Во сколько ребенок начинает ходить самостоятельно? Все о нормах развития навыка для мальчиков и девочек


Для молодых родителей в первые годы жизни малыша становится актуальным вопрос, во сколько дети начинают разговаривать. Нередко родители не разбираются в тонкостях физиологического и психического развития детей, поэтому начинают бить во все колокола, когда малыш не спешит разговаривать. Важно отметить, что все детки развиваются индивидуально: кто-то начинает рано ходить, у кого-то раньше обычного вылезают зубки, а кто-то поздно начинает разговаривать. Равнять всех детей под одну гребенку не нужно и уж тем более не надо переживать, если соседская девочка что-то делает лучше, чем ваш ребенок.

Говорящий малыш — радость для родителей. Врачи и психологи выделяют определенные периоды, когда ребенок должен заговорить. Если этого не случилось, достаточно просто проконсультироваться с врачом и держать на контроле этот вопрос. Рассмотрим подробно мнения специалистов по поводу того, в каком возрасте дети должны произносить первые слова и с чем может быть связана задержка речи.

Со скольких месяцев дети делают первые шаги


Во сколько ребенок начинает делать первые шаги, зависит от его индивидуальных особенностей.
Некоторые дети более активные и подвижные начинают вставать месяцев в 5-6, а в 7 месяцев делают первые шаги по кроватке, держась за бортик, а чуть позже уже ходят самостоятельно.

Другие же и в 13-15 месяцев не решаются ходить без поддержки.

Чаще всего навыком самостоятельного хождения малыши овладевают в возрасте от 9 до 16 месяцев. Во многом это зависит от темперамента малыша, его конституции, особенностей развития.

Недоношенный ребенок начинает, как правило, ходить несколько позже сверстников.

Девочки по статистике делают первые шаги раньше, чем мальчики.

Настал долгожданный момент и ребенок сделал свои первые самостоятельные шаги. Походка малыша сильно отличается от взрослого.

Он широко расставляет ножки, ставит стопы параллельно друг другу.

При ходьбе стопа ребенка не перекатывается с пятки на носок, а становится сразу полностью, поэтому малыш «топает».

Центр тяжести у малыша смещен, поэтому его положение при ходьбе пока не устойчиво, он часто падает. Со временем ребенок научится ходить правильно и уверенно.

Поздний прикорм

К возрасту 6 месяцев материнское молоко только на 60 % удовлетворяет потребность в белке, на 70 % – в углеводах и на 80 % – в жирах. А поступление витаминов и минералов не удовлетворяет и трети от необходимого. Поэтому отсроченное введение прикорма может привести не только к задержке роста и развития, но и появлению дефицитных состояний, таких как анемия и рахит. Еще одной частой проблемой позднего начала прикорма являются задержка развития навыков глотания более плотной пищи и слабая стимуляция развития вкусовых и обонятельных ощущений. Такие дети в дальнейшем предпочитают жидкую и пюрированную пищу, а также проявляют избирательность пищевых предпочтений.

Если малыш начал ходить рано – надо ли радоваться?

Родители, ребенок которых пошел до 9 месяцев часто очень гордятся, что их малыш опередил сверстников. Так ли это хорошо на самом деле?

Если подвижный и активный ребенок без какой-либо помощи встал и начал ходить в 7-8 месяцев, то значит он уже к этому готов. Но не стоит позволять ему длительно находится в таком положении.

Настолько раннее хождение может негативно отразиться на неокрепшем позвоночнике и костях ног малыша, вызвать их искривление.

Тем более не должно быть действий со стороны родителей, направленных на то, чтобы ребенок так рано пошел. Гимнастика, массаж, упражнения с ребенком важны, но должны соответствовать возрасту ребенка.

Лучше направить старания малыша на овладение ползаньем, оно на этом этапе более полезно для здоровья.

Обычно малыш начинает ходить после того, как научился хорошо ползать, и если развитие этого навыка запаздывает, скорее всего, ваш ребенок пойдет немного позже. Хотите узнать, как научить ребенка ползать на четвереньках? Читайте наш новый материал.

Как помочь ребенку заговорить?

Нередко от самих родителей зависит, со скольки лет малыш сможет разговаривать. Чтобы ребенок поскорее научился произносить простые слова, а затем смог составлять из них связные предложения, маме с папой нужно соблюдать несколько несложных рекомендаций (подробная информация есть в статье как научить ребенка разговаривать).

Если родители постоянно разговаривают с малышом, то вероятность того, что малыш раньше начнет говорить, в разы возрастает. Врачи и психологи советуют постоянно разговаривать со своими детками, независимо от их возраста. Мама может рассказывать малышу, что она делает, что происходит вокруг, что она видит. Несмотря на то что мамина речь будет напоминать выражение — что вижу, то и пою. С первых месяцев ребенок должен слышать речь, сначала он будет только слушать, вскоре начнет подражать взрослым.

Некоторые родители пытаются заменить свой разговор с ребенком монологом телевизора. В таком случае не нужно ждать положительного эффекта, так как с живым общением это несравнимо.

Также родителям рекомендуется уделять должное внимание развитию мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование движений рук и пальчиков напрямую связано с развитием участка мозга, который отвечает за активность речи. Мама может предлагать малышу нанизывать бусы, рисовать пальчиками (рассказывая, какого цвета краски), перебирать крупу или делать ему массаж ручек. Это и занимательно, и полезно.

Желательно часто читать ребенку рифмованные стишки или же стишки, окончание которых, должен сказать сам малыш. Мама должна постоянно побуждать ребенка называть предметы, которые его окружают, четко произносить звуки. Многие родители любят «сюсюкаться» с малышом и сами не замечают, как неправильно называют те или иные вещи. Нужно контролировать свою речь и учить ребенка правильному произношению.

Все негативные эмоции и переживания мама с папой должны оставлять за дверью. Время, которое родители проводят вместе с малышом, должно быть непринужденным и спокойным. Общаться друг с другом нужно без крика, ругательных слов. Ребенок чувствует тревогу и негатив родителей, поэтому может замкнуться в себе.

Если малыш начал ходить поздно

Если ребенок не начал ходить до года, то родители начинают переживать по этому поводу.

Тем не менее, врачи говорят, что если до 1,3 года кроха не может ходить самостоятельно, но встает, ползает, ходит с поддержкой, то волноваться не стоит.

Если ребенок начал ходить поздно, то это не значит, что он отстает в развитии, и что он и заговорит позже других, и дальше будет отставать во всем. У него собственный темп развития и эти навыки не связаны.

Возможно, заговорит он раньше других детей.

Если процесс освоения самостоятельного хождения затянулся намного дольше нормы, то стоит проконсультироваться со специалистом.

Помощь родителей – упражнения и массаж

Как же могут помочь родители своему ребенку в обучении хождению? Прежде всего, создать условия для овладения навыком:

  1. Ребенку необходим простор для того, чтобы перемещаться.
    Если малыш находится все время в манеже, то возможностей двигаться у него малой.
  2. Заинтересовать ребенка.
  3. Можно расположить игрушки малыша на таком уровне, чтобы ему приходилось вставать и доставать их, переходить от опоры к опоре.

    Дать поиграть ребенку устойчивую игрушку-каталку, чтобы он чувствовал себя уверенней.

  4. Поверхность, по которой ходит малыш, должна быть не скользкой, и не слишком твердой, чтобы он не сильно ударялся при падении.
  5. Например, начинать ходить по плиткам не стоит, ковровое покрытие более предпочтительно. Или ходить на улице по земле, траве, а не по асфальту.

  6. Обеспечить безопасность ребенка
  7. Вам малыш уже ходил в 1 год?

    ДаНет

    Убрать опасные предметы из зоны досягаемости малыша: бытовую химию, горячие, тяжелые предметы, лекарства, острые углы, электроприборы и провода, розетки и прочее.

  8. Приобрести малышу комфортную обувь.
  9. Чаще ходить босиком, в том числе и на улице, конечно обеспечив его безопасность при этом.

  10. Проводить с ребенком упражнения для укрепления мышц: сгибание и разгибание ножек, приседание и подтягивание, упражнения на фитоболе и плаванье.
  11. Специальный массаж поможет ребенку снять напряжение мышц и укрепить их

Основные движения при массаже поглаживание, растирание, легкое разминание мышц, постукивание и снова поглаживание. Направление движений – снизу вверх.

Подробнее о гимнастике для укрепления спинки и ножек в нашем видео:

Хотите быстро научить ребенка кушать самостоятельно? Или вам нужно приучить его к горшку? А может вы ищете как научить его собирать пазлы? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в материалых по ссылкам.

Укрепление мышц

Укрепить мышцы, которые будут задействованы в процессе присаживания, можно с помощью массажа и комплекса упражнений. Выполнять эти процедуры нужно на жесткой поверхности (пеленальном столике или застеленном полу), и проводить их необходимо регулярно, начиная с 3-4 месяцев. Как только мышцы ребенка достаточно укрепятся, и он начнет активно переворачиваться и ползать — это сигнал, что можно пробовать его присаживать.

Упражнения-потягушки

Такие упражнения призваны укрепить мышцы спины, ягодиц и животика, а также подготовят руки малыша к процессу переворотов и ползания. После освоения данных навыков, младенец в течение месяца начнет пробовать садиться.

  • Перед лежащим на животике ребенком можно класть яркие предметы, побуждая его тянуться к ним ручками;
  • можно повесить над кроваткой или в коляску погремушки, к которым малыш будет стремиться потянуться;
  • когда младенец лежит на спинке, вкладывайте ему в ручки свои указательные пальцы и, как только он крепко захватит их, мягко тяните их на себя, побуждая малыша подтягиваться к вам.

Плавание

Занятия в воде укрепляют не только мышечный корсет, необходимый ребенку для того, чтобы сесть самостоятельно, но и всю его мускулатуру. Можно записаться с грудничком в бассейн и тренироваться с инструктором, а если в городе нет специализированных групп для совместных занятий с младенцами, то пусть малыш плавает дома с кругом в ванной.

Заниматься плаванием можно начинать после первого месяца жизни, как только заживет пупочная ранка. Водные процедуры помогут снять тонус новорожденного, укрепят мышцы, необходимые для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, сидеть и ходить.

Массаж

Профилактический массаж спинки и ягодиц также замечательно укрепляет мышцы, которые задействуются, когда дети садятся. Процедуру может проводить платный специалист на дому, после профессионального курса дети начинают осваивать необходимые двигательные навыки значительно быстрей своих сверстников. Такая мера подойдет тем малышам, которые немного отстают от стандартов развития.

Если ваш малыш здоров и развивается нормальными темпами, можно обойтись обычным массажем. О том, как следует его правильно делать, вы можете поинтересоваться у массажиста или педиатра в детской поликлинике, а также прочитать тут.

Как правило, детский массаж начинается с легких поглаживаний, затем постепенно переходит в движения с легким нажимом и завершается мягким успокоительным разглаживанием мышц. Ваши руки должны направляться снизу вверх при «вертикальных» движениях, и от позвоночника к бокам при «горизонтальных».

Такой массаж очень прост, но вы заметите, сколько он принесет вам с малышом положительных эмоций. Тактильный контакт с вашими руками успокоит младенца перед сном, а — самое главное — регулярные сеансы укрепят мышцы вашего дитя. Продолжайте сеансы массажа, когда начнете присаживать малыша.

Фитбол

Весьма полезны для развития мышечной системы младенца занятия на фитболе. Проводить их следует в первую половину дня спустя 1-1,5 после еды. Грудничка нужно раздеть, а мяч накрыть чистой пеленкой. Занимайтесь с малышом ежедневно столько, сколько он сможет выдержать, не капризничая. Наиболее полно тема занятий на мяче раскрыта здесь.

  1. Придерживая малыша, качайте его в разные стороны то на животике, то на спинке.
  2. Положив младенца на животик, и придерживая его одной рукой, другой слегка надавливайте на мяч, чтобы он стал пружинить; повторите упражнение в положении на спинке.
  3. В положении на животе удерживайте малыша за ножки и катайте фитбол назад и вперед.

Выбираем первую обувь

Обычно первые шаги малыш делает дома босиком или в носочках. Тем не менее, ему обязательно понадобится обувь.

От ее удобства зависит, сможет ли ребенок в ней ходить. Ведь неудобная обувь будет стеснять ножку малыша, делать ее тяжелой.

Поэтому при выборе первой обуви необходимо учитывать такие моменты:

  • Обувь должна быть из натуральных дышащих материалов;
  • Подошва должна быть гибкая и как можно тоньше;
  • Нога должна хорошо фиксироваться: твердый задник, хорошие застежки;
  • Хорошо, если у обуви есть супинатор и небольшой каблучок.
  • Обувь должна легко одеваться, ведь малыш еще не может сам всовывать ногу. И конечно быть по размеру.

Запаздывание навыка

Ребенку больше года и он должен начать ходить, а не ходит, хотя все его сверстники уже овладели этим умением. Почему же у ребенка запаздывает развитие этого навыка? Причин отставания от нормы может быть несколько:

  • Большой вес ребенка. Если малыш имеет лишний вес, то двигаться ему тяжело. Неправильно организованное кормление, переедание нарушают обмен веществ.
  • Ребенок становится пассивным, ленивым, мало двигается. Необходимо пересмотреть режим питания и распорядок дня. Уменьшить порции или число кормлений, постепенно увеличивать физические нагрузки. Помогут плаванье, ползанье, гимнастика.

  • Темперамент.

  • Флегматики и меланхолики обычно начинают позже ползать и ходить. А активные сангвиники и холерики – раньше.

  • Наследственность. Если папа или мама поздно пошли в детстве, то и ребенок мог унаследовать эту предрасположенность.
  • Нервная обстановка, стресс.
  • Малыши в этом возрасте очень восприимчивы и часто пугаются. Изменения привычных условия, неблагоприятная обстановка в семье и ребенок чувствует себя не уверенно. Боится ходить.

  • Неудачный опыт.
  • Если ребенок уже пробовал ходить самостоятельно, но неудачно упал или испугался, то он может начать осторожничать.

  • Ходунки.
  • Споры о вреде и пользе ходунков не прекращаются. Не рекомендуется сажать в ходунки детей, которые плохо сидят сами. Также отмечается, что при пользовании этим приспособлением неправильно формируется стопа, малыш недостаточно «работает».

  • Частые болезни.
  • Простудные и вирусные заболевания ослабляют младенца. Он может на время перестать ходить или ползать. Как только организм восстановится, навык вернется.

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата и неврологические.

В этой ситуации понадобится обследование и лечение специалистов. Если у родителей есть сомнения по поводу здоровья ребенка, то стоит проконсультироваться с врачом.

Больше советов для родителей вы найдете в этом видео:

Мамино молоко

Грудное молоко является идеальной пищей для малышей первых месяцев жизни. Сама природа регулирует состав и необходимое количество молока, которое вырабатывается у матери, подстраиваясь под потребности ребенка. Так, сразу после родов, когда малыш только адаптируется к изменившимся условиям жизни, учится получать пищу, а мама – кормить, у нее вырабатывается молозиво. Это высокопитательный продукт, который в небольшом количестве обеспечивает насыщение и выполняет защитную роль. По мере роста грудничка молока становится больше, меняется его качественный состав, но на протяжении всего первого года жизни это основной продукт питания для ребенка. Поэтому очень важно, чтобы рацион кормящей матери был полноценным и удовлетворял не только потребность в основных питательных веществах, но и был богат витаминами и минеральными веществами.

! Необходимо помнить, что грудное молоко содержит биологически активные молекулы, управляющие ростом и развитием ребенка, а также защитные белки – иммуноглобулины, которые обеспечивают невосприимчивость малыша к вирусным и бактериальным инфекциям. Современные научные и производственные технологии позволяют создавать адаптированные смеси, максимально приближенные к женскому молоку, однако на сегодняшний день искусственно воспроизвести этот уникальный продукт невозможно.

Каждая мама должна стремиться наладить и сохранить грудное вскармливание, этим она определяет лучший путь развития своего малыша, обеспечивает психический и эмоциональный комфорт, а также формирует запас здоровья для будущего.

Когда стоит волноваться

Если ребенок после года не встает и не ходит даже с поддержкой, или ему уже 1,5 года, а он не ходит самостоятельно, то стоит проконсультироваться с врачом по этому поводу.

Если малыш встает и передвигается, держась за опору, его ничего не беспокоит, он весел и полон сил, то просто еще не пришло его время.

Если малыш ходит на цыпочках

Иногда возникают ситуации, что ребенок начинает ходить на цыпочках. Он не ставит стопу полностью, а ходит на носочках. Причины такого поведения могут быть различными:

  • Чаще всего это может быть связано с повышенным тонусом ног.
  • Считается, что подобное состояние связано с гипоксией плода во время беременности и родов. Исправляется проблема обычно самостоятельно.

    Когда ребенок много двигается, ползает, залезает и слезает с дивана, кровати, кресла, встает, ходит, то его мышцы укрепляются и повышенный тонус уходит. В некоторых случаях помогает массаж и гимнастика;

  • Ходить на носочках малыш может, чтобы привлечь внимание, стать выше.
  • Нужно корректировать такую ходьбу, поправляя ребенка;

    Ходил ли ваш малыш на цыпочках?

    ДаНет

  • Иногда ребенок ходит на носочках, если учился ходить в ходунках.
  • В них малыш больше стоит на носочках, чем на всей стопе;

  • Это может быть связано с заболеваниями нервной системы или опорно-двигательного аппарата, но тогда у ребенка будут и другие нарушения, которые нельзя не заметить.

Педиатр обязательно обратит на них внимание при осмотре ребенка.

В любом случае необходимо корректировать походку ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с позвоночником и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

И еще немного о ходунках, они пользуется большим спросом у многих родителей, но все чаще педиатры выступают против этого устройства, утверждая, что оно может препятствовать формированию навыка правильной ходьбы.

С чего начинать прикорм

В последнее время в качестве продукта первого прикорма специалисты рекомендуют вводить кашу. Почему именно каша? Это, прежде всего, высокая питательная и энергетическая ценность блюда – одна порция обеспечивает 20-30 % ежедневных потребностей ребенка в энергии и нутриентах. Высокая энергетическая плотность каш за счет углеводного компонента очень важна в начальном периоде введения прикорма. Это еще источник белка – строительного материала для растущего организма.

Каши содержат идеальный набор пищевых волокон, улучшающих процессы пищеварения, обеспечивают поступление витаминов D, Е, группы В и минералов (Fe, Zn, I, Mg, Ca). Их нежный вкус позволяет легко ввести этот вид прикорма в рацион малышей. В возрасте до 6 месяцев в питании используются безглютеновые (гречневая, рисовая, кукурузная) каши, приготовленные на основе сцеженного молока/адаптированной смеси или детской воды. Во втором полугодии жизни можно вводить пшеничную, овсяную, а затем и многозлаковые каши.

Овощи. Овощной прикорм также вводится в сроках 4-6 месяцев. Так как питательная и энергетическая ценность овощей уступает злаковым, то эта группа продуктов является второй по очередности введения. Однако, несмотря на небольшое количественное содержание белков, жиров и сложных углеводов, овощи богаты ценными веществами, которых мало в грудном молоке, – органическими кислотами, минералами и пищевыми волокнами. Этот вид прикорма может в некоторых ситуациях вводиться первым. Особенно предпочтительно начинать с овощей детям со склонностью к запорам и имеющим большие прибавки веса на исключительно грудном вскармливании. Начинаться овощной прикорм может с кабачкового пюре – это низкоаллергенный продукт, богатый клетчаткой, но не повышающий газообразование. После того как малыш попробовал кабачки, можно расширять рацион другими овощами: брокколи и цветной капустой, морковью, картофелем. После 6 месяцев можно вводить тыкву, свеклу и белокочанную капусту. Овощное пюре уже постепенно по объему заменяет почти целое кормление, может состоять из нескольких овощей и заправляться растительным маслом.

Мясной прикорм. Одним из принципиальных изменений в современной детской диетологии является более раннее использование мяса в питании малыша. Это очень ценный продукт, источник незаменимых аминокислот, легкоусвояемого железа, цинка, фосфора, магния, витамина В12. Современные промышленные технологии производства детского питания позволяют сделать мясной прикорм легкоусвояемым. Поэтому уже с 6 месяцев можно включать в рацион малыша пюре из говядины, телятины, кролика, курицы и индейки, а старше 7 месяцев – из свинины и ягнятины. Целесообразно его вводить не как самостоятельное блюдо, а сочетать с другими видами прикорма. Комбинация с безмолочными кашами и овощным пюре повышает питательную ценность. Это уже полноценный прикорм, который замещает одно из кормлений материнским молоком. При этом мясо составляет не более чем пятую часть от объема кормления, что не увеличивает нагрузку на пищеварительный тракт и почки малыша.

Фруктовый сок и пюре. Традиционно многие годы введение прикормов начинали именно с включения в рацион малыша фруктового сока и пюре. Однако высокое содержание в составе фруктов органических кислот и сахаров является серьезной нагрузкой на незрелый пищеварительный тракт младенца и увеличивает риск аллергии. Кроме того, низкая питательная ценность фруктов ставит под сомнение целесообразность начала введения прикормов с этой пищевой группы. Поэтому специалисты рекомендуют расширять питание монокомпонентными фруктовыми пюре ребенку старше 6 месяцев, а для малышей с риском аллергических реакций – после 8 месяцев. Фруктовый прикорм с удовольствием кушают большинство малышей, и, помимо приятного вкуса и аромата, ребенок получает важные минералы, в первую очередь – калий, а также растительные волокна. Прикорм начинают с введения пюре на основе яблок и груш, затем расширяют меню сливой, бананом, персиками, вишней и ягодами. Наряду с чисто фруктовыми и плодоовощными блюдами можно предлагать комбинированные продукты с сочетанием фруктов со злаками, а после 8 месяцев – с йогуртами.

Кисломолочные продукты. Творог характеризуется высокой питательной ценностью и является важнейшим источником белка и кальция. Если у ребенка нет проявлений пищевой аллергии, можно начинать вводить этот продукт после 6 месяцев. Как правило, творог сочетают со злаками и фруктами/овощами, добиваясь эффекта взаимного дополнения по питательным веществам, обогащения вкуса и обеспечения более длительного насыщения. Специализированные кисломолочные напитки (биолакт, йогурт, ряженка) вводятся детям старше 8 месяцев, постепенно замещая одно из кормлений грудным молоком или смесью.

Яйца. Желток куриного яйца давно используется в питании детей первого года жизни. Это связано с высокой биологической ценностью входящих в его состав компонентов – лецитина, холина, жирорастворимых витаминов А, D, E, бета-каротина, кальция, фосфора и железа. Однако современные рекомендации ограничивают введение яиц на первом году жизни ввиду высокого риска развития аллергических реакций. При отсутствии проявлений пищевой аллергии с 10-11 месяцев ребенку может вводиться желток яйца, и только в возрасте старше года в рацион включается и белковая часть.

Рыба. Несмотря на высокую пищевую ценность источника легкоусвояемого белка, полезного жира и минералов, рыба относится к очень сильным аллергенам. Поэтому вводить в рацион этот продукт нужно с осторожностью, не ранее 10 месяцев жизни. В питании детей с риском пищевой аллергии рыба и морепродукты добавляются по индивидуальным схемам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: