Все дети однажды начинают испытывать тягу к рисованию. Они с удовольствием экспериментируют с цветом и художественными материалами. Важно заметить тот момент, когда малыш сам начинает тянуться к карандашам или фломастерам и аккуратно подсказать, как правильно ими пользоваться. Никогда не заставляйте детей рисовать, если они не хотят. Старайтесь всегда создать непринужденную творческую атмосферу, предоставьте малышам свободу самовыражения. Но в то же время ненавязчиво давайте советы, как обращаться с кисточкой, карандашом, красками.
Польза рисования для детей
Почему все педагоги и психологи рекомендуют начинать рисование с детьми как можно раньше? Научить малыша рисовать действительно важно. Детям раннего и дошкольного возраста творчество полезно по таким причинам:
- стимулирует мелкую моторику и логику,
- развивает речь,
- помогает формулировать мысли, предложения,
- улучшает функцию самовыражения,
- способствует самоутверждению,
- учит принятию нестандартных решений,
- развивает память и внимание,
- способствует улучшению трудолюбия, усидчивости.
Процесс рисования для детей 2-3 лет и даже младше подарит массу радостных эмоций, поможет диагностировать различные проблемы – медицинские, психологические. Рисование борется с комплексами, замкнутостью, неуверенностью в себе. Также это искусство закладывает эстетическое восприятие мира и уже с малых лет выявляет творческие наклонности ребенка. Рисование с родителями – это повод для дополнительного совместного пребывания и развлечения.
Возраст начала рисования
Потребность рисовать у ребенка может возникнуть уже в младшем возрасте – в 1 год или чуть позже. У большинства малышей отчетливо просматривается тяга к ярким цветам, желание изобразить что-то на бумаге к 1,5-2 годам. Конечно, первые рисунки представляют собой размалеванные пятна, зато ребенок с каждым разом трудится все активнее. Также нередко его «таланты» становятся заметными на мебели, стенах, обоях, но психологи не рекомендуют сильно ругать ребенка за это, чтобы не отбить желание творить.
Примерно к 4-5 годам дети уже могут начинать посещать уроки рисования, если есть желание и склонность. Красивые картинки можно научиться рисовать и дома, занимаясь с родителями. В интернете сейчас много полезных мастер-классов, тематической информации. Дети 7-8 лет и старше могут ходить на занятия школьного кружка по рисованию, где им расскажут об основах живописи и научат многому интересному.
Развитие навыков
При повышенном интересе малыша к процессу рисования имеет смысл записать его в специализированную школу, сад или центр детского творчества, где он сможет получить дополнительные навыки по технике рисования, развить эстетический вкус, аккуратность и творческое воображение под руководством профессионального педагога. Приобретет способность видеть красоту и создавать ее самостоятельно, изображать свои мысли, воплощать свои замыслы в жизнь.
Если у ребенка пропал интерес к рисованию, не отчаивайтесь — это не навсегда. Иногда малышу временно требуется переключиться на что-то другое, чтобы потом с удовольствием вернуться к рисованию.
Как научить ребенка рисовать узнайте из видео:
Читайте как легко сделать аквагрим на Новый год и другие праздники в нашей статье.
Какие краски подойдут – выбор материала для детского творчества
Для малышей раннего возраста рекомендуется выбирать пальчиковые краски, идеально подходящие для рисования пальчиками, ладошками. Их же можно использовать и позже, применяя кисточку.
Для рисования детьми с 4-х лет уже можно приобретать гуашь. Начинающим эти краски подходят прекрасно. Их плотность позволяет последовательно накладывать цветные слои, закрашивать испорченные фрагменты. Обычно для раскрасок или рисования картинок в альбоме достаточно набора из 6 цветов, из которых можно получить много новых оттенков. Детям постарше лучше купить более крупные наборы – 10 цветов и больше. С 6 лет уже можно переходить на акварельные краски, а в 7-9 – применять для творчества акриловые красители (например, для рисования на фольге, ткани).
Хаотические каракули
До года малыш берет в руки карандаш и начинает тыкать им в листочек, радуясь, что оставляет следы. Это первые каракульные рисунки. В этот момент ребенок может смотреть по сторонам, на маму и продолжать тыкать. У него получаются хаотические каракули.
Ребенок делает для себя важное открытие: он может оставлять следы в этом мире!
Если в этот период дать ребенку листок и карандаш, то он с интересом будет проводить карандашом по листку, не соблюдая границы. На этом этапе у него еще не сформирована зрительно-моторная координация (глаз-рука): глаза не следят за тем, что делает рука, а рука действует так, как получается.
В это время мама может дать 1 листок и 1 инструмент для рисования: мягкий карандаш или фломастер, пальчиковые краски, а если ваш ребенок все еще активно изучает мир через рот, то натуральный краситель, например, морковный или свекольный сок. Достаточно дать всего по одному экземпляру, а не россыпь карандашей и фломастеров и целый альбом. Это поможет ребенку сосредоточиться на оставлении следов, а не на том, чтобы попробовать все на вкус.
И важно, чтобы мама давала обратную связь: «Ого, как здорово!», «Как много и красиво ты нарисовал!» — чтобы малыш получил опыт положительной реакции на свои действия. Особенно на оставление следов.
Любое размазывание чего-либо в этот период (часто это каша по столу, овощи, макароны) – часть опыта оставления следов. Поэтому мы аккуратно реагируем на такие действия, без критики и негативных эмоциональных реакций. Просто помогаем ребенку доесть свою пищу и пойти заниматься другими делами, чтобы обед или ужин не превратился в развивающие занятия.
Итак, на этом этапе ребенок приобретает опыт, что оставлять следы — это очень и очень хорошо!
Хаотические каракули — довольно короткий период, дети уже совсем скоро переходят на следующий этап: циркулярные каракули.
Начало рисования – подбор рисунков
В рисовании нужно действовать поэтапно – переходить от легкого к сложному. Мама может давать малышу «уроки» рисования сразу, как только он будет в состоянии держать руками разные предметы. Вначале желательно предложить ребенку карандаш, предварительно показав, как с его помощью на бумаге делают линии. Поняв смысл работы, малыш будет относиться к ней с интересом.
С 1,5 лет ребенок уже может выполнять самые простые рисунки – черточки, подобие фигур. Постепенно задачи, цели усложняются, но строгих требований малышу не предъявляют. Напротив, желательно прохождение им «фазы марания», которая заканчивается около двухлетнего возраста. Далее рекомендации по созданию рисунков будут такими:
- 2-3 года – начальные навыки работы с кистью, рисование цветов, геометрических фигур, первого снега и т. д.,
- 4-5 лет – закрашивание, заштриховывание, работа с карандашами, кистью,
- 6-7 лет и старше – рисование композиций, картин-пейзажей, леса, животных, изучение портретной техники.
Использование красок
Отдельный этап в обучении рисованию — это работа с акварельными красками и гуашью.
Советуем приобрести также кисти из мягкого ворса пони или белки, плотную бумагу формата А3 или больше, которую можно будет закрепить на стене, стаканчик-непроливайку и палитру для смешивания красок.
Преподнесите этот реквизит ребенку в форме красивого рассказа, а кисточки и краски, представьте как персонажей представления. Используйте уроки рисования красками, чтобы познакомить малыша с основными цветами. Попрактикуйтесь в их сочетании и подборе для определенных предметов.
Убедитесь перед началом рисования красками, как и в случае с карандашом, что малыш правильно держит кисть и контролирует свой нажим на нее. Уделите внимание тому, как набирать краску, наносить ее на бумагу, как ополаскивать кисть и промакивать ее. Начинайте рисовать с одного цвета, постепенно увеличивая палитру.
Прочие принадлежности для рисования
Не менее пристальное внимание, нежели краскам, следует уделить выбору кисточки. Ее ручка должна быть надежной, лучше из крепкого пластика, чтобы не сломать. Железная капсюль обязана быть гладкой, чтобы ребенок не поцарапал кожу. Диаметр кисти – как у обычной ручки. Детям хорошо подходят кисточки из щетины, которые не сильно впитывают краску, делают ровные мазки. Длина кисти должна быть такой, чтобы не задевать лицо ребенка.
Список того, что еще может потребоваться для рисования:
- Фломастеры. Они яркие, позволяют выполнить красивый рисунок быстро, без усилий. Некоторые фломастеры и вовсе выдуваются на бумагу в виде «цветного дождика».
- Карандаши. Менее яркие, зато не марают руки.
- Мелки. Незаменимы для рисования на асфальте. Размеры мелков должны быть большими, чтобы ребенок не повредил кожу об асфальт. Ими же можно рисовать на доске дома.
- Восковые мелки. Хорошо подходят для закрашивания фигур внутри контура.
- Бумага. Для малышей идеален формат А3, детям постарше покупают стандартные альбомы А4.
- Простой карандаш. Помогает создавать базовые контуры. Лучше взять карандаш с пометкой НВ, он не крошится.
- Ластик. Важный инструмент, позволяет стереть неправильно нарисованные контуры, детали.
- Точилка. Лучше сразу купить хорошую, поскольку дешевые быстро выходят из строя.
- Банка для воды. Подойдет и обычный стакан, в котором удобно промывать кисточку.
Зачем ребенку рисовать
Может возникнуть резонный вопрос, зачем ребенку рисовать, ведь далеко не все становятся художниками.
Рисование – это важный этап развития каждого ребенка. В самом нежном возрасте, когда маленькие ручки еще не удерживают карандаш или кисточку, можно рисовать пальчиками. Это весьма увлекательный процесс, во время которого ребенок учится координировать движения, различать цвета и ценить красивое.
Став старше, ребенок уже не просто пачкает бумагу, а старается воспроизвести какой либо образ на бумаге. Это период развития эмоционального развития ребенка. Чем сложнее становятся эмоциональные переживания, тем более интересными получаются рисунки.
Помните! Рисование хорошо развивает мелкую моторику рук. А, как известно, развитие моторики и развитие мозга тесно связаны между собой.
Рисование поможет ребенку научиться концентрировать внимание и доводить дело до конца. Эти навыки очень помогут ему в последующей учебе.
Уроки рисования от 2 лет
Перед началом урока важно убедиться, что рабочее место ребенка хорошо освещено. Все принадлежности он должен доставать, не вставая со стула. Стол лучше покрыть плотной клеенкой, которую легко отмыть, ведь дети в таком возрасте сильно марают все вокруг на занятиях.
Начать первый урок стоит с пальчиковой техники. Описание процесса пошагово:
- Мама или другой взрослый окунает палец в краску, ставит отпечаток или проводит им по бумаге. Достаточно буквально 1-2 мазков.
- Нужно предложить ребенку сделать то же самое. Можно взять один его пальчик, смочить краской, поставить пятнышко.
- Рекомендуется помочь ребенку нарисовать пальцем легкую картинку – лепесток, гусеницу. Можно сделать солнце с лучами.
Далее можно заниматься с малышом по мере возможности, позволяя ему делать рисунки самостоятельно и с помощью взрослых. Не стоит давать краску в большой таре, достаточно мелких баночек, чтобы в них не помещалась вся рука. Лучший вариант – купить специальный набор именно для данного возраста.
Ближе к 2,5-3 годам можно уже осваивать иные художественные приемы. Например, техника «клякса» выполняется так:
- мама сгибает лист пополам, на одной стороне рисует любую картинку гуашью, например, крыло бабочки,
- плотно прижимает половинки листа друг к другу, позволяя крылу отпечататься на чистой стороне,
- помогает ребенку проделать те же действия, нарисовав кляксу, фигуру, листок, цветок и прочие картинки.
К трем годам у малыша обычно получается обводить трафареты, которые можно купить, распечатать из интернета. Их возможно оставить в виде контуров рисунка, закрасить, заштриховать. Проще всего начинать с трафаретов геометрических фигур – кругов, квадратов, треугольников. Также в этом возрасте можно делать отпечатки всей ладони, закрасив ее гуашью. Маме стоит показать, как из серии таких отпечатков делают настоящие картины – букеты, солнце, деревья и т. д.
Первые инструменты
Основы изобразительного искусства у младших дошколят можно начинать закладывать с воображаемого описания ребенком, ладонью или указательным пальчиком, геометрических форм и линий в воздухе, на столешнице, или на любой ровной поверхности.
Этот метод так и называется: «рисование в воздухе»
Но можно и сразу дать ребенку карандаш. Тогда Вам подойдет для начала обучения с малышом другой простой способ — «совместное рисование». Обнимите его ладошку своей и руководите его движениями.
Покажите, как на бумаге возникают линии, фигуры и, рисуя, объясняйте малышу свои действия. Это необходимо делать с ребенком до тех пор, пока Вы не убедитесь, что он научился должным образом держать карандаш, может нарисовать линии, простые фигуры, правильно распределяет усилие, с которым он давит на лист бумаги и соблюдать границы формы при раскрашивании.
Как только ребенок уверенно освоит эти навыки и сможет заниматься самостоятельно, начинайте практиковать с ним рисование по шаблонам, в которых уже есть частичное изображение, или рисунок нанесен точечно.
«Рисование по точкам» или «дорисовывание фрагментов» — это очень увлекательное занятие для малыша:
Взрослый в этом случае может взять на себя роль рассказчика, если рисунок тематический, и пояснять в процессе сюжетную линию или характер персонажа. Присутствие загадки вызывает у ребенка неподдельный интерес. Ребенок с восторгом показывает вам рисунок и рассказывает, как у него это получилось. Этот вид простого рисования является завершающим на пути освоения ребенком начальных навыков художественного изображения предметов.
Рисование в 3-4 года
В данном возрасте можно начинать освоение новых техник и постепенно приучать малыша к выполнению настоящих рисунков гуашью. Вот несколько способов творчества:
- примакивание – ставить кистью легкие пятна, из которых формируется изображение,
- мазки – при помощи линий, сделанных в разных направлениях, также получают оригинальные рисунки,
- капли – можно обмакивать кисть в краске, позволять ей капать на бумагу, после формировать причудливые узоры,
- мокрые рисунок – немного смочить лист, капнуть краски, посмотреть, как она растекается по бумаге,
- эскизы – к 4-м годам следует попробовать рисовать их простым карандашом, после их заштриховывать, закрашивать,
- девочки, мальчики из фигур – нужно показать ребенку, как из простейших контуров получаются очертания человека.
Также ребенку в 3-4 года доверяют работу с губкой. Можно даже ставить на бумаге красочные отпечатки пальцами, ладонями, а затем делать мазки губкой, чтобы придать рисунку законченный вид. В 3-4 года достаточно рисовать трижды в неделю по 10-20 минут. Это исключит пресыщение данным занятием, но и не позволит его забросить.
Самостоятельные рисунки
Ваш ребенок начинает рисовать сам. Теперь задача взрослого сводится к тому, чтобы направлять малыша и поддерживать его интерес к этому занятию. Подскажите ему интересную тему для будущей картинки, поставьте перед ним необычную задачу, познакомьте его с другими элементарными способами воспроизведения объектов на бумаге, сопровождайте занятия занимательными историями, рисуйте сами.
Наблюдайте за поведением крохи в процессе обучения, чтобы иметь возможность вовремя оказать ему поддержку или утешить его в случае неудачи. В рисунках трехгодовалого ребенка, как правило, преобладает беспорядочный характер. Более четкое изображение предметов крохе еще трудно дается. Похвалите начинающего художника и дайте совет, как улучшить рисунок.
Не смейтесь над рисунком малыша, так как это может обидеть его и он не захочет дальше продолжать обучение. Благоприятная атмосфера во время занятий и Ваша поддержка непременно принесут свои плоды. Малыш научится справляться со сложными ситуациями и сможет сформировать в будущем твердый характер.
Пусть Ваш рисунок станет образцом для ребенка. Он, обязательно, попытается воспроизвести его. Ваши занятия рисованием должны носить регулярный характер
Совместное рисование, сопровождающееся интересными историями, сказками или даже стихами приводит не только к улучшению развития изобразительных навыков, но и может способствовать улучшению речевых оборотов у малыша.
В основе развития любого навыка лежит движение от простого к сложному. Рисуя, покажите малышу, как усложнять геометрические формы или линии, как превратить простой рисунок в более сложный. Усложняйте задания, которые вы ставите перед своим чадом, предложите ему попробовать добавить в рисунок крошечные фрагменты, например фигуру человечка или яблоки на яблоне.
Уроки рисования с 4 лет
По мере взросления ребенок уже рисует более сложные картинки – осень или зиму, подводный мир и космос, конечно, исходя из своего видения. Вначале результаты могут получаться угловатыми, растекающимися, но в 5-6 лет дети, начавшие тренироваться в малом возрасте, обычно хорошо рисуют такие картинки. Очень важно говорить с детьми об их творчестве – что изображено, какие герои, чем они занимаются и т. д. Нужно обязательно хранить работы малыша, это придаст ему уверенности в значимости своего дела.
Популярным рисунком в 4-5 лет является осеннее дерево или зимняя елочка. Техника рисования елки такова:
- выполнить вертикальную линию,
- провести немного изогнутые линии – ветки,
- обрисовать веточки зелеными иголками, сделав их пушистыми,
- ствол прорисовать коричневым,
- после высыхания среди зелени сделать отметины белой краской.
Также рекомендуется нарисовать с ребенком ежика, работа займет максимум 12-13 минут. Вначале намечают карандашом тело ежика зигзагами, затем добавляют ушки, овал с острым носиком – голову. Внизу дорисовывают лапки. После можно сделать более тонкую работу – выполнить глазки, носик, рот, раскрасить ежа цветными карандашами, красками.
Также дети любят рисовать сову, ослика, кошек и собачек. За основу можно брать геометрические фигуры, к которым после пририсовываются лапы, хвосты. Несложно будет нарисовать и человека – достаточно круга, овалов и удлиненных прямоугольников. Дети с 7-10 лет при наличии желания могут попробовать себя в портретах, натюрмортах и прочих сложных рисунках. Если есть потребность и способности, нужно обязательно отдать ребенка на специализированное обучение, где его таланты проявятся в полной мере.