Когда ребенок начинает ползать, со скольки месяцев

Когда ребенок начинает ползать?

Начав ползать, ребенок как будто резко меняется: вот только недавно он лежал в кроватке и просто дрыгал ручками-ножками, а уже сейчас его не удержать. Очень часто бывает, что в один месяц малыш начинает ползать, самостоятельно садиться и вставать на ножки. Происходит это чаще всего ближе к полугоду. К 4-5 месяцам малютка уже умеет переворачиваться, хорошо держит головку в лежачем положении на животике и вытянув ручки, постепенно начинает приподнимать попу, раскачиваясь из стороны в сторону. Его моторное развитие набирает обороты.

Поначалу карапуз неуверенно, еле заметными движениями – такими, что может даже показаться, что вам это почудилось, перемещается. Он очень старается, и после того, как у него однажды получится – он начнет это делать все чаще и решительнее. Если ребенок не относится к тем, кто из сидячего/лежачего положения сразу переходит в стоячее, то осваивает ползание он в интервале от 5 до 9 месяцев.

Почему полезно ползать?

Ползание – очень важный этап в развитии ребенка до года, ведь такие передвижения – это не только радость для родителей, но и огромный вклад в его здоровье. В процессе ползания, особенно, если малыш делает это не по-лягушачьи, а всеми четырьмя конечностями, задействованы все мышцы, укрепляющие позвоночник. А роль позвоночника в организме человека трудно переоценить: это его основа, к которой крепятся все остальные органы.

Ползая и двигаясь, ребенок укрепляет его, подготавливает к скорой нагрузке – вертикальному положению. Помимо колоссальной пользы для опорно-двигательного аппарата, психологи отмечают и немалое значение в развитии мозга. Так передвижение на четвереньках активирует работу обоих полушарий: левого и правого. Во время ползания тренируется вестибулярный аппарат, развивается мелкая моторика, визуальное восприятие.

Массаж

Массаж иногда играет ключевую роль в обучении ползанию, помогает стимулировать мышечный и опорно-двигательный аппарат, приводит в тонус.

Существуют некоторые правила проведения массажа:

  • Проветрите помещение перед тем, как начать сеанс. Температура в комнате должна быть не сильно низкой, но свежесть и прохлада — лучшие спутники массажа.
  • Обязательно подождите, чтобы после последнего приема пищи ребенка прошло минимум 60 минут.
  • Не приступайте к массажу, если малыш сонный или капризный.
  • Не переусердствуйте с массажными средствами: руки можно лишь слегка смочить массажным маслом или вазелином.
  • Не делайте резких и грубых движений.
  • Обязательно помойте руки перед началом массажа теплой водой, чтобы ребенку не было холодно от прикосновений.

Сама процедура массажа должна быть направлена на нормализацию кровотока. Ребенка нужно уложить на мягкую поверхность (плед или одеяло). Первые движения должны быть мягкие, аккуратные, плавные, а сам процесс в первое время должен не превышать 7-10 минут. Со временем длительность массажа можно повышать на 1-2 минуты.

  • Массирующие движения вначале делаются на спине по направлению от плеч к бокам, с каждым разом руки массажиста должны опускаться ниже. На пояснице движения меняются на поглаживания: плавные ровные движения совершаются ладонями от пояса к подмышкам.
  • Поглаживания должны чередоваться разминательными движениями. Каждую манипуляцию проводят 10-30 раз с равным интервалом между действиями.
  • Обязательно нужно пройтись по спине ребром ладоней, не нажимая и не прилагая особых усилий.
  • Затем карапуз переворачивается на спину, а массажист начинает аккуратно мять стопы и пальчики, двигаясь к паховой области.
  • Руки массируются таким же способом — от ладошек к плечам.

Почему ребенок не ползает?

Растет и развивается ребенок до года так, как будто повторяет всю эволюцию человечества: зарождаясь из маленькой клеточки он становится плодом, рождается, сначала встает на четвереньки, а затем уже на ноги. Однако не все дети идут по этому пути. Очень часто бывает, что, будучи абсолютно нормальными и здоровыми, они минуют фазу ползания и сразу начинают ходить. И огорчаться по этому поводу нет никакого смысла, так как кардинально повлиять на это никто не может.

Физиологическое развитие малыша сугубо индивидуально и не обусловлено наследственными факторами (в отличие от цвета глаз, строения тела и т.д.). Пусть вас это не расстраивает и по той причине, что, если ребенок самостоятельно (!) без поощрения взрослого рано встал на ножки или пошел, пропуская стадию ползания, то это говорит о том, что он полностью к этому готов.

Причинами, по которым ребенок может не желать или не быть способным ползать могут быть:

  • Избыточный вес. Худые дети активнее и подвижнее, а «пухленьким» мешает вес, так как косточки еще слабые и им трудно его выдержать
  • Недоразвитость мышц, например, вследствие рахита. Заболевание, возникающее при недостатке витамина D, прямым образом влияет на кости
  • Травмы
  • Длительное злоупотребление ходунками. Использование ходунков более часа в стуки тормозит формирование навыков ползания
  • Продолжительная иммобилизация конечностей. Например, наложение гипса или колец при дисплазии тазобедренных суставов
  • Темперамент ребенка
  • Слабые мышцы. Хорошую тренировку даст общий лечебный массаж и регулярное выкладывание младенца на животик

Важно: не стоит заниматься самоличным установления причины. Диагноз – дело врача!

Как определить размер обуви ребенка, читаем в нашей статье?

Куда сходить с ребенком в Санкт-Петербурге, читаем тут.

Что делать, если у новорожденного запоры, вы можете узнать по ссылке

Куда ползти? Зачем ползти?

Многие дети не стремятся учиться ползать: либо лежат и играют в игрушки, либо требовательно зовут маму, если им хочется переместиться, либо не испытывают интереса к предметам, до которых не могут дотянуться без труда. Большинство неврологов считают, что это не очень хорошо, поскольку ползание ребенка — важный и необходимый момент в физическом и психологическом развитии крохи.

Зачем нужно ползать и что такое ползание с точки зрения психологического развития малыша? Это прежде всего стремление и возможность получить недоступное, но желаемое. Зрение малыша в возрасте 6-7 месяцев уже достаточно хорошо развито, чтобы увидеть игрушку, которая находится далеко за пределами вытянутой руки. Понимание того, что предмет недоступен без усилий, приложение усилий, преодоление трудностей, долгожданная победа — важны для формирования характера крохи. Грубо говоря: если что-то не дается само по себе — этого можно достичь, если потрудиться. Это своеобразная матрица успеха, тренировка трудолюбия.

С точки зрения физического развития ползание важно еще больше. Пытаясь передвигаться на четвереньках, кроха учится управлять своим телом, развивает важнейшие нервные реакции. Для того чтобы ползти, необходимо сформировать:

А это не так-то просто.

Обзор. Малыш постепенно учится распознавать звуковые и визуальные сигналы, реагировать на них. Вот он уже научился следить за игрушкой, которую перемещает мама, поворачивать голову на звук ее голоса. Научился понимать, что нужно перевернуться, если игрушка лежит слева или справа от него. А теперь ему нужно научиться соотносить свое тело, его размеры и возможности с той информацией, которую он получает с помощью глаз. В какую сторону двигаться, как двигаться, как обходить препятствия. Не забывайте и о том, что при подъеме тела на четвереньки у малыша буквально «меняется картина мира» — а это тоже новое и сложное ощущение.

При ползании активируются различные поля зрения. Особенно важно то, что кроха приучается смотреть вниз — «под руки». Неврологи считают, что хорошее развитие нижнего поля зрения предотвращает многие проблемы в дальнейшем: помогает успешно осваивать школьные навыки, да и просто быть осторожным, «смотреть себе под ноги». Формируется координата «высота», которую ползающий малыш осваивает более планомерно и уверенно, чем тот, которого заботливые родители стали ставить на ножки, поддерживая под мышки, минуя стадию ползания.

Поворот. Для того чтобы состоялось ползание, ребенок должен пройти в «правильном» порядке предыдущие стадии онтогенетического развития:

  • научиться держать голову, лежа на животе;
  • лежа на животе, опираться на раскрытые ладони, предплечья, а затем и вытянутые руки;
  • переворачиваться на бок, со спины на живот и с живота на спину.

Все эти умения подготавливают мышцы к предстоящей нагрузке, а мозг в процессе их освоения обрабатывает огромные объемы сигналов от тела, анализирует зрительную информацию.

Чередование. Согласовать движение четырех конечностей — это вам не шутка, а сложная работа мозга. Между прочим, ученые долго ломали голову, прежде чем сделать собакоподобного робота, который мог бы двигаться на четырех лапах, массу микросхем по сто раз перепаивали. Так же и малыш, у которого не все сразу получается. Зато когда движения ему удаются — это доставляет радость не только ему, но и врачу-неврологу. Очень и очень часто именно в процессе ползания детки компенсируются, излечиваются от тех неврологических проблем, которые не были полностью решены при помощи массажа: кривошея, неравномерный тонус мышц рук и ног.

И наоборот — несимметричное, специфическое ползание с подволакиванием или подгибанием одной ноги, руки, сохраняющиеся более 2-3 недель, может быть симптомом особенностей развития мозга, которые невозможно выявить никакими исследованиями, но которые, тем не менее, способны осложнить дальнейшую жизнь — например, обучение в школе. Благодаря настойчивости малыша или упражнениям отрегулируется ползание — и связи между отделами мозга придут в норму.

Как научить ребенка ползать?

Как отмечалось ранее, если ваше чадо твердо решило не ползать, то поменять это положение вещей радикальным образом вряд ли получится, но вы можете помочь тем, кто все же пытается.

Способ 1. Показать. Вот ваш малыш раскачивается из стороны в сторону на карачках и еще чуть-чуть и он поползет. Но, несмотря на то, что ему совсем немного не хватает для того, чтобы сдвинуться, затянуться это может на долгий период.

Если ребенок раскачивается на четвереньках и пытается ползти больше месяца, то необходимо сказать об этом педиатру.

Итак, вы можете

  • встать на четвереньки радом с дитем и собственным примером продемонстрировать всю нехитрую науку
  • поддерживая за пузико, немного приподнять кроху и синхронно передвигать его ручки и ножки (показывать лучше вдвоем: один держит, другой передвигает)

Способ 2. Мотивировать.

Положите игрушки напротив малыша – так, чтобы они его заинтересовали, но дотянуться он бы до них не мог. Не стоит выставлять многообразие: внимание ребенка может рассеяться, одного или двух объектов будет вполне достаточно. Даже если у него ничего не выйдет после нескольких минут и он оставит попытки, вы можете слегка придвинуть малыша, чтобы вознаградить его за труд.

Сядьте напротив малыша и зовите его: по имени или ласковым прозвищем и маня руками.

Способ 3. Упражнять.

С 4-х месяцев, делая ребенку гимнастику, добавьте такие упражнения:

  • малышу, лежащему на животике, поставьте под его ступни свои ладони в виде опоры, чтобы он мог от них оттолкнуться
  • так же в положении на животике поочередно сгибайте и разгибайте каждую ногу, подтягивайте ее к животу или боку

Способ 4. Специальные приспособления.

В продаже имеются вполне недорогие детские треки для ползаний. Представляют собой ровную узкую поверхность с бортиками по бокам. Устанавливают ее под небольшим наклоном в виде невысокой горки и кладут малыша, который будет тихонечко съезжать вниз. Постепенно, хаотичные движения ручками и ножками начнут упорядочиваться, и малыш научится ими управлять. Так же для этой цели может сгодиться и матрас и пеленальная доска.

Все эти действия должны воплощаться в игривом настроении, так как являются еще и веселым совместным времяпровождением. Для того чтобы облегчить попытки поползновений, хорошо бы подготовить для этого условия. Учиться ползать легче всего на полу, желательно гладком. Рядом не должно быть предметов, способных помешать движениям малыша. Само собой разумеется, что поверхность должна быть чистая и безопасная (не ней не должно быть мелких, острых предметов, каких-то деталей, бытовых приборов). Ребенок должен быть в удобной одежде по размеру, которая не будет стеснять движений или путаться.

Способы и этапы ползания у мальчиков и девочек

Существует несколько этапов ползания, которые малыш поочередно осваивает, но он необязательно проходит их все.

Ползание на животе

Наиболее ранний этап – ползание на животе. Это умение проявляется с 4-5 месяцев. Вначале ребенок учится поднимать корпус на вытянутых руках. Чтобы дотянуться до того или иного предмета, он пытается передвигаться – чаще всего назад или вбок. Для стимулирования такой активности родителям следует раскладывать в поле зрения малыша игрушки или яркие вещи, которые он будет пытаться схватить.

По-пластунски

Навык пластунского передвижения осваивается крохой в возрасте около 8 месяцев. Для этого он приподнимает туловище, упирается на руки и пытается подтянуть тело.


Многие дети пропускают такой этап, сразу становясь на четвереньки.

На четвереньках

Младенец упирается ручками в опору, становится на колени и поднимает туловище. Сначала он не понимает, что нужно делать. Поэтому просто стоит на четвереньках, раскачиваясь взад-вперед или из стороны в сторону. Далее он пробует выставлять вперед одну за другой руки, подтягивая к ним тело (напоминает прыжок лягушки).


К 9 месяцам ребенок способен достаточно быстро и уверенно передвигать руками и ногами.

Перекрестное ползание

Наиболее сложным является перекрестное ползание. Этот навык считается вершиной мастерства. Для него характерно синхронизация движений – в одно время с правой рукой выдвигается левая нога, далее движения четко и слаженно сменяются. Такой слаженности и гармоничности малыш учится постепенно, постоянно усовершенствуя свои навыки.

Ребенок ползает назад: что делать?

Многие дети начинают ползать именно назад. Они вытягивают ручки, отталкиваются от них и как бы скользят вспять. Используйте те же манипуляции, как и при освоении ползания: стимулируйте игрушками, зовите к себе. Со временем дите научиться координировать свои движения и поползет вперед, хотя некоторые так и используют именно этот оригинальный метод.

Развитие новорожденных по неделям, читаем в нашей статье.

Как лечить понос у ребенка, вы можете узнать из нашей статьи.

Как выбрать ингалятор для ребенка, читаем по ссылке

Почему ребенок ползает на спине, как помочь ребенку научиться правильно ползать?

Дети в своем стремлении познать мир и освоить свои владения порой очень удивляют взрослых. Так, они умудряются даже способы передвижения сделать очень потешными: ползают как червички, назад, боком, по-пластунски (не отрывая живота), прыгают по-лягушачьи. Все эти методы не являются какими-то отклонениями от норм, да и норм в этом деле быть не может: малыши пробуют разные способы и повторяют то, что у них получается случайно. На спине ребенок скорее не ползает, а скользит, отталкиваясь ножками и приподнимая попу. Такой способ обычно всего лишь временный, до тех пор, пока малыш не постигнет что-то новое. Чтобы научить его ползать по-другому, выкладывайте почаще кроху на животик.

Правильная организация

Обучая ребенка двигательным навыкам, следует учитывать несколько важных аспектов.

  • На пути малыша не должно быть ничего опасного, обо что можно пораниться или что он потянет в ротик. Юные исследователи в этом возрасте пробуют «на зубок» все, что оказывается на пути и попадает в ручки.
  • Обучение лучше проводить на полу, чтобы кроха не свалился ненароком и не ушибся. Кроме того, упав, карапуз может испугаться.
  • Пол должен быть теплым и нескользким. Ковры или одеяла не должны по нему скользить.
  • Перед началом занятия важно убедиться, что на ковре нет мелкого мусора, пыли. Поэтому лучше сначала пропылесосить покрытие.
  • Ребенку нужен постоянный родительский присмотр. Его придерживают, подстраховывают.
  • Важно, чтобы малышу ничего не мешало, не стесняло движений: обтягивающая одежда, складки одеяла, неудобные памперсы. Лучше оставить на нем минимум одежды.
  • Температура в комнате при этом должна быть комфортной.
  • Нельзя начинать занятия сразу после пробуждения, а также когда ребенок болен, у него температура, режутся зубки, он капризничает или только что плотно покушал.
  • Родителям нужно помнить, что для будущего ползунка важны стимулы. Это могут быть его любимые игрушки (особенно – проигрывающие мелодии), фрукты или что-то еще, что заинтересует кроху. Но самый главный стимул – призывы и похвалы родителей, поощрение, ласка.

Доктор Комаровский: как научить ребенка ползать?


Комаровский Евгений Олегович неустанно повторяет о пользе ползаний в противовес раннему высаживанию или пребыванию в специальных приспособлениях, ставящих ребенка в вертикальное положение (например, ходунки). Однако он называет все принятые нормы по поводу того, когда ребенок должен сесть, поползти или встать на ножки – глубоко примерными. Благодаря этому врачу молодые мамочки, наслушавшиеся всезнающих окружающих, уяснили, что ребенок никому ничего не должен.

Когда придет время – поползет, когда окрепнут мышцы – сядет, когда будет готов – встанет. Утверждения Комаровского всегда основываются на здравом смысле. Он подмечает, что отличительное чертой человека является прямохождение, что однако несет за собой такие заболевания как радикулит, сколиоз. Поэтому ранняя преждевременная нагрузка на позвоночник ведет к тому, что он не успевает окрепнуть в полной мере.

Чем позже ребенок встанет на ножки и пойдет, тем тверже будет позвоночник, чем активнее ребенок будет ползать, тем крепче будут мышцы спины.

Дите научится ползать – с вашей или без вашей помощи, главное его в этом деле поощрять и помнить: чем больше, тем лучше.

Ползание – очень желательная фаза в развитии ребенка. Каждый малыш начинает ползать в разное время и разными способами. А кто-то вообще не ползает или вдруг берется ползать после того, как пошел. В любом случае не ограничивайте ребенка зоной кроватки или манежа, давайте ему возможность активно расти. Очень важно не просто научить дитя ползать, а систематически уделять этому передвижению много времени.

Условия развития навыка

Если родители хотят научить малыша ползать, то можно помочь ему, создав подходящие условия для развития этого навыка.

  • Прежде всего, ребенку понадобится простор для движения.

Лучшее решение для этого – пол. В манеже или в другом ограниченном пространстве у крохи нет стимула, чтобы ползти. Поэтому нужно опускать малыша на пол, предварительно его подготовив и убрав опасные предметы подальше.

  • Поверхность для того, чтобы учиться должна быть твердая и жесткая.

Это может быть специальный коврик, жесткое покрывало и другое. На скользкий паркет или линолеум опускать кроху не стоит. Кровать также вряд ли подойдет – она слишком высокая. Не стоит использовать также наклонные плоскости.

  • Необходимо завлечь кроху, стимулировать его двигательную активность.

«Приманкой» может стать любимая игрушка, новый интересный предмет, домашняя кошка или собака. Вообще хорошо окружить ребенка интересными вещами, чтобы привлекали его внимание.

  • Можно расположить на пути следования крохи небольшие преграды в виде скрученного пледа и прочего.

Это заставит малыша поднимать корпус, если он ползает по-пластунски.

  • Еще один способ научить маленького исследователя – поместить его в среду таких же ползающих детей.

Это может быть центр раннего развития или просто пригласите друзей с малышами в гости. И возможно вскоре вы сможете принять участие в таком чемпионате:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: