Многообразие мира звуков для ребенка: когда и как новорожденный начинает слышать

Тугоухость у новорожденного

Появившись на свет, ребенок активно начинает познавать свое окружение. Однако некоторые факторы этому могут помешать. Проверка слуха у новорожденных без врачебных вмешательств в домашних условиях вполне реальна и выполнима. Каждый родитель может определить самостоятельно нарушения слуха, в любое удобное время и главное исключить глухоту.

Методы проверки слуха

Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:

  • активным движением ножек и ручек;
  • замиранием в попытке распознать новый для него раздражитель;
  • широким открыванием глаз;
  • изменением дыхания;
  • пробуждением ото сна.

Такая, внешне несложная процедура, требует подготовки – нужен достаточный опыт, чтобы различить реакцию ребенка на звук от обычного желания подвигаться. Если при проверке слуха у грудничка, он себя плохо чувствует – у него болит животик или ребенок простужен, тест может быть некорректным из-за того, что малыш раздражен из-за дискомфорта.

При нарушении слуха у деток раннее выявление патологии – залог успешной реабилитации ребенка, поэтому диагностирование уровня слуха новорождённых все время усовершенствуется.

Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:

  1. компьютерное аудиометрическое обследование;
  2. поведенческое обследование;
  3. игровая аудиометрия.

Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.

Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.

При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.

Зрение и слух формируются во внутриутробном развитии и совершенствуются в первые годы жизни. Чтобы контролировать развитие и остроту слуха у новорожденных и выявлять отклонения, педиатры настаивают на проверке его уровня специалистами, начиная с первых дней жизни в роддоме, затем при периодических осмотрах.

В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.

Лечение тугоухости у новорожденных

Нарушение слуха у новорожденного любого характера выявляют на основании причин, которые повлекли за собой такое последствие. При незначительных отклонениях ограничиваются прочисткой слухового прохода и закапыванием противовоспалительных лекарственных средств.

Говорят дети! Бабушка обещала с наступлением лета взять в гости внука, обещая походы на дачу за ягодами. И вот лето пришло, ребёнок у бабушки. Данил (3 года) не слушается. Бабушка: — Даня, будешь так себя вести, отправлю тебя одного автобусом к родителям. Данил, сделав самое невинное лицо: — Бабуль, а как же ягодка? А машинка?

При отсутствии эффективности лечения прибегают к назначению антибиотиков, а иногда хирургическому вмешательству, если проверка слуха новорожденного дала неутешительный результат. По совместительству с традиционной медициной при нарушении слуха грудного ребенка могут применяться и народные методы лечения. Наиболее эффективными признаны следующие несколько рецептов.

  1. Луковая пропорция. Чтобы ее приготовить, возьмите большую луковицу, аккуратно извлеките из нее серединку и засыпьте туда щепотку семян укропа. После этого запекаем средство в духовке до золотистого оттенка. Помещаем луковицу в марлю и хорошо отжимаем из нее сок. Полученный раствор закапывать новорожденному в больное ухо по девять капель не более четырех раз в день.
  2. Лекарство из орехов кедра. Понадобится один стакан очищенных орехов. Их заливают одним стаканом водки и настаивают в течение 40 дней в теплом, защищенном от света месте. Однако такое средство делается достаточно долго, а в этом деле затягивать нельзя.
  3. Тампон на спирту и масле. Для такого лекарства понадобится 30%-ная настойка из прополиса на спирту и оливковое масло. Смешиваем компоненты в пропорции 1:4, обволакиваем в полученном растворе тампон, слегка отжимаем и помещаем в больное ухо новорожденному на 12 часов.

При правильном подборе медикаментов и народных средств есть вероятность быстрого избавления от потери слуха, возвращения ребенка к прежней жизни и нормальному развитию.

Аппаратные обследования

аппаратные исследования

Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.

Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.

Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных

Для обследования детей применяют 2 различных способа:

  1. исследование реакции слухового ствола ЦНС (по международной терминологии АВR);
  2. акустической эмиссии (ОАЭ).

Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

аппаратные исследования

При помощи этого способа определяется уровень развития слуховой системы ребенка, для этого отслеживается уровень реакции ЦНС на звуковые колебания, которые передаются в мозг по слуховому нерву.

Как проверяют слух таким методом? На головке младенца закрепляют электроды и через наушники транслируют специально подобранные звуки.

Установленная на компьютере программа обрабатывает полученную информацию и выводит ее на монитор. Врач может узнать, какой самый тихий звук доступен ребенку.

Контрольным сигналом, который позволяет определить проблемы со слухом у деток, является «щелчок». Это сочетание, которое позволяет одновременно комплексно протестировать весь слуховой аппарат. Если программа прохождения звука фиксирует адекватный ответ – тест считается пройденным успешно. Скрининг занимает по времени до четверти часа.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

аппаратные исследования

Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.

Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.

Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.

По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.

Скрининг после рождения

В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование — проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.

Насколько достоверно такое исследование, сказать сложно. Если бы оно давало максимально точные данные, диагностировать патологии слуха можно было бы до года.

А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.

В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии. Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.

В выписке из роддома, если приглядеться, можно найти такие обозначения: D (+) =S (+). Это означает, что и на правое, и левое ушко ребенок скрининг прошел успешно. Он слышит.

Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.

Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.

В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.

Погрешность исследований

грудничок

Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.

Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:

  1. есть ли нарушения слуха и тугоухость у младенца;
  2. насколько снижена чувствительность к звуку;
  3. является ли снижение слуха временным или постоянным явлением.

Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.

Глазные капли Софрадекс: показания, инструкция, аналоги

Загрязнения, инфекции, аллергии – самые распространённые причины воспалений органов зрения, которые сопровождаются массой неприятных симптомов и отрицательно сказываются на остроте зрения.

Капли для глаз Софрадекс – один из самых эффективных препаратов, устраняющих подобные явления.

Показания к применению

Комбинированное лекарство Софрадекс широко применяется в лечении не только офтальмологических проблем, но и отитов. Входящие в состав препарата компоненты помогают быстро нейтрализовать боль, зуд, бесконтрольное слезотечение, острую реакцию на свет и другие основные признаки заболеваний органов зрения инфекционной природы.

В офтальмологической практике капли назначают при:

  • блефарите (воспалительных процессах, развивающихся по краям века или век);
  • разных видах конъюнктивита;
  • кератитах (воспалённых роговицах);
  • иридоциклитах;
  • экземах век;
  • ячменях;
  • аллергических реакциях сезонного характера (на пыльцу, цветения и пр.), а также на продукты питания, лекарства и др.

Капли для глаз Софрадекс оказывают бактерицидный, противовоспалительный и противоаллергический эффект.

Избавление от серьезных инфекций органов зрения — инструкция по применению глазных капель Офлоксацин.

Экзема век

Антибактериальный препарат группы фторхинолонов для местного применения — инструкция глазных капель Офтаквикс.

Проверка слуха родителями

Все родители должны знать, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях.

Детки после рождения еще не способны реагировать на тихие низкие звуки и откликаются только на высокие и резкие. В сторону звука ребенок сможет осознанно поворачивать голову только к четырем – пяти месяцам. Если ребенок хорошо слышит, после полугода он окликается на звук и четко поворачивает голову в направлении источника.

Определить, что у малыша развивается нарушение слуха, очень трудно на первых месяцах жизни – кроха может гулить и ворковать, что дезинформирует неопытных родителей.

К 8-9 месяцам жизни у ребенка появляется возможность осознавать звуки и пытаться воспроизводить самые простые их сочетания, возможность говорить в этом возрасте зависит от слуха.

Как развивается слух крохи по месяцам в возрасте от рождения до года

Слуховой аппарат ребенка продолжит свое развитие, а значит, будет развиваться и его чувственное восприятие. Особенно выразительно этот процесс проявляется в течение первого года жизни малыша, когда каждый месяц можно считать определенным этапом и вехой развития.

Первый месяц

В первые недели новорожденный может заметить звуки только на небольшом от него расстоянии. Обычно оно составляет около полутора метров.

К тому же, ему предстоит большая работа — овладеть своеобразным звуковым словарем и запомнить большое многообразие звучания и шумов окружающего мира: голоса людей, крики птиц, животных, различные бытовые звуки, как стук в дверь и скрип при ее открывании, капание и плеск воды, шум ветра, звук движения транспорта и т. д.

На первом месяце жизни ваш ребенок слышит:

  • ярко и четко выраженные звуки, в особенности, на высоких тонах — сначала он замрет, прислушиваясь, а потом попытается найти глазами их источник;
  • если рядом с малышом кто-то крикнет или прозвучит какой-то резкий шум, он может испуганно заморгать или удивленно широко распахнуть глаза, вздрогнуть.

Также возможно проявление рефлекса Моро — это значит, что малыш в реакции на сильный звук раскинет в стороны полусогнутые руки с растопыренными пальцами, а после этого совершит движения руками в обратную сторону;

  • услышав мамин голос рядом или позади себя, ребенок замирает, а в возрасте одного месяца может и повернуть головку в сторону звука;
  • сейчас слуховое сосредоточение малыша длится совсем недолго — прислушиваться он может всего в течение пяти или десяти секунд.

Помогайте расширить палитру звуков ребенка, ласково и эмоционально разговаривая с ним, читая сказки или рассказывая стихи, давая слушать звучание различных мелодий, песен, игрушек.

Не стоит создавать искусственную атмосферу тишины, чтобы улучшить сон малыша, ведь хотя он и слышит во время сна, все равно порог его слышимости немного снижен, к тому же, в вашем животе он тоже спал в окружении шумового фона.

Второй месяц

На втором месяце ребенок начинает выделять не только высокие, но и низкие звуки, а также может обращать внимание на тихие. Постепенно увеличивается время и диапазон его слухового восприятия и сосредоточения.

Малыш теперь может и проснуться, и заплакать, если рядом с ним кто-то будет шуметь или громко разговаривать. Сейчас он пытается научиться сопоставлять то, что он видит, с звуками, которые слышит, а значит, его зрительные и слуховые реакции начинают взаимодействовать в комплексе, а чуть позже к ним добавятся еще и движения тела.

Очень приятный момент этого периода — малыш может подарить вам первую улыбку на ваше ласковое обращение к нему.

Третий месяц

На третьем месяце ребенок уже не замирает, услышав какой-либо звук, а пытается сориентироваться в пространстве и определить, откуда он доносится.

Двигательные реакции, участвующие в комплексе с визуальным и звуковым восприятием, заключаются в поворотах головы, попытках отыскать источник звука взглядом.

Малыш с большим удовольствием не только прислушивается к вашему голосу, но и словно внимательно слушает, что именно вы говорите. При этом он старается сосредоточиться глазами на лице говорящего, с интересом рассматривая его и запоминая.

Если вы будете эмоционально разговаривать с крохой, он обязательно ответит вам активными движениями ног и рук, радостным гулением, агуканием и счастливой улыбкой, то есть, проявится, так называемый, комплекс оживления.

Четвертый месяц

Малыш довольно быстро определяет, откуда точно доносится звук. Теперь он реагирует и на разные голоса, и на песенку музыкальной игрушки, и на еле слышный звонок телефона на улице.

Реакция на звуковые сигналы пока составляет несколько секунд, но зато ребенок уже можно вычленить любой звук из общего шумового потока и, отыскав взглядом источник, точно повернуть к нему голову.

Также у малыша прослеживаются различные реакции на ритм: если колыбельную или спокойную мелодию он будет слушать тихо и почти без движений, то при динамичной, танцевальной или быстрой музыке — заметно оживится и, возможно, даже начнет активничать ручками и ножками в ритм.

Считается, что в это время ребенок уже должен понимать свое имя.

Пятый месяц

К пяти месяцам у малыша проявляются реакции на интонации в голосе взрослого.

К примеру, если с ним разговаривать строго или на повышенных тонах, то кроха нахмурится и даже расплачется, а если говорить ласковым спокойным голосом, то будет улыбаться вам и радостно гулить.

Также он становится более внимательным, чувствуя ваше настроение: смеется вместе с мамой или тревожится и беспокоится, когда вы сердитесь или грустите.

Ребенку очень нравится общение. Он бурно реагирует, начиная энергично двигаться, ворковать и лепетать вам в ответ. Может даже пытаться скопировать движения того, кто с ним разговаривает.

Малыш уже может отличить голоса своих близких от голосов незнакомых людей. С удовольствием слушает музыку.

Шестой месяц

В полгода ребенок проявляет большой интерес к тому, что вы говорите и как говорите. К тому же, ему нравится прислушиваться к собственному гулению. Он может активно имитировать все услышанное и даже вести «диалоги».

Сейчас он запросто распознает по интонации вашего голоса, что именно вы хотите выразить: запретить что-либо, похвалить или поругать, спросить.

Реагируя на свое имя, малыш поворачивается к тому, кто его позвал, и улыбается.

Музыкальные и звуковые игрушки все больше его занимают. Теперь он играет с ними с еще более повышенным интересом, изучая, как именно нужно добыть звук: нажать на кнопочку, постучать, потрясти предмет и т. д.

Седьмой-восьмой месяц

В это время ребенок слышит даже ваш шепот и может на него отреагировать.

Он может прислушиваться к тиканью часов, к другим бытовым звукам дома и звукам окружающей природы на улице, постепенно пополняя и расширяя свою звуковую память. Его лепет становится более осмысленным и эмоциональным, он произносит много новых звуков, так как речевая функция развивается параллельно со слуховой.

Девятый-десятый месяц

В девять месяцев малыш может подражать самым различным звукам: как едет машинка, как разговаривает кошечка или собачка, как шелестят волны и т. д. Также он учится различать полутона и оттенки звуков разной громкости.

Ваш ребенок уже понимает и знает очень многое. Теперь он может выполнить какую-нибудь простую просьбу, к примеру, принести что-либо на слово «дай», понимает слова «нет» или «нельзя», улыбается, если его хвалят. Если малышу что-то нужно, то теперь он воспользуется своим голосом, чтобы получить это.

Часто можно наблюдать, как детки такого возраста играют между собой или со своими игрушками в «разговор», общаясь на непонятном взрослым языке.

Не стоит пресекать эту игру, позвольте ребенку развиваться, а потом назовите правильное звучание используемых им слов.

Скоро год

Развитие речи напрямую зависит от формирования и развития слуха. К году слуховые анализаторы малыша становятся более тонкими, и он уже способен осмыслить то, что услышал, и повторить.

В его речи постепенно появляются осознанные слова и простые словосочетания. Ребенок может подпевать любимым песенкам и танцевать под ритмичные мелодии. Он знает не только свое имя, но и имена родителей или близких людей, и если его спросят, покажет, кто где.

Также дети могут показывать на называемые предметы или части тела, которые ему знакомы, отыскать предмет по названию или издаваемому звуку, умеет произносить слова шепотом или тихо и многое другое.

Рефлекс Моро

Самая простая методика носит название рефлекса Моро, она позволяет определить наличие слуха у младенца и выявить развившиеся нарушения, но не дает представления об уровне восприятия звука.

Для проверки младенца:

  1. укладывают на любую ровную поверхность, распеленывают;
  2. сильно хлопают в ладоши на расстоянии 25-30 сантиметров от правого, затем от левого ушка.

Хорошо слышащий ребенок начинает сильно двигать ручками и ножками или плакать от испуга. Если реакции нет – ребенка необходимо срочно показать врачу

Метод Калмыковой

Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.

С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.

Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.

Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: