Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.
Речевое развитие от рождения до года
С самого рождения ребенка окружает множество звуков. Это шелест листвы за окном, звуки природы, шум от бытовых приборов, тиканье часов, различные музыкальные мелодии и многое другое. Но лишь звуки речи из всех окружающих шумов в последствии будут главным инструментом овладения умением говорить, передавать информацию, побуждать к действию и воспринимать речь на слух. Речевое развитие начинается еще задолго до первых слов, фраз и предложений, а речь является одним из важных функций в развитии гармоничной личности.
В настоящее время у будущих родителей множество возможностей подготовится к рождению малыша. Пройти обследование во время планирования беременности и ожидании малыша, уменьшить риск патологического формирования и осложнений на этапе пренатального периода развития ребенка.
Период пренатального развития
Это период, характеризующий зарождение нового организма и всех необходимых для нормального функционирования процессов.
Чем же он важен для развития речи?
Происходит формирование низшей нервной деятельности, отвечающей за деятельность центральной нервной системы. Эта деятельность направлена на регуляцию функций внутри организма, на объединение его в единое целое.
Уже на двенадцатой неделе развития плода начинают формироваться безусловные рефлексы: первые сосательные и дыхательные движения. А на 4-5 месяце наблюдается движение конечностей. Поэтому будущей маме особенно важно заботиться о своём здоровье, правильном питании и режиме дня в первые месяцы беременности, ведь, заботясь о себе, она в первую очередь оберегает от нежелательных опасных факторов своего будущего малыша.
Развитие коры больших полушарий, в которой формируются речевые зоны, начинается с 3-го месяца внутриутробного развития.
После рождения первая сигнальная система новорожденного (органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильное восприятие) находится в зачаточном состоянии, признаки второй сигнальной системы (речь, её восприятие) отсутствуют. Однако у крохи наблюдаются рефлекторные реакции, которые будут закладываться как основа дальнейшей социализации и коммуникативного поведения. Уже с первых дней жизни проявляется реакция на лицо человека, в частности матери. Если такая реакция отсутствует, это может послужить поводом для консультации невролога. Также на коммуникацию направлен компонент вокализации. Это первый крик – звуковая реакция, свидетельствующий о дискомфорте, призывающий к удовлетворению базовых потребностей.
В первый год жизни ребенка у родителей возникают вопросы о этапах становления физиологических способностей. Не менее важным является психоречевое развитие. Знание особенностей развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста является одним из важнейших условий для эффективной организации процесса воспитания и обучения ребенка.
Рассмотрим подготовительный доречевой период, который предшествует первым словам и фразам, и является важным фундаментом становления речевых процессов.
Рефлекторный крик
С момента рождения ребенок проявляет голосовые реакции, далёкие от звуков человеческой речи. Эти проявления имеют важное значение для координации дыхательного, артикуляционного и голосового отделов речевого аппарата.
Крик младенца представляет собой оборонительную реакцию на физический дискомфорт с физиологической точки зрения. Крик является одной из физических реакций организма в рамках механизма саморегуляции. В нём невозможно выделить отдельные звуки, разбить на составляющие компоненты.
Вокализации новорожденного необычайно вариативны, отличающиеся по своему характеру. Нет двух детей, которые кричали бы одинаково. Производство звука напрямую связано с работой диафрагмы дыхательного отдела, голосовые связки не участвуют в образовании вокализаций. Голосовая щель при работе диафрагмы функционирует неодинаково: либо спазматически сжата, либо широко открыта. Крик создает предпосылки для появления речевых звуков в будущем, подобно образованию гласных или согласных. Но, анализируя их, можно выявить, что вокализации бесструктурны, как и звуковые сигналы животных и не имеют ничего общего с гласными или согласными звуками.
Стадия рефлекторного крика и плача имеет важное значение для формирования основных речевых отделов так как она готовит почву для последующего развития интонации, тембра голоса, активизирует артикуляторный аппарат.
Длительность данной стадии – около двух месяцев. Данные исследователей выявили любопытные факты проявления вокализаций у младенцев, воспитывающихся в различных условиях: семья, дома ребёнка. Исследования показали, что с 8-ой недели жизни плач ребенка имеет различия, на частоту и характер вокализаций оказывает влияние грудное вскармливание, реакция матери на крик, особенности сна детей, ношение в слинге. Наблюдается снижение общего количества криков у детей, получающих своевременную заботу и помещенных в необходимые условия.
Спустя две недели после рождения малыш начинает всё больше адаптироваться в условиях окружающего мира, ребёнок реагирует на голос говорящего. Он может прислушиваться, переставать кричать при мелодичной колыбельной, поворачивать голову в сторону речи. Затем происходит реакция на интонацию говорящего.
Приходит время следующей стадии речевого развития.
Гуление и гукание
Эта стадия прослеживается у разных детей с двух до пяти месяцев. Гуление, как и крик с плачем является сутью реализации наследственной программы развития голоса у младенцев. Они не предполагают обратной связи и появляются даже у глухонемых от рождения детей. Гуление детей напоминает воркования голубя и представляет собой монотонную вокализацию, фонацию дослогового типа. Гукание проявляется в воспроизведении звукокомплексов, коротких звуковых реакциях, типа: агу, угу, убу, эбн, эбм… Такие звукокомплексы проявляются при выражении положительных эмоций у ребенка. Малыш гулит лишь тогда, когда пребывает в наиболее комфортном состоянии. Гуление развивается на фоне связанных с рефлексами дыхания, сосания и глотания генетических предпосылок и в развитии речи выполняют роль тренировки речевого аппарата.
В этот период продолжает функционировать крик параллельно с гуканьем и гулением. Он преображается во вскрики и плач. В данном случае это выражение отрицательных эмоций. В ситуациях, когда необходимо выразить недовольство при отрицательном контакте с внешним миром реализуются плач и вскрики. Это может быть испуг, боль, некомфортные температурные условия.
Малыш развивается и открывает для себя другие интересные голосовые возможности.
Лепет
Этот период отмечается в период с 4 до 7 месяцев. Ребенком производятся слоговые ряды, похожие на слова, но не несущие смысла, например, баба, дада, гаги, мама. Малыш может произносить звуки, несвойственные человеческой речи, различное «щелканье», «бульканье», а также звуки самых разных языков мира. Этап лепета является эволюцией рефлекса имитации. Здесь имеют место эхолалии – подражательные звуки ребенка, артикулируемые бессознательно. При этом малыш может подражать самому себе, такое явление называется аутоэхолалией. Во время лепета центральная нервная система малыша помимо аутослуховых получает комплекс кинестетических сигналов при движении мышц артикуляционного аппарата. Совокупность кинестетических и аутослуховых раздражителей является базой для возникновения речи и в центральной нервной системе появляются звукокомплексы «перворечь». Когда складываются собственные кинестетически-слуховые комплекса, малыш узнаёт их в речи взрослых и интенсивно повторяет на подражательной основе. Если ребенок не артикулировал какие-либо звукокомплексы, они не остаются в его речевой базе, соответственно кроха не слышит их в речи взрослых и не повторяет. При возникновении лепета также проявляется явление эхопраксии, при котором ребенок благодаря зрению перенимает артикуляцию взрослых.
С последующей речевой практикой различаются отдельные звуки окружающей среды и остаются близкие к речевым. К полугодовалому рубежу у крохи представлены особенности фонетики родного языка. Американские ученые установили этот факт в исследованиях лепета детей англоязычных и азиатских стран. Эксперимент был представлен в американском учебном заведении, где китайским и американским студентам было предложено отличить лепет своих земляков.
Отличием от предыдущего этапа является работа не только артикуляционного аппарата, но и слухового анализатора. Ребенок повторяет слоговые образования, или слоги, так как эхолалии на стадии лепета воспроизводятся на слоговом уровне.
Принимая похожие слоговые конструкции за слова, взрослые хотели бы думать, что малыш связывает их с близкими родственниками: мама, папа, баба, но подобные слоговые оболочки встречаются в разных языках и отличаются по значению.
Лепет возникает при взаимосвязанной работе речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов. Поэтому наиболее значимую роль играет слух, позволяющий ребенку дифференцировать окружающую речь и сравнивать со своей на бессознательном уровне. Родителям необходимо тщательно следить за развитием органов слуха и зрения ребенка в этот момент, так как недостаток их работы может привести к необратимым или сложно устранимым дефектам развития речи.
В дальнейшем пути по мере развития малыш постепенно перенимает элементы речи, такие как интонация, ритм, темп.
Речевая активность ребенка в 8-9 месяцев позволяет подражать незнакомым звукам. Если спросить малыша где мама или папа, он уже способен указать на них, а также проявляется реакция на собственное имя. Ребенок произносит слоги па-па, ба-ба, ма-ма, подражая взрослым, но в реальной жизненной ситуации еще не связывает их с образами, при взаимодействии с окружающими.
К девяти – одиннадцати месяцам малыш может иметь в пассивном словаре названия нескольких предметов, реагирует на своё имя, понимает слова, связанные с режимными моментами и постепенно его деятельность, становится регулируемой взрослыми.
К 1 году появляются первые осознанные слова, причём, это не обязательно должны быть полные и правильно оформленные формы слов. Это может быть: “би-би”, “ко-ко”, “му”. Малыш может говорить: «Мама и папа».Главное, что у крохи какой-либо предмет, действие, ситуация или явление природы имеют звуковое отображение. И в последующем речевом опыте при нормальном развитии формируется словарный запас, как пассивный (то, что ребёнок понимает), так и активный (то, что воспроизводит сам). Рассмотрим в таблице, в каком возрасте начинает говорить ребенок и как меняется словарный запас с каждым месяцем от года до трёх лет.
Речь — функция головного мозга
Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.
У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа «ау», «эу»), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.
К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа «мА», «па», «ба», «на», «ди» («иди ), «да» («дай») и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.
Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы «где папа?», «где птичка?». Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками «а-а-а», «у-у-у». Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться («ба-ба-ба», «ма-ма-ма») и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово «ма-ма». Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа «ав-ав» («собака»), «би-би» («машина»), «тик-так» («часы»).
В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным» предметам, пока не «насытится» сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу («мама, дай»).
Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной их нервной системой.
К полутора годам возникает первый период вопросов «что это?». В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.
К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль» и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».
Речевое развитие ребёнка 1-3 года
Возраст ребёнка | Речевые возможности |
1 год | Малыш знает употребляет несколько лепетных слов, например: “мама, папа, баба, ам, ав…” Также пополняется пассивный словарь. Ребёнок уже знает название предметов, используемых в быту, названия некоторых животных, понимает имена всех членов семьи. |
1 год, 3 месяца | Активный словарный запас увеличивается до 30-40 слов. Причём, уже возможны построения двухсловных предложений, например: “ляля бух”, “папа дай”, “мама ам”. |
1,5 года | 40-50 слов, крохе легко повторить за взрослым часто повторяющиеся слова, появляется больше фраз. |
1,5-2года | Количество слов и фраз растёт. Ребёнок уже способен многое выразить словами. Малыши в этом возрасте могут договаривать слова и обрывки слов при прочтении взрослыми детских рифмованных стишков, песенок, прибауток. |
2 года | В норме словарных запас достигает до 200 слов. Вместе с существительными появляются и глаголы, и слова связки, и прилагательные. Появляются трёхсловные предложения. |
2 года, 3 месяца | Малыш может активно разговаривать, начинает пользоваться словоизменением, словообразованием. Распространяет предложения, пробует добавлять в них неиспользуемые ранее слова |
2 года, 6 месяцев | 200-300 слов. Кроха может говорить предложениями, задавать вопросы. Сохраняются трудности звукопроизношения, нарушены шипящие звуки (ш, ж), свистящие (с, з), сонорные (р, л). Это является абсолютной нормой для этого возраста. |
3 года | 1000-1500 слов. Речь ребёнка достаточна ясна и понятна, предложения всё еще включают аграмматизмы, но малыш уже может воспроизводить стишки, петь песенки и является полноценным участником семейных бесед. |
Конечно, приведённые примеры сильно усреднены и возможно отражают данные лишь части детей, развивающихся нормотипично. Отклонения в словарном запасе на пару-тройку месяцев не несёт в себе возможных опасений. Но можно отметить, что ребенок в полтора года уже должен произносить нестойкие простые фразы из двух слов. Возможно количество слов в запасе и не будет таким, как приведено в таблице. К двум годам малыш может пользоваться звукоподражанием, но их количество также должно постепенно увеличиваться.
Причины для беспокойства
Следующие признаки могут быть подсказкой маме, что пора проконсультироваться со специалистом:
- если в годик ребенок не понимает обращенной речи (не оборачивается, когда окликают; не обращается к Вам со словом: “мама”);
- к 2 годам не может показать на картинке хорошо знакомые предметы, зверей, природу. (Например, «где котик»?);
- после 2 лет не взаимодействует с другими детьми;
- в 2-3 года не выполняет простейшие просьбы (Например: возьми мяч и подай мне);
- после 3 лет не выговаривает большинство звуков, сильно перекручивает все слова, не понимает простых вопросов и не может связать 3-4 слова.
Если крохе вот-вот стукнет 2- 2,5 года, а он не планирует подчиняться общепринятым нормам, необходимо выяснить причины, в следствии которых речевое развитие не наступает. Это может быть расстройства, вызванные различными факторами: социальными, физиологическими и психическими.
- проблемы, связанные с органами слуха: возможно, что у малыша не выявлены нарушения слухового аппарата;
- артикуляционные дефекты: недостаточность подвижности мышц языка, тонус, или наоборот, гипотония, укороченная подъязычная связка;
- психоэмоциональные растройста: негативизм, проявляемый к общению, насильственные попытки родителей заставить произносить первые слова;
- гиперопека: у ребенка не возникает необходимости пользоваться речью, а в случае, если имеются какие-либо артикуляционные проблемы, малыш избегает речевых контактов, так как у него всё, что нужно появляется всякий раз, как только он намекнёт. И совершенно не обязательно при этом использовать устную речь;
- отсутствие внимания со стороны родителей: использование различных гаджетов, затрудняющих бурную мозговую деятельность, требующее примитивных движений;
- неблагополучные условия воспитания: скандалы, крики, громкие звуки вокруг, испуг;
- органические поражения речевых зон головного мозга: в следствии этого может иметь место алалия, дизартрия. Различные проявления данного вида проблем обуславливаются тяжестью повреждения и локализацией поражения;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности: неврологическо-поведенческое расстройство развития;
- аутизм – диагноз, который достаточно сложно поставить в этом возрасте, из-за схожести поведенческих реакций детей с аутизмом и нормотипичных детей.
Важно!
Главное условие решения любых проблем является их своевременное выявление. Чем раньше родители замечают несоответствия речевого развития норме, тем легче устранить проблему или сделать её гораздо менее заметной и не мешающей дальнейшему развитию малыша.
Говорить и говорить
Ниже приведены некоторые советы для родителей, которые способствуют развитию речи у детей.
- Много говорить. Конечно же, вы можете менять пеленки ребенку, не открывая рта, но ведь сама ситуация предоставляет вам возможность объяснить мир вашему ребенку: «Смотри, это твой пупок! Посмотри, как едет машинка, когда мы дуем на нее!». Очевидно, что малыши не уловят значения наших слов, но существует два важных аргумента, которые говорят в пользу того, что нужно разговаривать с малышами. Во-первых, детки рады слышать голос их мамы, во-вторых, прежде всего, слушая речь, они учатся воспроизводить ее сами.
Отвечать. Бу-бу-бу, га-га-га, как только ребенок начинает воспроизводить и издавать различные звуки, он автоматически становится собеседником, с которым тоже нужно считаться. Он сильно радуется, когда в качестве ответа взрослые воспроизводят его звуки, но и сам старается имитировать звуки мамы и папы.- Слушать. Говорить имеет смысл только тогда, когда ты чувствуешь, что кто-то слушает тебя с интересом. Независимо от того, если годовалый ребенок практикует произношение нового слова, или ребенок трех лет седьмой раз рассказывает о том, что встретил грузовик с мусором. Слушать, означает уделять время ребенку и смотреть на него, когда он говорит. Если он начал разговор не вовремя, то нужно объяснить это: «Оденься сначала, а потом ты мне расскажешь не спеша, что хочешь».
- Читать вслух. Книги являются фантастическими вещами, даже для самых маленьких. Они могут кусать их углы, вырывать страницы и в один момент начнут обращать внимание на рисунки в этих книгах. Чем младше ребенок, тем проще должны быть иллюстрации: мяч, машина, медведь и так далее.
- Петь. Язык является не только информацией, но также мелодией и ритмом. Эти вещи начинающие легко разучивают через песни, поэмы и игры с пальцами.
- Никогда не исправлять ребенка напрямую. «Бабушка идти дома». Понятно, что малыш хочет нам сказать, и он заслуживает уважения и признания. Вместо того чтобы исправлять своего ребенка, повторите его фразу, но корректным образом: «Да, бабушка пошла к себе домой».
Как помочь ребенку?
В 2 года выявить большинство отклонений поможет невролог, который в свою очередь порекомендует других специалистов, необходимых для диагностики. Это и отоларинголог, и сурдолог, и стоматолог. В случае дефектов органов артикуляции, например, укороченной подъязычной связки, необходима консультация хирурга. Также немаловажное значение имеют такие педагогические сотрудники, как логопед, дефектолог, психолог.
В таком юном возрасте, малыш может получать педагогическую помощь через маму. Возможно крохе показан логопедический массаж. В этом случае специалисты продемонстрируют маме, какие приёмы можно использовать, чтобы помочь и не навредить ребенку.
Что делать, если ребенок игнорирует обращенную к нему речь
Когда дошкольник устраивает истерику или спорит с родителями, с ним еще можно каким-то образом договориться, но иногда он довольно удачно может изображать из себя глухого, игнорируя любые обращения. Для мамы это очень обидно, ведь она пытается донести до своего ребенка нечто важное, но некоторые ее слова могут противоречить интересам малыша или задевать его самолюбие. В силу своих возрастных особенностей и зависимости от родителей дети не могут прямым текстом сказать об этом, поэтому делают вид, что ничего не происходит.
Важно! Зачастую игнорирование слов мамы или папы — это не столько проявление упрямства, сколько неспособность отстаивать свою позицию с учетом различных аргументов. Но данная проблема может быть не только психологической, но и физиологической (связанной со сложностями понимания речи, потерей концентрации или тугоухостью), потому рекомендуется обратиться к специалисту, чтобы вовремя выявить причину.
Занятие росписью в стиле «Золотая хохлома» в старших группах ДОУ
Советы родителям
Главное, что должно соблюдаться в семье, где растёт малыш, это: комфортные условия, режим, любовь, забота, правильная речевая и психоэмоциональная среда.
В процессе воспитания достаточное количество времени должно уделяться развитию познавательной активности крохи, в том числе и его речевых способностей. Уже с первых дней жизни младенца функционируют его органы слуха и зрения, которые позволяют анализаторам уловить звуковые вспышки, мимические и артикуляционные движения речевых органов. Родители должны проговаривать все слова чётко, не изменяя их. Произнося фразы в медленном темпе, взрослые позволяют малышу уловить связь между кинестетическими образами звуков и слышимыми эталонами.
Совет!
Уже с полугода можно приучать кроху к книге, чтению сказок перед сном, рассматриванию картинок. Не менее важным является развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи. Тонкие дифференцированные движения пальчиков рук стимулируют речевую активность. Существует множество развивающих игр для детей раннего возраста, которые положительно влияют на всестороннее развитие. Общение с ребёнком поможет достигнуть максимально положительного результата.
Также не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. По возможности приучать к телевизору/планшету как можно позже, даже к просмотру мультиков. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект.
Родители должны знать, что наиболее благоприятный и чувствительный период речевого развития до трёх лет. Если у ребенка не наступают изменения в развитии речи к трём годам, не стоит надеется на слова знакомых: “Многие не разговаривают до 3-х лет” или “Кто-то тоже не разговаривал до трёх-четырёх лет, а потом заговорил и совершенно нормально развивался”. Необходимо обращаться к специалистам и искать проблемы не наступления речи, так как задержка речевого развития (ЗРР) влечёт за собой множество вторичных проблем, таких как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, а в последующем школьном возрасте – дисграфию и дислексию, которые сложны в коррекционной работе. Наблюдение за развитием малыша и своевременное принятие мер – главная обязанность любящих родителей, в процессе воспитания ребенка.
Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте
Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.
Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.
Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.
Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.