Гиперактивный ребенок (СДВГ): как вести себя родителям

Целесообразность применения препаратов при гиперактивности у детей периодически подвергается сомнению. Чтобы разобраться, необходимо определиться с самим понятием синдрома гиперактивности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой расстройство высшей нервной деятельности, которое часто выявляют у детей младшего возраста. Спровоцировать развитие такого состояния у ребенка могут осложнения при вынашивании плода или в процессе родов.

Ребенок, страдающий гиперактивностью, испытывает большие сложности при концентрации внимания, а также затрудняется контролировать свое поведение. Это связано с тем, что нервная система ребенка с трудом перерабатывает поступающую информацию. При этом уговоры и наказания практически не действуют — гиперактивный ребенок остается импульсивным и неусидчивым.

Что такое гиперактивность

СДВГ — одна из самых частых патологий, которая приводит к трудностям поведения и обучения. Встречается у 4,0 — 9,5% детей старшего дошкольного и школьного возраста. Обусловлен повреждением головного мозга и его последующей дисфункцией. Проявляется повышенной возбудимостью, чрезмерной речевой и двигательной активностью, снижением внимания, импульсивностью.

Характерны эмоциональная неустойчивость, нервное напряжение, что приводит к нарушениям поведения, избыточной подвижности. Но это не проблема воспитания, а потребность дошкольника сбросить напряжение. Маленький человек не виноват — он из-за особенностей функционирования головного мозга не умеет и не может вести себя по-другому.

Тем не менее, то, как себя ведет гиперактивный ребенок, доставляет массу неудобств. Сначала маме, затем воспитателям, педагогам детского сада и учителям. Возможны конфликты с ровесниками.В итоге возникают комплексы, психологические проблемы.

Если вовремя поставить диагноз и начать коррекционную работу, поведение деток можно исправить таким образом, что они смогут обучаться, получить образование, адаптироваться в коллективе и вести обычную жизнь в социуме. Без своевременной помощи нарушения поведения сохраняются в подростковом возрасте, во взрослой жизни, препятствуют нормальной социализации.

Общая информация

Гиперактивность представляет собой многоплановое расстройство определенных функций головного мозга, связанных с чрезмерным образованием нервных импульсов.

Такая патология становится главной причиной чрезмерной активности ребенка, которая мешает ему концентрировать внимание и собственные эмоции.

Симптоматика гиперактивности может напоминать неврозы или поведение обычного подвижного малыша. Распознать истинные признаки данного состояния может только квалифицированный специалист на основании комплексного обследования.

СДВГ — признаки

Не каждый подвижный ребенок является гиперактивным. Что поставить диагноз СДВГ, необходимо присутствие следующих симптомов (их называют триадой):

  • импульсивность;
  • гиперактивность;
  • дефицит внимания и рассеянность.

Первые симптомы появляются в среднем или старшем дошкольном возрасте, редко — после 7 лет. Именно в этот период появляются проблемы в воспитании и обучении. Крохе сложно сосредоточиться на занятиях, нет усидчивости и самостоятельности.

В зависимости от того, какой признак преобладает, выделяют два подтипа: с повышенной активностью и с дефицитом внимания. Когда оба признака присутствуют в равной мере, говорят о смешанном подтипе. Разберем эти подтипы подробнее:

  1. Гиперактивный ребенок излишне подвижен. Усидчивость — не его сильная черта. Практически постоянно в движении: встает, бегает, крутится. Даже когда просто сидит, то поеживается, болтает ногами, руками. Движения не всегда целенаправленные. Он не поклонник спокойных игр. Также ему трудно сдержаться, когда нужно дождаться своей очереди в игре. Дошкольник или школьник постоянно выкрикивают ответ с места на занятиях, при этом даже не дослушав вопрос. К тому же, вмешиваться в чужие разговоры, перебивать других ребят, много разговаривать — привычное для них дело;
  2. Дошколёнок с дефицитом внимания часто совершает ошибки, не может сосредоточиться на чем-то одном. Со стороны кажется, что он не слышит и не слушает, когда к нему обращаются другие люди, что он небрежен. Внимание рассеяно, из-за чего не удается выполнять задания и доводить начатое дело до конца. Даже когда есть конкретная инструкция по шагам, возникают трудности: при выполнении заданий, работы по дому. А про самостоятельные занятия и говорить не нужно — дошкольник постоянно отвлекается. Особенно его напрягают задания, которые требуют умственного напряжения. Любой шум, разговор — он тут же переключается на них. Может терять вещи, при этом даже не помнит, где и как это произошло.

Чтобы поставить диагноз СДВГ, а маленького человечка должны присутствовать как минимум 6 из перечисленных признаков в течение полугода и более.

Пантогам в таблетках и сиропе

Пантогам — препарат на основе гамма-аминомасляной кислоты. Это вещество контролирует процессы торможения в головном мозге. Выпускается он форме сиропов или таблеток для перорального применения.

Пантогам в таблетках и сиропе

Принимать препарат можно спустя 30 минут после очередного приема пищи. Не следует принимать лекарство на ночь — возможны проблемы с засыпанием у ребенка. Дозировка назначается неврологом в зависимости от возраста ребенка.

Длительность курса лечения может составлять от нескольких месяцев до полугода. Затем рекомендуется сделать перерыв на 3-6 месяцев, после чего при необходимости курс можно повторять.

Повысить эффект от приема препарата можно с помощью комплексного лечения. На фоне приема лекарства отмечается уменьшение признаков тревожности или гиперактивности ребенка, повышается усидчивость и способность концентрировать внимание. Кроме того, препарат воздействует на патологическую активность нейронов мозга и обладает противосудорожным действием.

Метки:Гиперактивность

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

  • В чем заключается половое воспитание подростков?
  • Почему родители бьют своих детей
  • Возможные последствия наказания детей ремнем
  • Основные виды детских страхов

2 комментария

  1. анна бойко не всегда хочется мучить ребенка неприятными препаратами или болезненными инъекциями. у нас все обошлось, помог курс бэби формула с глицином. это витамины в виде мишек жевательных, для ребенка одно удовольствие их есть. там магний, мелисса состав очень хороший. делает ребенка более усидчивым

    Ответить

  • Барбара Как называется препарат пожалуйста напишите точнее

    Ответить

Как ведут себя гиперактивные дети

Гиперактивные дети дошкольного возраста ведут себя иначе по сравнению со сверстниками. Первые симптомы мама может заметить уже в грудничковом возрасте. Младенцы раньше начинают переворачиваться, ползать, а потом садиться и ходить. Несмотря на свою активность, они не засыпают от усталости, а перевозбуждаются и начинают капризничать. Став постарше, постоянно норовят куда-то залезть, что-то открыть, что-то потрогать. Не осознают опасность своих действий.

Сон непродолжительный. При этом малыш засыпает с трудом, спит чутко, просыпается от любого шороха. Самостоятельно заснуть после пробуждения он не может, маме приходится длительно его укачивать.

Незнакомая обстановка, чужие люди, шум, громкие звуки — дополнительный раздражающий фактор. В этих условиях малыш перевозбуждается, начинает капризничать. Даже в спокойной обстановке кроха не может надолго задерживать внимание на одной игрушке: быстро отвлекается на другую.

Будучи школьником, гиперактивный ребенок и сам не занимается, и мешает вести уроки, отвлекает одноклассников, подает отрицательный пример для других. Постепенно, по мере взросления, признаки затухают, но не исчезают совсем. Человек остается подвижным, суетливым, импульсивным: совершает необдуманные поступки, ему трудно рассуждать логически.

Дефицит внимания проявляется неспособностью выполнять задания в школе и дома. Это становится заметным, когда он остается без посторонней помощи: без подсказок ученик не может справиться ни с одной задачей. Тяжело ему даются те упражнения, где требуется усидчивость, внимательность, и те, где нужно прикладывать усилия, подумать. Напротив, в играх, динамичных занятиях они могут преуспеть.

В подростковом возрасте нарушения не такие выраженные. Но всё же подростки в отличие от ровесников несамостоятельные, безответственные, безрассудные, не склонные подчиняться общественным нормам поведения. При этом они ведомы, поэтому часто попадают в плохие компании, совершают правонарушения.

У 20 — 35 % пациентов проявления СДВГ сохраняются во взрослом возрасте и проявляются рассеянностью, забывчивостью, безынициативностью, неспособностью довести начатое дело до конца. Характерны частые проблемы в личной жизни.

Диагностика гиперактивности у детей

Оценка симптомов

Внимание

Оценивают по тому, какое время ребенок продолжает чем-либо заниматься, включая рисование, чтение, игры в одиночестве или с другом. Обращают внимание на частоту переключения с одной задачи на другую или между разными деятельностями. Гиперактивные дети не могут длительное время заниматься даже интересными делами.

Двигательная активность

Оценивают по тому, как долго ребенок может сидеть во время занятий, которые указаны выше в первом пункте. А также учитывают, какую долю времени он ерзает и пытается встать; как часто убегает во время семейных прогулок или в магазине.

Дифференциальная диагностика

Нормальность

Родители могут считать ненормальными невнимательность и беспокойность, которые на самом деле лежат в пределах нормы.

Ситуационная гиперактивность

Некоторые малыши гиперактивны только дома или только в детсаду. Им нельзя диагностировать гиперактивность. Некоторые исследователи всё же считают, что ситуационная гиперактивность является более легким вариантом устойчивой гиперактивности.

Поведенческие расстройства

Часто сочетаются с настоящей гиперактивностью, но иногда могут лишь имитировать ее. Дети могут проявлять отклонения только в одном месте, потому важно, сохраняются ли беспокойность и невнимательность во время выбранных занятий, таких как чтение, рисование, игры с одногодками, постройки лего. Если да, то подозревают смешанное расстройство гиперактивности/поведения.

Эмоциональное расстройство

К беспокойности и невнимательности могут привести тяжелая тревога, мания, депрессия. Есть ребенок гиперактивен и у него есть эмоциональные симптомы, более тщательно собирают историю с целью установить, что началось первым. Если сначала проявились эмоциональные симптомы, то у ребенка подозревают эмоциональное расстройство. Но если сначала были симптомы гиперактивности, то это может оказаться острым эмоциональным расстройством поверх гиперактивности.

Тики, хорея и другие дискинезии

Их можно по ошибке спутать с ерзаньем. Следует внимательно следить за движениями. Дети с тикозными расстройствами могут быть также гиперактивными, и гиперактивность может проявиться задолго до появления тиков в принципе.

Расстройства аутистического спектра

Их подозревают в случаях, когда невнимательность и беспокойность сопровождаются социальными нарушениями, ригидным и повторяющимся поведением аутистического характера, отклонениями общения, отсутствием спонтанной символической игры.

Генерализованная недостаточная обучаемость

У такого ребенка внимание и регуляция могут быть адекватными умственному возрасту, но снижены относительно его хронологического возраста. Дети с генерализованной недостаточной обучаемостью еще и гиперактивны (многие из них).

Гиперактивность и темперамент ребенка

Следует различать гиперактивного ребенка и обычного активного. Обе группы детей подвижны, но врожденными темпераменту, при котором нет нарушений мозговых функций, характерны следующие отличительные признаки:

  • нормальное засыпание, сон достаточный и крепкий. Если просыпается, повторно засыпает без укачиваний, маминой груди;
  • активность, подвижные игры не влияют общее состояние. После них ребята самостоятельно успокаиваются и быстро засыпают;
  • дитя осознает свои действия, понимает, что может быть опасным, избегает их, испытывает страх;
  • понимает слова «нет» и «нельзя»;
  • спокойно общается с другими детками, что важно в детском в саду, делится со своими игрушками;
  • не проявляет агрессии к людям;
  • активность не препятствует нормальному развитию, в том числе умственному, общению с другими людьми.

Что делать, если поставили такой диагноз?

Реакция родителей на диагноз гиперактивности у ребенка может быть неоднозначной. Некоторые из них испытывают панику, другие — считают, что повышенная активность пройдет самостоятельно после переходного возраста.

Оба мнения ошибочны. Если диагноз подтвержден, то ребенку необходима квалифицированная и полноценная помощь.

Терапия может длиться годами. Родителям необходимо запастись терпением и соблюдать все рекомендации специалистов.

При гиперактивности у ребенка родителям необходимо выполнить следующие действия:

  • провести комплексное обследование ребенка и подтвердить диагноз;
  • создать максимально благоприятные условия для ребенка;
  • научиться контролировать свои эмоции и уделять внимание своим действиям;
  • соблюдать все назначенные процедуры;
  • воспользоваться помощью психолога и психотерапевта.

Чем выводят вши у детей? Читайте об этом здесь.

Причины патологии

Относительно факторов риска ведутся исследования. Большинство специалистов считают, что у гиперактивных детей дошкольного возраста причиной нарушений может быть поражение головного мозга.

Это может произойти как в пренатальном периоде, так и в постнатальном:

  1. Пренатальные факторы СДВГ — токсикозы, угроза, неправильное питание, многоводие, вредные привычки мамы, болезни мамы (особенно опасны инфекционные), стрессы, профессиональные вредности, внутриутробные нейроинфекции, родовая травма, токсины (тяжелые металлы, синтетические и растительные токсины), гипоксия, резус-конфликт;
  2. Постнатальные факторы — преждевременные роды, незрелость структур головного мозга, задержка внутриутробного развития, асфиксия в родах, особенности воспитания, дефицит витаминов, микро и макроэлементов в рационе, повторение детьми поведения других людей, особенное строение центральной нервной системы, эндокринные нарушения, конфликты (с родителями, сверстниками), эпизоды насилия в семье, психологическая травма.

Особенно сложная ситуация — когда у гиперактивного ребенка присутствует несколько факторов. Например, недоношенность, последствия которого усугубились черепно-мозговой травмой в дошкольном возрасте.

Причины гиперактивности у детей

К тяжелой гиперактивности у детей может привести накопление в организме барбитуратов и бензодиазепинов. Стимуляторы же полезны при лечении данного синдрома. Потому считается, что на гиперактивность влияет нейрохимический дисбаланс. Исследования показали, что генетический фактор имеет важную роль в развитии гиперактивности. Сейчас исследователи собирают данные о том, что риск гиперактивности зависит от полиморфизма некоторых генов.

Дети, имеющие мозговые нарушения или больные эпилепсией, склонны к гиперактивности. Но у большинства гиперактивных детей отсутствуют неврологические симптомы. Также есть данные, что рассматриваемые поведенческие отклонения имеют причиной нарушения исполнительного функционирования, связанного со структурными и функциональными аномалиями префронтальной коры и базальных ганглиев.

Воздействие свинца на организм не является причиной гиперактивности. Но есть данные, подтверждающие мнение, что данное поведенческое отклонение у детей может быть спровоцировано нежелательными реакциями на специфическую пищу или напитки.

На гиперактивность влияют не только биологические, но и психосоциальные факторы. Была найдена связь данного синдрома с депривацией и воспитанием в учреждениях.

Что делать родителям гиперактивных детей

Первые шаги, которые необходимо сделать родителям — признать то, что с их малышом не всё в порядке, и обратиться за помощью к специалистам. Нередко мамы и папы не обращают внимание на поведение чада, считают, что это возрастное и пройдет самостоятельно. В некоторой степени они боятся, что скажут знакомые, родственники, боятся, что над их чадом начнут насмехаться. Нужно помнить: чем раньше вы начнете коррекцию, тем выше шанс, что она будет успешной. Не упустите это время.

Гиперактивным ребенком занимаются несколько специалистов: невролог, педиатр, психолог, в некоторых случаях — психиатр. На первом этапе проводят диагностику, после чего подбирают лечение.

Диагностика

Во время диагностики СДВГ специалисты исключают болезни нервной системы, психические расстройства и нарушения развития: эпилепсию, тревожные расстройства, шизофрения, расстройств аутического спектра, эндокринные патологии, последствия черепно-мозговых травм, тугоухость. Также причиной поведения могут быть возрастные кризисы: 2-х лет, 3-х лет: в этом случае также нужна помощь врача.

Важны такие методы обследования, как беседа с гиперактивным ребенком и с его родителями, осмотр, наблюдение за поведением, тестирование.

Для подтверждения или исключения сопутствующей патологии могут назначить общий анализ крови, биохимический анализ крови, ЭКГ, рентген черепа, электроэнцефалограмму, МРТ, КТ и другие.

Лечение

Если диагноз гиперактивный ребенок подтвердится, назначают коррекцию. Родителям нужно пересмотреть многие аспекты жизни. Цель терапии: реализация дошкольника как личности, нормализация психологической обстановки, выработка навыков контакта с окружающими людьми, повышение самооценки, поиск сильных сторон, достижений.

Достичь этого помогут:

  1. Помощь семье — семейная терапия, которая должна улучшить взаимодействие между членами семьи, сформировать у мам и пап навыки воспитания детей с гиперактивностью. В результате тренингов родители будут знать, как успокоить гиперактивного ребенка, как развить его сильные стороны и повысить взаимопонимание с ним;
  2. Психолого-педагогическая коррекционная работа — подразумевает перестройку учебного плана, подбор материалов в индивидуальном порядке, что позволит повысить возможности успешного обучения. Обычно детей переводят в специализированный класс;
  3. Психотерапия — работа с гиперактивным ребенком, формирование у него навыков общения, раскрытие его способностей, выработка навыков преодоления трудностей;
  4. Медикаментозное лечение длительное. Применяются препараты различных групп, но чаще всего ноотропы, в частности препараты гопантеновой кислоты. Ноотропы стимулируют формирование высших психических функций — внимание, память, контроль психической деятельность, речь. Помогают детям адаптироваться к окружению.

Работа с психологом

Разъяснения и советы психолога помогут разобраться родителям, почему у детей развивается нарушение поведения, какие проявления могут быть, как вести себя и как воспитывать. Маме и папе важно понять, что данное нарушение поведения — это не их вина, не тем более малыша.

Вот рекомендации, которые позволят улучшить взаимопонимание с гиперактивным ребенком:

  1. Установите правила поведения. Они должны быть конкретными (не «быть вежливым», а «нельзя перебивать, когда говорят другие»), понятными, выполнимыми. Придерживайтесь их постоянно;
  2. Когда общаетесь с малышом, и он не слышит вас, установите контакт экологичными способами. Можно дотронуться до его руки, плеча, развернуть к себе. Не кричите и не ругайте его;
  3. Обеспечьте безопасный быт;
  4. Выработайте режим, который нужно соблюдать всем членам семьи ежедневно, включая выходные и праздники. Прием пищи, прогулки, занятия, водные процедуры, отход ко сну и утренний подъем должны быть в одно и то же время;
  5. Предстоит сложная задача? Разбейте его на шаги;
  6. Хвалите за успехи, за достижения;
  7. Ищите сильные стороны крохи, то, занятия, которые он выполняет лучше всего, и развивайте их — так вы повысите самооценку. Кроме того, он будет заниматься с удовольствием;
  8. Найдите занятие, во время которого гиперактивный ребенок сможет выплеснуть скопившуюся энергию — спорт, игры, бег, езда на велосипеде;
  9. Следите за своим поведением — приступы агрессии, гнева при детях недопустимы. Также не позволяйте себе и другими общение на повышенных тонах в присутствии малыша;
  10. Разговаривайте с гиперактивным ребенком о нормах поведения в обществе. В беседе акцентируйте внимание на положительных сторонах личности дошкольника.

Лечение Кортексином

Кортексин относится к группе ноотропных средств и стимулирует метаболические процессы в тканях головного мозга. Применение этого лекарственного средства способствует улучшению высших психических функций. Это позволяет ребенку повышать свою обучаемость и усваивать больший объем новой информации.

Кортексин отлично защищает ткани головного мозга от влияния гипоксии и разного рода токсинов. Улучшение функций нервной системы позволяет нейронам головного мозга гораздо быстрее восстановиться после неблагоприятных внешних воздействий.

Применение это препарата помогает восстановить структуру и функции нейронов после перенесенного стресса. Кроме того, это медикаментозное средство подавляет избыточную патологическую активность нейронов и оказывает противосудорожное действие.

Кортексин

Благодаря подавлению процесса перекисного окисления липидов Кортексин помогает нейронам лучше выживать в ситуации гипоксии.

Замечено, что на фоне лечения Кортексином малыши начинают гораздо лучше разговаривать и запоминать новый материал. Речь ребенка становится более плавной. Возможно исчезновение заикания.

Дополнительным эффектом обладает входящая в состав лекарства аминокислота глицин. Выпускается лекарство только в виде лиофилизированного порошка, который разводят и вводят внутримышечно. Лучше всего инъекцию делать в область плеча. У детей в возрасте до полугода мышечная масса небольшая, поэтому инъекции делаются в переднюю поверхность бедра. Лучше всего эту инъекцию делать утром с 7 до 8 часов. Это позволяет избегать большого количества побочных эффектов, которые может вызвать вещество.

Следует помнить, что порошок при введении вызывает ощутимую болезненность, поэтому разводить медикамент лучше раствором Новокаина или Лидокаина, имеющим комнатную температуру. Однако если у ребенка отмечается аллергическая реакция на местные анестетики, лекарство разводят дистиллированной водой или физраствором.

Готовый разведенный препарат не следует хранить — его необходимо ввести сразу и в полном объеме.

Полный терапевтический курс продолжается 10 дней. Через полгода можно повторить его при необходимости.

Дозировка лекарственного препарата зависит от возраста ребенка и веса его тела. Если ребенок весит более 20 кг, средство вводится в дозе, рассчитанной на взрослого человека. Для детей грудного возраста и весящих менее 20 кг существует специальная таблица расчета дозировок.

Не следует отклоняться от схемы, которую назначил врач, и пытаться самостоятельно изменять длительность лечения или дозировку.

Вводить препарат можно даже при наличии простудных заболеваний — это не служит противопоказанием. Лекарство отлично сочетается с жаропонижающими веществами. Существует даже мнение, что на фоне введения Кортексина детский организм быстрее и эффективнее справляется с простудными заболеваниями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: