Ребенок 3 года — психология и особенности поведения

К трем годам маленький человек часто проявляет непослушание: не выполняет просьбы, кричит, устраивает истерики. Родители разводят руками в недоумении, не зная, как поступить в этой ситуации: броситься успокаивать малыша, ругать, наказывать, игнорировать подобное поведение. Трехлетний ребенок нуждается в родительском внимании, и от того, как поведут себя вести мама с папой, зависят не только отношения в семье, но и каким вырастет их малыш.

Что умею, что могу

Трехлетний малыш – это уже начинающая формироваться маленькая личность. Он достаточно чутко реагирует на отношение и поведение взрослых, поэтому любая тактическая ошибка в его воспитании может превратиться в достаточно серьезную проблему.

Если ребенок 3 года прожил, подчиняясь определенному режиму, не следует менять устоявшийся порядок. Однако переходы от одного режимного момента к другому в этом возрасте могут сопровождаться протестом, потому что у малыша уже появляются свои представления о том, что он будет делать в данный момент. Чтобы сгладить эти ситуации, необходимо заранее подготавливать кроху к смене вида деятельности, предупреждая его: «сейчас поиграем – и пойдем купаться».

При составлении режима следует учитывать, что ребенок этого возраста должен спать ночью не менее десяти – одиннадцати часов, а днем – не менее полутора – двух с половиной. Активное бодрствование без признаков переутомления не превышает шести с половиной часов.

При общении с трехлетним малышом необходимо учитывать, что, вследствие особенностей нервной деятельности этого возраста, ему сложно быстро переключаться от одной деятельности к другой. Поэтому не нужно его торопить и добиваться моментального выполнения всех просьб и указаний. Очень часто малыши, которых все время поторапливают, становятся очень медлительными, так как свыкаются с мыслью о том, что у них все получается слишком медленно.

Большинству трехлеток с большим трудом дается пассивная, малоподвижная деятельность, в частности, ожидание чего-либо или участие в какой-то процедуре, когда взрослый все делает сам (например, одевание сложной одежды). Чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к таким ситуациям, ему нужно давать какие-то задания, предлагать интересные занятия.

К трем годам малыш самостоятельно производит все больше манипуляций со своими вещами, одеждой, предметами быта. В этом возрасте такие занятия вызывают у него неподдельный интерес, и он готов проявить настойчивость и упорство, чтобы достичь результата. Очень важно не подавить это естественное стремление к самостоятельности, проявить терпение и не вмешиваться в процесс, потому что так ребенок впервые учится преодолевать трудности. Если на данном этапе взрослый берет инициативу на себя, делает все за ребенка, в более старшем возрасте приучить малыша к труду, аккуратности, самостоятельности, бывает очень сложно. К трем годам кроха должен уметь расстегивать пуговицы на рубашечке или кофточке, развязывать шнурки на ботиночках, знать порядок снятия одежды и аккуратно складывать снятую одежду.

На третьем году своей маленькой жизни малыш все больше подражает поведению и поступкам окружающих его людей. Поэтому общий уклад семьи оказывает огромное воздействие на формирование его характера и привычек.

Если ребенок 3 года своей жизни присутствовал при семейных трапезах, наблюдал за поведением взрослых за столом, проблем с обучением его культуре приема пищи не возникает. Обычно к этому возрасту малыш может вытереть губки бумажной салфеткой, надеть и снять тканевую салфетку, выйти из-за стола, вернув стул на место. При этом он уже понимает значение слов благодарности и активно использует их.

Поведение детей разного темперамента

Взрослые замечают, что малыши одного возраста могут реагировать по-разному на одни и те же слова родителей. Кто-то начнет плакать, кто-то спокойно выслушает, а некоторые закатят грандиозную истерику. На самом деле, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, ведь все люди (даже самые маленькие) – разные, со своим темпераментом и характером. Если найти подход к ребенку, исходя из его темперамента, можно справиться даже с самыми капризными и проблемными детьми.

Если ко всем детям применять одинаковый подход в воспитании, это чревато серьезными психологическими проблемами в дальнейшем. Ребенок будет неадекватно себя вести, проявлять агрессию, а в будущем может произойти деградация личности. Метод наших бабушек и дедушек, когда всех детей могли отхлестать ремнем и поставить в угол, не работает.

Авторитарные, деспотичные родители даже не пытаются услышать своего ребенка, а практически переделывают его под себя, ломая при этом неокрепшую психику. Человек, которого в детстве родители оскорбляли, унижали, били, скорее всего, будет иметь зависимость от алкоголя, никотина или запрещенных препаратов. Таким людям сложно найти общий язык с окружающими, у них часто не складывается личная жизнь.

К 3-4 годам у малыша уже начинает сформировываться собственный темперамент. Психологи разделяют понятия «темперамент» и «характер». Темперамент – это тип поведения, который заложен в человеке с рождения природой, а характер формируется с помощью воспитания.

Существует четыре типа темперамента:

  • меланхолики;
  • сангвиники;
  • холерики;
  • флегматики.

В чистом виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в человеке наблюдается смешение нескольких видов, например, 80% холерик и 20% сангвиник. Малыши с разным видом превалирующего темперамента по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Особенно ярко отличия ощутимы в тех случаях, когда малыши не получают того, чего хотят.

Меланхолики

Такие детки требуют особого внимания к своей персоне. Они остро реагируют на любые замечания, а повышение на них голоса равносильно физическому наказанию. Меланхолики очень чувствительные, их легко обидеть и ранить. Ни в коем случае нельзя стыдить таких деток перед посторонними людьми. Для меланхоликов даже просто нахождение среди большого количества детей и взрослых является серьезным испытанием. Вот почему адаптация к детскому саду у них проходит тяжело и болезненно. Не нужно требовать каких-то выдающихся результатов, достаточно и того, что кроха находится в окружении чужих людей.

Сангвиники

Как правило, детки с доминирующим темпераментом сангвиника не доставляют родителям особых проблем. Они почти всегда в хорошем расположении, без перепадов настроения. Если ребенок чем-то расстроен, он не станет закатывать истерики и валяться на полу. Хорошо взаимодействует с другими детьми в коллективе, любит активные игры, не имеет проблем со сном, что благотворно влияет на состояние нервной системы.

Из недостатков детей-сангвиников можно назвать то, что они достаточно хитрые. Если малыш не захочет делать то, о чем его просят, он это делать не будет. Главной ошибкой родителей заключается то, что они верят малышу на слово и идут у него на поводу. Если игнорировать подобный нюанс, кроха вырастет обманщиком. Родители должны воспитывать сангвиника спокойно, без криков и упреков, но ребенок должен выполнять их пожелания и требования. Также не следует перехваливать кроху, иначе он может подхватить «звездную» болезнь. Хвалить нужно за поступки и действия, а не просто так.

Очень интересно: Можно ли обманывать детей: мнение психологов

Холерики

Всегда активные, куда-то бегут, хватаются за любые дела, но также быстро бросают. Отличаются повышенной эмоциональностью, часто имеют проблемы с засыпанием. Очень важно правильно воспитать малыша-холерика, иначе он может вырасти неуравновешенным, злобным человеком. Основные ошибки родителей:

  • агрессивное отношение;
  • гиперопека.

Когда маленький холерик разыграется, начнет шалить и разносить весь дом, нужно постараться сохранить спокойствие и не повышать голос. Не стоит давить, заставлять, навязывать свое мнение. Желательно, заранее договориться о каких-то вещах и обсудить запреты.

Флегматики

Дети бывают не только активными и шумными, но и спокойными, уравновешенными. Флегматики отличаются медлительностью, задумчивостью, любят долго поспать и понежиться в постели. Малыши-флегматики хорошо воспринимают информацию, если подавать ее на собственном примере. Родителям нужно активно заниматься воспитанием флегматичного ребенка, иначе он так и останется инертным.

Родителям нужно быть чуткими и внимательными, воспитывая малышей. Они должны уметь различать причины, почему кроха не слушается, и вовремя принять меры. Ежедневно мама и папа строят доверительные и теплые отношения с детьми, хотя иногда это дается с большим трудом. Если учитывать темперамент малыша, воспитательные моменты и общение будут проходить значительно легче для всех членов семьи.
Оставить комментарий

Кризис 3х-летнего возраста

В этом возрасте малыши сталкиваются с первым в их жизни психологическим кризисом. Перестраивается работа нервной системы. Человек начинает осознавать себя отдельной личностью.

Это закономерный этап взросления, но, к сожалению, его прохождение может сопровождаться такими состояниями как:

  • повышенная раздражительность
  • плаксивость
  • эмоциональная неустойчивость
  • нарушения сна
  • проявление неврозов
  • проявление речевых нарушений

Советы для родителей

дети и родители

  • Не препятствуйте проявлениям самостоятельности и позвольте исследовать мир. Лучше выждать и позволить ребенку попробовать что-то сделать самому, чем запрещать, делать силой или наказывать. Стоит осмотреть дом, убрать все предметы, которые могут навредить (хрупкие, острые) или являются провоцирующим фактором. И на протяжении периода кризиса нужно дать ребенку понять, что стремление к самостоятельности поощряется. Пусть делает плохо или неправильно, главное, что он пытается делать.
  • Дайте ребенку право выбрать. Не ставьте перед фактом: «Сейчас идем есть кашу», лучше спросите до начала готовки, что бы он хотел съесть, перечислите варианты, а после учитывайте выбор. Примерно так же следует поступать и с прочими ситуациями. Ищите компромиссы, предлагайте выбор — и количество конфликтов снизится.
  • Не сравнивайте ребенка с прочими детьми. Это ухудшит его самооценку и заставит испытывать негатив к тем, с кем его сравнили, а в дальнейшем приведет к развитию множества комплексов и других психологических проблем. Лучше указывайте ему на прогресс: «Сегодня у тебя получается лучше рисовать круги и треугольники, чем вчера». Это увеличит его стремление совершенствоваться.
  • Во время истерик постарайтесь выглядеть спокойно. Основной причиной детской истерики является стремление привлечь внимание. Если реакции от взрослых не последует, ребенок быстрее успокоится и прекратит провоцировать.
  • Избегайте приказного тона, лучше высказывать просьбы в игровой форме. Предлагайте соревнования, говорите от имени вымышленных героев, используйте игрушки, активно участвуйте в играх вместе с ним. Когда ребенок чувствует себя капитаном корабля, купание, которое он может не любить, пройдет веселее и приятнее. А уборку игрушек и наведение порядка можно превратить в соревнование на скорость.
  • Проявляйте гибкость и изобретательность. Родители знают ребенка достаточно хорошо и могут найти собственный подход, опираясь на советы специалистов.

В процессе преодоления кризиса родителям нужно стараться проявлять максимальное терпение, чтобы не навредить ребенку и держать ситуацию под контролем.

Совершенству тела нет предела

Если ребенок 3 года не был стеснен в своих движениях, достаточно гулял, играл со сверстниками, его физическое развитие протекало естественным образом. На третьем году наблюдается существенный прогресс:

  • малыш уверенно ходит не только по ровной, но и по травянистой, каменистой дорожкам;
  • умеет забираться на горки и спускаться с них;
  • хорошо перешагивает и перепрыгивает через препятствия, спрыгивает с небольшой высоты;
  • ловит мячик обеими руками;

Всему этому способствуют подвижные игры на свежем воздухе, ношение правильной (не стесняющей) одежды, занятия с мячом, езда на велосипеде. Физическое развитие напрямую сказывается на характере малыша: он становится уверенней, смелее, сообразительнее, настойчивей.

Практики и теоретики

Дети делятся на две основные категории, одним нравится познавать всё через контакт с материалом, другим нравится знать процесс в теории. Нередко можно встретить ребёнка, который предпочитает смотреть познавательные программы, повторяя за диктором слова и цифры. Другим счёт и изучение слов легче даётся с непосредственным контактом с материалом, фотографиями, животными. Объяснить тягу к одному из вариантов познания можно различными видами памяти:

  • зрительная;
  • мышечная;
  • фотографическая;

Развивать все виды памяти необходимо. Зрительная память развивается при просмотре видеоряда. Мышечная память не только отвечает за определённые навыки в проведении работ с пластилином, карандашами, отвёрткой. Рисуя определённую букву или цифру, ребёнок запоминает не только порядок начертания, но и сам символ, и его название. Для практиков подобным способом легче запомнить животных и научиться их различать.

Дети с хорошо развитой фотографической и зрительной памятью научатся этому более простым способом. Им достаточно сравнить картинки. Чтобы помочь ребёнку развить все виды памяти, стоит заниматься с ним по нескольким методикам. Обязательно уделять внимание урокам лепки, рисования. Просматривать развивающие программы вместе, чтобы вовремя подправить неточности в произношении окончаний или числительных.

Проблема у детей не точно воспроизводящих звуки не в том, что они не слышат, им необходимо видеть артикуляцию. Они отлично копируют мимику, повторяя слова, постараются скопировать движение губ и позицию языка при воспроизведении слова – это поможет многим из детей избежать занятий с логопедом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: