Психомоторное развитие как критерий неврологического здоровья недоношенного ребенка

Недоношенными принято считать детей со сроком гестации (беременности) менее 28–37 недель и весом от 1 до 2,5 кг. При этом зачастую малый вес (до 2,5 кг) имеют вполне доношенные малыши – при наличии врожденных пороков развития или если мать во время беременности злоупотребляла алкоголем, табаком, наркотиками.

Недоношенность определяют по отличительным признакам:

  • отсутствие подкожного жира (плюс нарушение терморегуляции);
  • незрелость дыхательной системы;
  • мягкость ушных раковин;
  • большой размер родничка;
  • наличие пушкового покрова;
  • большие теменные и лобные бугры.

Однако сегодня у таких малышей при должном лечении и уходе есть все шансы вырасти полноценными, здоровыми, крепкими детками – природа наградила их феноменальной способностью к компенсации, чтобы догнать своих «своевременных» ровесников уже к году. Как происходит развитие недоношенных детей по месяцам? Чем они отличаются от обычных деток?

Причины преждевременных родов

Недоношенным считается малыш, родившийся раньше 37 недель. Существует огромное множество причин и факторов, которые могут спровоцировать преждевременные роды. Стоит отметить наиболее часто встречающиеся:

  1. Истмико-цервикальная недостаточность. Характеризуется патологическим состоянием шейки матки, которое не позволяет удержать плод.
  2. Различные аномалии в строении детородного органа женщины. Например, двурогость матки, наличие внутриматочной перегородки.
  3. Перенесенные женщиной заболевания в период вынашивания малыша: ОРВИ, ОРЗ, краснуха и др.
  4. Соматические заболевания, такие как сахарный диабет, гипертония, гипотония, пороки сердца и другие патологии сердечно-сосудистой системы.
  5. Заболевания щитовидной железы.
  6. Токсикоз, проявляющийся на поздних сроках беременности и сопровождающийся отечностью.
  7. Фиброма больших размеров или подслизистая лейомиома матки.

Нередко преждевременные роды на сроке менее 38 недель становятся следствием резус-конфликта.

Классификация недоношенности

Выделяют четыре степени недоношенности в зависимости от срока беременности, роста и веса новорожденного:

  1. Первая степень недоношенности (легкая), при которой малыш имеет вес от 2,1 до 2,5 кг, а рост составляет от 41 до 45 сантиметров. Младенцы первой степени рождаются, как правило, на 36-37 неделе беременности.
  2. Вторая степень недоношенности характеризуется весом новорожденного в диапазоне от 1,5 до 2,1 кг. Рост малыша при этом 36-40 сантиметров. С такими параметрами рождаются младенцы на 32-35 неделе.
  3. Недоношенными детьми третьей степени считаются младенцы, родившиеся на 28-31 неделе беременности. Вес малыша не превышает полутора килограммов, а рост составляет не более 35 сантиметров.
  4. К четвертой степени недоношенности относятся малыши, которые родились раньше 28 недель. Это глубоко недоношенные дети, вес которых меньше одного килограмма, а рост менее 30 сантиметров.

Чаще всего встречаются случаи недоношенности первой степени. Это дети, рожденные в 7 месяцев беременности. Это сколько недель от положенного сорока? Седьмой месяц заканчивается на 32 неделе.

Развитие детей с недостаточным весом

У маловесных детей наблюдается высокий риск отклонений в нервной и сердечно-сосудистой системах. А поскольку такие малыши из-за своей ослабленности и дальше плохо набирают массу, их физическое и психическое развитие, формирование иммунитета также стоит под угрозой.

Педиатры и неонатологи проводят параллель между параметрами веса и роста маловесных детей и развитием их:

  1. Дети, рожденные с нормальным ростом, но низким весом имеют обычно беспокойный характер, низкий и неравномерный набор веса, но развиваются в целом нормально. К году они практически не отличаются от сверстников.
  2. Дети, которые от рождения имеют низкий вес, но их рост лишь немного отстает от нормы, могут отставать от ровесников в психомоторном развитии. У них преобладают тормозные реакции организма.
  3. Дети с пропорционально низкими весом и ростом также развиваются медленнее. Также они долго и часто болеют из-за сниженного иммунитета.
  4. Дети с глубокими отставаниями в росте и весе в результате нарушений внутриутробного развития. У них наблюдается задержка развития костной ткани, психики и других систем организма.

Особенности развития при недоношенности

Родителям малыша, родившегося раньше срока, нужно понимать, что развиваться он будет не так, как другие младенцы. Это связано с тем, что недоношенный малыш имеет не до конца сформированные органы. Кроме того, в первый месяц-два жизни вес семимесячного ребенка или родившегося в более поздний срок увеличивается не так интенсивно, поскольку сосательный рефлекс развит довольно слабо или отсутствует вовсе, и ребенок не может самостоятельно извлекать молоко из груди мамы. Если малыш имеет вторую, третью или четвертую степень недоношенности, первые недели жизни он проводит в специальном инкубаторе, в который поступает кислород и необходимая для роста и развития пища. За малышом в первые недели жизни тщательно наблюдают неонатологи. Родителям недоношенного младенца нужно понимать, что иммунная система новорожденного ослаблена, организм восприимчив к инфекциям и вирусам. Именно поэтому персонал и родители первое время должны проявлять максимальную осторожность, тщательно следить за гигиеной.

Детки, появившиеся на свет раньше времени, позже догоняют в психомоторном и физиологическом развитии сверстников, родившихся в положенный срок. Однако при отсутствии неблагоприятных факторов недоношенные детки догоняют в развитии остальных малышей уже к двенадцати месяцам.

Уход за недоношенным ребёнком дома. Принципы

После выписки, родители сталкиваются с уходом за малышом один на один. Для того чтобы помочь крохе освоиться в новом мире, необходимо учитывать его физиологические особенности, которые отличаются от доношенных детей.

Особенности кормления

Недоношенные дети, развитие по месяцам которых отстает от доношенных малышей, сталкиваются с рядом проблем во время кормления. У таких малышей ослаблен сосательный рефлекс, снижена перистальтика кишечника и понижена способность усвоения лактозы.

Наилучшим питанием считается материнское молозиво, а позже — молоко. Для маловесных детей дополнительно назначаются обогатители грудного молока, которые восполняют недостаток энергии. Разовый объем питания постепенно увеличивается от 5 мл. Недоношенный ребенок первых дней жизни получает питание 15 мл в сутки на 1 кг веса.

Кормление недоношенных детей проходит по требованию, но не реже, чем через 2-2,5 часа. В случае нехватки молока у матери, малыша докармливают при помощи катетера или специализированной системы докорма, которая крепится к груди матери и дается ребенку вместе с грудью для формирования сосательного рефлекса.

Кормление из бутылочки не рекомендуется, так как поток непрерывен и имеет сильный напор. Для недоношенных деток подойдет капельная подача.

Важно следить за набором веса и при неудовлетворительной динамике обратиться к педиатру. В случае недостатка материнского молока, необходимо перевести ребенка на специализированные заменители грудного молока для недоношенных детей.

Чтобы наладить работу ЖКТ у малыша, необходимо соблюдать некоторые нюансы:

  • перед кормлением выкладывать кроху на живот на 3–5 минут;
  • во время кормления ребенок должен находиться под углом 45 градусов;
  • после кормления, малыша необходимо подержать столбиком до срыгивания воздуха.

Сон младенца

Количество суточного сна у преждевременно рожденного ребенка значительно больше, нежели у доношенных детей. Количество снов и их продолжительность зависит от степени недоношенности ребенка. Чем слабее малыш, тем меньше его время бодрствования. В первый месяц жизни, количество сна может достигать 22 часов. Во сне происходит дозревание нервной системы и укрепление органов.

Ко второму месяцу малыш формирует более короткие сны днем и длинные в ночное время. С трех месяцев в режиме недоношенного ребенка должно быть не менее 3х дневных снов по 2-2,5 часа и ночной сон без моментов бодрствования, с возможными промежутками для кормления.

Недоношенные дети старше 4 месяцев способны показывать явные признаки переутомления. Наблюдая за поведением крохи, устанавливается режим снов. Время бодрствования постепенно увеличивается и уже к 10 месяцам остается 2 дневных сна по 2 часа.

Недоношенные дети до момента получения навыков переворота, особо подвержены пролежням и застоям внутренних органов, поэтому их положение в колыбели необходимо менять раз в 2–3 часа.

Гуляние

Прогулки с недоношенными детьми изначально нужно согласовать с педиатром— неонатологом. Летом разрешаются прогулки с новорожденными от 2 кг, зимой – от 3 кг. Время прогулки постепенно увеличивают, начиная с 5 минут в день. Когда время прогулки достигнет 2 часов, его делят на два захода – две прогулки по 1 часу. Зимой не рекомендуется гулять при температуре ниже -10 С.

Купание

Купание малышей разрешается после выписки. Если на момент выписки кроха весит от 2 кг, то водные процедуры можно начинать через 15–20 дней, если вес малыша достиг 3 кг – через 7–10 дней. Температура воды должна быть не ниже 37–38 градусов. В ванну не рекомендуется добавлять травы, марганцовку и прочее.

Прикорм, смеси

Дети, не прошедшие до конца внутриутробное развитие третьего триместра страдают недостатком витаминов, ферментов, минеральных веществ. Чтобы восполнить недостающие элементы в организме, материнского молока недостаточно.

Адаптированные заменители грудного молока для недоношенных детей используются в качестве докорма либо самостоятельного питания.

Они характеризуются большей калорийностью и высоким содержанием витаминно-минеральных комплексов, питательных веществ. Это способствует быстрому набору веса крохой. Заменители грудного молока для недоношенных детей имеют маркировку «0», «Pre», «Premature», «Neosure» и «Special care».

Содержание белков здесь в 1,5 раза больше, чем в обычном детском питании первого этапа. Содержание жиров также увеличено. В составе содержаться полинасыщенные жирные кислоты, способствующие скорейшему развитию систем организма (нервной, зрительной).

Среди витаминов, особый упор делается на:

  • витамин А, способствующий росту и набору веса;
  • витамин D для профилактики рахита;
  • витамины категории В для профилактики внутренних кровотечений и анемии.

Смеси для недоношенных детей более концентрированы, поэтому дают нагрузку на почки. Из-за этого, по достижению нормальных показателей веса, ребенка переводят на смесь с маркировкой «от 0».

Если ребенок по достижению 6 месяцев по большинству параметров догнал своих сверстников, у него отсутствуют проблемы пищеварения (обильные срыгивания, запоры, диареи), то можно начинать введение прикорма. Перед началом важно посетить педиатра и невропатолога, чтобы убедиться в отсутствии проблем.

Можно вводить зеленые овощи, далее вводить в рацион каши и фрукты. Если отмечено существенное отставание в весе, прикорм рекомендуют начинать с каш. При наличии расстройств ЖКТ либо других проблем, связанных с недоношенностью, начало прикорма лучше отодвинуть на 1-1,5 месяца позже.

Препараты с кальцием и витамином D

Хотя костная система недоношенного ребенка на момент рождения часто сформирована, кости еще недостаточно минерализованы и имеют мягкую структуру. Недостаток кальция и витамина D может привести к развитию рахита, деформации костных тканей, замедлению процесса роста. Восполняется он медикаментозно.

В медицинской практике распространены «Вигантол» и «Аквадетрим». Назначают их детям старше 2-х недель в дозировке 2 капли в сутки (1000–1500 МЕ) независимо от времени года. Детям старше 1 года, препараты с кальцием и витамином D рекомендуют принимать с сентября по май в дозировке 1 капли.

Прием витамина рекомендуется организовать в утренние часы с первым приемом пищи. Лучшим усвоением обладают препараты на масляной основе, как «Вигантол». «Аквадетрим» содержит небольшое количество спирта, поэтому может влиять на беспокойство малыша.

Массаж и гимнастика

Массаж и гимнастика назначаются новорожденным для укрепления организма и раскрытия потенциала жизненных систем. Для недоношенных детей, массаж и гимнастика назначаются с разрешения невропатолога и окулиста в возрасте от 1 месяца. Комплекс упражнений может проводить как специалист, так и родители самостоятельно.

Упражнения для ребенка первых месяцев жизни:

  • Ребенок лежит на спине. Легкими и ритмичными движениями проводятся несильные надавливания на грудную клетку по кругу.
  • Поглаживающие движения внутренней и наружной поверхности ручек малыша по направлению от кулачка к плечу.
  • Когда малыш захватит в кулачок большие пальцы рук массажиста, легким надавливанием изнутри проводят раскрытие кулачка. После поглаживания большими пальцами обеих рук проводится мягкое надавливание на ладонь малыша. При этом приеме ребенок должен захватить ваши пальцы в кулачок.
  • Массаж ножек проводится поглаживающими движениями от пальцев стопы к пятке и от стопы к бедру. Коленную чашечку не массировать.
  • Поглаживание области живота с лева направо без надавливания в области правого подреберья.
  • Разведение ручек в стороны, а после прижимаем их обратно к груди.
  • Выкладывание на живот. Поглаживание области спины и ягодиц поочередно тыльной и внутренней стороной ладони вверх и вниз.
  • Кладем малыша животом на фитбол и медленно покачиваем в разные стороны. После, упражнение повторяется лежа на спине.

Между упражнениями необходимо делать небольшие перерывы для восстановления дыхания малыша. Каждое упражнение повторяется 3–4 раза.

Одежда

В отношении подбора одежды для недоношенных малышей важно соблюдать несколько правил:

  • натуральность тканей;
  • отсутствие грубых швов;
  • теплый и мягкий материал;
  • все части тела должны быть полностью закрыты.

Не рекомендуется пеленать ребенка, чтобы конечности имели возможность быстрее развиваться.

Соски и памперсы

Детям, родившимся преждевременно, обычные пустышки не подходят по размерам. Поэтому существуют соски, которые обладают ортодонтической формой, способствующей правильному формированию прикуса и закрытия верхнего свода челюсти.

Пустышка по своей форме напоминает форму соска матери. Отверстия в пустышке и в загубнике помогают воздуху циркулировать и не мешают дыханию новорождённый. Соски для недоношенных деток иногда оснащены специальными прорезями, позволяющими разместить внутри пустышки трубочку зонда либо аппарата ИВЛ по необходимости.

Подгузники для малышей, родившихся раньше срока, представлены практически у каждого производителя детских гигиенических средств. Они хорошо подходят для маловесных деток, сделаны из более тонкого и мягкого материала, не содержат дополнительных ароматизаторов. Поясок таких подгузников сделан с учетом того, чтобы не травмировать пупочную рану.

Зависимо от производителей, подгузники для недоношенных отмечаются либо весовой категорией (до 2–3 кг), либо маркируются размером «0». Также в названии этих средств гигиены встречаются приписки micro, before newborn, premature.

Внешний вид новорожденного, появившегося на свет раньше положенного срока

Малыши, родившиеся раньше положенного срока, имеют несколько внешних особенностей, клинических симптомов. Степень выраженности напрямую зависит от того, на каком сроке произошли преждевременные роды.

Кожа глубоко недоношенных детей тонкая, имеет ярко-красный окрас. Она обильно покрыта первородной смазкой и пушком. Кожные покровы малыша бледнеют лишь через две-три недели после появления на свет.

Строение тела крохи непропорционально. Голова составляет около одной трети от туловища малыша, а конечности при этом короткие. Животик большой, а его поверхность плоская.

У глубоко недоношенных малышей все роднички и швы черепа открыты. Ушные раковины достаточно мягкие, легко сгибаются. Ногтевое ложе не полностью покрыто ногтями. Соски и ареолы слабо пигментированы и еле различимы на теле младенца.

У глубоко недоношенных малышей могут быть недоразвиты внешние половые органы. Как правило, у новорожденных первой и второй степени недоношенности клинические симптомы проявляются не так ярко.

Недоношенные младенцы редко кричат и не проявляют чрезмерной двигательной активности. Если родился семимесячный ребенок, его масса тела будет составлять примерное 1,5-2 килограмма. Вес восьмимесячных малышей может превышать 2 килограмма.

Чем кормить малыша

Новоиспеченным мамам и папам нужно знать, как правильно организовать режим питания семимесячного ребенка. Родители должны быть готовы к трудностям, которые могут возникнуть на пути к созданию наиболее подходящего режима потребления пищи. Правильное и сбалансированное меню необходимо для того, чтобы рост и вес недоношенного ребенка активно прибавлялись.

Лучшим вариантом питания для новорожденного ребенка, независимо от сроков появления на свет, является грудное молоко. Это абсолютно натуральный продукт, состав которого полностью соответствует требованиям организма малыша. Оно обогащено питательными веществами, богато витаминами.

Малышу, который появился раньше положенного срока, очень сложно сосать материнское молоко из груди в связи с тем, что соответствующий рефлекс развит достаточно слабо или не развит вовсе. Именно поэтому для полного насыщения недоношенного новорожденного родителям нужно докармливать малыша сцеженным молоком из бутылочки.

Если по каким-то причинам грудное вскармливание невозможно, новоиспеченные родители приобретают специальные молочные смеси, которые составляют основу рациона младенца первые несколько месяцев жизни. Для деток, появившихся на свет раньше срока, в аптеках можно приобрести специальные смеси для недоношенных малышей. Составные компоненты продукта способствуют более быстрому набору веса, стимулируют развитие младенца. Кроме того, кормление специальным питанием минимизирует риск возникновение аллергических реакций. Родителям нужно учитывать, что приобретать смесь можно только после консультации со специалистом. Как правило, при выписке доктор дает новоиспеченным родителям недоношенного малыша необходимые рекомендации и советуют, какую смесь лучше приобрести.

Кормить ребенка в первый месяц нужно от 10 до 15 раз в день, маленькими порциями. В некоторых случаях количество кормлений может достигать 20. Со второго месяца жизни количество кормлений можно уменьшить до восьми.

После достижения ребенком полугодовалого возраста необходимо вводить прикорм, чтобы разнообразить ежедневный рацион и обогатить его дополнительными полезными веществами и витаминами. Раньше указанного срока вводить новые продукты категорически не рекомендуется, поскольку пищеварительная система маленького ребенка не готова для потребления каких-либо компонентов помимо маминого молока или смеси.

Но и затягивать с расширением рациона младенца не стоит. Это чревато дефицитом витаминов и минералов. Первым прикормом должны стать безмолочные кашки. Затем, начиная с восьмого месяца жизни, в меню малыша можно добавить овощи и мясо, свежие соки. Ближе к годику ежедневный рацион младенца разрешается расширять кисломолочными продуктами. Категорически запрещается кормить маленького ребенка сладкими фруктами, добавлять в пищу сахар.

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Дети действительно взрослеют очень быстро. Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек. Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Чтобы сохранить в памяти моменты взросления, заведите специальный блокнот, в котором вы будете описывать развитие ребенка по месяцам до 1 года.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

Подробнее о том, что должен уметь ребенок в один месяц>>>

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Источник: https://uroki4mam.ru/razvitie-rebenka-po-mesyatsam-do-goda

Прибавка в весе

Одним из определяющих факторов в правильном развитии малыша, появившегося на свет раньше ожидаемого срока, является прибавка в весе. Хорошая прибавка может быть обеспечена только при налаженном полноценном питании ребенка, которое будет включать в себя все необходимые витамины и минералы, удовлетворять энергетические затраты новорожденного крохи.

Период новорожденности у недоношенных малышей врачи делят на три этапа, на первом из которых ребенок не прибавляет в весе, а, наоборот, сбрасывает. Малыши, родившиеся в срок, теряют не более 5% от первоначальной массы тела, а вес недоношенных крошек может снизиться на 10%, а то и на 15% (у глубоко недоношенных).

На втором этапе специалисты медицинского учреждения вместе с родителями пытаются добиться постоянной прибавки в весе, которая должна составлять около 15 граммов в день. После того как масса тела ребенка будет равна 2,5 килограмма, новорожденного и маму выписывают из отделения для недоношенных.

На третьем этапе вес малыша нормализуется. Последний период длится до года. У недоношенных детей этот этап длится дольше в зависимости от степени незрелости.

В первый месяц жизни, как правило, малыш прибавляет немного, в среднем 200-300 грамм. Со второго месяца прибавка в весе составляет около 700-800 грамм. С третьего месяца до полугода ежемесячное увеличение массы тела может достигать 800-900 грамм. В среднем за первый год жизни младенец, родившийся раньше срока, прибавляет около 8-9 килограммов. Именно ближе к году недоношенный малыш догоняет сверстников в развитии.

Психомоторное развитие как критерий неврологического здоровья недоношенного ребенка

В последние десятилетия в нашей стране наблюдаются стремительные изменения в работе неонатологической службы. Повсеместная организация отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных, широкое внедрение ИВЛ, привлечение в неонатологию специалистов-реаниматологов, освоение множества новых методик, связанных с выхаживанием глубоконедоношенных детей, — все это позволило врачам не только в какой-то мере снизить неонатальную смертность, но и руководствоваться в своей работе новыми, принятыми во всем мире критериями живорождения, выхаживать детей с экстремально низкой массой тела при рождении. Все эти дети плохо адаптируются к внеутробному существованию. Почти у половины из них наблюдаются органические поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза в виде внутрижелудочковых кровоизлияний различной степени тяжести, ишемических очагов, перивентрикулярной лейкомаляции. Их лечение и выхаживание требуют больших материальных затрат и морального напряжения от персонала.

Вместе с тем, наш клинический опыт и данные литературы показывают, что лишь у 10–15% детей неврологическая патология уже в неонатальном периоде является столь серьезной (декомпенсированная гидроцефалия, атрофия мозга, пороки развития, некупирующийся судорожный синдром), что требуется перевод в специализированный неврологический стационар, а неблагоприятный исход ее развития и инвалидность могут быть установлены уже в эти сроки. Остальные дети после соматической адаптации могут и должны находиться в домашних условиях, хотя известно, что в течение почти всего первого года жизни у этих детей сохраняются изменения со стороны бронхолегочной системы, нестабильность гемодинамики, склонность к вирусно-бактериальной инфекции, высокая частота развития рахита, анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, дискинезии желчевыводящих путей, затяжной дисбактериоз, ферментопатии. Кроме того, у большинства из них имеются проблемы со слухом и зрением и перинатальное поражение ЦНС. Именно поэтому эти дети заслуживают особого внимания со стороны медиков и общества в целом.

Однако на сегодняшний день у нас отмечается значительный разрыв между научно обоснованными высокими технологиями выхаживания недоношенных детей, применяющимися в специализированных клиниках, и последующим их наблюдением в общей амбулаторно-поликлинической сети. Анализ амбулаторных карт наблюдения, проведенный нами в течение 2 лет, показал, что эти дети вызывают большую тревогу у участковых врачей. Отсутствие научно обоснованной методологии ведения таких пациентов становится причиной больших затруднений при выделении первоочередных задач, направленных на коррекцию их соматического состояния. Еще более серьезную проблему представляет собой полное отсутствие научных данных относительно особенностей их нервно-психического и моторного развития, понятия скорригированного возраста и его сопоставления с фактическим. Таким образом, имеются 2 варианта оценки развития детей и, соответственно, 2 прогноза. Первый вариант — «благодушно-спокойное отношение»: «ребенок очень маленький и может значительно отставать от своих сверстников». Данный подход в ряде случаев приводит к поздней диагностике грубого нарушения развития, в связи с чем специальное лечение начинается уже в запущенной стадии, когда состояние ребенка плохо поддается коррекции.

Второй вариант, более распространенный, заключается в «утрировании» неврологической патологии, задержки развития, гипердиагностике патологических состояний, например внутричерепной гипертензии или гидроцефалии (не подтвержденных функциональными исследованиями). В соответствии с этим часто наблюдается не всегда обоснованное назначение длительной дегидратации, раннее включение арсенала стимулирующих средств, что может приводить к обратному результату, замедлять развитие детей. Кроме того, существующая в настоящее время система раздельного наблюдения за таким ребенком — педиатром, неврологом, гастроэнтерологом, пульмонологом и др. — приводит к тому, что каждый специалист, акцентируя внимание только на «своей» патологии, назначает препараты, которые в совокупности ребенок просто не может «усвоить», а в ряде случаев оказывается, что они просто несовместимы.

Таким образом, имеется насущная необходимость разработки идеологии, а также методологии наблюдения, лечения и реабилитации недоношенных детей.

Проблема состоит в том, что в 3–4 мес постнатальной жизни недоношенного ребенка врач не может предсказать вероятность «неблагоприятного неврологического исхода», так как развитие болезни определяется 3 основными моментами — перинатальным поражением мозга, пластичностью мозга и адекватной помощью, т. е. реабилитационными и коррегирующими мероприятиями, проведенными в нужные сроки и с помощью правильно подобранных средств.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе имеется множество исследований, посвященных выявлению факторов риска реализации неблагоприятного неврологического исхода у недоношенных детей. Знание этих факторов, безусловно, важно для специалиста, однако это еще не дает возможности провести индивидуальную оценку и спрогнозировать, как будет дальше меняться состояние ребенка. Кроме того, практически любой недоношенный младенец в той или иной мере входит в группу риска формирования неврологических заболеваний. Это определяет современные установки, касающиеся его последующего наблюдения в общей амбулаторно-поликлинической сети, которые можно сформулировать следующим образом: «Недоношенный ребенок — это заведомо больной ребенок, и ему требуется с учетом множества неблагоприятных факторов, которые он перенес в перинатальном и неонатальном периодах, постоянное стимулирующее лечение, причем начинать терапию следует как можно раньше, для того чтобы активизировать компенсаторные возможности мозга».

Бытующие сегодня представления практически не позволяют дифференцированно подходить к состоянию детей, так как отсутствуют критерии их индивидуального «здоровья», которые можно объективно оценивать и контролировать.

Первый год жизни любого ребенка характеризуется совершенно уникальными процессами, которые проявляются в приобретении ребенком множества психомоторных навыков: сочетанность и целенаправленность действий, вертикализация и устойчивость, формирование абстрактного мышления (поиск спрятанного предмета), ассоциаций (сравнение животного объекта с нарисованным в книге), игровой деятельности и социального контакта (отражение взаимоотношений ребенка со взрослыми «свой–чужой») и т. д. Для того чтобы малыш мог приобрести все вышеуказанные навыки и за 1 год жизни из абсолютно беззащитного новорожденного превратиться в очаровательного, активного, подвижного, любознательного ребенка, должны реализоваться сложнейшие процессы формирования внутриполушарных и межполушарных связей внутри мозга, связи с периферическими центрами, нервно-мышечной передачи сигнала, наладиться работа нейроэндокринной системы и многое другое, чего мы, к сожалению, не знаем и что является великим таинством развития.

Оценка и понятие развития во все остальные периоды жизни ребенка определяют дифференцированный уровень реализаций возможностей мозга. Но на первом году жизни это, прежде всего, формирование возможностей, а значит, любое новое умение, которое приобретает ребенок, и есть функция его психоневрологического здоровья. Другими словами, поступательное психомоторное развитие ребенка в соответствии с ежемесячными нормативами приобретения навыков и может служить главным критерием здоровья любого ребенка на первом году жизни. Это относится и к недоношенным детям.

Однако для широкого внедрения этой методологии в практику, прежде всего, необходимо решить 3 основных вопроса: как оценивать развитие недоношенного, что является «нормой» для недоношенного ребенка и в каком случае и какую терапию следует проводить.

Существует множество шкал, с помощью которых проводится оценка развития ребенка. В основе их лежит обязательное выделение различных линий развития, т. е. многогранность оценки, что позволяет своевременно определять причину отставания и направлять усилия именно на коррекцию выявленного неблагополучия. Так, мы должны оценить (уже с первого месяца жизни), насколько успешно идет формирование познавательной функции, зрительной, скоординированности действий «глаз–рука», моторной функции, созревание слухоречевого анализатора, какова социальная интегрированность ребенка. При этом необходимо однотипное тестирование всех детей. Во всех случаях желательно лишь прислушиваться к словам родителей, но ответное действие ребенка следует оценивать самому, так как представления и желания родителей могут не совпадать с тем, насколько с неврологической точки зрения ребенок способен выполнить то или иное действие. Для того чтобы ребенок среагировал на предлагаемое действие, необходимо войти с ним в контакт, таким образом, тестирование следует проводить до начала общего осмотра, не раздевая ребенка. Тесты должны иметь высокую чувствительность и специфичность, быть легкими в исполнении, не требовать никакого дополнительного оборудования, кроме 1–2 игрушек, и занимать у врача не более 7–10 мин, чтобы ребенок не устал. Из всех имеющихся шкал в наибольшей степени предъявляемым требованиям отвечает шкала КАТ/КЛАМС. Она разработана Американской академией педиатрии и представляет собой компиляцию всех распространенных шкал, максимально унифицированную и упрощенную, в соответствии с поставленными задачами. Для более углубленного исследования такая шкала, безусловно, не подходит, но является незаменимой для скрининга и быстрой оценки динамики формирования навыков ребенка и обладает большой степенью достоверности.

Данная методика, позволяющая оценить формирование навыков решения наглядных (раздел КАТ) и речевых (раздел КЛАМС) задач, а также развитие моторики ребенка (шкала развития макромоторики), создана для тестирования детей до 2 лет. Сопоставляя возраст развития с фактическим возрастом, определяют коэффициент развития, который равен отношению возраста развития к фактическому возрасту, умноженному на 100. Коэффициент развития высчитывается раздельно по 3 описанным выше параметрам. При их совпадении и соответствии фактическому возрасту или если коэффициент развития больше либо равен 75, считается, что ребенок имеет нормальное развитие. Для доношенных детей коэффициент развития ниже 75 свидетельствует об отставании ребенка, а при различных показателях в 3 системах говорит о диссоциации развития и позволяет выбирать соответствующую тактику коррекционных мероприятий.

Наиболее сложной задачей является определение «нормативов» развития недоношенных детей. Особенно это касается глубоконедоношенных детей, рожденных на сроке менее 32 нед гестации и с массой тела менее 1500 г. Совершенно ясно, что с учетом степени недоношенности, морфофункциональной незрелости, перинатальных патологий нормативы становления психомоторных функций у этих детей отличаются от таковых у их доношенных сверстников.

Были проведены специальные исследования с ретро- и проспективным анализом у большой группы специально отобранных детей с глубокой недоношенностью, которые имели минимальные нарушения в пери- и неонатальном периоде (при отсутствии органического поражения ЦНС и тяжелой соматической патологии) и к 2 годам жизни сравнялись со своими доношенными сверстниками.

При анализе развития детей данной группы установлены следующие закономерности, которые могут служить отправной точкой при обследовании любого недоношенного ребенка. Прежде всего, оценку его моторных и психоэмоциональных возможностей целесообразно начинать только после достижения возраста 40 нед гестации (в среднем у детей с гестационным возрастом 26–28 нед это 3 мес их фактического постнатального возраста). Нормой для этих детей может считаться соответствие 1 мес (4 нед) развития по шкале КАТ/КЛАМС. В последующие 2-3 мес (т. е. практически до 5–6 мес фактического возраста) не отмечается значительного прироста психомоторных навыков — это так называемый «платообразный период развития недоношенного ребенка», связанный с «накоплением мозговых связей». На этом этапе в общепринятой практике у врачей чаще всего возникает мысль о медикаментозном вмешательстве. Однако функциональные и электрофизиологические исследования показывают, что отсутствие внешних проявлений формирования навыков не исключает того, что в мозге могут происходить сложные процессы, которые предопределяют дальнейшее скачкообразное развитие ребенка. Кроме того, данный период жизни недоношенного ребенка требует особого внимания к соматическим проблемам (вопросам вскармивания и адаптации желудочно-кишечного тракта, профилактики и лечения анемии, рахита, витаминно-минеральных нарушений и т. д.), которые чаще всего проявляются именно в это время и могут потенцировать замедление развития.

С седьмого-восьмого месяца фактического возраста (скорригированный возраст — 4-5 мес) отмечается выраженный скачок в психомоторном развитии. Так, прирост функциональных возможностей начинает опережать скорригированный возраст на 3-4 нед, к 12-му месяцу жизни — на 5-6 нед, а к 18–20 мес дети ничем не отличаются по развитию от доношенных сверстников 12–14 мес. Достижение уровня доношенных сверстников по моторному развитию происходит к 18–20 мес фактической жизни, по познавательному — к 20 мес, по речевому — к 24 мес жизни.

Развитие языковой функции у недоношенных детей также имеет определенные особенности. Так, лишь с четвертого месяца скорригированного возраста (6-7 мес фактического возраста) у них начинает появляться интонация недовольства, формируются другие виды интонационной выразительности, такие, как гуление, а затем и лепет. Это говорит об активации специфических корковых речевых структур. Появление в эти же сроки адекватной реакции на интонацию взрослых свидетельствует о созревании слухового анализатора. Другими словами, развитие механизмов интонемного поля происходит соответственно скорригированному возрасту, а фонемного — запаздывает на фоне дисфункции стволовых структур, обусловливающих выраженную незрелость артикуляционного аппарата, однако всегда имеет поступательный характер. Несмотря на то что эти особенности характерны для всех глубоконедоношенных детей, необходимо обязательно установить над ними раннее логопедическое наблюдение с целью своевременной коррекции указанных отклонений.

Наиболее наглядно можно представить себе динамику формирования психомоторных навыков в виде графиков развития для скорригированного возраста (рис.).

Выявление отклонения от «условного» норматива при обязательном ежемесячном контроле и обследовании ребенка является показанием к более углубленному анализу и комплексному обследованию, цель которого — выявление патологии, способной нарушать определенную линию развития. Так, если у ребенка отмечается изолированное замедление формирования моторных навыков, можно ограничиться физическими методами воздействия — массажем, физиотерапией, плаванием и т. д. При отсутствии эффекта следует проводить дальнейший дифференциально-диагностический поиск.

При отставании в познавательном развитии и вторичной моторной задержке прежде всего необходимо оценить, какие именно тесты вызывают затруднения. Это позволит выделить состояния, связанные с нарушением функционирования зрительного анализатора, с генетическими заболеваниями, с органическими поражениями центральной и периферической нервных систем. При отсутствии формирования гуления и лепета необходимо исключить тугоухость.

Таким образом формируется система наблюдения за недоношенными детьми. Ребенка необходимо осматривать ежемесячно, с оценкой его психомоторного развития и умений, которые были приобретены за месяц, параметров физического развития, соматического состояния, неврологического статуса и т. д. При выявлении отклонений оценивается возможная причина неблагополучия (это могут быть не только истинно «неврологические» заболевания, но и перенесенные инфекции, нарушения вскармливания, прорезывание зубов и даже неблагополучная домашняя обстановка), а терапевтические усилия направляются на ее коррекцию.

На основании вышеизложенного можно предложить не только алгоритм наблюдения и выявления возможной патологии у недоношенного ребенка, но и лечебную тактику.

Так, дети обычно находятся на втором этапе выхаживания до 40–44 нед гестации, что соответствует 2-3 мес их постнатальной жизни, в зависимости от степени недоношенности. Именно в эти сроки их переводят на амбулаторное наблюдение в общей поликлинической сети или в специализированных центрах. В последующие 3 мес их жизни при отсутствии острых неврологических состояний (резкое увеличение окружности головы, опережающее рост окружности груди, нарастание размеров желудочков мозга по УЗИ, клинические признаки острой внутричерепной гипертензии — рвоты, запрокидывание головки, непрекращающийся крик, гипертермия, судороги — все это требует стационарного лечения) ребенку показаны коррекционные мероприятия. Это, прежде всего, подбор питания, лечение дисфункции желудочно-кишечного тракта — биопрепараты, ферменты, препараты симетикона и др. Необходимо раннее начало профилактики рахита с помощью назначения витамина Д, предупреждение анемии, прием фолиевой кислоты, подбор комплекса витаминов группы А, В и Е. Для улучшения клеточного метаболизма показан препарат элькар (L-карнитин). Для улучшения мозгового кровотока применяются сосудистые средства (кавинтон или цинаризин). По нашему опыту использование дегидратирующих средств требует более строгих показаний, а их эффективность сомнительна.

Массаж в этот период должен быть щадящим, кратковременным (не более 10–20 мин) и направленным на улучшение кровообращения в коже и мышцах. Следует помнить, что лечебный массаж может спровоцировать ухудшение адаптации с развитием синдрома срыгивания, нарушением суточной ритмики, нарастанием возбуждения, в некоторых случаях переходящим в судороги, а также нарушениями сердечной деятельности, вплоть до повторного открытия фетальных коммуникаций.

В 5-6-месячном скоррегированном возрасте у недоношенных детей начинает отчетливо проявляться задержка формирования моторных навыков за счет замедления нормализации тонуса.

В этот период, после необходимых обследований — ЭКГ и ЭЭГ, можно начинать проводить комплекс интенсивных реабилитационных мероприятий — лечебный массаж, физиотерапию, водные процедуры. Из медикаментозных средств используют ноотропные препараты, например пантогам, при необходимости назначают курс церебролизина. В дальнейшем при нормализации состояния и ускорении формирования навыков в соответствии с приведенными выше нормами ребенок может не получать активной терапии. Вместе с тем, отсутствие эффекта от проведенного лечения служит основанием для дальнейшего обследования, повторных реабилитационных мероприятий с диагностикой причины задержки развития и включением всего арсенала средств, применяемых для лечения конкретного заболевания

Такой подход, с успехом использующийся в Центре коррекции развития детей раннего возраста Московского НИИ педиатрии и детской хирургии, позволяет значительно снизить вероятность назначения ребенку необоснованного лечения. Это особенно важно, так как при использовании медикаментозной терапии и применении методик физического воздействия у детей с низкой массой тела при рождении наблюдается большое количество побочных, парадоксальных реакций и осложнений, вплоть до развития судорог, о чем должны быть предупреждены родители и что требует большой ответственности от врача.

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, доктор Е. С. Сахарова, кандидат медицинских наук Московский НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ, Центр коррекции развития детей раннего возраста, Москва

Как ухаживать за новорожденным, появившимся на свет раньше положенного срока

Чтобы ребенок, родившийся раньше ожидаемого срока, быстрее догнал своих сверстников, родителям нужно знать, как правильно заботиться о крохе и какие условия необходимо ему создать. Улучшение работы органов и систем семимесячных детей, развитие их психики во многом зависит от родителей, особенно в первый год жизни.

В первую очередь родители должны позаботиться о микроклимате помещения, в котором будет жить новорожденный. Оно должно быть светлым и достаточно просторным. Температура воздуха в квартире или доме должна находиться в интервале от 20 до 25 градусов. Помещение должно регулярно проветриваться. Нужно избегать сквозняков.

Кроме того, новоиспеченным мамам и папам нужно поддерживать влажность воздуха. Ее уровень должен находиться в интервале от 50 до 70%. Слишком сухой воздух часто становится причиной насморка. Облегчить задачу может увлажнитель, который можно приобрести в любом магазине бытовой техники.

Некоторым ребятишкам может потребоваться дополнительное согревание. Для этих целей идеально подойдет грелка.

Гигиенические процедуры в первый месяц жизни не рекомендуется проводить с теми малышами, чей первоначальный вес был менее 2 килограммов. Для ухода за кожей младенца подойдут ватные тампоны, смоченные в теплой воде. После завершения гигиенических процедур нужно насухо протереть кожные покровы крохи и воспользоваться детским кремом.

Купать малышей весом более двух килограммов нужно через день в небольшой ванночке. Температура воды должна составлять 36-37 градусов. Лучше всего воду для гигиенических процедур прокипятить. При желании можно добавить в ванночку ромашку, календулу. Через несколько месяцев допускается использование специальных травяных растворов, которые можно приобрести в любой аптеке без рецепта врача.

На прогулку с младенцем, родившимся раньше срока, можно выходить по происшествии трех-четырех недель после прибытия домой. Младенца нужно одевать по погоде. В летнее время года не нужно выходить на улицу с 11 до 15 часов, чтобы избежать перегрева. Для прогулок лучше выбрать утреннее или вечернее время дня.

Не стоит гулять с малышом, вес которого менее трех килограммов, при температуре ниже десяти градусов. После того как вес младенца достигнет этого значения, совершать прогулки можно при минус пятнадцати градусах. Не стоит выбирать людные места и территории, около которых ездит много машин. Малышу ни к чему дышать выхлопными газами. Да и кормящей маме это не пойдет на пользу.

От месяца к месяцу

Эти и другие нарушения в работе органов и систем требуют особого внимания к малышам, появившимся раньше срока. Однако при относительно небольшой недоношенности (срок гестации более 35 недель) дети имеют все шансы выровняться в развитии примерно к годовалому возрасту со своими сверстниками.

Развитие таких малышей по месяцам будет проходить по следующей схеме.

  • 1 месяц. Сосательная активность малыша пока слабая, к тому же, все органы и системы переживают адаптационный стресс. Поэтому вес ребенок набирает слабо, большую часть времени проводит во сне. Если такой малыш уже находится дома, главная забота родителей – беречь его от вирусов, микробов, сквозняков, а также перепадов температур.
  • 2 месяца. В этот период ребенок начинает активно набирать вес и крепнуть (что можно считать основным признаком правильного развития), его уже разрешается начинать выкладывать на животик.
  • 3 месяца. У ребенка появляются первые мимические реакции. Он пробует сфокусировать взгляд на лице мамы, поднимать головку. Улыбки пока нет, но кроха чутко реагирует на тактильный контакт. Появляется хватательный рефлекс, понемногу развивается зрительная и слуховая концентрация. Сейчас важно почаще менять положение младенца, чтобы голова не была постоянно повернута в одну сторону, обеспечить ему достаточно пищи и отдыха. Вес к этому времени должен удвоиться.
  • 4 месяца. Кроха начинает издавать первые звуки, поднимать и держать головку, захватывать игрушку. Сейчас возможно повышение тонуса мышц, который хорошо снимают гимнастика и массаж.
  • 5 месяцев. Малыш начинает улыбаться, интересоваться окружающим миром. Он уже может удержать в ручке игрушку. Его зрение немного улучшается, появляется больше звуков в речи. Кроха уже пытается поворачивать головку в сторону звука, точно определяя, откуда он исходит.
  • 6 месяцев. Младенец пытается перевернуться со спины на животик. У него появляется «комплекс оживления» на появление родных людей, которых он уже узнает. Ребенок более активно гулит. Его вес к этому моменту уже утраивается. При поддержке подмышки он упирается ножками в поверхность, слегка приседая.
  • 7 месяцев. Кроха уже достаточно активен, может перевернуться на животик, пытается ползать «животом». Игрушку удерживает уже уверенно. Сейчас у него могут появиться и первые зубки.
  • 8 месяцев. Ребенок встает на четвереньки, пробуя раскачиваться, пытается самостоятельно садиться, стремится к общению со взрослыми. Понимает, если его просят что-то показать. Любит песенки, потешки, сказки, прислушивается к словам и интонациям.
  • 9 месяцев. Сейчас кроха сидит уже почти уверенно и пробует ползать «по-настоящему». Он еще больше нуждается в общении. Развивается речь малыша – появляются первые повторяющиеся слоги.
  • 10 месяцев. Ребенок может самостоятельно стоять и передвигаться у опоры, но пока больше ползает. Он быстро реагирует на различные звуки, любит наблюдать за передвигающимися перед глазами яркими игрушками. Реагирует на свое имя.
  • 11 месяцев. Кроха научился садиться и вставать, даже стоять без опоры (некоторые малыши могут сделать несколько шагов без поддержки), но все также больше любит ползать. Начинает интересоваться пирамидками и кубиками, игрушками, которые движутся. Все больше тяготеет к общению с родными.
  • 12 месяцев. Многие недоношенные детки к этому возрасту начинают ходить самостоятельно – настолько они смогли за год наверстать свое отставание. При этом следует иметь в виду, что в психическом развитии недоношенные детки все-таки отстают от ровесников на 1–2 года. Это считается показателем нормы.

Не спешите считать отклонением, если ваш кроха не освоил какой-то из указанных навыков к определенному месяцу. Развитие каждого малыша индивидуально, оно зависит от степени недоношенности, наличия осложнений и проблем со здоровьем, общего состояния карапуза. Чем больше степень недоношенности, ослабленность, тем позднее появляются навыки. Если вас что-то волнует – проконсультируйтесь у педиатра.

Особенности ухода

Недоношенный малыш требует больше внимания и выполнения мер предосторожности при уходе. В первую очередь семимесячные дети, развитие которых зависит в большей степени от родителей и окружающей среды, должны расти в благоприятной обстановке, в любви и тепле.

Одежда и сопутствующие товары (чепчики, носочки и т. д.) должны быть выполнены исключительно из натуральных материалов. Застежки должны быть представлены в виде кнопок и находиться с наружной стороны. Внутри распашонок и ползуночков не должно быть бирок и этикеток. Они могут травмировать нежную кожу малыша. Для недоношенных младенцев нужно приобретать специальную одежду, поскольку распашонки и ползунки стандартных размеров им велики.

Отдельного внимания заслуживают средства гигиены. Отдавать предпочтение стоит гипоаллергенным составам, качество которых подтверждено сертификатами. Для малышей, появившихся раньше ожидаемого срока, существует возможность приобретения в магазинах детских товаров подгузников нулевого размера, которые предназначены для новорожденных, чей вес находится в интервале от одного до трех килограммов. Также есть подгузники для детей, чья масса тела при рождении была менее одного килограмма.

Нелишним будет массаж. Он поможет повысить мышечный тонус, укрепить все связки и кости, улучшить обмен веществ и работу пищеварительной системы. Ребенку до года можно делать массаж, включающий в себя поглаживающие движения. В любом случае перед проведением каких-либо манипуляций нужно обязательно обратиться в медицинское учреждение за консультацией квалифицированного детского врача. Некоторые родители обеспечивают профессиональный сестринский уход за недоношенным ребенком. Медицинский работник не только сможет лучше оценить развитие младенца в первые недели жизни, но и в случае чего просигнализировать родителям о возникновении какой-либо проблемы.

Тревожные симптомы. Что делать?

В норме поведения новорождённый периодическая сонливость или капризность. Это зависит от погодных условий, условий окружающей среды или уходового режима. Но, частое такое поведение малыша может оказаться тревожным симптомом.

Если вялость или возбудимость малыша сопровождается судорогами, плачем на прикосновения либо отсутствием зрительно-слуховой фиксации внимания (для ребенка старше 2 месяцев), такие симптомы могут быть признаками раннего аутизма. Это состояние требует незамедлительной консультации с невропатологом и психологом.

Помимо этого, обязательным поводом обращения к врачу или в скорую медицинскую помощь станет:

  • систематический длительный отказ ребенка от груди или другого способа вскармливания;
  • наличие обильной рвоты;
  • желтизна кожных покровов и белков глаз;
  • протяжный болезненный крик;
  • внезапная остановка сердца и/или дыхания;
  • вялость и бледность.

При наличии любого из вышеперечисленных симптомов, необходимо как можно быстрее выйти на связь с медицинским персоналом и до оказания медицинской помощи действовать в соответствии с их рекомендациями.

Почему лучше родить семимесячного, чем восьмимесячного ребенка

Бытует мнение, что лучше родить семимесячного, чем восьмимесячного малыша. Почему? Давайте обратимся к эмбриологии. 7 месяцев — это сколько недель беременности? Как уже отмечалось, этот период длится с 28 по 32 неделю. Ребенок фактически полностью сформирован и вполне может жить вне утробы матери. Однако органы его не развиты полностью, системы не функционируют на всю мощь. Полностью оформились только желудок и кишечник. Активно развивается кора головного мозга.

Долгое время врачи утверждали, что вероятность успешного выхаживания семимесячного малыша гораздо выше, чем спасение восьмимесячного. На самом деле это миф. На 8 месяце жизненно важные этапы развития малыша остались позади, и он практически готов к появлению на свет. Единственный орган, который продолжает активно созревать – это мозг. Специалисты утверждают, что вероятность успешного выхаживания недоношенного младенца зависит даже не от срока, на котором он родился, а от его показателей при рождении. В первую очередь от роста ребенка и его массы тела.

Медицина зашла так далеко, что в настоящее время врачам удается спасти и выходить малышей, родившихся на 28-29 неделях беременности. Семимесячные дети, развитие которых не осложнено неблагоприятными факторами, при правильном уходе и регулярном наблюдении медицинского персонала через некоторое время способны догнать своих сверстников.

Профилактика преждевременных родов

Каждая женщина, вынашивающая ребенка, должна знать о мерах профилактики преждевременных родов. Это позволит выносить долгожданного малыша и родить в положенный срок.

На данный момент наиболее информативным способом определить риск преждевременных родов является тест основанный на определении в цервикальной слизи на сроках после 20 недель гликопротеина фибронектина. Наличие данного вещества в слизи шейки матки считается предвестником скорых родов. Наиболее точным является исследование за пару недель до предполагаемого родоразрешения. Точность тестирования составляет более семидесяти процентов. Женщинам нужно понимать, что такое исследование проводится исключительно в стенах медицинского учреждения и только по совету врача, который ведет беременность.

Другим исследованием, которое может помочь предупредить ранние роды, является ультразвуковое исследование, сделанное трансвагинально. УЗИ позволяет измерить длину шейки матки. Если показатель больше трех сантиметров, вероятность преждевременных родов сводится к нулю.

Предупредить ранние роды может и сама женщина, причем не только в период вынашивания малыша, но и во время планирования беременности. До зачатия и во время вынашивания ребенка женщине лучше всего отказаться от алкоголя и сигарет. О наркотических и психотропных веществах не может идти и речи. Не стоит употреблять какие-либо препараты во время планирования беременности. От антибиотиков также лучше отказаться. Очень осторожно нужно относиться к своему здоровью непосредственно в период вынашивания малыша. Иммунитет женщины ослаблен, а значит, восприимчив к вирусам и инфекциям. Любой неблагоприятный фактор может спровоцировать преждевременные роды.

Во время беременности лучше всего отказаться от обуви на высоких каблуках. Зимой и весной, когда на дорогах может быть гололед, нужно отдавать предпочтение сапогам и ботинкам с подошвой, которая не скользит. Это позволит избежать падений и, как следствие, травм. Случайное падение может стать причиной родов раньше положенного срока.

Маловесный плод – причины и последствия: что делать, если малыш отстает в развитии?

Вес плода – один из критериев, по которым врач может определить уровень его развития и состояние. Чем больше он приближен к норме, тем выше шансы на естественные роды без негативных последствий для ребенка. Маловесным считается малыш, чей вес более чем на 10% меньше нормы. Почему может произойти задержка внутриутробного развития? Что делать матери, если ей поставили такой диагноз?

Нормы массы тела плода на разных сроках беременности

В первые недели беременности врач не может определить вес плода, поскольку он слишком мал, да и для диагностических целей этот параметр не важен. Информативность его повышается во втором и третьем триместре. Нормы веса плода на протяжении всей беременности указаны в таблице.

Неделя беременностиВес, гНеделя беременностиВес, г
1110–1526850–1000
1215–20271000–1200
1320–30281200–1350
1430–50291350–1500
1550–75301500–1650
1675–115311650–1800
17115–160321800–1950
18160–215331950–2100
19215–270342100–2250
20270–350352250–2500
21350–410362500–2600
22410–500372600–2800
23500–600382800–3000
24600–750393000–3200
25750–850403200–3500

Причины дефицита массы тела плода

Масса тела плода может отличаться от нормы, и это не обязательно свидетельствует о патологии. Однако если вес значительно отстает от средних значений, врачи говорят о маловесном ребенке. Причины такого состояния:

  • наследственность;
  • многоплодная беременность;
  • неправильное питание матери;
  • вредные привычки (особенно курение, вызывающее сужение диаметра сосудов плаценты);
  • инфекции и хронические болезни матери;
  • возраст женщины до 18 и старше 35 лет;
  • анемия, сопровождающаяся гипоксией малыша;
  • невыполнение своих функций плацентой из-за преэклампсии или гипертонии;
  • подверженность стрессам и страхам;
  • сильный токсикоз;
  • работа на вредном производстве;
  • наличие у малыша заболевания, приводящего к задержке развития.

Как исправить ситуацию?

Если плод маловесный, это может грозить серьезными последствиями вплоть до его внутриутробной гибели. К счастью, такое встречается редко. Однако такие дети тяжелее переносят роды, у них часто диагностируется асфиксия и неврологические болезни. Если маловесный малыш пережил гипоксию, у него может развиться заболевание легких.

Независимо от причины небольшой массы тела плода, ситуацию можно исправить. Беременной назначаются:

  • препараты для расслабления мускулатуры матки (ее сокращения приводят к ухудшению кровотока);
  • сосудорасширяющие лекарства;
  • медикаменты, повышающие устойчивость ребенка к гипоксии;
  • гипербарическая оксигенация и медицинское озонирование для насыщения крови матери кислородом.

Женщина должна увеличить потребление фруктов, овощей, а также продуктов с животными белками. Рекомендуется ограничить физическую активность и минимум 6 часов в сутки проводить на боку для улучшения кровотока в плаценте. Лечение чаще всего проходит успешно. Если ребенок все же не набирает вес или слишком слаб, чтобы пройти по родовым путям, врачи делают кесарево сечение.

Профилактика отставания плода в развитии

Чтобы не допустить отставания малыша в развитии, женщина на этапе планирования беременности должна вылечить хронические заболевания или хотя бы стабилизировать свое состояние. Во время вынашивания малыша ей следует:

  • отказаться от вредных привычек;
  • следить за своим весом;
  • правильно питаться;
  • держать под контролем хронические болезни и чаще проходить обследования;
  • избегать контакта с токсичными веществами.

Женщинам с первой беременностью в юношеском возрасте или после 30 лет или рожавшим маловесных детей рекомендуется пройти курс витаминов и лекарственной профилактики фетоплацентарной недостаточности. Он назначается на сроке до 12, на 20 и 30 неделях.

Источник: https://www.OldLekar.ru/beremennost/plod/malovesnyj-prichiny-i-posledstviya.html

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: