проблемы с организованностью, исполнением, они не умеют или затрудняются выделять главное при наблюдении в деятельности, не способны следовать чёткому порядку. Одна из основных причин рассеянности ребёнка – это результат неправильного воспитания. Если родители с самого раннего возраста приучают ребёнка к порядку, усвоению навыков дисциплины, организованности, и приучают ребёнка доводить начатое дело до конца, то это является твердой гарантией, что Ваш ребенок не вырастет рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а на беспорядок в игрушках и на рабочем месте ребенка «закрывают глаза»

и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведении
ребенка появляется рассеянность и неорганизованность. И если в дошкольном возрасте рассеянность не сильно сказывается на успехе и начинаниях ребенка, то в школьном возрасте эти качества стремительно начнут сказываться на учебе ребенка. Рассеянным школьникам довольно сложно учиться, они постоянно отвлекаются на свои мысли, мечтания, любые шорохи и звуки, не слушают объяснения учителя, не успевают выполнять все задания. Рассеянный ребенок довольно часто попадает в смешные и досадные ситуации. Что же делать, если вы стали замечать у своего ребенка качества рассеянного человека? Самое главное – ни в коем случае не упрекайте дошкольника и не наказывайте его за неаккуратность, забывчивость, несобранность. Для успешного результата необходимо терпеливо и системно тренировать его в правильном поведении, учить работать над своими недостатками. Первое, с чего стоит начать – строгое соблюдение режима дня, именно хорошо спланированный режим дня не позволяет менять занятие, деятельность ребенка по настроению, требует сосредотачивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. В начале Вам придется постоянно напоминать ребенку, что по режиму нужно сделать, но, спустя время, это войдет ребенку в привычку, он научится ответственно относиться к заданиям, обязанностям. Следующий этап – это создание внешних условий, устранение всех факторов, которые могут отвлечь ребенка. Порой родители сами виноваты в детской рассеянности. Например, делают замечания ребенку на то, что он постоянно отвлекается от занятий, а сами при этом в соседней комнате громко включают телевизор, слушают музыку и громко беседуют. И в это время ребенок в своей комнате всеми мыслями находится с родителями, а не выполняет свое задание. А родителям важно не отвлекать детей от дела, уважать их работу, даже если порой нам кажется, деятельность детей совсем незначительной. Вы получите первые быстрые результаты только в том случае, если занятия, поручения и дела будут интересны и увлекательны для ребенка. Если ребенку нравится ухаживать за домашними животными, цветами, лепить из пластилина, то поощряйте его успехи с указанием на то, что если бы ты не полил цветы или не покормил животных, то они бы погибли, чтобы ребенок начинал осознавать ответственность своих дел. Постепенно ребенок усвоит, что необходимо делать не только то, что интересно, но и то, что необходимо для пользы семьи и его самого, что для достижения цели необходимо приложить усилия. Но при этом нельзя перегружать детей занятиями и поручениями. Лучше всего дети усваивают знания, тренируют привычки через игру. Например, возьмите много мелких игрушек из киндер-сюрпризов, рассыпьте на столе, пусть ребенок запомнит их. Закройте предметы салфеткой и предложите ребенку назвать все, что там лежало. Каждый правильно названный предмет вытаскивайте из-под салфетки. Игра будет интереснее, если в ней примет участие не только ребенок, но и папа, брат, сестра, и т. д. Предложите ребенку еще одну игру: разложите несколько игрушек, пусть ребенок запомнит их расположение, затем ребенок закрывает глаза, а Вы меняете местами игрушки на столе, либо убираете одну из них. Открыв глаза, ребенок должен догадаться, что изменилось, постепенно можно увеличивать количество игрушек, предметов. Эти игры не трудозатратные и не требуют много времени, но при этом они очень эффективные в преодолении у дошкольников рассеянности и воспитании внимательности. Также причиной рассеянности может быть болезнь, временное ослабление организма. В таком случае следует укрепить иммунитет с помощью витаминов, наладить его питание и отдых. Здесь все зависит от обстановки в семье, от взаимоотношений между родителями. Если состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится привычным и перерастает в черту характера, а затем начинает проявляться вместе с другими недостатками характера. Например, рассеянность в учении часто связана с ленностью, рассеянность в общении с людьми – с нетактичностью и эгоизмом, рассеянность в быту – с неорганизованностью и неаккуратностью. Для того, чтобы этого избежать, следует внимательно относиться к психическим состояниям своих детей и правильно их оценивать. Если ребенок надолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его от этого отвлекают. Воспитывая сосредоточенность внимания, родители следят, на что они направлены. Воспитание у детей воли, чувства ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает рассеянность.

Тренируем внимание

Если ваш забывашка унаследовал эту особенность от кого-то из родителей, вы пример такого поведения уже давно наблюдаете в своей семье и понимаете, что жить с забывчивостью всё-таки можно. А некоторые моменты можно скорректировать.

Статья по теме

Психолог: Детская гиперактивность — способ справляться с изменчивой и небезопасной реальностью

  • Включите в личную программу развития ребёнка всевозможные игры и упражнения на улучшение кратковременной памяти, внимания, логики. Тренировки нужны постоянно!
  • Не ругайте своё чадо: «Ты такой рассеянный, беспомощный, забывчивый… И в кого только ты такой?!» Это бессмысленно — всё равно что ругать за цвет глаз или особенность строения тела. От таких слов ребёнок может почувствовать себя уязвлённым и нелюбимым.
  • Между авторитарным и либеральным воспитанием необходимо отыскать баланс. Гиперопека забывчивому ребёнку на пользу не пойдёт. Чтобы напомнить о чём-то, не звоните ему бесконечно на мобильный, лучше оставьте записку на холодильнике.
  • Приучайте ребёнка вести ежедневники, с вечера или утром составлять списки дел, покупок, намерений — чего угодно! Это структурирует поведение и держит в тонусе даже самых мечтательных. Всегда можно посмотреть в книжечку, где написано, что нужно сделать и во сколько запланирована встреча.
  • Спрашивайте как можно чаще (не с видом учителя начальных классов, а нейтрально): «Во сколько у тебя завтра физкультура? Я уже говорила тебе, что нужно купить хлеб? Ты не видел такую-то книгу?» Направляйте внимание ребёнка в нужное русло.
  • Исключите физиологические причины рассеянности. Это может быть нехватка витаминов или правильных жиров в организме или недосып.

Анетта Орлова, радиоведущая

—  В каждом отдельном случае нужно разбираться, чем вызвана рассеянность у вашего чада. Если речь идёт о недостаточной заинтересованности, нужно увлечь ребёнка. Но рассеянность может быть не просто недостатком внимания, но и психическим качеством. В любом случае важно помнить, что внимание можно развивать. Главное — не ругать ребёнка.

Статья:

Рассеянность — это психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания. Обычно рассеянность — результат не правильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык, заканчивать начатое дело он не может, быть рассеянным. И наоборот, если родители нарушали режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведении дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность. Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно научиться, он отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнять задания.
Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, преодолеть

рассеянность. Прежде всего, не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня.

Режим не позволяет менять занятия, по настроению, требует сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к обязанностям.

Для воспитания сосредоточенности внимания важно создать внешние условия и устранить то, что может отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты в детской рассеянности. Например: во время занятий в соседней комнате включают магнитофон, телевизор, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляет свои занятия и заглядывает к ним. Важно не отвлекать детей от дела, уважать их работу. Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Необходимо приучать сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах. Проявить сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его захватило, увлекло. Он любит мастерить, ухаживать за цветами. Надо поощрять такие занятия. Так у ребенка появляется чувства ответственности.

Внимательность, сосредоточенность лучше еще тренируется в игре. Например, возьмите много мелких предметов, рассыпьте их по столу. Пусть ребенок запомнит, какие вещи лежат на столе. Закройте все листом бумаги и предложите назвать, что там лежит под ней. Каждый названный предмет показать.

Иногда рассеянность ребенка вызвана болезнью, слабостью организма. В этом случае надо укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых. Рассеянность может быть вызвана плохим настроением. Здесь все зависит от обстановки в семье, в д/саду. От взаимоотношений между родителями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: