Когда ждать от ребенка первых слов и как помочь ему научиться говорить?


Любых родителей волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить? Ведь овладение речью — это важнейшая задача, с которой предстоит справиться малышу. Сделать это не так уж просто: нужно научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослые должны помогать крохе. Зато какое счастье услышать впервые «мама» или «папа»!

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Прежде чем сравнивать своего ребенка с ровесниками, стоит вспомнить: все дети индивидуальны. Это значит, что сроки появления осмысленной речи могут отличаться. Но все же важно следить за развитием малыша, чтобы не упустить какую-либо проблему. Большинство специалистов сходятся на том, что первые слова карапуз произносит в период с 10 до 12 месяцев, а словосочетания и предложения – в возрасте около двух. С рождения и до момента полноценного овладения речью пройдет несколько этапов.

Первые слова ребенка

Сначала кроха подражает, повторяя различные слоги за взрослыми и звуками за животными. Повторяя слоги несколько раз подряд, получаются полные слова. Однако такие слова, как мы уже говорили, он произносит неосознанно. После полугода он слушает и уже начинает понимать взрослых. Так, формируется пассивный словарь грудничка.

Осмысленно дети начинают говорить к году. И здесь формируется уже действующий активный словарь, когда кроха не только понимает, что ему говорят взрослые. Но и понимает слова, которые он понимает сам. К году словарный запас крохи составляет порядка десяти слов, к полугоду он расширяется до 15-20.

Как правило, малыши начинают быстрее понимать и говорить слово дай, а не мама и папа. Судя по статистике, таких деток свыше половины. Кроха с радостью повторяет звуки за животными, особенно если в семье живут домашние питомцы. Уже к полугоду он может уметь мяукать, гавкать и даже рычать. При этом он не только повторяет звуки, но и имитирует интонацию.

Обучаться речи ребёнок начинает уже с первых дней жизни. Он слышит разные звуки и речь взрослых. Происходит адаптация к окружающему звуковому миру. Вскоре ребенок должен научиться различать лица и голоса близких людей, которые проводят с крохой много времени. Конечно, в первую очередь, это мама.

Голос мамочки выделяется среди других. Ребенок быстро схватывает его звучание. Поэтому именно мать должна чаще и дольше остальных общаться с грудничком и постоянно разговаривать с ним. Активное общение поможет освоить речь, и вскоре малыш уже сумеет произнести первое осознанное слово.

Советы родителям

Главное, что должно соблюдаться в семье, где растёт малыш, это: комфортные условия, режим, любовь, забота, правильная речевая и психоэмоциональная среда.

В процессе воспитания достаточное количество времени должно уделяться развитию познавательной активности крохи, в том числе и его речевых способностей. Уже с первых дней жизни младенца функционируют его органы слуха и зрения, которые позволяют анализаторам уловить звуковые вспышки, мимические и артикуляционные движения речевых органов. Родители должны проговаривать все слова чётко, не изменяя их. Произнося фразы в медленном темпе, взрослые позволяют малышу уловить связь между кинестетическими образами звуков и слышимыми эталонами.

Совет!

Уже с полугода можно приучать кроху к книге, чтению сказок перед сном, рассматриванию картинок. Не менее важным является развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи. Тонкие дифференцированные движения пальчиков рук стимулируют речевую активность. Существует множество развивающих игр для детей раннего возраста, которые положительно влияют на всестороннее развитие. Общение с ребёнком поможет достигнуть максимально положительного результата.

Также не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. По возможности приучать к телевизору/планшету как можно позже, даже к просмотру мультиков. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект.

Родители должны знать, что наиболее благоприятный и чувствительный период речевого развития до трёх лет. Если у ребенка не наступают изменения в развитии речи к трём годам, не стоит надеется на слова знакомых: “Многие не разговаривают до 3-х лет” или “Кто-то тоже не разговаривал до трёх-четырёх лет, а потом заговорил и совершенно нормально развивался”. Необходимо обращаться к специалистам и искать проблемы не наступления речи, так как задержка речевого развития (ЗРР) влечёт за собой множество вторичных проблем, таких как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, а в последующем школьном возрасте – дисграфию и дислексию, которые сложны в коррекционной работе. Наблюдение за развитием малыша и своевременное принятие мер – главная обязанность любящих родителей, в процессе воспитания ребенка.

Развитие речи ребенка

ВозрастХарактеристикиЧто говорит малыш
1 месяцРебёнок общается при помощи крика;к концу месяца он начнет прислушиваться к окружающим звукам и реагирует на речь, которая к нему обращенаГласные звуки и сочетания, типа а-а, о-о, у-у, у-а и т.д.
2-3 месяцаЗвуки приобретают эмоциональную окраску; к концу третьего месяца малыш начнет гулить и агукать; появляются новые интонации, кроха ждет ответной реакцииПроизносит нараспев гласные и согласные звуки, типа а-а, а-ги, а-гу
3-5 месяцевАктивно развивается гуление; ребёнок начинает лепетать и говорить первые слоги; увеличивается потребность в общении со взрослыми; кроха постепенно осваивает согласные г, к, х, б и пРазличные звуки и сочетания в разном порядке, типа га, гу, агу, аги
6 месяцевНачинает повторять слоги и понимать речь взрослых, что формирует пассивный словарный запас малышей; легко узнает близких и родных; лепетание похоже на настоящие слова, но они еще не осознаны, а являются звукоподражаниемПовторяет и произносит цепочки из слогов, типа ма-ма, па-па, ба-ба
7-8 месяцевРебёнок откликается на свое имя, может изменять тембр и громкость голоса, формирует пассивный словарный запас; начинается формирование активного словарного запаса; малыш понимает обращенные к нему фразыТянет звуки и чередует высокие ноты, подражает звукам животных, типа мяу-мяу, гав-гав, муууу и т.д.
9-10 месяцевОсваивает новые звуки и начинает говорить первые легкие слова; владеет жестами, в т.ч. кивает головой, машет, показывает пальчиком на человека или на вещьЧетко произносит слоги ла-ла-ла, та-та и т.д.; проговаривает до 10 односложных подражаний звукам
11-12 месяцевНачинает осознанно говорить легкие слова; он понимает обращенную к нему речь, показывает части тела и лица, знакомых животных и людейГоворит легкие слова, среди которых мама, папа, деда, баба и т.д..
1-1,3 годаК первому году жизни активный словарный запас крохи насчитывает порядка десяти слов; в 1,3 года он расширяется до 15 словПроизносит и понимает легкие слова (мама, папа и пр.), названия игрушек, процессов и знакомые имена
1,5 годаКроха знает порядка двадцати слов и начинает составлять фразы из двух слов; в речи ребенка появляются первые глаголы, но еще неправильно пользуется родами существительных, прилагательных, местоименийГоворит легкие слова и фразы, типа дай мне, возьми игрушку, зайчик серый, мишка упал и т.д..
2-3 годаРебенок знает порядка 50 слов, составляет фразы и предложения, изменяет слова по падежам и числам; запоминает короткие стишки и потешки; кроха полностью понимает речь взрослого и может выполнить двойную просьбу (возьми игрушку и дай мне)Составляет фразы и легкие предложения, проговаривает свои действия и желания, например, я пошел гулять, я кушаю кашу, я хочу играть и т.д..

Что делать, чтобы карапуз заговорил вовремя

Большинство родителей слишком поздно одумываются и начинают искать способы «разговорить» своё чадо. Между тем работу надо начинать с самого рождения. Какие рекомендации дают психологи и логопеды?

  • Выключить телевизор. Лишний звуковой фон вредит развитию речи.
  • Говорить с крошкой с самого рождения. Ласковым тоном четко и медленно произносите звуки.

  • Никогда не «сюсюкать», обращаясь к малютке. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете младенца правильного восприятия речи.
  • Использовать только простые фразы и предложения. Длинные непонятные конструкции дети игнорируют.
  • Стать активным собеседником своему чаду. Да, многие дети разговаривают сами с собой, но если их не поддерживать, они быстро замолкают.
  • Показывать работу артикуляционного аппарата. В первые месяцы после рождения, когда ребёнок только осваивает простые звуки, надо чтобы он видел, как работают ваши органы при воспроизведении речи. Логопеды также рекомендуют такой прием: произнося слово или слог, приложите ладошку карапуза к своим губам, чтобы он почувствовал, как они двигаются.
  • Не упрощать слова. Ребёнок никогда не начнет говорить правильно, например «машина» и «собака», если его родители будут за ним повторять «би-би» и «гав-гав».
  • Сразу называть вещи своими именами. Сталкиваясь с каким-то сложным словом, например, леопард, родители «упрощают» его до «киси». Но рано или поздно дитя узнает, что кроме кошки, существует еще много похожих на нее животных — лев, тигр, гепард, рысь, и каждое называется по-своему.
  • Подробно отвечать на каждое «почему» крохи. Отнекиваясь раз за разом, вы губите в дошколёнке познавательный интерес, и в следующий раз он не станет интересоваться новым явлением.

Любимое занятие мам, говорит Комаровский, это постоянное выискивание несуществующих «неправильностей» у своего ребёнка. Позвольте ему развиваться своим путем и вы не успеете заметить, как он заговорит и догонит своих сверстников.

Как научить ребенка осознанно говорить мама и другие слова

  • Сопровождайте каждое действие словом мама. Например, мама пришла, мама кормит Сережу (имя ребенка), мама устала, мама варит кашу и т.д.;
  • Играйте в игру “Где мама”. Закрывайте лицо руками и спросите ребенка, где мама. После полугода малыш легко понимает такие вопросы и даже показывает пальчиком на нужного человека или предмет;
  • Когда гладите ребенка по голове говорите, что мама гладит дочку или сыночка;
  • Используйте различные игры и упражнения для развития речи, мелкой моторики. С детьми старше двух лет можно начинать читать, учить и запоминать маленькие, короткие стишки. Хорошо помогает артикуляционная гимнастика и игры в ладушки с потешками;
  • Когда ребенок скажет какое-либо слово осознанно, повторите это слово за ним и похвалите;
  • Оценивайте и поощряйте любые прогрессы в речи малыша. Похвала – лучший стимул для развития;
  • Чтобы научить ребенка, разговаривая с ним, смотрите малышу прямо в глаза;
  • Чтобы малыш скорее научился говорить определенное слово, чаще повторяйте его;
  • С помощью перечисленных рекомендаций ребенка также можно научить говорить такие слова, как папа, деда, баба, дядя, тетя и так далее. Для этого в семье старайтесь называть друг друга в третьем лице. Например, папа пришел; деда, баба, пойдемте кушать и так далее;
  • Чтобы обеспечить правильное и полноценное развитие крохи, делайте обычный массаж и регулярно выполняйте водные процедуры, занимайтесь с малышом спортом и физическими упражнениями. Как делать массаж грудничку, смотрите здесь.

Как стимулировать произношение слов в 1 год

К 1 году речь пока ещё не является важнейшим средством общения для детей. Нужно приучать малыша пользоваться речью. Для этого не нужно сразу давать игрушку, которую хочет взять малыш. Сначала нужно произнести название игрушки (можно упростить его): «Тебе дать ля-лю?» Пусть малыш попробует повторить «ля-ля», «би-би». Подавая желаемую вещь, можно подчеркнуть: «Это ляля, на».

В лексиконе взрослого, общающегося с малышом, должны быть как полные, так и сокращённые слова: «кар-кар» «динь-динь», «тук-тук», «тик-так». Данные заменители полных слов носят временный характер и нужны только потому, что ребёнку их легче произносить.

Чтобы у детей установилась связь между словом и действием, нужно просить его выполнить какое-то действие: дать или взять игрушку, показать знакомый предмет, помахать ручкой. Также оречевлять все действия, которые он выполняет с игрушками. С этой же целью играют с 2–4 знакомыми игрушками и просят малыша, например, взять мячик, бросить или поймать его. Все действия взрослые осуществляют эмоционально, чётко произнося как слова-предметы, так и слова-действия.

Если ребенок не говорит

У каждого малыша собственный путь развития. Это зависит от наследственности, темперамента и характера, половой принадлежности, условий развития и окружающей обстановки, режима дня и даже питания. Некоторые детки начинают говорить позже других, и в этом нет ничего страшного. Такое поведение часто характерно для спокойных и флегматичных малышей.

Эксперты отмечают, что мальчики в среднем начинают говорить позднее девочек на один-два месяца, но потом догоняют за короткий срок. В двуязычном окружении, когда в семье говорят на двух и более языках, малышу труднее воспринимать информацию, поэтому он может начать говорить позднее. Кроме того, на развитие речи негативно влияет однообразная окружающая среда и недостаточное общение с людьми. При недостатке общения и свежих впечатлений крохе просто не о чем говорить.

Серьезной причиной такого поведения является стресс, недостаток эмоционального контакта с родителями и различные проблемы психологического характера. Если ребенок редко видит и общается с мамой, это отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии и психологическом развитии крохи. Маленькие детки остро чувствуют напряжение и конфликты в семье. Это тоже негативно влияет на развитие и самочувствие грудничка.

Наиболее серьезными причинами становятся тяжелые речевые расстройства, среди которых афазия, дизартрия, сенсорная и моторная алалия. Среди медицинских проблем выделяют врожденные аномалии и аномалии внутриутробного развития, генетические заболевания, глухоту. Такие заболевания требуют профессионального вмешательства и наблюдения.

Почему современные дети поздно начинают говорить?

Логопеды, психологи и педиатры всего мира бьют тревогу – современные дети начинают поздно говорить.

Специалисты это объясняют следующими причинами:

  • Изменением экологии; стал более загрязненным воздух.
  • Родители, воспитывая детей, подвергаются эмоциональным и психологическим стрессам, что сразу же передаётся малышам.
  • Участились случаи кесарева сечения. Рожденный таким способом младенец отличается от других. Отклонения не критичны и поддаются коррекции, требуют постоянного внимания и усилий.
  • Замена живого общения гаджетами. В этом возрасте у крохи нет надобности разговаривать, весь его мир составляет виртуальная реальность.

Самое распространенное заблуждение родителей — уверенность, что проблема исчезнет сама собой, и ребенок к школе заговорит. Рассуждая так, они упускают возможность вовремя помочь малышу.

Уделяйте время своим детям, переживайте с ними радости, победы и поражения, и вам будут отвечать тем же.

Когда бить тревогу

  • В первые месяцы жизни кроха не кричит;
  • В четыре-пять месяцев ребенок не гулит, не реагирует на появление мамы оживлением или улыбкой;
  • Грудничок не прислушивается к звукам;
  • В семь-девять месяцев ребенок не узнает голоса родных, не лепечет и не повторяет звуки или слоги;
  • В год малыш не произносит ни одного слова и не понимает обращенную к нему речь;
  • В 1,5 года младенец не говорит упрощенные и легкие слова, не реагирует на замечания и просьбы;
  • В два года ребенок не разговаривает или речь неразличима, малыш не может выполнить просьбу.

Если вы заметили подобные отклонения в развитии ребенка, обязательно обратитесь к врачу. Нужно проверить слух и степень развитости психических функций навыков. Посетите детского невролога и отоларинголога, логопеда и психолога. Подробный календарь развития ребенка по месяцам, что и когда должен уметь малыш, смотрите по ссылке .


Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Сложные осмысленные предложения

В период с 2 до 3 лет словарный запас расширяется до 300 слов, малыш начинает контролировать уровень громкости, постоянно меняя его. Он активно использует местоимения, предложения состоят из существительных, глаголов и наречий. К 3 годам речь усложняется, ребенок участвует в разговорах, меняют слова и тон голоса в зависимости от того, о чем и с кем он разговаривают. Большинство детей знают свое имя и возраст, их можно легко понять.

Какой режим дня ребенка в 3 месяца? Рекомендации педиатров по развитию новорожденного.

Общие принципы развития ребенка в 5 месяцев, показатели роста и веса — https://mamavika.com/razvitie/rost-i-ves/skolko-dolzhen-vesit-rebenok-v-5-mesyatsev.html

Сколько необходимо заниматься с малышом

Ежедневно с ребёнком нужно разговаривать. Постоянное общение сделает его более открытым и разговорчивым. Не стоит переусердствовать, ведь дети быстро устают. Им необходим моральный отдых, поэтому после каждой игры и разговоров нужно отвлекаться. Например, полежать и послушать музыку.

Существуют случаи, когда речевой аппарат развивается с трудом. Родители должны присматривать и прислушиваться, как ведёт себя малыш, чтобы вовремя исправить ситуацию. Обязательный контроль необходим над ребёнком, который имеет хронические или неврологические тяжёлые болезни. Если малыш не хочет повторять слова и предложения, делает вид, что не слышит родителей. Когда он постоянно разговаривает на своём непонятном языке и проявляет безразличие, если родители его не понимают. Ну и, конечно, если речь сверстников лучше развита, что особенно заметно, когда он играет с ними.

Поделиться статьей с друзьями можно через соц. сети:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: