Ребенок достигает возраста 5 лет, и с ним начинают твориться непонятные вещи: он беспричинно плачет, проявляет агрессию к членам семьи или вовсе замыкается в себе. Родителям не стоит вдаваться в панику по поводу трудностей общения с ребенком, это обычный кризис поведения ребенка, одна из ступеней переходного возраста. Взрослым нужно набраться терпения и уделять малышу максимум внимания и заботы.
Итак, кризис 5 лет у ребенка: как проявляется, советы родителям
Физиологические и психологические особенности пятилетних детей
Пятилетний ребенок выходит на очередной этап своего физиологического и психологического развития. У него еще идет формирование костей, позвоночника и практически всех органов. Среди физиологов возраст 5–7 лет известен как период «первого вытяжения» – всего за 8–12 месяцев дети могут вырастать на 7–8, а иногда и 10 см.
В этот же период возрастает и двигательная активность ребенка. Чтобы мускулатура развивалась гармонично, нужно обеспечить дошкольнику возможность где-то выплескивать энергию с пользой для здоровья. Значительные перемены происходят и в психике (дошкольник стремится управлять своим поведением), в самооценке и самосознании.
Кризис 5 лет: причины и симптомы
В 5–6-летнем возрасте ребенок стремится повзрослеть – это основная причина кризиса. Пока что он может только подражать взрослым. Стараясь копировать поведение старших членов семьи, внимательно наблюдая за ними, он сталкивается с невыполнимостью своих желаний в данный момент. Также к причинам кризиса психологи относят:
У некоторых детей 5-летний кризис проходит бессимптомно и почти незаметно для окружающих. Однако намного чаще родители отмечают резкие перемены в поведении ребенка. В большинстве случаев главным симптомом становится агрессия – малыш упрям, постоянно чем-то недоволен, раздражителен, груб и непослушен. Некоторые дети, напротив, становятся молчаливыми, замкнутыми и апатичными.
Как помочь ребенку преодолеть критический период?
Малышу сложно справиться с критическим периодом самостоятельно. Конечно, явные попытки контроля со стороны родителей, а тем более угрозы, скандалы, рукоприкладство только усугубят ситуацию и могут надолго (или даже навсегда) разрушить взаимопонимание в семье. Игнорировать ребенка тоже нельзя – помочь ему можно, только если искренне в него поверить и продолжать дарить свою любовь.
Больше доверия и самостоятельности!
Излишняя опека вредна для дошкольника, переживающего этот кризис. Родителям придется поверить в его способность самостоятельно решать некоторые проблемы и выполнять действия без помощи взрослых. Если мама и папа не хотят, чтобы в будущем ребенок вырос безынициативным и слабохарактерным, самое время предоставить ему возможность быть самостоятельным, взрослым – а значит, ответственным:
- у взрослых есть обязанности, пусть у малыша они тоже будут (вместе с поощрениями за добросовестное исполнение и взысканиями – в меру строгими – за пренебрежение ими);
- мама и папа могут просить помощи у ребенка как у равноправного члена семьи;
- все запреты и ограничения, равно как и поощрения, должны быть понятными ребенку: он должен знать, что его наказывают не просто так, родителям нужно подробно разъяснять причины и рассказывать о причинно-следственных связях между проступком и наказанием;
- предлагать помощь малышу можно, навязывать ее нельзя – если он отказался, нужно оставить его в покое.
Направить фантазию в мирное русло
Бурная фантазия – это неплохо, если найти для нее достойное применение. Не следует запирать ребенка в четырех стенах. Лучшее «лекарство» в этом возрасте – разнообразные кружки и секции. Они помогут ребенку выплеснуть лишнюю энергию (и агрессию), использовать свою фантазию и ощутить собственную значимость. К тому же секции – прекрасное место для знакомств и начала дружбы.
Дисциплина не на последнем месте
Вседозволенность – не лучшая тактика. Если ребенок 5–6 лет проявляет непослушание, с ним нужно говорить, обсуждать недопустимость его поведения, но ни в коем случае не игнорировать. Малыш должен осознать, что мир сложнее, чем ему кажется, нельзя просто в один миг повзрослеть и общаться с родителями в агрессивной манере. Если не сделать этого сейчас, кризис вернется позднее – в подростковом возрасте.
Известный детский врач Е. Комаровский также не обходит вниманием проблему кризиса пяти лет и детского непослушания в целом. Советы специалиста по коррекции поведения ребенка в первую очередь касаются его родителей. Маме и папе важно проявлять единодушие в воспитательных вопросах – если отец запретил, мать не должна разрешать, и наоборот.
Нельзя идти на поводу у истерик. Если малыш поймет, что слезами может добиться желаемого, то со временем это превратится в его главный козырь. Наказания за проступки должны отвечать главным условиям – обоснованность (он должен понимать, за что наказан), спокойствие (крики и шлепки не способ убедить малыша, так родители «сбрасывают пар») и своевременность (наказывать нужно сразу или никогда).
Кризисы раннего детства – это своеобразный скачок в развитии, переход ребенка на новый уровень психического взаимодействия с миром. Взросление происходит не в один день, поэтому нет четкой границы, когда ребенок начинает осознавать себя как единое целое, как личность, свой пол, расовую принадлежность и возраст. Психологами были условно обозначены границы детских кризисов: 1 год, 3 года, 5 лет, 7 лет. В это время нужно вести наблюдение за поведением ребенка и корректировать его в соответствии с морально-нравственными нормами, принятыми в обществе, не забыв при этом обеспечить ему сохранность жизни и здоровья.
Как вести себя с ребенком в 6 лет?
Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.
Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду
Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.
Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.
Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.
Возрастные кризисы у детей
Первый кризис у малышей начинается с того момента, когда они начинают ползать или ходить, т.е. свободно перемещаться, дотягиваться до опасных предметов. Так ребенок сталкивается с ограничениями, что, естественно, вызывает в нем неосознанный протест. Не понимая до конца, почему нельзя совать пальцы в розетку или бросать стеклянные тарелки на пол, он будет делать по-своему, а физическое наказание лишь усугубит проблему, и малыш будет вас бояться. Кризис одного года у ребенка может пройти незаметно, если малыш все время находится в вашем поле зрения, показывайте ему, как «кусается» огонь и что кружка горячая. На определенной стадии ребенок попробует манипулировать вами, например, чтобы заполучить любимую игрушку, он будет биться в истерике. Если вы не отреагируете спокойно, окажетесь в его хитрых «лапках».
Кризис 3 лет начинается, когда малыш первый раз заявит вам: «Я сам!». Именно в это время он начинает осознавать себя как человека, идентифицировать себя с детьми примерно одного возраста. Дайте малышу больше свободы, позвольте ему самому собираться на прогулку, дайте ему возможность помыть посуду, не отталкивайте его от повседневных дел, которыми можно заняться вместе. В этом возрасте ребенку нельзя запрещать, ему нужно давать возможность выбора. К примеру, если он не любит кашу на завтрак, но вы должны ему обеспечить полноценное питание, подбросьте фразу для размышления: «Ты какую кашу будешь сегодня: манную или рисовую?»
Самый многогранный – это кризис 5 лет у детей, когда они полностью копируют поведение взрослых, отказываются от привычных видов деятельности. Малыш будет наблюдать исподтишка за вами и вашими отношениями с супругом, в общении со сверстками копировать его в мелочах, фразах и деталях. Дети 5 лет очень любят подсматривать за взрослыми и подслушивать их «взрослые» разговоры. Дети становятся менее эмоциональными, они подавляют слезы во время наказания, показывая тем самым всю степень своего взросления. Бывает, что они заигрываются до такой степени, что их поведение меняется до неузнаваемости.
Психологи утверждают, что кризис 5 лет у детей присутствует лишь тогда, когда в отношениях между родителями есть трения, если они чересчур эмоционально относятся к семейным проблемам, вынося их напоказ.
Дети показывают нам, какие мы есть на самом деле, так что кризис пятилетних малышей можно назвать, в полной мере, семейным.
Признайтесь себе, что вашему ребенку уже не 3 года, и он способен заявить о своих чувствах, мыслях, он уже может контролировать свое поведение. Дайте ему время и пространство для того, чтобы он смог перейти на новый уровень общения с вами!
Не обращайте внимания на капризы, кривляния и взрослые манеры поведения. Если на этом не концентрироваться, не умиляться «смешным» ребенком в обществе других взрослых, такое поведение не станет нормой. В этом возрасте у детей проявляется характер, который дан нам от рождения. Он может стать скрытным, покладистым, открытым, раздражительным, застенчивым и т.д. Примите эти изменения, уважая особенности своего ребенка.
Процесс воспитания предполагает собой воздействие, а это не что иное, как агрессия. Ребенка нельзя поучать, с ним нужно вести беседы и вместе принимать решения, давая ему право выбора – это повысит его самооценку и даст возможность по-настоящему быстро перейти к школьному периоду.
Не стоит вмешиваться в дела ребенка, если он не просит о помощи. Ему будет куда приятнее самому порадовать вас результатом своего труда. Понемногу делегируйте полномочия вопросительными предложениями, но никак не приказами: «Поможешь вымыть пол?», «А ты бы мог протереть цветы от пыли самостоятельно?», «Я не успеваю, сложишь игрушки в коробку?». Не бойтесь, что ребенок вам откажет. Если так случилось, ничего, попробуйте ещё раз, начните делать сами, и ваше чадо обязательно присоединиться к совместной деятельности.
Не стоит проявлять гиперопеку, ведь так ваш малыш никогда не станет самостоятельным и, тем более, взрослым человеком, который будет нести ответственность за свои поступки и слова. Просто любите его, хвалите за сделанное, интересуйтесь его делами и радуйтесь каждому новому дню, проведенному вместе.
Кризис 5 лет у ребенка – это период капризов, истерик, агрессии и замкнутости малыша. С трудностями сталкивается не только сам ребенок, но и родители, которые часто не знают, как себя вести в этот сложный промежуток времени.
Пятилетний ребенок отличается от остальных детей другого возраста следующими особенностями:
- Различает «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», «правда» и «ложь».
- Совершает попытки применять логику взрослых, но это пока у него не получается.
- Обожает игры и выдумки: в ходе игры может превращаться в принцессу, принца, дракона, пони, солдата и других невероятных персонажей.
- Любит компанию детей того же пола, что и сам.
- Очень нуждается в похвале и одобрении взрослых и одногодок.
- Стремится быть лучшим среди сверстников.
- Определяет свои собственные стандарты и пытается им соответствовать.
- Способен дразнить и обижать детей, которые не соответствуют придуманным стандартам.
Для того чтобы кризис проходил легче, близким взрослым необходимо быть терпеливыми и чуткими по отношению к внутренним проблемам и противоречиям малыша.
Рацион пятилетнего ребенка
Рост ребенка начинает замедляться, если его сравнивать с первыми годами жизни. Поэтому нужда в калорийной пище пропадает, а вот пища с жирами и белком наоборот становиться необходима. Калорийность дневного питания должна быть равна 2000 калорий. На белки и жиры в рационе должно приходиться поровну. Данная система питания не будет перегружать организм, в тоже время чувство голода пропадет надолго. Также стоит обращать внимание на присутствие в рационе фруктов и овощей, лучше чтобы они были по сезону. Особенности детского рациона необходимо учитывать, чтобы его пищеварительная система была здоровой, что также влияет на развитие личности.
Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?
В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:
Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.
Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка. Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.
Признаки кризиса у ребенка 5 лет
Родители должны знать особенности сложного периода, чтобы вовремя оказать необходимую поддержку своему отпрыску. Симптомы кризиса у детей пяти лет проявляются так:
- Ребенок замкнулся в себе, стал меньше говорить, делиться с вами своими эмоциями, успехами и достижениями, хотя всегда делал это.
- Ваш отпрыск отказывается подчиняться взрослым, проявляет непослушание.
- Малыш стал очень робким, неуверенным и боязливым, он стремится спрятаться от всего нового и ему еще неизвестного.
- Ребенок почти все время раздражен и зол, грубит взрослым и сверстникам без причины.
- Малыш истерит без повода, плачет по пустякам и капризничает целыми днями.
- Чадо кривляется, манерничает и зло копирует взрослых.
- Малыш очень много фантазирует, рассказывает всем выдуманные истории, выдавая их за правдивые.
- Ребенок очень много двигается и быстро устает, легко возбудим и очень эмоционален, хотя раньше не был замечен в этом.
- Ваш отпрыск заявляет, что хочет больше свободы и самостоятельности, отказывается от совместных прогулок, объясняя это своей «взрослостью».
- Малыш стремится все делать наоборот и назло взрослым, даже если это ему будет во вред.
- Ваш отпрыск стал очень упрям и стоит до конца на своем – для него важно, чтобы с ним считались.
- Постоянное недовольство всем и всеми.
- Стремится диктовать всем, что делать и как быть. По его мнению, именно так поступают взрослые, а ему ведь так хочется быть «большим».
Важно
Поймите и примите главное – кризис 5 лет у детей – это данность, которую не избежать. И только в ваших руках возможность максимально облегчить жизнь малышу и себе, опираясь на опыт специалистов детской психологии и родителей, уже столкнувшихся с этой проблемой.
Что хорошего в кризисе пятилетнего ребенка?
На фоне неуравновешенного поведения именно в период кризиса пяти лет ребенок проявляет все свои наклонности и сильные стороны, которые могут помочь определиться, в какую сторону малышу развиваться.
Если ваш ребенок занят моделированием, танцами, игрой на музыкальных инструментах, спортом, рисование, пением, то кризис переживается без больших сложностей. Дети, у которых есть занятие, знают, к чему стремятся, увлечены интересными делами и задачами, занимаются, по сути, строительством фундамента своего будущего успеха.
Конечно, никто не гарантирует вам, что ваш малыш станет великим музыкантом или спортсменом, но все знания, умения и навыки, приобретенные в пятилетнем возрасте, обязательно станут частью личности ребенка и помогут ему самореализоваться. Постарайтесь не упустить момент и помочь малышу найти себя в полезном и приятном деле.
Кроха пяти лет, энергию которого направили в нужное русло, с легкостью и пользой преодолевает свой возрастной кризис. Развитые способности в нежном возрасте помогут ему в юности быть на голову выше своих сверстников: рационально строить планы на жизнь, ставить перед собой цели и достигать их.
Как бороться с кризисом 5-го года у ребенка: советы психологов
Проявления кризиса у детей пяти лет в виде истерик, капризов и замкнутости можно свести к минимуму, если воспользоваться следующими общими советами:
- Постарайтесь выяснить причину дурного настроения ребенка или его скрытности.
- После выяснения причины – предложите ребенку решение проблемы и осуществите задуманное вместе.
- Создайте максимально удобную и располагающую к спокойствию обстановку в доме.
- Не давайте воли своим эмоциям – ваше раздражение может привести к катастрофическим последствиям.
- Будьте всегда спокойны, даже во время истерик вашего ребенка. Контролировать ситуацию вы можете только своей уравновешенностью.
- Старайтесь поощрять все инициативы и начинания вашего малыша. Спрашивайте его, о чем он думает и чего хочет. Вы удивитесь творческому мышлению и креативным ответам вашего ребенка.
- Бросьте вызов сами себе: учитесь вместе с ребенком, читайте больше книг, запишитесь на курсы по бухгалтерии или каллиграфии. Чем больше вы будете развиваться, тем больше от этого выиграет ваш малыш. А в совместном развитии и детский кризис пройдет незаметно и для вас, и для вашего отпрыска.
- Станьте поклонником талантов вашего малыша. Отмечайте то, что он уже умеет и помогайте ему стремиться к новым знаниям и умениям. Акцентируйте внимание не на возможных кризисных капризах и истериках, а на успехах и начинаниях ребенка.
Кризис пяти лет у ребенка – испытание на прочность родительских нервов. Не сломайте ваши отношения с малышом, утратив его доверие. Стремитесь к взаимопониманию при любых обстоятельствах и при самом безрассудном поведении вашего ребенка.
Что нужно делать родителям?
- Старайтесь как можно больше времени уделять вашему малышу: интересуйтесь его делами, рассказывайте о своих, беседуйте на важные и пустяковые темы.
- Все ваши действия, касающиеся ребенка, должны быть ему объяснены. Пятилетнему малышу важно ощущать себя значимым, а разъяснения убедят его в том, что вы относитесь к нему, как к взрослому.
- Чаще беседуйте с вашим ребенком на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Особенно это важно в случаях, когда малыш проявляет агрессию или дерется.
- Просите о помощи своего ребенка, пусть даже эти дела будут незначительными, – это необходимо для того, чтобы ваш отпрыск чувствовал свою «нужность».
- Спрашивайте у малыша совета, продемонстрируйте ему, что вы воспринимаете его на равных.
- Больше играйте с ребенком, позвольте себе окунуться в детство.
- Поручите вашему отпрыску выполнение каких-либо обязанностей. Со временем увеличивайте количество обязанностей и ответственность.
- Предоставьте возможность малышу быть чуть свободнее, не опекайте его слишком сильно.
- Предлагайте свою помощь и поддержку малышу, но не навязывайтесь.
- Избегайте категоричных слов и действий по отношению к своему ребенку. Пусть у вас всегда будет подготовлено альтернативное предложение.
- Чаще хвалите своего отпрыска, даже по пустякам.
- Не заостряйте внимание на кривляниях вашего ребенка, со временем это пройдет.
- Предоставьте возможность вашему чаду найти себя, получить больше впечатлений: водите его на выставки, в музеи, художественные галереи, цирки, театры. Объясняйте увиденное, обсуждайте с ним его впечатления и делитесь своими.
- Помните, что любой энергии необходим выход. Чрезмерная активность может найти свое применение в спортивных секциях: плавание, футбол, танцы, теннис, бадминтон, карате, фехтование, художественная гимнастика. Переживания, связанные с возрастными особенностями, отойдут на второй план, поскольку ребенок познакомится с новыми людьми и будет стремиться к успеху в деле, которым будет занят.
- Попытайтесь научить малыша формулировать собственное мнение, убеждать окружающих, логически выстраивать цепь аргументов, обосновывать свои желания. Умение грамотно выражать свои мысли и желания поможет вашему малышу цивилизованно общаться с вами и окружающими. Крики, истерические требования, мычание, злое молчание игнорирование просьб взрослых – все это уйдет в небытие, как только ребенок научится правильно говорить и приводить доводы в свою пользу.
- Важно, чтобы ваш ребенок все время был занят и не скучал. Помогите ему найти себя, сделайте его жизнь насыщеннее. При отсутствии большого количества времени ему не будут приходить в голову лишние мысли и поводы для раздражения и замкнутости. Чем быстрее ребенок найдет для себя подходящее занятие, тем лучше он переживет текущий кризис и последующие.
Во время кризиса у детей пяти лет очень важен хороший родительский пример. Станьте другом и образцом для подражания для своего ребенка, и трудный период покажется не таким долгим и сложным.
Чего родителям делать не стоит?
В кризисный период пятилетнего малыша специалисты категорически запрещают следующее:
- Крики, скандалы, унижения и физические расправы над ребенком.
- Грубость, злость и небрежное отношение к ребенку. Если у вас не получается совладать с собой, то родителям рекомендуется посетить психолога.
- Употреблять фразы вроде «Ты мне мешаешь», «Уйди/отойди», «Ты ничего не умеешь» и пр.
- Навязываться, читать нотации, поучать, подчеркивать возраст и отсутствие каких-либо навыков у ребенка.
- Заниматься попустительством при явной агрессии и неадекватном поведении вашего отпрыска.
- Исправлять нужно ситуацию мягко, без истерик и рукоприкладства.
- Медлить, если вы видите, что малыш нуждается в помощи. Отложите все дела и займитесь проблемами вашего отпрыска немедленно.
- Игнорировать ребенка и ставить свои нужды выше его.
Чего не стоит делать?
- К сожалению, родители иногда теряют терпение и повышают на детей голос. Это бесполезно: разговаривайте спокойно, мягко, но настойчиво. Приводите логичные аргументы.
- Физическое насилие недопустимо. Исключите даже шлепки и другие «безобидные» прикосновения.
- Не вымещайте злость на ребенке. Накопилась усталость? Найдите иной способ избавиться от негатива.
- Не наказывайте безразличием. Если вы видите, что малыш наговорил грубостей, но не может справиться с проблемой без вас, подойдите и помогите ему. Ответственность всегда лежит на взрослом.
- Не бросайте в беде. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда готовы прийти на помощь — это основа психологического комфорта.
- Не ругайте без причины. Выражайте недовольство корректно, обязательно подчеркивайте, почему вас расстроил тот или иной поступок.
- Не заостряйте внимание на детской лжи. Предложите вместе пофантазировать, сочинить рассказ или нарисовать картинку с выдуманными героями.
- Избегайте удушающей опеки. Дайте ребенку шанс развиваться свободно, без давления и внешнего контроля. Покажите, что вы уже доверяете ему во многих вопросах.
- Не отмахивайтесь со словами «Опять ты со своими глупостями». Найдите время выслушать, посочувствовать, дать совет.
- Не переживайте слишком сильно. Каждая семья проходит через кризисы взросления детей. Когда неприятный период закончится, вы оцените плоды терпения и правильного воспитания.
Важно
Станьте опорой и центром вселенной для вашего пятилетнего ребенка, хотя бы на время кризиса. Будьте мягче, больше играйте с ним, веселитесь, попробуйте жить мыслями вашего малыша. Покажите вашему чаду, что ничего и никого важнее у вас нет, и никакие «взрослые» дела не заменят часы общения с ним.
Вашему ребенку 5 и из послушного малыша он превратился в неуправляемого капризного демона?
Или наоборот замкнулся в себе и боится простых вещей?
Тогда можно с уверенностью заявить, что это – кризис 5 лет у детей.
Как же справиться с этим периодом в жизни ребенка без последствий для него, и, сохраняя нервные клетки родителей?
Советы психолога дадут ответ на этот вопрос.
К 5-ти годам дети уже достаточно хорошо осваивают речь и могут свободно общаться.
Они с большим интересом наблюдают за жизнью взрослых, особенно своих родителей и начинают подражать им.
Частенько для этого подглядывая и подслушивая за их жизнью.
Появляется желание самим быть взрослыми и самостоятельными. “Я сделаю сам” – это их любимая фраза в этом возрасте.
Но, естественно, пятилетний малыш не может быть таким же, как взрослый человек.
Поэтому и наступает кризис – желания не совпадают с действительностью.
Ребенок полон разочарования, из-за чего злиться, ведет себя неуравновешенно и агрессивно.
Также малыши в этот период стремятся побольше общаться со сверстниками, но не всегда это получается.
Мыслительные способности также уже развиты на хорошем уровне.
Наиболее ярко начинает проявлять себя набор индивидуальных черт характера.
Развитие головного мозга идет полным ходом, поэтому и эмоций становится больше.
На этом этапе малышу предстоит научиться контролировать и выражать свои чувства. Следует проявить терпение, пока чадо не освоит это искусство до конца.
Приходит понятие различия между полами. Ребенок пытается осознать себя, как лицо определенного пола. Из-за этого он становится замкнутым.
Дети начинают выражать свое собственное мнение об окружающем мире.
Нередко это мнение сопровождается изрядной дозой фантазии. Они даже могут придумывать целые истории и жизненные сюжеты.
Кроха начинает отождествлять себя в качестве личности.
Но не все мысли и эмоции пока еще могут быть объяснены. Отсюда вытекают капризы и истерики.
Другими словами это период быстрого развития малыша.
Появляется много новых увлечений, хобби. И бывает, что кроха не может справиться с нагрузкой.
Все эти особенности характера становятся причинами кризиса в пятилетнем возрасте.
Детские страхи от 5 до 7 лет
Авторы: Захаров А. И.
Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста, как уже отмечалось, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?». В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.
До 5-летнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти за отца. С 5 до 8 лет «женятся» или «выходят замуж» уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира.
В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам. В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем — наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»
Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.
Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей. Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее — не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.
Как уже говорилось, исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений. Заметим, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, поскольку в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отношению других значимых для них людей).
Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре «Семья» дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать, как «папа» или «мама». Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обоих случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте. Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем-то подчеркнуто строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства.
Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом Сына и передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов. К тому же развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.
Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. «Он дыхнет — и все», — так он объяснял свой страх. Под словом «все» он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению. Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.
Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся «всего на свете», был беспомощным и одновременно заявлял: «Я — как мужчина». Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына. Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери — это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.
Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, «живущим за шкафом», — незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей. Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности. Неудивительно, что скоро он стал «вредным», в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены «алкогольным небытием». В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он — эмоциональная сирота при живых родителях.
К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства. Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению. Если такой мальчик, вырастая, вступает в брак и становится отцом, то нередко он не испытывает отцовских чувств к сыну, не понимает его мальчишеских потребностей, не участвует активно в жизни семьи (подобно тому, как вел себя отец в свое время) и нередко передает свои неизжитые опасения ребенку.
При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.
В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: «Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел» (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), «Меня проглотил крокодил» (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня). Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.
Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами. В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: «Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать», — говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.
Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: «Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: «Сколько будет 2+2?» Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4″. Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.
Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.
Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем — родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления. По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.
Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.
При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться. Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: «Лучше бы мне умереть», девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.
Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.
На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям — спать, не хныкать и держать себя в руках. Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно «вычислен» из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.
В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь — задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть? Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами «без причин» повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу «зазвучали» другие страхи. Во-вторых, он уже «исчез» как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: «Я вообще не люблю мальчиков!». Вообще — это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя «мужчиной», зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как «эмансипированная» женщина развернула непримиримую борьбу за свое «женское достоинство», за право единолично распоряжаться в семье. Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у «феминизированного» мальчика. Недаром он боялся, что его украдут. У него уже «украли» активность, самостоятельность и мальчишеское «я». Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве. Через 10 лет она снова пришла к нам — с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.
В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать — в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?». Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок «эмоционально перегорает» до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.
Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.
Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу — «все или ничего». Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего. Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.
Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.
Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные «нарушения». Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр. Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и «уверенность наоборот» — навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета. Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.
Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в «оздоровительный» санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.
Энциклопедия практической психологии «Психологос»
опубликовано 23/01/2014 13:59 обновлено 23/01/2014 — Педагогика и психология
Проявления кризиса 5 лет у детей
- Ребенок становится капризным без особых на то причин.
- По любому поводу устраивает истерики. Например, если не может найти любимую игрушку.
- Резкие изменения поведения, проявление агрессии.
- Не у всех детей, но все же встречается замкнутость во время этого кризиса. Вдруг малыш перестает рассказывать о всех своих событиях, хотя раньше всегда это делал.
- Подражает взрослым, копирует их поведение, кривляется.
- Если раньше малыш ничего не боялся, то теперь могут возникнуть различные страхи, например, боязнь темноты или страх заговорить с незнакомым взрослым человеком.
- Желание быть самостоятельным, хочет все делать сам без помощи взрослых, даже гулять без родителей.
- Придумывает рассказы и фантазирует, выдает это за правду.
- Чрезмерная двигательная активность быстро сменяется усталостью. Повышенная эмоциональность и возбудимость.
- Непослушный характер и отказ подчиняться родителям.
- Частые злость и раздражение, грубости в общении с родителями и сверстниками.
- Совершает поступки назло взрослым и наоборот, даже в том случае если это принесет вред ему самому.
- Все время всем недоволен.
- Проявляет упрямство до последнего и не отступает, настолько важным для него является, чтобы к его мнению прислушивались.
- Строит из себя диктатора – говорит всем, что делать. По его мнению именно так ведут себя “большие”.
Изменения после кризиса
После резкого скачка в развитии психики ребенок становится более уравновешенным, прислушивается к советам родителей и с удовольствием проводит время с семьей.
Укрепляются волевые качества характера, самоконтроль. Малыш организовывает распорядок дня, расставляет приоритеты (сначала сделать уроки, потом отдыхать; вовремя лечь спать).
Отчетливо проявляются черты характера, вкусы и предпочтения. Ребенок судит о событиях почти без оглядки на родителей или друзей.
Сколько длится?
Кризис 5 лет по времени может длиться различное время индивидуально у каждого ребенка.
Минимально от нескольких недель до месяцев и даже года.
Стоит также отметить, что начаться он может не строго в пятилетнем возрасте, а раньше или позже.
Зависит это также от индивидуальный особенностей конкретного малыша.
Некоторые родители даже не замечают наступление критического состояния, настолько легко он проходит.
А некоторые хватаются за голову и не знают что делать.
Главное – не паниковать, а следовать советам психологов. Тогда все получится, и вы забудете о сложном периоде.
Обратите внимание:
Необходимо понять и принять тот факт, что кризис 5-ти лет у детей – это неизбежно. Но то, на что вы можете повлиять так это сгладить острые углы этого времени и сделать его безболезненнее, используя опыт психологов и родителей, уже прошедших этот путь.
Признаки начала кризиса
Как понять, что наступил кризис? Он возникает из-за внутреннего конфликта: ребенок обнаруживает, что желания и реальные возможности не совпадают, а добиться полной автономности не получается — родители контролируют каждый шаг.
- Необоснованная агрессия. Малыш хамит, огрызается, отказывается следовать просьбам. Отталкивает родственников, которых раньше очень любил.
- Истерики. Мелкие неудачи вызывают слезы: не смог найти любимую машинку, запретили идти на улицу.
- Ребенок передразнивает старших, подражает им, старается быть «взрослым». Гримасничает, перенимает привычки.
- Возникает потребность в одиночестве: дети в пятилетнем возрасте любят запираться в комнате, организовывать секретные уголки. Отказываются делиться информацией (не рассказывают, как прошел день, что они обсуждали с друзьями). Это объясняется стремлением решать проблемы единолично.
- Фобии, ночные кошмары, беспокойный сон. Ребенок боится сверхъестественных существ, отказывается спать в комнате один. Также добавляются экзистенциальные страхи — навязчивые мысли о мучительных болезнях, смерти, печальном будущем («А вдруг у меня не будет друзей? А я не заболею?»)
- Неуверенность в себе. Малыш соревнуется со сверстниками, сравнивает себя с другими. Просит оценить его внешность или действия («У меня красивое платье?»)
Плюсы кризиса
Возраст 5-ти лет у детей отличается не только негативными моментами кризиса, но и положительными.
Именно сейчас у малышей проявляются их таланты и способности.
Поэтому сейчас самое время, чтобы присмотреться к своему чаду и помочь ему найти себя и свое любимое занятие.
Чтобы раскрыть возможности крохи необходимо записать ее на различные развивающие кружки и занятия.
Поинтересуйтесь у сына или дочки, что является наиболее интересным и привлекательным.
И отведите туда ребенка. Помимо его интересов можете еще сами предложить что-то.
Кто знает, может быть малыш не догадывается, что рисовать оказывается так увлекательно.
Говорят, не бывает бездарных детей, бывают одаренные дети, которым не помогли раскрыться взрослые.
Конечно, нельзя утверждать, что абсолютно каждый ребенок занимаясь танцами или музыкой станет второй Волочковой или Пугачевой.
Но свое призвание все-таки найти можно именно сейчас. И в будущем малышу уже не придется ломать голову, кем он будет когда вырастет.
К тому же и кризис переживается намного легче, когда ребенок занят любимым делом. Также это помогает научиться ставить цели и достигать их.
Как пережить этот период легче и без лишней суеты читайте ниже:
Следует понимать, что для малыша наступило непростое время.
Поэтому не нужно его ругать и наказывать за капризное поведение.
Это самая большая ошибка родителей. Наоборот обращаться с крохой необходимо очень мягко, но и одновременно настойчиво.
А для этого следуйте следующим советам:
- Создайте атмосферу спокойствия и комфорта
- Постарайтесь узнать причину плохого поведения. Возможно, ребенку нужно всего лишь больше ласки и любви.
- Если проблема кроется глубже, выясните и обсудите ее, предложите малышу найти решение вместе.
- Не переходите на крик и ругань во время истеричного поведения ребенка. Необходимо подождать пока кроха придет в себя и затем в спокойном тоне поговорить с ней.
- Не демонстрируйте раздражение, гнев.
- Сохраните теплые отношения с чадом, и его доверие. Если будет налажен хороший контакт, вам обоим будет намного проще пережить кризисное время.
Стоит отметить:
Станьте лучшим другом и примером для подражания. Тогда сложное время пролетит незаметно и покажется не таким уж кошмаром для вас и малыша.
Действия, которые родителям не следует совершать
Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: как перестать срываться на ребенка, если он раздражает?)
В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:
- Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
- Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
- Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
- Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.
Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Чего делать нельзя
- Не обращать на ребенка внимания, пускать все на самотек, занимаясь своими делами.
- Повышать голос без причины, ругаться, истерить, использовать унизительные слова и сравнения, физические методы воспитания.
- Поучать, вести себя навязчиво, читать нотации, указывать на детский возраст и на превосходство взрослых.
- Использовать в общении слова: “ ты ничего не умеешь”, “ не мешай, отойди” и тому подобные вещи.
- Закрывать глаза на явную агрессию и неадекватное поведение.
- Тянуть и откладывать в долгий ящик помощь ребенку, когда он в ней нуждается. Отложите все дела и займитесь его проблемами.
- Если не получается разговаривать с малышом в спокойном тоне, то следует обратиться к психологу.
Возьмите на заметку:
Примерьте на себя роль опоры и центра вселенной. Относитесь мягко, не пренебрегайте совместными играми, от души веселитесь с малышом. Поймите его мир. Дайте понять крохе, что самое важное для вас – это ее благополучие, а не карьера и другие “взрослые” дела.
Вопросы и комментарии психолога
“Здравствуйте! Я мама двоих детей. Старшему сыну 5 лет и 2 месяца, а дочке 10 месяцев.
Сын очень ревниво относится к сестре, при этом проявляет сильную агрессию в ее сторону.
В 3 года у него появились нервные тики, когда он нервничает.
При приступах агрессии к сестренке тики становятся еще сильнее. Что делать, как помочь ребенку?”
Кризис любого возраста — период, который характеризуется переходом человека на новый уровень взаимоотношений с внешним миром. Причем не только кризис среднего возраста присущ человечеству — начиная с первого года жизни, маленький человечек уже переживает кризисы периода взросления. Кризис первого года, кризис трех, пяти и семи лет, а также подростковый кризис — все эти термины знакомы многим родителям в период воспитания своих детей. Некоторые дети переживают эти периоды достаточно бурно и сложно, другие детки — совершенно спокойно и практически незаметно переходят на новый этап взросления.
Каждый из кризисных периодов у ребенка имеет свои особенности, поэтому нам, родителям, важно иметь хотя бы малейшее понятие об этих состояниях, чтобы в дальнейшем не впасть в «ступор», не зная, как поступить и что делать с взрослеющим ребенком.
В сегодняшней публикации мы хотим поговорить о кризисе пяти лет, который наступает у каждого ребенка в свое время и имеет продолжительность от нескольких недель до нескольких месяцев. Как распознать кризис 5-ти лет у ребенка и решить проблемы, связанные с этим периодом, максимально конструктивно, расскажем в нашей сегодняшней публикации.
Симптомы возрастных кризисов у детей
Самым первым сигналом о том, что ваш ребенок взрослеет и переходит на новый уровень общения, является внезапное изменение его поведения, причем, как правило, далеко не в лучшую сторону. Кризис пяти лет сопровождается следующими изменениями:
ребенок внезапно проявляет раздражительность, злится и нервничает по пустякам, быстро утомляется;
в разговоре довольно часто манерничает и кривляется, с удовольствием примеряет на себя роль шута, добиваясь разраженной реакции взрослых;
обостряется агрессивность, поэтому даже ранее спокойный и покладистый ребенок начинает бунтовать. А вот открытые общительные детки, напротив, в этот период становятся стеснительными и скрытными;
кризис пяти лет у детей может проявиться неуверенностью в себе, боязнью совершенно простых вещей и т.д.
Что делать, если у вашего ребенка кризис 5-ти лет?
Естественно, сталкиваясь с таким поведением ребенка, родители, как правило, либо опускают руки и пускают все на самотек, либо, напротив, начинают активно воспитывать малыша. При этом система наказаний в период воспитания «кризисного» ребенка достаточно часто преобладает над любыми другими попытками наладить взаимоотношения с малышом. Однако, как бы сложно ни было нам, родителям, важно найти способ решения проблемы кризиса 5-ти лет у ребенка, чтобы он был максимально эффективным и комфортным для малыша. Поэтому наказывать и упрекать, кричать и раздражаться попросту бесполезно. Малыш такого поведения не поймет и будет бунтовать еще больше. Поэтому давайте выясним, что делать, чтобы кризис 5-ти лет у ребенка прошел как можно быстрее и без проблем.
Поскольку любой возрастной кризис связан с взрослением ребенка, то очень важно малышу показать, что вы относитесь к нему со всей серьезностью. Не бойтесь доверять ребенку «взрослые дела» и обязательно поощряйте свое чадо за самостоятельность. Хочет ваш ребенок самостоятельно убраться или помыть посуду — похвалите его и покажите, как это делать правильно. Причем избегайте нравоучений — относитесь к ребенку, как к взрослому, чтобы повысить самооценку малыша и сблизиться с ним, на основе доверительных отношений.
Если ваш ребенок занят чем-то, не стоит его поучать и вмешиваться в «его дела». Малыш сам попросит помощи у вас, если она ему понадобится. В этот период он норовит показать свою самостоятельность, поэтому не стоит мешать ему в этом. Возрастные кризисы способствуют постепенному перекладыванию ответственности с родителя на ребенка, поэтому вы должны донести до малыша, что за свои поступки он должен отвечать, сам и понемногу приучать его к некоторым домашним делам и обязанностям. Например, «доверьте» ребенку ежедневно покупать хлеб в ближайшем хлебном киоске. Отныне это сугубо его обязанность! Объясните, что нарушать это правило нельзя, поскольку вся семья останется без полноценного обеда. Это позволит поднять самооценку ребенка и построить доверительные отношения с родителями.
И в заключение:
в возрасте пяти лет не стоит показывать малышу, насколько трепетно вы его оберегаете, и контролировать каждый его шаг. В этом возрасте ребенок стремится быть самостоятельным. Поэтому не мешайте ему и стройте отношения на доверии. Однако если ребенок «проштрафился», то и за «косяк» он тоже должен отвечать. Только так он начнет взрослеть. И в этом нет ничего страшного или непредсказуемого.
Что делать родителям?
Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:
- ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
- в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
- малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
- дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.
Родители должны придерживаться следующих правил:
- Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
- Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
- Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: как справляться с агрессией у ребенка 5 лет?).
Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным
Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.
Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.
По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.