Как научить ребёнка играть самостоятельно? Вопрос этот волнует многих родителей. Отчасти потому, что когда малыш занят чем-то своим, мама и папа могут посвятить это время домашним хлопотам, заняться каким-нибудь любимым делом, или просто отдохнуть. А отчасти — родители ведь понимают, что развитие у карапуза умения найти для себя интересное занятие и способности некоторое время обходиться без опеки взрослых – это очередной этап взросления крохи. Ещё одна ступенька на пути становления его, как личности. Перешагнуть через которую никак нельзя. И то, насколько быстро ребёнок освоит новый навык, напрямую зависит от того, сколько усилий приложат для этого его родные.
- 2 Игровое пространство
- 3 Какие игрушки лучше предложить?
- 4 Ребёнку 1-2 года: с чего начать?
- 5 Игры для детей 3-4 лет
- 6 Видео «Как добиться, чтобы ребёнок играл сам?»
Зачем учить малыша играть самостоятельно?
Так же, как малютка не умеет есть самостоятельно или, например, одеваться, играть один он тоже не сможет до тех пор, пока ему не покажут, как это делается. Мало того, должно пройти некоторое время, чтобы у крохи накопился определённый игровой опыт.
Играть ребёнка нужно учить так же, как и ходить, принимать пищу или одеваться самостоятельно
Играя один, малыш моделирует жизненные ситуации, ищет пути выхода из затруднительных положений, примеряет на себя разные образы, формирует в своём сознании собственное отношение к добру и злу, правде и неправде и др.
Самостоятельная игра развивает в ребёнке:
- чувство уверенности в себе и своих силах;
- устную речь и социальные навыки;
- воображение и образное мышление;
- инициативу и терпение;
- настойчивость и умение преодолевать трудности;
- навыки в поиске альтернативных решений.
Но всё это возможно только при условии, что родители будут периодически направлять игру в нужное русло, и обеспечат ребёнка правильным (с точки зрения смысловой наполненности) и качественным игровым инвентарём.
Карапуза нужно сначала научить играть в разные игры, а потом уже ожидать от него проявления инициативы и какой-то увлечённости игровым процессом.
Организовать игровое пространство для малыша нужно так, чтобы он во время игры ощущал себя максимально комфортно
Источник вдохновения
Даже самым «игрательным» мамам иногда нужно дополнительное вдохновение. Кто-то находит его в книгах, кто-то в творчестве, кто-то в интернете. Каждый способ по-своему хорош
Важно найти такой, который будет вдохновлять именно вас, пробуждать ваши творческие способности и подпитывать желание играть с ребенком. Например, можно найти пару интересных сайтов об играх с детьми или присоединиться к сообществу мам, которые делятся рассказами о своих занятиях с малышами
Самое главное — не застрять на этапе созерцания, а каждый день переходить к созидательной деятельности, то есть к практике игр с собственным ребенком.
Игровое пространство
Для начала, продумайте, где и чем будет играть ребёнок, чтобы вы спокойно могли оставить его на некоторое время одного. Кроха должен чувствовать себя комфортно. И находиться в полной безопасности при этом.
Многочисленные запреты помешают карапузу быть самостоятельным и активным. Поэтому лучше предусмотреть все опасности, которые могут подстеречь малютку во время игры, и устранить их заблаговременно.
Не скользкий пол, лёгкие устойчивые стулья, низкие шкафы с детскими вещами. Всё ценное, бьющееся и потенциально опасное для малыша не должно находиться в пределах его досягаемости.
Со всей серьёзностью подойдите к вопросу хранения игрушек. Ребёнку должно быть удобно их доставать и после игры ставить на место. Расставляйте игрушки так, чтобы ими крохе сразу же хотелось поиграть.
Пупса определите в детскую колясочку, вокруг столика с игрушечной посудой рассадите гостей, из конструктора сложите дом, а пластмассовых зверушек расположите соответственно сюжету какой-то знакомой малютке сказки.
Не ограничивайтесь покупкой игрушек в магазине. Предметы домашнего обихода тоже подойдут для самостоятельных игр вашего ребёнка, так как позволят ему имитировать деятельность взрослых
Что ещё важно знать
Если вы хотите научить ребенка играть самостоятельно, не забывайте, зачем вы это делаете. Самостоятельные игры помогают развить в ребенке самостоятельность и независимость. Он не должен чувствовать одиночество и ощущать себя отвергнутым.
Не наказывайте его времяпровождением один на один с собой. Он возненавидит оставаться один и будет чувствовать себя ненужным. Поэтому не используйте это таким образом.
Когда малыш настаивает и просит вас быть с ним – уделите ему немного своего времени. Но делайте это качественно. Отложите все свои дела, гаджеты и проведи время только с ним. Дети тонко чувствуют такие моменты. Поэтому чем настойчивее вы пробуете оставить его одного и заняться другими делами, тем сильнее он будет в вас нуждаться.
Какие игрушки лучше предложить?
Игрушек в единовременном распоряжении карапуза должно быть немного. Регулярно производите ревизии в малышовом хозяйстве. Прячьте те, к которым на данный момент интерес у ребёнка угас, и выставляйте те, за которыми он уже успел соскучиться.
Благодаря этой хитрости вы всегда сможете увлечь кроху, выставив перед ним мешок позабытых игрушек. К тому же новые покупать можно будет не так уж и часто.
Игрушки для самостоятельных игр
- Игрушечные копии предметов домашнего обихода, чтобы малыш мог подражать занятиям взрослых.
- Всё, что поможет крохе познавать мир, исследовать свойства, например, воды, песка и т.п.
- Любимые игрушечные друзья (плюшевые мишки-зайцы, куклы), с которыми карапуз спит, ест, ходит на прогулки. Которые воспринимаются ребёнком, как живые, и с которыми ему никогда не бывает грустно и скучно.
- Укромные убежища (домики, палатки, шалаши). Они могут быть покупными, а можно и самим их строить из подручных материалов (табуретов, столов, подушек).
- Коляски, каталки, машинки на радиоуправлении или на верёвочке.
- Спортивные игрушки: мячи, гантели, обручи, скакалки.
- Игры, в которые малыш уже умеет играть хорошо, но ещё не потерял к ним интерес.
- Множество ненужных, с вашей точки зрения, вещей (коробки, лоскутки, болтики, палочки, мешочки, каштаны, камушки и т.п.).
Некоторые игрушки воспринимаются малышом, как живые, они становятся ему друзьями, с которыми не скучно и не страшно. Во время приучения крохи к самостоятельным играм, можно, для начала, разыгрывать сюжеты с ними
Интерактивные игрушки для самостоятельных игр лучше не приобретать. Они не способствуют развитию воображения у ребёнка, ограничивают полёт фантазии рамками написанной программы.
А кроха должен научиться в каждом предмете окружающей его обстановки находить игрушку. У малышей с хорошей фантазией пустая коробочка превращается в автомобиль, носок – в змею, а папин комнатный тапочек – в бригантину.
Карапуз по достоинству оценит яркие и выразительные игрушки, которые можно использовать для разных игр, не ограничивая способы применения и не привязываясь к конкретному сюжету.
Раннее развитие детей по мнению доктора Комаровского
Важно помнить, что главная задача любого развития сделать ребенка счастливым! Это, в первую очередь, включает в себя здоровье, а также умение жить в обществе. У слишком развитого ребенка могут возникнуть проблемы в общении, тогда полученные знания останутся нереализованными
Главный принцип любого развития: ненасильственными методами выявить способности ребенка и не в ущерб здоровью и развивать выявленные способности.
При раннем развитии ребенка нужно учитывать основные моменты:
- Обучение ребенка должно происходить в просторном помещении или на открытом воздухе в игровой форме.
- Лучше всего давать ребенку те знания, которые ребенок уже сейчас может использовать в жизни. Знания полезны тогда, когда они помогают человеку жить, делают окружающий мир более понятным.
- Ребенок должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
- Главное, чтобы метод получения знаний не препятствовал формированию детского организма. Развитие мозгов не должно препятствовать полноценному развитию всего остального. Огромное количество проблем со здоровьем детей связано с тем, что они мало двигаются.
В современном мире дети быстрее учатся различать телефоны, марки автомобилей, но не виды окружающих их деревьев.
Однако нет никакой достоверной статистики, того, что ребенок, которого развивали с раннего возраста в будущем будет превосходить других. Сами по себе знания не делают нас успешными и счастливыми. Знать больше других – это не значит профессионально реализоваться лучше других.
Ребёнку 1-2 года: с чего начать?
Стремление к самостоятельности заложено в ребёнке природой. Вам нужно лишь всячески его развивать. В 1-2 года, когда кроха пытается сам ходить, сам есть, сам одеваться, помогать вам по хозяйству, не препятствуйте ему.
Пусть это не всегда удобно для вас. Одевание на прогулку, например, занимает больше времени, или после еды приходится отмывать полкухни. Потерпите совсем немного.
Навыки придут, а с ними и вера в себя, и стремление справляться с поставленными задачами, и умение в некоторых ситуациях (список которых будет со временем расширяться) обходиться без помощи взрослых.
А ещё, для начала, в вашем арсенале должно появиться несколько безобидных хитростей.
Волшебный мешок
Сложите в яркий красочный «бездонный» мешок всякую всячину. Конечно, при выборе этой самой всячины не забывайте о безопасности ребёнка. Это могут быть мелкие игрушки, коробочки, бутылочки, бусики, ракушки и др. Всё, что в понятии вашего малыша является настоящими сокровищами. И невзначай оставьте карапуза наедине с волшебным мешком. Обязательные условия: не забывайте время от времени содержимое мешка обновлять и не давайте его ребёнку слишком часто.
Интересно, надолго ли содержимое шкафа увлечёт карапуза?
Заветный шкаф
В пределах досягаемости крохи «случайно» забудьте закрыть дверцу шкафа, за которую он недавно так настойчиво пытался заглянуть. Предварительно, опять же, проверьте, что там не лежит чего-нибудь ценного да опасного. И выйдите из комнаты. Интересно, занятый исследовательской деятельностью, насколько долго малыш не будет замечать, что вас-то рядом с ним нет.
Мамина сумка
Какой карапуз не мечтает навести порядок в маминой сумке? Так предоставьте своему крохе такую возможность. Правда, сначала сами проведите в ней ревизию и оставьте лишь то, чего вам не жалко и что полностью безопасно для маленького естествоиспытателя. Сумка вряд ли заменит вас полностью, но на некоторое время малыш ею, определённо, удовлетворится.
Не ожидайте мгновенных результатов. Ребёнок, бесспорно, научится играть самостоятельно. Но на это уйдёт некоторое время. У кого-то больше, у кого-то меньше. Это зависит от темперамента малыша. А также от вашей компетентности в данном вопросе и от вашего же терпения.
Вы должны соблюдать некоторые обязательные условия, приучая кроху проводить время без вас.
Во-первых, карапуз во время любого обучающего процесса должен хорошо себя чувствовать и находиться в хорошем расположении духа.
И, во-вторых, игра в одиночестве для крохи не должна стать испытанием – соблюдайте меру, не нужно настаивать, если малышу подобный ход событий не нравится.
В 3-4 года ребёнок начинает играть в ролевые игры, строить более сложные сюжетные линии
Развиваем воображение
Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш малыш научится фантазировать вместе с вами. Уже с годовалого возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.
Время от времени в играх с дочкой я использовала подобные образы и к 2 годам заметила, что она стала фантазировать сама, придумывать совершенно новые ассоциации, которым я ее не учила. Так, например, Тася брала в каждую руку по палке и, скрестив их, водила одной палкой по другой, а нам говорила, что играет на скрипке. Или клала открытую с одной стороны коробку на бок, садилась перед ней и говорила, что смотрит телевизор.
Игры для детей 3-4 лет
С накоплением игрового опыта (а это, примерно, годам к трём-четырём) ребёнок готов перейти к новой форме самостоятельной игры – сюжетно-ролевой. Мама-папа при этом могут предлагать новые сюжеты, помогать малышу выстраивать более сложные комбинации.
Во что играют дошколята?
- С куклами (в дочки-мамы, в семью, в больницу, в магазин, в разные профессии).
- С машинами (в грузоперевозки, в такси, в автосалон, в парковку).
- Со зверями (в ферму, в цирк, в зоопарк).
- Со спортивными игрушками (эстафеты, турниры, тренировки).
- Обыгрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.
- Любят играть в игры со сменой нарядов.
Родители могут быть партнёрами, советчиками или сторонними наблюдателями, но правила игры всегда должен устанавливать сам малыш. Для игр по правилам наступит ещё своё время
В этом возрасте главное условие для родных – не навязывать своё видение. В 3-4 года не нужно ограничивать фантазию малыша. Вы можете быть партнёром или сторонним наблюдателем, советчиком. Но правила при этом должен устанавливать ребёнок.
И помните, чем больше с крохой играют, тем ярче проявляется у него интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно.
Условия и приемы для обучения ребенка самостоятельной игре
Правильный подбор игрушек
Главным условием, от которого зависит развитие самостоятельной игровой деятельности ребенка, выступает правильный подбор игрушек. Какие же игрушки подойдут малышу раннего возраста? Конечно же, это будут кубики, мячи, качели, юла, пирамидки, неваляшки, матрешки, машинки, обручи, коляски, детская посуда и мебель, куклы и т.д. Главное, чтобы все игрушки были изготовлены из качественного материла, легко мылись, были яркими и эстетически привлекательными.
Пример взрослых и подражание
Еще одним условием успеха в развитии самостоятельной игровой деятельности является показ взрослым действий с игрушками. Несмотря на то, что мы говорим о самостоятельной деятельности, ребенок в этом возрасте все еще очень зависит от помощи со стороны взрослого: что-то ему нужно подать, что-то открыть, что-то для него нарисовать. Но постепенно малыш, видя действия взрослого, копирует их и переносит в собственную деятельность.
Помощь по дому
Для становления самостоятельной игровой деятельности малыша большое значение имеет также обогащение его впечатлений. С этой целью следует привлекать ребенка к любой посильной работе, например, полить цветы, протереть пыль, расставить чашки и т.д. Результатом такого привлечения к труду будет использование полученного опыта в игре.
Создание игровых ситуаций
В процессе организации и руководства игровой деятельностью ребенка следует продумывать усложнение условий, в которых она осуществляется. Для этого следует применять особое сочетание методических приемов обучения: сначала все действия с игрушками выполняются на основе совместных действий (рука в руке), затем — сопряженных (пошаговое повторение), после чего только напоминание некоторых действий. Отличным методическим приемом, стимулирующим игровую деятельность малыша, является создание проблемных ситуаций
Например, можно обратить внимание малыша на то, что его кукла испачкалась. Сопровождать это можно следующими словами: «Машенька, твоя кукла Катя испачкалась
Где же у нас мыло и полотенце?» Таким образом, вы не сообщаете малышу о том, что нужно куклу вымыть, а побуждаете его совершить воображаемые действия с игрушкой.
Правила игры
В процессе руководства самостоятельной игровой деятельностью ребенка раннего возраста следует обращать пристальное внимание и на формирование волевых качеств личности. Так, всегда нужно учить малыша доводить начатое дело до конца, действовать по правилам, бережно обращаться с игрушками, складывать их на место и т.д
Растет ребенок, появляются новые игры и игрушки, усложняются игровые действия, увеличивается самостоятельность. Но вы должны помнить, что это не возникает спонтанно, а только при правильном руководстве с вашей стороны.
Если взрослые правильно организовали самостоятельную игру ребенка раннего возраста, то результатом будут отличное настроение, положительные эмоции, адекватное использование игрушек, доброжелательное отношение ко взрослым и сверстникам.