Дошкольное обучение – это не только подготовка ребенка к школьным занятиям, но и создание максимально комфортных условий для разностороннего и гармоничного развития личности, тренировки фантазии, памяти, логического мышления, аналитических способностей. Одни родители выбирают самостоятельную работу, другие предпочитают доверять раннее обучение ребенка специальным детским центрам развития интеллекта, где преподаватели работают по известным программам. Что способствует всестороннему развитию ребенка? Какие методики применяются педагогами и в чем преимущества каждой из них?
Важность дошкольного развития ребенка
Развитие ребенка в раннем возрасте заключается в создании необходимых условий, которые содействуют продуктивному усвоению знаний и навыков. К таким факторам относится организация окружающей среды – наполнение пространства предметами, развивающими слуховую и зрительную память. Также ребенка с раннего детства нужно знакомить с литературными и музыкальными произведениями, которые оказывают большое влияние на формирование его художественного вкуса в будущем. Очень важно стимулировать развитие детской речи. Для этого родителям и всей семье необходимо активно общаться с ребенком, озвучивать свои действия, пользоваться специальными учебными материалами. Способности ребенка рекомендуется развивать с раннего возраста, чтобы в школу он пошел подготовленным. Тогда большие учебные нагрузки не станут для него стрессом, малыш будет умело справляться с поставленными задачами и получать удовольствие от процесса обучения. Дети, которые занимаются в раннем возрасте по известным методикам, отличаются более высоким и серьезным уровнем интеллектуального развития. Образовательные программы позволяют еще в дошкольном возрасте определить склонности и задатки малыша. Занятия в детских развивающих центрах способствуют активной социализации ребенка, учат выстраивать отношения в коллективе и выражать свою точку зрения.
Буквограмма
На методику развития речи детей родители также нередко обращают внимание. Ведь все папы и мамы стремятся к тому, чтобы у их чада речевой аппарат развивался правильно. Настоящим помощником для таких родителей станет «Буквограмма». Это программа, разработанная С. Шишковой. Ее автор является кандидатом психологических наук.
При создании своей теории и методики развития речи у детей С. Шишкова использовала принципы дефектологии, логопедии и нейропсихологии. Рассчитана ее система на детей дошкольного возраста, неусидчивых и слабо концентрирующихся на материале, а также на подростков. Основной целью использования этой методики является активизация внимания и памяти ребенка с одновременной корректировкой всех видов речи. Подобные задачи решаются при проведении включенных в программу увлекательных занятий. При этом проведение умственной работы чередуется с выполнением физических упражнений и тренировкой дыхания. Программа Шишковой состоит из двадцати занятий, выполнять которые необходимо регулярно.
Судя по отзывам родителей, подобная методика является довольно эффективной. Она позволяет за короткие сроки развить у ребенка речь, память и внимание.
Популярные методики
Существует несколько проверенных временем методик дошкольного развития детей, которыми пользуются родители при самостоятельной работе и детские развивающие центры на занятиях. Но никакая методика не будет идеальной, так как каждый ребенок – это индивидуальность со своими психофизическими особенностями. То, что будет подходить одному ребенку, станет совершенно непонятным другому. Родители при выборе системы должны тщательно изучить преимущества и недостатки каждой из них.
Методика Марии Монтессори была разработана в 20 веке. Она направлена на раскрытие умственного потенциала ребенка и его творческих способностей. Базовым принципом программы является отказ родителей и педагогов от вмешательства в деятельность ребенка до тех пор, пока он сам не попросит о помощи. В традиционном варианте методика предлагает занятия для детей от трех лет. Достоинствами системы являются воспитание самодисциплины, организованности и чувства ответственности, а также широкий выбор развивающих пособий. Особенностью методики является упор на логическое мышление, поэтому творческим личностями будет сложнее осваивать по ней навыки, а также отказ от формата ролевых игр, дорогостоящие расходные материалы.
Вальдорфская школа делает акцент на развитии фантазии и воображения ребенка, поэтому художественная деятельность здесь является главной. Согласно методике, дети не решают интеллектуальные задачи до 7 лет, на уроках не ставятся оценки. Образовательный процесс максимально комфортный и все внимание уделяется творчеству.
Методика Глена Домана базируется на четырех составных частях: энциклопедические знания, чтение, физическая культура и счёт. Задача родителей состоит в полноценной реализации физических возможностей малыша. Главным материалом для занятий являются карточки, на которых изображены точки, растения и животные, птицы, знаменитости и простые арифметические действия. Большими плюсами системы являются активная вовлеченность родителей в учебный процесс, развитие внимания ребенка.
Методика Зайцева отводит главную роль игровой деятельности. Это способствует развитию физических и психологических данных ребенка. Дети легко включаются в занятия, так как для них создается располагающая обстановка. Им не запрещено топать ногами, менять игру, переключаться и ярко проявлять свои эмоции. Но такая форма обучения не является развлечением. Она эффективна потому, что ребенок лучше усваивает новые знания и учится выбирать подходящую деятельность. По такой системе можно заниматься как в домашних условиях, так и в группах в дошкольных учреждениях. Методика отличается широким возрастным диапазоном и упорным развитием навыков письма.
Методика Никитиных не рекомендует ограничивать детей в приспособлениях, а давать им возможность экспериментировать. Родители помогают ребенку преодолевать трудности, но малыши сами выбирают интересующую их деятельность. В основе системы лежит игровой формат занятий, она развивает самостоятельность и интеллект ребенка, большое внимание уделяется физическому развитию и совершенствованию логического мышления. Каждая образовательная система имеет ряд своих достоинств и недостатков.
При выборе методики обучения следует ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка. Задача родителей и педагогов внимательно наблюдать за поведением ребенка, его реакцией. Все упражнения в системе должны быть понятными, а само обучение – комплексным. У ребенка необходимо стимулировать интерес, увлеченность, желание познавать и наблюдать. Важно правильно оценивать возможности ребенка, знать нюансы выбранной программы обучения, чтобы занятия демонстрировали положительные результаты.
Метод Дьеныша
Данная методика предполагает развитие у ребенка логического мышления. При проведении занятий с ее применением у малышей формируются математические навыки, аналитические способности и развивается комбинаторика.
Представленный перечень методик раннего развития является далеко не исчерпывающим. Их существует довольно большое количество. Какую из них выбрать для обучения своего малыша, родители должны решить сами.
Всестороннее развитие детей
Многогранность ребенка станет надежным фундаментом для его будущей самореализации. Не следует делать акцент на гуманитарных или математических способностях ребенка, важно развить его память, воображение, творческие задатки, которые могут при грамотном подходе перерасти в способности, а затем – в таланты.
Физическое развитие ребенка заключается в поддержании формы ребенка и его здоровья, интеллектуальное развитие – в совершенствовании творческого и рационального мышления, повышении умственных возможностей. Под социальным развитием подразумевается умение выражать свои мысли и идеи, улучшение коммуникативных навыков, так как невозможно жить в обществе и быть свободным от него. Эмоциональное развитие дает возможность контролировать свои чувства и эмоции, понимать чужие переживания, управлять собой. Творческое развитие ребенка способствует раскрытию его потенциала, а духовное развитие – принятие общеизвестных ценностей, правил и нравственных норм, соблюдение моральных принципов. Вышеперечисленные системы отлично помогают в воспитании гармонично развитой личности. Одной из популярных и востребованных методик является ментальная арифметика.
Дети растут здоровыми и умными
Педагоги-новаторы, Борис и Елена Никитины, воспитали в cемье семерых детей. Их методика воспитания основана на активном применении различных игр в обучении детей, в общении с ними. Методика Никитиных также известна тем, что в воспитании они уделяли огромное внимание и оздоровлению детей, их закаливанию, вплоть до обтирания снегом и купаний в ледяной воде. Никитины сами разработали многие пособия для детей – головоломки, задачи, пирамидки, кубики. Эта методика воспитания с самого начала вызывала противоречивые отзывы, и в настоящее время мнение о ней неоднозначно.
Ментальная арифметика и неоспоримые плюсы методики развития
Ментальная арифметика основана на устных вычислениях. В России методика начала применяться относительно недавно, но уже доказала свою результативность. Ментальная арифметика создает прочную базу для самореализации. Благодаря этому курсу улучшается успеваемость по многим школьным предметам, а также раскрываются самые разнообразные творческие и интеллектуальные способности.
На занятиях ментальной арифметикой у ребенка улучшается зрительная, слуховая и эмоциональная память. Методика учит детей быстро воспринимать новую информацию, у них повышается общий уровень успеваемости в школе. Курсы развивают креативное мышление, творческие задатки, фантазию, внимательность и терпение, формирует лидерские качества и интерес к процессу обучения.
Навыки, которые прививают курсы ментальной арифметики в детской академии развития интеллекта «AMAKids», являются эффективными для интеллектуального развития детей. Возрастная категория – от 5 до 16 лет. Ребенок будет заниматься с профессиональными педагогами, его ждут занятия в игровой форме. Программа разработана таким образом, чтобы дети могли качественно осваивать материал. На первом занятии они могут ознакомиться с физическими и ментальными счетами. В течение месяца дети учатся быстро и правильно решать в уме простые математические примеры, а после двух месяцев занятий ребенок может совместить вычислительный процесс с декламацией стихотворения. На протяжении года ребенок осваивает все правила вычитания и сложения, а по окончанию курса он легко использует свои знания при ментальном счете. Занятия проходят в небольших группах. Максимальное количество участников составляет 10 человек.
Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, он умеет считать от одного до десяти, то у вас есть возможность записаться на пробное занятие!
Особенности исследований Марии Монтессори
Мария Монтессори – итальянский доктор медицины, разработавший уникальный подход к обучению, как ослабленных, так и абсолютно здоровых малышей. Основа системы Монтессори очень проста – для ребенка должны быть созданы идеальные условия, которые помогут ему развиваться и обучаться самостоятельно. Такой подход обеспечивает раннее приобретение важного жизненного опыта, формирует необходимые для определенного возраста сенсорные и моторные навыки.
Полезно: Что должен уметь делать ребенок в три месяца?
Используя в качестве отправных точек впитывающее мышление и повышенную возрастную чувствительность, Мария Монтессори построила схему воспитания, ориентированную на развитие индивидуальности и личности маленького человечка собственными силами.
Базовые рекомендации системы Монтессори:
- Построение обучения вокруг игровой практики.
- Введение занятий по развитию письма, чтения, правильной речи, повседневных навыков, сенсорных показателей.
- Провоцирование подключения собственного мышления ребенка, а не механическое выполнение заданий.
- Мария Монтессори предложила использовать игрушки с большим количеством мелких деталей, что положительно влияет на мелкую моторику детей.
Согласно системе Монтессори, можно выделить следующие закономерности формирования навыков:
- До шестилетнего возраста происходит сенсорное развитие детей.
- До 3 лет формируется восприятие порядка.
- В 1-4 года закладываются движения и действия.
- До 6 лет формируются основы речи.
- После 2,5 и до 6 лет закладываются социальные навыки.
Как утверждает учение Монтессори, потерянное время невосполнимо. Если в один из указанных периодов с малышом не проводить соответствующую работу, то возможность развить важную способность уйдет навсегда.
Похожие материалы:
обучение | форма обучения | методика | институт | контроль | лекции | подготовка | студенты | задание | задача
Статьи
- Страх перед экзаменом: как победить? 27 декабря 2013, 00:00
- Образование за рубежом, не отходя от компьютера 04 апреля 2014, 00:00
- Октябрь, сессия… 31 октября 2015, 23:30
Видео
- Институт красоты Dior 27 января 2009, 19:00
- Лев Гончаров: Идеальная форма рук 12 октября 2009, 00:03
- Idylle от Guerlain. История создания 25 октября 2011, 11:03