Что ребенок должен уметь в 1 год и 6 месяцев, особенности и нормы развития

Приблизительно в год ребенок начинает ходить. Но на овладение уверенной самостоятельной ходьбой уходит еще примерно полгода.

Поначалу сохранять равновесие не так-то просто, и малыш часто его теряет. Не пугайтесь: падения неизбежны.

Малыши при этом, в отличие от взрослых, расслаблены, поэтому серьезные травмы вашему ребенку не грозят, если вы, конечно, принимаете необходимые меры предосторожности, т. е. стараетесь не оставлять кроху одного в ванной, убираете с его пути препятствия в виде журнального столика, табуреток или разбросанных игрушек и, конечно же, стараетесь всегда быть начеку.

Страховка своего ребенка — мудрое решение. Не стоит окружать его только запретами и понапрасну паниковать.

Особенности возраста

Полуторагодовалый малыш уже проявляет некоторую заинтересованность — слушает сказки, песенки, реагирует на знакомую мелодию. Родителям рекомендуется чаще обращаться к чаду, со временем он попытается повторять за взрослыми, что способствует развитию речи.

В полтора года ребенок начинает сам кушать, уверенно держит вилку, ложку, пытается откусывать, жевать твердую еду. Малыш без помощи родителей пьет из кружки, хотя не всегда удачно. В быту ребенок также проявляет активность — убирает игрушки, «читает» книжки, пытается чистить зубы, одеваться. Умывается с удовольствием, причем больше радости приносит игра со струей воды, чем само умывание.

Уход за малышом

Из-за того, что малыш уже знаком с горшком, отпадает необходимость в частом мытье. Однако ежедневные гигиенические процедуры остаются прежними: чистка зубов, купание и умывание. Обязательны прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часа.


Малыш может начать проявлять признаки чистоплотности

Иногда на этом этапе развития малыш сам проявляет первые признаки чистоплотности: вытирает запачканные ручки или просит помыть их протягивая в перед.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

В 1,5 года большинство детей уже начинают уверенно передвигаться без помощи родителей. Малыши учатся приседать, подниматься по ступенькам, самостоятельно наклоняются за игрушками или заинтересовавшими предметами. Не стоит ожидать слишком многого — держится он еще неуверенно, падает, довольно неуклюжий. Опасность, которая поджидает ребенка, — благодаря плохо развивающемуся чувству самосохранения легко получить травму. Не рекомендуется оставлять в помещении даже на короткое время, безопасные предметы способны причинить вред здоровью.

Физические навыки в полуторагодовалом возрасте развиваются стремительными темпами. Малыш активно передвигается, обожает качаться, спускаться с горки, резвиться со сверстниками. Родителям постоянно нужно быть начеку — любопытство, энергия способны сыграть злую шутку.

Сон малыша

К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

Игры для полуторогодовалого малыша

Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

  • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
  • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
  • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.

Тревожные звоночки для родителей:

  1. Ребенок в 1 год и 6 месяцев не говорит ни одного связного слова.
  2. К 1,5 годам малыш не ходит.
  3. Элементарная игра в «ладушки» дается ему с трудом.
  4. Все свои потребности малыш выражает только при помощи крика и плача.
  5. Ходит только на носочках.
  6. Умышленно бьет головой о бортики кроватки или другие предметы.

Эмоциональное развитие ребенка:

  • удивляется новым предметам и пугается неожиданных действий
  • без труда переключается из одного предмета на другой
  • радуется и смеется, когда у него что-то получается
  • выражает свое несогласие криком
  • знакомых людей воспринимает радостно, незнакомых – с опаской
  • «заражается» эмоциями – может заплакать, если кто-то около него плачет и наоборот

Нервно-психическое развитие ребенка в полтора года

Определить, не отклонилось ли нервно-психическое развитие от нормы, несложно, важно в течение нескольких дней внимательно понаблюдать за характером, поведением. Навыки малыша, соответствующие норме:

  • проявляет интерес к обследованию помещения, пытается заглянуть во все укромные уголки;
  • обожает играть с взрослыми в прятки;
  • умеет сортировать игрушки по форме, цвету, размерам;
  • складывает пирамидки;
  • умеет отличать части тела, показывает пальцем или касается рукой при услышанном от родителей названии;
  • учится находить знакомые картинки в книжках, по просьбе родителей показывает собачку, кошку, зайчика.

Насторожиться нужно, если ребенок с трудом ходит, не реагирует на речь взрослых, даже не замечает отсутствия одного из родителей. В таких случаях рекомендуется отправиться к педиатру, объяснить особенности поведения сына или дочери.

Мы растем! Все о развитии ребенка от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Период от 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. — этап новых возможностей в развитии ребенка. В этом возрасте поведение ребенка значительно меняется. «Ребенок растет, умнеет», — говорят взрослые, пытаясь объяснить феномен взросления крохи, но понять объективную выраженность этого явления им, как правило, не удается. Вместе с тем, мамам и папам желательно иметь более точные представления о раннем детстве ребенка. И здесь на помощь приходит наука.

Время постигать закономерности

Прежде всего, обратимся к показателям ориентировочно-исследовательского поведения малыша. Как известно, оно изначально носит безусловный (врожденный) характер. Иными словами — основывается на непроизвольном интересе к окружающему. Дитя, как губка, впитывает всю информацию из окружающего мира. При этом в разные периоды раннего детства ребенок обнаруживает разную степень возможного освоения того, что видит, слышит, ощущает и воспринимает. Ориентировочные процессы и их качественные характеристики показывают объективный уровень освоения информации из окружающего мира и связаны с формированием центральной нервной системы малыша. По мнению ученых, они имеют прямое отношение к созреванию мозга ребенка, к развитию высших психических функций: ощущений и восприятия, памяти, мышления, речи и т.п. Следовательно, изменения в активной ориентировке позволяют специалистам судить о познавательных процессах в умственном развитии маленького человека и зрелости его центральной нервной системы.

Исследования показали, что в 1 г. 6 мес. происходит качественный «скачок» в развитии ориентировочного поведения ребенка.

Во-первых, значительно повышается его активный интерес к окружающим предметам и игрушкам — дитя уже не только обращает внимание на их внешний вид (яркость цвета, необычную форму), его больше интересует процесс использования всех этих вещей и отношение к этому взрослых. То есть важна оценочная характеристика происходящего.

Во-вторых, в связи с вышесказанным, значительно более длительными и устойчивыми становятся поисковые, ориентировочные действия с предметами и игрушками. Дитя уже не манипулирует ими, а «изучает» их особенности. Кроху привлекают ситуации, в которых используется их функциональное назначение. Теперь на действия с предметами и игрушками малыш тратит в три, а к 1 г. 9 мес. — в четыре раза больше времени, чем раньше. Ребенок меньше отвлекается во время занятий и игр. Например, количество полных отвлечений уменьшается в 1 г. 6 мес. в четыре с половиной раза, а к 1 г. 9 мес. — в шесть раз. Кроме того, к 1 г. 9 мес. в поведении малыша появляется избирательность. Дитя «выходит» из игровой ситуации, которая обеднена эмоционально, не насыщена информацией, не несет в себе новизны, не дает достаточных поворотов сюжета и т.п.

Значительно меняется социальный статус малыша в ориентировочно-исследовательской деятельности. А активность ребенка в этом процессе весьма наглядно проявляется в общении со взрослыми. Точнее — в определенных формах этого общения:

  1. в оценке ситуации по эмоциональному отношению взрослого (ориентировочное действие — «взгляд на лицо взрослого»): в ситуации непонимания ребенок вглядывается в лицо мамы, пытаясь уловить ее эмоциональное отношение к тому или иному событию;
  2. в поиске сопереживаний со взрослым по поводу нового явления;
  3. в активации взрослого с целью получения информации: смотрит на маму, ожидая разъяснений по тому или иному поводу.

Неужели ребенок так глубоко погружается в познание окружающего мира? — удивляются заинтересованные родители. Да, это так. Описанные выше ориентировочные действия говорят о том, что к 1 г. 9 мес. в активной ориентировке происходят огромные качественные изменения, выводящие малыша на новый более высокий уровень взаимодействия. Именно поэтому ребенок начинает реагировать не только на внешнюю сторону какого-либо явления, а ищет внутренние закономерности в нем.

Дитя не только констатирует (называет) предмет, игрушку, а находит какие-то связи, объясняющие ему «логику» присутствия данного предмета в жизни ребенка. И взрослый должен помочь ему в этом.

Ни минуты покоя!

Малыш в 1 г. 9 мес. очень подвижен. Он уже научился самостоятельно перемещаться в пространстве, забираться на высоту, спускаться вниз, менять направление движения и теперь наслаждается своими возможностями, повторяя и повторяя понравившееся действие. Малютку переполняет радость активного взаимодействия с окружающим миром, желание все постичь на собственном опыте. «Я сам!» — лозунг его жизни. Ребенок не теряет ни минуты времени: еще так много непознанного вокруг! Сама природа детства 1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес. закладывает в ребенке активную позицию освоения окружающего мира. Конечно, это проявлялось и раньше, но сейчас проходит на новом более высоком уровне, с более высокой степенью самостоятельности и активного действия. И это понятно, ведь к 1 г. 9 мес. малыш многому научился, а значит, можно говорить о приобретенном опыте.

Крохе не безразлично, что говорят и показывают ему взрослые, чему и как его учат, а также — кто это делает и какими методами. Следовательно, полноценная жизнь ребенка 1 г. 6 мес.- 1 г. 9 мес. — это организованная взрослым действительность, семейный быт и форма внутреннего взаимодействия. Малыш сейчас многого «ожидает» от взрослого окружения. И поэтому именно на этом этапе взрослые должны уделять ребенку как можно больше внимания, чтобы «заложить» фундамент его будущих возможностей и способностей.

Повзрослевший, но не взрослый

Нейрофизиологи отмечают, что именно в период 1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес. наблюдается качественный «скачок» в развитии отделов головного мозга ребенка, которые отвечают за познавательное и речевое развитие. В этот же период отмечаются позитивные изменения в ориентировочном поведении малыша — появляется относительная устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях. У ребенка отмечаются специфические исследовательские действия руки. Малыш, желая потрогать неизвестный предмет, в безопасности которого он не уверен, осторожно прикладывает вначале пальчик, а потом уже всю ладонь. В поведении ребенка появилась разумная осторожность, и ушла характерная для начала второго года тревожность, боязнь всего необычного. Особенно, если мама рядом. Она выступает как гарант безопасности. Если мама спокойна, значит, и тревожиться не стоит.

Однако было бы неправильным считать, что к 1 г. 9 мес. малыш становится разумным, организованным и полностью понятным для взрослых. Он по-прежнему импульсивен, эмоционален, хотя прекрасно понимает слова «можно» и «нельзя». Просто по сравнению с ранним периодом детства дитя более дипломатично «улаживает» свои дела. Ребенок не идет на прямой конфликт со взрослыми, в их присутствии не будет делать то, что ему строго запретили. Но стоит отвернуться, как проказник возвращается к задуманному. Дело в том, что интерес к жизни в этом возрасте у крохи — сродни одержимости страстью, это чувство одолевает малыша гораздо сильнее, чем в самом начале второго года жизни. Поэтому для малютки — большое испытание отказаться от своих «замыслов». Любопытство заставляет малыша заглядывать в коробочки, ящички, залезать в сумочки и т.п. Чувствуется настойчивость его желаний, стремление добиваться своего. Ребенок заявляет о себе как о существе, имеющем право на выбор и волеизъявление: «хочу» или «не хочу». Как относиться к его противодействию? Родители должны понимать, что поведение малыша следует рассматривать с учетом его возрастных особенностей, а не с точки зрения логики взрослого человека. Ведь любопытство взрослого — отрицательное качество, которое свидетельствует о невоспитанности человека. А любопытство малютки говорит о природе детства. В его основе — стремление познавать мир во чтобы то ни стало. Угасить это стремление — значит обеднить жизнь ребенка. Так стоит ли бороться с желанием малыша накапливать впечатления, информацию о предметах и их свойствах? Конечно, трудно смириться с упорным стремлением крохи, к примеру, смешивать рис с манкой в кухонном шкафу. Но, может быть, родители просто не сумели заполнить досуг своего ребенка чем-то более интересным? Например, изготовлением куличиков прямо на кухне, рядом с мамой. Организовать это занятие можно даже зимой, если с осени запасти специальный ящик с песком. Это лишь один из вариантов того, как повернуть детскую активность в полезное русло.

Еще один важный момент. Ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен сам себе, потому что он еще не умеет организовать свой досуг. Взрослый обогащает жизнь малыша, наполняя ее полезной информацией, поощряя и корректируя активность, любопытство и безудержный интерес ребенка к миру. В этом возрасте дитя еще не умеет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, изображая кого-либо, не умеет играть вместе с детьми. Поэтому родители не просто присматривают за малюткой, а выступают партнерами в его занятиях, принимают активное участие в игре.

Если в предыдущие три месяца главным было накопление сенсорного опыта, развитие понимания речи, двигательных навыков (совершенствование ходьбы и действий руки), то сейчас происходит первая систематизация полученных ранее впечатлений и постепенный их перевод в речь.

Попробуйте, поймите!

Развитие активной речи во втором полугодии 2-го года жизни становится одной из главных задач. Именно общение со взрослыми приводит к еще более уникальному феномену в речевой практике малыша: у него появляется так называемая автономная детская речь. Ребенок пытается говорить на «своем» языке, отличном от общепринятого взрослого и упрощенном лепетными словами («собачка» — «ав-ав»; «уточка» — «га-га»; «машинка» — «би-би» и т.п.). С этим явлением уже приходилось сталкиваться в предыдущие три месяца (от 1 г . 3 мес. до 1 г. 6мес.).

Такой детский язык отличается от обычного «взрослого», во-первых, фонетикой (звучанием слов); во-вторых — своей смысловой стороной (значением слов). Особенностью речи малышей этого возраста является яркая индивидуальность — у каждого ребенка свой «язык», понять который могут только близкие взрослые. Именно они, исходя из конкретной ситуации, связывают «авторские слова» с определенным смыслом того, что хочет сказать дитя. Например, «Тата гуга по. Авав Ляма гуга тoo…» (Таня гулять пойдет. Собака Альма гулять пойдет тоже). Или «Ката пака «а-а-а» (Катя плакала: «а-а-а»). Как видно из приведенных примеров, фонетика слов состоит из корней или начала слов (каша — «ка», молоко — «моко», киска — «ки» и т.п.), а по содержанию малыш может объединять слова по несущественным, ситуативным признакам. И все же — это активная речь малютки. Ребенок произносит, «изобретает» слова, желая передать информацию с помощью речи так, как он может. А главное — дитя заявляет о себе как равноправный собеседник, рассчитывая на диалог со взрослыми.

У всех ли малышей появление автономной речи обязательно? Конечно, каждый ребенок индивидуален. Некоторые с раннего возраста начинают говорить отчетливо, а есть и такие, которые больше молчат, их словарный запас очень скуден. Но существуют общие закономерности, характерные для большинства детей 2-го года, позволяющие выделить особенности речевого развития. Автономная речь — одна из них.

Взрослые должны правильно реагировать на автономную детскую речь. Ее появление закономерно, поэтому не может вызывать удивления или недовольства со стороны родителей. «Переводя» высказывания сына или дочери, мама и папа дают ребенку образец правильного произношения, интонационной выразительности. Малыш неисчерпаем в своем самовыражении, и автономная детская речь как раз и является примером этого.

Своеобразие автономной детской речи отражает особенности наглядно-действенного мышления малютки. На этой стадии детской речи не существует еще чисто словесного мышления, отделенного от конкретной наглядной ситуации. «Думать» с помощью слов вне наглядной ситуации дитя пока не в состоянии, хотя в недрах наглядно-действенного мышления крохи уже зарождаются начальные черты речевого мышления. Взрослые помогают малышу обозначать словом все, что развертывается перед его глазами, и вместе с тем как бы раскрывают ход своих мыслей, заключений, поясняют, подтверждают или опровергают его собственные предположения, догадки. Как показывают исследования ученых, в активной речи малыша 1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес. присутствуют вопросы, связанные с установлением причинно-следственных отношений. Ситуации очень простые, но они показывают, что дитя пытается понять, например, почему мальчик смеется (потому что ему подарили машину), почему девочка испугалась (потому что к ней подошла собака) и т.п. Автономная речь — это еще один этап, выводящий малыша на более высокий уровень взаимодействия с социумом. К концу раннего детства она сменится более совершенной формой. Улучшится произношение, появится правильный грамматический строй. И это прекрасно. Но вместе с этим уйдет и неповторимый период раннего детства. Родители должны помнить об этом и наслаждаться своим ребенком каждый час, каждый день, каждую минуту этого прекрасного времени, когда они так необходимы, интересны и незаменимы для него. Ребенок доступными для него средствами постоянно подтверждает это.

Основные педагогические условия развития активной речи малыша 1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес.

Взрослым необходимо:

  • включать речевое общение в активную практику освоения окружающего мира ребенком;
  • создавать в повседневной жизни малыша ситуации, вызывающие необходимость в речевом контакте со взрослым;
  • практиковать ситуации, вызывающие у ребенка интерес и желание входить в речевое общение с близкими;
  • побуждать к активной речевой практике как к одному из путей познания социального и природного окружения (поведение и деятельность людей, их отношения в социуме, взаимодействие с природой и животным миром);
  • использовать речь как средство воспитания личности ребенка, оказывая влияние на его поступки не только с позиций запрета — «можно» или «нельзя», но и с точки зрения оценки самого поступка — «хорошо» или «плохо»;
  • учить пользоваться речью. Подводить малыша к мотивации своих действий, основываясь на их результате, и таким образом закладывать в поведении ребенка элементы самоорганизации, нравственно-этического воспитания;
  • давать правильный образец речи, используя прямой (диалог) или косвенный (монолог) речевой контакт с ребенком;
  • постепенно вытеснять из активного словаря ребенка лепетные (облегченные) слова, заменяя их общеупотребительными;
  • внимательно, относиться к автономной речи малыша, формируя звукопроизношение отдельных слов на основе речевого подражания. Побуждать к произнесению простых предложений из 2-3 слов.

Прогресс по всем направлениям

Дитя изначально видит перед собой целостную картину мира, хотя и многого еще не понимает. К 1 г. 9 мес. малыш уже способен понимать действия человека и животных, которые связаны с выражением желаний (потребность есть, пить, спать и т.п.), физических состояний (холодно, жарко, мокро и т.п.), эмоциональных проявлений (испугался, обрадовался, заплакал, застеснялся и т.п.), а также сочувствием и помощью (например, «пожалей зайку, он испугался» или «угости белочку — ей хочется съесть орешек» и т.п.). На конкретных примерах собственного отношения к миру, используя показы с куклой и игрушками, изображающими животных, взрослый способствует формированию у малыша добрых чувств, доброжелательности к взрослым и детям, бережного отношения ко всему живому. Это начало нравственно-этического воспитания.

Значительные изменения к 1 г. 9 мес. происходят и в умственном развитии ребенка. Он умеет решать несложные задания на соотнесение и группировку предметов. Если раньше малыш справлялся с дидактическим заданием по формуле «Найди такой же!» (кубик, шарик, картинку, куколку и т. д.), то теперь он может справиться и с более сложной задачей: «Дай такой же, но…» (кубик большой и такой же, но маленький, шарик красный и такой же, но зеленый и т.п.). Предметная игра — по-прежнему ведущая деятельность малютки, но она уже опирается на более развитые аналитико-синтетические связи в коре головного мозга. А это значит, что дитя уже делает обобщения по существенным признакам в зависимости от поставленной перед ним задачи (находит одинаковые игрушки и раскладывает их по величине, форме или цвету; так же поступает и с картинками, предметами быта и т.п.).

Пришедшее к ребенку ранее умение использовать предметы по их назначению к 1 г. 9 мес. оформляется в развитую сюжетно-отобразительную игру: малыш метелкой подметает дорожку, совком нагружает песок в ведерко. Он продолжает с интересом наблюдать за действиями взрослого: ребенку важно видеть, как ведет себя мама или другой человек, и понять, для чего он использует те или иные предметы. При этом кроха проявляет интерес не только к предметам, но к действиям с ними. И это понятно. Овладение функциональными действиями без показа взрослого невозможно.

Деятельность с учетом значения вещей, многократные воспроизведения общих схем их использования применительно к разнообразным ситуациям развертываются в особую форму игры — предметную игру по содержанию и сюжетно-отобразительную по своей направленности. Дитя кормит куклу из ложечки, поит из чашки, купает в ванночке, качает в колыбели и т.п. Что это значит? Малыш «проигрывает» с куклой фрагменты своей собственной жизни. Ребенок отображает, но не берет на себя какую-либо роль. Неслучайно малыш в этот период интенсивно «учится», как отмечалось выше, самостоятельности в элементарном самообслуживании и в совместных действиях со взрослыми.

Что же должны делать взрослые для того, чтобы обеспечить ребенку поступательное развитие в третьем триместре?

Мини-программа третьего триместраЗадачи воспитания
Обеспечить психофизическое благополучие ребенка на основе ведущих линий развития, соответствующих микропериоду 1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес.Создать и поддерживать здоровую пространственную среду в доме и на улице, побуждающую ребенка к разнообразной двигательной активности и развивающей деятельности — играм и занятиям.
Продолжать совершенствовать самостоятельную ходьбу.Использовать специальные пособия и природную среду (ходить по прямой и между кочек, взбираться на бугорки, перешагивать канавки и пр.) 1. Учить ребенка ходить по ограниченной поверхности: А) по дорожке 25-30 см Б) по доске, положенной на пол или на землю (ширина 15-20 см) В) по наклонной плоскости, один край которой поднят на 15-20 см 2. Учить малыша ходить в разных направлениях с переменой ориентиров (например, «к дереву, к скамейке, к качелям, к папе, а теперь ко мне» и пр.) 3. Учить ребенка выполнять просьбу в быстром и замедленном темпах по просьбе взрослого.
Продолжать совершенствовать координацию движений и ориентировку в пространстве, чувство равновесия.Тренировать вестибулярный аппарат ребенка: 1. Учить спускаться и подниматься по наклонной доске (ширина 25 см, длина 2 м, высота 20 см), упражнение выполняется с помощью взрослого; 2. Учить ходить по гимнастической скамейке (размеры те же), упражнение выполняется с помощью взрослого; 3. Учить подниматься на высоту и спускаться (высота 15 см), используя ящик, а также детскую горку (с высотой ступеней 15 см); 4. Учить перешагивать через препятствия — бруски, положенные на пол (землю) на расстоянии 25-30 см один от другого.
Развивать глазомер, точность движений в пространстве.Тренировать ребенка в метании шариков: 1) вдаль (левой и правой руками); 2) в горизонтальную цель (корзину, стоящую на полу).
Развивать наглядно-действенное мышление — сенсомоторный интеллект.Проводить с малышом предметные игры всех видов: дидактические, строительные, сюжетно-отобразительные, с предметами-орудиями (игры, в которых ребенок приобретает опыт использования одного предмета в качестве орудия по отношению к другому. Например, сачком вылавливает рыбок, молоточком «забивает» втулки в верстачок и т.д.).
Продолжать накопление чувственного опыта, ориентировку в цвете, форме, величине предмета. Постепенно приучать малыша выражать впечатления словами, обозначая и поясняя все, что разворачивается в его практических действиях и в игре.Предлагать более усложненные варианты действий с дидактическими игрушками (матрешками, кубами, шарами, кольцами и т.д.). Выполнять задания на ориентировку в двух свойствах одновременно: например, в цвете и форме («найди красные шарик и кубик») или в цвете и величине («найди кубики зеленые — большой и маленький»), или по форме и величине («найди большие шары») и т.п.
Продолжать развивать орудийные действия с предметами, а также функциональные (закрепленные социальной практикой их использования ) действия.Показывать, как нужно использовать предметы по их функциональному назначению — разыгрывать перед ребенком более развернутые игровые сюжеты с куклой (катание на машине, полет на самолете, катание на санках).
Развивать творческие способности ребенка в занятиях со строительными наборами (кубики, строительные модули и т.п.)Внести в занятия с малышом строительные игры. Учить выполнять по показу, а затем самостоятельно (по просьбе взрослого) несложные сюжетные постройки — например, «дорожка для зайчика», «заборчик для цыпляток», «скамеечка для матрешки», «ворота для машины» и пр.
Продолжать совершенствовать сюжетно-отобразительные игры с образными рисунками. Побуждать к участию в совместных играх со взрослым. Вызывать желание подражать им, повторяя их действия.Обогащать ребенка яркими впечатлениями, отражающими знакомые сюжеты с куклой (мишкой, зайкой и пр.). Показывать игровые сюжеты, отражающие сценки из жизни самого ребенка (например, прием пищи, купание, одевание, сборы на прогулку и пр.), вводить в показы большее число аксессуаров. Предлагать для рассматривания картины и картинки, отображающие знакомые игровые сюжеты.
Расширять понимание речи (пассивный словарь), обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого.Игровые показы сопровождать пояснениями, называть новые для малыша предметы и действия с ними. Использовать речевые конструкции из 2-3 слов, короткие рассказы из 2-3 простых предложений. Постепенно подводить малыша к пониманию несложных сюжетов без наглядного сопровождения (показа).
Развивать разговорную речь.Обогащать активный словарь. Постепенно выводить из лексикона малыша облегченные слова, заменяя их общеупотребительными. Вводить в речевую практику ребенка новые слова, обозначающие предметы и действия с ними.
Продолжать воспитывать основополагающее доверие к окружающему миру. Расширять социальные контакты малыша обогащать его знакомство с окружающим миром более глубокими, но понятными ему впечатлениями. Например, тетя Маша поливает газон — травку, травка «пьет» водичку. Травка растет, и т.п.Формировать нравственно — этические чувства, доброе отношение к взрослым и детям. Воспитывать чувство любви ко всему живому (цветам, травке, деревцам, животным и птицам). Учить общаться с окружающими, ориентируясь на возраст и пол собеседника (дедушка-бабушка, тетя-дядя, мальчик-девочка).
Воспитывать ребенка в лучших национальных традициях.Формировать первые эстетические чувства на лучших образцах народного творчества: нравится — не нравится, красиво — некрасиво и т.п. Знакомить с лучшими образцами прикладного искусства (изделия народного творчества для маленьких). Например, расписные ложки, вышитые фартучки, расписные деревянные игрушки, лепные свистульки, грохотушки и пр.
Развивать музыкальный слух, певческие и танцевальные способности.Знакомить ребенка с произведениями музыкального, певческого и танцевального фольклора для маленьких, используя музыкальные кассеты и видеозаписи.
Обогащать малыша эмоционально, знакомя с поэтическим творчеством для маленьких. Внести детскую литературу в повседневную жизнь ребенка; используя иллюстрации и картинки, расширять знания малыша об окружающем мире.Использовать потешки, песенки, малые фольклорные поэтические произведения. Включать произведения поэтического фольклора в игровые показы с сюжетными игрушками. Воспитывать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к книге.
Воспитывать посильную самостоятельность и элементарное самообслуживание в режимных процессах (прием пищи, одевание с помощью взрослого, мытье рук, пользование туалетом).Правильно реагировать на стимул «я сам» свойственный детям 2-го года жизни. Бережно относиться к чувствам ребенка, связанным с формированием его характера и первых привычек.
Обеспечить ребенку достойное воспитание в семье.Создавать разумной любовью и заботой о ребенке эмоционально-положительный, спокойный микроклимат семейных отношений. Сделать ребенка свидетелем положительных поступков взрослых по отношению друг к другу и к малышу, поступков, достойных подражания.

Познавательное развитие ребенка

Большинству детей в полуторагодовалом возрасте нравится слушать музыку. Педиатры рекомендуют взрослым чаще включать разные мелодии — часто этого оказывается достаточно, чтобы успокоить ребенка, помочь накормить или спокойно одеть капризулю. Предпочтение следует отдать спокойной музыке — классике или детским мелодиям. Пение птиц, звуки леса, зверей также заинтересуют малыша, поспособствуют его познавательному развитию, помогут улучшить навыки речи.

Обязательно часто читать с детьми книги. Раньше малыш только рассматривал картинки, теперь охотно слушает сказки, детские рассказы, пытается связать сюжет с рисунком. Родителям рекомендуется подробно объяснять увиденное, задавать вопросы, на которые кроха должен найти ответ на картинке.

Речевые навыки

К развитию речевых навыков приступать рекомендуется значительно раньше. В 18 месяцев дети уже должны усвоить самые простые команды, реагировать на указания родителей, показывать некоторые предметы быта, одежду, животных на картинках.

Больше общаться — благодаря рассказам взрослых начинает формироваться речь крохи.

Совместные игры также приносят немало пользы. Обязательно объяснять каждое движение, просить повторить простые слова. Не беда, если не все сразу получается — со временем речь ребенка становится внятной.

Во время прогулок продолжать беседу. Изъясняться простыми словами, словосочетаниями, большее внимание акцентировать на прилагательные. Обязательно характеризовать окружающие предметы, объяснять цель их применения.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте

В 18 месяцев малыш многое умеет, причем большинство навыков развиваются при непосредственном участии взрослых. Ребенок, которому исполнилось полтора года, может:

  • передвигаться без помощи, пытаться наклоняться, подтягиваться за вещами, которые находятся на расстоянии над полом;
  • играя с взрослыми, повторять ряд движений — перекатывать мячик, возить паровозик, укладывать животных или кукол спать;
  • сообщать об основных физиологических особенностях, потребностях — просить пить, есть, начинать беспокоиться, если нужно отправиться на горшок;
  • пытаться произносить простые слова, сочетания букв;
  • на просьбу родных показывать, что нарисовано на картинках;
  • выполнять просьбы родителей, родственников.

Еще одна особенность детей — в возрасте полутора лет они уже умеют различать родных, чужих людей. К домашним идут с удовольствием, на незнакомцев реагируют плачем, настороженностью, отказом подойти.

Чем отличается развитие мальчика и девочки в 18 месяцев?

Особых отличий у полуторагодовалых девочек, мальчиков нет. Особенности темперамента и характер практически не отличаются — разница полов, более резко появляющаяся в грудном возрасте, сглаживается.

Единственное, что нужно помнить взрослым — мальчики в этом возрасте требуют большего внимания, чем девочки. Придется чаще играть, посвящать больше времени. Девочки наоборот — привыкают с грудного возраста к повышенному вниманию, рекомендуется незаметно отучивать малышек от привычки постоянно быть под контролем родителей.

Восемнадцатый месяц жизни ребенка – что может вас беспокоить?

Нетерпеливость.

Маленький ребенок не понимает, что означает „скоро”, „завтра” и т. д. Если он чего-то хочет, то хочет этого немедленно. Когда вам нужно подождать, старайтесь отвлечь внимание малыша: предложите ему игру, установите таймер обратного отсчета.

Гиперактивность.

Ребенок в этом возрасте является вулканом энергии. Ее так много, что родители переживают, все ли в порядке. При этом малыш импульсивен и не может сосредоточиться дольше, чем на минуту. О гиперактивности можно говорить только в том случае, если поведение малыша препятствует его нормальной жизнедеятельности.

Нежелание сидеть в детском автомобильном кресле.

Дети его не любят, потому что оно ограничивает их подвижность. Однако из соображений безопасности нельзя оставлять им выбора в этом вопросе. Не делайте никаких исключений. Не вынимайте ребенка из автокресла, даже если он этого активно требует (если нет другой возможности, съезжайте на обочину). Не позволяйте малышу ездить без кресла, даже если вам нужно проехать совсем короткое расстояние.

Развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев — видео

Развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев: что должен уметь

4.3 (86.67%) проголосовало 3

Необходимые исследования

Регулярные медицинские осмотры обязательны, посещать педиатра придется несколько раз в год. Обязательно наносить визит логопеду — чем раньше определить проблему с развитием речевых навыков, тем проще ее устранить в полуторагодовалом возрасте.

В 18 месяцев малыш должен произносить большинство букв, повторять их за взрослыми людьми. Рекомендуется обратить внимание, как правильно выговариваются определенные звуки (р, с, в, л). Если есть проблемы, посоветоваться с логопедом, как правильно реагировать на проявление, совместно разработать ряд упражнений, направленных на исправление дефектов речи.

Растем и развиваемся!

Малыш в год и шесть уже довольно шустрый. Родителям впору смотреть за ним очень внимательно. А еще слушать – ребенок в этом возрасте начинает активно разговаривать и понять его иногда очень-очень трудно.

Физическое развитие ребенка в 1,6

Детки в возрасте года и шести месяцев уже довольно хорошо ходят. И не только прямо, они справляются с такими задачами, как ходьба вбок и назад. Ребенок хорошо держит равновесие, и уже можно начинать ходить по ограниченному пространству. Например, сделайте неширокую дорожку – массажер (на плотную ткань пришейте пуговицы, различные по структуре лоскутки). Ходить по ней полезно по двум причинам: тренируется координация движений и одновременно происходит профилактика плоскостопия.

Самое время начинать активно играть с ребенком в мяч. Можно бросать его, толкать, сбивать, малышу очень понравится. Предложите ребенку поиграть мячиком с резиновыми шипами. Шипы будут воздействовать на кончики пальцев, стимулируя мелкую моторику.

В год и шесть ребенок становится просто неуловим. Ему обязательно нужно забраться на стул, диван, кресло, и не просто на сиденье, а и на спинку… Нужно внимательно следить, но не запрещать, а просто в нужный момент быть рядом, чтобы оказать поддержку. Даже на улице детки стремятся забраться повыше, например, пойти на ступеньки магазина или детской горки. Родителям стоит быть рядом, но не мешать. Предложите малышу спуститься с горки – он будет в восторге! И вообще, на детской площадке, постарайтесь предоставить ребенку максимум свободы.

Самостоятельность

Примерно 80% детишек к возрасту год и шесть уже знают, для чего предназначен горшок. Они с удовольствием показывают родителям, чего хотят и даже могут самостоятельно, без чьей-либо помощи, справлять нужду. Самое время научить ребенка не только надевать штанишки, но и мыть ручки после всех этих дел.

За столом малыши тоже вполне самостоятельны: держат ложку и вилку, пользуются чашкой. Если родители сомневаются, можно кормить малыша самим, но у него в руках тоже должен быть столовый прибор.

Период «Я сам!» продолжается. Ребенок может попытаться самостоятельно одеваться, у некоторых родителей не хватает терпения, и они стремятся во что бы то ни стало одеть ребенка. Не нужно этого делать, просто предложите помощь, немного направьте действия малыша и он будет горд собою, ведь он все сделал сам!

В играх тоже присутствует жажда и стремление к самостоятельности: ребенок может складывать пирамидку, строить башню, играть детским конструктором. Причем, в игре с конструктором, малыши уже с удовольствием комбинируют 2-3 вида деталей.

Приобретается навык перелистывания страниц у книг, малыш осознанно переворачивает по одному картонному листу. Купите несколько книжек со знакомыми стихотворениями и яркими, узнаваемыми картинками.

Умственные способности ребенка в возрасте 1,6

Наряду с умением листать страницы книг, у ребенка возникает интерес к самим книгам и их содержимому. Детки уже четко знают, что книги читают, и что в разных книгах прячутся разные слова. Некоторые малыши даже способны попросить родителей почитать определенную книгу, называя ее своим, уникальным словом.

Также у малышей появляется способность узнавать 3 и более цветов. Если предложить малышу отсортировать кубики трех цветов в разные коробки, он это сделает правильно и с удовольствием.

Предложите малышу краски. Если вы уверены, что ваш ребенок не будет брать их в рот, можно взять обыкновенную акварель. В противном случае, постарайтесь приобрести специальные детские пальчиковые краски. Можете и сами изготовить подкрашенную природными красителями (свекла, морковь, смородина) водичку. Расстелите на полу большой лист бумаги, разденьте ребенка до трусиков и предложите рисовать таким способом, каким он захочет. Порисуйте рядом пальцем, кистью, ватной палочкой, губкой, наблюдая за вами, малыш сам выберет удобный для него способ.

Зрительная память сейчас доминирует. Поэтому занятия по обучению раннему чтению довольно актуальны. Естественно, эти уроки должны проводиться в форме игры и только при хорошем настроении ребенка. Просто покажите ребенку несколько вариантов написания одной буквы на разных книгах, этикетках, вывесках. Повторяйте несколько раз в течение дня. Вы удивитесь, но ребенок запомнит букву и будет ее узнавать везде.

Остаются актуальными осторожность и внимательность родителей. Ведь именно в этом возрасте ребенок способен провести аналогию с пачкой сигарет и тем фактом, что папа их берет в рот.

Речь ребенка

Детки в возрасте года и шести месяцев активно повторяют за взрослыми слова и придумывают собственные. Не удивляйтесь, если ребенок назовет знакомый предмет непонятным словом, так малыш учится владеть собственным языком и звуками. Совет родителям: следите за собственной речью, очень часто малыши повторяют однажды услышанные, не совсем хорошие слова. Обидно, если одним из первых слов вашего чада станет именно нехорошее.

Навыки сотрудничества

Малыши в полтора года с удовольствием наблюдают за родителями, которые занимаются домашними делами. Они стараются подражать. Не ограничивайте это стремление! На моей памяти, малыш в год и семь мыл чашки после завтрака! Конечно, после него нужно было все делать снова, но факт стремления быть похожим на взрослого, налицо.

Дети способны выполнить несложную просьбу родителей, например, принести пижаму или подать ложку. Предложите ребенку помочь вам накрыть на стол, просто давайте ему ложки и тарелки, он будет ставить все это на стол с гордым видом.

С ровесниками малыши тоже увлеченно играют, хотя эта игра проявляется не в сотрудничестве, а в подражании. Поэтому, будьте начеку, некоторые малыши могут научить ваше чадо не только драться и кусаться, но и плеваться. Вряд ли вам понравится такое поведение своего ребенка в общественном месте – объясняйте недопустимость этих действий.

Автор: Анна Калугина

Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

В 18 месяцев рекомендуется приобретать игрушки, направленные на развитие мышления, логики, речи. Отлично подойдут:

  • солитеры;
  • пирамидки;
  • игрушечные телефоны, планшеты, издающие разные звуки;
  • говорящие куклы;
  • кубики;
  • мячи.

Обязательно выбирать игрушки разной формы и цвета, потом в играх легко будет продолжить обучение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: