Как самостоятельно научить ребенка говорить букву «Л»: постановка звука в домашних условиях (видео)


1. Почему ребенок может не выговаривать букву «Л» 2. Как выговаривать букву «Л» 3. Упражнения для постановки звука «Л» в домашних условиях
  • Улыбка
  • Цокать как лошадка
  • Ветерок
  • Варенье
  • Достать до подбородка
  • Трубочка
  • Затяжное «ы»
  • Тренировка дыхания
  • Мелкая моторика

4. Как правильно проводить занятия в домашних условиях 5. Не бойтесь снова обратиться к логопеду

Когда дети начинают активнее осваивать речевые навыки, то нередко сталкиваются с трудностями в произношении. Подобные сложности, как правило, выявляются в возрасте 4-4,5 лет. В этот период дети уже осваивают большую часть звуков, и родители могут заметить, какие из букв малыш выговаривает хуже других.

Чаще всего самыми неподатливыми являются буквы «р» и «л». Оба дефекта не критичны, поэтому родителям не стоит паниковать. Наоборот, важно подойти к исправлению дефекта максимально выверено и спокойно. В первую очередь следует обратиться к логопеду. Специалист выявит причину появления дефекта, установит степень отклонения от нормы и определит методику занятий, которые помогут малышу победить строптивую букву.

Сегодня мы поговорим о том, почему ребенок может не выговаривать букву «л» и как заниматься постановкой этого звука в домашних условиях.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести «л»?

Наиболее часто встречающиеся ошибки во время произношения звука «л»:

  • губы расположены неправильно, что приводит к произношению других звуков;
  • язык не прикасается к небу, а оттягивается внутрь ротовой полости (получается звук «ы»);
  • во время произношения буквы «л» ребенок резко вдыхает воздух.

Обычно звук «р» дети учатся выговаривать одним из последних. Но если его произношение отработано раньше, чем «л», может осуществляться замена. То есть вместо слова «ложка» ребенок говорит «рожка». Правда, подобные случаи наблюдаются редко.

Неправильная постановка губ

При сильно вытянутых губах в момент проговаривания буквы «л» слышится «в» или «у». Родитель дошкольника в таком случае может самостоятельно исправить произношение согласного звука. Особенно помогает упражнение, при котором необходимо плотно сжать верхние и нижние зубы, широко улыбнуться, разведя губы.

Если проблема в произношении буквы «л» связана с ошибочным расположением губ, помогут логопедические упражнения для детей:

  • «Усталость» − глубоко вдохнуть носом, а выдохнуть ртом, губы в момент дыхания расслаблены и слегка открыты.
  • «Рыбка» − хлопать расслабленными губами, словно рыбка, выброшенная на берег.
  • «Лошадка» − вдохнуть носом, выдохнуть ртом, воздух проходит сквозь расслабленные губы со звуком «прр».

Упражнения для растяжения подъязычной уздечки

Быстро поставить произношение буквы р можно при помощи специального комплекса упражнений

Одна из причин нарушения речи – короткая подъязычная уздечка. Справиться с этой проблемой можно самостоятельно в домашних условиях или при помощи тренировок с логопедом. В тяжелых случаях, при выраженной аномалии, назначается хирургическое рассечение тканей.

Помогут быстро справиться с проблемой неправильного звукопроизношения и растянуть подъязычную уздечку следующие упражнения:

  • Качели. Для выполнения дошкольник должен широко открыть рот и языком совершать движения вверх-вниз, доставая кончиком языка до зубов. На верхней и нижней точках рекомендуется задерживать язык на несколько секунд. Аналогичную тренировку следует проводить, двигая языком в стороны.
  • Футбол. Существует два варианта выполнения этой задачи. В первом случае ребенок должен дотрагиваться языком до внутренней стороны щеки справа и слева по очереди с легким нажимом. Во втором случае нужно из бинта скатать небольшой шарик и поместить за щеку ребенка, а он выталкивает шарик языком.
  • Котенок. Это упражнение будет интересным для детей любого возраста. Достаточно налить в тарелку немного йогурта или другого лакомства, которое дошкольник должен слизать языком, имитируя движения котенка.
  • Дотянись. Ребенок должен тянуться языком к кончику носа, затем к подбородку. На пике нужно зафиксировать язык на несколько секунд.

При выполнении занятий на растяжение уздечки языка родителей не должно пугать появление незначительного количества крови. Ее отделение при тонкой уздечке указывает на сильное растяжение или разрыв тканей. При значительном кровотечении следует проконсультироваться с педиатром.

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм?

Неправильная постановка и автоматизация звука «л» или полное его отсутствие по-научному называется ламбдацизм. Он бывает 4 типов:

  • носовой – во время произношения звука воздушный поток проходит не через ротовую, а носовую полость (корень языка перекрывает горло), вместо «л» получаются звукосочетания «нг»;
  • двугубный – губы расположены трубочкой, слышится «у»;
  • межзубный – вместо верхнего неба кончик языка оказывается в просвете между зубов;
  • полное отсутствие «л» − эта буква просто пропущена в словах.

В практике логопедов известен еще один термин – параламбдацизм. Это замена «л» иными звуками. Например, вместо этой согласной буквы ребенок произносит «б» либо «в», «г», «д» и другие.

Характеристика нарушения

Проблемы с воспроизведением звуков «Л» и «Ль» называют ламбдацизмами. Выделяют несколько видов нарушения. При губном происходит искаженное звучание и получается нечто похожее на «У». При губно-зубном получается «В». При межзубном кончик языка проходит между зубов.

При дизартрии может отмечаться смягченное произношение твердого звука.

Отдельно выделяют параламбдацизмы – замену звука «Л» на «Ф», «В», «У», «Н» и другие.

Научить ребенка говорить правильно сложно. В логопедии принят поэтапный подход. На каждом реализуются определенные цели. Для успешного освоения нужна помощь родителей. Они будут выполнять с дошкольником домашнее задание.

Формирование правильного произношения звуков

При отсутствии заболеваний, которые связаны с патологиями речевого аппарата, исправить произношение звука «л» можно во время выполнения специальных логопедических упражнений. Их нетрудно проводить дома. В отдельных случаях решить проблему удается только специалисту. При дизартрии, которая связана с поражением нервной системы, понадобится помощь невропатолога.

Поэтапная домашняя тренировка, направленная на правильное произношение «л»:

  1. Укрепление моторики артикуляционного аппарата. В данном случае достичь нужного эффекта помогут специальные упражнения и игры.
  2. Постановка звука. В зависимости от причины дефекта, разработан определенный метод.
  3. Точное произношение. Сочетание «л» с другими буквами. Сначала нужно произносить слоги, а затем слова.
  4. Стихи и скороговорки для развития речи. Они помогут не только быстрее усвоить правильное произношение звуков, но и развить память.

В конце следует закрепить полученный результат путем разучивания песен, сказок, их пересказа.

Почему не шипит буква «Ш»

Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения — нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.

  • Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности: строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
  • Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки. Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
  • Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок.

    Подражание и копирование для детей — такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.

  • Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие, тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков.

Подготовка к упражнениям на постановку «л»

Улучшение подвижности мышц языка и губ – первый шаг при восстановлении речевого развития. Подготовка к упражнениям на постановку «л» заключается в следующем:

  • облизывание поверхностью языка верхней губы, проводя им сверху вниз и удерживая нижнюю губу неподвижно;
  • выполняются движения, аналогичные предыдущему упражнению, но в ускоренном темпе и с произношением «бл»;
  • пощелкать языком по верхнему небу около зубов, нижние резцы остаются неподвижными, рот немного приоткрыт;
  • широко улыбнуться с приоткрытым ртом, считать во время тренировки: раз – кончик языка уперся в верхние зубы, два – в нижние (поочередно);
  • язык упирается в небо до натяжения уздечки.

Данные упражнения помогают при любых видах неправильного произношения «л». Выполнять их необходимо как минимум две недели. По рекомендациям логопеда длительность тренировки можно увеличить до месяца.

Как научить ребенка говорить букву Л?

Заниматься с ребенком лучше в игровой форме. Для него выполнение упражнений не должно быть в тягость. Когда дети делают их с удовольствием, результат достигается быстрее.

Прежде чем приступить к самостоятельным упражнениям дома, стоит записаться на индивидуальное занятие к логопеду. Специалист пообщается с ребенком и на основании сделанных выводов разработает методику, которая поможет в конкретной ситуации, а также даст полезные рекомендации по исправлению произношения «л».

Базовые рекомендации и упражнения

Каждый «учебный» день необходимо будет начинать с разминки
Это важно для того, чтобы разогреть артикуляционный аппарат у ребенка перед выполнением упражнений. Например, можно попросить малыша «почистить» язычком верхние зубы

Для этого нужно улыбнуться и пройтись кончиком по внутренней поверхности ряда. При этом нужно следить, чтобы челюсть у него оставалась на месте. Другим вариантом разминки может стать обычное цоканье. Дело в том, что техника выполнения характерного для лошадки звука чем-то напоминает произношение «Р». А посмеяться с малышом можно при выполнении упражнения — кто дальше высунет язык. Его фишка в том, чтобы при этом положении языка попытаться что-то говорить.

Важно выполнять все поставленные задачки вместе. Ребенок должен видеть артикуляцию и мимику взрослого, а не только слышать

В детстве все первым делом учатся подражать. Главное, набраться терпения, поскольку правильное выполнение некоторых упражнений может занять несколько месяцев. Ни в коем случае нельзя опускать руки, и переставать улыбаться. Нужно действительно относиться к занятиям, как к веселой игре. Точнее, сделать их такими. И тогда, после постановки правильного произношения звука, можно будет переходить к слогам и простым словам. При соблюдении всех вышеупомянутых условий, родители смогут добиться ощутимого успеха вместе с ребенком. В один прекрасный момент он легко и просто сможет освоить поточную речь с труднопроизносимой буквой. Не забудьте отметить это дело вкусным тортом.

Advertisement

Артикуляционная гимнастика

Главным методом при исправлении произношения звука «л» считается артикуляционная гимнастика. Как правило, ее длительность не превышает 15-20 минут, точное время зависит от возраста ребенка. Артикуляционная гимнастика состоит из пошагового выполнения определенных элементов, которые должны быть не просто эффективны, но и вызывать интерес у малыша.

Артикуляционная гимнастика включает в себя:

  • упражнения, используемые для развития речевого дыхания;
  • задания по автоматизации произношения.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы улучшить речевой слух ребенка, логопеды применяют специальные упражнения, представленные в виде игр:

  • «Говори громче и тише» − в зависимости от размера показываемой игрушки, нужно говорить громко или тихо;
  • «Найди ошибку» − ребенку показывают картинку, называя ее нарочно с ошибками, если малыш заметил ее, то должен хлопнуть в ладоши;
  • «Угадай, чей голос!» − взрослый инсценирует голоса зверей, а ребенок должен угадать, кому какой принадлежит;
  • «Выбирай одно слово!» − логопед показывает картинку и перечисляет слова, ребенок должен выбрать то, которое соответствует изображению.

Для поэтапной постановки звука «л» требуются регулярные тренировки с упражнениями разной сложности, проведение музыкальных занятий.

Мимическая гимнастика

Во время мимической гимнастики осуществляется тренировка всего артикуляционного аппарата, принимающего непосредственное участие в произношении звуков.

Взрослый показывает картинки и говорит, что на них изображено, а ребенок играет мимикой:

  • «Вот лисенок. А это взрослый лось. Глянь, насколько он подрос» − малыш должен показать удивление;
  • «Коту дали молоко, он его лакает. А Полина в стороне мило улыбается» − ребенок должен показать, как кот пьет молоко, и улыбку девочки;
  • «Плакала малышка Маша, потеряла она кашу» − кроха показывает, как плачет девочка.

Мимическая гимнастика также включает в себя упражнения с маленьким шариком, в который продет шнур:

  • ловить шарик при помощи рта, не используя рук;
  • толкать шар языком;
  • выталкивать губами, прилагая определенные усилия;
  • произносить скороговорки с шариком во рту.

Еще одна разновидность мимических упражнений – с использованием ложки:

  • взять ложку небольшого размера в кулак, поместить в рот и толкать при помощи языка, стараться провернуть ее в разные стороны;
  • совершать легкие похлопывания ложкой по языку;
  • обвести ложкой овал губ, предварительно сложив их трубочкой.

Дыхательная гимнастика

Для постановки звука «л» проводится дыхательная гимнастика, которая включает в себя два основных упражнения:

  • короткий вдох в течение 1 секунды;
  • длинный медленный выдох на протяжении 3 или 5 секунд.

Еще несколько упражнений из комплекса дыхательной гимнастики:

  • вдохнуть, расслабить губы и медленно выпустить через них воздух со звуком «прр»;
  • лечь на пол, руки разместить на животе, вдохнуть, надувая живот, выдохнуть – живот уменьшился в размерах;
  • взрослый дает ребенку понюхать что-то из пищи, он вдыхает, а на выходе называет продукт.

Простыми дыхательными упражнениями в комплексе с другими способами можно поставить звук «л».

Как сделать правильное произношение автоматическим?

Не всегда сделать постановку звука «л» в домашних условиях оказывается простым занятием. Порой на это уходит много времени, а иногда и вовсе без помощи специалиста не обойтись.

Главное, избежать перегрузки, ведь для ребенка и 40 минут занятий в день может показаться тяжелым трудом. Тренировки должны быть веселыми и непринужденными, их легче переносить, если воспринимать в качестве игры, а не работы. Достаточно проводить 2 занятия ежедневно по несколько минут каждое.

Мягкий «л»

Что примечательно, даже после того как ребенок научится проговаривать звук «л», он может и дальше пропускать его в словах. В данном случае нужна постановка мягкого звука − «ль». Тренировку желательно начинать сначала со слогов и только потом переходить к полноценным словам (ле − лебедь, лю – люлька).

Полезными оказываются чистоговорки типа «ли-ли-ли – мы нашли грибы» и другие. Также не лишними будут скороговорки:

  • «У теплой плиты Анатолий плетет лапти»;
  • «Великану маленькие Валентины валенки»;
  • «Лала ела халву под одеялом».

Когда прямые слоги с мягким «л» получаются, стоит переходить к следующему этапу обучения – произношению обратных слогов, таких как «уль», «аль» и прочих. Далее – проговаривание слов – моль, тополь, тюльпан и других.

При постановке мягкого «л» требуется следить за правильным расположением языка во рту.

Твердый «л»

По мнению логопедов, постановка звука «л» от «ль» отличается повышенной сложностью. Научить ребенка говорить твердую букву несколько труднее и дольше. Однако методика не отчается от предыдущей, лишь требует больше повторений.

Желательно начинать со слогов «ла», «лу», «ло» и прочих. Далее можно переходить к словам: «лук», «лодка» и другим.

И здесь пригодятся скороговорки и чистоговорки:

  • «Лу-лу-лу – подмели золу»;
  • «В лодке Володька».

При обучении произношения твердого и мягкого «л» стоит избегать слов с буквой «р», поскольку ребенок может путаться.

4 Как правильно проводить занятия в домашних условиях

Мы уже отмечали, что лучший способ чему-либо научить ребенка 4-5 лет и немного старшего возраста — это игра. Поэтому не стоит сильно упорствовать и превращать логопедические домашние занятия в мучения. Все должно происходить как бы само собой.

На начальных этапах подобные упражнения необходимо проводит не чаще 1-2 раз в день, после можно увеличить до 3-4.

Обязательно все показывайте на собственном примере. Помните, что вы для малыша — самый важный человек. Наставник, друг и помощник в одном лице.

Не забывайте хвалить и радоваться прогрессу своего чада, не ругайте его, если у него что-то не получается. Так вы можете отбить у него все желание заниматься. Кроме того, не бойтесь объяснять сыну или дочери, зачем и почему вы все это делаете. Ребенок должен осознавать, что мама и папа всегда действуют исключительно в его интересах.

Помощь логопеда

До 5 лет неправильное произношение отдельных звуков считается нормой. Но на шестом году жизни малыш уже нуждается в помощи специалистов. Сначала можно попытаться исправить ситуацию в домашних условиях, если самостоятельно справиться не получается, стоит обратиться к логопеду.

Первое логопедическое занятие позволит определить причину неправильного произношения звука. Это поможет разработать эффективную методику, которая подходит для конкретного ребенка. В отдельных случаях может потребоваться помощь и других специалистов.

Иногда используется механический способ постановки звука «л» − с помощью зонда №4.

Возрастные особенности

Формирование языковых навыков происходит в несколько этапов, поэтому родители должны знать, какими речевыми навыками должен обладать ребенок в определенном возрасте, чтобы в случае проблем вовремя проконсультироваться со специалистом.

Стадии речевого развития:

Первый год жизни — в 1,5 месяца грудничок издает гласные звуки («а», «у», «ы»). В это время происходит формирование интонационной системы. В полгода кроха начинает лепетать и даже произносить определенные слоги («ма», «ба», «дя»), а к 12 месяцам уже пытается говорить элементарные слова. Функция понимания речи формируется именно в этот период, а после начинается процесс пополнения словарного запаса. Кстати, первое, что произносит кроха, не «мама», как считают многие, а «дай». Согласно статистике, это характерно для 60% детей.

  • Второй год — в этот период малыш начинает хорошо понимать речь взрослых. Он внимательно слушает, что ему говорят окружающие и пытается за ними повторять некоторые слова. Кроха уже разговаривает, но только на своем языке. Эти слова непонятны для взрослых, но родители со временем учатся распознавать своеобразную речь малыша. Научить ребенка разговаривать в 1,5 года можно многократным повторением одних и тех же слов, и ближе к 2 годам малыш уже сможет произносить отдельные фразы («мама, дай», «хочу ням-ням» и т. д. ).
  • Третий год — в этом возрасте появляется заметный прогресс в освоении вербальных навыков. Ребенок начинает формировать предложения и может вести осмысленный диалог. В этот период нужно стараться как можно больше читать малышу, петь с ним песенки и постоянно общаться.

Игры на закрепление произношения

После длительного процесса обучения следует завершающий этап – закрепление произношения звука «л».

В данном случае помогут такие игры:

  • придумать примерно 30 небольших предложений, в каждом слове которого должна присутствовать буква «л» (Лекарь лечит Лолу, Листья летят на лобовое стекло), проговаривать их стоит вместе с ребенком, постепенно ускоряя темп;
  • предложить ребенку завершить фразу типа «Сестра рисует ногти не краской, а…(лаком)», «В доме стало темно, потому что выключили…(лампу), в последнем слове фразы обязательно должна быть «л».

На завершающем этапе при закреплении произношения звука «л» также помогают чистоговорки и скороговорки. Когда ребенок начнет проговаривать их правильно, четко произнося каждый звук, можно приступать к изучению стихотворений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: