- 21 Апреля, 2019
- Детки 1-3 года
- Светлана Фунтова
Детский сад — это первый серьезный этап на пути к взрослению ребенка. Несмотря на многочисленные споры о том, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, невозможно оспорить преимущества, которые получает ребенок. Зачастую у работающих родителей просто нет другого выхода, а кто-то, наоборот, уверен в важности этого этапа в жизни маленького человечка. Тем не менее у тех и других возникает вопрос, во сколько лет отдавать ребенка в садик.
Подходящий возраст
В каком возрасте отдать ребенка в садик, в первую очередь решается на семейном совете. Как правило, детей приводят в дошкольное учреждение в 1-3 года, намного реже — в более старшем возрасте. Большинство детских садов ввели неформальное возрастное ограничение для малышей до полутора лет. Если у родителей возникают сомнения по поводу того, в каком возрасте детей отдают в садик, стоит посоветоваться со специалистами, воспитателями.
По мнению психологов, оптимальным возрастом для начала посещения детского сада является возраст от 2,5 до 3 лет. Дети в этом возрасте довольно неплохо говорят и воспринимают авторитет взрослого человека. Поэтому и адаптация у них проходит быстрее.
Документы для зачисления
Как правило, для начала необходимо встать на очередь — для этого достаточно подать заявление в желаемое ясли и ждать освободившегося места. Далее родителям уведомляют о зачислении их ребенка, что является основанием для оформления необходимой документации. Как правило, среди основных бумаг выделяются:
- Паспорт одного из родителей, а также его копия;
- Свидетельство о рождении малыша, а также его копия;
- Справка с места жительства (родителя-заявителя и ребенка).
На заметку! Перечень документов может отличаться в каждом учреждении и для каждой семьи, в силу индивидуальных особенностей ребенка или устава учреждения. Выше указаны бумаги, которые требуются в обязательном порядке везде.
Самый подходящий вариант для родителей, спешащих выйти на работу — это частные ясли. Зачисление малыша и оформление документации проходит очень быстро, иногда даже одним днем. Документы, которые требуются с родителей, прописываются на сайте яслей или же самим сотрудником учреждения.
Таким образом, возраст, с которого берут малышей в ясли, варьируется в зависимости от самого учреждения, но, как правило, устанавливается единая цифра — 1,5 года. Родители могут отдать своего ребенка в муниципальные ясли или же в частную организацию, которые отличаются между собой стоимостью, условиями и временем на зачисление.
С чего начать подготовку к саду
Если родители испытывают беспокойство и страх по поводу того, что ребенок впервые идет в садик, необходимо избавиться от них, поскольку они передаются малышу. Если кроха чувствует, что родители абсолютно спокойны, когда он находится в детском саду, и уверены в его безопасности, ему будет легче преодолеть период адаптации на новом для него этапе жизни.
Чтобы малыш не сталкивался с дополнительными трудностями в детском саду, важно привить ему некоторые навыки самостоятельности.
Подготовить ребенка к садику необходимо в таких направлениях:
- Малыш должен уметь ходить и проситься на горшок. Отучить его от памперсов необходимо задолго до посещения садика. Горшок можно принести из дома, чтобы малыш чувствовал себя более комфортно.
- Умение пользоваться столовыми приборами и правильно кушать. Если до этого крохе приходилось есть измельченную пищу, следует постепенно вводить в рацион целые кусочки.
- Навыки по надеванию и снятию одежды и обуви. Рекомендуется приобретать предметы гардероба без сложных застежек и шнурков.
Помимо прочего важно постепенно приучать ребенка к детсадовскому режиму дня: раннему подъему, прогулкам, тихому часу и т. д. Делать это нужно постепенно, чтобы не подвергать маленького человечка стрессу. Можно время от времени прогуливаться до места нахождения предполагаемого садика, смотреть, как весело играют дети. Так ребенок будет воспринимать это место как знакомое, а возможно, и сам захочет поучаствовать в играх малышей.
Психологическая подготовка детей и родителей
Когда родители определились, во сколько отдать ребенка в детский сад, необходимо подготовить его и самим настроиться на предстоящие в жизни семьи перемены.
В первую очередь необходимо начать со смены распорядка дня: он должен в точности соответствовать детсадовскому. Завтракать, обедать и полдничать нужно в то же время, что и в дошкольном учреждении. Дневной сон должен длиться столько же, сколько и тихий час в садике. В результате адаптация будет проходить легче, поскольку для малыша это будет знакомый режим, просто перенесенный на другую территорию. Если родители не знают, во сколько лет отдавать ребенка в садик, то стоит пообщаться с воспитателем или заведующей. Обычно оптимальным считается возраст 3 года.
Родителям нужно набраться терпения и позволить ребенку проявлять самостоятельность. Пусть в первое время на это будет уходить много времени, малыш должен научиться обслуживать себя: надевать и снимать одежду и обувь, мыть руки и т. д. Каким бы хорошим ни был детский сад, воспитатели порой физически не способны уделить максимум внимания каждому ребенку.
Огромное значение имеет речь. Понятно, что в детском саду на занятиях развитию речевых возможностей ребенка уделяется отдельное внимание. При этом он должен уметь изъясняться с другими детьми и сказать воспитателю о своих потребностях.
Кроме того, родителям рекомендуется как можно чаще бывать с ребенком в местах скопления детей, на детских площадках, в спортивных комплексах, парках. Так у малыша появится возможность контактировать со сверстниками, и он быстрее привыкнет находиться в коллективе.
В первые пару месяцев период адаптации проходит особенно остро, и ребенка нужно будет водить в детский сад на короткий период времени, а не на полный день. В некоторых случаях реакция на новую обстановку проявляется частыми болезнями, поэтому, если мама находится в декрете, рекомендуется отдавать ребенка в сад как минимум за 2 месяца до планируемого выхода на работу.
Виды яслей и условия зачисления
Всего различается два вида яслей: частные и государственные. Вторые пользуются наибольшей популярностью, поскольку стоимость в данных учреждениях значительно ниже, чем в частных.
Перед непосредственным оформлением малыша необходимо определить цель данного процесса. В случаях, когда родители хотят отдать своего ребенка в ясли для того, чтобы он развивался и общался с другими детьми, а самим в это время вернуться к работе, то можно выбрать государственные ясли. Единственный минус данного вида учреждения — большие очереди. Нередки ситуации, когда до семьи доходит очередь, однако ясли их ребенку уже не нужны.
В частных яслях главное преимущество — это наличие свободных мест и, соответственно, возможность принять детей в любое удобное для родителей время. Однако ежемесячная стоимость может быть слишком велика для той или иной семьи, в Москве она достигает 30 тыс. рублей. Как правило, в такие ясли берут детей с одного года. Формируются небольшие по численности группы, чтобы воспитатели могли уделять каждому ребенку достаточно времени.
К каждому ребенку подбирается индивидуальный подход, в чем, несомненно, прослеживается еще одно достоинство.
Адаптация
Сразу стоит отметить, что нет детей, которые не проходят адаптационного периода. И неважно, сколько лет ребенку. Адаптация проходит и в ясельной группе, и у дошкольников. Это абсолютно новый этап в жизни ребенка, он переживает психологически и эмоционально. Начиная с новой пищи, заканчивая посторонними для него людьми. Иммунитет малыша сталкивается с новыми для него вирусами, именно поэтому учащается заболеваемость, пока в организме не сформируются специфические антитела.
Невозможно сказать, как долго продлится адаптация ребенка, все зависит от него самого. Для одних это пара недель, другие могут отказываться ходить в садик вплоть до выпуска.
Плаксивость, истерики и болезни
Самыми распространенными психологическими проблемами, свойственными ребенку, который приходит в младшую группу, являются плаксивость и истерики. Здесь не нужно раздувать проблему и причислять чадо к «недетсадовским». Успокоительные средства может назначить только педиатр, да и то если в них есть необходимость. Родителям нужно самостоятельно искать подход к малышу. Лучшей тактикой станет доброжелательность и понимание. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и заставлять, это только усугубит ситуацию.
Как уже было упомянуто, находясь дома, дети в значительно меньшей степени сталкиваются с вирусными и инфекционными заболеваниями, чем в детском саду, однако есть и обратная сторона. Всем известно: существует множество заболеваний, переболеть которыми лучше в детстве, поскольку для взрослых они могут быть очень опасны. Иммунитет, перебарывая новых для него возбудителей, становится более крепким. Снизить риск возникновения простудных заболеваний, особенно в период адаптации, можно, если начать посещение садика в теплое время года.
Возможные проблемы
Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.
Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, – сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.
Плаксивость и истерики
Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи – психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.
О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.
Частые болезни
Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или , хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!
Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.
О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.
Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.
Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.
Какой ребенок «несадиковский»
Несадиковским ребенка называют в случае, когда период его адаптации затянулся, однако, по мнению доктора Комаровского, такого понятия просто не должно быть. Если обеспечить в группе правильные условия, поощрять посещение садика и сделать его интересным, ребенок с удовольствием будет ходить туда.
Другое дело, если ребенок страдает заболеваниями, которые делают посещение дошкольного учреждения невозможным. Если же родителям удастся найти садик, где персонал владеет медицинскими навыками, то и дети с особенностями развития вполне могут посещать его. В таком случае ответ на вопрос, когда лучше отдавать ребенка в детский сад, стоит узнать у педиатра. Поскольку развитие особенных деток отличается от общей массы, только врач может подсказать нюансы о готовности чада к посещению общества.
Советы родителям
Когда родители узнали, во сколько лет отдавать ребенка в садик, и определились с дошкольным заведением, им можно дать такие рекомендации:
- Если родители настойчивы и последовательны в своих действиях, ребенок осознает, что детский сад — это реальность, с которой ему придется смириться.
- Очень часто дети отказываются есть детсадовскую пищу, в таких случаях следует попросить воспитателя не заставлять и не пичкать ребенка насильно. Со временем малыши привыкают и сами начинают кушать, хоть и выборочно.
- Обязательно нужно предупредить персонал о наличии тех или иных заболеваний ребенка и аллергии.
- Подготовка к саду начинается задолго до первого его посещения.
Какой садик выбрать: частный или государственный
На фоне тотальной нехватки мест вокруг появился большой выбор негосударственных образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Они предлагают массу интересных программ, индивидуальное развитие и другие бонусы, но требуют финансовой состоятельности родителей. Муниципальный вариант гораздо экономичнее, но там есть свои достоинства и недостатки. Этот аспект нужно обязательно продумать заранее, взвесив свои желания и возможности. Также важно посмотреть на возможные варианты и узнать, насколько группы оборудованы, какая квалификация у воспитателей, есть ли в штате психолог и инструктор по физической культуре, соответствует ли качество питания принятым нормам.
Государственный садик
Основное его преимущество – доступность. Встать на очередь можно буквально в первые дни после рождения ребенка. Система работы учреждения отработана десятилетиями. Преимущества:
- полное соответствие условий требованиям СЭС, Роспотребнадзора и других контролирующих органов;
- невысокая оплата;
- развивающие программы разработаны с учетом последующего перехода в школу, гарантируют подготовку на общем уровне;
- питание сбалансированное;
- режим дня соблюдается строго;
- в штате обязательно есть медсестра и психолог;
- предлагаются дополнительные занятия для раскрытия творческих данных.
Узнав, во сколько лет идут дети в детский сад и уточнив, как принимают воспитанников в соответствии с уставом, можно не спеша подготовить ребенка, пройтись несколько раз до участка для прогулок, посмотреть, как играют другие, приучить его к мысли, что там хорошо и ему будут рады.
Недостатки заключаются в большой численности групп, порой до 30 человек, усредненной системе развития с ориентиром на массовость, проблемах с кадровым составом.
Частный садик
Детей здесь принимают с очень раннего возраста, их количество небольшое, поэтому реализуется индивидуальный подход к каждому. Несомненное достоинство – современное оборудование, яркое оформление игровой зоны, развивающие программы с использованием авторских методик. Можно подобрать несколько видов занятий, сформировав личный вектор с акцентом на интересующую ребенка в данный момент область. Питание более разнообразное, но в рамках рекомендованного диетологами по возрасту.
При посещении можно выбрать почасовой вариант или полный день с дневным сном. В группах кратковременного пребывания ориентируются на насыщенный график работы, с обязательными игровыми минутками и временем свободного творчества.
Основным недостатком многие считают высокую стоимость услуг и отсутствие регулярного контроля проверяющих органов.
Ясли-сад в раннем возрасте
Некоторые малыши намного легче переносят расставание с членами семьи, чем дети постарше. При этом психологи говорят о том, что именно в раннем возрасте формируется связь с родителями и преждевременное перемещение в новую среду может не лучшим образом отразиться на семейных взаимоотношениях.
Близкий эмоциональный контакт с мамой — одна из главных потребностей крохи до 3-летнего возраста. От него зависит формирование доверия к окружающему миру в будущем. Начиная с полутора лет у детей ослабевает тревога разлучения с родителями, поэтому посещение детского сада до этого возраста может стать причиной глубочайшего стресса для малыша.
Кроме того, в возрасте до полутора лет иммунная система не готова к агрессивной среде, с которой ей придется столкнуться. Что говорить о новом режиме дня, непривычной пище, незнакомом месте и людях — все это может стать причиной частых и долгих болезней ребенка. Поэтому, принимая решение, стоит ли отдавать кроху в ясли, важно задуматься о целесообразности поступка и возможных трудностях, с которыми придется столкнуться.
Возрастные рамки для посещения яслей
На законодательном уровне не устанавливается четко определенного возраста, с которого детей принимают в ясли. Сегодня государственных учреждений стало меньше, отчего увеличилось число частных организаций, в которых могут принять малыша и с 8 месяцев, если родители будут оплачивать ежемесячные взносы.
Есть ряд муниципальных яслей, в которых берут детей и с 9 месяцев. Однако самый востребованный возраст — 1,5 года, поскольку до этого времени матери выплачивают декретные. Вне зависимости от возраста, ребенок должен соответствовать ряду требований, о которых будет расписано ниже.
На что обратить внимание, если в сад идет ребенок 2-2,5 года
Порой даже внешне спокойный ребенок может глубоко переживать новые перемены в своей жизни. Здесь важно понаблюдать за его поведением после начала посещения младшей группы. Если он хуже спит и дольше засыпает, стал плаксивым, часто болеет и такая реакция продолжается не один месяц, значит ребенок еще не готов и родители поторопились отдать его в садик.
До 2,5-3 лет дети по-прежнему привязаны к своим родителям и не особо заинтересованы в общении и взаимодействии с другими детьми. Поэтому, если у семьи есть возможность, желательно отложить посещение детского сада на несколько месяцев.
Каким детям лучше остаться дома?
Существует такое понятие как «несадиковский ребенок». Это дети, которые никак не могут привыкнуть к своему «второму дому». Они болезненно расстаются с мамой, рыдая и хватаясь за ее ногу, не включаются в игры сверстников, держатся особняком, они никак не могут привыкнуть к режиму дня.
Процесс адаптации к детскому саду у таких детей не заканчивается никогда. И даже по прошествии нескольких лет садик кажется им чем-то ужасным.
Несадиковские дети, даже если явно не показывают своё недовольство, начинают проявлять его по-другому: часто болеть, плохо спать, в некоторых случаях появляется ночной энурез, ребенок замыкается в себе и «не оживает» даже дома.
Но процент «несадиковских детей» мал, и многие проблемы решаются при помощи детского психолога.
Также есть дети, которым сад не рекомендуется по состоянию здоровья. Таким малышам требуется индивидуальный уход, специальный режим и занятия, которыми их не может обеспечить государственный детский сад.
Почему не стоит отдавать ребенка раньше 3 лет
К 3-летнему возрасту ребенок психологически готов несколько дистанцироваться от семьи. Он становится более самостоятельным, легче остается без родителей, у него просыпается интерес к общению с другими детьми и познанию окружающего мира. Когда родители спрашивают, во сколько лет отдавать ребенка в садик, психологи акцентируют внимание именно на этом возрасте. Специалисты советуют начать посещать детский сад в щадящем режиме, на несколько часов. Так ребенок познакомится с детьми и, возможно, заведет друзей, с которыми ему захочется общаться.
Окрепшая иммунная система более устойчива к вирусным атакам. Ребенок становится эмоционально и психологически подготовленным к общению в новом коллективе. Менее болезненно переносит расставание с родителями.
Возрастные особенности детей
Большинство дошкольных учреждений имеют право принять воспитанника с 1 года. Но чаще всего новички приходят во вторую младшую группу, с 3-4 лет, и этому есть логичное объяснение.
Крохи не стремятся к общению, им достаточно познания окружающего мира и надежных объятий родителей. У них пока нет желания расширять этот безопасный круг, малыши не испытывают потребности делиться и вообще воспринимают сверстников, как забавные игрушки.
К 3 годам приходит осознание себя как личности, появляются осознанные желания, понятие компромисса, постепенно возникает любопытство по отношению к одногодкам, попытки наладить диалог. Развивается речь, есть неплохой словарный запас, видна тяга к сюжетным играм.
Чем старше малыш, тем шире его интересы и сдерживать эти естественные порывы нельзя. Необходимо предоставить ему поле деятельности, развивающую среду и обычно это происходит к 3-4 годам. Этот промежуток считается самым удачным для адаптации к новым условиям.
Как понять, что ребенок готов к детскому саду
Есть ряд признаков, указывающих на то, что время пришло:
- сформированы базовые навыки самообслуживания;
- есть четкое понятие «свое – чужое» по отношению к вещам;
- появляется потребность заняться самостоятельной деятельностью;
- спокойно переносится отсутствие родителей поблизости;
- есть интерес к занятиям.
Обязательно учитывается моральный аспект. При всей сложности с местами в группах, нужно прислушаться к мнению малыша. Если он категорически не хочет оставаться, не подпускает к себе воспитателя, то придется отложить первое посещение или подыскать другое заведение. Дети многое чувствуют на интуитивном уровне и для избежания будущих проблем лучше прислушаться к своему чаду.
Как подготовиться к детскому саду, если еще рано
Работа предстоит планомерная и сразу на 2 уровнях: бытовом и психологическом. В первом случае все достаточно просто – необходимо научить одеваться, проситься на горшок, узнавать свои вещи, аккуратно кушать. Во втором, если растет маленький домосед, то почаще бывать на игровой площадке, ходить в гости, постепенно формируя навык общения с малознакомыми людьми. Когда наблюдается гиперактивность и несдержанность, надо показать, что окружающие испытывают те же эмоции, что и он, имеют свои желания и потребности и с этим придется считаться.
Полезно установить дома четкий режим дня, познакомить с сюжетными играми, периодически делать вместе несложные поделки, собирать конструкторы. А также создавать позитивное впечатление, рассказывая об интересных праздниках, друзьях, которые непременно появятся, совместных и веселых прогулках.