Урок 5. Принципы обучения счету. Счет до 10, до 20 и до 100. Счет столбиком

Внимательные родители всегда заранее беспокоиться об обучении своего ребенка. Однако не каждый взрослый достаточно осведомлен в педагогике, чтобы без помощи учителя и воспитателей обучить свое чадо простой арифметике. Поэтому большинство родителей и взрослых задаются вопросом: Как научить ребенка считать до 10?. Для разрешения этой немаловажной проблемы у нас на сайте представлены практические задания, которые окажут пользу вашему дошкольнику в обучении такому затруднительному явлению, как счет от 1 до 10.

Как же мы учимся считать до десяти? С намерением научить ребенка считать от 1 до 10, мы предоставляем Вам всевозможные методики и материалы. Пока ваш ребенок едва начинает свое радостное приобщение к математическому миру, советуем Вам цифры в картинках от 1 до 10. Скачать их можно без каких-то усилий с сайта Childdevelop. Затем, помимо картинок Вам могут пригодиться и другие практические задания. Ведь для того, чтобы обучать и дошкольников, и школьников мы подготовили универсальные примеры. Скачать бесплатно их можно с нашего сайта, всего за несколько щелчков мышкой. Занятия с мамой помогут провести время с пользой для вашего ребенка.

Принципы обучения детей счету

Следует заметить, что часть представленной информации вам уже может быть знакома из раздела по обучению детей чтению и первых уроков по обучению счету. Но беря во внимание ее важность и необходимость применения, мы позволим себе в чем-то повториться.

Для начала отметим, что в зависимости от возраста, дети могут воспринимать информацию по-разному:

  • До 2 лет. Об освоении основ счета говорить еще слишком рано. Нужно просто готовить малыша к будущим занятиям, играя со счетными палочками, рассказывая считалочки, перебирая пальчики и т.д.
  • 2 года. Ребенок уже вполне способен воспринимать порядковый счет. Можно учить его поочередному счету предметов от 1 до 10, считая все, что попадает в поле зрения.
  • 3-4 года. Ребенок начинает считать, осознавая смысл процесса. Полезно знакомить его с простейшими математическими вычислениями, группировкой предметов.
  • 4-5 лет. У ребенка формируется навык счета в уме и развивается способность понимать абстрактные понятия.

Исходя из этого, обучение детей счету должно основываться на возрастных особенностях. А лучшим периодом для освоения основных правил счета является возраст 3-4 лет. Представленные ниже принципы помогут вам облегчить малышу его тернистый путь обучения счету:

  • База для освоения ребенком новых знаний – это соответствие информации возрасту, систематичность занятий и их увлекательность, а также последовательность.
  • Перед обучением счету нужно объяснить ребенку смысл понятий «меньше» и «больше». Для этого полезно обращать его внимание на окружающие предметы, изображения в книжках и т.д.
  • Играя с ребенком в игры по освоению счета, чаще применяйте понятие «поровну». Можете просить разделить кубики между членами семьи, конфеты между другими детьми во дворе и т.д.
  • Ребенок должен четко понимать, что значит «сложить», а что значит «вычесть». Смыслу этих понятий легко научить, используя счетные палочки, игрушки, фрукты, овощи, конфеты и т.п. Важно донести до малыша, что при сложении количество увеличивается, а при вычитании – уменьшается.
  • Обязательно объясните ребенку, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
  • В первую очередь научите малыша считать до десяти. Перед переходом к более сложным числам нужно познакомить кроху с разными вариантами сложения и вычитания в пределах первого десятка. Только после этого можно переходить к числам второго порядка.
  • Используйте в обучении линейку. Считая до десяти, переставляйте пальчики малыша по сантиметрам. Несмотря на простоту, этот прием задаст основу для счета в уме в будущем.
  • Старайтесь придавать занятиям игровую форму. Заучивание и зазубривание здесь неэффективны; они могут сформировать у маленького ученика отрицательное отношение к обучению.
  • Не приучайте ребенка к сложению и вычитанию на счетах и не злоупотребляйте манипуляциями предметами при счете. В будущем может оказаться сложно научить ребенка проведению мыслительных операций без использования наглядных материалов.

Эти принципы должны стать вашей базой. Их несоблюдение, конечно же, не катастрофично, но если вы хотите предупредить возникновение нежелательных проблем и затруднений, а также избежать наиболее распространенных ошибок, советуем вам не пренебрегать ими.

Теперь же переходим к основной части нашего урока – упражнениям по обучению детей счету. Делятся они на три категории: счет до 10, счет до 20 и счет до 30.

2

Как научить ребёнка считать до 10

Приветствуем вас, дорогие читатели! В этом материале мы расскажем о том, как научить ребёнка считать до 10 быстро и непринуждённо, используя игровые методики. После прочтения этой статьи вы сможете в короткий срок освоить со своим малышом базовые математические навыки. Хотите попробовать? Тогда читайте!

Готовим инвентарь

Изучать счёт малыши начинают в 2–3 года. К 4 годам многие дети уже умеют считать до 10. Приступая к освоению базовых знаний по математике, не нужно устраивать трёхлетнему ребёнку настоящие школьные уроки. Проводите занятия в игровой форме, для чего вам обязательно понадобятся наглядные пособия. Что можно использовать, чтобы заинтересовать кроху?

  • Кубики с цифрами (мягкие или деревянные);
  • пластмассовые цифры с магнитами и планшетом для крепления;
  • числовые лото, пазлы;
  • счёты;
  • карточки с нарисованными на них предметами и числами;
  • счётные палочки (их можно заменить спичками или палочками из-под эскимо);
  • обучающие мультфильмы, видео.

Если нет возможности купить яркие игрушки, пособия можно изготовить своими руками. У вас найдётся дома картошка? Отрежьте толстый кружок картофеля и вырежьте из него цифру, которую в данный момент изучает ваш малыш. Обжарьте заготовку и предложите её крохе на завтрак.

Делать цифры можно из любых подручных материалов:

  • картона;
  • цветной бумаги;
  • пластилина;
  • крупы;
  • ракушек;
  • камешков;
  • веточек;
  • бусинок и т. д.

Считайте любые предметы и явления, которые видите на прогулке или на улице:

  • ступеньки;
  • машины;
  • деревья;
  • игрушки;
  • людей и т. д.

В качестве счётного материала подойдет всё, что вас окружает.

С чего начать?

Чем раньше вы познакомите кроху со счётом, тем лучше. Если дошкольник в 2 года уже хорошо говорит и мыслит, можно приступать. Сначала ограничьте круг познаний первыми двумя цифрами. Положите перед ребёнком одну палочку и произнесите: «Один». Затем положите вторую и скажите: «Два».

Когда эти понятия усвоены, посчитайте до двух всё, что найдёте в своём окружении. Если навык закреплён, переходите к трём, четырём и т. д. Не спешите знакомить малыша с письменным начертанием чисел. Считайте устно. Кроха должен осознать практическое применение навыка счёта.

На пути освоения чисел до 5 большую помощь могут оказать считалочки, небольшие стишки. Запоминая их, ребёнок быстрее запомнит порядок цифр. Поиграйте в прятки, произнося известную многим считалочку «Я считаю до пяти…» Игра будет и полезной, и интересной.

Когда прямой счёт усвоен, приступаем к обратному. Повесьте на стене изображение ракеты. Теперь представьте, что её нужно запустить в космос. Попробуйте отсчитать обратно, начиная с пяти. Практика показывает, что навык обратного счёта усваивается довольно медленно и требует от родителей и ребёнка максимум терпения и внимания.

Закрепляйте умение считать везде, где найдёте для этого повод:

  • дома за обыденными занятиями;
  • в гостях;
  • на прогулке;
  • в транспорте;
  • по дороге в детский сад и т. д.

Считайте прямо и обратно. Устраивайте ребёнку игровые ситуации, в которых простейшие математические навыки просто необходимы:

  • Нарисуйте извилистую дорожку. Разделите её на ячейки. Бросайте по очереди кубик и проходите фишками столько ячеек, сколько точек выпало на кубике. В детском магазине можно приобрести готовую игру. Она отлично тренирует навык счёта в пределах 6.
  • Игра «Магазин». Расставьте игрушки на воображаемом прилавке, каждой из них назначьте свою цену в пределах 10. Из цветной бумаги вырежьте небольшие прямоугольники — это деньги. Если у вас хранятся вышедшие из употребления монетки в 1 копейку, они отлично подойдут для игры. Пусть малыш будет покупателем. Его задача — правильно отсчитать количество монеток или бумажных «купюр».
  • Приобщение к домашним обязанностям. Предложите крохе вымыть или вытереть 3 чашки, а остальные отдать маме. Задача ребёнка — отсчитать требуемое количество чашек.
  • Игра «Посыльный». Разложите в одной комнате кубики, конструктор, магнитики и другие игрушки. Перейдите в соседнюю комнату. Малыш играет роль гонца: он должен принести из соседней комнаты столько предметов, сколько его попросили.

Любые достижения поощряйте, хвалите кроху. Но не превращайте похвалу в дрессировку, когда после правильного ответа малыш получает конфету или разрешение на просмотр мультика. Так у ребёнка сложится мнение, что учёба и подарки связаны напрямую.

Учим цифры на бумаге

Только после того, как кроха научился без ошибок считать до 10 устно и в уме, можно познакомить его с графическим начертанием цифр.

Знакомя ребёнка с написанием числа, покажите соответствующую карточку, поставьте видео мультфильма или детской телепередачи, где рассказывается об этой цифре. Вылепите цифру из пластилина, нарисуйте и раскрасьте её, вырежьте из цветной бумаги, выложите из спичек и т. д. Чем больше наглядностей вы используете, тем скорее получите результат.

Предложите ребёнку игру «Угадай-ка!» Для неё понадобятся кубики или карточки с написанными на них цифрами. Показывайте малышу число и просите его назвать.

Если ваш кроха любит подвижные игры и никак не хочет играть с кубиками или магнитами, поступите иначе. Повесьте на двери или на стене лист бумаги с написанными вразброс цифрами. А теперь самое интересное: предложите малышу совершить кувырок (прыжок, бросить мяч и т. д.), а затем назвать цифру, которую вы покажете. Так и чередуйте физические и умственные упражнения. Смена действий отлично тренирует не только память, но и реакцию.

Старших деток можно приучать писать цифры. Используйте для этих целей печатные прописи. Предложите малышу сначала написать цифру большого размера, затем постепенно уменьшайте начертания до размера клетки в школьной тетради.

Решаем примеры

После освоения счёта наступает время учиться решать примеры. Начинаем с простого: знакомим малыша со знаком «плюс» и прибавляем: 1 + 1 = 2. Для наглядности используйте счётные палочки, спички, любые одинаковые предметы.

Когда этот простейший пример усвоен, прибавляем к двум один и получаем три. Действуем так, пока не дойдём до 10. Чтобы закрепить сложение, повторяйте изученные примеры регулярно в устной и письменной форме. Когда ребёнок на ваш вопрос, сколько будет, например, 5 + 1, станет отвечать правильно не задумываясь, переходите к следующему этапу.

Прибавляйте ко всем числам до 10 сначала 2, потом 3 и т. д. Когда сложение в пределах 10 полностью усвоено, давайте ребёнку примеры вразброс, не привязываясь к конкретному слагаемому.

Важно! Не позволяйте крохе считать на пальцах, использовать линейку или другие подручные средства. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 — основа всех математических действий. Задача родителей — добиться, чтобы ответы примеров ребёнок знал на память.

Вычитание изучайте аналогично сложению. После успешного закрепления полученных знаний можно варьировать сложность примеров: давать в виде уравнения с одним неизвестным (вместо Х или Y, используемых в старших классах, нарисуйте на месте пропущенного числа квадрат, домик или любое другое изображение).

О чём нужно помнить?

Изучая цифры с ребёнком, соблюдайте правила обучения:

  • Одно занятие должно длиться не более 10 минут, чтобы не надоедать крохе и не утомлять его. Проводите в течение дня по 3 таких «урока».
  • Периодически возвращайтесь к изученному материалу, но не делайте это ежедневно.
  • Не ругайте малыша, если у него что-то не получается. Правильно рассчитывайте сложность заданий.
  • Закрепляйте материал в обычной жизни, чтобы ребёнок видел его практическое применение.

И самое главное: психологи считают, что в процессе обучения малыш проходит три этапа:

  1. привыкает к терминам, обозначениям;
  2. понимает суть излагаемого;
  3. запоминает.

Не торопитесь добиться результата! Больше практикуйтесь, и в какой-то момент ваш кроха успешно сосчитает до 10!

Если вы знаете другие успешные методы обучения детей счёту, поделитесь ими в комментариях. До новых встреч!

Учим ребенка считать до 10

Научить ребенка считать до 10 проще всего. Для этого вам нужно всего-навсего играть с ним дома в несколько игр и с пользой проводить время:

  • Сначала обучите малыша основам пальчикового счета, познакомив его с числами от «1» до «5». Но учитывайте, что приучить к счету на пальцах намного легче, чем отучить от него. Из-за невнимательности родителей даже многие пятиклашки нередко продолжают считать, используя пальцы. А это в свою очередь оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие.
  • Ищите или рисуйте сами картинки, на которых изображено от одного до пяти объектов. Но сами цифры пока не показывайте ребенку, т.к. он может запутаться. Помните, что использовать картинки эффективнее всего до трех лет.
  • Устраивайте совместные просмотры развивающих телепередач и мультфильмов. Впрочем, при желании обучающие материалы можно найти в интернете.
  • Время от времени используйте для обучения счеты. В магазинах товаров для детей сегодня можно найти множество их вариаций в самом разном исполнении (не забывайте, что приучать к счетам не нужно).
  • Читайте малышу считалочки и стишки, где употребляется счет, фигурируют числа и другие элементы математики.
  • В свободное время считайте все, что окружает вас дома, на улице, в магазине и т.д.
  • Изучив первые пять цифр, переходите к изучению следующих пяти.

3

Считаем играя

Здесь выложены материалы для занятия с детьми, помогающие запомнить счет от 1 до 10. На бланках заданий ребенок увидит на что похожи цифры, какие предметы напоминают по форме цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Также ребенку нужно будет обвести контуры каждой цифры (это способствует лучшему запоминанию зрительного образа цифры). Считаем, играя, чтобы занятия были интересны ребенку! Для обучения счету вы также можете поиграть в развивающую игру для малышей «Счет от 1 до 10» А в разделе презентации можете показать ребенку слайды по теме «Цифры и числа от 0 до 10 и от 0 до 20» А для закрепления пройденного материала можете включить ребенку игру «Найди цифры от 1 до 10» — здесь малыш должен найти все эти цифры на картинке.

Цифра 1

Познакомься, это цифра 1. Попробуй ее написать. Примечание для родителей: спросите у ребенка, какие еще предметы напоминают ему по форме цифру один.

Цифра 2

Сегодня мы с тобой будем проходить цифру 2. Примечание для родителей: спросите у ребенка, какие предметы (части тела у человека) всегда парные (например, ботинки, перчатки, лыжи, серьги и т.д.)

Цифра 3

Сегодня мы проходим цифру 3. Посчитай, сколько птичек на рисунке, сколько рыбок в аквариуме. Примечание для родителей: попросите ребенка вспомнить сказки, в названии которых упоминается число три: например, «Три поросенка».

Цифра 4

Сегодня мы проходим цифру четыре. Осмотри комнату, в которой ты сидишь. Каких предметов в ней четыре? Дополнительные вопросы: — Назови четыре времени года.

Цифра 5

А здесь — цифра 5. Какая самая лучшая отметка в школе? Правильно! Конечно, пять. А сколько пальцев на одной руке? А на одной ноге?

Цифра 6

Это цифра 6. На что она похожа? Сегодня в шесть часов вечера к тебе в гости придут пять друзей. Назови их имена. Сколько всего человек (вместе с тобой) будут пить чай?

Цифра 7

Сегодня мы будем проходить цифру 7. Какие семь цветов радуги ты знаешь? Какие семь дней недели ты знаешь.

Цифра 8

Сегодня мы будем проходить цифру 8. Назови предметы, которые по форме напоминают эту цифру. Сосчитай, сколько уточек на картинке? Сколько из них смотрят назад, сколько вперед, а у скольких голова под водой?

Цифра 9

Сегодня мы проходим цифру 9. Вспомни цифры, которые мы уже прошли, и подумай, какая из них, если ее перевернуть, будет похожа на цифру девять?

Учимся считать до 20

После освоения ребенком пальчикового счета до пяти и десяти и цифр первого числового ряда (обязательно убедитесь, что материал усвоен хорошо и малыш не путает последовательность) можно смело начинать изучать счет до 20. Делается это тоже достаточно легко – с применением такого метода:

  • Сначала вам нужно объяснить ребенку, что числа, идущие после первых девяти, содержат по две цифры. Растолкуйте, что первыми цифрами в этих числах обозначаются десятки, а вторыми – единицы.
  • Подготовьте две небольшие коробки или какие-то другие емкости, а также пару десятков предметов, лучше одинаковых. В первую коробку поместите 12, 13 или 14 предметов, а во вторую – 1, 2 или 3 предмета. Это нужно, чтобы ребенок наглядно увидел разницу.
  • Следующим шагом будет рассказ малышу о том, что числа всегда идут в одной последовательности, т.е. после «10» идет «11», затем «12», потом «13» и т.д.
  • Когда увидите, что юный математик усвоил основы счета до 20 и не путает последовательность чисел, начинайте давать ему небольшие задания на закрепление навыка. К примеру, попросите ребенка подать вам 14 пуговиц, 12 ягодок, 15 монеток и т.д.

4

Учимся считать до 100

Учиться считать до сотни лучше всего в младшем дошкольном возрасте – в период от 4 до 6 лет. Здесь все не намного сложнее, чем на предыдущем этапе:

  • Изначально расскажите ребенку о том, что существуют числа «30», «40», «50», «60» и т.д. до «100», а также о том, что всего есть десять десятков. Не забудьте упомянуть, что между всеми десятками стоят конкретные единицы, и снабдите свое повествование простыми примерами.
  • На изучение каждого десятка отводите один день, выполняя задания, аналогичные заданиям при обучении счету до 20. Вечером каждого дня уделяйте 15-20 минут на повторение материала. Для наглядности сначала можно использовать предметы домашнего обихода или игрушки. Если замечаете, что какая-то информация усваивается ребенком не очень хорошо, возвращайтесь к началу текущей темы.
  • В качестве вспомогательных методов применяйте дидактические материалы и развивающие игры. Записывайте последовательности чисел и давайте малышу задание искать пропущенные или конкретные числа, названные вами.
  • Как можно чаще хвалите своего ребенка. Избегайте негативных оценочных фраз, например, «У тебя не получается», «Ты не выполнил задание», «Ты плохо понимаешь» и т.д. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Старайтесь всеми силами сохранять у него мотивацию и положительный настрой.

При помощи таких нехитрых способов вы сможете легко и быстро научить дитя считать до ста. Но параллельно с этим нужно начинать осваивать математические операции, для начала – сложение и вычитание (не простейших чисел, а двухзначных). Для этого советуем вам научить ребенка считать столбиком.

5

Вычитание в пределах 10

Главное в вычитание — введение двух переменных: сколько было и сколько стало. Ребенок должен понять эти изменения, они не должны остаться абстрактными для него. Поэтому объяснения должны быть всегда на примерах.

Мальчику дали 7 печенек на тарелке. Он оставил его на столе и вышел за соком. Мальчик возвращается с ним к столу и видит, что на тарелке осталось всего два печенья.

— Кто съел мое печенье? — спросил мальчик. — Я съела, — говорит сестра. — Но всего три. Сколько печенек получил тогда мальчик? А кто больше ел?

Учимся считать столбиком

Начинать обучение счету столбиком следует, убедившись в том, что маленький человечек хорошо понял счет до 100 и разбирается в десятках. Если все отлично, объясните, как образуются однозначные и многозначные числа, и покажите, как они записываются. После этого донесите до детского сознания, что операции с цифрами производятся разрядно, т.е. с единицами и десятками при счете столбиком работают отдельно.

Если складывать цифры, в сумме образующие более десяти, у ребенка поначалу может возникнуть непонимание. К примеру, вам требуется сложить «14» и «18». Так, складывая «4» и «8» и получая «12», нужно вторую цифру записать, а первую держать в уме, чтобы потом сложить ее с суммой первого столбика цифр. Т.е. «1» + «1» «2» + «1» (единица, которая была в уме) «3». В итоге в первом столбике получаем «3», а во втором «2», что и означает «32». Если вдруг малыш с трудом сохраняет в уме одну цифру, облегчите ему задачу, записывая ее над первым столбиком. По мере освоения метода вспомогательные приемы лучше исключить.

По сути, в овладении умением считать столбиком проблем у ребенка возникнуть не должно. Но всегда нужно проявлять терпение, и при необходимости объяснять одно и то же по нескольку раз как можно доходчивее. И здесь будет уместно упомянуть о трех главных правилах обучения детей счету.

6

Математическая пирамида

Как решать математическую пирамиду: ее можно классифицировать как разновидность детского судоку. Задача состоит в том, чтобы решить математическую пирамиду путем сложения. Для быстрой проверки сложной трехуровневой пирамиды приложен лист с ответами!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: