Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка.

методики раннего развития детей

Классифицировать системы раннего развития тяжело в силу их универсальности, однако психологи условно делят их на физические и общеразвивающие.

Методика Глена Домана

Известный американский врач и учёный Глен Доман, основавший Институт развития человеческого потенциала, изначально разработал свой метод для детей с тяжёлыми патологиями ЦНС, а позже стал применять его и в работе со здоровыми малышами.

Доман открыл и доказал важный закон человеческого мозга: он развивается и растёт только в том случае, если интенсивно работает. И чем больше будет нагрузка на мозг ребёнка в возрасте до 3-х лет, тем динамичнее будет происходить развитие его интеллекта.

Согласно исследованиям Домана, мозговые клетки младенца с самого рождения запрограммированы на обучение, и до 3-х лет идёт их активный рост, а после он существенно снижается и окончательно затухает к 6-ти годам. Кроме того, ребёнку не нужна никакая мотивация — если всё сделать методически грамотно, то малыш сможет без труда освоить любой объём знаний.

По методике Домана, малышу показывают карточки с различными изображениями: рисунками (интеллектуальными битами), словами, точками (для освоения счёта) и таких показов должно быть по нескольку сеансов ежедневно. Занятия основаны на запоминании графического изображения и соответствующего ему звучания и способствуют быстрому накоплению словарного запаса.

Кроме того, Доман уделяет особое внимание физическому развитию, и в этом он тоже добился немалых успехов. Его метод предполагает получение энциклопедических знаний и одновременно возможность прекрасного физического развития. Занятия по методике Домана начинают с 3-х месяцев.

Минусы:

Малыш, получая мегабиты информации, не способен пока применять их на практике. Эти знания напоминают огромный архив, работать с которым крохе проблематично. Кроме того, занятия по этой системе требуют полной самоотдачи от родителей, когда приходится посвящать всю жизнь только развитию малыша, даже при условии приобретения готовых карточек.

Что такое раннее развитие?

Раннее развитие подразумевает развитие способностей и содействие родителей в пробуждении интереса ребенка к раскрытию собственного потенциала. Под способностями в данном случае понимают:

  • физическую активность (навыки владения телом, сила, выносливость, ловкость);
  • бытовые навыки (самообслуживание: умение самостоятельно есть, пить, одеваться, причесываться, убирать после себя);
  • творчество (лепка, рисование, аппликации и т. д.);
  • интеллект (речь, чтение, письмо, энциклопедические знания, интеллектуальные игры).

Нервная система человека завершает свое формирование к 11 годам. В то же время к 3 годам головной мозг формируется уже на 70-80%. После того, как науке стал известен этот факт, мир детской педагогики перевернулся – с этих пор стали появляться методики раннего развития. Их цель — дать детям возможность максимально реализовать свой потенциал. Простыми словами — вырастить гениев.

Важно понимать, что развитие ребенка происходит в любом случае — при его активном взаимодействии с людьми, бытовыми вещами, игрушками, природой и так далее. В то же время помощь родителей, знакомых с популярными методиками раннего развития, дает ребенку хорошую базу и преимущество в школе.

Методика Николая Зайцева

Эта уникальная методика относится к разряду традиционных. Все пособия, наиболее известными из которых являются Кубики Зайцева, основываются на естественной потребности малышей в игре.

С помощью буквенных кубиков (коробочек, заполненных соответствующим материалом), детей обучают чтению. Кубики с изображением звонких согласных звуков заполняются железками, глухих — деревяшками, а гласных — медными монетками.

Кроме того, за буквами закрепляются определённые цвета, которые помогают усвоить основные правила фонетики. К комплекту кубиков прилагаются таблицы, по которым можно пропевать отдельные слоги, складывать их в слова и осваивать сложные для чтения сочетания согласных букв.

Для изучения основ математики Зайцевым была разработана особая система «Стосчёт», а для деток постарше — кубики и таблицы для изучения английского языка.

Данная система не ограничивается только работой с этими наглядными пособиями, в ней охватываются многие сферы развития ребёнка и используются различные способы. Рассчитан такой метод на детей от 3,5 лет.

Минусы:

В связи со спецификой данной программы, основанной на использовании схематических изображений, методика Зайцева требует дополнительной, весьма кропотливой работы с различными предметами.

Детские развивающие методики

развитие-ребенка
Современный мир стремительно развивается, и чтобы наши дети были готовы принять его таким, какой он перед ними предстанет в ближайшие же годы, создаются различные детские развивающие методики. Они предполагают обучение и развитие малышей буквально с самых первых дней их жизни. Ненавязчиво, в игровой, доступной для малыша форме подаются обширные знания, которые в этом возрасте запоминаются очень легко. В результате к моменту, когда ребенок отправляется в школу, он обладает сознательным мышлением, логикой, у него развиты память, речь, внимание, воображение, усидчивость и многие другие полезные качества. Родители могут не беспокоиться — их ребенок готов к дальнейшему обучению и восприятию следующих пластов знаний.

Ниже представлен список наиболее популярных детских развивающих методик, с краткими аннотациями о каждой из них. Советуем подписаться на новые статьи сайта — мы будем подробнее рассказывать о каждой методике в отдельности.

1. Методика Монтессори. Девиз методики Монтессори — « Помоги мне сделать это самому». Ребенок сам выбирает, чем и как ему играть, а взрослый только наблюдает со стороны и направляет.

2. Методика Глена Домана. Доман – создатель методики обучения чтению для самых маленьких детей (до 3 лет), Методика включает уникальные развивающие комплекты, карточки и другие развивающие пособия.

3. Методика Сесиль Лупан. Книга Лупан подробно рассказывает, каким образом лучше всего помочь ребёнку освоить плавание, языки, чтение, музыку.

4. Методика Никитиных. Методика Никитиных основана на их собственном родительском опыте и заключается в специально разработанных комплексах игр для детей вместе с родителями. Это комплексы головоломок, обладающих набором задач с возрастающим усложнением.

5. Методика Зайцева. Методика обучения чтению по складам Зайцева широко используется во многих детских садах. Склады располагаются на гранях разноцветных звенящих кубиков, и легко запоминаются детьми младшего дошкольного возраста.

6. Методика Тюленева. Методика Тюленева призывает к обучению ребёнка в самом раннем возрасте, пока он ещё не научился ходить. Система имеет строгие правила, особое место отводится выбору окружающей среды для ребёнка, тщательному отбору игрушек и книг.

7. Методика Макото Шичида. Методика основана на анатомических особенностях правого и левого полушария мозга ребёнка. Чередования упражнений положительно влияют на развитие обоих полушарий.

8. Вальдорфская педагогика. Процесс обучения в вальдорфской педагогике связывается с определёнными возрастными особенностями развития ребёнка, поэтому построен так, чтобы знания особого характера ребёнок получал в те периоды развития, когда он наиболее к ним подготовлен.

9. Редджио Эмилиа. «Reggio Emilia» является скорее опытом нового отношения к воспитанию малышей, чем методикой. Согласно этой технологии развития, дети обучаются свободно, являются соавторами своих учителей и инициаторами новых проектов, самостоятельно добывают информацию, опираясь на знания учителей.

10. Методика Железновых. Цель методики, ранее преследовавшая задачу подготовить ребёнка к музыкальной школе, сегодня отводит большее внимание развитию речи, овладению своим телом, стимулированию детской фантазии за счёт музыки. Музыкальное сопровождение тщательно отбирается, учитывая интересы и возраст детей.

11. Методика Чарковского. Методика Чарковского представляет собой систему водного развития ребёнка. Автор методики утверждает, что гипоксия во время погружения в воду, на которую организм реагирует усиленным питанием мозга, приводит к скачкам умственного развития у детей.

12. Методика Ховарда Гарднера. Методика Ховарда рассчитана в большей степени на американский образовательный стандарт и заключается в изучении детьми английского языка. Уроки проходят исключительно на английском, оценки не выставляются, полученные знания оцениваются по многоуровневой системе.

13. Методика О.Н.Тепляковой. Методика позволяет развивать ребенка с самых первых дней, играя с ним в развивающие игры и побуждая к общению с другими людьми.

14. Методика Шиничи (Синичи) Сузуки. Шиничи Сузуки уверен, что обучение музыке должно идти параллельно с обучением чтению и письму. Его методика основана на ежедневных занятиях музыкальному ремеслу, сопровождаемых родительской поддержкой и ласковым, но настойчивым обучением музыке с первых лет жизни ребёнка.

15. Методика Золтан Дьенеш. Суть подхода Золтана Дьенеша заключается во мнении о том, что все математические знания, которые дети получают в процессе игры и танцев, дают более эффективный результат, чем обычные решебники и примеры.

16. Методика Тони Бьюзан. Тони Бьюзан является официальным создателем метода мышления «Карты Ума». Годовалый ребенок накапливает огромный объём памяти, который нарастает со скоростью световых лучей. Упорядочить информацию можно с помощью карт ума, на которые даже годовалый ребёнок способен нанести свои мысли и чувства с помощью образных знаков.

17. Методика Марии Гмошинской. Мария Гмошинская считает, что обучать детей рисованию необходимо с грудничкового возраста, как только ребёнок научится самостоятельно сидеть. Методика построена на основе пальчиковой техники рисования, а так же на рисовании ладошками.

18. Методика Воскобовича. Воскобович – создатель знаменитых развивающих игр для детей, которые предлагают ребёнку одновременно несколько задач. Решение их позволяет осваивать цифры и буквы, узнавать и запоминает цвета, форму, тренировать мелкую моторику, совершенствовать речь, память, внимание, мышление, и воображение.

19. Методика Масару Ибука. По мнению Масару Ибука вызвать интерес к предмету обучения и есть лучший педагогический метод. Его методика учит пробуждать интерес к цифрам раньше начала обучения счёту, вызывать интерес к процессу самого письма раньше обучения письму.

20. Программа «ТРИЗ». Данная программа разработана Г.С.Альтшуллером и буквально расшифровывается как «Теория Решения Изобретательных Задач». В процессе занятий происходит непрерывный поиск решений различных технических проблем. Это развивает гибкость мышления, оригинальность и способствует повышению интереса к обучению.

21. Программа Занкова. В основе программы положена идея объединить обучение, воспитание и развитие ребёнка в единый процесс. Занков уверен, что для лучших результатов необходимо обучение без негативного опыта и принуждения, посредством игровых ситуаций и постоянного возбуждения заинтересованности у ребят.

22. Система Эльконина-Давыдова. Методика предполагает групповые и дискуссионные формы обучения, которые основаны на добывании знаний детьми, а не на бездумном поглощении готовой информации в виде схем, правил и теорем. В результате обучения дети могут аргументировать свою точку зрения и требовать доказательств утверждений.

23. Система Эйдетики. В Школе Эйдетики детей учат мыслить образами. Подобная методика позволяет держать в памяти огромный объем необходимой информации, одушевляя получаемую информацию с помощью образов.

24. Методика Михаила Щетинина. Методика Щетинина нашла своё проявление в школе, изолированной от общества и приближённой к природе. Главным принципом школы является нравственно-духовное развитие каждого ребёнка. Здесь нет классов, тем для уроков, звонков и заданий, каждый учащийся вполне может выступать в роли учителя, а учитель в роли ученика.

25. Методика Китаева и Трунова. Основные принципы методики известны с глубокой древности и подразумевают главным фактором развития динамическую гимнастику для малыша до года. Методика включает в себя ряд движений для самых маленьких, затем упражнения на силу со смысловой нагрузкой, игры, силовые и разминающие зарядки, а так же занятия на специальных спортивных комплексах.

26. Методика Шалвы Амонашвили. По методике Амонашвили обучение ребёнка необходимо начинать с шести лет. Эффективность обучения будет зависеть непосредственно от учителя, которые должен передать жизненно-важные ценности своему ученику, не допуская никакого насилия над личностью ребенка.

27. Методика Алисы Самбурской. Уникальность системы Алисы Самбурской заключается в том, что любая деятельность маленьких учеников сопровождается музыкой. Удовлетворяя интеллектуальные потребности ребёнка и закрепляя его интерес к обучению, методика одновременно приобщает детей к музыкальному искусству.

28. Свободный танец Айседоры Дункан. Свободный танец Айседоры Дункан – методика последователей великой танцовщицы, с помощью которой дети учатся понимать классическую музыку и выражать свои чувства в свободном движении.

29. «Пальчиковые игры». Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие мозга, поэтому полугодовалому малышу следует делать массаж рук и пальчиков, а для старших детей рекомендованы специальные упражнения с увеличением амплитуды.

30. Методика «Добрые сказки». Лопатина А. А. и Скрецова М. В. – создатели методики раннего развития, основанной на обучении малышей через игровые ситуации и добрые сказки. Методика включает целую систему циклов стихов и сказок, выстроенных в соответствии с тематикой урока.

31. Методика Трунова. Методика Трутова построена на принципах осознанного, обдуманного родительства. Согласно методике обучение и развитие ребёнка до года может быть эффективным без заумных пособий и модных игрушек. Однако родителям малыша необходимо постоянно знакомить его с окружающим миром, с предметами, со своим телом.

32. Система обучения Петерсон. Эта методика выстроена по принципу наслоения. В соответствии с возрастом ребёнок получает знание о предмете, которое в состоянии удержать его память. По мере развития знания о данном предмете только углубляются и расширяются.

Методика Марии Монтессори

Если вы хотите, чтобы ваш малыш с детства был самостоятельным и в обучении тоже, тогда методика Монтессори — это то, что вам нужно.

Создайте для своего ребёнка особенную окружающую среду. Он будет находиться в центре этого маленького мира, а вы — рядом, всегда наготове поддержать и прийти на помощь.

Игры, разработанные Марией Монтессори, включают в себя занятия по развитию речи, сенсорике, чтению, письму¸ практической жизни.

В них применяются разнообразные рамки, бусы, вкладыши и другие полезные вещи, которые не только вызывают живой интерес у малышей, но и великолепно развивают их мелкую моторику и образное мышление.

Минусы:

Программа создавалась для детей с проблемами развития, и роль взрослого в ней сведена к минимуму — малыш как бы находится внутри собственного мира. Придумана методика была почти сто лет тому назад, и с тех пор она особенно не изменилась, в отличие от современных малышей. Многие задания из программы Монтессори нынешние дети прекрасно выполняют уже к двум годам.

«За» и «против» раннего развития

популярные системы раннего развития

Плох тот родитель, что не желает, чтобы его ребенок был самым умным. Но, заразившись идеей раннего развития, он забывает о чувстве меры. Услышав однажды о том, что «после 3 уже поздно», родитель в панике пытается наверстать упущенное, иногда забывая о здравом смысле.

Раннее развитие необходимо ребенку, так как формирует:

  • мелкую моторику (развитие ловкости пальцев и кистей рук, что благотворно влияет на мышление,
  • координацию, ориентацию в пространстве, зрительную память и речь);
  • базовое представление о мире (через специальные карточки ребенок узнает об окружающем мире).

В то же время родителям стоит понимать, что ребенок — не экспериментальный проект, а живой человек, он должен быть не только умным, но и счастливым, и веселым, и здоровым. Необходимо стремиться к тому, чтобы раннее развитие стало лишь частью жизни, наряду с играми, общением и полноценным отдыхом. Так оно принесет максимальную пользу.

Методика семьи Никитиных

Эта методика рассчитана на совместную игру детей с родителями. Вариативность предлагаемых заданий очень широка и рассчитана на малышей разного возраста и разного уровня развития, что очень удобно.

Чаще всего это игры в виде головоломок, направленные на распознавание и достраивание разных образов, то есть на развитие образного и логического мышления. Другими словами — это комплекс для ума и творчества ребёнка.

Каждая из игр представляет собой набор заданий, которые малыш решает при помощи Кубиков Никитина, а также квадратиков из пластика или картона, кирпичиков, деталей из конструктора. Задачи предлагаются в различной форме: в виде рисунка, модели, чертежа, устной или письменной инструкции. Таким образом, ребёнок знакомится с различными способами передачи информации.

Методика развития детей по Железнову

Эта методика отличается необычностью и универсальностью. Она основывается на зарядке, жестовых и пальчиковых игровых занятиях, а также на заучивании развивающих песен и скороговорок.

Благодаря ее использованию родители смогут развить личностные особенности ребенка, а также ряд других необходимых навыков. Кроме того, что малыш станет более интеллектуально развитым, он сможет укрепить и свои физические показатели. Система отличается простотой, эффективностью и возможностью домашнего внедрения.

Методика развития детей по Железнову

Сочетание разных методик — оптимальный вариант

Некоторые из программ, например, Монтессори или Домана, изначально были разработаны для узкого круга детей, и там они давали хорошие результаты. Но это не означает, что они будут результативными для вашего малыша.

В хорошем развивающем центре специалисты должны предложить вам несколько программ на выбор.

Главным критерием здесь должен стать индивидуальный подход к ребёнку. Необходимо начинать занятия с чего-то одного, постепенно присоединяя новые приёмы.

Психологи в последнее время настаивают на том, что не стоит родителям так уж форсировать интеллектуальное развитие ребёнка. К сожалению, воспитать гения невозможно, можно лишь развить в малыше уже заложенные способности.

Развитие детей по системе Монтессори

Мария Монтессори является доктором медицинских наук из Италии, создавшим уникальную методику обучения не только полностью здоровых, но и для ослабленных детей. Основана данная система на создании для карапуза идеальной атмосферы, в которой он смог бы развиваться и обучаться без помощи опытных психологов. Благодаря такому подходу дети рано приобретают жизненный опыт и формируют моторные и сенсорные навыки характерные для их возрастной категории.

Так как за основу методики взята повышенная возрастная чувствительность и мышление, схема, построенная Марией Монтессори действительно эффективна и позволяет развивать индивидуальность и личностные характеристики карапуза без обращения к специалистам.

К базовым рекомендациям данной методики можно отнести:

  • Внедрение игровой практики в обучающий процесс;
  • Занятия касающиеся развития письма, сенсорных показателей, чтения, навыков повседневности и правильного построения речи;
  • Провокационное подключение мышления малыша, а не использование механического выполнения поставленных задач;
  • Использование игрушек с большим количеством мелких деталей, позволяющих развивать у ребенка мелкую моторику.

Система Монтессори выделяет следующие закономерности развития навыков у ребенка:

  • До шестилетнего возраста у ребенка развивается сенсорная система;
  • До трех лет малыш учится воспринимать порядок;
  • С года до четырех лет формируются навыки действия и движения;
  • До шести лет формируются речевые основы;
  • С двух с половиной лет и до наступления шестилетнего возраста формируются навыки социализации.

Мария Монтессори утверждает, что потерянное время восполнить не получится. Если родители не начнут заниматься с ребенком в соответствующее период, то возможность развить тот или иной навык будет потеряна навсегда.

Развитие детей по системе Монтессори

Принципы

Занимаясь ранним развитием ребенка в домашних условиях, следует придерживаться следующих принципов.

  • Каждый малыш индивидуален, поэтому и темпы занятий должны учитывать его особенности.
  • Предлагаемые задания должны соответствовать и возрасту, и специфике ребенка. Так, если кроха с легкостью выполняет то, что полагается ему по возрасту, можно безбоязненно предложить ему что-нибудь потруднее.
  • Все, что ребенок делает, должно быть ему интересно. Уроки не надо выстраивать в форме «лекций» и «семинаров», родителям нужно заранее продумать увлекательную игровую форму, которая доставит малышу удовольствие.
  • Развитие должно носить всесторонний характер. Не следует учить малыша музыке, забыв о других сферах искусства, физической активности, познании окружающего мира.

Нельзя сравнивать своего ребенка с детьми друзей или знакомых, переживать, что «сын Юли читает, а мой не понимает, как выглядит буква А». Такой подход ни к чему хорошему не приведет. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, но более раннего периода. Строить занятия нужно с учетом индивидуальных особенностей, а не с опорой на то, что умеют «другие дети». Родитель должен создавать для ребенка комфортные условия, позволяющие ему активно познавать мир, а не хвастаться перед друзьями и родственниками, что малыш в 3 года может назвать и показать на картинках 47 видов птиц.

Малыш играет с сортером

Цветные палочки для счета Кюизенера.

Палочки Кюизенера.

Данная система состоит из набора палочек 10-ти разных цветов и подходит для возрастной категории от 2-9 лет. Их длина варьируется от 1 до 10 см. Вертикали одной длины имеют один оттенок и соответствуют определенному количеству. Чем длина палочки больше, тем большему числовому значению она соответствует.

Чему учат палочки.

Работа с палочками формирует у ребенка понятия:

  • Цвета.
  • Размера.
  • Формы.
  • Числовой последовательности.
  • Осознание соотношения «больше – меньше».
  • Понятий длины и высоты.
  • Сторон горизонта.

Для начала вполне достаточно упрощенного набора из 116-ти палочек, а также альбома для их укладывания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: