В ЭТОЙ СТАТЬЕ
- Задержка речевого развития у детей
- Нарушения зрения у детей
- Задержка моторного развития у детей
- Социальная и эмоциональная задержка развития
- Задержка когнитивного развития
Каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Границы того, что считается нормой возрастных особенностей малыша, довольно условные. Об этом нужно помнить маме, которая пристально наблюдает за ростом своей ненаглядной крохи. Но не лишним будет узнать о возможных признаках задержки развития ребёнка (речевых и психических), которые должны насторожить родителей. Такие симптомы могут говорить о проблемах в одной или нескольких сферах эмоционального, умственного или физического развития. Если ребёнку будет поставлен диагноз, это ещё не повод для паники. Главное — вовремя принять меры, чтобы помочь малышу преодолеть трудности в будущем или даже наверстать упущенное.
Признаки и симптомы задержки развития ребёнка
Существует множество типов отклонений в развитии младенцев и детей младшего возраста. Они включают в себя проблемы с:
- языком и речью;
- зрением;
- моторно-двигательными навыками;
- социальными и эмоциональными навыками;
- когнитивными способностями.
Нарушения могут встречаться в отдельных сферах или во всех сразу. Тогда идёт речь об «общей задержке развития ребёнка». Она возникает по одной из причин:
- генетические нарушения, например, синдром Дауна;
- алкогольный синдром плода (фетальный алкогольный синдром), вызванный употреблением алкоголя матерью во время беременности;
- синдром ломкой Х-хромосомы — наследственная причина когнитивных нарушений;
- серьезные проблемы со здоровьем, которые связанные с недоношенностью плода и проявляются сразу после рождения ребёнка;
- другие неустановленные причины.
Рассмотрим подробней симптомы различных нарушений развития, которые могут возникнуть с момента появления малыша на свет до 2-х летнего возраста. Также поговорим о факторах, что стали причиной патологии, и о возможных методах лечения.
Причины
Этиология ЗПР включает в себя целый ряд причин, способных ее вызвать:
- Генетическая предрасположенность;
- Хронический стресс;
- Патология беременности;
- Минимальная дисфункция головного мозга (преходящее нарушение функций нервной системы, которое хорошо поддается лечению, прогноз благоприятный);
- Обменные нарушения;
- Аномалии кровеносных сосудов;
- Церебральные нарушения;
- Интоксикация;
- Перенесенные вирусные или бактериальные заболевания;
- Органические поражения.
Последние встречаются гораздо реже, однако необходимо провести комплексное обследование, чтобы найти истинную причину заболевания.
ЗПР – это пограничное расстройство психомоторной сферы, то есть является чем-то средним между нормой и патологией. При благоприятной обстановке в семье, регулярной работе с ребенком, уменьшением воздействия на малыша раздражающих факторов и выполнение всех врачебных рекомендаций, ЗПР способна исчезнуть самостоятельно без применения медикаментозных средств.
Стоит отметить тот факт, что нарушение психомоторного развития ребенка, как и при минимальной дисфункции головного мозга, носит преходящий характер. При своевременной и грамотной терапии клиническая картина сглаживается и позволяет малышу жить нормальной жизнью, ничем не отличаясь от своих сверстников.
Задержка речевого развития у детей
Проблемы с речью у детей — очень распространённое явление. Речь является словесным выражением мыслей с помощью слов. Язык — более широкое понятие, включающее систему символов для передачи и получения информации. Сюда входит и общение с помощью языка жестов.
Возможные причины задержки речевого развития ребенка
Речевые расстройства могут иметь место в случаях:
- когда малыша учат разговаривать сразу на нескольких языках — это может негативно сказаться на развитии речи детей младшего возраста, но никак не относится к школьникам.
- неспособности ребёнка к обучению;
- жестокого обращение с детьми, отсутствии заботы;
- дизартрии — проблемы с мышцами речевого аппарата, которые отвечают за звукопроизношение;
- тяжёлых проблем со слухом, которые могут быть вызваны инфекциями среднего уха или некоторыми лекарствами, травмами или генетическими нарушениями.
- расстройства аутистического спектра — группы неврологических нарушений, которые проявляются в общении, социальном взаимодействии и когнитивных навыках ребёнка.
- других нарушений, не исследованных наукой.
Способы лечения задержки речевого развития ребенка
Если ты или твой педиатр заподозрили у малыша задержку речевого развития, следует обязательно обследовать ребёнка. Для начала необходимо проверить слух, а после этого посетить логопеда. Он осмотрит язык ребёнка, оценит произношение звуков. Возможно, порекомендует малышу упражнения при задержке речевого развития в домашних условиях или курс логопедических занятий. В случае незначительных нарушений специалисты рекомендуют:
- больше общаться с ребенком — разговаривайте, пойте вместе, пускай он повторяет за тобой слова и фразы;
- ежедневно читай ребенку книги;
- регулярно тренируй речь;
- в случае инфекции в среднем ухе — пройти лечение.
Признаки задержки речевого развития
Проконсультируйся с врачом, если замечаешь за ребенком хотя бы один из нижеперечисленных симптомов. Также сообщи доктору, если малыш внезапно утратил способности, усвоенные ранее.
Итак, помощь специалиста необходима, если ребёнок:
В 3-4 месяца:
- не реагирует на громкие звуки;
- не издаёт лепет;
- начинает лепетать, но не пытается имитировать звуки (в 4 месяца).
В 7 месяцев:
- не реагирует на звуки;
В 1 год:
- не говорит ни одного отдельного слова (например, «мама»);
- не понимает значения слов, таких как «пока» или «нет».
В 2 года:
- не имеет в словарном запасе как минимум 15 слов;
- самостоятельно не использует в речи фразу из двух слов; может только повторять слова, если его попросят;
- разговаривает только в случае необходимости.
Нарушение зрения у детей
До 6 месяцев новорожденный видит предметы в размытом виде. У полугодовалых малышей уже развивается координация зрения обоих глаз. Но иногда этого не происходит, или появляются другие проблемы с глазками.
Возможные причины нарушения зрения у ребенка
У детей часто встречаются рефракционные нарушения зрения, такие, как близорукость и дальнозоркость. Бывают и проблемы другого рода:
- амблиопия (ленивый глаз) — нарушение зрения в одном глазу;
- врождённая катаракта — помутнение хрусталика глаза или другая наследственная проблема. К счастью, такое состояние встречается редко;
- ретинопатия недоношенных — заболевание глаз, которым иногда страдают дети, родившиеся раньше положенного срока;
- косоглазие — нарушение положения глаз.
Способы лечения нарушения зрения у ребенка
Если вовремя обратиться за врачебной помощью, можно скорректировать многие проблемы со зрением. В зависимости от вида и причины нарушения, ребенку могут потребоваться:
- очки или контактные линзы;
- специальные очки;
- хирургическая операция;
- глазная повязка.
Признаки нарушения зрения у малышей
Посети врача, если ребёнок:
В 3 месяца:
- не следит глазками за движущимися объектами;
- не обращает внимание на свои руки (с 2-х месяцев);
- имеет проблемы с движением одного или обоих глаз в любом направлении;
- большую часть времени косит глазками.
В 6 месяцев:
- один или оба глаза все время смотрят во внутреннюю или наружную стороны;
- испытывает постоянное слезотечение или сухость глаз;
- не следует взглядом за объектами вблизи (на расстоянии 20-30 см) или, расположенными на расстоянии 2-х метров.
Если ребёнок потерял любой зрительный навык, приобретённый ранее, также сообщи об этом доктору. Если педиатр заподозрит у малыша проблему с глазками, он, скорее всего, даст направление к офтальмологу для уточнения диагноза.
Задержка моторного развития у детей
Проблемы в развитии моторных навыков могут проявиться в трудностях с движениями крупной моторики — таких, как ползанье и ходьба, или мелкой — например, охват пальцев при пользовании ложкой.
Возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой
У детей, родившихся преждевременно, развитие двигательных мышц может происходить в замедленном темпе.
Другие возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой:
- атаксия — расстройство, при котором нарушается координация мышц;
- церебральный паралич — состояние, вызванное повреждением головного мозга плода в утробе;
- когнитивные нарушения;
- миопатия — болезнь мышц;
- проблемы со зрением;
- спина Бифида — генетическая патология, вызывающая частичный или полный паралич нижней части тела
Способы лечения проблем с моторикой детей
Врачи обычно рекомендуют стимулировать физическую активность ребёнка в повседневной жизни. Если случай сложный, могут потребоваться сеансы физиотерапии. Определенные виды физической или трудовой терапии помогают преодолеть трудности с мелкой моторикой или сенсорными нарушениями.
Симптомы задержки моторных навыков
Чтобы обнаружить болезнь на ранних сроках, будь внимательна к возможным симптомам двигательных нарушений. Кроме того, наблюдай, не перестал ли ребёнок в какой-то момент выполнять уже знакомые ему действия.
Осмотр специалиста необходим, если малыш:
В 3-4 месяца:
- не пытается достать и схватить предмет, не может его удержать;
- плохо держит голову;
- не подносит предметы ко рту (в 4 месяца);
- не отталкивается ногами, когда они упираются в твердую поверхность (в 4 месяца).
В 7 месяцев:
- имеет сильно жесткие или наоборот, слишком гибкие мышцы;
- запрокидывает голову назад, когда сидит;
- тянется к предметам только одной рукой или не тянется вовсе;
- не может поднести предмет ко рту;
- не переворачивается в любом направлении (с 5-и месяцев);
- не может сидеть без посторонней помощи (с 6-и месяцев);
- не упирается ногами на стопу, когда вы поднимаете его в вертикальном положении.
В 1 год:
- не умеет ползать;
- тащит одну руку или ногу во время ползания;
- не может стоять у опоры.
В 2 года:
- не ходит (до 18 месяцев);
- не становится при ходьбе с пятки на носок, или ходит только на цыпочках;
- не может толкать игрушку на колёсиках.
Как распознать задержку психического развития у детей?
Ребёнок может испытывать проблемы взаимодействия со взрослыми или другими детьми, которые называются задержками социального и/или эмоционального развития (другими словами – задержка психического здоровья). Обычно такие проблемы проявляются до того, как малыш пойдет в школу.
Возможные причины социальной и эмоциональной задержки
Некоторые отклонения в социальных и эмоциональных сферах вызваны:
- педагогической запущенностью;
- неэффективным воспитанием или проблемой излишней привязанности;
- когнитивными нарушениями;
- другими неизвестными причинами.
Другая распространенная причина задержки социального и эмоционального развития связана с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). Раньше данное нарушение называлось «первазивным расстройством развития» (ПРР), аутизмом, синдромом Аспергера. РАС включает в себя патологии, которые вызывают у ребенка трудности в общении, повторение однообразных действий в поведении и речевые проблемы.
Способы лечения задержки психического развития у детей
Медицинских препаратов, которые бы лечили аутизм, на сегодня не существует. Но коррекционные методы могут включать:
- специальные виды поведенческой и обучающей терапии;
- лекарственные препараты, которые помогут при проблемном поведении.
Ранняя диагностика патологии может значительно помочь ребёнку. В некоторых случаях применяется игровая терапия или методики, которые развивают привязанность между малышом и родителями.
Признаки эмоциональной или социальной задержки развития
Когда нужно обращаться к доктору? Обрати внимание на симптомы, перечисленные ниже, а также наблюдай, не теряет ли ребёнок в поведении уже приобретённые навыки. Тебя должно насторожить в действиях малыша следующее:
В 3 месяца:
- не улыбается людям;
- не обращает внимание на новые лица или пугается их;
В 7 месяцев:
- отказывается обниматься;
- не проявляет привязанности к родителям;
- не любит находиться среди людей;
- беспокойно ведёт себя ночью (с 5-и месяцев);
- улыбается только по просьбе (с 5-и месяцев);
- не смеется и не визжит (в 6 месяцев);
- не проявляет интереса к играм в прятки (в 8 месяцев).
В 1 год:
- не контактирует с помощью звуков, не отвечает на улыбку или мимику (в 9 месяцев);
- не делает машущих движений руками, не пытается достать предмет и не указывает на него.
Профилактика
Задержка психомоторного развития, прогноз излечения которой в большинстве случаев благоприятный, требует особого подхода, длительного комплексного воздействия, динамического наблюдения специалистов. По прогнозам ученых, количество детей с ЗПР будет продолжать расти, если игнорировать меры профилактики:
- планировать беременность с целью исключения наследственных аномалий, нарушений формирования и созревания ЦН системы;
- регулярно наблюдаться у специалиста в период гестации, своевременно выявлять системные заболевания;
- уделять внимание психоэмоциональному состоянию детей, заниматься их развитием.
Родители должны знать возрастные особенности ребенка, нормы, признаки аномалий формирования психических, эмоциональных, речевых навыков и своевременно отмечать их, обращаясь за профессиональной помощью.
Задержка когнитивного развития ребенка
Когнитивные расстройства связаны с мыслительными способностями. У ребёнка могут быть сложности с концентрацией внимания, памятью, воображением, принятием простых решений.
Возможные причины мыслительных способностей у детей
К отклонениям в когнитивной сфере приводят:
- различные трудности в процессе обучения;
- воздействие алкоголя или токсических веществ, таких как свинец, на плод во время беременности и после рождения ребёнка;
- педагогическая запущенность в младенчестве или в раннем детстве;
- Синдром Дауна и другие генетические расстройства;
- отклонения аутистического спектра;
- серьезные проблемы со здоровьем у новорожденного;
- другие неизвестные причины.
Способы лечения
Как и в случае других проблем в развитии ребёнка, своевременное обращение к специалистам поможет успешно скорректировать нарушения. Регулярные занятия дают положительные результаты в развитии определенных когнитивных навыков. Педагоги и терапевты проводят игровую или поведенческую терапию, а также дают рекомендации родителям, как заниматься с ребёнком дома.
Признаки когнитивных задержек
Покажи ребёнка специалисту, если он:
В 1 год:
- не ищет предметы, которые родители спрятали в присутствии малыша;
- совсем не использует жестикуляцию, например, не машет рукой;
- не указывает на предметы, картинки;
В 2 года:
- не понимает предназначения простых предметов, например, расчески, телефона или ложки;
- не выполняет простые инструкции;
- не повторяет слова и действия.
Наблюдая за развитием когнитивных способностей, также следи за усвоенными навыками ребёнка. Если в какой-то момент он внезапно перестал выполнять привычные действия — сообщи врачу.
Заключение
Помни, все дети — разные и могут иметь индивидуальные особенности в характере и поведении. Истинные патологии развития ребёнка может определить только специалист. Большинство отклонений в детском возрасте не являются сложными, и проходят с возрастом. Но даже если у ребёнка серьёзный диагноз, не стоит сильно расстраиваться. Главное — вовремя найти хорошего специалиста и чётко следовать его рекомендациям. Регулярно проходи с ребёнком медицинский осмотр, во время которого врач оценит состояние ребенка и прогресс от лечения. К счастью, именно в раннем детстве успешно корректируются многие проблемы в развитии.
Диагностика
Врач-невролог собирает тщательный анамнез, узнает о вредных привычках матери, возможной патологии беременности и перенесенных вирусных заболеваниях. Затем идет неврологический осмотр, включающий в себя проверку рефлексов, исключение патологии опорно-двигательного аппарата и выявление психоэмоционального неблагополучия. Для исключения органических дефектов и опухолевого поражения назначают МРТ головного мозга. Патологическую нервную импульсацию исключают путем проведения ЭЭГ, нейросонограммы. Возможно проведения РЭГ и рентгена черепа. Исключив грубую сопутствующую патологию, врач-невролог оценивает психомоторное развитие ребенка, сопоставляя его с клинической картиной, указанной в статье выше.