Как происходят первые слова
Каждая мама с нетерпением ждет первых слов малыша. К процессу ожидания, как правило, подключается вся родня: мама, папа или баба — какое же слово будет первым? Обычно в этом поединке выигрывает тот, кто чаще стоит над кроваткой ребенка, смотрит внимательно в его глазки и четко повторяет: «па-па» или «ма-ма». В результате ребенок произносит заветное слово, и вся семья отмечает историческое событие! Ребенка купают в овациях, а он, довольный, продолжает лепетать волшебные звуки, вызвавшие столько положительных эмоций у взрослых людей. Если вы будете продолжать в том же духе — смотреть в глаза ребенка, четко произносить новые слова и так же эмоционально радоваться каждому новому — то наверняка удивитесь динамике развития речи вашего малыша.
«Почему именно «папа», «мама» и «баба»? Звуки, составляющие данные слова, относятся к губно-губным и губно-зубным. Они образуются с помощью губ и голоса и легче всего даются ребёнку. Чтобы у младенца также легко появлялись передне-язычные, средне-язычные и задне-язычные звуки, добавьте упражнение «лошадка»: весело цокайте вместе с ним», — поясняет Ольга Иванова.
Как и когда дети начинают говорить
Ребенок начинается общаться с самого рождения с помощью крика — вкладывая в него эмоции. Так он привлекает к себе внимание, высказывает свои требования. Начинать учить его разговаривать нужно уже с этого возраста, потом будет поздно.
Рефлекторные голосовые реакции – первые слова
В первые месяцы жизни предречевые реакции являются рефлекторными. Они появляются у нормально развивающихся детей в одинаковые сроки, и не зависят от обучения.
К голосовым реакциям относятся:
- гуление;
- свирель;
- лепет.
Гуление появляется к 1,5 месяцам. Оно бывает даже у глухих от рождения детей. Сначала ребенок произносит у-уу, а-аа, к 2 – 3 месяцам агу, бу, зы, агу. В этом возрасте нужно помочь ему произносить звуки. Разговаривая с ним, откликаясь на его зов.
Голосовая реакция свирель появляется у детей в 4 месяца. Выражается в звуках – аль-ле-е-лы-агы-аы. Такие напевные слоги ребенок произносит до 7 – 8-месячного возраста.
После свирели ребенок начинает лепетать. Произносит часто повторяющиеся слоги ба-ба, мама, да-да-да, сопровождая речь ритмичными движениями. В этот период очень важна для ребенка свобода действий.
Проведя множество экспериментов ученые доказали что те дети, которые могут свободно передвигаться начинают разговаривать раньше, лучше.
В возрасте 8,5 – 9 месяцев проявляется модулированный лепет. Начинает звать родителей мама, папа. Ребенок повторяет слоги с различной интонацией и если его спросить, кто это он уверенно называет мама, папа,
К врожденным реакциям относятся проявления звукоподражания у детей от 2 до 7 месяцев. Гуление, лепет и свирель являются игрой. Если начинать с малышом разговаривать, произносить звуки он пытается повторить за взрослыми. Такая игра приносит ему удовольствие.
Важно знать! Малыш гулит и лепечет, когда находится в комфортных условиях. Ему тепло, сухо и он сыт. Особенно ему интересно повторять звуки за взрослыми. Но чтобы у него началась развиваться правильная артикуляция, нужно чтоб ребенок видел мимику лица говорящего взрослого. Надо чтобы мама, разговаривая с ним, смотрела на него. К тому же в помещении должно быть тихо.
У крохи, находящегося в шумной обстановке все голосовые реакции развиваются с большим опозданием.
Что такое активный и пассивный словарный запас?
Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом). Притом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.
Ольга Иванова: «Например, если у годовалого ребенка спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда он самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон».
Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек.
Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.
Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?
Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.
А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?
- Слова, которые ребенок произносит четко: «дай», «мама», «папа».
- Звукоподражания животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».
- Воспроизведение неполных слов: «бака» — собака.
- Слова, которые произносятся неправильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» — машина.
- Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (это норма до 2,5 лет): «ма» — мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).
«Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, нужно завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил ребенок. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей говорливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать», — советует логопед.
Речевое развитие от рождения до года
С самого рождения ребенка окружает множество звуков. Это шелест листвы за окном, звуки природы, шум от бытовых приборов, тиканье часов, различные музыкальные мелодии и многое другое. Но лишь звуки речи из всех окружающих шумов в последствии будут главным инструментом овладения умением говорить, передавать информацию, побуждать к действию и воспринимать речь на слух. Речевое развитие начинается еще задолго до первых слов, фраз и предложений, а речь является одним из важных функций в развитии гармоничной личности.
В настоящее время у будущих родителей множество возможностей подготовится к рождению малыша. Пройти обследование во время планирования беременности и ожидании малыша, уменьшить риск патологического формирования и осложнений на этапе пренатального периода развития ребенка.
Период пренатального развития
Это период, характеризующий зарождение нового организма и всех необходимых для нормального функционирования процессов.
Чем же он важен для развития речи?
Происходит формирование низшей нервной деятельности, отвечающей за деятельность центральной нервной системы. Эта деятельность направлена на регуляцию функций внутри организма, на объединение его в единое целое.
Уже на двенадцатой неделе развития плода начинают формироваться безусловные рефлексы: первые сосательные и дыхательные движения. А на 4-5 месяце наблюдается движение конечностей. Поэтому будущей маме особенно важно заботиться о своём здоровье, правильном питании и режиме дня в первые месяцы беременности, ведь, заботясь о себе, она в первую очередь оберегает от нежелательных опасных факторов своего будущего малыша.
Развитие коры больших полушарий, в которой формируются речевые зоны, начинается с 3-го месяца внутриутробного развития.
После рождения первая сигнальная система новорожденного (органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильное восприятие) находится в зачаточном состоянии, признаки второй сигнальной системы (речь, её восприятие) отсутствуют. Однако у крохи наблюдаются рефлекторные реакции, которые будут закладываться как основа дальнейшей социализации и коммуникативного поведения. Уже с первых дней жизни проявляется реакция на лицо человека, в частности матери. Если такая реакция отсутствует, это может послужить поводом для консультации невролога. Также на коммуникацию направлен компонент вокализации. Это первый крик – звуковая реакция, свидетельствующий о дискомфорте, призывающий к удовлетворению базовых потребностей.
В первый год жизни ребенка у родителей возникают вопросы о этапах становления физиологических способностей. Не менее важным является психоречевое развитие. Знание особенностей развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста является одним из важнейших условий для эффективной организации процесса воспитания и обучения ребенка.
Рассмотрим подготовительный доречевой период, который предшествует первым словам и фразам, и является важным фундаментом становления речевых процессов.
Рефлекторный крик
С момента рождения ребенок проявляет голосовые реакции, далёкие от звуков человеческой речи. Эти проявления имеют важное значение для координации дыхательного, артикуляционного и голосового отделов речевого аппарата.
Крик младенца представляет собой оборонительную реакцию на физический дискомфорт с физиологической точки зрения. Крик является одной из физических реакций организма в рамках механизма саморегуляции. В нём невозможно выделить отдельные звуки, разбить на составляющие компоненты.
Вокализации новорожденного необычайно вариативны, отличающиеся по своему характеру. Нет двух детей, которые кричали бы одинаково. Производство звука напрямую связано с работой диафрагмы дыхательного отдела, голосовые связки не участвуют в образовании вокализаций. Голосовая щель при работе диафрагмы функционирует неодинаково: либо спазматически сжата, либо широко открыта. Крик создает предпосылки для появления речевых звуков в будущем, подобно образованию гласных или согласных. Но, анализируя их, можно выявить, что вокализации бесструктурны, как и звуковые сигналы животных и не имеют ничего общего с гласными или согласными звуками.
Стадия рефлекторного крика и плача имеет важное значение для формирования основных речевых отделов так как она готовит почву для последующего развития интонации, тембра голоса, активизирует артикуляторный аппарат.
Длительность данной стадии – около двух месяцев. Данные исследователей выявили любопытные факты проявления вокализаций у младенцев, воспитывающихся в различных условиях: семья, дома ребёнка. Исследования показали, что с 8-ой недели жизни плач ребенка имеет различия, на частоту и характер вокализаций оказывает влияние грудное вскармливание, реакция матери на крик, особенности сна детей, ношение в слинге. Наблюдается снижение общего количества криков у детей, получающих своевременную заботу и помещенных в необходимые условия.
Спустя две недели после рождения малыш начинает всё больше адаптироваться в условиях окружающего мира, ребёнок реагирует на голос говорящего. Он может прислушиваться, переставать кричать при мелодичной колыбельной, поворачивать голову в сторону речи. Затем происходит реакция на интонацию говорящего.
Приходит время следующей стадии речевого развития.
Гуление и гукание
Эта стадия прослеживается у разных детей с двух до пяти месяцев. Гуление, как и крик с плачем является сутью реализации наследственной программы развития голоса у младенцев. Они не предполагают обратной связи и появляются даже у глухонемых от рождения детей. Гуление детей напоминает воркования голубя и представляет собой монотонную вокализацию, фонацию дослогового типа. Гукание проявляется в воспроизведении звукокомплексов, коротких звуковых реакциях, типа: агу, угу, убу, эбн, эбм… Такие звукокомплексы проявляются при выражении положительных эмоций у ребенка. Малыш гулит лишь тогда, когда пребывает в наиболее комфортном состоянии. Гуление развивается на фоне связанных с рефлексами дыхания, сосания и глотания генетических предпосылок и в развитии речи выполняют роль тренировки речевого аппарата.
В этот период продолжает функционировать крик параллельно с гуканьем и гулением. Он преображается во вскрики и плач. В данном случае это выражение отрицательных эмоций. В ситуациях, когда необходимо выразить недовольство при отрицательном контакте с внешним миром реализуются плач и вскрики. Это может быть испуг, боль, некомфортные температурные условия.
Малыш развивается и открывает для себя другие интересные голосовые возможности.
Лепет
Этот период отмечается в период с 4 до 7 месяцев. Ребенком производятся слоговые ряды, похожие на слова, но не несущие смысла, например, баба, дада, гаги, мама. Малыш может произносить звуки, несвойственные человеческой речи, различное «щелканье», «бульканье», а также звуки самых разных языков мира. Этап лепета является эволюцией рефлекса имитации. Здесь имеют место эхолалии – подражательные звуки ребенка, артикулируемые бессознательно. При этом малыш может подражать самому себе, такое явление называется аутоэхолалией. Во время лепета центральная нервная система малыша помимо аутослуховых получает комплекс кинестетических сигналов при движении мышц артикуляционного аппарата. Совокупность кинестетических и аутослуховых раздражителей является базой для возникновения речи и в центральной нервной системе появляются звукокомплексы «перворечь». Когда складываются собственные кинестетически-слуховые комплекса, малыш узнаёт их в речи взрослых и интенсивно повторяет на подражательной основе. Если ребенок не артикулировал какие-либо звукокомплексы, они не остаются в его речевой базе, соответственно кроха не слышит их в речи взрослых и не повторяет. При возникновении лепета также проявляется явление эхопраксии, при котором ребенок благодаря зрению перенимает артикуляцию взрослых.
С последующей речевой практикой различаются отдельные звуки окружающей среды и остаются близкие к речевым. К полугодовалому рубежу у крохи представлены особенности фонетики родного языка. Американские ученые установили этот факт в исследованиях лепета детей англоязычных и азиатских стран. Эксперимент был представлен в американском учебном заведении, где китайским и американским студентам было предложено отличить лепет своих земляков.
Отличием от предыдущего этапа является работа не только артикуляционного аппарата, но и слухового анализатора. Ребенок повторяет слоговые образования, или слоги, так как эхолалии на стадии лепета воспроизводятся на слоговом уровне.
Принимая похожие слоговые конструкции за слова, взрослые хотели бы думать, что малыш связывает их с близкими родственниками: мама, папа, баба, но подобные слоговые оболочки встречаются в разных языках и отличаются по значению.
Лепет возникает при взаимосвязанной работе речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов. Поэтому наиболее значимую роль играет слух, позволяющий ребенку дифференцировать окружающую речь и сравнивать со своей на бессознательном уровне. Родителям необходимо тщательно следить за развитием органов слуха и зрения ребенка в этот момент, так как недостаток их работы может привести к необратимым или сложно устранимым дефектам развития речи.
В дальнейшем пути по мере развития малыш постепенно перенимает элементы речи, такие как интонация, ритм, темп.
Речевая активность ребенка в 8-9 месяцев позволяет подражать незнакомым звукам. Если спросить малыша где мама или папа, он уже способен указать на них, а также проявляется реакция на собственное имя. Ребенок произносит слоги па-па, ба-ба, ма-ма, подражая взрослым, но в реальной жизненной ситуации еще не связывает их с образами, при взаимодействии с окружающими.
К девяти – одиннадцати месяцам малыш может иметь в пассивном словаре названия нескольких предметов, реагирует на своё имя, понимает слова, связанные с режимными моментами и постепенно его деятельность, становится регулируемой взрослыми.
К 1 году появляются первые осознанные слова, причём, это не обязательно должны быть полные и правильно оформленные формы слов. Это может быть: “би-би”, “ко-ко”, “му”. Малыш может говорить: «Мама и папа».Главное, что у крохи какой-либо предмет, действие, ситуация или явление природы имеют звуковое отображение. И в последующем речевом опыте при нормальном развитии формируется словарный запас, как пассивный (то, что ребёнок понимает), так и активный (то, что воспроизводит сам). Рассмотрим в таблице, в каком возрасте начинает говорить ребенок и как меняется словарный запас с каждым месяцем от года до трёх лет.
Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?
Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:
Таким образом, если в год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет — около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Есть дети, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.
Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Хорошую динамику дает включение веселых игр на развитие словарного запаса, а также пальчиковая гимнастика и массаж ладошек. Очень важную роль играют положительные эмоции: поход в зоопарк, аквапарк и творческое совместное времяпровождение с родителями.
Почему дети начинают поздно говорить
У детей причиной задержки речевого развития (ЗРР) могут быть:
- несформированность сенсомотрной сферы;
- неправильное воспитание.
Если у ребенка наблюдается ЗРР, связанная с несовершенством работы сенсомоторной сферы (заболевания, родовые травмы), то коррекция очень затруднена. В этом случае помочь могут только специалисты (невролог, психолог, психиатр, логопед).
Воспитывая своего малыша, родители очень часто допускают ошибки, которые приводят к ЗРР.
Самые распространенные:
- отсутствие мотивации;
- настойчивое обучение;
- переизбыток эмоций;
- недостаток свободы движения.
ЗРР может наблюдаться не только у детей, с которыми родители не занимались. Очень часто причиной является гиперопека. Когда родители, предугадывая желания своего малыша, тут же подают ему требуемую вещь, стоит ему только указать пальцем. В этом случае у ребенка нет мотивации к развитию речи. Зачем говорить, если достаточно просто показать и заплакать.
Очень часто родители, обучая свое чадо, требуют повторить слово. Но если малыш не хочет он начинает молчать, капризничать, взрослые на него сердятся, кричат, или требуют произнести слово правильно.
Таким образом ребёнку не помочь, у него разовьется неприязнь к разговорной речи. К тому же заставлять повторять ребенка какое-либо слово бесполезно. Дети запоминают лучше во время игры.
Ошибка в избыточной эмоциональности возникает тогда, когда ребенок сказал слово, родители обрадовались, рассмеялись. Когда он опять его произнес, он не понял значение слова, не связал название и предмет. Для него это просто набор букв, который вызвал позитивные эмоции у него и родителей. Дети запоминают только те слова, значение которых понимают.
Как ни странно, но недостаток свободы передвижения играет существенную роль для ЗРР. Моторная и речевая деятельность тесно связаны, а обусловлено это физиологией головного мозга. Замечено что дети, которые более подвижны, быстрее начинают разговаривать. Развитие мелкой моторики способствуют не только формированию речевых навыков, но и обучению чтения, письму.
Интересный эксперимент
Эксперимент был проведен с детьми 1 – 1,3 года. Создали две группы. В первой группе постоянно показывали одну и ту же книгу, повторяя слово «Книга», 500 раз. В другой группе с этой книгой производили действия. Говорили «Дай книгу», «Возьми книгу». Во втором случае слово «Книга» употреблялась 300 раз.
Затем в первой группе разложили различные книги и игрушки, положив между ними ту книжку, которую показывали. После чего экспериментаторы попросили детей дать им книгу. Сразу дети выполнили правильно, дав именно ту книгу, которую им показывали. Но когда их просили дать еще книгу, ребята терялись, давали различные игрушки. Во второй группе дети, после того как их попросили дать еще книги, начали подавать другие книжки.
Вывод: Производя манипуляции с различными предметами, дети не только запоминают название лучше, но начинают обобщать понятия.
Где брать новые слова?
Это, конечно, общение с родителями и прочими близкими взрослыми, а затем и добавившееся общение с другими детьми. Важны и интересные игры и занятия — расширяя кругозор, мы пополняем словарный запас. Что это значит? В совсем юном возрасте каждое новое ощущение записывается только что созданной нейронной связью в мозге младенца. Со временем все то, что он уже узнал и будет выхватывать из окружающего мира всё в больших количествах, станет отражаться в словах. Семейные традиции и праздники, прогулки и сказки.
«Источниками обогащения лексикона подрастающего человека может стать всё вокруг. Здесь главное условие, чтобы родитель объяснял, называл и показывал. А в перспективе — и отвечал на многочисленные вопросы», — объясняет Ольга.
Новые ощущения
Во-первых, всё тактильное. Пальчиковые краски и различные поверхности. Шерсть домашних питомцев и шершавые языки, море и песок, камушки и желуди, еловые веточки и еда. Пластилин и конструктор. Это неиссякаемый источник. А еще звуки, запахи и все-все-все: музыка и новые песни, например, колыбельные. Вкусы еды и запахи цветов — все это рождает новые связи, новые мысли и требует слов, стимулируя ребёнка.
Книги, рассказы и игры
Родители, читающие сказки и стихи, придумывающие потешки и поющие песенки — это очень полезные родители. В дело идут также полные энтузиазма бабушки, тёти, старшие братья и сестры. Стихи желательно выбирать соответствующие возрасту, а книжки с яркими и понятными картинками.
Путешествия и знакомства
Даже если пока младенец только смотрит на всё и гулит, новые места и люди все равно возбудят в нем дремлющий дух исследователя. Главное в таких поездках все рассказывать и показывать ребёнку, давать потрогать то, что интересно. И не расстраиваться, если кирпичный забор вызвал больше энтузиазма, чем местная достопримечательность.
Братья и сестры
В большой семье младшие дети обычно разговаривают лучше и начинают говорить раньше, потому что часто общаются со старшими братьями и сестрами.
Эмоции
Найдите то, что вызывает симпатию у ребенка. Собака, чайник и мультиварка с огоньками, пара маминых резиновых сапог — если человек в восторге, то вы все делаете правильно. А от бури эмоций недалеко и до словесного её выражения.
Как развивать лепет ребёнка?
- Главное условие своевременного развития речи – это общение. Развивать лепет ребёнка и навыки устной речи помогает беседа мамы с малышом. Чем больше разговаривают с юным полиглотом, тем быстрее он заговорит. Рассказывайте о происходящем вокруг, комментируйте каждое действие. Некоторые родители не понимают, зачем общаться с молчащим карапузом. На самом деле он всё запоминает, а потом постепенно «выдает» заложенную программу.
- Моторика является залогом успешного развития речевых навыков. Показывайте малышу предметы разной формы, размера, отличающиеся на ощупь. С 10 месяцев рекомендуется проводить занятия с крупой, шариками, мелкими игрушками. Полезны игры с водой.
- Необходимо предлагать крохе по-разному звучащие вещи. Это могут быть погремушки, детский ксилофон, барабан, песни. Включайте музыку и танцуйте вместе под ритм. Такие движения помогают научиться разделять звуки на отдельные слоги.
Полезно ли для речи изучение языков
Раннее изучение языков помогает становлению речи ребенка, если этот процесс приносит радость родителям и малышу. Поэтому переходить нужно на тот иностранный язык, который больше всего нравится и лучше всего знаешь.
Дети-билингвы с рождения начинают говорить раньше, если с ним активно общаются оба родителя.
«Изучение второго языка я часто сравниваю с обучением плаванию, — поясняет Ольга. Если ребёнок начинает осваивать это занятие в 3–4 месяца, то к трём годам он уже будет прекрасно самостоятельно плавать. Тогда его можно начинать учить кататься, скажем, на лыжах. А если отдать в бассейн только в три года, то, конечно, этот процесс займёт намного больше времени, и параллельные занятия разными видами спорта могут вызывать определённые трудности. Так и с языками».
Норма или нет?
В диалогах между родителями периодически проскакивает нотка хвастовства. «Мой сын в 6 месяцев сказал “папа”», «А мы уже вовсю болтаем» – кто не слышал таких заявлений? Услышав подобное, можно усомниться в нормальности своего ребёнка. Но нужно помнить два момента:
- Каждый малыш уникален. Нормы речевого развития довольно размыты и допускают появление первых слов в промежутке от 8 месяцев до полутора лет. Обычно в год детки знают 3–4 простых слова и понимают обращения «дай», «иди».
- Мамочки любят преувеличивать достоинства своих чад, выдавая желаемое за реальное.
Конечно, бывают случаи, когда стоит тревожиться по-настоящему. Например, если годовалый ребёнок не понимает просьб, не слушает музыку, не реагирует на обращение к нему. В описанных ситуациях не стоит паниковать, а обратиться к врачу для профессиональной диагностики и возможной коррекции.
Баланс активного и пассивного словаря, или зачем развивать речь?
Пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?
В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.
Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.
Что делать, если ребёнок не говорит? Читайте про признаки, которые должны насторожить родителей.
Поделитесь вашей историей: когда ваш ребенок начал говорить и какое было его первое слово?
— поделитесь с друзьями!
Эксперты: Ольга Иванова