Что умеет ребенок в 1 год? Список умелок согласно статистике

Особенности развития речевого аппарата

Ребенок открывает первые возможности общения, когда узнает, что с плачем ему удается получить еду и комфорт. Более того, новорождённые с первых месяцев уже начинают распознавать важные звуки вокруг них, например, голос мамочки. По мере взросления дети начинают понимать звуки речи, составляющие слова их языка. К полугоду они уже различают все звуки.

Важно! Как и в любом аспекте развития, у каждого ребенка свой ритм при овладении языком. Все зависит от индивидуального развития малыша, от того, когда его мозг биологически подготовлен к произнесению первых слов.

Однако не все дети следуют естественному прогрессу, или серии этапов, чтобы освоить языковые навыки. Иногда они задерживаются в достижении этих стадий из-за проблем со слухом, в других случаях – с органами, составляющими речевой аппарат (ЦНС, легкими и бронхами, горлом и гортанью, полостью рта и носа). Также на развитие речи способны повлиять внешние условия, в которых растет ребенок.

Нормы развития речи

Когда ребенок начинает говорить

Речь – это акт говорения, один из способов общения. Она включает в себя точную координацию мышечных действий языка, губ, челюстей и голосового тракта для создания узнаваемых звуков, составляющих язык. В развитии речи и слуха ребенок должен пройти ряд последовательных этапов, на каждом из которых он должен проявлять определенные достижения.

Новорожденный до 3 месяцев:

  • реагирует на звуки;
  • успокаивается и улыбается, когда с ним говорят;

  • плачет особенным образом, в зависимости от того, что его беспокоит;
  • начинает мычать и издавать отдельные звуки.

От 4 до 6 месяцев:

  • следует за звуками глазами, пытаясь определить их источники;
  • реагирует на изменения в тоне голоса матери;
  • распознает объекты, производящие звуки;
  • произносит некоторое количество простых слогов, таких как «ма», «ба», «па»;
  • способен смеяться.

От 7 месяцев до 1 года:

  • поворачивает голову и смотрит, откуда происходят звуки;
  • внимательно слушает, когда говорят взрослые;
  • лепечет группы слогов «бабабаба», «папапапа», «мамамама»;
  • подражает разным звукам речи;
  • понимает некоторые слова и правильно ассоциирует их с предметами и действиями;
  • общается с помощью жестов, например, поднимает руки;

  • может произносить несколько коротких слов.

От года до двух лет:

  • знает различные части тела и может указать на них, когда его просят;
  • выполняет простые просьбы, например, «Дай мне мяч»;
  • наслаждается рассказами, песнями и стихами;
  • соединяет слова в простые предложения: «Где папа?»;
  • постоянно пополняет речь новыми словами;
  • произносит все больше согласных звуков.

Когда говорят, что ребенок разговаривает в год, это значит, что он произносит несколько простых слов и понимает обращенную к нему речь.

Основные навыки детей в год

Прежде, чем оценивать различные показатели ребенка, необходимо запомнить правило: все дети развиваются индивидуально. Их рост и вес зачастую связаны не только с образом жизни и количеством питания, но и с национальной принадлежностью и генетической наследственностью. Как говорит доктор Комаровский, никогда не помешает окинуть взглядом себя и супруга перед взвешиванием и измерением роста у малыша.

Физическое развитие

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Средние показатели массы и роста для мальчиков и девочек к 12 месяцам

Пол ребенкаМасса, кгРост, см
Средний показательДиапазон нормыСредний показательДиапазон нормы
Мальчики10,89,4-11,975,773-79
Девочки10,19,0-11,374,872-77

Вес ребенка с момента рождения увеличивается в 3-3,5 раза. Ежемесячная прибавка веса снижается до 300-350 г. Снижается также и ежемесячная прибавка в росте, к году она составляет уже 1,5 см. Годовалый малыш обзавелся молочными зубками в количестве 4-8 штук, которые он успешно чистит с помощью собственной зубной щетки с каплей зубной пасты.

Период активного ползанья постепенно сменяется на смелые попытки научиться самостоятельно стоять без опоры и делать первые шаги. В этом вопросе все малыши ведут себя по-разному. Некоторые в год уже не только ходят, но вполне успешно бегают, кто-то еще не отпускает мамину руку, боится отступить от нее на шаг. Держась за руку, ребенок пробует спускаться и подниматься по ступенькам. Самостоятельно дети залезают и слезают с дивана.

Важная информация! В этом возрасте особенно важно обеспечить безопасное перемещение ребенка в пространстве: не оставлять одного в комнате с открытыми окнами, закрепить шкафы и стеллажи, чтобы они не опрокинулись, убрать провода и обезопасить розетки.

Бытовые умения и навыки

Ребенок проявляет самостоятельность: берет в руки ложку и поильник, пытается кушать и пить. Сам снимает и одевает одежду, которая ему поддается: шапочку, тапочки, носочки. Малыш самостоятельно держит и откусывает кусочки от хлеба, банана, яблока. Учится соблюдать правила гигиены: умывается и вытирается полотенцем, берет в ручку зубную щетку, делает попытки познакомиться с горшком.

Психомоторное развитие

В 1 год дети познают мир с помощью тактильных ощущений, а также, пробуя предметы на вкус, по-прежнему тянут все в рот. Движения становятся осмысленными, по просьбе взрослого ребенок поднимает и опускает руки и ноги, когда его одевают, берет в руки расческу и причесывает себя, как мама или папа. В годик дети умеют выполнять следующие действия:

  • открывать и закрывать шкафы и двери, поднимать крышки и открывать коробки;
  • выдвигать ящики;
  • переливать и черпать воду;
  • бросать мячик, пинать его ногой;
  • тянуть за веревочку игрушки, переворачивать их;
  • играть в песочнице – насыпать лопаткой песок в ведерко, высыпать его обратно в попытках сделать куличик.

Социальное поведение

Возраст, когда ребенку исполнился 1 год, – время активного проявления осмысленных эмоций. Ребенок плачем или смехом научился выражать свои чувства и говорить о своих потребностях. Раньше все вопросы решались криком. Кроме этого, сформировались следующие навыки:

  • с интересом реагирует на новые предметы и лица в окружении;
  • на расстоянии узнает своих близких;
  • рассматривает фотографии, находит знакомые лица, показывает пальчиком;
  • гримасничает, корчит рожицы, показывает язык;
  • способен повторить за взрослым чихание и покашливание;
  • понимает обращенный к нему запрет, знает значение слова «нельзя»;
  • в книжках показывает знакомых животных (собаку, кошку) или предметы;
  • слушает и двигается под ритмичную музыку, пытается «танцевать»;
  • знает, для чего предназначен пульт от телевизора и телефон, делает смелые попытки их захватить и пользоваться;
  • отказывается от еды, если нет настроения, или блюдо ему не нравится;
  • встречает на пороге дома маму или папу, ждет их у двери.

Моторика

Развитию моторики необходимо уделять достаточно внимания, чтобы развивать речевые способности. За эти два навыка отвечает один отдел головного мозга. Поэтому в этом возрасте малыш должен уверенно и крепко держать в руках предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Хорошо развивают этот навык следующие игры:

  • постройка башни из кубиков;
  • сборка простых пирамидок и игра в сортеры;
  • подбор фигурок-вкладышей для нужной формы;
  • игры с шариковым и обычным пластилином, тестом для лепки;
  • после игры – уборка игрушек в коробку, контейнер.

Для малышей хорошо приобрести или распечатать простые раскраски с крупными деталями и дать в руки мягкие карандаши или восковые мелки. Так тренируется крупная и мелкая моторика пальцев.

Тревожные симптомы

Можно говорить о простой речевой задержке, когда относительно хронологического возраста ребенка он осваивает определенные этапы в развитии речи позднее. Если ребенок еще не говорит в год «мама», это не обязательно свидетельствует о речевых нарушениях, особенно, когда он произносит другие звуки.

Почему ребенок плачет, когда просыпается

Однако родителям не всегда легко узнать, сколько времени необходимо их малышу для освоения очередного этапа речевого развития. Они волнуются, предполагая наличие проблем, требующих помощи медиков.

Важно! Ребенка, который не реагирует на любые звуки и сам их не издает, необходимо показать специалисту.

Какой признак может указывать на проблемы с речевым аппаратом, определяется в зависимости от возраста:

  1. Один годик: не использует жесты для общения (не указывает, не машет ручкой при прощании и т. д.);
  2. 1,5 года: общается только жестами, не пытаясь воспроизводить слоги, не может имитировать звуки, плохо понимает или не понимает вообще обращенные к нему просьбы;
  3. 2 года: способен только повторять слова и действия взрослых, но сам не проявляет инициативы общаться, имеет странный тон голоса (например, хрипит).

Важно! Если малыш не произносит слова должным образом, так, что его не понимает даже мать (у двухлетнего малыша она должна понимать примерно половину слов, у трехлетнего – 75%), это также является причиной для обращения к специалисту.

Нормы, что должен уметь ребенок в 1 год

Годовалый ребенок ответственных родителей обязательно должен прийти ко многим специалистам на осмотр. Педиатр, невролог, офтальмолог, хирург и другие тщательно осматривают малыша, взвешивают, измеряют его и задают маме или папе множество вопросов. Спрашивают, что в год делает ребенок, как он спит и гуляет, сколько слов уже говорит. Эти вопросы не праздные – по ним специалисты определяют уровень психического и физического развития малыша.

По тому, что умеет ребенок делать в этом возрасте, судят о наличии у него серьезных отклонений в развитии или делают вывод, что все показатели находятся в пределах нормы, и отклонений нет. Существуют специальные таблицы с показателями нормативного роста и веса, окружности головы и груди. По этим таблицам оценивается физическое состояние ребенка. Психомоторные, социальные и бытовые навыки врачи оценивают по календарю развития – специальному перечню, в котором подробно расшифрованы все умения. Их малыш должен освоить к первому дню рождения.

Для мальчиков и девочек есть различия в физических нормах. Это связано с тем фактом, что, по данным статистики, мальчики рождаются, как правило, крупнее девочек. Поэтому их показатели роста и массы немного выше. Зато девочки быстрее развиваются эмоционально и психологически, скорее набирают свой словарный запас. Для гармоничного развития детей необходимо проявлять заботу и доверие к ребятишкам любого пола. Для девочки особое внимание следует уделить заботе, мальчику оказывать больше доверия, предоставлять простор для самостоятельного выбора.

Причины задержки развития речи

Когда ребенок говорит «мама»

Почему годовалый малыш не произносит слоги и не проявляет интерес к общению, определяется разными факторами:

  1. Анатомические нарушения в развитии языка и неба. Например, короткая уздечка, или складка под языком, лимитирует движения языка при произнесении звуков;

  1. Проблемы со слухом. Могут возникать из-за дефектов развития плода в период беременности матери, наследственных заболеваний, осложнений после ушных инфекций.

Важно! Если младенец имеет проблемы со слухом, он также не может имитировать звуки и понимать обращенные к нему слова.

  1. Генетический фактор. Когда у малыша есть родственники, которые поздно начали говорить, то не исключено, что и он не заговорит рано;
  2. Расстройство орально-моторных функций. Они возникают, когда в участках мозга, задействованных в производстве речи, есть нарушения, из-за которых ребенку тяжело координировать язык, челюсть и губы;
  3. Аутизм. Дети, страдающие аутическими нарушениями, начинают говорить гораздо позднее из-за погружённости в себя и отстранения от окружающего мира;

  1. Задержки психического развития;
  2. Половой признак. Было замечено, что мальчики начинают разговаривать позднее девочек. Это справедливо для большинства младенцев мужского пола, но не для всех. Интересно, что мальчики быстрее начинают строить слова в предложения;
  3. Одновременное обучение нескольким языкам. Если в семье разговаривают с малышом на разных языках, то ему требуется больше времени для распознавания звуков и понимания значения слов.

Важно! Для успешного освоения нескольких языков одновременно необходимо, чтобы каждый взрослый разговаривал с малышом только на одном из них. Тогда малышу легче ассоциировать определенного человека с характерными звуками речи, и овладение языком идет быстрее.

  1. Наличие системных заболеваний. Если ребенок с детства страдает серьезными болезнями, у него возможно снижение общего интереса к познавательной деятельности;
  2. Нервные стрессы. Если младенец перенес сильное эмоциональное переживание, что может быть связано с неблагоприятной атмосферой в семье, разлукой с матерью и т.д., развитие его речи может замедлиться;
  3. Недостаток общения. В семьях, где на малыша обращают мало внимания, не пытаются взаимодействовать с ним при помощи жестикулярного общения или разговоров, его речевые навыки формируются с задержкой;
  4. Чрезмерная опека. Когда малыша не побуждают к выражению своих желаний, а стараются предупреждать их, мотивация к произношению слов снижается.

Внешний вид и особенности ребёнка от года до двух

Ребёнок выглядит непропорционально по отношению к взрослому: у него крупная голова, короткие конечности. Кости, связки и мышцы интенсивно растут и развиваются, поэтому чрезмерные нагрузки не нужны. Правильно поступают мамы, берущие на длительные прогулки коляски или другие приспособления для перевозки детей — так малыши могут отдохнуть во время переходов и не испытывать костно-мышечных сверхнапряжений.

Ходит большинство детей неуклюже. Дело в том, что центр тяжести расположен выше и удержать равновесие сложно.

Неваляшка легко восстанавливает своё положение, так как центр тяжести у неё находится внизу. А попробуйте придать равновесие обычной пластиковой кукле — это сделать значительно сложнее.

Способы ускорения развития речи

Если у младенца нет никаких проблем с развитием речи, требующих вмешательства специалистов, родители могут разговорить его, уделяя малышу внимание на протяжении всего дня:

  1. Нужно постоянно говорить с малышом с рождения. Кроме того, что голос папы или мамы успокаивает его, ребенок постепенно начинает понимать, что язык необходим для общения;

  1. Если младенец еще маленький, пять месяцев или меньше, то иногда можно, разговаривая с ним, имитировать детскую речь или голоса героев мультфильмов, но, обращаясь к детям старше полугода, необходимо произносить слова обычным тоном, не кричать и не сюсюкать. Малыш будет подражать именно тому типу звуков, которые издают родители;
  2. Лучше использовать короткие односложные или двусложные слова, прося что-то делать малыша, например, «дай», «стой», «пока». Имитируя более длинные слова, младенец обычно произносит только последний слог, и понять его трудно;
  3. Хотя годовалый ребенок не может говорить, он впитывает все, что происходит вокруг. На прогулке необходимо рассказывать, какого цвета машина, куда мы пойдем и т. д.;
  4. Хорошую помощь в развитии речевых навыков оказывают книжки с картинками. Можно показывать малышу различных животных, а затем просить его узнать их. Скоро он начнет называть полюбившихся персонажей;

  1. Игры также стимулируют речевую активность. Выбрав любимую игрушку малыша, можно показать ее, а потом куда-нибудь деть, например, спрятать под другими игрушками. Затем побуждать ребенка искать ее, перебирая предметы и спрашивая о каждом;
  2. Дети очень любят музыку, песенки, стишки и пытаются повторять их за мамой. Они сразу узнают любимые мелодии и радуются, услышав знакомые звуки.

Не стоит переживать, если в год младенец не произносит много слов или воспроизводит только слоги. При терпеливых и спокойных занятиях с малышом и достаточном внимании он скоро начнет каждый день удивлять родителей своими достижениями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: