Телевизор для детей: как найти разумный баланс? (2 фото)

Молодые родители часто волнуются и задают педиатрам множество вопросов насчет состояния здоровья их детей, к примеру, можно ли смотреть телевизор грудным и годовалым детям. Жаркие споры о пользе или вреде телевидения ведутся с момента его изобретения и внедрения в жизнь. Проводились многочисленные исследования для поддержания той или иной точки зрения.

Вреден ли телевизор для детей

Огромное внимание, уделяемое вопросу, каково влияние телевизора на психику ребенка, позволило сделать точную оценку процессам развития интеллекта малыша до двух лет.

Одна группа специалистов придерживается точки зрения, что кратковременные просмотры телепередач – не более 10–15 минут в день – никоим образом не сказываются на формировании деятельности мозга грудничка.

Однако большинство, все же, придерживается мнения, что ежедневное пребывание возле «голубого» экрана несет в себе потенциальный вред. Вполне возможны следующие негативные последствия для грудного ребенка от влияния телеэкрана:

  • Нарушения в формировании речевой деятельности. Предполагается прямая взаимосвязь объема времени, проведенного у экрана, и запасом слов у ребенка, ведь количество произносимых родителями лексических единиц в момент просмотра телепередач резко сокращается, начинает страдать общение.
  • Особую тревогу проявляют офтальмологи: если кроха смотрит часто телевизор, к тому же с близкого расстояния, то он подвергается риску появления расстройств зрения, а его структуры еще окончательно не сформировались.
  • Во многих семьях, где ежедневно на детей обрушиваются потоки информации с экрана телевизора, работающего даже в фоновом режиме, проявляется наименьшая заинтересованность в книжном чтении, что, несомненно, сказывается на интеллектуальном развитии.

  • Гиперактивность. Она возникает при чрезмерной увлеченности телепередачами в возрасте ребенка до двух-трех лет.
  • Если грудничок часами завороженно наблюдает за героями мультфильмов вместо того, чтобы ползать по комнате и играть игрушками, то у него велик риск формирования ожирения, что еще больше уменьшит его активность в будущем.
  • Изображение на телеэкране меняется чересчур быстро для полноценного восприятия картинки грудничком, его нервные структуры избыточно загружаются, это чревато формированием немотивированных страхов и расстройств сна. В этом случае вред телевизора для детей очевиден.

Рекомендуется заранее проконсультироваться со специалистом по вопросам: сколько можно смотреть телевизор ребенку, и со скольки лет это уже невредно.

Привычки

Дети во всем берут пример с нас, и если они видят, что мы все время проводим у телевизора, обязательно будут вести себя так же. Чтобы не сформировать у маленького ребенка неправильное представление о досуге, чаще играйте с ним, читайте книги, занимайтесь лепкой и рисованием.

Не включайте технику для фона, когда кушаете, поскольку доказано, что при одновременном принятии пищи и просмотре телепередач, процесс переваривания ухудшается. Многие родители пользуются увлеченностью ребенка телевизором, и пока малыш смотрит на экран, кормят его. Подобное поведение недопустимо, младенец должен осознанно пережевывать и глотать. Если ваш грудничок сильно капризничает за столом и отказывается кушать пюре или кашу, попробуйте поиграть с ним в «самолетики» или увлечь стихами, но не сдавайтесь и не включайте телевизор.

Итак, психологи и окулисты рекомендуют избегать использования телевизора при ребенке, пока ему не исполнится 2 года. Но и тогда время, проводимое малышом перед экраном, должно быть сведено к минимуму и продлеваться не более 10 минут.

Распространенные заблуждения

Родители при обсуждении вопроса, можно ли грудничкам смотреть телевизор, часто ссылаются на распространенные среди населения заблуждения. К примеру, что просмотр телепередач помогает ребенку активнее развиваться.

Проведенные специалистами исследования убедительно доказывают: до полутора-двух лет дети воспринимают телеэфир как набор цветовых, а также звуковых раздражителей. Интеллектуальной нагрузки телевидение не несет. Только после 2-3 лет мозговые структуры человека могут соотносить предметы и события из телепередач с окружающим миром.

Еще одна группа родителей придерживается мнения, что негромко включенный телевизор помогает крохе лучше засыпать. Тогда как на самом деле подобный фон приводит к расстройству полноценного сна и к гипервозбудимости, это вредно. В дальнейшем у ребенка могут быть выявлены быстрые смены настроения, затруднения с обучением в школе. Наилучший вариант – петь малышу колыбельные.

Новорожденные вовсе не обращают внимания на включенный телевизор – это еще один распространенный миф. Однако внимательно понаблюдав за ребенком, можно заметить, что резкий звук или яркая вспышка заставляют кроху вздрагивать и поворачивать голову к их источнику. На первых месяцах жизни нервные структуры ребенка весьма восприимчивы к подобным негативным раздражителям, вот почему детям нельзя смотреть телевизор.

На сегодняшний день опасаться вредоносного излучения от телеаппаратуры опасаться не стоит. Проводимые исследования подтверждают допустимые для здоровья человека нормы. Поэтому вопросы, разрешить ли своему ребенку смотреть телек, с какого возраста, полной ответственностью ложатся на плечи родителей.

Подведение итога

Если подводить итого сказанного, то стоит подчеркнуть, что делать просмотры телевизора детям в грудном возрасте практически запрещено. Если маме или папе, предстоит смотреть телепередачу или любимый сериал, то это делается так, чтоб не привлечь внимания малыша к телевизору. При этом уровень громкости устанавливается минимальным.

Во время просмотра телевизора, можно через время чуточку поиграть с дитем (2-3 минуты). Родителям предстоит учиться поступать так, чтоб не привлекать повышенного внимания к «синему экрану», даже если там показывают интересный момент.

Что можно смотреть грудничкам

Конечно, лучше всего отдать предпочтение развивающим мультфильмам. Они в доступной для детей форме объясняют многие еще непонятные им вопросы жизни. Выбирая видео для грудничка надо внимательно читать рекомендации: с какого периода времени допустим просмотр мультфильмов или познавательных документальных фильмов, не нанесет ли это вред неокрепшей детской психике. Добросовестные производители обязательно прописывают все эти нюансы на обложках дисков.

Рекомендуется первые просмотры организовывать совместно: сидеть рядом с ребенком и пояснять ему отдельные, еще сложные для восприятия, моменты. В дальнейшем годовалую кроху можно будет оставлять за просмотром уже знакомых ему мультфильмов одного минут на 5-7, не более.

С трехлетнего возраста, после консультации с офтальмологом и при отсутствии противопоказаний, временной промежуток для просмотра телепередач может быть увеличен до 25–30 минут в день. Если же мультик более длинный, однократное превышение допустимого времени может быть разрешено, однако, на следующий день малыш должен обойтись без телевизора.

К 5–6 годам ребенку разрешается проводить перед телеэкраном 60–90 минут, но с перерывами, к примеру, с утра и после ужина минут по 40. К 7 годам допустимо просматривать видеосюжеты до 2 часов. Желательно, чтобы это время делилось на несколько сеансов.

Имеется ли вред от телевизора для детей, родители оценивают сами. При малейшем отклонении в самочувствии лучше проконсультироваться со специалистом.

Влияние телевизора на ребенка

Отрицать влияние телевизора на ребенка нельзя. Как надеются родители, он может узнать оттуда что-то новое и полезное. Но в большинстве случаев детей интересуют не познавательные телепередачи, а современные мультфильмы и развлекательные шоу, ценность которых весьма сомнительна.

К тому же, чрезмерное увлечение просмотром телевизора ведет к ряду неприятных последствий, таких как:

  • задержка речевого развития у детей младшего возраста;
  • отсутствие заинтересованности занятиями, предполагающими приложение усилий;
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • сложности с восприятием информации на слух;
  • плохая память;
  • неразвитое абстрактное мышление;
  • нежелание читать.

На первый взгляд безобидное занятие может в будущем спровоцировать у вашего чада серьезные сложности с учебой. При частом просмотре телевизора в общении также возникают проблемы – дети не испытывают желания строить диалоги и взаимодействовать со сверстниками.

Чем заменить телевизор

Психологи уже давно бьют тревогу: все большее количество детей получают настоящую зависимость от просмотра мультфильмов. Как отучить ребенка от телевизора – вопрос, волнующий ближайших родственников малыша. Им рекомендуется воспользоваться следующими советами:

  • стараться чаще бывать на свежем воздухе, проводить ознакомительные прогулки по лесу, улицам родного города, показывать достопримечательности;

  • приобрести несколько книг с яркими картинками и организовать семейные чтения, можно с последующим воспроизведением интересных сценок;
  • заменить мультики красочными раскрасками с теми же героями, переключая внимание крохи и его интересы на что-то иное.

Стараться больше проводить времени с ребенком, обсуждать с ним новости и события дня, просить рассказывать все, что его интересует, отвечать на вопросы. Тогда и телевизор ему не понадобится.

Почему детям нельзя смотреть телевизор?

Существует ряд показателей, характеризующих развитие маленьких детей:

  • эмоционально-волевая сфера;
  • речевые навыки ;
  • способность к творчеству;
  • физиологические особенности организма;
  • состояние нервной системы.

Именно эти параметры страдают в первую очередь от чрезмерного «общения» малыша с голубым экраном и являются самыми важными причинами почему детям нельзя смотреть телевизор слишком долго.

Эмоционально-волевая сфера

Подменяя живое общение со сверстниками на прогулке или ролевые игры виртуальным участием в жизни телевизионных героев, ребёнок не получает должного развития своих эмоционально-волевых качеств.

Он не проживает происходящие события, как бы не была велика его эмоциональная вовлеченность, он всегда остаётся зрителем. Да, герои мультфильма могут научить его делиться, быть добрым и послушным, но пока он сам не проживёт эти ситуации, будучи участником, а не зрителем, необходимый жизненный опыт не закрепится. А оказаться участником, сидя возле телевизора невозможно, особенно если ребёнок проводит возле него много времени, в ущерб прогулкам и общению со сверстниками.

Способность к творчеству, развитие фантазии

Любой телевизионный продукт – будь то даже самый добрый мультфильм или интеллектуальная развивающая телепередача опасны, прежде всего, тем, что являют собой своего рода «готовый» рецепт, неважно чего – жизненной ситуации или рассказа на тему, как правильно вылепить кошку из пластилина. Получить рецепт и, следуя ему, сделать что-либо всегда легче и проще, чем придумать что-то самостоятельно, проявив фантазию и творческий подход. Таким образом, творческий порыв ребёнка заранее нейтрализуется, когда телевизионный сюжет предоставляет ему готовый шаблон действий.

Полноценное развитие речи

Казалось бы, просмотр качественных мультфильмов и фильмов должен только способствовать развитию речи, ведь ребёнок слушает грамотных актёров, пополняет свой речевой запас новыми словами. Между тем всё не так просто.

Речь развивается в большей степени именно тогда, когда речевой аппарат максимально задействован: когда ребёнок сам произносит слова и звуки, конструирует предложения, выстраивает диалоги, то есть в процессе непосредственного человеческого общения.

У детей, проводящих много времени перед телевизором, безусловно, есть шанс пополнить свой словарный запас, активно вводя в него новые, услышанные по телевизору слова. Но это произойдёт только в том случае, когда ребёнок много и продуктивно общается со сверстниками, учит наизусть и рассказывает стихи, постоянно укрепляет свои речевые навыки. Однако время, проведённое у телевизора, не всегда компенсируется прогулками и общением со сверстниками, а зачастую, наоборот преобладает.

Концентрация внимания и усидчивость

Современный телевизионный продукт, которым заполнены голубые экраны, к сожалению, не способствует развитию усидчивости и сосредоточенности. Более того, детские неврологи утверждают, что такой частый ныне диагноз, как синдром дефицита внимания, во многом вызван именно бесконтрольным просмотром в раннем детстве современных детских мультсериалов и рекламы.

Проведите небольшой опыт: сравните, за какое время разворачивается, казалось бы, простенький сюжет любого детского старого мультсериала, например «38 попугаев» и современного — «Маша и медведь». Как часто меняется картинка? Когда и как говорят персонажи, и говорят ли вообще? Сколько времени отведено на развитие сюжета? Результаты наверняка вас заставят задуматься.

Быстрая смена картинки, постоянное хаотическое движение героев в течение мультфильма, вскрики и междометия (а не нормальная членораздельная речь), все это способствует формированию у детей так называемого «клипового» мышления. Особенно сильно такому восприятию способствует просмотр рекламы, причём не только просмотр, но и пассивное нахождение в зоне включённого телевизора, с нескончаемым потоком рекламных роликов.

В результате восприятие ребёнка как бы разорвано – он может владеть большим количество информации, но не в состоянии анализировать и делать выводы. Ему трудно подолгу сосредотачиваться на чем-то одном, он не любит занятия требующие концентрации внимания и усидчивости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: