Современные теории и методики речевого развития детей

Речь играет важную роль в психологическом и социальном становлении ребенка. Нарушения в данной сфере приводят к замедлению формирования познавательных процессов, возникновению сложностей с усвоением школьной программы, делают малыша замкнутым и нерешительным.

Чтобы минимизировать вероятность появления подобных проблем, необходимо знать методики развития речи детей дошкольного возраста.

Этапы развития речи у детей от рождения до школы

Речь человека развивается поэтапно. Ее становление начинается с самого рождения. Отечественный психолог и лингвист Алексей Леонтьев выделил ряд важных этапов формирования речи, через которые проходит малыш: подготовительный, преддошкольный и дошкольный.


Подготовительный охватывает отрезок времени от рождения до года, он подразделяется на 3 этапа:

  1. крик. С его помощью новорожденный общается с окружающими людьми. Это первая голосовая реакция. Ею ребенок говорит маме о своем дискомфорте. Благодаря крику тренируются артикуляция, голос, дыхание;
  2. гуление. Длится до шестимесячного возраста. Младенец воспроизводит определенные звуки, их вариации (а-гы, бу-у-у, а-гу). На этом этапе важно поддерживать желание ребенка общаться. Для этого родителям следует повторять сказанное малышом;
  3. лепет. Этот этап длится до года. Является завершающей стадией подготовки младенца к полноценной речи. Дети начинают произносить повторяющиеся слоги (ма-ма, ва-ва, ба-ба, да-да, па-па). Сначала простые слова ребенок выговаривает неосознанно. Но уже к 10-12 месяцам дети начинают осмысленно употреблять «ма-ма», «ба-ба» и т.п.

Преддошкольный этап закачивается, когда груднички начинают осознанно произносить первые слова. Он длится с 12 месяцев до 3 лет. Первые детские слова носят обобщающий характер. Например, «дай» может означать просьбу, желание или предмет. Поэтому малыша пока понимают только члены семьи.

С полуторагодовалого возраста дети начинают выговаривать слова полностью, а не в усеченной форме. Продолжает пополняться лексикон. Малыши пытаются складывать простые слова в предложения без предлогов. Например, «Маша ам-ам» означает, что Маша хочет есть. К трем годам в речи формулируются вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?».


Малыши до трех лет активно пользуются жестами

Ребенок учится использовать предлоги, согласовывать слова в падеже, числе, роде. Четырехлетние дети уже общаются при помощи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Дошкольный этап формирования речи длится с 3 до 7 лет. Это время активного пополнения лексикона.

К концу дошкольного периода малыши правильно выговаривают все звуки и имеют широкий кругозор.

Методики речевого развития в детском саду

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Существует множество приемов обучения малышей. Одной из популярных считается методика Алексеевой М.М. и Яшиной В.И.

Методика предполагает поэтапное обучение речи:

  • наполнение лексикона;
  • правильное воспроизведение звуков;
  • грамматическое построение предложений;
  • обучение ведению монологов, диалогов.

В методике развития речи Яшиной В.И. применяются такие приемы:

  • словесные (осуществляется путем бесед, чтения, рассказов);
  • наглядные (реализуется при помощи обследования предметов, знакомства с рисунками, фотографиями);
  • практические (это театральные игры, рисование, конструирование, хороводы).

Методика развития речи Яшиной В.И. и Алексеевой М.М. предполагает использование таких словесных приемов:

  • проговаривание;
  • образец речевого общения;
  • повторение;
  • указание;
  • объяснение;
  • вопрос.


Чтение сказок и рассказов – отличный способ пополнения словарного запаса

Группы в дошкольных учебно-воспитательных учреждениях делятся на младшие, средние и старшие. Продуманная речь специалиста используется как образец для подражания. Чтобы мотивировать ребенка активно общаться, воспитатель подчеркивает его положительные качества, достижения. Словарные недочеты принято исправлять корректно и аккуратно.

В младших группах

Методика развития речи ребят предполагает освоение слов, понимание их смысла, ассоциацию. В младших группах, как правило, проводят занятия в виде игры. Запоминание слов происходит при изучении окружающего мира, разглядывании рисунков, игрушек и прочих предметов.

В это время воспитатель произносит звуки, ассоциируя их с определенным объектом. Слуховые занятия чередуются с выполнением артикуляционных упражнений. Для тренировки речевого аппарата воспитатель просит ребят улыбнуться, высунуть язык, провести им по верхним зубам, а затем надуть щеки.

Методика трехлетних малышей направлена на обучение правильному произношению звуков. Ребята учатся слышать и выговаривать согласные и гласные буквы. Дети часто путают шипящие и глухие звуки, пропускают их.

В садиках нередко проводят игры на дедукцию: «Завариваем чай», «Угадай, что спрятали», «Режем салат» и др. В ходе таких занятий ребенок учится не только разговаривать, но и выполнять действия с предметами. Также задачей воспитателя является создавать ассоциации для правильного формирования речи. С этой целью проводятся игры на количество.

В средних и старших группах

В средних и старших группах используют методику сравнения и коррекции речевых нарушений. Многократное повторение словесного элемента дает ребенку возможность запомнить звук и научиться произносить его правильно. Воспитатель объясняет суть и значение разных явлений, предметов. Это позволяет быстрее запомнить слова.


Задачей специалиста является закрепить освоенные навыки и сформировать разговорную речь у ребенка. Малышам предлагается вести связный диалог, слушать и поддерживать беседу. Проводятся простые занятия взаимосвязи и структуры предложений.

Для построения морфологической речи используются такие приемы:

  • чтение литературы;
  • разучивание стихов;
  • постановка театральных сцен.

Методика становления речи Стародубовой Н.А. предполагает проведение обучающих коллективных занятий, направленных на воспитание усидчивости, оценку речевого уровня, творческих качеств. В средних и старших детсадовских группах малыши много общаются со сверстниками, используют речевые обороты, навыки. Участие в играх более взрослых детей способствует быстрому становлению речи.

Но такое объединение должно проходить под контролем воспитателей. Ведь некоторые старшие ребята могут дразнить и обижать малышей, смеясь над их еще неотработанной речью. Это негативно влияет на процесс развития. Лексикон малышей пополняется за счет рассказа-описания. Методическая система дает возможность развить воображение, память.


Игры по описанию включают:

  • рассматривание предмета;
  • выделение его особенных черт;
  • определение составляющих предмета относительно друг друга;
  • нахождение мелких составляющих;
  • повторное восприятие.

Шестилетние дети должны уметь воссоздавать образы вещей в памяти, отвечая на вопросы воспитателя. Малыши способны рифмовать слова, сочинять простые стишки, составлять логически осмысленные рассказы.

Значение языкового развития детей

У маленьких детей языковое развитие совпадает с развитием мысли. Когнитивные навыки стоят рядом с языковыми, поэтому ребенок, который прикладывает усилия в развитии языка, будет также усерден и при изучении других учебных предметов и областей развития.

Язык – это общение, как выразительное, так и рецептивное. На выразительном языке говорят или общаются с помощью языка жеста. Рецептивный язык – это речь или информация, которую передают или понимают.

Влияние речи на письмо и чтение

Речь и грамотность (письмо и чтение) развиваются вместе. Ранние навыки речи и грамотности развиваются за несколько лет перед тем, как ребенок пойдет в школу и будет нуждаться в социальном взаимодействии и окружении, которое вовлечет ребенка в общение. Ранее эксперты считали, что у ребенка развитие языковых навыков происходило вразброс, а затем только приобреталась грамотность. Однако сейчас мы допускаем, что эти навыки взаимосвязаны и что ребенок не развивает их в изоляции от других.

Влияние речи на успехи в школе

Развитие речи ребенка непосредственно влияет на его успехи в школе. Это один из лучших способов предсказать, какие у него будут достижения в школе. Когда у ребенка выдающиеся навыки в речи, это влияет и на все другие учебные предметы. По существу чтение имеет непосредственное отношение к печати, и ребенок способен воспринимать эти написанные символы и придавать им смысл из-за раннего языкового развития.

Влияние речи на эмоциональное развитие

Развитие языка также важно и в способности ребенка выражать и передавать эмоции. Это начинается с лепетания и воркования младенца и связью, которая строится между ребенком и его воспитателями. Ранняя речь состоит больше из криков, выражающих потребности, и постепенно уступает место большей вербализации. Когда языковое развитие ребенка улучшается, обычно эмоциональных всплесков и истерик становится меньше. Ребенку, который может выражать эмоции через слова, будет легче справиться со школьными и учебными задачами, и он будет более успешен в школьной социальной среде.

Методика Ушаковой

Методика Ушаковой развития речи детей дошкольного возраста достаточно известная и эффективная. В ее основу включено усвоение простого материала, элементарных техник, с последующим переходом к более трудным занятиям.

Усложнение задач для малыша проводится поэтапно и незаметно. Уже после четырех занятий можно увидеть положительные результаты в становлении речи.


Большую роль в становлении речи младенца играют его родители, поэтому матерям даются такие рекомендации:

  • правильно разговаривать с ребенком;
  • просить малыша повторять несложные слова;
  • во время игры называть предметы;
  • регулярно рассказывать сказки, читать вслух детские книги;
  • при неправильном произношении слов ребенком пытаться исправлять ошибки.

Методика Ушаковой предполагает индивидуальный подход. При разработке программы учитываются особенности здоровья, генетика, уровень развития, возраст малыша, его навыки и умения.

Речевые упражнения

Для развития речи рекомендуется выполнять специальные упражнения. Проводить занятия можно в форме игры, чтобы заинтересовать ребенка.

Эффективные речевые упражнения:

  • поиск предмета. Перед малышом ставят минимум три игрушки. Просят его отвернуться и в этот момент прячут одну из вещей. Затем взрослый предлагает назвать, описать, какого предмета не хватает;
  • сравнение картинок. Показать малышу рисунок с изображенными животными. Попросить его провести анализ. Например, жираф большой, а собачка маленькая;
  • имитация голосов птиц и животных;
  • запоминание скороговорок, чистоговорок;
  • название предметов в единственном и множественном числе;
  • описание сказки по картинке;
  • поиск слов на предложенную букву;
  • рифмование слов.

Монологическая речь

Высказывание одного человека обращенное к слушателям называют монологической речью или монологом.

Признаки подобной формы речи:

  • продолжительность;
  • объем;
  • структура;
  • легко изменяемая тема высказывания.

Существуют два типа связного монолога:

  • адресованный слушателям (доклад, лекция, выступление на публике);
  • обращенный к себе, т.е. не предполагающий ответной реакции.

Владение монологической речью предполагает определенные умения:

  • использование речевых конструкций для толкового выражения своих мыслей;
  • повествовательные и описательные сообщения по теме, используя сюжетные картинки;
  • составление описательных текстов соответственно плану.

Методика развития монологической речи

Методика обучения связной монологической речи предполагает:

  • формирование у обучаемых определенных навыков выражения своих мыслей с помощью усвоенных материалов;
  • совершенствование навыков с помощью опорных упражнений.

Любые виды монолога – рассказ, описание, пересказ – предполагают некую опору.

Под опорой понимают:

  • ситуации;
  • подготовленный материал (вопросы, описания);
  • готовые тексты;
  • наглядные ситуации;
  • готовые конструкции;
  • логические схемы.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: