Как перестать бить и ругать своего ребенка? Советы психологов и педиатров


Каждый родитель ловил себя на мысли, что надо бы успокоиться и перестать кричать на ребенка, во время очередных разборов детских шалостей. Однако, это не всегда получается. Почему поведение детей часто вызывает такую агрессию со стороны родителей? Как с этим справится?

Психологи утверждают, что злость на ребенка и агрессия родителей, направленная на него, беспокоит не только родителей, но и преподавателей школ. Если самостоятельно не удается погасить свое негативное отношение к ребенку, стоит обратиться за помощью к специалисту.

Рассмотрим подробнее четыре совета родителям от психологов, направленные на избавление от крика и злости на своего ребенка.

Почему страшно, когда детей бьют родные люди

Наказывая чадо физически, родители наносят ему непоправимый моральный вред. Боль стихнет, но воспоминания об унижении оставят след в душе. Думаете, дети подрастут, забудут, поймут? Моральные травмы могут проявляться по-разному в течение всей жизни.

Последствия ситуаций, когда родители бьют своего маленького ребенка, не зная, что делать с неконтролируемыми вспышками ярости:

  • Происходит подмена понятий «наказание» и «воспитание».

    Цель воспитания — помочь освоить новые навыки. Наказания — осуществить внешний контроль вместо внутреннего.

  • Маленький человек испытывает боль, страх перед родителями, которым доверял, ощущает себя преданным.

    Позже, по мере взросления, он продолжает разрешать конфликты подобным способом. Родители оправдывают себя: «Я бью его, чтобы он усвоил урок, вырос человеком». Подумайте, какой личностью он вырастет?

  • Побои могут привести к физическим травмам и необратимым последствиям.

    Когда вы осознаете и скажете себе: «Дело во мне, это я срываюсь на ребенке и бью его» — увидите со стороны, как лупят детей другие родители. Поймете, как хрупок маленький человечек, и сделаете все, чтобы из жизни вашего малыша ушли боль и страх.

  • Насилие в семье приведет к такому же образу действий в детском саду, школе.

    Малыш или подросток будет повторять модель поведения, принятую в семье. Вымещать свой негатив на других.

Телесное наказание — способ, который «работает» быстрее остальных, поэтому родители применяют его чаще других. Когда взрослый бьет детей, он наносит этим и психическую травму, вследствие чего у маленького человека снижается умственное и физическое развитие, тяга к творчеству, угасают эмоции.

Крик является потребностью отстоять свои интересы

Криком люди стараются избавить себя от накопившихся негативных эмоций. Сложные жизненные переживания приводят к выплескиванию своих чувств на окружающих, а порой проявляются крайне агрессивными формами. Именно эти способы люди используют для отстаивания своих интересов, даже на подсознательном уровне.

Дети устроены так, что желание познать мир толкает их на нарушение границ дозволенного предела. Они частенько нарушают установленные мамой границы, хотя и крепко связаны с ней на эмоциональном уровне до достижения совершеннолетия. Правда, связи эти у кого-то продолжаются до подросткового возраста, а кто-то связан с мамой значительно дольше.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что и у детей в процессе становления их личности формируются свои границы, также. Как и у взрослых людей. Они их стараются отстаивать и возникают конфликты.

Говоря об эмоциональных границах, следует отметить, что это, прежде всего, ресурсы родительского организма. Мамам, занятым на работе, домашними делами дома и воспитанием детей, часто не хватает этих ресурсов даже на физическом уровне: недостаток сна, несвоевременный прием пищи и прочее. Ведь на воспитание ребенка тратится много сил и времени, поэтому дети являются главной причиной расхода энергии родителей.

Эмоциональная поддержка нужна не только детям, но и взрослым. Часто наблюдаются ситуации, когда маму саму нужно поддержать, помочь ей психологически, но некому. Внутреннее накопление агрессии растет, не удается погасить эмоции, и мама кричит на ребенка, чтобы он оставил ее в покое. Ей самой необходимо восстановить потраченную энергию.

Почему взрослые применяют силу

Дело не в поведении маленького человека, а в неспособности взрослого выйти с достоинством из ситуации.

Физическое насилие, даже безобидные тычки, хлопки по попе, подзатыльники, говорят об одном — мама или папа не знают, что можно вести себя по-другому, не желают или не способны изменить свое поведение.

Почему взрослые хотят побить ребенка:

  1. Пришли с работы уставшие, раздраженные, а соскучившееся чадо засыпает вопросами: когда почитаем, когда поиграем?. С объяснений быстро срываетесь на крик.
  2. Применяют принцип «всех в детстве били, меня тоже, и я буду».
  3. Желают показать, кто доминирует в семье.
  4. Считают, что бить детей — самый действенный способ воспитания. Так чадо быстрее всего поймет, что можно делать, а чего нельзя. Вырастет воспитанным и трудолюбивым.
  5. Вымещают раздражение, накопленное за день. Обидчика часто ударить нельзя, а маленького человека можно.

Также многие женщины делают шокирующие признания типа «Я хочу бить его потому, что он напоминает мне ушедшего мужа». И малыша лупят за то, что у мамы плохо с психикой.

За всеми этими причинами стоят проблемы в голове взрослого, которые он не способен сразу разрешить, часто даже не догадываясь об их существовании. Для прояснения ситуации необходимо четко понимать, что в любом случае можно обойтись без физического насилия над малышом.

Есть спокойные безопасные методы воспитания.

Если вы желаете узнать, как перестать орать на своего ребенка, шлепать его, то займите в первую очередь себя интересными делами. Станете спокойнее, и дети ощутят это на себе. Пусть постепенно, но результат будет — чадо перестанет «донимать» (по вашему мнению), найдет увлечения, подтянет вас к своим делам, и в семье воцарится мир.

Почему кричат родители?

Существует миф, в который верят многие родители: когда мы кричим, до детей быстрее доходит. Это не верно. Малыш, на которого часто повышают голос, приспосабливается к такой ситуации и не реагирует на крики. Для него они значат не больше, чем обычный спокойный тембр голоса.

Детские психологи подтверждают это с помощью самого простого эксперимента. Детям дают лист бумаги и просят нарисовать какой-нибудь персонаж. Как правило, ребенок, привыкший к грубым окрикам родных, рисует его без ушек. Он сам не реагирует на крики взрослых, ставя как бы заслон между собой и кричащим, и персонаж хочет оградить от этих неприятных моментов. Это не означает, что со слухом ребенка что-то происходит. Просто он не реагирует на громкий голос, и крики взрослых не достигают ожидаемого результата.

Жизнь взрослых людей сложна и насыщена всевозможными эмоциями, в том числе и негативными проявлениями. Они исподволь размещают эти эмоции в окружающей среде. Обиды на начальство, недовольство родными, детьми, переживания копятся внутри каждого человека. Наконец, наступает такой момент, когда человек не в силах сдерживать в себе эмоции, переполняющие его через край. Он дает волю своему гневу и агрессии и размещает ее внутри ребенка. Они выражаются криком, раздражением, психозом и агрессией. Происходит это в те моменты, когда создается сложная ситуация в жизни.

Часто можно видеть ситуацию, когда мама кричит на ребенка, стараясь призвать его к соблюдению дисциплины. Однако, крик не является тем методом, с помощью которого малыш станет смирным и послушным ребенком. Ребенок, как щитом, отгораживается от громкого голоса взрослого, у него срабатывает защитная реакция.

С полной уверенностью можно сказать, что природа крика лежит в плоскости собственных эмоций родителей, как возможность показать, что они больше не в состоянии терпеть возникшую обстановку.

Взрослые, замечающие за собой такое проявление эмоций в отношении ребенка, должны определить, в первую очередь для себя причину возникновения крика. Только зная ее, можно научиться управлять эмоциями.

Кричать в гневе на ребенка и бить его — для воспитания противопоказано

Чтобы остановиться, используйте советы, проверенные другими родителями. Прочитайте внимательно, подумайте над каждым пунктом. Не страшно, если узнаете себя. Хуже, если захотите оставить всё как есть, продолжая увязать в этом болоте.

Начните с себя

Не можете сдержаться, кричите и бьете ребенка? Мало родителей, которые на самом деле жестоки и испытывают радость от физического насилия над детьми. Подавляющая масса мам и пап очень сожалеет о своем поведении, часто плачет вместе с обиженным чадом, просит прощения.

Вас ждет большая работа. Каждый раз вы будете перебарывать в себе искушение решить проблему непослушания быстрым знакомым способом. Но со временем ощутите, что отмена физического насилия выравнивает ситуацию, делает детей понимающими, послушными, налаживает мир в семье.

Что для этого нужно?

Перестаньте говорить маленькому человеку, как себя вести. Это не дает результата. Он противится вам, вы на него кидаетесь с тычками, шлепками.

Покажите своим поведением, что нужно делать. Ведь дети — наше отражение.

Приучаете к порядку? А вы все вещи кладете на место?

Дети не дают отдохнуть после рабочего дня? А вы делаете это, когда они приходят из школы либо детского сада? Или загружаете их делами, лишь бы они постоянно были заняты, не играли в телефон, не просили вас решить задачку?

В любой ситуации посмотрите на себя и задайте один вопрос: как поступаю я в таких же обстоятельствах? Вам обидно, если собственное дитя набрасывается на вас с кулаками, пытаясь что-то взять силой. Зачем же вы показываете, что только физическое насилие дает результат?

Спросили у психолога, можно ли родителям ругать ребенка-подростка

Как правильно ругать подростка, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости», пообщавшись с психологом Натальей Белой.


Правильно — не ругать, убеждена Наталья Белая. Она поделилась советами по выстраиванию взаимоотношений между родителями и взрослеющими детьми:

— Чего мы, родители, боимся больше всего? Что подростки станут неуправляемыми, попадут в плохую компанию, пойдут по кривой дорожке, начнут пить, употреблять наркотики, попадут в колонию, рано забеременеют… Картина, конечно, ужасает. Но подростковый возраст не возникает вдруг. И очень важно, как вы строили взаимоотношения с ребенком ранее: видели ли вы в нем личность, интересовались ли внутренним миром сына или дочери, в какой психологической атмосфере проходит жизнь вашей семьи, насколько ребенок может вам доверять, как у вас обстоят дела с границами, уважаете ли вы себя и своего ребенка.

Недавно я услышала фразу, что современные родители сконцентрированы на том, чтобы не навредить ребенку, — мы готовы искать способы и пути взаимодействия, учиться воспитывать, признавать собственные ошибки. Предыдущие поколения родителей не рассматривали психологию подростка так серьезно, как мы сейчас. И это здорово, на мой взгляд, это дополнительный ресурс и для нас, и наших детей. Поэтому вместо того, чтобы искать способы, как правильно ругать, давайте искать способы, как эффективно взаимодействовать.

— На что стоит обратить внимание?

— Для начала договоримся, что ребенок — это личность, у которой есть свои чувства, мысли, потребности и переживания. И то, что кажется нам ерундой, для ребенка может быть совсем иначе. Поэтому предлагаю такое правило: не все нужно стремиться понять, но стоит стремиться принять. Например: «Дочка, в этом платье ты просто красавица! Больше никаких джинсов не покупаем, будешь ходить как нормальная девочка». А она чувствует себя ужасно неловко в этом платье. И для нее это так. Неловкость — вот ее реальность. Учимся принимать ее реальность, не осуждая, не обесценивая ее чувств. Конечно, свое мнение мы можем высказать, но оно не единственно правильное. Если у вас получится, то это хороший мостик для построения доверия.

— Очень часто камнем преткновения в отношениях с подростками становятся вопросы учебы, уборки в комнате, чрезмерного пользования гаджетами, общения с друзьями и времяпровождения. Что может помочь предотвратить конфликт?

— Если у подростка есть своя комната, и там такой порядок, который для вас тысячу раз беспорядок, — договаривайтесь! С одной стороны, ребенок имеет право на личное пространство, но с другой, важно, чтобы это не начинало нарушать границы других членов семьи. Поэтому ищите варианты, в которых подросток будет иметь определенные правила и выполнять их. Только он должен участвовать в обсуждении и принятии этих правил. И здесь можно искать компромисс. Например, посуду можешь за собой не мыть, но тогда ты два раза в неделю пылесосишь всю квартиру, а не только свою комнату.

Я часто говорю об этом и повторюсь: детям нужны правила. Если правила в семье есть, то они должны выполнятся и родителями, и детьми. Когда в семье несколько детей подросткового возраста, то с каждым нужно отдельно устанавливать правила индивидуально. И это хороший опыт, который помогает детям видеть, что к каждому есть свой подход, но при этом у каждого есть и права, и обязанности.


— Иногда мы, родители, так боимся испортить отношения с подростками, что впадаем в крайность — начинаем заискивать, быть безотказными. Можно ли так поступать или есть альтернатива?

— Стирать границы семейной иерархии нельзя. Иногда мама говорит, что они с дочкой — подружки. Это хорошо, а мама-то ее где? В таких случаях начинается путаница, перевертывание ролей. Это может вредить родителям. Есть вещи, которые не стоит обсуждать с детьми, не стоит делиться какими-то подробностями нашей взрослой личной жизни, как мы могли бы сделать со своими реальными друзьями или подругами. Должна быть граница, за которой ребенок чувствует себя ЗА родителями, осознает себя младшим в иерархии и, таким образом, защищенным. Также в подростковом возрасте особенно важна согласованность между родителями или другими старшими членами семьи. В этот период особенно нельзя допускать ситуаций, когда один разрешил, а другой тут же запретил. Все это имеет негативные последствия для ребенка: может пугать или научить поведению «хамелеона», когда он вынужден подстраиваться под ситуацию, как говорится «и вашим, и нашим» и может потерять себя в этом.

— Можно ли критиковать подростка?

— Критика — еще один способ испортить отношения с подростком и выстроить стену отчуждения. Меняйте ее на тактику любопытства. А именно: задавайте ребенку такие вопросы, отвечая на которые он сам поймет ту мысль, которую вы хотели бы донести. И это будет цениться больше, чем нотация от вас. Иногда такие разговоры и расспросы очень помогают сблизиться и понять дочь или сына. Используйте этот волшебный способ.

— Есть ситуации, где родители все-таки принимают решения в одностороннем порядке?

— Есть. Это касается вопросов безопасности. Здесь вы можете просто объяснить: я мама (папа), я несу ответственность за тебя, поэтому так поступаю. Вспомните себя в этом возрасте, что вам хотелось от родителей тогда? Самые частые ответы, которые мне приходилось слышать: нам хотелось уважения, признания своих прав на что-то, признания, что я есть и я хороший, даже тогда, когда со мной трудно. Есть замечательная фраза: «Больше всего дети нуждаются в нашей любви, когда меньше всего ее заслуживают».

Примите свой гнев и работайте с ним

Многие родители жалуются: «Я ору и бью своего годовалого или трехлетнего ребенка, не могу сдержаться, что делать?»

Здесь имеет место отрицательная эмоция «гнев». Пока дети маленькие, больше времени с ними проводит мама. Она сильно устает, у нее нет сил на положительные переживания. Она знает и применяет различные успокоительные техники, но всё равно жалуется, что «В определенный момент я срываюсь в гневе, кричу, и вот уже избила его… Что мне делать?»

Для начала следует понять — гнев мы часто вымещаем на тех, кого любим. Особенно на тех, кто слабее или молчит. Эмоции существуют отдельно от нашей любви. Они возникают в мозгу. Необходимо разделить их с чувствами.

Найдите время покопаться в себе, заметьте, когда вы начинаете испытывать гнев, четко осознайте — нужен ли он сейчас? Поможет исправить ситуацию или, наоборот, только ухудшит ее?

Лучше ведь, когда ребенка не бьют за расколотую чашку, а быстренько собирают вместе осколки, целуют, обнимают, говорят «бывает» и довольные идут дальше делать свои дела. Настроение у всех улучшается.

Целуйте, обнимайте его. Не вырастет он от этого изнеженной особой. Наоборот, получив достаточно тепла и ласки в детстве, во взрослой жизни человек будет искать не «няньку» для себя, а того, кому сможет подарить свою заботу.

Что может помочь

Найдите для себя приятное дело и сделайте прямо сегодня! Без отговорок!

Поделюсь еще одним нюансом, который важно знать. За эмоции у нас отвечает правое полушарие, оно же отвечает за поведенческие «скрипты», за ту программу, которая в нас заложена эволюцией, генами, родителями и т.д. Все импульсы оттуда срабатывают моментально, мы еще и подумать не успеваем, а уже среагировали.

Подавить это всё мы не можем, но можем попробовать правое полушарие «обесточить», включив левое. А там у нас логика. Поэтому так часто советуют начинать считать, чтобы не взорваться и остыть. И это работает. Левое включается, от правого силы забирает, становится проще контролировать себя. Попробуйте начинать считать до 10, а лучше — больше, в моменты, когда хочется «взорваться». Вот увидите — поможет!

Позаботьтесь о своем душевном равновесии

Вы устали за день. Хочется сказать: «оставьте меня в покое, дал отдохнуть». Лучше сделайте следующее.

Пока готовите ужин или моете посуду, поиграйте с малышом в спокойные игры, например, слова. Или дайте ему лист бумаги, карандаши, пусть рисует маму, сидя рядом за кухонным столом.

Включили телевизор, легли на диван? Порисуйте вместе с малышом. Поиграйте в куклы, конструктор, машинки. От вас нужно немного — просто помогать, можно лежа. 20-30 минут спокойных занятий, и довольное чадо уйдет по своим делам, а вы немного отдохнете.

Придумайте себе маленькие радости. Поймите, от чего вы получаете удовольствие. Может, это большой плюшевый медведь, которого можно обнять, или прогулка в парке под дождем. Музей, танцы, рыбалка, цветы — составьте свой список, и время от времени балуйте себя.

От этого всем будет хорошо, а вопрос, как сдержаться, чтобы не ударить ребенка, оставит вас. Спокойные родители — спокойные дети.

Ошибки — это часть жизни

Приучите детей к этой мысли. Ошибки — неотъемлемая часть процесса познания. Признайтесь себе: «я побила своего ребенка». Обнимите егоо и прямо скажите, что вы совершили ошибку. Что делать? Попросите дать возможность ее исправить. Дети поймут — взрослые тоже допускают «промахи», но всё можно исправить. А потом применят такой же подход в другой ситуации.

Кто-то возразит, что это долгий путь. Гораздо быстрее можно чего-либо достичь, если время от времени применять физическое наказание.

Но дети запоминают отношение к ним. В следующий раз они будут вести себя хорошо не потому, что хотят этого, а чтобы избежать ругани родителей, не чувствовать на себе толчков, шлепков. Или за определенную плату — игрушки, аттракционы, лишний час за компьютером.

А потом они дадут такое же воспитание, основанное на страхе и выгоде, своим детям.

Часто мамы спрашивают у подруг и специалистов: «Почему я бью старшего ребенка, что делать?». Потому что маленький еще слабенький и хрупкий, у родителей на него не поднимается рука. Пока. Позже до него дойдет очередь. А пока малыш видит, что мама не знает, как сдержаться и не ударить. Он рад только одному — хорошо, не мне досталось.

Но данный метод поможет воспитать слабое существо, которое будет всеми силами стараться избежать наказания, хитрить, изворачиваться. Чадо, родители которого не знают, как перестать кричать на маленького ребенка и бить его по попе, станет мстить родителям, вымещать злость на тех, кто слабее (младшие дети, животные). Цепная реакция. Поэтому физическое насилие — тупик.

Цель

Почему у нас что-то не получается? Почему мы знаем, как правильно, но не можем этого сделать? В чем тут секрет? Применимо ко многому можно сказать, что нами движет лень. Но лени как некоей константы — нет. То есть можно сказать, что лень — это миф. Скажем, вам лень идти готовить еду. Но когда вы поймете, что если не пойдете готовить, то просто умрете от голода — вы-таки пойдете, и это неизбежно. Это очень грубый пример, но суть его ясна.

Тогда приходит мысль о мотивации. Что она просто бывает недостаточно сильна для того, чтоб что-то сделать. Но всё же мы называем это — цель. Она либо есть, либо её нет. И она движет нами. Просто, если эта цель не осознанно поставленная нами (если она движет нами изнутри, от каких-либо инстинктов, например, или мы принимаем чью-то цель за свою), то мы можем ее и не осознавать целью. Но если задуматься над всеми мотивами наших действий, то эту самую цель или её отсутствие мы можем увидеть. Но копнуть придется глубоко.

Итак, целью нашего негативного общения с ребенком является победа сильного над слабым; доказательство себе и всем вокруг своей власти; возвышение себя путем подавления другого.

Это сложно признать, но если получится, и Вы поймете, что доля истины в этом есть — значит, Вы на полпути к победе. Для того, чтобы что-то изменить, надо найти и признать собственную цель. Которая настолько сильна, что часто движет нами. Пусть даже она не очень-то благородная и красивая.

Мы сопротивляемся непослушанию ребенка по нескольким причинам: сопротивляемся ему как наезду на нашу родительскую власть, на наш родительский авторитет. Понаблюдайте за поведением ребенка и поищите истинные мотивы, которые вызывают у Вас негатив. Если Вы будете открыты и честны, Вы поймете, что нет в поведении детей ничего априори плохого. Плохой или хороший поступок совершает ребенок, плохое или хорошее поведение у него — решаем только мы, в зависимости от того, что в нас откликается на то или иное его поведение.

Отсюда вытекает вторая причина: соответствие ожиданиям социума. Мы хотим ему соответствовать, нам это важно. Нас к этому приучила система оценивания, в которой мы все с детства живем. А также навешанные на нас с самого детства ожидания родителей или других людей. Мы уже привыкли, что мы ДОЛЖНЫ соответствовать ожиданиям. Мы ДОЛЖНЫ не расстроить, не подвести и т.д.

Мы знаем, что ребенок должен себя вести каким-то определенным образом, потому что в обществе приняты некие нормы и правила. И если какие-то нормы, которые называются моралью, мы обязаны детям прививать, поскольку эти нормы правильны и нерушимы, то другие, навязанные обществом, но не имеющие под собой никакого разумного основания, мы вполне можем игнорировать. Таких навязанных неразумных норм много: детям нельзя шуметь, кричать, бегать, дурачиться, трогать вещи в магазинах, прыгать на диванах, рисовать на стенах и т.д. Но ведь это сама детская сущность! Это их радость, их энергия, вся их жизнь! Но мы не можем им это позволить, поскольку это асоциальное поведение, за которое мы будем наказаны обществом, наказаны чувством собственного стыда. А для нас, привыкших соответствовать это и правда страшно.

Но дети-то не виноваты в этом. В том, что мы на них навешиваем свои проблемы. В том, что перекладываем с больной головы на здоровую. Ради этого соответствия, чтобы нам не было плохо и стыдно, мы готовы травмировать детей. Вряд ли это очень правильно.

Нормы поведения в обществе, безусловно, важны, и детям их необходимо прививать. Но хорошо бы найти ту грань, которая покажет, ЧТО в том или ином возрасте ребенок может осознать уже на уровне настоящего понимания, а с чем ему приходится просто смиряться.

Не бей — советует доктор Комаровский

Сам он признавался, что хотя бы по разу, но его дети получали по «мягкому месту». Иногда это единственный быстрый способ остановить маленького человека от неверного шага. Главное здесь — не причинить боль, а скорее ошарашить чадо, оградить его от того, чтобы, к примеру, броситься на дорогу или ударить мать.

На просьбы родителей помочь им, научить, как перестать бить своих детей за непослушание, Комаровский отвечает коротко: «Пальцем не трогать. Ни при каких обстоятельствах. Только в экстренных случаях, но не больно».

Итак, поставьте себя на место маленького человека, посмотрите на мир его глазами. Если не получится сразу — пробуйте снова и снова, пока сможете полностью отказаться от физического наказания.
8 0.0 Опубликована: Вчера

Перестаньте думать за двоих

Научитесь доверять своему ребенку. Возложите на него часть ответственности, которую он может нести в соответствие со своим возрастом. Мы часто злимся на непослушание детей. Но как часто мы даем ребенку почувствовать последствия этого непослушания?

(Здесь речь идет о тех последствиях, которые не могут нанести вред здоровью и жизни ребенка!)

Приведем пример:

Мама 14-летней Марианы постоянно нервничала, что ее дочь долго собиралась в школу. Каждый день она ждала ее, чтобы подвезти, и опаздывала на работу. Она ругалась на дочь и переживала, что та пропустит уроки. Но в один день она решила отдать ребенку ответственность за эту ситуацию. Она уехала на работу, не дождавшись дочери. Мариана пропустила уроки без уважительной причины, получив неуды по всем предметам (такая система была в школе). В следствие этого ее не допустили к танцевальному вечеру – важному мероприятию, которого девушка очень ждала и долго готовилась. Можно было представить ее огорчение!

Для Марианы это был опыт, который научил ее намного лучше, чем каждодневный крик матери. Да, родителям больно наблюдать за ошибками, неудачами, обидами детей. Но это лучший способ сохранить с ребенком теплые отношения и подготовить его ко взрослой жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: