Как только дети достигают возраста 2-3 лет, приходит время заниматься с ними счетом более серьезно, нежели просто рассказывать, что такое «мало» и «много», и сколько будет «2 + 2». Этот возрастной период характеризуется максимальной познавательной активностью, а когнитивные способности достигают своего пика. Поэтому-то и сами ребятишки отличаются любознательностью и желанием научиться чему-то, чего не умели раньше. В итоге поступающая информация ложится на благодатную почву, а затем начинает активно применяться детьми в их взаимодействии с окружающими предметами и людьми.
Но при обучении ребенка счету всегда следует иметь в виду, что некоторые данные могут усваиваться несколько проблематично. Ребенок может, например, упустить какие-то числа из числового ряда или вовсе изменить их очередность. Причиной этому служит избирательность детской памяти – по большей части в ней задерживается то, что вызвало в сознании эмоциональный отклик, в частности – интерес. Поэтому и обучение следует строить с основой на нескольких основополагающих принципах, с которыми вам обязательно нужно познакомиться.
1
Польза устного счета
Учеными после проведения исследований был сделан вывод, что у современного поколения наблюдается снижение активности умственных способностей. Связано это с появлением гаджетов и устройств, направленных на то, чтобы упростить нашу жизнь.
Например, современные дети все чаще, выполняя задания, связанные с математическими вычислениями, прибегают к помощи калькулятора, пренебрегая устным счетом. Это плачевная тенденция, т.к. умственные вычисления способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это один из лучших тренажеров для мозга, т.к. он способствует:
- развитию памяти;
- концентрации внимания;
- способности восприятия сказанного на слух;
- быстроте реакций;
- развитию речи.
Активизировать работу клеток мозга несложно, для этого просто нужно как можно больше устно считать, т.к. решение даже легких примеров на вычитание, сложение, деление и умножение оказывает благотворное влияние на развитие мышления.
Но перед тем как приступать к вышеперечисленным математическим вычислениям, для начала нужно научить ребенка запоминать цифры.
От чего зависят математические способности?
- От концентрации внимания.
- От предрасположенности к математике.
- От знания специальных алгоритмов.
- От тренировки и опыта.
Ключевое значение имеют тренировка и опыт. Опыт как известно, приходит с годами и, если у вас есть маленький ребенок, неплохо бы начать обучать его счету с самого раннего возраста. Конечно, вундеркинда из своего малыша делать не обязательно, но умение хорошо считать в уме может значительно облегчить ему жизнь в будущем.
Лучший возраст для начала обучения
Родители часто задаются вопросом: «Нужно ли обучать ребенка устному до поступления в первый класс?». Ответ однозначный: «Нужно». Обучение стоит начинать после того, как ребенок начнет проявлять интерес к данному предмету.
Специалисты утверждают, что наиболее благоприятным возрастом для обучения счету является промежуток от 3 до 5 лет. По достижении трех лет большинство детей уже имеет простейшие представление о предметах; они уже способны начать изучение цифр.
В четыре года дети способны выполнять простые математические действия, такие как вычитание и сложение, а в возрасте пяти лет ребенок может сам начать учиться решать несложные задачи.
Переходим к устному сложению и вычитанию в пределах 10, 20
Нестандартный, увлекающий ребёнка с первых минут формат – занимательные математические ребусы, головоломки и логические задачи на платформе LogicLike.com. Ребёнок одновременно тренирует математические способности и развивает логику.
С чего начать?
- Посмотрите наши задачи по математике для 1 класса,
- а также логические задачи для детей 7-8 лет;
- решите вместе 5-10 ребусов;
- сохраните результат на платформе.
После 2-5 совместных занятий смело оставляйте ребёнка заниматься самостоятельно. Родителю достаточно 1 раз в неделю следить за прогрессом.
Подготовка к обучению
Перед тем как перейти к обучению, взрослые прежде всего должны объяснить ребенку, что такое число, а что такое цифра. Маленькие дети не видят разницы в этих двух единицах. Для того, чтобы показать применение устного счета, стоит использовать уже знакомый для ребенка обучающий материал, например: мягкие игрушки, куклы, машинки, кубики, мячики.
Проводить обучение нужно в форме занимательной и динамичной игры, чтобы пробудить у обучающегося интерес. Если ребенок устал, занятие лучше закончить. Когда обучение воспринимается детьми как увлекательная игра, впоследствии оно становится одним из любимых занятий.
Слушаем, смотрим, поём, читаем: детям 4-5 лет
Не менее увлекательными для ребёнка будут иллюстрированные книги с забавными историями или стихами о цифрах. Их можно пересказывать или учить наизусть.
Просто и наглядно научат ребёнка считать развивающие видео и мультфильмы. Серии про устный счёт можно найти почти во всех популярных мультсериалах. Можно подыскать песенки-считалочки, которые запоминаются детьми как дважды два.
Но помните, что полностью переводить ребёнка в этом возрасте на самообучение не стоит. Оно не заменит полноценных занятий с родителями.
Все что мы описали выше — пройденный этап? Самое время приступить к решению главной задачи: быстро и легко научить ребёнка считать в уме.
Как научить ребенка считать
Изучение устного счета должно проходить ежедневно форме увлекательной игры. Занятия стоит проводить непрерывно, уделяя каждый день по 20 -30 минут изучению цифр и навыков сложения и вычитания, когда ребенок привыкнет, он сможет играть в развивающие игры и без помощи взрослых.
Каждый новый урок должен иметь свой алгоритм и систему. Для начала стоит закреплять изученный материал, а потом переходить к изучению нового. Важным моментом является объяснение терминов: больше, меньше, один, много.
При объяснении материала нужно использовать все подручные средства, например, при приготовлении готовите обеда можно попросить ребенка посчитать, сколько картофелин почищено; при спуске по лестнице можно посчитать ступеньки.
Хорошим упражнением станет наглядная иллюстрация того, как происходит уменьшение или увеличение предметов, например, можно посадить рядом двух кукол, а потом убрать одну и спросить ребенка, что произошло.
Учимся считать до 10
Большинство детей начинают интересоваться числами ближе к трем годам, некоторые – позже. Если родители заметили, что ребенок проявляет заинтересованность к предметам счета, пора начинать обучение.
Для того, чтобы объяснить ребенку, как сосчитать до десяти, для начала необходимо помочь ему запомнить название цифр, четко проговаривая, что за чем идет. Можно использовать для этого подручный обучающий материал: кубики, игрушки.
После того, как процесс запоминания будет окончен, нужно попросить ребенка считать все, что попадается ему на глаза: посуду на кухне, разбросанные игрушки, людей, встречающихся на прогулке, птичек, сидящих на ветке.
Для начала нужно освоить счет в пределах 8, а потом перейти к числам 9 и 10.
Нельзя игнорировать число 0. Детям изначально непросто понять его значение, для объяснения можно использовать все тот же подручный материал: посадить рядом двух кукол, сначала убрать одну, а потом и вторую, спросить, сколько кукол осталось.
Постепенно нужно вводить в жизнь ребенка понятие о количестве числа, в этом помогут специальные стихотворения про цифры. Считалка так же способствует обучению счету.
Так же на помощь родителям придет обучающий видео материал. Герои показывают специальные упражнения на счет до 10 для детей младшей возрастной группы, выполняя которые ребенок с легкостью освоит и закрепит новые знания.
Учимся считать до 20
После того как дети освоили счет до 10 и могут проводить параллель между нарисованной цифрой и количеством предметов, пора переходить к изучению новых цифр. Задача усложнится, т.к. теперь нужно объяснить маленькому ученику, что такое единицы, десятки и сложное число.
Чтобы сделать процесс изучения новых цифр легче, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- По отдельности нужно ознакомить детей с каждым числом. Необходимо написать число на бумаге, рассказать о нем и проиллюстрировать, например, если речь шла о числе 12, можно нарисовать 12 машин.
- Уделит особое внимание числу 20. Рассказать, что это самая старшая цифра во втором десятке.
- Проговаривать каждое число по отдельности, выучив несколько новых цифр, начинать повторение сначала.
- При обучении счету нельзя забывать рассказывать детям о значении чисел, о том, для чего они нужны.
- Начать прописывать числа. Попросить ребенка записать все числа по порядку и при написании громко произносить их название. Так процесс запоминая станет продуктивнее.
- Добавить в занятия предметы. Для детей будет гораздо проще понять новый материал, если в руки им дадут кубики, палочки или карандаши, которые они смогут потрогать. Занятие станет интереснее, т.к. дети будут считать и использовать необычные предметы.
Многие родители интересуются: «Как научить ребенка считать единицы и десятки?». Лучше всего объяснить разницу между десятками и единицами в форме игры. Например, взять две чашки и пачку печенья.
Попросить ребенка положить в одну чашку 10 штук печенья, считая при этом вслух. Когда он это сделает, объяснить, что это называется «десятком», и состоит он из десяти «единиц», а одно печенье и есть одна единица. После этого попросить положить во вторую чашку десяток печенья, так же считая при этом вслух. Спросить, сколько теперь стоит чашек с печеньем, и сколько всего получилось десятков.
Учимся считать до 100
Когда счет до 20 освоен, понятия единицы и десятки не вызывают сложностей, некоторые дети самостоятельно начинают проявлять интерес к названию других двузначных чисел.
Для того, чтобы научить детей считать до 100, можно воспользоваться теми же правилами, что и при обучении счету до 20. Если информация дается непросто, можно воспользоваться следующими приемами:
- Не торопить детей считать круглыми десятками, пусть для начала освоят порядковый счет: 61,62,63 и т.д.
- Использовать игру «Универмаг». Нарезать игрушечные деньги, разложить товары, установив на них цену, и предлагать ребенку делать покупки. Эта игра поможет также привить бережливость.
- Использовать игру «Лото». Благодаря ей, дети в игровой форме научатся называть сложные числа.
- Воспользоваться лентой для измерения роста. Во многих квартирах эти ленты висят в детских комнатах. Нужно попросить, чтобы ребенок замерил свой рост и назвал его, или попросить замерить все большие мягкие игрушки и т.д.
Считаем до десяти
Задаваясь вопросом, как научить считать до 10, можно подумать об использовании специальных упражнений и игр.
- Познакомьте малыша с его пальчиками, покажите, что на одной ручке их пять, и на второй тоже пять, а всего десять. Пересчитайте каждый пальчик, загибая их по очереди.
- Показывайте малышу картинки с изображением предметов в разных количествах, например, три яблока, пять мячиков. Но не спешите показывать цифру, пока обращайте внимание ребенка только на количество предметов.
- Существует множество передач для развития малыша, а также обучающих мультфильмов. Ребенку вдвойне интереснее будет осознавать счет, если его будут учить герои с телеэкрана.
Мой сын смотрел такой мультсериал. Там Мики Маус и другие диснеевские герои учили логическому мышлению, цифрам и счету. Никите очень нравилось, он с радостью отвечал на все вопросы персонажей и очень радовался, что дает правильный ответ.
- Воспользуйтесь счетами. Меня так в свое время и учили. Сегодня в продаже их большое разнообразие. Данное приспособление позволит развить мелкую моторику ребенка и познакомит с основами счета.
- Эффективными являются стишки с использованием счета или цифр. С ребенком их можно учить наизусть.
- Всегда обращайте внимание на все, что вас окружает.
Когда моему сыну было три годика я усиленно начала обращать его внимание на проезжающие мимо машины, на количество игрушек у детей, на котиков, которые лежали возле подъезда, на количество ступенек, по которым мы поднимались.
Как научить ребенка складывать и вычитать
Приступая к обучению устному счету, стоит прежде всего учитывать возрастные особенности детей.
Если речь идет о ребенке младшего дошкольного возраста, целесообразно будет начать изучение материала с простейших примеров и задач, предварительно объясняя, что такое число, а что такое цифра; постепенно объяснить ребенку сложение и вычитание.
Для старших дошкольников подойдут игры и методики посложнее – те, в которых нужно применять на практике навыки сложения и вычитания, например, игра «Магазин».
Для детей 2-3 лет
Детям данной возрастной категории проще всего будет научиться считать, используя пальцы рук. Например, нужно сесть рядом с ребенком, начать загибать по очереди его пальчики и считать при этом вслух.
После того, как дети смогут самостоятельно загибать свои пальчик и при этом считать, можно переходить к следующему этапу – объяснение сложения и вычитания. Сделать это лучше всего посредством игры.
Например, говорить:”У мамы одна конфета. Разогни один пальчик. У папы три конфеты. Разогни еще три пальчика. Сколько всего конфет получилось? Посчитай пальчики. Один, два, три, четыре. Правильно!”
Или так: “У мамы пять конфет. Разогни пять пальчиков. Папа забрал у мамы две конфеты. Загни два пальчика. Сколько конфет осталось у мамы? Посчитай оставшиеся пальчики. Раз, два, три.”
Для детей 4-5 лет
Детям в возрасте 4-5 лет удобнее всего объяснять принципы сложения и вычитания с помощью обучающего материала, которым могут послужить любимы игрушки.
Например, можно посадить рядом пять кукол, потом добавить еще две, спросить ребенка, сколько получилось, после этого добавить еще одну, спросить, сколько кукол получилось теперь. Или поставить в ряд семь машинок, откатить три, спросить, что произошло, и сколько машинок теперь осталось.
Проводить обучение можно, используя любые окружающие предметы: кубики, палочки, карточки. Так же можно приобрести прописи “Учим порядковый счет до 5,10,20 и 100”.
Для детей 5-6 лет
Для обучения счету детям от 5 до 6 лет подойдут те же игровые методики, что и для четырех и пятилетних ребят.
Задания можно усложнять, давая для решения ребенку составные примеры, например 2 + 2 – 1, решению подобных задач поможет линейка счетная для дошкольников. Главное, на чем стоит остановиться родителям, это как объяснить ребенку, что такое плюс и минус. Важно с самых первых дней занятий дать четкое определение данным терминам: плюс – это когда что-то прибавляется, а минус – когда что-то убавляется.
Для учеников 1 класса
Поступление детей в первый класс является для них важной жизненной ступенью. В это время у ребенка меняется сфера деятельности, он примеряет на себя роль ученика.
Для достижения положительных результатов, учитывая возраст школьников, педагоги практикуют изучение устного счета в игровой форме:
- Метод Зайцева. Получение новых знаний происходит благодаря использованию специальных кубиков и таблиц.
- Метод Глена Дамана. Обучение счету ведется с помощью карточек, на которых располагается отдельное количество точек.
- Метод Полякова. Понятие о числе и цифрах дети получают, раскладывая разноцветные кубики и наполняя коробочки с отверстиями.
Для учеников 2 класса
Младшие школьники к этому времени уже должны овладеть основными навыками математических действий.
Применение игровых методик отходит на второй план, упор делается на решение примеров в тетрадях и у доски. Детям предлагают для решения простые задачи, в которых участвуют сложные цифры и десятки.
Помимо школьных занятий, родителям рекомендуется тренировать у ребенка навыки сложения и вычитания в домашних условиях. Необходимо задавать ребенку примеры, просить от одного числа отнять другое. Чем больше будет практики, тем проще будет даваться обучение.
«Язык чисел» и математические задачки из воздуха
Мы, взрослые, каждый день думаем числами, но не всегда называем их вслух. А ведь детей может заинтересовать именно «язык чисел»: «Во сколько мы сегодня проснулись? В 7 утра. А какой автобус ждали на остановке? 12-й. Сколько минут ехали? 10».
Постепенно просто называть числа станет скучно. Покажите ребёнку, как интересно считать всё, что его окружает: подъезды в доме, машины на парковке, деревья возле детской площадки, номера домов. Если вы находчивый родитель, то сможете на ходу придумать небольшие математические задачки на сложение и вычитание.
Замечено: с бо́льшим энтузиазмом ребёнок пересчитает то, что ему нравится. Поэтому всем известные задачи с конфетами действуют, как магнит.
Дома ребёнку всегда есть, что посчитать. Можно следить за стрелками часов, превратить в игру измерение веса и роста. Надолго занимает детей отрывной календарь или календарь-игрушка, в котором нужно каждый день переворачивать кубики с цифрами.
А вот этот Lego-календарь и вовсе нужно каждый месяц разбирать и собирать заново.
Для детей старшего дошкольного возраста
все перечисленные выше упражнения можно усложнить. Попробуйте вместе составлять текстовые задачи, опираясь на увиденное за день. Пусть ребёнок больше считает в уме, решая прикладные задачи.
А вообще, чтобы придумать интересные задачи самостоятельно или найти качественный материал в интернете, потребуется время.
Методика зайцева
Данный метод обучения поможет научить школьника логическим рассуждениям, анализу и обобщению полученной информации. Чаще всего эта методика применяется для учеников 1 и 2 класса.
- Детям выдаются специальные карточки с числами от 0 до 99 и таблицы, которые показывают состав числа. Нужное число ячеек закрашено.
- Дети знакомятся с числами, находящимися в первом десятке, определяя их состав.
- Следующий этап: выполнение арифметических действий с цифрами.
- Примеры рекомендуется записывать.
Рекомендации родителям
В любом деле важно терпение и упорство. Не нужно думать, что результат придёт с первых дней. Чтобы достигнуть успеха, нужно следовать нескольким простым правилам:
- Во время занятий присмотреться к поведению ребенка и понять, интересно ему или скучно. Если второй вариант, то меняйте метод обучения.
- Не заставляйте учиться насильно. Лучше объясните малышу, почему важно научиться считать, и тогда он сам захочет обучаться.
- Во время уроков не кричите на сына или дочь, не срывайтесь и уж тем более не поднимайте руку.
- Каждый день повторяйте пройденный материал.
- Хвалите ребенка за каждое достижение.
- Закрепляйте полученную информацию в обычной жизни. Например, считайте голубей в парке или количество столовых приборов во время ужина.
- Давайте ребенку те задания, которые соответствуют его уровню.
Помните, что устный счёт развивает культуру и чёткость мысли, быстроту реакции, ясность ума, сообразительность. Он даёт ребёнку уверенность в своих силах и помогает осваивать всю школьную программу. Не только математику и физику, но и предметы гуманитарного и естественного направлений.
Методика полякова
Научить ребенка математике можно и по методике Полякова. Для этого потребуются цветные кубики и коробка с ячейками, в которой они могут поместиться. Благодаря этому набору ученикам объясняются понятия: десятки, состав числа. Так же данный метод способствует развитию техники умственных вычислений.
Для достижения положительных результатов педагоги советуют проводить урок в игровой форме. Например: попросить детей представить, что коробка – это гараж, а кубики – это машинки. В гараже было 3 машины, потом приехало еще 4 машины. Сколько машин стало в гараже?
Со временем задания усложняются с переходом на десятки и двузначные числа.
Счетные материалы
Выбор счетных материалов на сегодняшний день очень богат. Самые знаменитые – счетные палочки. Родителей привлекают простота в использовании и их доступность. Однако простота не дает высокой эффективности. Ребенок становится зависимым от шаблона и не может переводить такой счет в устный.
Существует множество карточек: «Состав чисел», «Числовые домики», «Цветок», «Домино». Все они представляют собой наборы составного счетного материала с изменяемыми признаками. Ребенок учится находить в числе составляющие, то есть он узнает что десять состоит не только из двух 5, но и из 8 и 2, 7 и 3 и так далее.
Деревянные и пластиковые наборы цифр и знаков вычислений с палочками в комплекте также отлично позволяют развивать зрительную память, соотнося количество палочек и цифру. Классические счеты, счеты с озвучиванием так же отлично подойдут для изучения состава чисел. Здесь ярко выражен метод разложения чисел с прибавлением до десяти и остаток для получения ответа.
Цифровые барабаны с цифрами и знаками используют для более опытных деток. Принцип прост: ребенок перебирает колесики с цифрами и знаками и получает наглядный пример для решения. Для самых маленьких – пирамидки и штырьки. Простой счет и перекладывание помогут в запоминании чисел.
Интересней для малыша создание счетных материалов вместе с мамой. Рисуйте вместе, создавайте коробочки с цифрами и наполните их бусинами, считайте фломастеры, карандаши, лепите число и соответственно ему горошины или баранки. То есть сочетайте разные методы и способы вычислений для лучшего запоминания.
Учимся считать играя
Как уже было сказано выше, залог результативного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста – игровая форма. Игры могут быть самые разные, от специально разработанных до спонтанных, главное – заставить ребенка думать.
Можно играть с детьми в «Магазин». Придумывать собственную валюту, устанавливать цены на товары (исходя из способностей обучаемого) и «продавать» их ребенку. Игра «Веселый мяч» поможет довести навыки устного счета до автоматизма. Нужно кидать ребенку мяч и называть пример, который он должен решить.
Простые игры с числами помогут познакомить ребёнка с арифметическими действиями
Кубики, магниты, карточки, счётные палочки — самые что ни на есть стандартные материалы для обучения счёту. Но они быстро наскучат ребёнку. Гораздо интереснее ему будет играть с тем, что он сделает своими руками. Можно пофантазировать вместе с ребёнком и смастерить собственные игры для изучения чисел и отработки простейших математических действий.
Интересное применение найдётся ракушкам, привезенным с моря. Такая игра поможет младшим дошкольникам быстрее научиться складывать и вычитать. Теперь абстрактные арифметические действия можно видеть на наглядном примере.
Лоток из-под яиц и капсулы от киндеров тоже не спешите выбрасывать, их можно превратить в нескучную игру. На фото вариант со сложением, но его можно заменить на вычитание, умножение или деление. Игра хороша тем, что ребёнок может руками «разбирать» и «собирать» новые примеры.
Конструкторы типа Lego тоже подходят для изучения счёта. Подобные игры помогают развивать мелкую моторику, логику и пространственное мышление.
Ребёнок освоил игры «вживую», прочувствовал счёт «на пальцах»? Теперь он точно готов к устному счёту.
Числовые домики
Домики с числами – это следующий этап в изучении состава чисел. Они представляют собой здание с крышей и двумя квартирами на каждом этаже. На крыше всегда находится число, которое разбивается на два других, живущих по соседству друг от друга. Количество этажей зависит от числа возможных комбинаций: чем больше число, тем больше вариантов его разложить и тем выше домик.
Чтобы разобрать с ребенком состав числа, достаточно нарисовать такой домик. Например, для числа 3 он будет иметь 2 этажа, на котором соседствуют 0 с 3 и 1 с 2
Объяснив главный принцип, нужно предоставить возможность детям самостоятельно заполнять числовые домики: оставить их пустыми и указать лишь число на крыше, состав которого и надо распределить по этажам. Начинать можно с нижнего этажа, или с верхнего.
Если задание будет вызывать сложности, то в качестве подсказки можно заполнить некоторые клеточки. Но в дальнейшем следует объяснить, что каждое число, переходя с одного этажа на другой, становится на 1 больше или меньше. А если в одной квартире на 1 убыло, то в соседней на 1 станет больше.
После того, как будут усвоены составы чисел до 10, можно перейти и ко второму десятку, если ребенок знаком с ним.
Основные правила
Для подготовки к будущей учебной деятельности важно научить считать слева направо. Счетный ряд выстраивают в линию, при подсчете предметы берутся или указываются по одному. Правши выкладывают ряд правой рукой, для левшей – допустима левая рука.
Другие правила:
- Размещайте предметы в ряд через одинаковые интервалы.
- Называя число, соотносите его с каждым считаемым элементом.
- Согласовывайте имена существительные в родах, числах и падежах (одно яблоко, три кубика и т. п.).
- Считать можно количественными (один, два, три), а затем и порядковыми (первый, второй, третий) числительными. Для количественных числительных задавайте вопрос: «Сколько всего?» Для порядковых – «Какой по счету?»
- Счет ведите не торопясь, не пропуская предметы, не показывая дважды на один и тот же.
- Научите малыша в ответ на вопрос «сколько?» отвечать «один», а не «раз».
- После освоения подсчета видимых элементов, начинайте считать с помощью других анализаторов: звуки, предметы на ощупь или движения: сколько раз я подпрыгну, стукну по столу, хлопну в ладоши и т. д.
- Соотнести количество и число помогут нарисованные цифры. Хорошо, когда рядом с цифрой изображено соответствующее количество предметов. Такие карточки можно быстро изготовить самим или купить в магазине специальные детские книжки с цифрами.
- Совмещайте обучение рисованию и счету: рисуйте однородные предметы (елки, цветочки, людей), а затем – считайте их, попросите нарисовать определенное количество чего-нибудь.
Нужно постоянно находить место для математики в обычных повседневных делах. Например, посчитать вилки на столе, пуговицы на рубашке, подобрать одинаковое количество конфет, разделить «вкусняшки» поровну между членами семьи.