Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок рос здоровым. Поэтому вполне закономерно, что в течение первых лет жизни малыша они особое внимание уделяют правильной организации его питания. Многие родители пользуются специальными таблицами, подсчитывают калории, советуются с педиатрами по поводу возрастного меню. В первые месяцы своей жизни малыш покорно открывает ротик и ест абсолютно все, что ему предлагает мама. Но проходит время и у него появляются собственные вкусовые пристрастия и любимые блюда. Малыш пытается процесс питания «взять в свои руки». Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка есть самостоятельно, как избежать капризов за столом, и что делать, если малыш отказывается от пищи.

С какого возраста ребенок должен есть самостоятельно?

Некоторые (особо нетерпеливые) родители предпринимают первые попытки научить малыша кушать самостоятельно, едва ему исполнится полгода. Все их старания, как правило, оканчиваются полным разочарованием и генеральной уборкой стен и пола в кухне. Что вполне закономерно. К этому возрасту у детей еще не развита координация движений и, как бы не старался ребенок, этот навык ему освоить не удается.

Когда начать обучать ребенка кушать самостоятельно? По мнению специалистов, оптимальным возрастом для освоения данного навыка считается один год – плюс/ минус два месяца. Не стоит пытаться заставлять ребенка и насильно «впихивать» ложку в его руку. Но и оттягивать слишком процесс обучения не целесообразно. Как показывает практика, чем старше становится малыш, тем труднее его заинтересовать. После двух лет маленькие непоседы могут уже сознательно отказываться есть самостоятельно. Им куда более приятно просто снисходительно открывать рот. Итак, оптимальным возрастом для освоения данного навыка считается 10-14 месяцев.

  • В восемь-десять месяцев можно заменить бутылочку — кружкой-непроливайкой. В этом возрасте крохе можно вкладывать в руку печенье или мягкие кусочки фруктов, чтобы он пытался их самостоятельно отправлять в рот.
  • В один год малыши должны освоить навык пользования чашкой и ложкой.
  • В два года ребенок должен уверенно пользоваться ложкой и активно осваивать навык пользования вилкой. В этом возрасте уже можно начинать знакомить малыша с правилами этикета.

Как научить ребенка есть самому: конкретные приемы для родителей

Сразу хочется предупредить всех родителей, что процесс обучения навыку самостоятельной еды довольно длительный и кропотливый. Всем домочадцам придется набраться терпения. Пролитый суп, размазанная по столу каша, крошки хлеба на полу — картина, которую придется видеть ежедневно. Помните, ваш ребенок не виноват, у него еще плохо развита координация и ему приходится тоже несладко. Учиться чему-нибудь новому всегда непросто. Почаще хвалите свое чадо, учите его правильно и аккуратно есть.

В процессе обучения нельзя отчитывать и ругать ребенка, даже если он уронил тарелку с кашей на пол. Малыш может испугаться и у него пропадет всякое желание есть самостоятельно. Однако родители не должны допускать и баловства за столом. Ребенок не должен играть с едой!

Наверное, не стоит объяснять родителям, что малыш должен перед едой мыть руки. Чем раньше вы приучите его соблюдать гигиену, тем быстрее у него сформируется эта полезная привычка.

Можно ли ребенку есть перед телевизором?

Во время еды следует выключать телевизор. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснилось, что дети, принимающие пищу под кадры из любимого мультика, плохо ее пережевывают и значительно меньше съедают. Но стоит им этот процесс сделать привычным, как они тут же начнут переедать, поглощая огромное количество плохо пережеванной пищи. В дальнейшем проблем с пищеварением им вряд ли удастся избежать.

Почему ребенок очень медленно ест: 2 распространенные причины Во время еды малыша нельзя поторапливать. А что если он ест очень медленно? Как правило, медлительность ребенка связана с двумя причинами:

  1. Он осторожничает, боясь услышать с вашей стороны критические замечания.
  2. Он специально тормозит процесс, надеясь, что ваше терпение лопнет, и вы его покормите сами. Исправить данную ситуацию можно очень простым способом – по возможности садиться за стол всей семьей. Закончив прием пищи, сразу же расходиться по своим делам. Капуше-малышу не понравится оставаться в одиночестве за столом, и он постарается не отставать.

Кроме всего прочего, нужно строго придерживаться режима и принимать пищу в одно и то же время. Ужин должен заканчиваться за два часа до сна.

Главное правило, которое должны усвоить все родители — если ребенок не хочет есть, не стоит его заставлять. Никаких: «Ложечку за папу, ложечку за маму». Проголодавшись, малыш сам попросит еду и с превеликим удовольствием съест ее самостоятельно. Детский психотерапевт Элисон Шеффер заметила, что человек может прожить без пищи неделю. Однако молодая мама уже через два часа начинает думать на тему – не умирает ли ее ребенок голодной смертью! Согласитесь, довольно ироничное замечание. Но до чего же верное!

Но если ребенок пропал аппетит, то нужно определить причину, почему ребенок плохо ест.

Kuznetsova-мама

Kuznetsova-мама! Не обращайте внимания на обвинения тех, кто не был в такой же конкретно ситуации как у Вас. И многие советы (конечно же из лучших побуждений) здесь даны без учета одного самого главного момента — повышенного рвотного рефлекса у вашего ребенка. И это основная причина того, что он не хочет есть сам ложкой — не упущение или бездействие мамы, не лень или неумение ребенка, а его боязнь еды из-за страха подавиться и вырвать. Есть такие дети, и мамы в этом нисколько не виноваты, а врачи от безграмотности списывают на что угодно.

У нас с ребенком такая же конкретно ситуация, как у Вас и за плечами огромное количество серьезных обследований, врачей, изученной на эту тему информации и опыта своего и чужого и садика. Ребенок полностью здоров и хорошо развит умственно и физически, НО! У ребенка реактивная рвота неврогенного характера как реакция на страх (от любого испуга, боязни комочков в еде, незнакомого вкуса новой еды).Как выяснилось — это связано с повреждениями отдельных ответственных участков мозга из-за асфиксии при родах (обвитие пуповиной, долгие потуги, выдавливание ребенка) или как последствия прививок, или инфекций и веществ токсического действия при беременности. У таких детей проблемы с кормлением почти от рождения (вялый сосательный рефлекс, отказ от сосок-бутылок и т.п.).

Голодом решать эту проблему нельзя ни в коем случае, потому что такие дети «не испытывают голода». Это чревато ацетономическим синдромом у ребенка, который придется устранять в реанимации. При голодании у ребенка в крови повышается ацетон, который ведет не к повышению, а к еще бОльшему отсутствию аппетита и к еще большему росту ацетона а затем возможно и к коме от обезвоживания из-за непрерывной рвоты.

В Вашей ситуации вряд ли получится решить проблему быстро и радикально. Зачастую и по опыту своему скажу, что пока ребенок не «перерастет» это, ничего не подействует. Ведь еще все дети очень индивидуальны и в садиках тоже и условия разные и от персонала многое зависит. У нас в садике за год почти никакого прогресса не произошло (ребенку 4 года уже) — есть там не хочет (еда вкусная). Но в целом все таки медленный прогресс у нас есть с возрастом — хоть ложкой умеет есть с 2-х лет, но боязнь кусков, комочков в еде и нежелание есть сам или что-то твердое только недавно начало проходить.

Вы только можете помочь ребенку и попытаться ускорить процесс своей мягкой настойчивостью, вниманием и терпением чтобы маленькими шажками постепенно двигаться к цели.

Как приучить ребенка кушать самостоятельно до года: пошаговая инструкция

Известный педиатр Е.О. Комаровский весь процесс обучения малыша данному навыку разделил на 4 этапа. По его мнению, еда должна быть не только вкусной и калорийной, но и яркой. А сам процесс обучения занимательным.

  1. Первый этап обучения должен быть наполнен игровыми моментами. Родители на этом этапе могут проявить все свои творческие способности. Хорошо, если во время еды малыша будут окружать любимые сказочные герои. Но это вовсе не означает, что на столе должны быть игрушки. Ничего подобного. Просто купите ребенку детскую посуду с красочным дизайном. Многие родители приобретают тарелки, на дне которых нарисованы сказочные герои. Пока малыш не съест кашу, он не увидит, кто скрывается на дне. Поверьте, имея такой стимул, он будет значительно охотней орудовать ложкой. Можно попросить ребенка накормить маму. Как правило, дети приходят в полный восторг от такой игры. Правда, мамам приходится «после обеда» довольно долго приводить себя в порядок. Кстати, Комаровский советует сначала дать малышу наиграться ложкой, рассмотреть ее как следует и только потом ставить перед ним тарелку.
  2. Второй этап – копирование. Малыша нужно усадить за стол рядом с собой и на собственном примере демонстрировать навыки владения ложкой. Дети в этом возрасте охотно повторяют все движения за родителями, этим и надо воспользоваться.
  3. Этап третий включает в себя «работу над ошибками». Родители должны внимательно следить за действиями малыша и при необходимости корректировать его движения.
  4. Этап четвертый – закрепление приобретенных навыков. В песочнице можно дать малышу лопатку, пусть строит куличики. Научившись пользоваться лопаткой, малыш скорее научится управляться и с ложкой. Кстати, по мнению Е. Комаровского дети до трех лет могут есть, держа ложку в любой руке – и в правой, и в левой. Переучивать их, перекладывая ложку из левой руки в правую, не стоит.

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

ВОПРОС:
Здравствуйте! Моему сыны 2,7. Уже и в садик начали ходить, а сын по прежнему отказывается сам кушать ложкой. На завтрак кушу и на обед суп он даже не пытается поесть самостоятельно. На мои предложения и попытки попробовать самостоятельно питаться он отвечает: «Мама бери ложку». Если я его кормлю, то кушает без какого либо сопротивления, открывает рот без уговоров. Сам может покушать только второе (причем из второго есть только макароны), может сам намазать хлеб маслом и поесть тоже сам. Я думала он хоть в саду начнет подражать сверстникам, но там он вообще ест только хлеб и пьет сок. Подскажите пожалуйста, как приучить к питанию самостоятельно? В остальном он потихоньку учится самостоятельности. Так например может сам пойти сесть на горшок и потом попытаться убрать за собой, обувается, может одеть шорты сам, панамку. Мне помогает обувь одевать. Елена.
ОТВЕЧАЕТ Козлова Ольга Владимировна (психолог-консультант Центра детского развития «Солнышко»):

Добрый день Елена. В общем-то вашему сыну немного лет, и ему позволены некоторые слабости. Трудно сказать, почему он не хочет есть ложной сам: может быть это проявляет себя ранний кризис 3 лет и ребенок таким образом самоутверждаться и пытается Вами управлять . Или может быть ребенку просто сложно есть ложкой, у него может это не получаться. (Все-таки каша и суп — довольно сложная еда : она и жидкая, и с кусочками, она легко может вытечь или выплеснуться, иногда даже на колени, Для ее поедание нужна определенная сноровка. ) Или для отказа у ребенка есть другие причины. Т.е. из многих причин трудно найти истинную, не зная ребенка. Вы можете прояснить ситуацию с помощью тематических сказок (о том как зверушка училась ест ложкой), рисунков, ролевых игр . Присмотритесь и прислушайтесь к ребенку , к тому с какой интонацией , эмоциями он отказывается. Если понять причину , решение станет очевидным . В остальном, Вы можете либо позволить ему эти маленькую слабость — не есть самому каши и супы — и продолжать кормить его. Когда-нибудь он все-равно станет есть сам, это неизбежно. Просто в этом случае нужно чутко следить чтобы ребенок «не сел вам на шею» и не заставлял Вас и многое другое за него делать. Либо Вы можете не кормить его едой, которую нужно есть ложкой . Так, например, можно делать суп-пюре и пить его из пиалы. Или делать так, как поступают на востоке: выпить жижу, а потом съесть гущу (лапшу или мясо). Вариантов очень много. Либо придумать какою-либо игру , в которой за съеденную кашу или суп полагается какой-либо приз или бонус. В любом случае поощряйте его самостоятельность, совместно радуйтесь успехам в поедании каш и супов, и не ругайтесь, если у него что-то не получается . Не особенно рассчитывайте на садик, что воспитатель специально будет заниматься с ребенок каше- и супо-едением. Успехов Вам и вашему сыну.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОПРОСА:

Здравствуйте! Большое спасибо за быстрый ответ! У нас есть еще один ребенок, дочь 9 мес, она кушать самостоятельно не умеет. так вот сын глядючи на то, как я ее кормлю, говорит что он тоже маленький. думаю может в этом причина. Хотя мы всеми силами стараемся не обделять его вниманием, играемся все вместе, укладываем его спать лежа рядом. он даже скучает по сестричке, если она долго спит, спрашивает где она, просит на руки. Вроде как явной ревности нет. Просто если причина в подражании сестре, то конечно еще очень долго придется кормить его, пока младшая не научится сама наверное, а в садик то ходить сейчас нужно. Елена.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОТВЕТА : :

Думаю, Вы правы, дело в подражании. Когда у детей небольшая разница в возрасте и они живут в маленьком коллективе, их развитие как бы усредняется : младшие подтягиваются к старшим , а старшие — к младшим. Возможно дело не в ревности или в подражании, а в желании быть как все, в данном случае, как все окружающие его дети, т.е. сестра. Вы же кормите дочку , и сын хочет, что бы и его также кормили. Когда старший сын освоится в детском саду , он будет меньше проявлять инфантильные повадки, или вовсе о них забудет в саду , а может быть и дома. Пока лучше всего поощрять его взрослость и самостоятельность , просить его о помощи как более старшего (по мере его возможностей конечно) , доверять ему заботиться о сестренке . Попробуйте донести до сына, что быть старшим — это не бремя обязанностей и ограничений, а привилегия. Т.е. он конечно должен сам есть , но теперь он может и сам делать что-то еще , что раньше нельзя было, потому что был маленький. В общем, хвалить , когда он ведет себя как старший , и не ругать, если ведет себя инфантильно.

С наилучшими пожеланиями, ETI-DETI.ru
Тэги : ребенок 3 года старший сын отказывается кушать сам подражание регресс

Что делать, если ребенок не хочет есть сам?

Ребенок не желает кушать самостоятельно: что делать?

  • Во-первых, не волноваться. Дети очень впечатлительны, Они сразу же чувствуют нервозную обстановку и впадают в «ступор». Поэтому никакой лишней суеты.
  • Во-вторых, родители должны исключить возможность возникновения каких-либо проблем со здоровьем малыша. Даже незначительное повышение температуры у детей может привести к потере аппетита.
  • В-третьих, не следует поддаваться на детские манипуляции. Не стоит обещать новую игрушку, конфетку, мультики взамен еды. Ребенку нужно объяснить, что он не делает вам одолжение, беря ложку в руку.

Многие родители интересуются – можно ли позволять маленьким детям перекусывать или нужно дожидаться обеда? Можно. Но только малокалорийными продуктами. Например, можно дать яблоко или йогурт. Яблоко нужно порезать и дать малышу, чтобы он мог съедать кусочки самостоятельно.

Как показывает практика, детишки охотнее едят красиво украшенные блюда. Малышу, скорее всего, захочется самому съесть красивый цветочек, который будет находиться в его тарелке.

Как нельзя учить ребенка самостоятельно есть ложкой: ошибки родителей

  • Нельзя, потеряв терпение, начинать докармливать малыша. Даже если вы очень торопитесь. Ребенок должен закончить «начатое» самостоятельно! Но и держать за столом малыша более получаса специалисты не рекомендуют.
  • Если 10-12 месячный малыш не желает даже брать ложку в руки, не стоит торопиться, пытаясь насильно прививать новый навык. Всему свое время!
  • Многие родители предпочитают кормить ребенка отдельно. Это неправильное решение. Чем чаще малыш будет наблюдать, как едят другие, тем скорее он освоит этот навык.
  • Довольно распространенной считается еще одна ошибка, которую совершает любвеобильные бабушки и дедушки. Они готовы кормить своих внуков из ложечки до ста лет. Несмотря на то, что ребенок дома ест ложкой, в гостях у бабушки он лишь послушно открывает рот. Маленькие хитрецы моментально приходят к выводу, что самостоятельно есть совсем необязательно.

Едим сами! Первые навыки самостоятельной жизни

С чего начать?

С покупки необходимых аксессуаров. Обычная взрослая посуда не подходит для маленьких непосед, поэтому лучше подобрать малышу специальную детскую. Выбор в магазинах огромный, но хорошая посуда должна отвечать определенным требованиям.
Тарелочка

сделана из небьющегося материала, ведь юный гурман обязательно попытается проверить ее на прочность, бросив на пол, или от души постучав ложкой. Пластик, специальная пищевая пластмасса – самые подходящие материалы. Веселые расцветки, или любимые мультяшные герои помогут
малышу не скучать за обедом. Зная, что на дне тарелки его ждет Кот Леопольд, малыш точно доест кашу до конца. Размер первой тарелки не должен быть слишком большим, так как объем предполагаемой порции может напугать едока. Для неторопливых малышей существуют тарелки с подогревом. Под днище в специальную емкость заливается горячая вода, и пища не остывает дольше, чем в обычной тарелке. Активным и шаловливым можно купить мисочку на присоске. Она накрепко приклеивается к столу, и перевернуть ее вместе со всем содержимым практически невозможно. Для удобства и мамы и малыша на тарелке могут быть нескользящие ручки. Если дома есть соответствующая бытовая техника желательно чтобы тарелку можно было ставить в микроволновую печь и мыть в посудомоечной машине (обычно на обратной стороне посуды ставится специальный значок, разрешающий подогрев в микроволновой печи). Посуду с яркими рисунками, выполненными краской, в посудомоечной машине мыть нежелательно, так как от высокой температуры рисунок постепенно стирается.
Детская чашечка

также должна быть сделана из небьющегося материала, легкая с нескользящей удобной ручкой, а лучше – двумя, с двух сторон. Переходить от бутылочки сразу к чашке
малышу не всегда удобно, поэтому существуют детские поильники
. На пластиковую чашечку надевается специальный колпачок с носиком, жидкость не прольется на стол, а попадет точно в ротик. Когда
ребенок привыкнет к своей кружке, насадку с носиком можно снять. Для прогулок можно купить специальный поильник – непроливайку с крышечкой. Если малыш тяжело привыкает ко всему новому, приобретите ему специальный «тренировочный набор». К любимой бутылочке с соской докупаются ручки и крышечка-поильник. Для непосед существуют специальные чашки-непроливайки с тяжелым дном. Такую чашку малышу трудно перевернуть или бросить на пол.
Ложечки и вилочки
малышу также нужны специальные. Небольшой размер и нескользящая удобная ручка обязательны. Приборы могут бытьплассмассовые, или металлические с пластиковой ручкой. Кстати, традиция наших дедушек и бабушек дарить серебряную ложечку на первый зубок тоже очень полезна. Серебро хорошо обеззараживает водичку и полость рта ребенка. Даже если до первых зубов еще далеко, водичку или смесь для докармливания тоже лучше давать с ложки. Зубчики у вилок должны быть неострые и закругленные, чтобы малыш не поранился. Детский ножик также должен быть неострым, с закругленным концом и удобной ручкой.

Отдельно скажем про такую необходимую вещь, как фартучки

. Они могут быть сделаны из ткани с прослойкой клеенки, из легкого гнущегося пластика или аналогичного материала. Тканевых фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Но они мягкие и не мешают
малышу. Пластиковые фартучки имеют внизу специальный кармашек, в него падает еда, которую малыш не донес до рта. Существуют также специальные фартучки с рукавами, в них чистым останется даже самый неаккуратный едок.

Осторожно, меламин!

Выбирая посуду, особенно для малыша, обратите внимание на материал, из которого она изготовлена. В продаже можно найти чашки, тарелки, салатницы и пр., — по виду очень напоминающей фарфор, но сделаны они из полимерного соединения под названием «меламин». Меламиновая посуда молочно-белого цвета, легкая (легче стеклянной и фарфоровой), практически не бьется, хорошо моется, если по ней постучать, то она, в отличие от стеклянной, издаст глухой звук. Обычно на дне изделия есть надпись melamin. Но следует помнить, что маркировка может и отсутствовать., Тарелки, чашки и салатницы, произведенные из меламина, выделяют формальдегид, который оказывает неблагоприятное воздействие на желудочно-кишечный тракт и центральную нервную систему. Кроме того, это вещество является канцерогеном (провоцирует рак). Красители и веселый орнамент меламиновой посуды, представляющий собой обыкновенную переводную картинку, причем без всякого защитного слоя, при соприкосновении с пищей, и особенно при нагревании, выделяют тяжелые металлы — свинец, кадмий, марганец, что чревато непредсказуемыми последствиями для человеческого организма.Иными словами, лучше не покупать наборы детской посуды из меламина.

Когда и как начинать?

С 6-7 месяцев (самого начала ввода прикорма)

кормите
ребенка в специальном детском высоком стульчике со съемным столиком. За ним малыш быстрее научиться есть сам. Сидя на своем месте, ребенок пробует брать пищу из тарелки руками. Это необходимый этап в усвоении культурного способа поглощения пищи, поэтому позвольте его юному гурману. Важно не пропустить момент, когда кроха сам потянется за ложкой, увидев ее у вас в руках. Обычно это случается в возрасте 10-12 месяцев
.

Чем старше ребенок, тем сложнее заинтересовать малыша.

В 2 года может начаться период упрямства, и малыш не захочет есть самостоятельно. Поначалу кроха берет ложку в кулачок, пока ему так удобнее. Покажите малышу, как правильно ее держать, потренируйтесь. Но не настаивайте, если правильный способ ребенку не нравится, пусть держит ложку, как может. Позднее, когда пальчики станут более ловкими, малыш, глядя на папу с мамой, научится держать ложку как взрослые, а пока ему надо просто не промахнуться мимо рта. Для первых попыток есть самостоятельно лучше всего подходит густая пища – каши, пюре, творог. Давая малышу ложку первый раз, вложите ее в правую руку. В последствии следите, за тем, чтобы ребенок ел правой рукой, так как совсем маленькие детки часто пытаются есть обеими руками по очереди. Но если малыш упорно отказывается, и перекладывает ложку в левую руку, не заставляйте и не переучивайте его. Скорее всего, он левша и ему действительно так удобнее.

Первое время кушать самому получается плохо, до рта доходит не каждая ложка, поэтому в каше оказывается одежда, столик и пол вокруг. Не ругайте малыша, просто приведите его внешний вид в порядок и попросите есть аккуратнее. Разумеется, ему пока трудно это делать, но ваша задача сейчас — выработать у ребенка стремление к чистоте. Первое время держите руку малыша с ложкой в своей руке и покажите, как зачерпывать еду из тарелки и как донести ее до рта. Обязательно хвалите кроху за успехи и проявленную инициативу. Наберитесь терпения, теперь кормления будут занимать много времени, но с каждым разом получатся все будет лучше и лучше. И помните, что управляться с ложкой для малыша – тяжелая работа, поэтому если ребенок устал, не настаивайте и докормите его сами. Для ускорения процесса можно использовать две ложки. Одну малыш держит в ручке сам и пытается ею есть, второй его кормите вы.

В 1,5-2 года

предложите
малышу салфетку и покажите, как ею пользоваться. В первый раз остатки еды он, скорее всего, размажет по лицу, но постепенно освоит и этот предмет. Используйте обычные бумажные или заведите малышу персональную, из ткани с интересным рисунком. Рот следует вытирать по мере загрязнения. К полутора годам
карапуз вполне способен успешно справляться с пюре и творогом, к
двум
— уже должен уметь есть жидкую пищу.

В 1,5-2 года

можно предложить
малышу детскую вилку.
Обратите внимание
ребенка на то, что вилкой пользуются по-другому, накалывают пищу. Предупредите, что она острая и можно пораниться. Освоение вилки пойдет значительно быстрее и проще, движения у малыша уже более точные. Чтобы малышу было интересно, разложите на тарелке нарезанные ломтики разноцветных фруктов и овощей и предложите съесть при помощи вилки сначала всё красное, потом зеленое, и т.д.
В 2,5-3 года

дайте
малышу неострый детский нож
. Вначале объясните, зачем он нужен, покажите, как, придерживая пищу вилкой, резать ее ножом. Пусть сначала это будет мягкая котлетка, а не цельный кусок мяса. На этом этапе детский стол опять окажется измазанным, ведь из под ножа часто будут выскальзывать кусочки. Пусть карапуз не огорчается, напомните ему, как он учился есть ложкой, и заверьте в скором успехе.

Учимся пить

Менять бутылочку на поильник можно уже в 8-10 месяцев

, как только малыш научиться самостоятельно его держать. Если с поильником
ребенок успешно справляется, позднее можно попробовать снять носик и пить «совсем как взрослые». Налейте в чашечку совсем немного, буквально на один глоточек. Если жидкости будет много, малыш может захлебнуться, первый опыт окажется неудачным и знакомство с кружкой придется отложить. Предлагать ребенку чашку нужно тогда, когда он действительно хочет пить иначе он станет играть с новым предметом или не поймет, чего вы от него хотите. Помогите малышу правильно взять новый предмет в ручки, отрегулировать угол наклона. Обязательно похвалите ребенка за глоток, скажите, что он молодец и уже совсем большой, пьет, как взрослые.

Если ребенок не хочет есть сам?

Попробуем заинтересовать. Устраивайте семейные обеды. Глядя на самостоятельно кушающих взрослых, малышу захочется соответствовать. Если семья редко собирается за общим столом, можно использовать авторитет значимого для ребенка взрослого. Обычно это папа, старший брат: «Ты хоть раз видел, чтобы я папу с ложечки кормила? Нет. Хочешь быть таким же сильным как братик?»

Многие вещи дети начинают делать, глядя на сверстников. Если подросший малыш упорно отказывается брать в руки ложку, сходите в гости, или пригласите на обед его друзей, которые уже умеют кушать сами. Обратите внимание ребенка на приятеля: «Смотри, Витя сам ложечку держит». Но ни в коем случае не нужно стыдить малыша и сравнивать с другом, достаточно просто вскользь заметить такое полезное умение товарища по играм. А в следующий раз за обедом предложите крохе ложку, вспомнив приятеля. Еще один способ обучения – игра. Поиграйте с малышом в «экскаватор». Экскаватор-кроха должен собрать ложкой–ковшом всё картофельное пюре и переправить в рот. От мамы требуется немного фантазии и соответствующие комментарии для игры. («Большой-большой экскаватор зачерпывает ковшом пюре и аккуратно отправляет его в рот! Молодец, а я за тебя буду гудеть, пока ты жуешь!»).. Можно использовать тарелочку с интересным рисунком на дне и объяснить крохе, что под кашей злой волшебник спрятал, например, маленького поросенка, который сам не может освободиться и помочь ему может только малыш, если сам возьмет ложечку и скушает всю кашу.

Решение о том, что малыш будет есть самостоятельно должно поддерживаться всеми членами семьи. Если мама настаивает на самостоятельности, а бабушка «жалеет маленького» и кормит с ложечки, положительный результат будет достигнут не скоро. Также обучение не должно зависеть от настроения родителей. («Вчера ты кушал сам, а сегодня мы в гости опаздываем, поэтому давай я тебя быстренько накормлю»). Надо выработать определенную последовательность и поэтапность в обучении. Например, по началу ребенок сам ест только творог, когда с одним продуктом он уже справляется, добавляем более «сложное» по консистенции пюре, далее жидкую кашу, и, наконец, суп. Иногда малыш с аппетитом начинает кушать самостоятельно, но быстро устает. Не настаивайте, докормите его. По мере взросления доля самостоятельно съеденного в любом случае будет увеличиваться. Также можно сделать исключение из правил, если кроха болеет.

Правила за обедом

С самого начала следует приучать ребенка относиться к приему пищи с уважением, кушать аккуратно и соблюдать необходимые правила. Даже самым маленьким нужно мыть руки перед едой, а к двум годам малыш сам напомнит вам об этом. Еда – это полезный ритуал, он дает ребенку чувство стабильности и ощущение собственной значимости, ведь малыш точно знает последовательность действий и почти со всем справляется сам!

Если вы помогаете малышу, все свои действия сопровождайте словами: «Ручки под краном вымыли, Сашиным полотенцем вытерли, теперь идем на кухню. Саша садится за свой столик, а мама наливает в тарелочку половником борщ. Смотри, какой он красный! И, наверно, очень вкусный!» Иногда, немного поев, ребенок начинает разбрасывать еду, кидать ложки, выливать на стол содержимое чашек. Если малыш просто устал кушать самостоятельно, докормите его сами. Но попытки пошалить за обедом лучше пресечь сразу же, не надеясь, что так ребенок лучше покушает. И строгое «нельзя» здесь обязательно. «Еда – это серьезно, ее можно только кушать, а если ты хочешь что-нибудь побросать, то мы после обеда поиграем с тобой в мячик». Если предостережения не помогают, просто уберите тарелку, вытрите рот салфеткой, это будет означать, что обед закончен. «Картошечка обиделась на Сашу, за то, что он бросил ее на пол. А сладкое яблоко увидело, как ты себя плохо ведешь, и укатилось. Так что десерта сегодня не будет». После еды ребенок должен говорить «спасибо», не забывайте напоминать ему об этом.

Двухлетнего

малыша можно уже попросить убрать за собой посуду в раковину. А протереть губкой столик сможет даже
полуторагодовалый
карапуз. Конечно, качество такой уборки далеко от идеала, но ваша задача сейчас – выработать хорошую привычку и научить
ребенка аккуратности. И помните, что аппетит приходит во время еды. Красиво накрытый стол, симпатичная посуда, позитивный пример и поддержка взрослых – все это поможет ребенку научиться есть самостоятельно.

Как научить ребенка аккуратно кушать ложкой?

  • Процесс обучения проходит без меньших потерь, если сначала давать ребенку густую пищу. То есть пищу по консистенции приближенную к пюре. Такую еду легче набирать в ложку, она не проливается. Конечно, на первых порах далеко не каждая ложка попадает в рот малыша, но переживать по этому поводу не стоит.
  • Родители должны помнить, что этот навык дается детям нелегко. Чтобы помочь малышу в его освоении, нужно приобрести удобную тарелку и специальную ложку для его возраста. Желательно, чтобы посуда быть небьющейся.
  • Не стоит забывать и о фартуке или нагруднике. Большинство мам отдают предпочтение нагрудникам с загнутым нижним краем. Их производят из мягкого пластика. Они довольно удобны, так как не позволяют стекать жидкой пище и их не нужно стирать. После того, как ребенок поел, его обязательно необходимо умыть, снять нагрудник и (если понадобится) сменить рубашку. После каждого приема пищи мама должна помыть посуду и протереть стол так, чтобы ребенок это видел.
  • В соответствии с методикой М. Монтессори, двухлетние малыши уже вполне способны не только поддерживать порядок на столе, но и убирать за собой посуду после еды. Старайтесь уже с этого возраста приучать ребенка к порядку. Если ваш малыш будет вынужден после себя убирать, он постарается кушать аккуратнее, как говорится, с минимальными «потерями».
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: