Воспитание детей 4-5 лет: важные советы для родителей

Дети прошли сложнейшие этапы формирования слуха, зрения, отделов головного мозга, отвечающих за творческую направленность. Общаться с ними стало проще, ведь к четырём годам у них уже большой словарный запас и они многое могут объяснить. Играя, малыши фантазируют. Теперь им необязательно держать предмет в руках, чтобы представить, какой он на ощупь. Это делает общение с ребятишками интереснее, а игры не требуют больших материальных затрат, потому что нужные предметы они способны сделать самостоятельно из конструктора или пластилина.

Остаются ещё проблемы с произношением определённых звуков. Некоторым детям трудно на уроках музыки не из-за того, что они её не слышат – они просто не понимают, как правильно извлечь необходимый звук. В этом им прекрасно помогают духовые музыкальные инструменты – свирели, блок-флейты, звукарики.

Система занятий с детьми по методике Эдельвены Яковлевны Смеловой известна более 20 лет. Стремясь вылечить от постоянных простудных заболеваний своего внука, она разработала простые упражнения. Эти занятия помогли многим детишкам стать здоровее. Слабослышащим малышам дали возможность ощутить музыку, а некоторым из них даже петь. Распространению этой методики поспособствовала Марина Львовна Космовская – доктор искусствоведения. Она же разработала программу музыкальных занятий из девяти уроков для свирели.

Тематический материал:

  • Развитие детей по методике Зайцева
  • Какие развивающие игры подойдут девочкам 4-5 лет

Особенности воспитания

Как правильно воспитывать малыша?

В возрасте 4–5 лет формируется базовая основа поведения детей в обществе. На данном жизненном этапе его сопровождают самые близкие люди – семья, группа детского сада, друзья и сверстники.

В этом окружении малыш получает существенное общение, помощь и поддержку. Ребенок всесторонне развивается, познавая реальный мир и людей, которые встречаются на его пути.

Родители принимают в воспитании ребенка самое непосредственное и активное участие. Они отвечают на его многочисленные вопросы, рассказывают о различных явлениях и предметах окружающего мира. Собственным примером показывают, как необходимо поступать в определенной ситуации.

У ребенка этого возраста проявляются нравственные качества:

  • дружелюбие;
  • отзывчивость;
  • доброта;
  • вежливость;
  • коммуникабельность;
  • дисциплинированность.

Главная задача родителей – развитие всех этих качеств. Благодаря им, дети растут полноценно и правильно.

Необходимо учить малыша правильно себя вести в обществе. Уметь отстаивать свой интерес в кругу сверстников без ссор и драки. Они не должны обижать слабых. Стараться спокойно ожидать своей очереди, когда требует ситуация.

Стремление к самостоятельности приводит к появлению неуверенности. Следует поддержать его в этом моменте и дать понять, что близкий человек всегда рядом и готов помочь.

Также важно научить считаться с нуждами других сверстников и людей. Родителям не стоит идти на поводу желаний ребенка. Он должен смириться с отказами в исполнении его прихотей.

Формирование самооценки ребенка

Малыш чутко воспринимает отношение окружающих и начинает чувствовать себя полноправным членом общества. Формирование самооценки ребенка – важный показатель становления личности. С точностью копирует поведение близких и окружающих людей. Познание социальных отношений открывает для него новые впечатления и массу интересного.

Читайте: Чёрно-белые картинки для новорождённых стимулируют развитие зрения

Своими поступками он старается получить похвалу и высокую оценку. Именно в таких случаях заслуженное поощрение просто необходимо для него. Однако критическую оценку самому себе он вынести не может. Поэтому, со стороны взрослого очень важно как можно доступнее и спокойно указать на провинность или плохой поступок.

Первые интеллектуальные поиски ребенка родителям следует уважать и корректировать в нужном направлении.

Психика, самостоятельность и ответственность

Этот возраст характеризуется как переходной период, потому что ребенок только начинает осознавать отношение к себе. Случаются внезапные смены настроения – он может почувствовать грусть, одиночество, обиду, стыд, разочарование. Не стоит сразу приписывать ребенку депрессию – просто он изучает еще непривычные ему эмоции. Постарайтесь спокойно убедить малыша, что нет причины для слез, чаще хвалите его, даже «авансом».

Большинство привычек малыш получает именно в этом возрасте. Поэтому стоит его приучать к распорядку дня, к зарядке, к тому, что нужно за собой убирать. В это время важно прививать ему ответственность за свои поступки.

Трудности воспитания

У многих родителей, незнающих особенностей развития 4–5-летнего ребенка возникают трудности в его воспитании. Это приводит к постоянному требованию от малыша определенных действий и правил, которые не позволяют ему принимать самостоятельное решение. При этом они не слышат его, постоянно осыпают различной критикой, сопровождая руганью и унизительными оскорблениями.

В этом случае у ребенка проявляются следующие критерии в поведении:

  • полностью закрывается и становится менее разговорчивым;
  • перестает доверять родителям;
  • показывает свой характер;
  • делает все наперекор;
  • устраивает истерики с плачем;
  • капризничает по любому поводу;
  • злится и раздражается по пустякам;
  • плохо ведет себя в детском саду и общественных местах.

Психологической особенностью 4–5-летнего ребенка считается кризис в социальных отношениях. Это в первую очередь является следствием нехватки должного внимания и поддержки со стороны близких людей.

Длительность кризисного периода у детей

Однако, для данного возраста модель взаимоотношений с социумом путем плохого поведения является нормой. Ребенок выстраивает собственные границы территории. Он старается быть свободным и самостоятельным в своих поступках.

В этот период родителям необходимо спокойно принимать своего малыша таким, какой он есть. В то же время пытаться установить с ним правила отношений, которые не позволяют ему выходить за определенные рамки. Родителям необходимо проявлять огромное терпение и выдержку в отношении своего чада.

Читайте: Аудиокниги для детей

Это трудное время следует прожить с полной поддержкой ребенка во всем, окружая его вниманием, любовью и заботой. В такой период родителям необходимо набраться особого терпения. Проводить с малышом большое количество времени, чтобы он чувствовал постоянное присутствие близкого человека.

Длительность кризисного периода невозможно точно определить и рассчитать. Он зависит от индивидуальных особенностей детей, и может продлиться от одного и до нескольких месяцев.

Физическое развитие

Физическая активность ребёнка к 4 годам снижается (бывают исключения в виде гиперактивных детей). Он уже может посидеть на месте какое-то время. Ребёнок, овладев основными навыками – ходьбы и бега, начинает их уже совершенствовать. Кроме того, появляются навыки спортивных игр (например, с мячом)

Также нужно помнить, что девочка отличается от мальчика своей физической активностью. Мальчики более подвижные, более быстрые и ловкие.

Что же должен уметь делать ребенок к четырем годам:

  • Бегать, ходить быстро или медленно (менять темп).
  • Ходить задом наперед.
  • Прыгать на месте, отрывая обе ноги от земли.
  • Удерживать равновесие.
  • Подниматься по лестнице, чередуя ноги.
  • Ловить мяч двумя руками.
  • Ходить на носочках и пяточках.
  • Уметь крутить педали велосипеда (необязательно ездить на нем).

Деток в 4 года уже можно отдать в какую-либо спортивную секцию: на плавание, футбол, гимнастику. Выбор за вами, только при выборе секции для ребенка думайте прежде всего о том, к чему есть способности, и что нравится ребенку.

Поощряйте физическую активность ребенка, пусть он лазит, бегает, карабкается по разным препятствиям. Придумывайте для него занятия и испытания. Больше проводите времени на свежем воздухе, играйте в активные игры.

Советы родителям

Из перечисленных ранее особенностей воспитания можно извлечь максимальную пользу, которая помогает развить полноценную личность.

Большинство психологов и педагогов предлагают выстраивать отношения с ребенком, руководствуясь следующими советами:

  1. В процессе воспитания необходимо свести к минимуму запреты, правила и законы. Их запредельное количество приводит к протесту со стороны ребенка.
  2. В общении используйте вежливые слова и фразы, призывающие малыша к совместному сотрудничеству. Ни в коем случае не используйте повышенный приказной тон.
  3. Следует сдержанно реагировать на гнев и обиду малыша.
  4. Объяснение чувств и переживаний взрослого помогает ребенку в понимании вас и окружающих людей.
  5. Необходимо обсуждать детали и особенности любой этической ситуации, которая произошла с ребенком, или в которую он попал в детском саду или во дворе дома.
  6. Не следует перегружать совесть малыша, постоянно напоминая ему о проступках. Это может привести к страху, мстительности, пассивности и уничтожающему чувству вины.
  7. Категорически нельзя рассказывать страшные случаи и истории, говорить о болезни и смерти, разрешать смотреть ужастики.
  8. Необходимо интересоваться творческими успехами ребенка, не делая при этом критических замечаний.
  9. Как можно больше и чаще способствовать общению малыша со сверстниками.
  10. Отвечать на любой вопрос ребенка, подсказывать ему способ самостоятельного решения. В обсуждении непременно учитывать его мнение.
  11. Играть с малышом дома как можно чаще.
  12. Обязательно читайте ребенку сказки.

Читайте: Программа развития детей раннего возраста

Родителям, которые следуют и соблюдают важные советы, легче пройти трудный этап в воспитании своего ребенка.

Становление полноценной личности основано на возрастных особенностях развития 4–5-летних детей, которые являются ориентиром в воспитании. Позволяют качественно подготовить дошкольника к будущему школьному периоду, а также с легкостью пройти социальную адаптацию.

В следующем видео лекция психолога про особенности воспитания детей дошкольного возраста:

18 Дек 2021 Валерия 449

Поделитесь записью

Рекомендуем прочитать вместе с этой статьей

  • Детские истерики – что это и как с ними бороться
  • Детская агрессия, что ее провоцирует?
  • Как развить ребенка в 4 года физически и интеллектуально
  • Как выявить способности ребенка и помочь их реализовать
  • Тайна имени Федор: основные качества характера
  • Как развить коммуникативные навыки у детей и взрослых
  • Тимофей — тайна имени, его значение и характеристика
  • Стоит ли рожать второго ребенка: аргументы за и против
  • Как научить ребенка есть самостоятельно: принципы и рекомендации

Обсуждение: 4 комментария

  1. Liza:
    19.12.2017 в 00:09

    Перед школой, необходимо сдавать в детский сад, иначе в школе ему адаптироваться будет ещё сложнее, чем в детском саду, так как там ещё нужно будет учиться. Если есть возможность, то уважаемые родители, отдавайте деток в сад, как можно раньше.

    Ответить

  2. Светлана:

    20.12.2017 в 14:28

    Это как раз тот возраст, когда формируется характер, важно не упустить ребенка. А про сведение запретов к минимуму, я категорически не согласна — запреты быть должны, что бы ребенок четко осознавал, что можно, а что нельзя. Главное запреты нужно объяснять на доступном для малыша языке, а не просто запрещать.

    Ответить

  3. Наташа:

    25.12.2017 в 00:06

    У нас способный и талантливый ребёнок, но очень любит переговариваться с воспитателями, что делать уж прямо не знаем. Ему слово, а он двести в ответ, не понимает, что человек его старше. Что посоветуете?

    Ответить

    Анастасия:

    23.04.2019 в 10:25

    В группе у моего сына тоже есть такие дети, и, как правило, это те, кому и в семье позволяют так себя вести — они без особого уважения относятся не только к воспитателям, но и к родителям. И совет здесь только один: разговаривать с ребенком на эту тему, объяснять, почему так плохо поступать, и, естественно, пересмотреть процесс воспитания в семье.

    Ответить

Умственное развитие

Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша. Итак, что же умеет четырехлетка:

  • Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
  • Знает значения используемых слов и общих понятий.
  • Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
  • Знает названия геометрических фигур и цвета.
  • Считает до 10.
  • Отличает, где правая сторона, а где левая.
  • Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
  • Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
  • Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Знает времена года и порядок их смены.
  • Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
  • Знает некоторые буквы и цифры.
  • Собирает паззлы минимум из 5 деталей.

Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша. Если он не в настроении или болеет – не стоит заставлять его заниматься, это только может отбить охоту у малыша к обучению. Если устали вы – тоже отложите занятия на время.

Характер ребенка в 4 года

Почему мой ребенок агрессивен?

Это просто нормальный этап. Обидно, если ваш дошкольник бьет, кусает или пинает, но, вероятно, со временем его поведение улучшится. Он или она просто должен повзрослеть.

Вы можете помочь ему, зная, что может вызвать его гнев. Ваш ребенок более склонен вести себя агрессивно, когда он устал , или когда он чувствует себя голодным , испытывающим жажду или вообще не в духе. Например, вы можете заметить, что она склонна вести себя агрессивно в конце долгого дня покупок или перед обедом.

Соблюдайте режим дня


Убедитесь, что ваш ребенок получает еду, когда она голодна, и отдыхайте, когда она устала. Если возможно, вы также можете избегать времен и мест, где, как вы знаете, у нее могут быть проблемы с сохранением спокойствия.

Агрессия может также произойти, если ваш дошкольник чувствует себя подавленным или расстроенным, или когда он находится в незнакомой ситуации, например, при открытии яслей. Она может действовать агрессивно, если не может найти слов, чтобы выразить свои сильные чувства.

В некоторых случаях агрессия может быть средством привлечения внимания. Если ваш ребенок получит от вас большую реакцию, когда он действует агрессивно, то он скоро поймет, что это хороший способ заставить вас обратить на него внимание.

Время от времени почти все маленькие дети ведут себя агрессивно, а некоторые проходят более длительные фазы агрессивности. Скорее всего, агрессия вашего ребенка уменьшится по мере того, как его социальные навыки и языковые навыки станут зрелыми.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: