Чем занять ребенка в год и старше? Этот вопрос весьма важен для многих родителей, так как в этом возрасте он способен самостоятельно разрисовать обои, диван, другую мебель, налить воды во все шкафчики и другие «приятные» для мамы занятия.
Давайте поможем малышу и предложим ему множество занимательных игр и занятий, которые не только помогут маме немного отдохнуть, но и повлиять на развитие ребенка. Существует 2 вида чем занять ребенка в 1-1,5 года: играть с мамой/другими близкими или самостоятельное времяпровождения.
Развитие детей полутора лет
Ребенок в полтора года продолжает активно изучать окружающее его пространство, причем, как на улице, так и дома.
Этому способствует улучшенная координация движений, а также уровень интеллекта, который существенно превышает тот, что был у крохи в годик.
Физическое развитие ребенка 1 год 6 месяцев несколько замедляется, зато происходит активное становление личности и формирование характера.
Физическое
Достаточный уровень физической активности для полуторагодовалого малыша — залог того, что он научится правильно управлять своим телом, будет совершенствовать координацию движений и приобретенные ранее навыки. Задача родителей — не ограничивать, а обеспечить безопасное пространство, в котором ребенок мог бы развиваться гармонично.
Физические навыки малыша в 18 месяцев:
- уверенно ходит во всех направлениях, минуя препятствия, осваивает бег. При этом, начинает смотреть под ноги, меньше спотыкается и падает, чем несколькими месяцами ранее;
- способен взбираться на мебель, а затем спускаться с нее (стулья, диваны, кровати);
- умеет пинать ножкой мяч;
- сам ест сидя на детском стульчике, пьет из чашки изредка обливаясь;
- отлично ходит по лестнице с поддержкой;
- может бросить мяч рукой;
- чтобы поднять упавший предмет, просто наклоняется, а не садится с ним рядом, как это было ранее;
- активно открывает дверцы шкафов и все оттуда вытряхивает;
- открывает двери в комнаты;
- садится на корточки.
Вес и рост ребенка в полтора года зависит от массы при рождении, особенностей питания, уровня активности и прочих факторов. Средние показатели для мальчиков: 11,7 кг и 82 см, соответственно, для девочек — 11 кг и 80,3 см.
Нервно-психическое
«Я сам!» — именно такому девизу следует малыш в 1 год 6 месяцев, при этом, кроха очень эмоционален и требователен в своих желаниях. В указанном возрасте ребенок активно подражает взрослым, а бытовые предметы использует в качестве игрушек.
Мамина кастрюля с крышкой может оказаться куда более интересной, чем целый мешок ярких развивающих игрушек. Эмоциональная сфера становится более развитой: малыш радуется при встрече с родными, может попытаться успокоить если рядом кто-то заплачет, огорчается когда что-то не получается и т.д.
Крохи способны легко «переключаться», то есть, рыдания по поводу запрета мамы на попытки потрогать горячий утюг, уже через 20 секунд могут смениться задорным смехом. Почти все дети в полтора года обожают танцевать под музыку.
Самый большой страх полуторагодовалого крохи — расставание с близкими. Психологическая уязвимость в этом возрасте крайне высока. Малыш в 18 месяцев с удовольствием рисует на листе бумаги каракули при помощи карандаша, фломастера или ручки.
Основная трудность указанного периода жизни — активное проявление негативных эмоций, к которому далеко не все родители готовы.
Причины могут быть банальными: не дали что-то запретное, не получается построить башенку. Психологи в такой ситуации советуют родителям находить способы быстро отвлечь ребенка и переключить его внимание на что-то другое.
Интеллектуальное
В 18 месяцев происходит большой скачок в развитии речевых навыков. Малыш уже совершает попытки строить словосочетания, понимает смысл почти всех сказанных ему фраз. Выполняет простые просьбы, например: «дай яблоко со стола» или «открой крышку у коробки».
Ребенок в 1,5 года также умеет:
- играть в сортер, правильно подбирая фигурки;
- знает, где кубик, а где — мячик или кирпичик;
- собирает пирамидку;
- показывает предметы по просьбе взрослого;
- знает 2-3 цвета, может отличить понятия «большой-маленький»;
- использует предметы в игре, согласно их назначению;
- умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку;
- проявляет сообразительность, например, если нужно достать предмет на высоте, подставляет стульчик;
- говорит до 40 простых слов;
- пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.
Возраст 18 месяцев идеален для приучения к туалету — если раньше малыш пользовался этим аксессуаром больше интуитивно или вообще не умел этого делать, то сейчас он начинает понимать связь: «хочу в туалет — использую горшок».
Резюме
Предложенные варианты чем занять ребенка в год и 1,5 года обязательно помогут любой маме в развлечении, а также в развитии малыша. Игры доставляют ему удовольствие и являются формой деятельности, в которой он развивается. Обучающие игры приучают детей в год и старше не только слушать, но и слышать, вслушиваться в ваше объяснение, выполнять ваши требования и указания, содействуют формированию общих умственных способностей малышей, воспитывают умение сосредоточить свое внимание, целеустремленно действовать.
Как развивать ребенка?
Развитие ребенка полуторагодовалого возраста должно быть всесторонним. Для пополнения словарного запаса, расширения кругозора и улучшения памяти необходимо использовать книжки, кубики и карточки с изображениями животных, растений, видами транспорта и прочим. Полезно читать малышам стихи, потешки, сказки.
Также помогут в решении вопроса, как развивать ребенка в полтора года, следующие игрушки:
- музыкальные инструменты: пианино, труба, барабан и прочее. Такие игрушки помогут формированию правильного слуха малыша;
- посуда, куклы и мебель для них, наборы фруктов и овощей, фигурки животных. Все это поможет организовать увлекательные сюжетно-ролевые игры;
- шнуровки, простые конструкторы, лабиринты — незаменимые для стимулирования мелкой моторики предметы;
- двигательную активность поможет развить мяч, игрушка-каталка, а также всевозможные качалки (матрешки, неваляшки и прочее);
- сформировать представление о цветах, формах и размерах предметов можно при помощи сортеров, разноцветных стаканчиков, специальных наборов для песочницы, логических кубов и прочего;
- полезен будет и бизиборд, или доска Монтессори. Это популярная игрушка, в которой есть замочки, шестеренки, молнии и прочие предметы, с которыми ребенок встречается в обиходе.
Специалисты советуют обязательно хвалить кроху за любые, даже самые незначительные успехи и достижения.
Дидактические игры — развиваем познавательную активность малыша в процессе игры!
Казалось бы, во что можно поиграть с таким карапузом! Да так, чтобы не только насладиться общением – но и получить полезные плоды – новые знания и умения ребенка. Мы Вам предлагаем несколько развивающих предметных игр, простых, но направленных на достижение высоких целей, вот лишь некоторые из них:
Цель дидактических игр для ребенка:
• Развивать умение ребенка действовать в пространстве, и при этом согласованно или синхронно действовать правой и левой руками; • Обогащать сенсорный опыт малыша, предлагая ему взаимодействовать с разными, по физическим свойствам предметами и игрушками; • Развивать цепкость и силу пальчиков малыша – мелкую моторику его ручонок; • Попробовать выполнять задания с одинаковыми по цвету или величине предметами, ориентируясь на одно из этих свойств; • Попробовать решать задачки: на выбор предмета по его свойству, и при этом – стараться не отвлекаться на не имеющие отношения к заданию, другие свойства предметов – то есть учить целеустремленности.
Примерные методики дидактической развивающей игры:
1. Шарик, колечко, кубик….
Цель: Научить ребенка действовать с предметами в зависимости от их физических свойств, объяснить ребенку. К примеру — надеть на стержень пирамидки — можно только кольцо, а шарик одеть не получится, так как в нем нет отверстия. Сделать башенку из шариков тоже не получится, лучший для этой цели материал – кубики…
Материал: Кольца от пирамидки, круги из картона.
Ход занятия:
- Покажите малышу разноцветные кольца. Прокатывайте по полу вначале одно кольцо, затем второе, третье. Поясните: «Это-колечко. А это — кружок!» (показываете его). Затем покажите как кольцо нанизывается на столбик пирамидки. «Смотри, колечко можно надеть на столбик, а кружок — нельзя, потому что в круге нет дырочки!» (Показ).
- Возьмите вперемешку кольца и круги, раскатите-раскладите по полу. Полуторагодовалому малышу уже можно предложить – сортировать, собирать круги и кольца отдельно. Круги можно складывать в корзиночку, а кольца нанизывать на игрушку-стойку. Поощрите малыша – при правильно выполненном действии, отметьте его результаты.
2. «Подружка-матрешка»
Цель: Учить малыша играть со сборно-разборными игрушками (матрешка).
Материал: Матрешка, внутри нее находится цветной платочек.
Ход занятия:
- Поставьте на стол домик, за которым спрячьте матрешку, и скажите, что в домике живет матрешка. «Давай позовем ее! Матрешка, выходи к нам!».
- «Матрешка приготовила тебе подарок: откроем ее и посмотрим, что она нам принесла!». Покажите, как открывается матрешка (в вертикальном положении). Помогите ребенку открыть матрешку, если у него долго не получается. Направляйте его руку, передайте легкое усилие, накладывая свою руку на его ручку и на матрешку. Либо можно -предварительно внутрь вложить петельку из ленты и с ее помощью подтянуть верхнюю часть игрушки.
- Рассмотрите вместе с малышом платочек, извлеченный из матрешки. Опишите словами его свойства, рисунок.
- Затем предложите малышу закрыть матрешку, вначале совместить ее части, потом крепче соединить нажатием.
Примечание: в последующем можно усложнить игру: используя в ней не одну матрешку – а несколько.
3. «В лес, по грибы…»
Цель: Научить малыша действовать с предметами, учитывая их положение в пространстве, форму, величину. Учить выполнять задания по сортировке – отбирая предметы с одинаковыми свойствами, ориентируясь на одно из них (цвет или величину).
Материал: Грибки одного цвета и двух размеров — 3 -5 шт. Примечание: их можно нарисовать на картоне и вырезать, либо смастерить так: ножки грибов — катушки от ниток, а шляпки — кусочки пороллона, обтянутого тканью.
Ход занятия:
- Расположите грибы по всей комнате так, чтобы кроха мог не сразу найти их, а, например, нагнувшись и заглянув под стульчик. Дайте малышу корзинку (коробочку) и покажите, как нужно собирать грибы.
- Когда все грибочки будут в корзинке, рассмотрите их вместе с ребенком. Затем предложите малышу разделить грибы по величине – в одну сторону большие (к примеру — для большой игрушки), в другую — маленькие (для маленькой).
Примечание: Такие занятия проводятся с грибами разного цвета и одной величины, или также, разной формы, но одной величины.
Подходящие по возрасту развивающие игры и мультики
Детские психологи не рекомендуют позволять малышу много времени проводить у телевизора — касается это не только тех моментов, когда ребенок его смотрит, но и тех, что устройство работает на заднем фоне. Это создает чрезмерную нагрузку на психику.
Если же необходимость в просмотре ТВ возникла, можно отдать предпочтение развивающим программам, созданным специально для маленьких детей. К таким можно отнести: «Малышарики», «Деревяшки», «Тини Лав» и другие.
Игры, которыми можно занять кроху в 1 год и 6 месяцев:
- любые сюжетно-ролевые занятия. Можно готовить на игрушечной кухне, катать куклу в коляске, ремонтировать машинки инструментами и т.д.;
- «догонялки». Задача проста: малыш должен бегать за мамой. Длительность — не более 30-40 секунд, затем нужен перерыв;
- лепка;
- простые пазлы, состоящие из 2 элементов;
- игры с песком и водой. Особенно полезно пересыпать или переливать их в разные емкости;
- рамки-вкладыши — отличный тренажер для логики и мелкой моторики.
Выбирая игру, важно помнить, что она должна приносить радость и удовольствие обеим сторонам процесса.
Психологи рекомендуют отдавать предпочтение максимально реалистичным моделям. Зайчик, например, должен быть похож на своего прототипа — тогда у ребенка будет формироваться правильное представление об окружающей действительности.
Как заниматься и во что играть с ребенком в полтора года — игры малышей в 1 год и 6 месяцев
Конечно, чтение продолжает быть источником новых слов и знаний, расширения кругозора. Не нужно бояться, что малыш не поймет каких-то слов в сказке или не воспримет сложное предложение. Ведь именно раз за разом прослушивание новых слов и речевых конструкций дает толчок дальнейшему развитию речи. Важно не увлекаться и не задаваться целью освоить как можно больше книг. Выберите 4-5 самых любимых и периодически их перечитывайте, постепенно добавляя новые. В возрасте год и шесть месяцев дети очень радуются, когда слышат уже знакомый текст, когда представляют, о чем пойдет речь дальше.
Активно беседуйте во время прогулок с малышом, употребляя как можно больше прилагательных, характеристик окружающих предметов.
Просто замечательно разыгрывать перед ребенком мини-сценки с двумя-тремя игрушечными персонажами (например, резиновыми). Это могут быть как бытовые сцены (сели игрушки, покушали и пошли гулять), так и знакомство, например, с голосами зверей, с их рационом, детенышами.
Приучайте кроху к гигиене: учите мыть руки, лицо, вытираться полотенцем, убирать игрушки, ходить на горшок
Лепка из соленого теста Приготовьте массу для лепки: 4 столовые ложки соли, 2 стакана муки, вода. Должно получиться крутое тесто. Лепите из него с ребенком фигурки зверей, фрукты, овощи. Если малыш случайно проглотит кусочек, волноваться не о чем, масса безопасна. Высохшие поделки можно раскрасить краской. Задуй свечку Зажгите свечу и предложите ребенку задуть ее. Упражнение способствует развитию легких ребенка.
Не забывайте о мерах безопасности, чтобы вы и ваш ребенок не обожглись!
Прятки Мама или другой близкий человек прячется, но при этом постоянно подает голос, например, произнося «ку-ку». Ребенок ищет.
Комментарий врача-педиатра Агеевой Оксаны Олеговны:Чтение книг с картинками, рассказывание сказок ребенку и игры, где участвуют руки (лепка, рисование, собирать пазлы) очень хорошо развивает головной мозг и воображение ребенка.
Какие игрушки принесут пользу малышу
Во-первых, игрушки подбираются в соответствии с возрастом. Во-вторых, они должны быть качественными и безопасными. Нельзя приобретать модели с острыми краями или углами, отстающей краской или другими видимыми дефектами.
В-третьих, нелишним будет выбирать те игрушки, которые можно легко помыть или протереть.
Стоит исключить использование таких моделей, которые снабжены слишком громким звуковым модулем — стреляющие, пищащие или издающие другие резкие звуки.
Дидактические игры: развиваем познавательную активность малыша в процессе игры!
Задача всех этих игр — научить кроху выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами. Например: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные вкладыши, нанизывать пирамидку, вкладывать полые предметы (меньший в больший).
Такие игры – разовьют познавательную деятельность ребенка, мелкую моторику, обогатят его сенсорный опыт, мыслительную деятельность – первые понятия анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений в сознании малыша.
В играх с ребенком нужно использовать предметы, сделанные из различных материалов — металл, дерево, полиэтилен, бумага, ткань. Будет замечательно, если игрушки будут издавать и различное звучание.
Играем в кубики
Цели:
В практических действиях познакомить ребенка с особенностями куба — устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. Ориентировочно дать малышу представление о свойствах заполненных и полых емкостей.
Вам понадобится:
Набор кубиков. Кубики (грань прим. 4 см) помещены в коробки с крышками, крышки закрыты. Коробки должны быть разные по форме (например: плоская и высокая).
Игра:
• Погремите плоской коробочкой и дайте ее ребенку в руки, спросите: «Что там?». Малыш открывает ее и вынимает поочередно кубик за кубиком. В конце пустая коробочка показывается малышу: «Нет! ничего нет!» Коробка закрывается крышкой и опять встряхивается: «Не гремит. Пустая коробочка» — объясняете Вы крохе. • Затем малышу предлагается высокая коробочка, мама встряхивает коробочку: «Тук-тук! Что там?» Наклоните высокую коробочку и один за другим, вытряхивая, передавайте малышу кубик за кубиком (так соблюдается последовательность действий с предметами). Когда коробка опустеет, малышу предлагают заглянуть в нее, встряхнуть: «Нет! Ничего нет!» • В третьей части занятия вместе с ребенком постройте башенку (кубики выкладываете один на другой – вертикально), а затем поезд (кубики прикладываете один к другому в горизонтальной плоскости).
Урок на вкладышах
Цели:
На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разного цвета и величины) — «колпачками».
Вам понадобится:
Набор вкладышей- колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно выбрать произвольно или в соответствии с основными цветами спектра.
Игра:
• Поставьте перед малышом игрушку — колпачки, убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Придвиньте всю конструкцию к малышу и предложите снять верхний колпачок, затем следующий, то, что под ним. Расскажите о форме и цветах каждого колпачка, старайтесь выстраивать их последовательно (в ряд) один за другим. • Затем на глазах ребенка «сверните» все колпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все это сопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается – «Давай спрячем колпачок!». Предоставьте малышу возможность действовать с колпачками так, как ему хочется. • Затем можно показать, как из колпачков можно построить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньший колпачок на больший. А может Ваш малыш догадается до этого сам?
Вот какая матрешка!
Цели:
Познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией матрешки: из одной, большой, появляется вторая, маленькая, и так далее.
Вам потребуется:
Две игрушки — матрешки — большая и маленькая. Сделайте для них 2 столика (один побольше, другой – поменьше) — из коробок, или изогнув картонку. А также «чайный сервиз» — чашки, если нет игрушечных, можно сделать из скорлупы орешка или тонкой бумажной полоски, свернутой спиралькой – это только еще больше разовьет у малыша фантазию.
Игра:
• Придумайте для игры с матрешками занимательный сюжет. Например, они могут танцевать, играть «в прятки», кататься на машинках, прятаться под платочек на глазах малыша. А он пусть обнаруживает их под платочком. • Закрепите полученные малышом знания, сравнивая разные по размеру матрешки. Озвучьте матрешек – как бы говоря за них: «Я бо-ольша-ая матрешка!» (говорится баском, протягивая звуки), «А я – маленькая!» (голосок тоненький, говорится быстро). Вкладывая поочередно в руки малыша то одну, то другую игрушку, попросите показать, где «большая», а где «маленькая» матрешка. • В конце занятия предложите «напоить» их чаем, угостить. Матрешек ставят за импровизированные столики. Большую — за высокий (большой) столик; маленькую — за низкий (маленький). Ярко обыграйте ситуацию чаепития, а затем матрешки пусть поблагодарят ребенка. • Далее малыш играет с матрешками произвольно, как ему хочется.
Собираем пирамидку
Цели:
Нужно научить ребенка выполнять действие нанизывания на стержень. Полезно практиковать два захвата — кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку.
Вам потребуется:
Пирамидка — цветные кольца на стержне (5-6 шт).
Игра:
• Перед ребенком лежит 5-6 колец одинакового размера. Побуждайте малыша взять кольцо в руки, провести ладонью по поверхности, попытаться поставить на боковую поверхность, покатать влево-вправо; учите ребенка брать кольцо кончиками пальцев – «отрепетируйте» два захвата – обхватывая кольцо сверху и сбоку. Используйте все возможности пирамидки – расскажите про цвета, форму колец, покажите – где большое, а где маленькое. • Зазывно предложите крохе: «Давай соберем пирамидку!» Затем покажите — как это делается – наденьте первое кольцо на стержень сами. Затем предложите ребенку повторить это действие – дайте ему кольцо и скажите – «Теперь ты!». Если малыш затрудняется, то выполните действие его ручкой, или снова повторите показ. • Можно использовать звуковой прием: кольцо, пройдя через стержень, опускается, падая на опору, издает звук. «Тук!» – весело прокомментируйте звук, пусть и малыш повторит за Вами. Затем пирамидка собирается полностью. Обязательно акцентируйте внимание ребенка на результате его «работы» – «Ах, какая прекрасная пирамидка получилась – разноцветная!». • Если у ребенка сохраняется интерес, можно повторить игру с колечками с начала.
Занятие с шариками
Цели:
В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе познакомить ребенка с формой шара, научить его выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве. Формировать умение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по лоточку.
Вам потребуется:
Шарики. Лоток для скатывания шаров. Его можно сделать из картона. Занятие можно проводить сидя на ковре.
Игра:
• Предложите ребенку коробку с шариками. Пусть он поиграет с коробкой, выберет шарики, посмотрит, как они раскатываются. Прокатите то один, то другой шарик к ребенку. • Затем возьмите коробочку и предлагает малышу поочередно подать Вам шарики, которые Вы вновь собираете в коробку. • В следующей части занятия научите ребенка скатывать шарики по желобку. Они вновь раскатываются. Сбор шаров в коробку и раскатывание их повторяется несколько раз.
Игра «Что в кастрюльке?»
Цели:
Познакомить ребенка с различными предметами, цветами, помочь ему запоминать их названия. Вам потребуется: Набор «овощи-фрукты» (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заранее вкладывается набор «овощи», накрывается крышкой (можно заменить набор на настоящие овощи – фрукты, предварительно их помыв и просушив).
Игра:
Дайте ребенку заветную кастрюльку: «Что там?» Малыш открывает крышку и берет овощи и фрукты. Предложите их рассмотреть. Вложите их поочередно в руки ребенка, предложите провести кончиками пальчиков по поверхности каждого предмета. Комментируйте: «Это – огурчик, огурчик зеленый, а это — морковка». Затем предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.
Сюжетная игра
Продолжайте играть с малышом в сюжетные игры: показывайте бытовые ситуации с куклами и игрушками-животными, со временем — усложняя содержание сценок. Особенно взрослому, рационально мыслящему родителю на первый взгляд может показаться – что сюжетная игра — это довольно скучное занятие. Но это не так – представьте, что Вы – режиссер маленького театра, а зритель – Ваш собственный ребенок, и вам надо исполнить свои роли настолько правдоподобно, чтобы не только привлечь внимание «виновника торжества», но и завлечь его к участию в этом действе!
Эксперементируйте в игре, включите фантазию. Для того, чтобы по-настоящему увлечь ребенка игрой – надо и самому на некоторое время забыться, вернуться в детство… и самому ею увлечься! Это дорогого стоит, но работает безотказно – Ваш малыш полюбит играть в игры – и замечательно, если в этом поможете ему именно Вы – самый дорогой для него человек. А уж значение игры для формирования личности человека — трудно переоценить. Не случайно знаменитый русский педагог — Л. С. Выготский называл игру «девятым валом детского развития».
«Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?» Жан-Жак Руссо
Что полезно делать в сюжетной игре:
• Отражайте в игре — последовательную цепь режимных моментов, которые обычно происходят с малышом(прогулка, кормление, купание, укладывание спать) – это поможет малышу лучше провести параллель в его собственной жизнью и понять взаимосвязь этих действий.
• В игре также – закрепляются представления крохи — о реальной действительности, поэтому, таким же образом – как и в реальности – знакомьте ребенка с предметами кукольной одежды, мебели и посуды.Хорошо, если их арсенал будет разнообразен (посудка разного цвета и формы, полный гардеробчик кукольной одежды – на все случаи жизни).
Часто бывает – что у маленького ребенка, особенно мальчика — «завались», как говорится, пластиковых машинок, роботов, но совершенно отсутствуют предметы кукольного обихода для сюжетной игры. Это неправильно, ведь мальчик – тоже человек — и ему нужна кукла-мальчик, приблизительно его возраста – со всем «обмундированием» — для сюжетных игр. Об арсенале игрушек для мальчиком – мы поговорим в другой статье, как и про то, как правильно делать выбор игрушек в магазине.
• Чтобы разнообразить игру и подпитать познавательный интерес ребенка — включайте в игровые сюжеты — картинки, изображающие птиц и животных: гуся, курочку, цыплят, козочку, кошечку, зайчика.
Примерные сюжетные игры для детей:
Знакомство с куклой
Цель: Презентация ребенку новой игрушки, игра сочетается с описанием игрушки, с использованием поэзии, стихов, песен и потешек.
Нам пригодится: Кукла среднего размера (30-40 см) – соответствующая полу ребенка (девочкам – куклы-девочки, мальчикам – мальчики)
Ход занятия:
Разберем игру на примере с куклой Катей: • Покажите малышу куклу. Пусть кукла «заговорит» с ним: «Привет! Как тебя зовут?». Обратите внимание крохи на красивое платье куклы. • Тут разыгрывается небольшая сценка. К примеру – псня и танец куклы. Скажите: «Кукла Катя хочет спеть песенку для тебя, и потанцевать». Далее, под напевы веселой песенки (хорошо подойдут народные: «Во саду ли в огороде», «Ах, вы сени, мои сени»), кукла «танцует» (раскачивайте ее, пусть она «прыгает» вперед/назад, поворачивайте ее — кружится). Можно использовать и аудиозаписи детских песенок, а также к месту будут и потешки:
Ах, какое платье у Алены, Да с какой каемочкой зеленой! Каблучок мой, топни сильнее И танцуй — кружись веселее!
Катя, Катя маленькая, Катенька удаленькая Пройди, Катя, по дороженьке.. Топни Катя ноженькой!
Примечание: сюжетная игра в отличие от игры с куклой в период от 1года 3мес.-1года 6мес. отличается вот чем: теперь разыгрываются не просто отдельные действия с куклой (кормление, причесывание и т.п.), а уже сюжетные, развернутые инсценировки, с использованием различных аксессуаров и дополнительных игрушек.
Как, к примеру, в такой игре, как: «Кукла Катя угощает друзей». Тут будет к месту — дать представление об именах собственных у игрушек-животных (кошка Муська, утенок Кряк, корова Буренка). При дальнейших показах следует обогащать сюжеты включением в действия этих персонажей.
Котик и Козлик
Цель: Закрепить в речи ребенка названия игрушек (котик и козлик) – хотя бы упрощенные. Научить подражать голосам животных («мяу-мяу» и «ме-е-ме-е»).
Нам пригодится: Игрушки — котик и козлик, соответствующие картинки (либо другие животные, на Ваше усмотрение).
Ход занятия:
• Сначала нужно показать крохе картинки с изображенными животными, назвать их, произнести звукоподражания их голосам. На примере котика и козлика: «Мяу! Мяу!» и «Ме-е-Ме-е!». Попросите ребенка повторить.
• Далее, с элементами сюрпризности – включаем в игру игрушки. Особенно нтересен будет малышу — прием «прятки» — игрушки «прячутся» в разные места и подают «голоса», а ребенок находит их. Замечательно будет, если каждый раз, когда у него получается найти игрушку – сразу просить его назвать животное и показать – как она «говорит».
• В конце занятия опять же привлекаем внимание ребенка — к картинке, просим назвать, кто на ней нарисован и как умеет «говорить». Примечание: к таким играм хорошо подойдут различные стихи, например, А. Барто «Кто как кричит?»
Кто как кричит Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Пить, пить, пить! Воды попить. Мурр-мурр… Пугаю кур. Кра, кра, кра! Завтра дождь с утра. Му-у, му-у! Молока кому?
Кукольный театр (перчаточные куклы) – пример: «Петрушка»
Цель: Знакомство с Петрушкой — фольклорным персонажем. Обогатить эмоциональные впечатления малыша. Использовать сюрпризный момент — появление Петрушки для повышения интереса к разыгрываемой ситуации и развития речи ребенка.
Нам пригодится: Перчаточная кукла, на нашем примере — Петрушка.
Ход занятия:
• Наденьте на руку куклу и спрячьте ее к себе за спину или в карман. Разыгрываем сцену сюрпризного появления Петрушки. Покажите на своем примере — удивление, радость, познакомьте Петрушку с малышом. Вы играете за двух лиц – за себя и за Петрушку.
• Петрушка «играет»: прячется в разные места и внезапно появляется. Здоровается с малышом за ручку, задает вопросы. Так-же как и в игре с куклой – можно показать, как Петрушка поет и танцует, и даже играет на музыкальных инструментах.
• Далее игра разворачивается по ситуации, которая зависит от желания крохи разговаривать, играть, действовать вместе с Петрушкой.
Статья составлена в соответствии с рекомендациями Любови Павловой (ведущим научным сотрудником им. А.Б. Запорожца, кандидата психологических наук).