Для большинства крох последние месяцы первого года жизни отмечены двумя важными событиями: первыми словами и первыми самостоятельными шагами. Кроме этого, развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется новыми психологическими и физиологическими показателями. Малыши также активно выражают собственные чувства и эмоции, а также могут проявлять в определенных ситуациях будущий темперамент.
Уровень двигательной активности у детей в данном возрасте индивидуальный. Некоторые малыши в 11 месяцев еще продолжают активно ползать, а другие – совершают первые уверенные шаги. В процессе передвижения дети исследуют окружающее их пространство. Кроха может рассматривать интересующий его предмет в различных ракурсах, а также осуществлять с ним всевозможные манипуляции, чтобы определить его основные свойства: бросать на пол, стучать, кусать, лизать и т.д. Он достает интересную для него игрушку, используя разные движения.
Пальчики малышей в 11 месяцев становятся более ловкими и послушными. Ребенок с помощью большого и указательного пальца замечательно собирает небольшие детали, а также с большим удовольствием рвет листы бумаги на маленькие кусочки. Также малыш пытается самостоятельно строить башню из двух кубиков, которую сразу же разрушает.
В 11 месяцев у ребенка происходит полное понимание смысловой нагрузки слов. Малыш выполняет простые просьбы взрослых и реагирует на свое имя. Ребенок также осваивает значение жестов и повторяет их по необходимости. Например, «дай-дай», «ну-ну-ну», «пока-пока» и т.д. В данном возрасте дети отлично реагируют на интонацию произнесенных слов. Они четко распознают слова похвалы и критику в собственный адрес. Дети в 11 месяцев понимают значение предлогов: из, в, за. Малыши активно подражают всем действиям взрослых и любят подвижные и шумные игры.
Важно в данном возрасте организовывать с ребенком совместные игры, в которых обыгрывается какой-то простой сюжет: покормить вместе любимого мишку или уложить его спать. Всю последовательность действий родители должны обязательно комментировать и объяснять малышу.
У одиннадцатимесячного крохи активный словарный запас еще невелик, но значение многих фраз он отлично понимает. Побуждайте малыша выражать собственные желания не с помощью жестов или крика, а словами. Постоянно общайтесь с крохой, читайте с ним короткие стишки и первые сказки. Таким образом, вы не только расширите его словарный запас, но установите с малышом прочную эмоциональную связь, помогающую ему активно развиваться.
Чтобы ребенок был веселым и подвижным в течение дня, необходимо соблюдать правильный режим дня. Педиатры рекомендуют сохранить в этом возрасте два дневных сна, и пять кормлений. В зависимости от темперамента и индивидуальных особенностей малыша данные цифры могут изменяться. Например, если малыш вечером засыпает рано и спит до утра спокойно, то от ночного кормления можно отказаться.
Масса тела одиннадцатимесячного малыша уже колеблется в приделах 9,6-10,2 кг, а показатель роста составляет 72-75 см. Следует отметить, что физическое развитие ребенка зависит от его индивидуальных особенностей, половой принадлежности, активности и сбалансированности рациона питания. В данном возрасте также формируется молочный прикус, позволяющий малышу расширить диапазон его вкусовых ощущений.
Что умеет ребенок к концу 11 месяца жизни
Заботливые родители часто задают вопрос: что умеет ребенок к концу 11 месяца жизни и правильно ли развивается их малыш. Существуют стандартные показатели физического, интеллектуального, эмоционального развития одиннадцатимесячного малыша. Но не стоит переживать, если ваш малыш еще не умеет выполнять какие-то действия. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально!
Основные показатели физического развития ребенка к концу 11 месяца:
- умеет активно передвигаться на четвереньках;
- пытается идти самостоятельно в определенном направлении;
- умеет ходить боком, удерживая равновесие с помощью мебели, манежа или других подручных средств;
- идет к взрослым вперед, когда ему подают обе руки;
- хорошо сидит;
- постепенно привыкает к результативному высаживанию на горшок;
- может пережевывать твердую пищу;
- пытается самостоятельно манипулировать ложкой, в процессе приема пищи.
Одиннадцатимесячный малыш отличается высокой познавательной активностью. Кроха может с легкостью выполнять следующие действия:
- осуществляет различные манипуляции с предметами (бросает мяч, складывает пирамидки, катит коляску);
- любит складывать игрушки в емкости и коробки;
- умышленно сбрасывает игрушки;
- указывает рукой на предметы, которые ему интересны;
- проявляет заинтересованность к окружающим его людям, явлениям и предметам;
- подражает действиям мамы;
- открывает ладошку в соответствии с предметом, который желает взять;
- с удовольствием имитирует голоса животных: гав-гав, хрю-хрю и т.д.
В данном возрасте у малыша активно развиваются речевые центры, и обогащается словарный запас.
Ребенок с удовольствием выполняет следующие действия:
- произносит 5-10 осмысленных слов;
- может общаться в виде лепета-монолога, который похож на небольшие предложения;
- четко понимает значение слов «нет» и «нельзя»;
- реагирует активно голосом на звучание мелодий;
- по просьбе родителей приносит игрушки и предметы;
- подражает различным звукам.
Кроха в одиннадцатимесячном возрасте требует внимания взрослых и любит с ними играть. В процессе игровой деятельности малыш активнее развивается, познавая новую информацию для него.
Если родители предлагают ребенку освоить основы изобразительного искусства, то он в 11 месяцев сможет:
- воспринимать основные цвета;
- с интересом рисовать пальчиками на бумаге, создавая первые шедевры изобразительного искусства;
- быстрее научится определять форму, фактуру и цвет предметов.
Малыши также любят прослушивать веселые музыкальные композиции, реагируя на них танцевальными движениями, совместным пением или мимикой.
В возрасте 11 месяцев ребенок предпочитает слушать короткие веселые стишки и сказки. Он охотно рассматривает иллюстрации к ним и может показывать по просьбе взрослого основных героев. Малышам нравится, когда взрослые читают сказку с различной интонацией и сопровождают ее театрализованными действиями.
Развивающие занятия и игры для 11-месячного ребенка
Для развития у малыша основных понятий: форма, цвет и размер, понадобятся различные пирамидки, рамки и вкладыши Монтессори, кубики разных размеров, коробочки с отверстиями. Занятия с данным дидактическим материалом развивают у малыша мелкую моторику рук и формируют понятия маленький-большой, один-много. Кроха учится группировать предметы по заданному цвету или размеру, а также приобретает навыки составления пирамидок по предложенному образцу. Необходимый материал можно приобрести в магазинах детских товаров, а также сделать собственными руками. Например, яркий ящик с различными отверстиями, в который малыш будет опускать различные предметы, отличающиеся формой и размерами. Особое удовольствие крохе доставляет процесс опрокидывания чудо-ящика и самостоятельное извлечение из него различных предметов.
Рекомендуются следующие развивающие занятия и игры для 11-месячного ребенка:
Первая стройка.
Для данной игры можно приготовить пустые стаканчики из пластикового материала или склеить из картонных пакетов яркие кубики. Предложите малышу поиграть в «стройку». Хвалите кроху, когда ему удается положить один кубик на другой. Данная игра развивает мелкую моторику, координацию движений и умения концентрировать внимание.
Определяем свойства предметов.
Данная развивающая игра формирует речь малыша и развивает его сенсорику. Для игры подготовьте предметы, отличающиеся фактурой, цветом и размерами. Например, твердый кубик и мягкий слон. Положите руку крохи на твердый кубик и с твердой интонацией произнесите: «Это твердый кубик». Далее повторите еще несколько раз свойство данного предмета и переходите к мягкой игрушке. Слово мягкий слон также произнесите с мягкой интонацией. Таким образом, малыш научиться отличать мягкие и твердые предметы между собой.
Где же он?
Для игры возьмите любимую игрушку малыша, например, мяч и спрячьте ее. За вашими действиями должен наблюдать малыш. А потом продекламируйте ему:
Где наш мячик?
Где же он?
Поскорей его найдем!
Подойдите с малышом к месту, где спрятан мяч и вытащите его вместе со славами: «Ура, мы нашли наш мяч!»
Далее спрячьте другие игрушки, при этом изменяя слово «мяч» на название других предметов. Когда малыш освоит последовательность действий в данной игре, он сможет самостоятельно искать различные предметы. Данная игра поможет ребенку развивать память и ориентацию в пространстве.
Игра Рукавичка.
За основу игры можно взять известную одноименную сказку и приготовить игрушки, которые встречаются в сюжете данного произведения: мышку, лягушку, зайца, лису, медведя. Далее переложите игрушки в платяной мешок, который будет служить образом рукавички, и спросите: «Кто в рукавичке живет? Покажитесь нам!». Достаньте с мешка зайчика и вместе с малышом проговорите, как называется это животное, какой у него голос и что он умеет делать. Так поочередно необходимо обыграть все игрушки, находящиеся в мешочке.
Игра «Рукавичка» прививает ребенку навыки общения, развивает речь, память и внимание.
Игра Свободный художник.
Для данной игры нужно приготовить большой лист ватмана или кусок старых обоев. Расстелите бумагу на пол или прикрепите скотчем к вертикальной поверхности на уровне ребенка. Возьмите безопасные краски различных цветов и кисточки. Нарисуйте малышу на бумаге разноцветные линии, овалы, круги и другие формы. Главная задача – заинтересовать малыша собственными действиями. Если малыш проявит желание создать собственный шедевр, то помогите ему с помощью пальчиков или ладошек нарисовать первый рисунок.
Эта игра отлично развивает творческие способности, мелкую моторику рук, учит концентрировать внимание на предмете.
Игра Дай игрушку.
Приготовьте две игрушки и разместите их на двух стульях. Например, машину и медведя. Попросите малыша показать, где находится медведь, как он разговаривает. После этого скажите малышу: «Дай мне медведя!». Когда кроха принесет игрушку, то обязательно похвалите его за это.
Родители могут с малышом в 11 месяцев играть в различные игры. При этом сюжет игры предоставляется педагогами-методистами или продумывается самостоятельно родителями. Важно, чтобы в процессе занятий малыш себя прекрасно чувствовал и был готов к новым открытиям!
Поездка в автомобиле:
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками:
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья:
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан:
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми:
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.
Время игр
Покормите куклу:
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери:
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор:
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном:
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма:
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель:
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку:
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой:
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка:
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
«Гимнастическое бревно»:
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага:
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы:
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков:
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску:
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу:
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке:
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч:
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки:
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы:
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку:
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли:
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные:
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки:
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.
Повседневные дела
Время кормления
Сыпучие продукты:
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды. Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки:
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры:
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание:
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка:
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.
Время купания
Утиный суп:
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка:
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови:
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка:
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками:
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки:
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента:
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.
Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать:
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии:
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками:
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле:
Петь хорошо знакомые песни — отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.
Наверх…
Мэрилин Сигал «Ребенок играет от рождения до года»