Психомоторное развитие детей возрастом от 2,5 лет до 5 лет. Американская академия педиатрии

Каждый родитель обеспокоен тем, насколько правильно развивается его малыш. Однако конкретных рамок развития не существует, ведь каждый ребенок индивидуален, а значит и развитие у них происходит по-разному: кто-то раньше начинает ходить, а кто-то – болтать. Поэтому не стоит достижения одного ребенка брать за общий показатель развития для другого, ведь то, что с легкостью может сделать один малыш, не всегда под силу другому. Однако также не стоит забывать, что существует общепринятый комплекс навыков и умений, которые должен выполнять и знать ребенок в два года. Что должен уметь малыш в этом возрасте – узнаем из статьи.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Мальчики в 2 года весят примерно 13 кг, девочки 12 кг. Рост мальчиков около 85-90 см, а девочек 80-85 см.

Дети в этом возрасте очень подвижные, любят активные игры, бегать и прыгать. В 2 года ребенок не просто бегает, а старается преодолевать препятствия на пути, так малыш может легко перешагивать предметы до 20 см высотой. Задача родителей в этот период поощрять активность крохи и не забывать о безопасности, ведь в этом возрасте малыш очень не предсказуем.

Важно дать ребенку больше самостоятельности, например, разрешать ему одеваться самому, надеть шапку или варежки, колготки. Нельзя его торопить при этом, если что — то не получается, стоит просто показать как делать правильно еще раз. Дети в 2 года очень сообразительные.

Достижения в речевом развитии

Что касается речевого развития, то здесь всегда возникают споры. Один ребенок к двум годам уже может уметь наравне с взрослыми рассказывать стихи, знать счет до 10, поименно каждого близкого родственника и полный адрес проживания, а другой кроме как «мама» и «папа» ничего не говорит. Во втором случае об отклонении в развитии говорить нельзя – из-за множества факторов влияния такое речевое развитие считают нормой.

В 2 года малыш должен знать порядка 200 слов. Его речевые навыки совершенствуются, а проявляется это в следующем:

  • ребенок использует слова-заменители, звукоподражание, которым он пользовался ранее, заменяет правильным произношением;
  • копирует речь взрослых, не понимая значения слов;
  • это возраст «почемучек» — дети активно интересуются, «что это?», «почему так происходит?» и т.д.;
  • часто говорит о себе в третьем лице;
  • может составить предложения минимум из 3 слов;
  • высказывает свои мысли, причем делает это связно;
  • умеет различать антонимы;
  • называет предметы, изображенные на картинке, может составить их описание;
  • знает свое имя и имена близких людей.

Очень важно обращаться к ребенку четко, не сюсюкать и не коверкать слова. Если знакомите малыша с новым словом, обязательно раскрывайте его смысл понятным для крохи языком.

Психологическое развитие ребенка в 2 года

Психика в этом возрасте открывается полностью для познания мира. Раньше малыша тоже все интересовало, но это было больше младенческое любопытство под влиянием инстинктов. В 2 года ребенок осознанно исследует мир и обследует пространство вокруг.

Новые навыки усваиваются мгновенно и часто запоминаются на долгое время.

Многие дети в этом возрасте умеют обращаться с карандашами, и это отличное время посветить больше времени творчеству. Малыш уже в состоянии высидеть короткие занятия с пластилином, красками, карандашами. Можно и нужно познакомиться с различными конструкторами, мозаиками. Малыш учится выполнять ряд логических простых операций, надо поощрять его попытки самостоятельно выполнять простые действия.

https://youtu.be/ti-FHbL9laA

Эмоциональные особенности ребенка второго года

В возрасте до двух лет малыш эмоционально реагирует только на те ситуации, которые непосредственно воспринимает, поскольку у него пока нет воображения и представления об абстрактных понятиях. Все эмоции проявляются одинаково интенсивно, так как все его желания равноценно сильны. Он не может сделать выбор, расставить приоритеты, контролировать свои порывы. Функцию управления поведением ребенка должны брать на себя взрослые, в арсенале которых имеются похвала и наказание.

Свобода движений позволяет деткам общаться друг с другом. При этом каждый из них ведет себя, отталкиваясь от собственных желаний. Такое эгоцентричное поведение связано с тем, что карапуз не может поставить себя на место другого, не имеет способности к сопереживанию.

Часто дети используют приступы ярости, чтобы добиться желаемого от родителей. Чтобы избежать подобного эмоционального шантажа, чутко относитесь к потребностям своего чада в любой ситуации. Старайтесь не допускать взрывных приступов, используйте отвлекающие факторы, как только почувствуете приближение истерики. В некоторых случаях лучше позволить малышу выпустить пар и успокоить его после завершения приступа гнева.

После первого дня рожденья у большинства деток пропадает страх незнакомых людей, но могут проявляться другие страхи, например собак или кошек, а также других объектов и ситуаций, которые ассоциируются с болью. Сильную тревогу и страх могут вызывать незнакомые ситуации в паре с расставанием с родными.

Умения и навыки ребенка в 2 года

Физическое развитие включает оценку двигательных навыков. Главное в возрасте 2 года координация и согласованные движения. Чем лучше ребенок может управлять своим телом, контролировать его, тем легче ему познавать мир вокруг, осваивать новые виды деятельности. Насколько движения скоординированы, зависит от развития мелкой и большой моторики.

Передвижение тела в пространстве — большая моторика, например, бег или ходьба. В 2 года дети умеют:

  1. бегать;
  2. наступая на каждую ступеньку одной ногой спускаться и подниматься по лестнице;
  3. подпрыгивать (вверх, перепрыгивать препятствие, прыгать на одной ножке);
  4. маршировать;
  5. бить по мячу;
  6. ходить спинкой вперед;
  7. удержаться на перекладине.

Скоординированные точные движения рук, которые воспроизводятся совместно со зрением — мелкая моторика. Например, малыш может выбрать из ряда именно тот предмет, который надо.

В возрасте 2 года большинство детей умеют:

  • нарисовать линию (вертикальную);
  • построить башенку из 5 кубиков;
  • разрезать бумагу.

Важно: основная задача для родителей на данном этапе — помочь малышу тренировать координацию движений и развивать ловкость. Особое внимание следует уделить мелкой моторики. Доказано, что именно в этом возрасте развитие мелкой моторики напрямую связывается с развитием речи. Ученые установили, что зона мозга, которая отвечает за мелкие движения руки, располагается рядом с зонами отвечающие за развитие речи.

Социализация личности

К двухлетнему возрасту ребенок тянется к общению с другими детьми. И даже если ребенок еще слабо говорит, у него есть свои способы завязывания знакомства, приглашения другого ребенка в игру.

Например, дети часто берут другого ребенка за руку, трогают какую-то деталь его одежды, проявляя таким образом интерес, или протягивают игрушку, как посыл «давай поиграем».

У них формируется свое представление о том, как нужно вести себя в коллективе. Кто-то интуитивно, кто-то «на горьком опыте» начинает понимать, что лучше делиться игрушками, если хочешь быть принятым в компанию и поиграть с игрушками другого ребенка, что не стоит драться, потому что можно получить сдачи.

В 100% случаев без «конфликтов в песочнице» в этом возрасте не обходится. Что поделать, социальный опыт сам по себе не появляется, а формируется в процессе общения с окружающими!

Процесс налаживания взаимоотношений со сверстниками будет проходить проще, если в семье ребенок видит доброжелательное, спокойное общение всех членов семьи.

Также процесс формирования социального опыта пройдет менее болезненно, если родители покажут ребенку способы мирного разрешения конфликтов и нахождения компромисса в общении с окружающими.

Например, покажите ребенку, что можно не выхватывать у ребенка свою игрушку обратно, а предложить на время поменяться игрушками, поиграть с его игрушкой. Так учатся делиться сразу два малыша.

Обратите внимание: более эффективно все это не рассказывать ребенку, а именно показывать, своим личным практическим примером.

Выше мы говорили про физические различия двухлетних детей разного пола. Социальное поведение мальчиков и девочек в этом возрасте также заметно отличается.

Примерно в 2-3 года дети начинают осознавать свою принадлежность к определенному полу. Девочки понимают, что они похожи на маму, могут и любят наряжаться. Мальчики понимают, что они похожи на папу, и считают, что когда они вырастут, то будут сильными, смелыми и будут все уметь. Они выбирают «мужские» увлечения (технику, оружие, спортивные игры).

Девочки любят играть с «человекообразными» игрушками – куклами, реже с животными.

Полезно: Как в игровой форме научить малыша узнавать геометрические фигуры?

Мальчики чаще предпочитают играть с техноморфными игрушками (транспорт, конструктор, оружие).

Различия проявляются не только в пристрастии к разным занятиям, но и в поведении и в общении с окружающими.

Мальчики более активны, самостоятельны, действуют импульсивно, быстро теряют интерес к занятиям, меняют деятельность, иногда бывают агрессивны.

Девочки более спокойны, аккуратны, внимательны, быстро включаются в процесс, игру и дольше сохраняют интерес к одному виду деятельности.

Девочки лучше справляются с шаблонными, однотипными заданиями.

Мальчики же часто мыслят нестандартно, «креативят».

Девочки часто задают вопросы взрослым с целью завязать общение, установить контакт. Им важно внимание, общение.

Мальчики задают вопросы взрослым для получения конкретной информации. Другими словами, мальчики нацелены на информацию, а не сам контакт.

Девочки оценивают окружающих по отношению их к себе. Чтобы заслужить внимание девочки, ее нужно похвалить, сделать комплимент, что-то ей подарить.

Мальчики оценивают окружающих по их умениям. Они тянутся к тому человеку, который покажет им что-то новое, интересное, обучит чему-либо, поиграет с ними в игры.

Интеллектуальное развитие

В этой области рассматриваются развитие памяти, речи, мышления и восприятия. Насколько развиты эти процессы, можно оценить по нескольким критериям:

  1. правильная реакция на музыку, пританцовывания или покачивания в такт мелодии;
  2. выполнение простых просьб в несколько действий;
  3. повторение коротеньких детских стишков или рассказ их вместе с взрослым;
  4. позиция исследователя, так ребенок часто пытается разобрать или даже сломать предмет с целью его изучения;
  5. словарный запас до 130 — 150 слов (в том числе и пассивный);
  6. составление простых предложений или коротких фраз.

Развитие моторики

Ваш ребенок хорошо держит в руке ручку, карандаш, фломастер, кисточку. Он рисует каракули, ровные линии на листе бумаги. Самое время купить ему краски и ватман. Ввести в список регулярных занятий рисование пальчиками. Он с радостью будет их окунать в краску и создавать свои детские шедевры.

Умеет расстегивать одежду на молнии, кнопках, липучках.

Запросто клацает по клавиатуре, нажимает кнопки телефона, вставляет в гнездо зарядное устройство или наушники.

Некоторые талантливые малыши пытаются справиться с завязыванием шнурков. В общем, сколько навыков демонстрируют молодые родители, столько он и перенимает.

Социальное развитие

Для ребенка в 2 года важно общаться со сверстниками. Малыш тянется к деткам своего возраста, копирует движения.

Но более важное значение имеет приобретение бытовых навыков. Для социального развития полезны следующие моменты:

  • Знакомство с детками на прогулках. Дети еще не умеют сами играть, взрослые должны участвовать. Особенно важно учить игре с другими, если скоро малыш будет ходить в детский сад.
  • Научить ребенка меняться игрушками.
  • Родители должны объяснить, что надо пожалеть другого, если например тот упал. Выражение сочувствия к другому человеку.
  • Научить ребенка убирать за собой игрушки.
  • Научить одеваться самостоятельно.
  • Выполнять самые простые поручения, например, полить цветок.
  • Вытереть стол, если пролил что-то.

Советы

  • Молодым родителям следует уделять внимание развитию мелкой моторики крохи, то есть давать больше занятий для ручек. Так вы стимулируете его речевую активность, запоминание и произношение большего количества слов.
  • Обеспечьте возможность малышу развиваться физически. Прыжки на батуте, ползание по лабиринту, подвижные игры, например, догонялки. – отличные варианты укрепления мышц и освоения новых умений тела.
  • Чаще позволяйте ему делать что-то самостоятельно, например, кушать ложкой, застегивать одежду.
  • Старайтесь больше общаться с крохой, если вы трудитесь вне дома. Он запомнит больше слов, если будет слышать объяснения и ответы на свои вопросы.
  • Регулярно читайте ему разные сказки, рассказы, стихи. Включайте музыку со звучанием разнообразных инструментов.

Гуляйте в парке и слушайте с ним пение птиц, шелест листвы и травы, журчание воды. Они крайне благотворно влияют на эмоциональное, зрительное и слуховое развитие крохи. Плюс вы подаете пример взаимодействия с природой, прививаете любовь и уважение ко всему живому.

Питание и режим дня в 2 года развития

Развитие ребенка — это и контроль здоровья. Правильный рацион очень важен в первые годы жизни. В питании должны присутствовать все необходимые витамины и микроэлементы, которые так важны для маленького растущего организма. В сутки двухлетний ребенок должен получать примерно полторы тысячи ккал. Порции должны быть не большими, но пища разнообразная примерно пять раз в день.

Задача родителей научить ребенка хорошо пережевывать еду, самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки. Еду следует преподносить в удобном для малыша варианте, например, овощи и фрукты можно порезать на удобные ломтики.

Если по каким — то причинам у ребенка еще не сложился распорядок дня, стоит заняться этим. Надо приучить ложиться спать и кушать в одно и то же время, это поможет наладить не только аппетит, но и обеспечит полноценный отдых. Для 2 летнего ребенка важен дневной сон, примерно 2-3 часа. А общее количество времени для сна составляет примерно 12 часов.

Не стоит заставлять силой придерживаться режима дня. Можно все обыграть, тем самым объяснить, что день начинается с умывания, чистки зубов, завтрака и так далее до самого отхода ко сну. Игры надо чередовать с обязательными делами. Уже в 2 года ребенка надо приучить к личной гигиене, например, объяснить, что руки надо мыть каждый раз перед едой и после улицы.

Для детей второго года жизни кроме педиатра обязательно посещение стоматолога. Нельзя ждать появление проблем с зубами. Контролировать здоровье полости рта лучше всего с самого детства.

Психомоторное развитие детей возрастом от 2,5 лет до 5 лет. Американская академия педиатрии

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Важно помнить, что развитие это не гонка. Некоторые дети не достигают каждого этапа в одно и то же время со всеми. Это особенно верно, если они родились раньше срока.

Следите за прогрессом. Самое главное, убедиться в том, что ваш ребенок продвигается вперед в своем развитии. Например, ваш ребенок должен начать подтягиваться, чтобы встать, а затем начинает ходить. Помните, что дети достигают новых этапов развития в разном возрасте.

Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы уделяете ему достаточно внимания, то вы увидите, как он хорошо развивается. Вы также поймете, если он нуждается в еще большем внимании/уходе.

(от ред. «Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира. Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии» — Л.Полински.)

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 24 — 30 месяцев (2 – 2,5 года)?

Двигательное развитие: * Рисует каракули круговыми движениями и может рисовать вертикальные линии * Хорошо бегает, изредка падая * Ходит вверх и вниз по лестнице самостоятельно * Стоит на одной ноге без поддержки (от ред. – как минимум 1 секунду, DDST) * Переворачивает по одной странице в книге

Развитие языковых навыков: * Говорит предложениями из 2-3 слов * Выполняет простую инструкцию (распоряжение) из 2-х частей (от ред. – «Поставь чашку на стол») * Использует по крайней мере 20 слов (включая местоимения «он», «она», «я»)

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем): * Читает книги листая страницы и рассматривая картинки * Открывает дверь, повернув ручку * Моет и сушит руки * Кормит себя самостоятельно не сильно испачкавшись

Социальное и эмоциональное развитие: * Помогает в простых домашних делах * Как правило реагирует на замечание о прекращении (об остановке) чего-либо

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 2,5 — 3 года?

Двигательное развитие: * Катается (крутит педали) на трехколесном велосипеде * Режет (пользуется) маленькими ножницами * Рисует или копирует (по образцу) полноценные круги * Подпрыгивает вверх, балансирует на одной ноге (от ред. – как минимум 2 секунды, DDST) * Поднимается по лестнице уверенно/хорошо * Бегает легко Развитие языковых навыков: * Понятно (четко) разговаривает (понятно/четко, большую часть времени) * Понимает предлоги, как «в», «на», «под», «рядом» * Объединяет предложения, используя «и», «или», «но» * Следует инструкциям из 2 или 3 шагов * Может назвать самые обычные вещи (часто используемые в быту) * Говорит, имя, возраст и пол * Называет друзей по именам * Говорит слова, как «я», «меня», «мы» и «ты» и некоторые множественные числа (автомобили, собаки, кошки) * Ведет беседу с использованием 2 — 3 предложений

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем): * Учиться пользоваться туалетом (унитазом), а также мыть лицо и руки * Может использовать кнопки, рычаги и движущиеся части игрушек по назначению * Играет понарошку (в куклы, животные и люди) * Складывает пазлы из 3 или 4 штук * Понимает, что значит «два» (множественное число) * Копирует круг карандашом или мелками * Перелистывает страницы в книге по одной * Строит башни более чем из 6 блоков * Закручивает и откручивает крышки на емкостях или поворачивает дверную ручку

Социальное и эмоциональное развитие: * Дает указания (распоряжения) другим детям * Играет в определенные ролевые игры («мама», «папа», «преподаватель») * Копирует взрослых и друзей * Показывает привязанность к друзьям без побуждения * Использует повороты/вращение в играх * Проявляет заботу о плачущем друге * Понимает значение слов «мое» и «его» или «ее» * Показывает широкий диапазон эмоций * Легко отделяется от мамы и папы * Может расстраиваться при сильных изменениях в рутинной деятельности * Пытается одеваться и раздевается самостоятельно

Контроль за развитием ребенка

Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 3-х лет:

* Постоянно падает или имеет проблемы при подъеме по лестнице * Разговаривает на непонятном языке или имеет очень неясную/нечеткую речь * Не может играть с простыми игрушками (например, простые головоломки/пазлы, поворачивать ручку/крышку) * Не говорит предложениями из 3-х слов * Не понимает простую инструкцию * Не притворяется или не играет понарошку * Не хочет играть с другими детьми или игрушками * Отсутствует зрительный контакт * Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ лет?

С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период «ужасных 2-х лет» и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» — от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет. Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие * Подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек. * Скачет или прыгает в длину с разбега * Поднимается и спускается по лестнице без поддержки * Пинает мяч * Подбрасывает мяч вверх * Почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки * Движется проворно, как лицом вперед, так и задом наперед

Развитие мелкой моторики и движений рук * Копирует квадратные формы по образцу * Рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела * Пользуется ножницами * Рисует круги и квадраты * Начинает срисовывать по образцу большие буквы * Наливает, режет под наблюдением, и делает пюре (давит еду)

Развитие языковых навыков * Различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой») * Совершенствует основные грамматические навыки, Читает несколько букв * Говорит предложениями из 5-6-ти слов * Говорит достаточно чётко — так, что его понимают даже незнакомые люди * Рассказывает истории из повседневной жизни * Выполняет простую инструкцию (распоряжение) из 3-х частей * Знает некоторые основные правила грамматики, такие как правильно использовать «он» и «она» * Поет песню или стихотворение говорит по памяти * Может сказать имя и фамилию

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем): * Правильно называет некоторые цвета, Может сосчитать 5 и более предметов, когда спросили: «Сколько их?» * Имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел * Подходит к проблемам со своей точки зрения * Начинает обретать чувство времени * Выполняет просьбы, требующие совершения трех действий * Вспоминает части рассказа * Различает понятия «одинаковое» и «разное» * Застегивает одну или несколько пуговиц * Перед переходом через дорогу, как правило, смотрит в обе стороны * Играет в фантазийные игры * Одевается и раздевается без посторонней помощи, за исключением завязывания/развязывания шнурков * Моет лицо без помощи * Играет в настольные или карточные игры * Сообщает вам, что он думает, что будет происходить дальше в книге

Социальное и эмоциональное развитие * С интересом относится ко всему новому * Объединяется и взаимодействует с другими детьми * Играет в «маму» или «папу» * Проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр * Сам одевается и раздевается * С ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации * Становится более независимым * Представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения * Воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами * Часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью * Защищает деток младше себя * Предпочел бы играть с другими детьми, чем сам * Сотрудничает с другими детьми * Говорит о том, что ему нравится и о том в чем он заинтересован

Контроль за развитием ребенка

Поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития к 4-м годам.

* не может подбрасывать мяч * не может подпрыгнуть на месте * не может кататься на 3-х колёсном велосипеде * не может держать мелок (карандаш) в пальцах * с трудом рисует каракули * не может поставить 4 кубика один на другой * по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят * не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия * игнорирует других детей * не общается с людьми которые не являются членами его семьи, игнорирует других детей * не использует фантазию в играх * сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом * выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается * не может нарисовать круг по образцу * не использует предложения больше чем из 3-х слов * неправильно употребляет слова «я» и «ты» * не может пересказать любимую историю * не выполняет 3-х фазную команду * не различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой») * не использует правильно «я» и «ты» * говорит неясно * теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?

Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.

Посмотрим на некоторые другие достижения.

Двигательное развитие * Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше * Подпрыгивает, кувыркается, может сделать сальто * Раскачивается, карабкается (на что-либо), Самостоятельно качается на качели * Возможно, перепрыгивает (через что-либо)

Развитие мелкой моторики * Копирует треугольники и другие геометрические фигуры * Рисует человека с телом, по крайней мере из 6 частей * Пишет некоторые буквы, Печатает свое имя * Одевается и раздевается без помощи * Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож * Обычно сам заботится об использовании туалета

Развитие языковых навыков * Вспоминает часть рассказа * Произносит фразы более чем из пяти слов * Использует будущее время * Рассказывает длинные истории, используя сложные предложения * Называет свое ФИО и адрес * Объясняет смысл знакомых слов * Узнает большинство букв алфавита * Говорит очень четко * Использует будущее время, например, «Бабушка скоро будет здесь».

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем): * Может пересчитать 10 и более предметов * Правильно называет не менее четырех цветов * Лучше представляет себе понятие времени * Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы) * Пользуется туалетом без посторонней помощи * Знает о предназначении, ежедневно используемых вещей, как деньги и еда

Социальное и эмоциональное развитие * Хочет радовать друзей * Хочет быть похожим на своих друзей * Легче соглашается с правилами * Любит петь, танцевать и разыгрывать представления * Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей * Знает о различии полов * Может отличить фантазию от реальности * Иногда настойчив, иногда очень отзывчив * Проявляет лидерство среди других детей * Играет в «переодевание» и игру, в которой ребенок воображает себя кем-либо * Проявляет заботу и сочувствие к другим

Контроль за развитием ребенка

Обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в возрасте 5 лет.

* Ведет себя необычно (очень испуганно или робко, очень агрессивно) * Не может расстаться с родителями без сильного протеста * Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше 5 минут * Мало интересуется игрой с другими детьми * Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно. * Редко использует воображение или имитирование в игре * Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени * Не интересуется новыми видами деятельности * Избегает или сторонится других детей и взрослых * Не выражает широкого диапазона эмоций * Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета * Не может различать фантазию и реальность * Выглядит необычно пассивным * Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном») * Не может правильно назвать свои имя и фамилию * Не использует в речи множественное число и прошедшее время * Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях * Не может построить башню из шести-восьми кубиков * Испытывает неудобство, держа карандаш * Испытывает трудности, снимая одежду * Не может чистить зубы, вымыть и вытереть/высушить руки или раздеться без посторонней помощи * Не рисует картинки * Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Первоисточники: , , , , , ,

Развивающие игры и игрушки в 2 года

На втором году жизни малыш не только любит играть в свои игрушки, он также хочет активно участвовать в жизни взрослых. Необходимо предоставить ему больше свободы. Например, можно разрешить передвинуть стулья, так как нравится ему, переложить что — то на полочке, в своем шкафчике. Если в комнате безопасно, все опасные предметы убраны, можно ненадолго оставить ребенка одного в комнате.

Двухлетние дети достаточно усидчивы. Интересным делом ребенок может увлеченно заниматься до получаса. Его может заинтересовать даже цветные карандаши или краски. Самое время для родителей поучаствовать в этом процессе, можно показать, как рисовать простые фигуры, сначала помогать ему, а затем дать попробовать самому. Конечно, все сразу не получится и не запомнится, но если повторять эти действия ежедневно малыш все быстро усвоит.

Эмоции

В два года вас не смогут удивить слезы и истерика ребёнка. Так мы теперь показываем свой характер.

Малыш может лить слёзки, если:

  1. Мама исчезает из его поля видения.
  2. Отказываются выполнять его просьбу.
  3. Когда другой ребёнок берёт его любимую игрушку.

Вы услышите истерику в случаи:

  1. Если вы тащите малыша домой, забирая его от друзей и любимой качели.
  2. Не пускаете карапуза на батут или другую карусель. Особенно если он видит, что другие дети там резвятся.
  3. Вы отказываетесь покупать ему вожделенную вещь (игрушку, конфетку). Мой племянник в таких случаях умудрялся падать на пол и начинал стучать ногами.

Рекомендации родителям в 2 года развития ребенка

В этот период надо как можно больше уделять внимания ребенку. В 2 года дети развиты все примерно одинаково, но уже спустя полгода будет хорошо заметно, сколько времени посветили каждому малышу отдельно. Именно в это время ребенок готов «впитать» все, что ему предложит взрослый. Понятие об ответственности, гигиене, эстетике и много другое гораздо проще привить с самого раннего детства.

Развитие малыша в 2 года — Видео:

width=»560″ height=»315″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>

Познавательные навыки и умения

В двухлетнем возрасте интенсивно развиваются мышление, память, внимание и воображение, малыш стремится узнавать новое, подражать взрослому. Ему интересны все предметы и действия с ними. Итак, что должен знать ребёнок в 2 года:

  • узнавать предметы по описанию и характеристикам, различать их по размеру, форме и т. д. ;
  • показывать и называть знакомые предметы на картинке;
  • знать и различать основные и некоторые оттеночные цвета, а также формы предметов;
  • собирать пирамидку из 6 колец, матрёшку;
  • группировать предметы по их основным признакам;
  • запоминать и повторять движения и слова в нужной последовательности, запоминать короткие стихотворения, песни, танцы;
  • собирать разрезные картинки из 2—4 частей;
  • знать, что такое «мало» и «много»;
  • находить одинаковые предметы, узоры и рисунки;
  • знать, что такое «вверху», «внизу», «слева», «справа»;
  • отыскивать целый предмет по его части, подбирать тень к предмету;
  • легко играть в прятки, в игры «Что пропало» и «Что нового появилось»;
  • выстраивать сюжетную линию в игре, подбирать замещающие предметы, нужных персонажей;
  • выполнять действия с предметами в логической последовательности.

«Ребёнок стремится повторять за взрослым, научиться чему-то новому. Он с энтузиазмом берётся за дело.»

Важно поддерживать эту инициативу, а не подавлять её, не ругать за ошибки, а показывать, как сделать правильно. Это отличный период, чтобы приучить кроху к труду. Малыш подражает взрослому, копирует его, поэтому родителям нужно быть внимательнее к себе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: