Ирония Судьбы: обижаясь в детстве на своих «несправедливых» родителей и давая себе обещание, что собственных детей он будет воспитывать уж точно по-другому, почти каждый новоиспеченный родитель начинает воспитание ребенка… с того же «кнута и пряника», которым до него пользовались все поколения мам и пап!
А куда же деваются все его благие намерения поразить мир и своих «отсталых предков» уникальными методами и приемами воспитания подрастающего поколения? Как же его заявления о том, что своим детям он будет позволять абсолютно все: от татуировки на щеке до стритрейсинга по ночам, от мадагаскарского таракана в банке на обеденном столе до паркура в недостроенных высотках?
Все возвращается на круги своя: и в руках выросшего подростка, когда-то обещавшего водопады нежности и бесконечных поцелуев будущим наследникам, как-то вдруг незаметно появляется потрепанный ремень, голос приобретает металлические нотки опытного «укротителя строптивых», а общение с ребенком стремительно сокращается до дежурных вопросов на бегу: «Ты поел? Уроки выучил? Деньги взять не забыл?»
С какого возраста начинать
В каком возрасте начинать воспитывать малыша? По единогласному мнению психологов воспитание начинается в период, когда вы приняли решение стать родителями. Еще в утробе малыш чувствует настроение мамы, ее эмоциональное состояние, что сильно влияет на его характер и здоровье. Существуют возрастные стадии воспитания ребенка:
- дородовая;
- от рождения до года;
- от года до трех лет;
- дошкольная;
- с 7 лет до 12;
- подростковая;
- юность.
Что такое воспитание?
Сегодня я хочу поговорить о том, что такое воспитание и зачем оно нужно.
С самого рождения любой человек подвергается процессу воспитания. Сначала ребёнка воспитывают родители, затем подключаются к процессу воспитания коллектив, в который попадает малыш. И общество очень сильно влияет на формирование личности ребенка.
Если посмотреть на процесс воспитания широко, то всю жизнь все люди друг друга воспитывают. Ребёнок воспитывает взрослых, жена — мужа, муж — жену, начальник — подчинённых и т.д.
Таким образом, воспитание — это такое воздействие, при котором происходит рост и развитие личности, развиваются и формируются качества личности, меняется поведение.
Когда ребёнок рождается, каждой маме интуитивно понятно, что надо делать: покормить, поменять подгузник, поиграть, погулять… Вроде бы сложно — бессонные ночи, не хватает времени на себя, нет возможности отдохнуть, когда хочется. Но когда ребёнок вырастает, становится гораздо сложнее: не убирает игрушки, не хочет идти в сад, не слушается, упрямится, закатывает истерики. И вот тут возникает первый вопрос: что же делать?
Ребёнок растёт, а проблемы не уменьшаются. В школе возникают новые проблемы: плохо учится, дерзит взрослым, подружился с плохим мальчиком и т.д. И опять возникает тот же вопрос: что же делать?
И это вполне естественный вопрос. Нас не учили, что делать с детьми, как их воспитывать, чтобы они выросли самостоятельными, думающими, добрыми, ответственными, чтобы они всему научились. Как это сделать? Надо воспитывать. Как воспитывать?
Родители обнаруживают, что их педагогические знания дают сбои: ребёнок растёт эгоистом, ребёнок не хочет учиться, часто грубит. Настоящих причин родители выявить не могут, поэтому ссылаются на плохую наследственность, плохих учителей, плохих товарищей и т.д. Но часто заходят в тупик.
Совершенно упускается тот факт, что воспитание детей — это такая же специальность, как и любая другая. Как всякая специальность, она требует от воспитателя определённой подготовки.
Снова возникает вопрос: так что же делать? Перечитывать очередную стопку книг по воспитанию? Скажу честно, воспитывать по книгам невозможно. Каждый ребёнок индивидуален и неповторим. Воспитывать без книг тоже не получается, потому что наших педагогических знаний не хватает. Мы перенимаем что-то от своих родителей, но в принципе, делаем так, как получается, опираясь на свой социальный статус, свои правила и нормы.
Поэтому самый лучший вариант — воспитывать, опираясь на книги, учитывая индивидуальность своего ребёнка, не бояться пробовать различные методы и способы.
Когда нужно начинать заниматься воспитанием ребёнка?
На одной из своих знаменитых лекций известному педагогу А.С. Макаренко был задан вопрос о том, с какого возраста надо начинать воспитание. Макаренко спросил: «А сколько лет вашему ребёнку?». Родитель ответил: «Пять лет». И педагог ответил: «Вы опоздали на 5 лет».
Народная мудрость тоже гласит, что ребёнка надо начинать воспитывать, когда он лежит поперёк лавки. Современные учёные, занимающиеся перинатальной психологией, утверждают, что воспитание происходит уже в утробе матери.
И действительно это так. Эмоциональная связь матери и ребёнка зарождается ещё во время внутриутробного развития. Многие замечают, что ребёнок реагирует на звуки, свет, эмоциональное состояние матери.
Успешность воспитания в каждой семье зависит от следующих факторов:
- характеристика личностей членов семьи;
- ценностные ориентации членов семьи;
- потребности и вкусы членов семьи.
Как видите, не только методы и средства воспитания играют большую роль в воспитательном процессе.
Таким образом, воспитание — это сложный процесс. Я буду постепенно освещать эту тему. Поэтому подключайтесь к обсуждению, к обмену опытом.
Особенности воспитания детей раннего возраста
Родившись на свет, уже с первых своих дней карапуз впитывает в себя всю информацию, которую он только может воспринимать, у него появляются условные рефлексы. С первых месяцев рождения мама во время одевания и кормления говорит с малышом, рассказывает о доме, об окружающих его родных людях.
В первые годы жизни начинает формироваться личность малыша. В это время закладываются разные основы развития человека:
- появляются первые эмоции;
- развивается память;
- формируются потребности в обществе.
До трех лет у ребенка совершенствуется работа органов чувств, он начинает воспринимать информацию на слух и зрительно. Он осваивает простейшие правила поведения, формируются вкусы, привычки, привязанности.
С раннего возраста родителям необходимо установить четкие правила дисциплины, которые должен ребенок соблюдать. При этом малышей наказывать нельзя, чтобы у него не сформировалось агрессивное поведение.
Очень важно именно в этот период правильно организовать процесс обучения и воспитания. Взрослым необходимо соблюдать ряд правил:
- Не спешить. Лучше несколько раз повторить слова, игры и действия.
- Хвалить. Нужно придумать поощрение, если ребенок стремится что — то сделать сам.
- Держать одну тактику. Семья не должна иметь разные мнения по поводу воспитания.
- Подходить индивидуально. Не нужно требовать от малыша то, что ему не интересно или пока не получается.
- Правильно использовать запреты. Любой запрет нужно обосновывать, объясняя ребенку, почему это делать нельзя.
- Быть оптимистом. При малыше нужно быть всегда спокойным. Если вы будете переживать и беспокоиться, то малыш тоже будет неуверенным и потеряет стремление развиваться.
- Разнообразить жизнь ребенка. Создавайте ситуации, при которых малыш получит положительные эмоции.
Главную роль в воспитании детей раннего возраста играют положительные эмоции. Даже, если малыш не понимает смысла слов, то он отреагирует на интонацию голоса и настроение.
Раннее развитие и воспитание ребенка
Книги, Библиотека » Детская психология, Саморазвитие » Воспитание детей
© Масару Ибука
Фрагмент книги Ибука М. До трех — самое время! 76 советов по раннему воспитанию. — СПб.: Питер, 2021.
Масару Ибука — один из основателей корпорации Sony, также известен как автор методики раннего воспитания детей. Он пишет о своей новой книге: «Я не профессиональный педагог, но именно поэтому замечаю то, что трудно заметить специалисту. Маленькие дети обладают неограниченным потенциалом. Я впервые представил свою теорию раннего развития в книге «После трех уже поздно». После этого наука о мозге и медицина шагнули далеко вперед и подтвердили, что маленькие дети действительно обладают удивительными способностями».
Что же понимают под ранним развитием некоторые родители? До трех лет, когда мозг ребенка обладает уникальными способностями, они не обращают на это никакого внимания, а после трех начинают учить его тому, чему учат в начальной школе. Это в корне неверно. Нельзя делать из ребенка гения, забывая о том, что в первую очередь вы должны воспитать его хорошим человеком.
И это не так сложно, как может показаться. Мой подход очень логичен и эффективен. Таким пожилым людям, как я, чтобы что-то запомнить, нужно бесконечное количество раз это повторить. А если мать будет развивать ребенка с самого рождения, он без труда усвоит все необходимое.
Любая мать может воспитывать ребенка в возрасте образов
Как вы знаете, приниматься за воспитание после трех лет уже поздно, начинать нужно в возрасте образов. Но вот вопрос: кто, чему и как должен учить ребенка в это время?
Сначала разберемся с «кто». Учитывая, что воспитание в этом возрасте основывается на использовании способности ребенка распознавать разные образы, это обязательно должна быть мать. Возраст от рождения до года или двух лет — это период активного развития, ребенок в это время постоянно находится с мамой. Чтобы задействовать его способность распознавать образы, необходимо постоянно, терпеливо и много повторять с ним одно и то же. А кто еще может сделать это, кроме матери, которая любит малыша и всегда находится рядом?
Кто-то может возразить, что это слишком сложная задача. На самом деле, если в возрасте образов задействовать способность ребенка к распознаванию паттернов, он без проблем усвоит все необходимое. В этот период малыш как будто сам просит маму: покажи еще, продолжай. И благодаря повторению мать может закрепить в его голове самую разную информацию.
Теперь обратимся к «что» и «как». Это уже должна решать мать. Главное, на что я хочу обратить внимание: удивительные способности ребенка в этом возрасте нужны не только для того, чтобы сделать из него гения в английском или музыке. Самое главное — научить его основным правилам жизни в обществе. Воспитайте полноценную личность, человека, который думает не только о себе, но и о людях вокруг.
От всего сердца хочу поблагодарить разных ученых и специалистов за их бесценный опыт и знания, которыми они делились на страницах журнала «Раннее развитие ребенка», авторов книг, откуда я почерпнул много нового, и, конечно, матерей, которые в письмах рассказывали мне о своем опыте воспитания детей.
Хорошая мать любит ребенка и стремится правильно воспитать его
«Хороший» и «плохой» — очень удобная мерка, чтобы оценивать вещи, поступки и события. Но такая оценка крайне субъективна: одна и та же музыка кому-то кажется хорошей, а кому-то плохой, так всегда бывает. И тем более нет единого стандарта, позволяющего определить «хорошую мать» и «хорошего ребенка», ведь все люди разные.
Японцы, которые долго жили за границей и вернулись на родину, в один голос утверждают, что у японских детей нет чувства ответственности перед обществом. Они имеют в виду, что дети в общественных местах не задумываются о неудобствах, которые могут создавать окружающим своим поведением. Например, в метро дети без очереди лезут в вагон, чтобы побыстрее занять место на сиденье, или пачкают одежду сидящего рядом человека, не обращая на это никакого внимания. Самая жесткая критика в этом случае направлена против матери, которая все это позволяет.
Подобные ситуации — проблема воспитания. Если спросить людей, что значит «хороший ребенок», все ответят по-разному. Но большинство будет единодушно в оценке «хорошая» и «плохая» по отношению к матери.
«Хорошая мать» любит своего ребенка и старается достойно воспитать его — с этим все согласятся.
«Хорошего ребенка» каждый представляет по-своему. Но если мать не стремится вырастить своего ребенка хорошим (в ее представлении о хорошем), как родитель она провалилась. Я убежден в том, что основные качества «хорошего ребенка» закладываются до трех лет, когда родитель может полностью им управлять.
Известный американский психолог профессор Джером Брунер считает, что хорошие родители «устанавливают невербальную связь с ребенком еще до того, как он начнет говорить, и с ее помощью общаются и играют с ним, тем самым развивая». Другими словами, хорошие родители сознательно воздействуют на ребенка в возрасте образов, чтобы правильно воспитать его. Обычно говорят, что ребенок может расти и без родителей, но «вырасти» и «получить воспитание» — совсем разные вещи. Если мать не любит своего ребенка и не старается его воспитывать, ребенок ни за что не вырастет хорошим.
До детского сада ребенок легко может «подхватить» характер и поведение матери
Говорят, что ребенок — зеркало своей матери. Посмотри на ребенка — и поймешь, что за люди его родители. Влияние, которое оказывает на ребенка дошкольного возраста материнское воспитание, сильнее, чем мать может себе представить. Врачи-педиатры обычно наблюдают ребенка и мать вместе. Говорят, что опытные врачи с одного взгляда на ребенка могут определить, что за человек его мать.
Вот, например, история Дои Ёсико из города Кобе, которая долгие годы работает в сфере дошкольного образования. Дои руководит детским садом, к настоящему времени она выпустила около 5000 детей. Она рассказала о трех способах, которые использовала при приеме детей в детский сад.
Первый — совместный тест для матери и ребенка, второй — прием всех в порядке очереди, третий — жеребьевка. Почему она использовала все три способа? В первом случае многие мамы жаловались, что вступительный тест задевает их материнское достоинство: если ребенок проваливался, они считали, что это их вина. Во втором случае желающие попасть в детский сад приходили ночью и стояли в очереди, чтобы записаться. В конце концов пришлось использовать третий способ.
Меня заинтересовало, как отличались дети, попавшие в сад разными способами. По словам Дои Ёсико, дети, попавшие в сад первым способом, обладали лучшими способностями, а среди детей, выбранных третьим способом, было много не очень умных детей. Каждый год из ее детского сада выпускается примерно 300 детей. Среди детей, попавших в сад по результатам тестирования, 40–50 человек позже поступили в лучшие университеты страны. А среди детей, выбранных вторым и третьим способом, процент поступивших оказался значительно ниже.
Конечно, я не считаю, что дети, которые поступили в обычные университеты, хуже тех, кто поступил в лучшие вузы. Многие ошибочно полагают, что для поступления ребенка в престижный университет необходимо заниматься его образованием еще до детского сада. Это не так. А вот материнское воспитание и развитие, которое ребенок получает до детского сада, влияет на всю его жизнь. Будущее ребенка зависит от матери — настолько велика ее ответственность.
Мать должна уделять пристальное внимание воспитанию ребенка до двух лет
Если спросить современных молодых мам, зачем они родили ребенка, в ответ часто можно получить безответственное «муж захотел» или «в семье должен быть ребенок». Иногда даже отвечают «от скуки», и в этом случае ребенок для взрослых — просто игрушка. А если, наоборот, спросить женщин без детей, почему они не рожают, услышишь такие эгоистичные ответы: «ребенок будет мешать работе», «жизнь и так тяжела», «ребенок будет отнимать все время, не останется на себя».
На японском телевидении выходила передача «Женское призвание»: никто из пятидесяти участниц не ответил, что их призвание заключается в воспитании детей. Когда работающая женщина выходит замуж, она вынуждена одновременно делать три больших дела: работать, воспитывать ребенка, следить за домом. Поэтому можно понять, когда современные женщины сомневаются, заводить ли им детей. Но разве есть для женщины работа более важная, чем воспитание ребенка?
Вот что говорит по этому поводу японский скрипач и педагог Судзуки Синъити, основоположник всемирно известного метода преподавания игры на скрипке:
«Вы говорите, что очень заняты разными делами и на ребенка не остается времени. Но что может быть важнее в этом мире, чем воспитание детей? Если у вас есть такое занятие, то зачем вы вообще родили ребенка? Можете заниматься своими «важными делами» хоть до пятидесяти или шестидесяти лет. Когда закончите — тогда и заводите детей!» Что могут ответить на это женщины, которые родили ребенка от скуки, и женщины, которые не рожают, потому что ребенок будет мешать работе?
Известный критик и эссеист Акияма Тиэко — женщина-карьеристка, прекрасно справлявшаяся со всеми тремя обязанностями: работой, воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства — считает, что женщины, которые сознательно не заводят детей, просто лентяйки. Воспитание детей — это не бесполезный труд, это одно из главных дел в жизни женщины, и именно поэтому, по ее словам, она могла хорошо справляться и с работой, и с домашними делами тоже.
Исходя из собственного опыта Акияма советует мамам, которые хотят работать, а не сидеть дома: «Сейчас у вас потрясающе интересный период в жизни. Все зависит от вас: вы можете стать воспитателем, диетологом или дизайнером… Но главное — уделять внимание воспитанию ребенка».
Размышляя о процессе развития ребенка, я пришел к выводу, что особенное внимание воспитанию мать должна уделять до двух лет. Именно она может положительно влиять на ребенка в возрасте образов.
Роды раньше называли главным делом женщины. Но я бы сказал, что самая главная работа начинается после родов. И если мать не может как следует заботиться о ребенке и воспитывать его, она не сможет хорошо выполнять и другую работу. Я считаю, что воспитанию ребенка до двух лет нужно уделять как можно больше внимания, недостаточно просто родить, нужно воспитывать ребенка, заботиться о нем, беспомощном и беззащитном, до того момента, пока он не повзрослеет.
Конечно, я мужчина и не могу понять всю тяжесть родов. Но поэтому и нужно как следует воспитывать с таким трудом рожденного ребенка, а иначе в страданиях нет смысла. На свете много матерей, которые считают, что раз они уже родили ребенка, то их работа закончилась, и теперь они будут наслаждаться жизнью. Но разве есть большее счастье и радость для матери, чем воспитание своего ребенка?
У матери есть возможность стать не только воспитателем, диетологом или дизайнером, но и врачом, и духовным наставником. И когда мать совмещает все эти роли, ребенок растет и развивается хорошо. Есть матери, которые перепоручают заботы о ребенке другим людям. Ничего удивительного, что таких матерей упрекают в безответственности и лени и даже говорят, что они фактически бросили своего ребенка. Рождение ребенка — это не способ развеять скуку, воспитание малыша требует больших усилий.
От того, как воспитывается ребенок в период до двух лет, зависит его будущее. Поэтому так важно, чтобы мать серьезно отнеслась к его воспитанию хотя бы в это время. И это вполне посильная задача.
Воспитание ребенка начинается в тот момент, когда он рождается
Говорят, что если рядом с новорожденным щенком положить карманные часы, завернутые в полотенце, он будет спокойно спать. Тиканье часов звучит для щенка как сердцебиение матери. Все новорожденные испытывают сильнейший стресс после рождения. В животе матери они слышали биение ее сердца — вероятно, именно поэтому детеныши животных успокаиваются, когда слышат похожий звук во внешнем мире. И дети не исключение.
Проводился такой эксперимент: младенцу давали послушать звуки, похожие на сердцебиение матери, и он успокаивался. Когда эти звуки учащались, ребенок начинал плакать. После этого эксперимента стали продавать аудиозаписи, на которых звук сердцебиения постепенно переходит в музыку.
Более того, считается, что у детей, которые в роддоме в комнате для новорожденных лежат ближе ко входу, следовательно, слышат больше разных звуков и чувствуют присутствие людей, мозг развивается лучше, чем у тех, кто лежит в глубине комнаты.
Для развития новорожденного ребенка очень важны даже первые несколько часов или несколько дней, воспитание ребенка начинается в тот момент, когда он рождается!
Умные мамы читают умные книги по воспитанию детей и детской психологии. Но изначально для воспитания ребенка важна природная связь между ним и матерью. В таких процессах, как беременность, роды, воспитание, особенно сильна природная составляющая. Если мать ее недооценивает, она может упустить самое благоприятное «время воспитания», что впоследствии никак не наверстать, сколько усилий ни прикладывай.
Я хочу убедить женщин быть более ответственными в воспитании детей. А начинается эта ответственность с осознания природной связи между матерью и ребенком. Намного лучше, если ребенок слушает настоящее сердце матери, а не имитацию сердцебиения в записи.
© Масару Ибука М. До трех — самое время! 76 советов по раннему воспитанию. — СПб.: Питер, 2021. © Публикуется с разрешения издательства
Задачи в воспитании ребенка раннего возраста
Воспитание детей раннего возраста имеет несколько граней. Малыш должен развиваться физически, интеллектуально, эстетически.
Главный фактор воспитания — здоровая и приветливая атмосфера в семье. Здесь все имеет значение: как взрослые относятся друг к другу, какие в семье интересы, отношение к труду. Если нет согласия в семье, то и дети перестают слушаться и не воспринимают взрослых серьезно.
В таблице рассмотрены задачи воспитания детей раннего возраста.
Вид воспитания | Главные задачи |
Физическое | Приучить ребенка вести активный образ жизни. Создать условия, чтобы ребенок рос здоровым. Научить соблюдать гигиену. Приучить к режиму и правильному питанию. Приучить делать утром зарядку |
Интеллектуальное | Развивать память и наблюдательность, учить воспринимать информацию. Развивать логику, учить анализировать информацию. Развивать сенсорно с помощью тактильных ощущений. |
Нравственное | Прививать любовь к семье. Развивать правильное отношение к жизненным ценностям. Учить необходимым привычкам: аккуратности, вежливости и милосердию. Развивать хорошие качества: доброту, искренность. Знакомить с навыками общения, учить дружить. Приучать к домашнему хозяйству. |
Культурное | Развивать музыкальные способности. Учить малыша заботиться о природе и животных, любить их. Развивать творческий потенциал |
Родители должны приводить ребенку личный пример. Нельзя требовать от малыша то, что вы сами не делаете. Обязательно хвалите его за хорошие поступки и обучение.
Занимаясь с ребенком дошкольного возраста, двигайтесь постоянно вперед. Как только увидите, что ваш малыш справился с заданием, следующее дайте более сложное. Только в этом случае он будет развиваться и от игры получит удовольствие.
Известные методики воспитания
Правильно выбрать методику раннего развития – главный вопрос для родителей. Вам необходимо ознакомиться с несколькими методиками и выбрать ту, которая подойдет для вашего карапуза.
Мария Монтессори – всестороннее воспитание
По данной методике задача родителей — создать ситуацию, в которой ребенок сможет познавать сам окружающий мир. Обучающие игры делятся на разные зоны:
- предметная среда, в которой малыш познает мир с помощью предметов;
- реальная жизнь, где выполняя разные домашние дела, ребенок учится независимости и самостоятельности;
- языковая зона, где малыш развивает свой ум;
- двигательная, благодаря ей, ребенок развивает координацию движений, ловкость и быстроту внимания.
Зону для занятий ребенок должен выбрать сам, а ваша задача помочь ему организовать все так, чтобы малыш смог реализовать в полной мере свой потенциал.
Глен Доман – воспитываем с пеленок
Методика Глена Домана основана на формировании умственных способностей малышей во время активного развития мозга. В основе методики лежит уверенность в том, что ребенок получит информацию, когда увидит картинку и услышит название изображения. Автор также физическое развитие малыша связал с интеллектом. Каждый день выполняя упражнения по методике Домана, ребенок быстрее начнет говорить и расширит свой словарный запас.
Вальдорфская школа – подражаем взрослому
Главная цель вальдорфской методики – подражать взрослым с помощью сюжетных ролевых игр. Вальдорфские педагоги подходят индивидуально к каждому ребенку, они заостряют внимание на раскрытие индивидуальных способностей малыша.
Программа методики опирается на творческую деятельность и народную культуру, применяется эстетическое воспитание. Малыша вводят в мир сказки, он себя раскрывает в пении, театре, рисунке, лепке.
Еще одним важным направлением данной методики является экологическое воспитание. Представление о жизни природы и ее закономерностях малыш получает из стихов и художественных изображений. Любая игра и занятия сопровождаются музыкальным оформлением.
Теперь вам известно, зачем нужно воспитывать детей с раннего детства. Чем раньше ребенок познает мир, тем быстрее он выберет в жизни правильную дорогу и станет хорошим человеком. Много знаний малыш получит и в детском саду, но закладывать основы воспитания необходимо вам – родителям.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Как и когда начинать воспитывать ребенка?
Ты наверно уже не раз слышала пословицу, которая гласит: «воспитывай ребенка, пока он поперек лавки лежит…» Такого мнения придерживается довольно много родителей, но существует и другая точка зрения, которая последнее время довольно часто стала появляться в статьях и высказываниях психологов, педагогов и даже проповедников – воспитание начинается уже в утробе матери. И с этим нельзя не согласиться.
Разве не правда, что как только женщина узнает о своей беременности (если она была не запланирована), сообщает об этом будущему отцу, то уже с этого момента формируется определенное отношение к будущему ребенку.
Кто-то считает его всего лишь «плодом», который не понимает, не чувствует, не слышит и тем более ничего не скажет в свою защиту таким родителям. Для других это маленькое существо, живущее в «домике» у мамы, который уже очень любим, о нем думают, с ним разговаривают, учат слышать красоту музыки, видеть огромный и прекрасный мир.
Любое из этих отношений формирует «душу» будущего человека, именно на этом этапе и начинается его воспитание или не воспитание. Здесь важно все и то, как папа относится к маме, и как мама ведет себя в период беременности, и что она слушает, или смотрит, о чем думает, мечтает. В общем, нет ни одного не важного момента или дела у будущих родителей.
Но воспитание, воспитанию рознь. Мнение о том, как воспитывать ребенка, во многом зависит от тех правил и традиций, которые существуют в семье. Некоторые родители предпочитают растить «неизбалованного», готового к жизненным трудностям и проблемам человека. А кто-то желает дарить безмерную любовь своему чаду.
Хотелось бы остановиться именно на любви. Знаешь, как говорят – можно ребенка недолюбить, но перелюбить невозможно!
Окруженный любовью и заботой малыш растет уверенным, быстро набирает силы, успешно развивается и познает окружающий мир, потому что чувствует поддержку со стороны близких и значимых для него людей.
Иногда приходится слышать грозный окрик со стороны родителей: «Не таскайте его (ее) на руках! Нечего расповаживать!» Какая глупость!
Вспомни, ведь целых 9 месяцев это маленькое чудо жило в твоей утробе, чувствовало твой запах, слышало, как стучит сердце, как звучит твой голос. И вдруг, его, в полном смысле этого слова, выбросили в мир, где все столь знакомые и родные ощущения находятся теперь отдельно от него.
А ему, как и прежде, они необходимы чтобы успокоиться, уснуть. Ну, как тут не вспомнить теорию «восьми объятий», по которой каждый человек должен в течение дня получать свою порцию любви для хорошего самочувствия, развития и счастья.
Немало споров вызывает и тема кормлений: по часам или по требованию. Здесь нельзя с твердой уверенностью говорить о правильности любой из этих точек зрения. Все слишком индивидуально и во многом решение данного вопроса зависит от типа темперамента младенца.
Поэтому принимай решение сама. Ты спросишь, почему вдруг в вопросах воспитания затрагивается тема кормлений. Да потому, что это первое приучение ребенка к режиму, к способу организации его жизни без чего в дальнейшем не возможно будет строить воспитательный процесс.
Ты все 9 месяцев разговаривала со своим ребенком, и теперь не замолкай. Говори много, говори часто, обращаясь к нему. Рассказывай все что видишь, что делаешь, о своих чувствах и ощущениях. Пой колыбельные, читай сказки, детские стишки, можно даже лирику для взрослых.
Пусть малыш пока не может тебе ответить, но он точно понимает тебя. И такое понимание в дальнейшем перерастет в познавательный интерес, желание говорить с тобой, умение слышать и слушать. А не это ли мы так хотим получить в итоге воспитания своего ребенка.
Вот так просто, но вместе с тем и сложно начинается воспитание маленького человечка. Просто потому, что тебе не придется делать что-то особенное, новое и неизвестное. А сложность состоит в том, что не всегда есть силы и желание проделывать все эти манипуляции с ребенком, особенно после утомительных бессонных ночей.
Но у тебя рядом есть замечательные папа, бабушки и дедушки. Не стесняйся, передавай им часть своих полномочий, а иногда просто требуй от них песен, чтений и объятий. Но не забывай главное, любовь – вот твой верный помощник, который подскажет, придаст силы, когда их кажется уже сосем не осталось!