Во сколько дети начинают говорить? Первые слова ребенка: мама, папа, агу


Рождение долгожданного ребенка – всегда огромная радость для всей семьи, навсегда изменяющая привычную жизнь новоиспеченных родителей.

Каждый день приносит новые ощущения: малыш улыбнулся, отреагировал на присутствие родного человека, протянул ручки и т.д.

Незабываемые эмоции вызывают звуки младенца, его первые слова. Мама и папа с трепетом ожидают эти события.

В статье рассматривается, почему одни дети начинают говорить раньше, а другие – позже, и отчего девочки начинают говорить раньше мальчиков.

В каком возрасте ребенок начинает говорить первые слова

Первый крик младенца – это его первый звук, которым малыш оповещает весь мир о:

  • Своем рождении.
  • Страхе.
  • Стрессе, вызванном новой окружающей средой.

Познавая мир, малыш учится разговаривать, обзаводясь базовым словарным запасом на протяжении первых двух лет жизни.

Самые ранние издаваемые звуки малыша – «а», «о», «агу»; потом он начнет узнавать родителей и пытаться говорить «ма-ма» и «па-па»; далее последует поток лепета и попытки выразить мысли фразами.

Попробуем разобраться, в каком возрасте дети должны начать говорить, что является нормой и отклонением от нее.

Обратите внимание! Во сколько кроха начнет говорить, зависит от его индивидуальной особенности, уделяемого времени на развитие, физического и психического состояния.

Рассмотрим в таблице:

Возраст (в месяцах)Описание
1 — 2Грудничок только плачет, выражая этим свое недовольство голодом, мокрым подгузником, недостатком внимания и т.д.
3 — 4Малыш различает голоса и звуки, издаваемые родителями, пытается лепетать, произнося несложные слоги. Но ошибочно считать, что он делает это осознанно. Набором гласных и согласных звуков младенец осваивает речевой аппарат: губы, язык, нёбо
6 — 9Осознанно лепечет, отрывисто произнося легкие и часто употребляемые близкими слова, интонацией подражая родителям, начинает понимать, что ему говорят. Родителям необходимо помогать малышу развиваться: читать с ним книжки, рассказывать сказки, стихи, разговаривать
12 — 18Пытается говорить простыми фразами, выделяя их необходимой интонацией
24Обычно знает не менее двухсот слов и уметь их правильно употреблять. Родители должны проводить с малышом ежедневные игровые занятия, пополняя словарный запас. В этом возрасте кроха впитывает новые слова, поэтому маме и папе необходимо следить за своей речью и поведением
36Усложняет предложения, вставляя местоимения. Понимает интонацию и применяет ее в речи. Разговаривает осознанно и понятно

От гуления к лепету

В начале четвёртого месяца малыш начинает искать взглядом взрослого, улыбается, начинает интенсивно двигать ручками и ножками (комплекс оживления). Он начинает издавать протяжные и певучие сочетания звуков – агукает, произнося а-а, а-гу, а-га. Часть звуков воспроизвести просто невозможно, таких фонем нет в русском языке.

Спустя ещё 2–3 месяца приходит очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, ма, которые чуть позже становятся похожи на своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего лепет появляется тогда, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Это ещё не речь, а подготовка к ней, своеобразные подготовительные упражнения.

Хотя он пока не говорит, он многое понимает – поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птичку, кошку. Дети 6–7 месяцев выполняет простые просьбы – даёт ручку, играет в ладушки, и это тоже шаг по пути развития речи.

Когда ребенок должен начать говорить по Комаровскому?

Известный педиатр, доктор Комаровский, много лет изучая развитие детей, пришел к выводу, что, для нормального развития речи, малышу требуется присутствие некоторых факторов.

Таких, как:

  • Наличия слуха и голоса.
  • Нормально развивающегося интеллекта.
  • Постоянного общения с окружающими.

Отмечать важность какого-то одного фактора и второстепенность другого нецелесообразно, так как они дополняют друг друга.

Постоянное общение с крохой, при его нормальном восприятии, сделает свое дело – малыш заговорит.

Доктор Комаровский утверждает, что отсутствие связной речи у малыша в 3 года не свидетельствует об отклонении от нормы. Если после этого возраста кроха не заговорил, следует обратиться к врачу.

В таких случаях нужно обратить внимание на некоторые факторы:

  • Наличие осложнений при родовой деятельности.
  • Присутствие врождённых генетических заболеваний (наблюдается у детей с синдромом Дауна и другими болезнями подобного характера).
  • Если малыши родились недоношенными.
  • Отсутствие эмоциональных переживаний, безучастность к внешним раздражителям, аутизм.
  • Когда не проявляется какая-либо реакция на внешние звуки, глухота.
  • Изоляция от общения с внешним миром, социальная неразвитость, неправильное воспитание.

Слово — продолжение мысли

Важно помнить о постоянном общении. С ребенком нужно всегда разговаривать. Так, если мама готовит кушать, можно рассказать малышу, какой вкусный обед готовит мама, если они идут в гости или просто гулять на улицу, следует объяснить дочке или сынишке, во что мама его оденет, куда они пойдут, холодно на улице или тепло. В течение всего дня малыш должен быть собеседником, даже если он еще не разговаривает. Для ребеночка это очень важно. Даже если он еще не может разговаривать, он прекрасно понимает все и по-своему во всем участвует.

После шести месяцев детей интересуют все звуки вокруг него. В таком возрасте следует объяснять им, как делает собачка, машина, коровка и т.д. Благодаря таким урокам ребенок начнет ассоциировать и запоминать определенные звуки, которые в дальнейшем станут словами, словосочетаниями, а потом и вовсе, целыми предложениями.

Моторика и речь

Еще одним пунктом, о котором должны помнить все родители, является этап развития моторики ручек малыша. Необходимо играть с ребенком в различные игры, используя при этом мелкие предметы, например, пуговички, горошинки, монетки. Таким образом у детей развивается мелкая моторика пальчиков, а это напрямую связано с вербальным аппаратом. Ребенку всегда будет интересно слепить что-то из пластилина, «помочь» маме по кухне, очистить банан и т.д. В результате таких занятий малыш не только интересно проведет время, но и быстрее научится говорить «мама».

Огромное внимание со стороны родителей должно уделяться времяпрепровождению за чтением. Необходимо постоянно читать ребенку различные произведения. При этом важно подобрать интересные сказки, рассказы, учитывая возраст крохи. Мамы должны знать, что малыш лучше всего воспринимает рассказ, если мама ему все пересказывает с выразительностью, поясняя не очень понятные для ребенка моменты.

Книга – глубина познания истины

Чтение книг является очень интересным и полезным занятием. Даже непоседливые детки могут заинтересоваться рассказом родителей, если правильно подбирается книжечка. К тому же важно привить ребенку любовь к чтению с самого детства. Ведь только книги способны и в дальнейшем развивать мышление ребенка, фантазию, а также получать много полезных знаний и советов.

Можно также проводить дома различные инсценировки. К примеру, можно вырезать из бумаги каких-либо героев сказок или слепить их из пластилина и проводить домашние «спектакли». Такие занятия способствуют развитию фантазии, речи.

Учите своих малышей прекрасному и они будут благодарны Вам за это в будущем!

Когда ребенок начинает говорить предложениями?

Каких-то определенных сроков развития правильной, связной и осмысленной речи никто не назовет.

Некоторые дети бьют рекорды, начиная говорить еще в раннем возрасте, до года,а другие долго молчат и разговаривают только в 5 лет.

Существует одна закономерность – девочки преодолевают этот рубеж развития быстрее мальчиков.

Когда ваши дети заговорят предложениями, зависит только от вас: важны усилия, приложенные для интеллектуального развития малыша; развивающие упражнения с ним.

Если ребенок поздно заговорил, не ждите, что он сразу станет произносить фразы предложениями. Нужно терпеливо ждать и заниматься с малышом.

Огромное значение в развитии речи у младенца играет его психическое и эмоциональное состояние, микроклимат в семье.

Если малыш начал разговаривать, а его чем-то сильно испугали – он может перестать говорить. Поэтому родителям рекомендуют не повышать голос, чтобы избежать стрессовых ситуаций.

Если нормально развивающийся малыш, не имеющий врожденных заболеваний, не начинает говорить в 4 года, ему необходимо помочь. Для этого логопедами и детскими психологами разработаны специальные методики.

Проводя такие занятия, развивается логическое мышление, улучшается восприятие внешнего мира, что способствует быстрому развитию.

Первые «ма» и «па»: пока лишь подражание родителям

Во сколько у малыша улучшается восприятие слов, произносимых окружающими?Этого следует ожидать ближе к четырем месяцам. Кроме того, ребенок в таком возрасте начинает усиленно пытаться заговорить самостоятельно. Вы сможете услышать от него различные слоги, представляющие собой сочетание согласных и гласных звуков «ма», «ба», «па» и прочие.

Но осмысленной речью назвать это все еще нельзя. Малыш просто подражает родителям и часто общается сам с собой на одному ему понятном языке. Впрочем, это отлично, так как в процессе подобных «бесед» хорошо развиваются все мышцы, задействованные в речи, осваиваются те движения языка и губ, которые помогут младенцу уже в самом недалеком будущем вымолвить свое первое слово.

Как помочь ребенку начать говорить, упражнения

Чтобы помочь крохе хорошо произносить слова, надо выполнять некоторые рекомендации специалистов:

  • Постоянно разговаривайте с крохой. Делитесь своими ощущениями, эмоциями; рассказывайте, что видите и делаете, чаще его хвалите. Не самый лучший способ познания окружающего мира – замена живого общения телевизором или аудио записями, это не принесет результатов.
  • Развивайте моторику рук – она развивает область мозга, отвечающую за речь. Играйте с сыном или дочерью в игры, в которых задействованы пальчики и ладошки, разукрашивайте раскраски, занимайтесь рисованием. Задействуйте малыша в домашнем хозяйстве, совместно перебирайте крупу, нанизывайте бусинки и др. Не забывайте о массаже, полезно разминать ладошки и пяточки.
  • Проводите ежедневные занятия, выполняя развивающие упражнения: просите назвать предмет, описать картинку, продолжить стишок. Если малыш плохо произносит букву р, занимайтесь с ним артикуляцией: говорите скороговорки с этим звуком; на собственном примере, перед зеркалом, покажите, как правильно двигается язык и др.

Внимание. Не упускайте из виду задержки речи у ребенка, это может быть сигналом развития какого-либо заболевания.

Если речь малыша не соответствует нормам, немедленно обратитесь к специалистам: неврологам, логопедам, дефектологам.

Не надейтесь, что он заговорит сам, без чьей-либо помощи. Чем раньше обнаружится проблема, тем быстрее крохе помогут.

Как стимулировать лепет

С 6 месяцев, дети получают возможность перемещаться в пространстве – сидеть и ползать. Их восприятие совершенствуется, они могут повторять звуки за взрослым. Это умение можно развивать – как только ребёнок произнёс слоги, родители их повторяют вслед за ним. Такой приём развивает слух, органы артикуляции, речевой выдох, побуждает малыша произносить эти слоги ещё и ещё раз. Такие мини-уроки проводят с бодрым, сытым и здоровым грудничком. Если ему холодно, он хочет есть, или недомогает – словесные игры с родителями не пойдут на пользу.

Хорошо, если ребёнок видит лицо того, кто с ним говорит, тогда он сможет повторять движения губ мамы или папы. Чтобы звуки были слышны отчётливо, нужно обеспечить полную тишину – выключить музыку, приглушить звук работающего телевизора.

Можно поиграть в «прятки», прикрывая личико ребёнка пелёнкой, приговаривая «ку-ку». Хорошо развивает пассивный словарь показ взрослым предметов окружающей обстановки. При этом нужно чётко их называть, сопровождая указательным жестом. Вскоре и ребёнок будет находить их взглядом, реагируя на вопрос взрослого «Где часики?», «Где кошка?», «Где машинка?».

На видео ниже представлены конкретные советы для родителей годовалого малыша:

Почему современные дети поздно начинают говорить?

Логопеды, психологи и педиатры всего мира бьют тревогу – современные дети начинают поздно говорить.

Специалисты это объясняют следующими причинами:

  • Изменением экологии; стал более загрязненным воздух.
  • Родители, воспитывая детей, подвергаются эмоциональным и психологическим стрессам, что сразу же передаётся малышам.
  • Участились случаи кесарева сечения. Рожденный таким способом младенец отличается от других. Отклонения не критичны и поддаются коррекции, требуют постоянного внимания и усилий.
  • Замена живого общения гаджетами. В этом возрасте у крохи нет надобности разговаривать, весь его мир составляет виртуальная реальность.

Самое распространенное заблуждение родителей — уверенность, что проблема исчезнет сама собой, и ребенок к школе заговорит. Рассуждая так, они упускают возможность вовремя помочь малышу.

Уделяйте время своим детям, переживайте с ними радости, победы и поражения, и вам будут отвечать тем же.

Плач малыша, как первые попытки установить контакт с родителями

В первые два месяца ожидать от ребенка произнесения каких-либо осмысленных слов не стоит. Этот период он может лишь периодически плакать, сообщая маме о том, что пора бы приступить к кормлению или сменить подгузник. А вот на исходе третьего месяца дети обычно начинают и воспринимать короткие слова и фразы, которые произносят родители, и делать попытки что-нибудь сказать самостоятельно. Вряд ли можно рассчитывать на то, что малыш сразу бегло заговорит, однако поверьте – даже самые простые слова, такие как «агу», будут настоящей радостью для вас.

Осмысленные фразы и расширение своего словарного запаса

Первые слова, значение которых понятно не только малышу, но и его родителям, он обычно произносит в возрасте 8-9 месяцев. После этого следует ожидать существенного развития речевых навыков, которое включает в себя:

  • произнесение полностью осмысленных, но еще коротких фраз;
  • увеличение словарного запаса. У двухлетнего ребенка он уже может составлять 200 или более слов – все опять же зависит от стараний родителей;
  • умение пользоваться интонацией во время произнесения тех или иных слов и фраз.

К 3-летнему возрасту словарный запас еще больше увеличивается. Но если раньше ребенок использовал в основном существительные, то теперь в его речи будут все чаще мелькать местоимения, глаголы и прочие части речи. Кроме того, малыш умеет поддерживать несложную беседу и контролировать интонацию, в зависимости от того, как с ним говорит собеседник.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: