Развитие ребенка в двенадцатый месяц жизни


Физическое развитие на 12 месяце жизни

За двенадцатый месяц жизни малыш должен набрать 400 — 350 грамм. К году вес ребенка увеличивается примерно в 3 раза.

Длина тела ребенка увеличивается за этот месяц 1-1,5 на см. За 12 месяцев жизни длина тела малыша увеличивается в 1,5 раза.

Окружность груди и головы за двенадцатый месяц жизни увеличиваются на 0,5 см.

В среднем рост малыша в 1 год равен 75 см, а вес — 10,5 кг.

До конца первого года жизни у ребенка должно прорезаться 8 молочных зубов.

Нервно-психическое развитие ребенка в 12 месяцев

Целый год жизни позади, малыш развивается всесторонне. Активно идет развитие и совершенствование двигательных навыков, речи. Так что же должен уметь ребенок в 12 месяцев?

Двигательное развитие ребенка в 12 месяцев

К 12 месяцам многие малыши уже делают или пытаются сделать первые шаги. Некоторые уже самостоятельно ходят. Быстро бегают при поддержке взрослого.

Малыш умеет самостоятельно стоять, встает из положения сидя на корточках.

Ребенок умеет ловко, с помощью подставок залезать на невысокие объекты, может взбираться вверх по ступенькам и спускаться с них.

Пользуется чашкой, ложкой, поильником.

Познавательное развитие ребенка в 12 месяцев

С большим интересом наблюдает за гигиеническими процедурами взрослых, имитирует некоторые из них.

При возникновении трудностей малыш может позвать взрослых.

По просьбе взрослого приносит знакомые игрушки или предметы. Может одновременно брать несколько игрушек одной рукой. Может положить предмет подмышку, чтобы высвободить руку и взять еще что-нибудь.

В 12 месяцев ребенок знает, как пользоваться некоторыми предметами (телефон прикладывает к уху, стучит молотком, пьет из чашки и так далее).

Хорошо различает основные цвета, может собрать пирамидку из 3-4 колец, построить башню из 2-3 кубиков.

Играет в простые сюжетные игры.

Узнает и показывает животных на картинках.

Эмоциональное развитие ребенка

  • Малыш может выполнить простые просьбы взрослых;
  • Любит подражать простым действиям взрослых;
  • Танцует по музыку;
  • Появляется чувство юмора;
  • Вырабатывает свою манеру поведения со взрослыми;
  • В год, малыш умеет различать такие понятия как «хороший» и «плохой», «можно» и «нельзя».
  • Проявляет привязанность к близким людям, к любимым игрушкам;
  • Начинает капризничать, если чем-то недоволен.

Развитие речи 12 месяцев

В год малыш понимает почти всё из того, что ему говорят.

К концу первого года жизни в лексиконе ребенка 8-15 слов, смысл которых он понимает (дай, мама, папа, на и другие). Также есть облегченные и имитирующие слова (ам-ам — кушать, ав-ав — собачка, тик-так — часы и другие). Есть и такие, которые понимает только ребенок и мама.

Режим дня

Ребенку год, а значит совсем скоро он пойдет в детский сад, поэтому режим дня будет необходим. Доказано, что дети, привыкшие к строгому распорядку дня, легче адаптируются в новых условиях.

К году распорядок дня у детей меняется, теперь для полного восстановления сил им достаточно одного дневного сна.

Режим дня, как и режим питания, у грудничка и искусственника в 12 месяцев совпадают:

  • 6:00 — 6:30 ребенок встает, его нужно умыть, причесать, сделать утреннюю гимнастику, которая поможет телу проснуться, затем нужно позавтракать;
  • до 10:00 – свободное время, в которое можно прогуляться, почитать книжки, посмотреть мультфильмы, почитать сказки или порисовать;
  • 10:00 – второй завтрак. Он должен быть более плотным, чем первый, ребенку нужны силы для подвижных игр;
  • до 14:00 – свободное время, подвижные игры, посещение детской площадки или центра раннего развития;
  • 14:00 – обед;
  • 14:00 – 16:30 – дневной сон, ребенок восстанавливает силы;
  • 16:30 — 18:00 – ребенок просыпается, играет, можно отправиться на прогулку. Годовалому малышу в ежедневный распорядок дня можно включить закаливания (обтирания холодной водой ручек, ножек, спинки). Начать закаливания лучше всего с теплой воды (34-35 градусов). Ежедневно температура воды должна снижаться на 1 градус (минимальная отметка – 24 градуса). Это укрепит иммунитет малыша, сделает его организм выносливее.
  • 18:00 – ужин;
  • 18:30 — 21:00 – свободное время. Можно прогуляться и поиграть, затем (ближе к 21:00) ребенка нужно искупать (купания не ежедневные, достаточно устраивать водные процедуры через день), сделать расслабляющий массаж, который поможет ребенку заснуть.
  • 21:00 — 7:00 – ночной сон. Малыш может проснуться в 23:00 или 00:00 для того, чтобы покушать смесь, кефир или грудное молоко.
  • Уход за ребенком на 12 месяце жизни

    Годовалому ребенку по прежнему необходим дневной сон, он должен быть не менее 2,5 часов. Длительность ночного сна около 11 часов. Лучше приучать ребенка к определенному режиму, желательно чтобы он засыпал и просыпался в одно и то же время.

    Не менее важны и закаливающие процедуры — воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, прогулки на свежем воздухе, водные процедуры.

    В год купать ребенка можно через день, длительность купания от 10 до 20 минут.

    Ежедневные гигиенические мероприятия тоже никто не отменял. Каждое утро умывайте малыша, расчесывайте волосы, чистите зубки. Следите за чистотой ушей и ногтей.

    В режиме Вашего малыша обязательно должны быть занятия массажем и гимнастикой. Упражнения и приемы усложняются соответственно возрасту ребенка.

    Режим кормления в 12 месяцев прежний — 5-4 раз в сутки.

    Особое внимание следует уделить за полостью рта. Стоматологи рекомендуют начинать чистить зубы с момента их появления. Для ухода за первыми зубками можно приобрести специальную зубную щетку в аптеке.

    Физическое развитие: умения и навыки

    • к концу 12 месяцев дети уже должны уметь ходить самостоятельно;
    • ребенок должен уметь вставать и делать это без поддержки родителей;
    • в 12 месяцев малыш может бегать, страхуясь за руку взрослого;
    • младенческий словарный запас может составлять от 10 до 15 слов;
    • ребенок к концу 12 месяцев жизни должен знать, как зовут его близких, а также наименования предметов мебели, игрушек и часто используемых продуктов. Если вы спросите малыша, где находится определенный предмет или лицо, он верно укажет пальчиком;
    • дети к году во всем пытаются быть самостоятельными;
    • у малыша к концу 12 месяцев оттачиваются умения, позволяющие ему пить жидкости из кружки и сносно пользоваться ложкой;
    • дети в 12 месяцев умеют собирать пирамиду, раскатывать в ладонях колбаски из пластилина и делать из него лепешки;
    • дети к концу года имеют до 12 зубов во рту;
    • ребенок должен уметь жевать твердую пищу;
    • некоторые дети уже умеют проситься на горшок.

    К концу первого года малыша, сравнивая его развитие с успехами сверстников, вы заметите большую разницу. Соседский мальчик может уже уметь ходить, но во рту у него будет всего четыре зуба, а дочка знакомых может пропустить этап ползания и сразу начать ходить. Любой ход развития — это норма, если только запаздывание одного навыка не тянет за собой задержку другого.

    Все малыши совершенствуют навыки по своему определенному графику, и нет повода бить тревогу, если развитие вашего младенца слегка не такое, как норма в календаре. Советуйтесь во всем со своим педиатром, он порекомендует вам делать специальный курс массажа, чтобы укрепить мышцы грудничка, если тот не желает ходить, или назначит богатые кальцием препараты, если у вас плохо растут зубки.

    Питание ребенка в 1 год

    К концу первого года жизни, постепенно, в рацион ребенка можно начинать вводить твердую пищу. Так годовалому малышу можно дать кусочек яблока, печенье, сухарик.

    Обратите внимание, если Вы даете ребенку твердую пищу, не оставляйте его без присмотра, так как малыш может откусить слишком большой кусок и подавиться.

    Рацион ребенка в 12 месяцев уже очень разнообразен, в его меню входят основные продукты питания (овощи, фрукты, мясо, рыба, масло, кисломолочные продукты, хлеб и другие).

    Молочные продукты очень важны в рационе ребенка. К концу первого года жизни рекомендуется чтобы малыш выпивал около 400-500 мл молока, кефира или йогурта. Молоко можно использовать для приготовления каш, размачивать в нем печенье. Также в рационе ребенка должен быть творог.

    Мясные продукты лучше давать малышу в первой половине дня, чтобы пищеварительная система успела справиться с ним до отхождения ко сну и не возникало проблем с животиком.

    Один — два раза в неделю, мясные блюда рекомендуется заменять на рыбные. Для годовалого малыша лучше всего подходит морская рыба и рыбы не жирных сортов.

    Каши очень сытные и полезные.

    Чтобы малыш ел кашу охотнее, в неё можно добавлять овощи или фрукты по вкусу малыша.

    Фрукты и овощи источники витаминов, минералов и клетчатки. Они обязательно должны присутствовать в рационе годовалого малыша.

    Очень полезно давать малышу компоты, кисели, свежевыжатые соки.

    Несмотря на то, что эксперты по грудному вскармливанию рекомендуют кормить ребенка грудью до тех пор пока он сам от нее не откажется, многие мамы, после года, начинают отучать ребенка от груди. Конечно, в таком возрасте грудное вскармливание больше психологический акт, чем элемент питания, поэтому отучать ребенка от груди следует постепенно, чтобы не травмировать его.

    Таким образом, к году у ребенка формируется рацион, состоящий из завтрака, обеда и ужина, а также из грудного молока или адаптированной молочной смеси.

    «Нельзя» и «надо»

    Овладение ходьбой и речью не всегда идет параллельно. Ребенку словно не хватает сил, чтобы одновременно преуспевать в двух таких сложных областях. У хорошего ходока нередко запаздывает слово, а быстро набирающий словарный запас отстает в ходьбе. Мальчики обычно начинают говорить позднее девочек. Но среди тех и других есть упорные молчуны, которые до полутора-двух лет говорят очень мало, и вдруг — лингвистический взрыв, обвал, фонтанирование слов.

    В норме ребенок к году произносит 10-15 коротких слов, но понимает гораздо больше. Да и вообще он сейчас понимает и хочет больше, чем умеет. Такой разрыв порождает у некоторых детей повышенную капризность, боязливость, требование, чтобы мама была постоянно рядом. Проявите терпение, знайте: чем активнее ребенок начнет ходить, чем больше говорить, тем спокойнее будет становиться.

    К нему уже можно, и нужно, обращаться с просьбами типа: «Подними платочек», «Принеси кубик», «Дай мне лялю», «Положи ложку», «Открой ротик».

    С ним пора рассматривать детские книжки, рассказывать, что там нарисовано, спрашивать: «Что это?», «Кто это?». Он умеет показать, где глаза, нос, уши у него самого, у мамы, у папы, способен к некоторым обобщениям — знает, что и живая кошка Мурка, и игрушечная, и нарисованная в книжке — это все «кис-кис». Узнает на фотографии хорошо знакомого человека и радостно смеется, сделав это открытие.

    При одевании, раздевании, укладывании спать пытается быть не только объектом ваших действий, но и активным участником. Это стремление надо поддерживать, направлять. Говорите ему: «Подними ручки», «Повернись», «Давай натянем колготки». В процессе такого партнерства, сотрудничества лучше и скорее развивается речь.

    Вы уже успели прочувствовать характер своего малыша — покладистый ли он, спокойный, ласковый, или строптивый, своевольный, настойчивый. Во многом это объясняется врожденными свойствами, а они очень устойчивы. «Обломать», переделать, скажем, строптивого, импульсивного упрямца, вырастить его послушным тихоней невозможно, разве что ценой развития у него невроза. Да и вам бы это стоило немалых нервов. Так что не ставьте себе подобной задачи. Мудрость воспитания в другом: открыть, поддержать, развить в ребенке все хорошее и скорректировать, смягчить, приглушить все нежелательное.

    Ребенок не так прост, как кажется. Иногда создается впечатление, что он уже и сам изучает вас, пробует разные модели поведения.

    «На!» — протягивает он вам свой измусоленный сухарик и испытующе смотрит. Обязательно возьмите, скажите «спасибо», похвалите за доброту. «Бах!» — с размаху бросает он на пол ложку и опять испытующе смотрит. Сделайте строгое лицо, покачайте сокрушенно головой, всячески покажите ему, что вы огорчены, недовольны.

    Среди слов и понятий, которые ребенок должен усвоить, есть два ключевых, важнейших, это: «нельзя» и «надо». На них, в сущности, зиждется нравственное воспитание человека, его будущие жизненные установки. А пока — они оберегают безопасность малыша, помогают лучше ориентироваться в окружающем мире, который теперь становится для него все более открытым.

    И педагоги, и врачи единодушны в том, что запретов не должно быть слишком много. Это не дает желаемых результатов, скорее наоборот.

    Во всем, что допустимо, уступайте ребенку; то, чего действительно нельзя, — запрещайте твердо. Это правило надолго, на все детство. Но е,сли старшему вы можете объяснить, почему нельзя, малыша лучше переключить, отвлечь от запретного.

    Приноровился он, например, сидя на руках у бабушки, сдирать с нее очки да еще бросать их.

    «Нельзя!» — говорите вы ему. Не послушался? Можно просто спустить его на пол — это наказание. Есть другой вариант: попытаться переключить, перестроить озорной жест на ласковый. Потянулась рука к очковой оправе, перехватите ее, скажите: «Поправь у бабушки очки, поцелуй, погладь бабушку…»

    Или добрался малыш до книжки и рвет ее. «Нельзя!» — строго говорите вы и забираете ее у него. А взамен приносите, к примеру, картинки на толстом картоне — их не порвешь, зато можно перебирать, рассматривать. Хорошо на такие случаи иметь в запасе несколько привлекательных для малыша вещиц, которые он редко видит, показать ему что-то неожиданное. На языке физиологии, это называется «создать новый очаг возбуждения».

    Или: невзлюбил ребенок умываться, капризничает, вырывается. «Надо, надо», — ласково приговариваете вы, а сами делаете воду потеплее, осторожнее действуете руками. А умыв, причесав, подводите к зеркалу: «Посмотри, какой ты чистенький, красивый». В зеркало дети обычно смотрятся с большим интересом, хотя себя в этом возрасте толком еще не воспринимают, и этот интерес сможет смягчить, загладить впечатление от только что пережитых неприятностей.

    В общем, ваша тактика должна быть гибкой, вариантов компромисса много. Главный же принцип: стараться, чтобы каждому «нельзя» противопоставлялось альтернативное «можно», а каждое «надо» осуществлялось наименее обременительным для ребенка образом.

    Необходимые обследования ребенка в 1 год

    В год необходим плановый осмотр педиатра для оценки физического и нервно-психического развития ребенка.

    Также необходимо посетить ряд узких специалистов: невропатолога, хирурга, офтальмолога, ортопеда, оториноларинголога (ЛОР-врача), стоматолога.

    Сдать ряд анализов: общий анализ крови, общий анализ мочи, общий анализ кала (копрология), анализ кала на яйца глистов.

    Согласно национальному календарю профилактических прививок в год делают прививку от кори, эпидемического паротита и краснухи.

    Также малышам ставят реакцию Манту (для выявления туберкулеза).

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: