Советскому человеку подобный вопрос едва бы пришел в голову. Разве не для этого нужна школа? А пока ребенок не пошел учиться, пускай наслаждается свободой и беспечностью — зачем отбирать у него детство
Однако, реальность такова, что сегодня в школу нужно приходить уже подготовленным. Почему это важно:
- ребенку будет легче адаптироваться к учебному процессу;
- проще понимать учителя, выполнять поставленные задачи;
- ребенок не потеряет интерес к учебе, потому что точно не окажется в ряду отстающих.
21 век — это век раннего развития детей. Неподготовленному ребенку будет сложно влиться в коллектив, где другие дети уже бегло читают, пишут и даже решают простые математические примеры. Это точно не добавит вашему чаду оптимизма и желания грызть гранит науки.
Поэтому подготовить ребенка к школе — прямая обязанность каждого родителя. Нужно ли учить ребенка каллиграфическому письму перед школой, когда начинать этим заниматься и какие навыки стоит выработать у дошкольника — ответы на эти вопросы вы найдете в нашем материале.
Как правильно учить ребенка писать цифры?
Главная задача родителя дошкольника – пробудить интерес к новым знаниям и умениям. Поэтому уроки проводятся исключительно в игровой форме, непринужденно. Изучение цифр и оттачивание письма происходят поэтапно:
- В 3–4 года ребенок знакомится с числами, учится понимать их значение. Цифры лепят из пластилина, складывают из палочек, шнурков, пуговиц. Также важным моментом подготовки является развитие мелкой моторики, пространственной ориентации (верх-низ, право-лево).
- В 4–5 лет наступает пора знакомства с тетрадью в клеточку. Ребенку показывают, откуда пишутся цифры и буквы – слева направо и сверху вниз. Он учится ориентироваться в клеточке и тренируется делать мелкие движения. В этом возрасте рисуют элементы цифр и букв: прямые и наклонные линии, круги, полукруги и т. д. Чтобы поддерживать интерес малыша, задачи постепенно усложняют. Например, просят нарисовать домик, цветок, звездочку (по точкам или по клеточкам).
- В 5–7 лет при правильной подготовке ребенок полностью готов освоить правописание цифр. Ему следует рассказать про наклон и обозначить, что цифры не должны выходить за пределы клеточки. Дальше ребенок сначала обводит цифру пальчиком по стрелочкам (увеличенный вариант), чтобы понять направление линий, затем соединяет цифру по точкам. И наконец, пишет в пустой клеточке числа самостоятельно.
Для первых занятий полезно распечатать увеличенный вариант клеточек. Так ребенок сможет лучше рассмотреть, как пишутся цифры. В большой клетке значительно легче ориентироваться и вмещать цифру. Но не стоит использовать такие распечатки слишком долго, иначе возврат на стандартную клетку будет слишком непривычным и сложным для малыша.
Упражнения для развития мелкой моторики
Распечатанный цифровой образец, который нужно обвести, является хорошим упражнением для развития мелкой моторики. Но в два или три года давать ребенку прописи еще рано. Начинать нужно с простых занятий аппликацией, лепкой из пластилина или соленого теста.
Можно делать самостоятельно или покупать в игрушечных магазинах сенсорные коробки с сыпучими материалами, фигурками зверей из пластика или резины, камешками разной формы и размера. Построение из элементов игры различных сценок будет способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка с одного года.
С малышом старшего возраста можно заниматься нанизыванием бус на ниточку. В качестве бус могут служить большие пуговицы, крышечки от пластиковых бутылок, деревянные катушки из-под ниток.
Нужно делать с малышом пальчиковую гимнастику, рассказывая забавные стишки про сороку-ворону, которая кашу варила и деток кормила, про зайчиков и белочек, про мальчиков и девочек.
Можно устраивать театр теней при помощи рук, складывать оригами, плести макраме, делать фигурки и браслеты из резинок, вырезать новогодние снежинки, плести фигурки из крупного бисера. Собирание мелкого конструктора тоже прекрасно развивает мелкую моторику пальчиков, но старайтесь не давать мелкие детали деткам до трех лет, чтобы они их случайно не проглотили.
Важно научить ребенка правильно держать карандаш и ручку. Чтобы карандаш лежал на среднем пальце руки, будучи зажат большим и указательным пальцами, потренироваться придется долго. Не ругайте малыша, если он держит карандаш неправильно, раскрашивая картинки. Объясните, что если он хочет научиться рисовать и писать, карандаш нужно держать, так как это делает мама или папа. Хвалите ребенка за старание и малейшие успехи, стараясь не замечать промахов и ошибок.
На что обращать внимание?
Важно не только готовиться к написанию цифр прописью поэтапно, но и соблюдать общие правила занятий с дошкольниками:
- Длительность урока – 15–20 минут. У детей очень быстро устают пальчики, и они еще не способны долго концентрироваться на задаче. Учиться писать цифры прописью нужно неспешно, по чуть-чуть.
- Понимание чисел. Ребенок должен четко осознавать, что цифра – это не рисунок, не закорючка на бумаге. За ней стоит определенное значение (1 – одно яблоко, а 7 – это семь яблок, что в несколько раз больше). Для лучшего понимания рекомендуется параллельно учить устный счет в пределах 10.
- Правильная мотивация. Частая ошибка родителей – мотивировать ребенка заниматься конфеткой, новой игрушкой или мультиком. Это выглядит как компенсация за что-то неприятное. Нужно же наоборот рассказывать о пользе знаний, как хорошо быть умным, уметь писать цифры, учиться и узнавать что-то новое.
- Атмосфера урока и похвала. Преподносить новый материал нужно доброжелательно и интересно. Полезно использовать наглядные красочные примеры, проводить аналогии. Если ребенок допускает ошибку, важно не ругать его, а хвалить, акцентируя внимание на тех цифрах, которые он смог написать правильно. Можно рисовать над ними смайлик, корону, цветочек.
Чтобы писать цифры прописью, ребенок должен правильно держать ручку – между указательным, средним и большим пальцем. Иногда для нужного эффекта достаточно прижать салфетку к ладошке безымянным пальцем и мизинчиком. Подробно о постановке руки для письма можно прочитать здесь.
Какие прописи использовать?
Для обучения ребенка правописанию весьма удобно использовать печатный материал. Специальные прописи можно распечатать самостоятельно или приобрести в отделе канцелярии. При этом важно учитывать, что они бывают нескольких видов и рассчитаны на разный возраст.
В 3–4 года лучше использовать раскраски с забавными цифрами. Например, такие:
В 4–5 лет для тренировки руки рекомендуются прописи с фигурами:
Также полезно распечатать прописные цифры от 1 до 10 и водить по ним пальчиком в правильном направлении:
Для детей 5–7 лет рекомендуется использовать прописи, в которых есть пример написания цифры, ее точечное очертание, которое нужно обвести, а также пространство для самостоятельного написания. Очень хорошо, если в прописях будут дополнительные занятия для тренировки руки и изучения счета. Пример хороших прописей для дошкольников:
Правильное написание цифр
По аналогии с буквами: прежде, чем начать писать цифры, стоит их выучить. Достаточно будет знать цифры от 0 до 10. Далее возвращаемся к принципу «от простого — к сложному». Начинаем разбор цифры с разложения символа на элементы и отрабатываем каждый из них. Сначала в воздухе, затем в альбоме, после — в тетради или прописях.
Выбирая прописи с цифрами, обращайте внимание на их структуру:
- в начале строки цифра прописана жирным шрифтом, чтобы ребенок мог на нее ориентироваться;
- следом идут несколько цифр пунктиром для тренировки;
- и только потом пустое пространство для самостоятельного заполнения.
Полезным элементом в прописях будет изображение алгоритма написания каждой цифры —в виде стрелочек с указанием последовательности действий.
При написании цифр важно соблюдать границы строк, клеток и выдерживать наклон. Удобно, когда прописи разлинованы соответствующим образом. Так вам будет проще объяснить ребенку алгоритм написания каждой цифры.
Пример. Чтобы написать цифру «1», необходимо поставить точку чуть выше центра клеточки, затем соединить ее с правым верхним углом клетки, и провести линию к центру нижней границы.
Будьте готовы к тому, что на отработку каждой цифры у ребенка уйдет много времени и сил.
Как дополнительно тренировать руку?
Письмо – это сложный навык, требующий тонких, хорошо скоординированных движений руки. Чтобы ребенок легко его освоил, необходимо тренировать силу и ловкость пальчиков, учить его ориентироваться в тетрадном листе (быстро находить нужный предмет, двигаться в заданном направлении). Он должен подмечать пропорции и правильно воспроизводить их на бумаге.
Поэтому, помимо работы с прописями, с 4 лет полезно проводить занятия по графомоторике (от греческого grapho – «пишу»). Они включают в себя:
- штриховку;
- рисование графических узоров;
- обводку контура;
- дорисовывание деталей;
- упражнения, где нужно применять разную силу надавливания;
- задания по выбору нужных направлений (лабиринт);
- задания, где нужно рисовать линии, не отрывая руки;
- пальчиковые игры.
Примеры занятий на графомоторику:
Итак, правильно писать цифры прописью ребенок начинает в возрасте 5–7 лет. Развитие навыка происходит поэтапно. Если пропустить какой-либо пункт, работа с прописями будет даваться тяжело. От непонимания, как сделать то или иное задание, и плохой координации пальчиков малыш может сильно расстраиваться и плакать. Родителю нужно не нервничать и не злиться, а спокойно вернутся к начальным этапам обучения. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Придумывайте новые упражнения, увлекательные задачи, тогда ребенок потянется к знаниям и в школе уже будет чувствовать себя уверенно!
Методики работы с прописями
Варианты обучения с помощью учебной тетради и без нее:
- Сделать числа из цветной бумаги или картона и нарисовать им глаза, нос, рот, руки и ноги.
- Раскрашивать и штриховать цифры или лепить из пластилина, теста.
- Использовать календарь и время. Например, чтобы ребенок отмечал цифру на календаре, а один из родителей в течение дня рассказывал выдуманные истории про это число и день. При этом часто повторяя цифру вслух.
- Рисовать символы в тетради, воздухе, прописи или на песке и превращать их в животных или птиц.
- Делать поделки и трафареты, в которых присутствуют символы.
- Считать предметы на картинках, раскрасках и писать их количество.
- Обводить числа по точкам в прописях и закрашивать их.
- Смотреть обучающие мультики или аудио для дошкольников и спрашивать после просмотра, что ребенок увидел или услышал.