Первое слово малыша – во сколько ребенок начинает говорить?


Вопрос, когда ребенок начинает говорить, волнует практически всех родителей. Ведь мамы и папы с огромным нетерпением ждут, когда же их малыш заговорит, скажет им, что он хочет, что его расстроило, чему рад или что ему нравится. К сожалению, ответить на вопрос, во сколько он начнет говорить, довольно сложно, поскольку просто нет специального «календаря речи». Ни один врач не может точно сказать, когда нетерпеливые родители услышат первые слова своего малыша. Это все индивидуально, развитие речевого аппарата происходит от особенности организма воспринимать информацию, от психики и способности к размышлению.

Иногда случается так, что ребенок молчит до 3 лет, хотя родители и близкие родственники очень старались участвовать в развитии его речи. Бывает и наоборот, уже в год болтает без умолку, тем самым удивляя родственников.

Считается, что спокойные малыши начинают говорить раньше своих более активных сверстников. Есть мнение, что девочки начинают болтать раньше, в отличие мальчиков.

Еще не речь, но уже пора заниматься

Первые звуки, издаваемые малышом, являются важной частью подготовки голосового аппарата к речи. Это гуление, свирель и лепет. Они скорее носят рефлекторный характер и связаны с потребностями младенца. Во сколько должно появиться то самое «агу»?

Вспомогательные упражнения:

  • Пальчиковая гимнастика для детей
  • Артикуляционная гимнастика для детей

Гулить малютка начинает примерно с 1,5 месяцев. Вначале это протяжно произносимые гласные звуки (а-а-а, у-у-у), ближе к 3 месяцам появляются сочетания «абу», «агу» и др. Потом крошка порадует своих родителей «песнями», в которых эти слоги и сочетания будут произноситься нараспев (7 месяцев). И к 8-9 месяцам появится лепет и долгожданное «мама».

Услышать «агу» можно лишь, когда грудничку комфортно. Убедившись, что он сыт, ему тепло и сухо, наклонитесь над ним и чётко произносите звуки. Чадо с радостью вам ответит!

Сколько общения, столько должно быть и улыбок. Какому ребёнку захочется гулить, если мама хмурая и не отвечает ему. Откликайтесь на любое желание пообщаться, даже если вас ждут важные дела. Повторяйте «агу» и другие сочетания вместе с крошкой, вставляйте новые легко произносимые звуки.

Почему именно «агу»

Из-за несовершенства артикуляционного аппарата гласные [а], [э], [у] похожи скорее на «г-гу» или «г-ха». Так рождаются первые гортанные звуки. Их воспроизведение даётся легче всего малышу, потому что участвует только гортань. Вот и получается у него на выдохе непроизвольное «агу». Вначале карапуз сам не понимает, как это выходит, но после продолжительных тренировок, он учится придавать своему «агу» эмоциональную окраску и вставляет его в разговоры с мамой.

Мама – первое слово

Этого слова мамы ждут особенно сильно. В каком возрасте ребенок начинает произносить долгожданные 4 буквы? Первое лепетное «мама» дети воспроизводят уже после 7 месяцев. Пока это слово ничего не значит, просто эти сочетания звуков малышу даются проще.

Осознанно карапуз позовёт маму лишь после года и даже 1,5 лет. Хотя большинство детей начинают со слова «дай». Оно и понятно. Уметь говорить «дай» гораздо важнее и полезнее, а мама с папой подождут!

Чтобы чадо поскорее осознанно обратилось к вам, его надо этому учить. Выполняя какие-то действия комментируйте: «Мама идёт на кухню», или «Мама варит кашу». Помогут и игры в прятки. Спрятавшись за пелёнку или прикрыв лицо руками, спросите малыша: «Где мама?».

Когда ребенок начинает говорить предложениями?

Каких-то определенных сроков развития правильной, связной и осмысленной речи никто не назовет.

Некоторые дети бьют рекорды, начиная говорить еще в раннем возрасте, до года,а другие долго молчат и разговаривают только в 5 лет.

Существует одна закономерность – девочки преодолевают этот рубеж развития быстрее мальчиков.

Когда ваши дети заговорят предложениями, зависит только от вас: важны усилия, приложенные для интеллектуального развития малыша; развивающие упражнения с ним.

Если ребенок поздно заговорил, не ждите, что он сразу станет произносить фразы предложениями. Нужно терпеливо ждать и заниматься с малышом.

Огромное значение в развитии речи у младенца играет его психическое и эмоциональное состояние, микроклимат в семье.

Если малыш начал разговаривать, а его чем-то сильно испугали – он может перестать говорить. Поэтому родителям рекомендуют не повышать голос, чтобы избежать стрессовых ситуаций.

Если нормально развивающийся малыш, не имеющий врожденных заболеваний, не начинает говорить в 4 года, ему необходимо помочь. Для этого логопедами и детскими психологами разработаны специальные методики.

Проводя такие занятия, развивается логическое мышление, улучшается восприятие внешнего мира, что способствует быстрому развитию.

Становление осознанной речи

Единых календарных сроков и норм, которые гласят, во сколько месяцев должен говорить ребёнок, не существует. Однако формирование речи обычно у всех происходит поэтапно: каждый малыш начинает с забавного «агу» и, в конечном счете, приходит к правильно оформленным предложениям.

Материал по теме:

  • Как научить ребенка выговаривать букву Р
  • Как научить ребенка выговаривать букву Л

Лепет или слова?

Грань между лепетом и осознанно произносимыми словами очень тонка, но всё же различима. Лепет – это многократно повторяемые слоги, которые особенно полюбились крохе. Но когда малыш произносит «дай» и показывает пальчиком на нужный предмет, это уже настоящее слово.

Во сколько это произойдет, ответить с точностью сложно, все дети проходят разный путь становления речи, на который влияет множество факторов. Один годовалый ребенок говорит 15 слов, другой всего 2. В этом возрасте важнее, чтобы малыш понимал обращённую к нему речь, накапливая свой пассивный словарь.

Как это проверить? Попросите дитя дать вам куклу или мяч. Если он выполняет просьбу или хотя бы находит предмет взглядом, все в порядке.

Как растет активный словарь

В среднем активный словарь годовалых детей пополняется 1-6 словами в месяц. Так может продолжаться вплоть до двух лет. Но чаще всего после 1-1,5 лет приходит время «лексического скачка», при котором кроха «выдает» по 8-10 слов каждую неделю.

А спустя несколько месяцев может вообще произойти «лексический взрыв», где кроха усваивает столько слов за день, сколько ранее разучивал неделями.

Появление фраз и двухсловных предложений

Речь детей 1,5 лет ещё очень сложно понимать. Они могут выделять лишь ударные слоги или оставлять только последние сочетания. Но именно этот возраст считается отправной точкой возникновения фраз. Например, они могут звучать так: «Дай ок», что означает «Дай сок».

После 2 лет появляются и предложения. Они пока состоят из 2-3 простых слов и не подчиняются грамматическим нормам.

Если ребёнок не заговорил предложениями или фразами до 2,5 лет родителям нужно обратиться к детскому неврологу, чтобы исключить задержку речевого развития (ЗРР).

До 2 – 2,5 лет дитя обычно понимают только родственники, в более старшем возрасте (около 3 – 4 лет) малыш становится полноценным собеседником, использует распространённые предложения, правильно согласовывает слова, неустанно задает вопросы «Почему?», «Когда?».

Благоприятные условия для развития речи

Если не брать во внимание случаи органических поражений центральной нервной системы, органов зрения и слуха или физиологических особенностей строения речевого аппарата, развитие речи проходит по указанным ступенькам при выполнении нескольких условий:

  • создание развивающей речевой среды;
  • накопление пассивного словарного запаса;
  • поощрение речевой активности малыша.

Создание развивающей речевой среды начинается с организации такого пространства вокруг ребенка, которое будет давать поводы для его собственной речевой активности и речевого взаимодействия ребенка и взрослого. Это книги, игрушки, плакаты, фотографии, картинки, статуэтки, панно, да даже узор на обоях — все, о чем маме может быть интересно день за днем рассказывать малышу.

Прекрасным накопительным эффектом обладает чтение потешек, пение песенок во время режимных моментов. Простые тексты с особой ритмикой не только организуют привычные процедуры умывания, одевания, приема пищи, засыпания, но и прочно закрепляются в памяти малыша за счет многократного повторения. Ежедневное использование потешек, стихотворений, песенок во время этих процедур, да не дежурное бормотание, а яркое и выразительное эмоциональное чтение с подчеркнутой артикуляцией вскоре будет вознаграждено сначала узнаванием названий частей тела, предметов одежды и домашнего обихода, а вскоре и появлением этих слов в активной речи ребенка.

К другим способам пополнения пассивного словарного запаса можно отнести чтение ребенку и разговоры с ним по любому поводу.

Важно при этом помнить, что режим «мама-радио», когда мама комментирует все, что происходит, все, что малыш видит или, предположительно, чувствует, не должен был включенным в формате нон-стоп.

Ребенку нужно время, чтобы переработать полученные впечатления, самостоятельно поиграть, отдохнуть, прислушаться к звукам за окном и к звукам тишины тоже. Так что в развитии речи, как и в других сферах развития, важно не бросаться из крайности в крайность и соблюдать меру в использовании даже самых полезных, на первый взгляд, занятий и методик.

Почему ребенок молчит

Многие родители наверняка слышали о таких случаях, когда ребёнок начинает говорить сразу предложениями. При этом до определенного возраста кроха совсем молчал. Это скорее исключение из правил.

Если малыш до 3 лет так и не заговорил, надо искать причины «молчания», чтобы вовремя их исправить. Среди них совсем не обязательно будут проблемы медицинского характера – отстающее созревание нервной системы, родовые травмы, нарушения слуха и т.д. Существуют и другие факторы, от которых дети поздно начинают говорить.

Недостаточно развита мелкая моторика

Рука – второй орган речи, и от того, как много работают детские пальчики, напрямую зависит, во сколько ребенок заговорит. Уже с первых месяцев нужно делать карапузу массаж, потом можно играть в пальчиковые игры (например, в «сороку»). С 1,5 лет осваивайте творческую деятельность – лепку, рисование, аппликации.

Отсутствие мотивации

Иногда родители чересчур опекают свое чадо, на лету угадывая его желания. А зачем учиться говорить, если тебя и так все понимают! Когда крошка указывает пальчиком на предмет, не торопитесь его сразу подавать. Пусть у него возникнет потребность в умении говорить, и даже, если не всё будет сразу получаться правильно, в скором времени он научиться называть необходимые ему предметы.

Настойчивое обучение

Некоторые родители уж очень упорно учат свое чадо говорить. Неустанно требуя повторить за ними слово, они раздражаются, когда малыш не произносит его правильно, и исправляют его. Подобные методы могут лишь замкнуть кроху.

Переизбыток эмоций

А бывает обратная ситуация. Кроха произнёс слово, мама с папой счастливы. Он заметил их реакцию и снова повторяет слово, а значение его так и не закрепилось в сознании карапуза. Чтобы оно запомнилось, нужно связать название с предметом.

Недостаток внимания

Занятые работой родители совсем забывают о ребёнке, откупаясь игрушками и предоставляя его самому себе. А если малыш ещё и не ходит в сад, дефицит общения ведёт к отставанию в речевом развитии.

Ответы на часто задаваемые родителями вопросы

Как дети начинают говорить?

Сначала неосознанно, когда произносимые звуки — это результат голосовых реакций при случайно возникающих позициях речевых органов. Постепенно различается и копируется интонация речи окружающих людей. Затем — сначала слоги, а потом простые слова скорее звукоподражательного характера.

Ну, и по нарастающей: простые слова, произнесенные пусть и не очень внятно, но уже со смыслом, обращения к близким людям, яркая интонация, рассказывание простых стишков, и, конечно, знаменитые «зачем» и «почему».

Во сколько начинают говорить девочки и мальчики, есть ли разница?

По статистике мальчики начинают разговаривать позже девочек, приблизительно к 2,5-3 годам. Хотя это тоже индивидуально.

Как понять, что ребенок скоро заговорит?

Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он произносит слоги, подражает звукам живой природы, если он активен, жизнерадостен, слышит живую человеческую речь и является участником общения между близкими людьми, то не сомневайтесь — он должен вот-вот заговорить.

Если семья двуязычная, как это влияет на то, когда ребенок должен начать говорить?

Дети очень восприимчивы к языкам. Причем в возрасте до 5 лет изучение второго языка дается совсем легко. Освоение двух сразу, может, и повлечет некоторую задержку речи, но незначительную и неявную.

Какие еще дети начинают говорить позже?

Позже могут начать говорить слишком эмоциональные детки, потому что слова не могут «поспеть» за эмоциями. Слишком спокойные, они же и молчаливые, — больше слушают, размышляют.

Малыши, которых взрослые понимают без слов, выполняя все их желания, тоже не спешат учиться разговаривать. Или те, которые всего добиваются криком.

Как можно помочь ребенку быстрее заговорить?

  • Развивать мелкую моторику: всевозможные пальчиковые игры, конструкторы, лепка, пересыпание ручками круп и макарон, поделки с шишками, нанизывание бус, шнуровка и прочее творчество.

Если ребёнок левша

Почему не стоит переучивать левшу и как это может отразиться на его речи? Заставляя кроху работать правой рукой, мама с папой перекладывают врожденные функции «командующего» правого полушария мозга на левое, которое к этому не готово. В итоге воспринимающаяся на слух речь «не знает», в каком полушарии должна «осесть». Переученные левши не только позже заговорят, но и другие их способности развиваются не в полной мере.

Когда пора волноваться

Затрагивая тему — когда ребенок начинает говорить, Комаровский, как и другие педиатры, допускает, что до 3 лет дошколёнку позволено развиваться без оглядки на своих сверстников. Но если к этому возрасту дети так и остаются «молчунами» или имеют проблемы в звукопроизношении, стоит обратиться к неврологам и логопедам, чтобы как можно раньше исправить проблемы.

Сам Комаровский считает, что надо думать не о том, сколько и как правильно дитя говорит на данном этапе, а о том, как формируется этот навык в динамике. Если дитя в 2 года знает лишь 10 слов — это не так страшно, как, когда и в 3 года его словарный запас так и не пополнился.

И, прежде чем бить тревогу, призывает Комаровский, следует адекватно оценить развитие крохи.

Факторы, влияющие на задержку речи

Такая патология сама по себе не возникает. Существует огромное количество факторов, влияющих на развитие речи ребенка. Причины задержки речи малыша:

Внутричерепная гипертензия

  • травма во время родов
  • патологии головного мозга
  • дислексия
  • антенатальная патология
  • расстройство психики
  • внутричерепная гипертензия
  • тугоухость
  • недоразвитость мускулов рта и лица
  • травмы

Если так и не была выяснена причина задержки развития речи, это значительно затрудняет терапию. Поэтому ребенку нужно пройти комплексное обследование, только так врач поставит диагноз.

Что делать, чтобы карапуз заговорил вовремя

Большинство родителей слишком поздно одумываются и начинают искать способы «разговорить» своё чадо. Между тем работу надо начинать с самого рождения. Какие рекомендации дают психологи и логопеды?

  • Выключить телевизор. Лишний звуковой фон вредит развитию речи.
  • Говорить с крошкой с самого рождения. Ласковым тоном четко и медленно произносите звуки.

  • Никогда не «сюсюкать», обращаясь к малютке. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете младенца правильного восприятия речи.
  • Использовать только простые фразы и предложения. Длинные непонятные конструкции дети игнорируют.
  • Стать активным собеседником своему чаду. Да, многие дети разговаривают сами с собой, но если их не поддерживать, они быстро замолкают.
  • Показывать работу артикуляционного аппарата. В первые месяцы после рождения, когда ребёнок только осваивает простые звуки, надо чтобы он видел, как работают ваши органы при воспроизведении речи. Логопеды также рекомендуют такой прием: произнося слово или слог, приложите ладошку карапуза к своим губам, чтобы он почувствовал, как они двигаются.
  • Не упрощать слова. Ребёнок никогда не начнет говорить правильно, например «машина» и «собака», если его родители будут за ним повторять «би-би» и «гав-гав».
  • Сразу называть вещи своими именами. Сталкиваясь с каким-то сложным словом, например, леопард, родители «упрощают» его до «киси». Но рано или поздно дитя узнает, что кроме кошки, существует еще много похожих на нее животных — лев, тигр, гепард, рысь, и каждое называется по-своему.
  • Подробно отвечать на каждое «почему» крохи. Отнекиваясь раз за разом, вы губите в дошколёнке познавательный интерес, и в следующий раз он не станет интересоваться новым явлением.

Любимое занятие мам, говорит Комаровский, это постоянное выискивание несуществующих «неправильностей» у своего ребёнка. Позвольте ему развиваться своим путем и вы не успеете заметить, как он заговорит и догонит своих сверстников.

Баланс активного и пассивного словаря, или зачем развивать речь?

Пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?

В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.

Что делать, если ребёнок не говорит? Читайте про признаки, которые должны насторожить родителей.

Поделитесь вашей историей: когда ваш ребенок начал говорить и какое было его первое слово?

— поделитесь с друзьями!

Эксперты: Ольга Иванова

Ликбез для родителей

Задача родителей не только организовать благоприятные условия для успешного овладения речью ребёнком, но и следить, чтобы она была грамотной. Кроме художественной литературы, эталоном языка является собственная речь родителя. Вот тут и возникает много вопросов, ведь чтобы научить чадо говорить правильно, нужно самому знать, как употребляются слова.

Тематический материал:

  • Когда ребенок начинает гулить и агукать
  • Как развивать речь ребенка в 1 год

«Пропылесошу» или «пропылесосю»?

Маленький «почемучка» обязательно задаст этот вопрос, не сомневайтесь. А как ответить, когда и сам сомневаешься в обоих вариантах?

И «пропылесошу», и «пропылесосю» будет ошибкой. Глагол «пылесосить» ограничен в образовании некоторых личных форм. В русском языке он такой не один, например, слова победить, чудить и др. также нельзя спрягать подобным образом.

Правильно сказать: «Хочу пропылесосить», «Хочу победить» и т.д.

Надо или нужно?

«Надо» и «нужно» являются синонимами. Есть лишь небольшая разница в их употреблении. «Надо» говорит скорее об обязанности и связано с действием, а «нужно» — это желание или потребность (нужда). «Надо» – более жесткое и сильное, «нужно» — менее настоятельное.

Это лишь несколько примеров. В любом случае никогда не бойтесь показаться ребёнку незнающим чего-то. Просто надо (или нужно!) всегда иметь под рукой орфографический и толковый словари, где вы вместе со своим любознательным отпрыском сможете найти, как правильно и грамотно говорить.

А когда ваш ребёнок начал говорить? Делитесь своим опытом в комментариях!

Как помочь ребенку начать говорить, упражнения

Чтобы помочь крохе хорошо произносить слова, надо выполнять некоторые рекомендации специалистов:

  • Постоянно разговаривайте с крохой. Делитесь своими ощущениями, эмоциями; рассказывайте, что видите и делаете, чаще его хвалите. Не самый лучший способ познания окружающего мира – замена живого общения телевизором или аудио записями, это не принесет результатов.
  • Развивайте моторику рук – она развивает область мозга, отвечающую за речь. Играйте с сыном или дочерью в игры, в которых задействованы пальчики и ладошки, разукрашивайте раскраски, занимайтесь рисованием. Задействуйте малыша в домашнем хозяйстве, совместно перебирайте крупу, нанизывайте бусинки и др. Не забывайте о массаже, полезно разминать ладошки и пяточки.
  • Проводите ежедневные занятия, выполняя развивающие упражнения: просите назвать предмет, описать картинку, продолжить стишок. Если малыш плохо произносит букву р, занимайтесь с ним артикуляцией: говорите скороговорки с этим звуком; на собственном примере, перед зеркалом, покажите, как правильно двигается язык и др.

Внимание. Не упускайте из виду задержки речи у ребенка, это может быть сигналом развития какого-либо заболевания.

Если речь малыша не соответствует нормам, немедленно обратитесь к специалистам: неврологам, логопедам, дефектологам.

Не надейтесь, что он заговорит сам, без чьей-либо помощи. Чем раньше обнаружится проблема, тем быстрее крохе помогут.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: