Рефлекс — пример. Примеры врожденных и приобретенных, условных и безусловных рефлексов у людей и животных

Рефлексы — основной акт нервной системы. Это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, вызываемая посредством нервной системы (см. статью «Строение нервной системы»).

В осуществлении любых рефлексов участвуют: 1) раздражаемая группа рецепторов, или рецептивное поле, 2) афферентные (рецепторные) нейроны, передающие импульсы с этого рецептивного поля в нервную систему, 3) вставочные нейроны, передающие импульсы в пределах нервной системы, 4) эфферентные нейроны, передающие импульсы из нервной системы на рабочий орган, 5) афферентные нейроны, передающие импульсы из рецепторов рабочего органа о характере и интенсивности его деятельности, и 6) эфферентные нейроны, передающие из нервной системы импульсы, регулирующие обмен веществ в рецептивном поле, рецепторах рабочего органа и в специфических клетках самого рабочего органа (симпатические). Таким образом, начало рефлекса — раздражение рецептивного поля, затем нервные импульсы проходят по рефлекторному кольцу до момента прекращения поступления эфферентных импульсов в рабочий орган.

Поведение человека и животного

Как только живое существо появляется на свет, ему необходимы определенные умения, которые помогут обеспечить его жизнедеятельность. Организм активно приспосабливается к окружающему миру, то есть он вырабатывает целый комплекс целенаправленных двигательных навыков. Именно такой механизм называется поведением видов. Каждому живому организму присущ его собственный набор реакций и врожденных рефлексов, который передается по наследству и не меняется на протяжении всей жизни. А вот само поведение различают по методу его реализации и применения в жизни: врожденные и приобретенные формы.

Торможение и его разновидности

Торможение имеет собственное определение. Безусловное происходит под воздействием довольно сильного раздражителя. Условные перестают действовать под влиянием нового стимула.

Торможение может быть временным. Оно происходит тогда, когда на организм воздействует несколько факторов одновременно. Условное торможение следует выработать. Его можно разделить на такие категории:

Отличия между условными и безусловными рефлексами

  • Запаздывательное.
  • Условное.
  • Дифференцировочное.
  • Угасательное.

В жизнедеятельности живого организма торможение является необходимым процессом. Если бы его не было, то возникало довольно много реакций, от которых никакой пользы нет.

Безусловные рефлексы

Ученные заявляют, что врожденной формой поведения является безусловный рефлекс. Пример таких проявлений наблюдается с момента появления на свет человека: чихание, кашель, глотание слюны, моргание. Передача такой информации осуществляется путем наследования родительской программы центрами рефлекторных дуг, которые отвечают за реакции на раздражители. Расположены эти центры в стволовой части мозга или в спинном мозге. Безусловные рефлексы помогают человеку быстро и безошибочно реагировать на изменение внешней среды и гомеостаза. Такие реакции имеют четкое размежевание в зависимости от биологических потребностей.

  • Пищевые.
  • Ориентировочные.
  • Защитные.
  • Половые.

В зависимости от вида, живым существам присущи разные реакции на окружающий мир, но все млекопитающие, включая человека, имеют сосательный навык. Если приложить младенца или детеныша животного к соску матери, в мозгу сразу произойдет реакция и начнется процесс кормления. Это и есть безусловный рефлекс. Примеры пищевого поведения передаются по наследству у всех существ, которые получают питательные вещества с молоком матери.

Рефлекторная дуга

Чтобы отреагировать на событие с принятием элементарного решения, нам требуется около 500 миллисекунд. Если решение принимать не нужно, мы можем отреагировать за 100-200 миллисекунд. В то же время некоторые рефлексы работают в десятки раз быстрее, и это возможно только благодаря тому, что мышление не участвует в данном процессе.

Рефлекс – это реакция на внешнее воздействие, происходящая без вовлечения в данный процесс коры головного мозга (нервный импульс проходит через спинной или стволовой мозг). Путь, который при этом проходит импульс, называется рефлекторной дугой. К примеру, если человек отдёргивает руку от обжигающего предмета, рефлекторная дуга включает следующие элементы:

  • рецептор (нервные окончания в пальце, генерирующие импульс);
  • афферентное звено (сенсорный нейрон, идущий к спинному мозгу);
  • нервный центр, определяющий реакцию (небольшой комплекс нейронов в спинном мозге);
  • эфферентное звено (моторный нейрон, передающий сигнал к мышце);
  • эффектор (мышца, отдергивающая руку).

Рефлекторная дуга обеспечивает экстренную реакцию на опасное воздействие ещё до того, как человек осознает, что обжёгся. Поскольку подобная реакция не является осмысленной, в некоторых случаях она может приводить к нежелательному результату (к примеру, отдернув руку, человек может толкнуть кого-нибудь, потерять равновесие или пораниться).

Защитные реакции

Такие типы реакции на внешние раздражители передаются по наследству и называются естественными инстинктами. Эволюция заложила в нас потребность защищать себя и заботиться о своей безопасности с целью выживания. Поэтому мы научились инстинктивно реагировать на опасность, это и есть безусловный рефлекс. Пример: замечали ли вы, как отклоняется голова, если над ней кто-то занес кулак? Когда вы прикасаетесь к горячей поверхности, у вас отдергивается рука. Такое поведение еще называют инстинктом самосохранения: вряд ли человек в здравом рассудке попытается прыгнуть с высоты или съесть незнакомые ягоды в лесу. Мозг сразу запускает процесс обработки информации, которая даст понять, стоит ли рисковать своей жизнью. И если вам даже кажется, что вы и не думаете об этом, инстинкт сразу срабатывает.

Попробуйте поднести палец к ладошке младенца, и он тут же попробует схватить его. Такие рефлексы вырабатывались веками, правда, сейчас такой навык ребенку не очень нужен. Еще у первобытных людей малыш цеплялся за мать, и так она его переносила. Существуют и неосознанные врожденные реакции, которые объясняются связью нескольких групп нейронов. Например, если молоточком ударить по колену, оно дернется – пример двухнейронного рефлекса. В этом случае вступают в связь два нейрона и посылают сигнал в мозг, заставляя реагировать на внешний раздражитель.

условные рефлексы примеры

Причины нарушения рефлекторных функций

Все автоматизмы уникальны. Если сосательный или поисковой рефлекс могут не проявляться только потому, что малыш в этот момент не голоден, то спинальные реакции должны проверяться в независимости от настроения или состояния ребенка.

безусловные рефлексы у новорожденных

Причиной ослабленных рефлексов может быть:

  • Сложные роды, травмы;
  • Кислородное голодание во время беременности или родов;
  • Нарушения работы центральной нервной системы;
  • Детский церебральный паралич;
  • Нехватка кислорода в мышечной ткани;
  • Травмы спинного мозга;
  • Употребление медикаментов, влияющих на нервную систему;
  • Парез.

Слабость реакций наблюдается у малышей, родившихся раньше срока. Если же рефлексы совсем отсутствуют, то это повод бить тревогу и обращаться к врачу.

Отсроченные реакции

Однако не все безусловные рефлексы проявляются сразу после рождения. Некоторые возникают по мере необходимости. Например, новорожденный малыш практически не умеет ориентироваться в пространстве, но примерно через пару недель он начинает реагировать на внешние раздражители – это безусловный рефлекс. Пример: ребенок начинает различать голос матери, громкие звуки, яркие цвета. Все эти факторы привлекают его внимание – начинает формироваться ориентировочный навык. Непроизвольное внимание является отправной точкой в формировании оценки раздражителей: малыш начинает понимать, что когда мать говорит с ним и подходит к нему, скорей всего, она возьмет его на руки или покормит. То есть человек формирует сложную форму поведения. Его плач привлечет к нему внимание, и он пользуется осознанно этой реакцией.

Основные условные и безусловные врожденные рефлексы у детей — самостоятельная проверка

Реакции в жизни малыша

Период привыкания организма младенца к новым условиям после внутриутробных, длиться до двадцати восьми дней. В этот месяц ребенок беспомощен, форма поведения еще не сформирована, он всему учится, боится нашего широкого пространства.

Маленький человечек рождается, и ему на генетическом уровне переданы определенные реакции, которые называются врожденные или безусловные рефлексы.

Рефлексы имеют свойство появляться и пропадать – это считается нормой. Также различают симметрию и асимметрию ответов. У нормально развивающегося малыша ответная реакция должна быть одинаковой как с левой стороны, так и с правой стороны туловища. Отклонением считается отсутствие реакции с какой-то одной стороны.

Также нормой считают когда рефлекс усилился и со временем ослаб. За патологию принимают если наблюдается притупление или совсем его отсутствие. В этом случае говорят о сбое центральной нервной системы или мышечном тонусе.

В ходе совершенствования и роста мозга малютки, моделируются условные (приобретенные) реакции.

Жизненная важность врожденных рефлексов у новорожденного ребенка

Неонатологи выделяют у новорождённого крохи около 15 жизненно важных безусловных (врожденных) рефлекторных реакций. Причем часть из них помогает младенцу в тяжелом процессе рождения. При исполнении своей функции они исчезают. Еще одна часть своего рода почва для развития новых. И остальная часть реакций играет не маловажную роль в формировании индивидуальности ребенка.

Детские врачи выделяют 3 функциональные группы безусловных рефлексов:

  1. Для обеспечения полноценности жизненных функций: дыхательный, сосательный, глотательный, спинальный;
  2. Защищающий от факторов наружной среды: холода, жары, яркого света, ветра и других;
  3. «На время»: один из таких, как удерживание дыхания при рождении.

Безусловные врожденные рефлексы у детей

Другими словами оральные «ротовые» реакции. Выделяют 9 подвидов оральных реакций:

  • сосательный
  • глотательный
  • хоботковый
  • ладонно-ротовой (Бабкина)
  • поисковый (Куссмауля)
  • спинальный
  • верхний защитный
  • дыхательный
  • рефлекс кляпа

Сосательный

Малыш совершает активные сосательные движения как только родился, когда мама приложила его к груди; либо же когда дают бутылочку со смесью или же соску.

Глотательный

Умение глотать. Реакция с человеком всю жизнь.

Хоботковый

При легком прикосновении к губкам ребеночка, сокращается круговая мышца ротика, которая провоцирует скручивание губ в трубочку, напоминающее хобот слоненка. Ближе к трем месяцам это умение угасает.

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Надавливая большими пальцами рук на обе ладошки крохи, срабатывает рефлекторная реакция открывания ротика и сгибания головки малыша. Ближе к четвертому месяцу ответка угасает.

Поисковый (Куссмауля)

Поиск груди (сиси) матери. Дотрагиваясь до краешков уголков рта, ребенок поворачивает голову в сторону объекта раздражения. У малыша опускается нижняя губа, ему поступает сигнал «пора кушать». Реакция ослабевает в первые недели жизни, а полностью исчезает ближе к году.

Спинальный

Спинальные реакции отвечают за формирование и состояние мышечного аппарата ребенка. Они помогают педиатрам определить как идет развитие у малыша первого года жизни.

Верхний защитный

Имеется ввиду — реакция для защиты верхних дыхательных путей от вероятного расстройства функции дыхания. Срабатывает она тотчас после рождения и пропадает в первый месяц.

Дыхательный

Умение дышать. Жизненно необходимая для человека реакция.

Рефлекс кляпа

С разряда «защитные рефлексы». Ребенок выталкивает языком твердую пищу либо же предметы. Ответ срабатывает у человека всю его жизнь, но раздражитель (язык) участвует только некоторое время, первые шесть месяцев.

Хватательные рефлексы

Филогенетически необычайно древний рефлекс. При поглаживании ладошки, малыш инстинктивно сожмет пальчики. То же самое мы увидим когда погладим подушечку пальцев ножки крохи. Выделяют 2 подвида хватательных:

  1. Рефлекс Янишевского и Робинсона;
  2. Рефлекс Бабинского

Ладонный (Янишевского и Робинсона)

При поглаживании центра ладошки, ребенок автоматически и непроизвольно схватит предмет или сомкнет руку. Ребенок развивает насколько сильную мускулатуру, что может удержать свое тело на весу. При проверке один из обязательных. Ближе к четырем месяцам он ослабевает.

Подошвенный (Бабинского)

Поглаживая наружный край ступни, пальчики малыша раскроются как веер, а стопа сожмется с задней стороны. У ребенка рефлекс срабатывает вплоть до двух лет.

Условные рефлексы в новорожденного ребенка

Рефлекс Моро

Известный как испуг. Выделяют две фазы испуга:

  • Первая – когда кроха отводит ручки в сторону и раскрывает кулачки;
  • Вторая (исходная) – когда малыш прижимает ручки к телу и крепко зажимает кулачки

Ребенок реагирует на громкие звуки, резкие подъемы его ножек, удары, стуки и другое. Нормой считается если рефлекс возникает неожиданно. Ближе к четырем месяцам реакция ослабевает, а в дальнейшем наблюдаются только отдельные ее составляющие.

Рефлекс Кернига

Согнутые в коленках ножки ребенка, пытаются разогнуть в суставах таза и бедер и отвести в стороны. При правильном развитии малыша – это сделать невозможно. Проверяют реакцию Кернига, когда малышу исполнится 4 месяца.

Рефлекс «автоматической походки»

Ответная реакция центральной нервной системы малыша на ходьбу. Что бы проверить, нужно приподнять малыша и наклонить его тело немножко вперед. Если ребенок наступает на всю ножку, значит развитие идет правильно. В случае цепляний стопа об стопу, или же ходьбы на цыпочках без постановки на всю ступню, желательно об этом сказать врачу.

Рефлекс Бауэра (ползание)

Дитя укладываем на животик, а ножки сведем вместе и приставим свою ладошку. Младенец попытается оттолкнуться от ладони, сгибая разгибая ножки, начнет ползти.

Рефлекс опоры

Кроха еще не готов стоять, он еще не окреп, но опорная реакция уже работает. Берем его под ручки и поднимаем вертикально.Держась на весу, ребенок автоматически подожмет ножки, а поставив его на поверхность, кроха выпрямит тело и будет стоять на полусогнутых ножках и на полной стопе. Опорный работает до 1,5 — месячного возраста малыша.

Рефлекс Галанта

Ответная рефлекторная реакция позвоночника. Ребенок, при проведении вдоль позвоночника пальцем, выгнет спинку. При этом одновременно опустит головку и ножки.

Самостоятельная проверка рефлексов у детей

В меру осваивания и развития малыша, врожденные рефлексы угасают, а ребенок находит новые способы для выражения своих потребностей. Большая часть из них исчезает уже к третьему месяцу.

Любознательные родители могут сами проверить на ответы своего ребенка. Но важно не забывать, что итог наблюдения может быть не совсем достоверным. Воздействие, скажем, чувства голода у ребенка или усталости, повлияет на проверку. Поэтому надежнее будет, когда рефлексы проверит доктор.


А маме лучше использовать их в качестве игр с новорождённым ребенком, тем самым развивая малыша и общаясь с ним. В первые месяцы жизни, малыш развивается очень быстро и мама не всегда может приметить эти изменения. Ближе к четвертой неделе движения ручек и ножек становятся менее беспорядочными.

Когда услышит голос родителей, на мгновенье затихает, а потом вновь восстанавливает свою игривость. Психологи называют это явление – двигательное оживление. С его помощью детки привлекают к себе внимание родителей.

Нарушение реакций

Реакций очень много. Основные, которые помогут родителям проверить развитие малыша, представленные выше. Безответность ребенка на раздражитель может говорить о нарушении в работе центральной нервной системы. За консультацией нужно обратиться к неврологу.

Отклонения на вызов реакции

Бывают случаи, когда малыш не дает ответной реакции. Это связано с:

  1. гипоксией центральной нервной системы малыша;
  2. детским церебральным параличем;
  3. внутричерепной травмой;
  4. гипотонией мышц;
  5. травмами спинного мозга;
  6. приемом лекарств, которые угнетают нервную систему крохи;

В случае если у малыша слабое желание к сосанию – это может говорить, что малыш просто не голоден. А скажем, для стимуляции хватательного, при кормлении маме достаточно положить свой палец малышу в ручку.

В других случаях лучше обратится к врачу.

И главное помнить, организм маленького человечка очень сильный, а процесс восстановления очень быстрый. Малыш обязательно вырастет здоровый!

detivse.com

Половой рефлекс

А вот этот рефлекс относится к бессознательным и безусловным, он направлен на продолжение рода. Возникает он в период полового созревания, то есть только тогда, когда организм готов к продолжению рода. Ученые заявляют, что этот рефлекс является одним из самых сильных, он определяет сложное поведение живого организма и в последующем запускает инстинкт защиты своего потомства. Несмотря на то, что все эти реакции изначально свойственны человеку, запускаются они в определенной очередности.

пример двухнейронного рефлекса

Разнообразие безусловных рефлексов

Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты) выработались в процессе эволюции как результат приспособления к определенным, относительно постоянным условиям среды. Они наделяют особь комплексом поведенческих программ, готовых к употреблению при первой необходимости. Их роль в поведении преобладает в случае животных с коротким временем жизни (беспозвоночные). Например, самка дорожных помпилов (одного из видов одиночных ос) появляется из куколки весной и живет только несколько недель. За это время она должна успеть встретиться с самцом, поймать добычу (паука), выкопать норку, затащить паука в норку, отложить яйцо, запечатать норку — и так несколько раз. Оса выходит из куколки уже «взрослой» и сразу же готова к выполнению своей деятельности. Это не значит, что помпила не способна к обучению. Например, она может и должна запоминать место расположения своей норки, что требует формирования соответствующего условного рефлекса.

У высокоорганизованных позвоночных животных ситуация иная. Например, волчонок рождается слепым и совершенно беспомощным. Конечно, при рождении у него присутствует ряд безусловных рефлексов, но их явно недостаточно для полноценной жизни. По мере роста происходит процесс интенсивного обучения, в результате чего животное готово к самостоятельному существованию.

Изучением жизни и поведения особи в естественной для нее среде занимается наука этология.

Наиболее сложная задача, стоящая перед ней, — описать взаимодействие врожденных и приобретенных компонентов поведения. Действительно, по ходу жизни на инстинктивную деятельность животного накладываются дополнительно образовавшиеся условные рефлексы, и поскольку у разных особей они отличаются, то и конечные проявления инстинктов, преследуя общую цель, также могут отличаться у разных представителей одного вида. Например, птицы, обитающие в разных местностях, могут использовать при постройке гнезда разные материалы. Ведущая роль в создании этологии как самостоятельной науки принадлежит австрийскому ученому К. Лоренцу и голландскому ученому Н. Тинбергену.

Физиология ВНД, со своей стороны, изучает поведение животных в строго контролируемых лабораторных условиях. Конечно, это поведение проще, чем в реальной природной среде. Но именно такое упрощение позволяет анализировать механизмы деятельности мозга, которые в противном случае могут быть замаскированы различными случайными реакциями.

Разнообразие безусловных рефлексов предполагает и разнообразие способов их подразделения на типы. В качестве примера приведем классификацию, которая была предложена академиком П. В. Симоновым. Она достаточно полно учитывает все основные варианты врожденного поведения (табл. 4.1).

Таблица 4.1 ТИПЫ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ (ПО П. В. СИМОНОВУ)
ВитальныеЗоосоциальныеСаморазвития
Пищевые, питьевыеПоловыеИсследовательские
Пассивно- и активно-оборонительныеДетское и родительское поведениеРефлекс свободы
ГомеостатическиеТерриториальныеПодражательные
ГрумингСтайные (иерархические)Игровые
Рефлекс экономии сил

Симонов предложил выделить три группы безусловных рефлексов: витальные (лат. vita —

жизнь), зоосоциальные и саморазвития, различающиеся по особенностям взаимодействия с окружающей средой и другими особями своего вида.
Витальные
рефлексы можно определить как направленные на сохранение самой жизни индивидуума. Они отвечают двум условиям: во-первых, невыполнение того или иного рефлекса из этой группы ведет к гибели особи; во-вторых, реализация витального рефлекса не требует участия другой особи того же вида. К
зоосоциальным
(ролевым) рефлексам отнесены те варианты врожденного поведения, которые возникают при взаимодействии с другими особями своего вида. Сложнее всего определяются рефлексы
саморазвития.
Симонов предлагает отнести в эту группу реакции, не связанные с адаптацией к текущей ситуации, а как бы «обращенные в будущее». Если наблюдать за реализацией такого рефлекса, то он нередко выглядит как бессмысленный поведенческий акт. Однако это не так, и у протекающей реакции имеется биологическое значение, которое становится очевидным спустя некоторое время.

Рассмотрим подробнее перечисленные группы безусловных рефлексов.

Наиболее изученным вариантом витальных врожденных реакций являются пищевые

и
питьевые
безусловные рефлексы. В качестве стимулов, запускающих их (в качестве подкрепления), выступают пища и вода. При этом можно зарегистрировать большое количество реакций, возникающих на разных уровнях ЦНС. Уровень сложности этих рефлексов также очень сильно различается, и на одном полюсе находятся простейшие вегетативные и мышечные реакции (слюноотделение, жевание, глотание), на другом — сложные двигательные рефлекторные комплексы, связанные с преследованием и выслеживанием добычи, ожиданием в засаде, реакцией «смертельного укуса» у кошачьих, запасанием пищи. Особенно интересные и сложные формы врожденно пищевого поведения проявляют пауки, плетущие геометрически правильные ловчие сети из нескольких типов паутины. Плетение сети — пример сложного безусловно-рефлекторного поведения. Таким образом, даже относительно небольшая и, казалось бы, несложная нервная система может содержать в себе высокоорганизованные врожденные двигательные навыки.

Нередко можно наблюдать, что в качестве раздражителей, запускающих пищевое и питьевое поведение, врожденно запрограммированы не только вкусовые сигналы, но и стимулы, поступающие от других сенсорных систем: тактильные (прикосновение к губам вызывает сосательный рефлекс), зрительные (цыпленок клюет мелкие предметы), слуховые (реакция хищника на шорох). Особую важность имеет осуществляемая нейронами гипоталамуса оценка состояния внутренней среды организма и в первую очередь содержания глюкозы и солей в плазме крови. Снижение концентрации глюкозы и повышение содержания NaCl выступают как факторы запуска пищевого и питьевого поведения, вызывают развитие пищевой и питьевой мотиваций и субъективно осознаются нами как чувство голода и жажды.

Вторая группа витальных безусловных реакций — это различные типы оборонительного

поведения, направленного прежде всего на прекращение болевых ощущений. Боль — это особая сенсорная модальность, сопровождающая действие различных агентов, повреждающих ткани организма. Она характеризуется особенно высоким уровнем значимости, и появление боли часто является сигналом к остановке текущей деятельности особи. Существует два варианта оборонительного поведения:
пассивно-оборонительные
и
активно-оборонительные рефлексы.
Первые направлены на избегание источника боли путем ухода из сферы его действия (реакции страха, бегства, затаивания); вторые позволяют избавиться от источника боли путем нападения на него и активного устранения представляющего опасность воздействия (реакции агрессии). Простейший пример пассивно-оборонительных реакций — рефлекс отдергивания конечности при ожоге; активно-оборонительной реакции — попытка укусить причиняющий боль объект.

Пассивно- и активно-оборонительные рефлексы связаны с разными центрами головного мозга (заднего гипоталамуса). Следовательно, в зависимости от условий у одной и той же особи могут возникать как реакции страха, так и реакции агрессии. Первые более характерны для травоядных млекопитающих; вторые относительно легко возникают у хищников. Вместе с тем даже безобидное и слабое существо, будучи лишено возможности бегства, способно оказывать серьезное сопротивление. И наоборот, самые сильные и опасные хищники часто предпочитают не ввязываться без особой причины в конфликты, выбирая пассивно-оборонительный вариант поведения.

Оборонительные реакции могут запускаться не только болью. Они достаточно хорошо проявляются при любых сильных и внезапных сенсорных воздействиях (реакции вздрагивания, зажмуривания), а также при более специфических стимулах, таких, как появление в темноте двух светящихся точек-«глаз» или движение над головой силуэта хищной птицы (в обоих случаях можно наблюдать затаивание новорожденных птенцов (рис. 4.8)). Оборонительные реакции могут быть включены в более сложные безусловно-рефлекторные комплексы. В этом случае они нередко выступают в качестве стадии инстинктивных программ, связанных с половым, территориальным и другими видами врожденного поведения.

Рис 4.8. Этот силуэт похож на гуся, если двигать его в одном направлении, и на ястреба — если в другом. Во втором случае гусята демонстрируют реакцию затаивания

Чрезвычайно важной группой витальных безусловных рефлексов являются гомеостатические

реакции нервной системы. Понятие гомеостаза подразумевает поддержание постоянства внутренней среды организма, т. е сохранение широкого круга его физико-химических параметров на стабильном уровне. Имеются в виду самые разные вегетативные и нейро-эндокринные механизмы. В качестве примера можно привести систему контроля постоянной температуры тела. Этот контроль осуществляется за счет способности ряда нейронов гипоталамуса оценивать температуру крови. При ее понижении запускается рефлекс сужения сосудов кожи (экономия тепла) и включаются мелкие непроизвольные мышечные сокращения (дрожь). Если температура крови оказывается выше нормы и организму грозит перегрев, то начинается потоотделение, происходит расширение периферических сосудов и теплоотдача увеличивается. От качества реализации гомеостатических рефлексов зависит в конечном итоге наше здоровье, а их нарушение ведет к психосоматическим расстройствам. К гомеостатическим рефлексам примыкают такие жизненно важные реакции, как регуляция дыхания, а также поддержание суточных (циркадных) ритмов. В последнем случае речь идет о целой системе
«сон — бодрствование»
, которая будет подробно рассмотрена ниже.

К витальным рефлексам относят также так называемый груминг

и
рефлекс экономии
сил. Первый из них заключается в различных реакциях по уходу за собственным организмом (вылизывание, вычесывание, у птиц — смазка перьев).
Груминг
часто наблюдается в ситуациях, когда у индивидуума отсутствуют более насущные потребности, однако без его периодической реализации многие органы быстро бы «вышли из строя».
Рефлекс экономии сил
можно определить следующим образом: из возможных путей достижения цели животное выбирает наиболее легкий, требующий наименьшей затраты энергии. Биологический смысл этого рефлекса очевиден, поскольку позволяет снизить потребление пищи, а значит, особь меньше подвергается опасностям, связанным с ее поисками. Можно проследить этот рефлекс и в эксперименте: если предоставить обезьяне возможность получать пищу, поворачивая тяжелый либо (по ее выбору) легкий рычаг, то животное будет явно предпочитать последний.

Наибольшее значение среди зоосоциальных рефлексов имеет половое

поведение, наблюдаемое на всех уровнях эволюции. Для его адекватной реализации необходимы два фактора: соответствующий гормональный фон и определенные, генетически заданные запускающие внешние стимулы. Гормональный фон создается активностью половых желез. При этом ключевое значение имеет содержание в крови андрогенов.

Как известно, для подавляющего большинства позвоночных характерно сезонное размножение, что связано с климатическими ритмами, т. е. с изменениями температуры окружающей среды и доступностью пищи. У таких животных «всплеск» половых гормонов и половой активности наблюдается только один-два раза в год. В остальное время они (по крайней мере самки) утрачивают способность к размножению.

Ряд видов млекопитающих (среди них человек, крысы, некоторые обезьяны) приобрели в ходе эволюции способность к круглогодичному размножению, что связано со стайным образом жизни, при котором «общественный статус» самки, способной к спариванию, а также беременной либо кормящей существенно выше, чем небеременной самки. Конечно, и в этом случае сохраняются колебания уровня половых гормонов, но они более сглажены по сравнению с сезонным вариантом размножения.

Сенсорные стимулы, запускающие половое поведение, могут быть очень разнообразны. Как правило, вначале самец и самка должны опознать друг друга на значительном расстоянии или самец должен найти самку. «Подсказками» служат видоспецифичные запахи, характерные для млекопитающих, ночных бабочек, жуков. В случае многих птиц и рыб указателями половой принадлежности и факторами привлечения особей противоположного пола выступают особенности внешнего вида (отсюда яркая окраска, особенно в сезон размножения). У птиц, а также у кузнечиков, цикад, бесхвостых земноводных и других «певцов» аналогичную функцию выполняют звуковые сигналы. Во всех этих случаях сенсорный анализ (нередко требующий опознавания весьма сложных зрительных и слуховых образов) является составной частью врожденных поведенческих программ. Он протекает без обучения на жестко детерминированных сетях нейронов, имеющих генетически предопределенные структуру и функцию.

Когда самец и самка встретились, на первое место выходят тактильные стимулы, цель которых — ослабить возможные проявления страха или агрессии и подготовить переход к собственно половому поведению. Это задача очень важна, поскольку во многих случаях самец существенно уступает в размерах самке, и она в первый момент может рассматривать его не только как потенциальный источник опасности, но и как возможную добычу. Самым известным примером из этой области являются брачные отношения пауков, в результате которых значительная часть самцов погибает.

Разница в размерах между самцами и самками вполне закономерна с эволюционной точки зрения: по сравнению со сперматозоидами женские половые клетки должны быть существенно больше, поскольку несут запас питательных веществ для развития зародыша; следовательно, организм самки должен быть крупнее организма самца. Кроме того, мать нередко переносит яйца, заботится о питании детенышей, что также подразумевает более крупные по сравнению с самцом размеры. И только тогда, когда самцы начинают принимать участие в выращивании потомства, защищать территорию гнезда, добывать пищу для самки и детенышей, можно наблюдать увеличение размеров их тела.

Половое поведение демонстрирует широкий спектр отношений — от немедленного спаривания до сложных ритуализированных взаимодействий (турниры и ухаживания). Этологический анализ показал, что первый тип полового поведения обычно наблюдается в ситуациях, когда самка способна вырастить (и выращивает) потомство без помощи самца (условия обитания относительно безопасны, а пища в избытке).

Если же самец будет выполнять свою часть родительских функций, поведение самки оказывается направленным на выбор наиболее подходящего кандидата. Используемые при этом критерии выбора весьма разнообразны и также являются компонентами врожденных поведенческих программ. При турнирном поведении ключевой признак наиболее «подходящего» самца — это победа над соперниками в некотором, обычно ритуализированном сражении. Ритуализация здесь означает, что в ходе эволюции полового поведения в большинстве случаев возникли способы бескровной (а часто и бесконтактной) оценки сил соперников. Конкретные примеры можно найти в небольшой, но очень интересной книге К. Лоренца «Агрессия». В ней, в частности, описываются принимаемые побежденным самцом позы покорности, которые немедленно останавливают направленную на него атаку. Биологический смысл турниров очевиден — отцами детенышей преимущественно становятся наиболее крупные и сильные самцы, что улучшает генотип популяции в целом. Именно этот процесс привел к тому, что у большинства млекопитающих самцы оказались крупнее самок и эффективно выполняют защитную функцию по отношению как к детенышам, так и к самим самкам.

Поведение ухаживания заключается в демонстрации самцом некоторых ключевых стимулов (песня; яркая окраска и размер различных частей тела; построенное гнездо) либо в ритуальных двигательных реакциях («танцы»; движения, подобные движениям детенышей; игровое поведение; кормление самки). Наибольшим успехом обычно пользуется самец, получивший самый высокий «балл», причем оценка «выставляется» самками на основании врожденно заложенных критериев. Поэтому можно наблюдать не только адаптивно целесообразные, но и адаптивно бессмысленные и даже вредные результаты полового отбора (например, развитие ярко окрашенного и чрезвычайно длинного хвоста у самцов павлинов).

Кратко охарактеризуем другие типы зоосоциальных безусловных рефлексов. Кроме полового поведения, к ним относятся различные варианты детско-родительского

взаимодействия. Со стороны родителей (прежде всего матери) эта группа врожденных реакций включает строительство убежища-гнезда, кормление, чистку, перетаскивание детенышей, их защиту, позже — игру и наказания. При этом запускающее действие оказывает внешний вид и запах детеныша, издаваемые им звуки, а также сложные изменения гормонального статуса самки, в том числе связанные с деятельностью молочных желез. Так, врожденная рефлекторная дуга, обеспечивающая кормление, сформирована у млекопитающих таким образом, что сам факт механического воздействия детеныша на соски воспринимается мозгом самки (передние зоны гипоталамуса) как подкрепление и вызывает положительные эмоции.

Со стороны детеныша мы также можем наблюдать значительное количество врожденных поведенческих реакций, запускаемых различными вариантами взаимодействия с самкой. Это сосание матери, стремление к физическому контакту с ней, реакции замирания при переноске, видоспецифичные «призывные крики» оставшегося в одиночестве детеныша, реакции следования и т. п. Параллельно можно наблюдать протекание различных форм обучения, позволяющих особи в дальнейшем нормально реализовать различные более «тонкие» варианты зоосоциального поведения. Животные, выросшие в изоляции, характеризуются нарушениями такого поведения и не могут нормально взаимодействовать с особями своего вида.

Зоосоциальное поведение не ограничивается рамками семьи. Следующим его вариантом является так называемое территориальное

поведение, характерное для взаимодействия особей в популяции и заключающееся в разделе области обитания на отдельные охотничьи и гнездовые участки. Исходной причиной появления такого поведения в ходе эволюции стало несоответствие между ресурсами территории, где живет популяция (недостаток пищи, мест для строительства гнезд), и количеством особей в ней. Иными словами, территориальные безусловные рефлексы — это поведенческий механизм защиты от перенаселения, т. е. ситуации, когда резко возрастает риск голодной смерти, эпидемий и прочих вредных для популяции событий.

Существует большое разнообразие форм территориального поведения — в зависимости от того, на какой срок, с какими целями и какими способами происходит раздел «сфер влияния», каким образом он в дальнейшем сохраняется. В простейшем случае участок занимает первая оказавшаяся на нем особь. Размер участка — генетически заданная характеристика (определяется потребностью в получении необходимого количества пищи). В дальнейшем можно наблюдать различные поведенческие реакции, связанные с охраной территории: прямое нападение на «агрессора», мечение границ с помощью видоспецифичных запахов, голосовые реакции (одна из функций песни у птиц). Компонентом территориального поведения являются и рефлексы «чужака», попавшего на уже занятый участок. Они протекают в виде пассивно-оборонительных реакций и поз подчинения, за которыми следует бегство. Если же речь идет о переделе территории или о борьбе за освободившийся участок, то здесь возможны различные варианты внутривидовой агрессии — от турниров до нанесения травм различной степени тяжести. Нередко разделение территории происходит независимо для самцов и самок; их участки оказываются взаимопересекающимися, но проявление территориального поведения провоцирует лишь встреча с особью своего пола.

Еще более сложный и многообразный характер имеют врожденные рефлексы, связанные с поведением

животного
в стае
(сообществе). Имеются в виду иерархически организованные стаи с четким выделением вожака и нескольких уровней подчиненных. Такие стаи следует отличать от так называемых однородных стай (без вожака) и семейных стай (как правило, временных и весьма небольших). В иерархических сообществах вожаком может быть и самец (обезьяны), и самка (гиены, слоны). Его взаимодействие с «нижестоящими» включает позы доминирования и покорности, а также внутривидовую агрессию разного уровня напряженности. Подобные контакты можно наблюдать и на остальных ступеньках стайной иерархии, которая часто независима для самцов и самок. Стремление к доминированию «в своем кругу» — одна из мощнейших врожденных потребностей человека.

Третий тип безусловных рефлексов — рефлексы саморазвития, которые характеризуются как «направленные в будущее». Понять это определение легче всего на примере исследовательского поведения,

в ходе которого подкреплением является новая информация. В момент получения мозгом такой информации еще не ясно, как она будет использована (запустит пищевое, половое или какое-либо другое поведение) и будет ли использована вообще. Однако сбор информации при появлении изменений в окружающем мире обязательно происходит и основан на целом ряде безусловно-рефлекторных механизмов.

В простейшем виде исследовательское поведение проявляется как ориентировочный рефлекс (по терминологии Павлова, рефлекс «что такое?»). В этом случае можно наблюдать характерный комплекс движений, возникающий при появлении в среде нового раздражителя: поворот глаз, головы, ушей, всего тела в сторону источника сигнала. Биологический смысл происходящего состоит в том, чтобы привести органы чувств в положение, обеспечивающее максимально эффективное восприятие новой информации. Ориентировочный рефлекс в наиболее четком виде запускается неожиданными зрительными и слуховыми сигналами. Центры запуска ориентировочного рефлекса локализованы в четверохолмии среднего мозга.

Более сложная форма исследовательского поведения — это активные поисковые рефлексы. Крыса, собака, кошка, человек, попав в новое помещение, активно его изучают с целью обнаружения пищи, опасности и т. п. Это изучение сопровождается осмотром территории, подходами к потенциально интересным объектам, их разглядыванием, обнюхиванием, пробованием «на зуб».

Самый сложный вариант исследовательского поведения — манипуляции с предметами, характерные для приматов. В этом случае можно наблюдать тонкие движения пальцев, с помощью которых обезьяна или человек ощупывают предмет, пытаются его разломать или раскрутить (деструктивные манипуляции). При этом мы получаем большое количество дополнительной информации, касающейся возможного использования данного предмета в различных видах деятельности.

К рефлексам саморазвития относят также рефлекс свободы.

Суть его состоит в преодолении ограничения свободы перемещения в пространстве. Именно по этой причине животные стремятся оборвать привязь, разрушить стены своей клетки, выбраться из ямы. Биологический смысл происходящего очевиден, поскольку особь, лишенная (или почти лишенная) способности передвигаться, очень скоро погибнет от жажды и голода либо окажется жертвой хищников. Сам термин «рефлекс свободы» введен Павловым, который наблюдал его в резко усиленной форме у некоторых собак. Такие животные становились непригодными для обучения по стандартным методам выработки условных рефлексов (последние включают закрепление собаки с помощью ремней). В очень ярком виде рефлекс свободы проявлялся и в экспериментах Торндайка («проблемные ящики», «метод проб и ошибок»), а также в опытах отечественного исследователя В. П. Протопопова, когда в ящик помещалось не животное, а пища.

Подражательное

поведение — также одна из форм проявления рефлексов саморазвития. Когда животное повторяет чью-либо реакцию, смысл его деятельности часто не ясен (поскольку какое-либо реальное подкрепление отсутствует), но сам принцип подражания как способ негенетической передачи информации от особи к особи доказал свою целесообразность и потому закрепился в ходе эволюции. В простейшем случае подражание идет по схеме «делай, как сосед». Такого рода реакции особенно характерны для однородных стай, когда поворот одной рыбы, скажем, направо вызовет поворот ее соседей. Биологический смысл происходящего достаточно понятен: повернувшая первой рыба может располагать полезной информацией, которой нет у находящейся рядом особи.

Огромное значение имеет подражание по схеме «делай, как родитель». Стремление детеныша имитировать поведение матери и отца является той врожденной основой, на базе которой формируется огромное количество подражательных условных рефлексов. Третий вариант — «делай, как вожак» характерен для иерархических стай. Выработав у обезьяны-вожака условный рефлекс нажатия на рычаг (для получения пищи), можно затем обнаружить ту же реакцию у других членов стаи.

Последнее, о чем хотелось бы упомянуть, — это игровое

поведение. Наблюдая за котенком, преследующим бантик, или за борющимися щенками, мы можем в первый момент оценивать их поведение как бессмысленное. Однако эти и другие подобные реакции — по сути, тренировка навыков (в том числе навыков внутривидового общения), которые понадобятся особи во взрослой жизни. Так что и здесь «направленность в будущее» как наиболее характерная черта рефлексов саморазвития прослеживается достаточно четко. В случае человека к игровым типам поведения можно отнести различные формы непрофессионального спорта, а также разнообразные детские подвижные игры.

Заканчивая краткий обзор безусловных рефлексов, еще раз подчеркнем, что они являются той основой, на которой «растет» все многообразие поведения. Проследив даже самые сложные приобретенные реакции, мы можем обнаружить их врожденный фундамент, который в свое время явился как бы «источником энергии», позволившей реализовать процессы обучения.

В случае беспозвоночных мы видим сложнейшие, отточенные миллионами лет эволюции комплексы врожденных рефлексов — инстинкты, которые в ходе индивидуального (как правило, очень непродолжительного) существования особи лишь немного дополняются приобретенными реакциями. В случае высокоразвитых позвоночных картина существенно иная, и их инстинктивные реакции по ходу индивидуального развития оказываются очень мощно перекрыты условно-рефлекторными «наслоениями». При этом резко возрастает уровень адаптивности поведения каждой конкретной особи, что позволяет ей существовать и размножаться длительное время.

Особенно сложен процесс формирования приобретенных реакций у человека. Поэтому стремление выявить врожденные основы нашего поведения присуще не только физиологам, но и психологам. В последнем случае нередко можно наблюдать заметные «перекосы», когда та или иная психологическая теория постулирует преимущественную важность, доминантность только одной из сфер — полового поведения (3. Фрейд), агрессивного поведения и стремления к лидерству «в стае» (А. Адлер) и т. д.

Условные рефлексы

Помимо инстинктивных реакций, которыми мы обладаем при рождении, человеку необходимо и множество других навыков, чтобы лучше приспособиться к окружающему миру. Приобретенное поведение формируется как у животных, так и у людей на протяжении всей жизни, называется такое явление «условные рефлексы». Примеры: при виде пищи возникает слюноотделение, при соблюдении режима питания возникает чувство голода в определенное время суток. Такой явление формируется путем временной связи между центром анализатора (обоняние или зрение) и центром безусловного рефлекса. Внешний раздражитель становится сигналом к определенному действию. Зрительные образы, звуки, запахи способны сформировать стойкие связи и породить новые рефлексы. Когда кто-то видит лимон, может начаться слюноотделение, а при резком запахе или созерцании неприятной картины возникнуть тошнота – это примеры условных рефлексов у человека. Отметим, что эти реакции могут быть индивидуальными у каждого живого организма, временные связи формируются в коре головного мозга и посылают сигнал, когда возникает внешний раздражитель.

На протяжении всей жизни условные реакции могут возникать и также пропадать. Все зависит от потребности человека. Например, в детстве ребенок реагирует на вид бутылочки с молоком, понимая, что это еда. Но когда малыш подрастет, у него этот предмет не будет формировать образ пищи, он будет реагировать на ложку и тарелку.

примеры условных рефлексов у человека

Как работают рефлексы?

Природный смысл рефлекса заключается в том, что определенные события или внешние воздействия на организм требуют конкретной ответной реакции. К примеру, сильный испуг у большинства животных вызывает выброс адреналина, повышение тонуса мышц, учащение сердцебиения и дыхания. Всё это необходимо, чтобы повысить шансы на успешное отражение атаки или бегство.

Чтобы лучше понять, что такое рефлекс и чем он отличается от инстинкта, нужно знать 5 его основных признаков:

  1. в его основе лежит нервное возбуждение;
  2. рефлекс не может быть самопроизвольным;
  3. всегда есть раздражитель;
  4. превращение сенсорного возбуждения в эффекторное происходит без участия высшей нервной деятельности;
  5. рефлексы необходимы для быстрой адаптации к меняющимся обстоятельствам.

Инстинкт, в отличие от рефлекса, ничем не обусловлен. К примеру, страх – это инстинктивное чувство, обеспечивающее выживание. Брезгливость – это также инстинкт, призванный защитить нас от пищевого отравления или заражения. Плач ребёнка, стремление собираться в группы, конформное поведение, стремление доминировать или занимать более высокое положение в социальной иерархии – это всё инстинкты.

Рефлекс может запускаться в ответ на одиночный раздражитель или на комбинацию нескольких раздражителей. К примеру, в знаменитом эксперимента академика Павлова у собаки активировался пищеварительный процесс в ответ на звонок. Это рефлекс на одиночный раздражитель.

Данный эксперимент можно усложнить, выработав рефлекс, который будет срабатывать только при наличии определенной комбинации или последовательности раздражителей (например, одновременное включение звука и света или последовательное воспроизведение нескольких звуков).

Наследственность

Как мы уже выяснили, безусловные рефлексы передаются по наследству у каждого вида живых существ. А вот условные реакции влияют только на сложное поведение человека, но не передаются потомкам. Каждый организм «подстраивается» под ту или иную ситуацию и окружающую его действительность. Примеры врожденных рефлексов, не исчезающих на протяжении всей жизни: еда, глотание, реакция на вкусовые качества продукта. Условные раздражители меняются постоянно в зависимости от наших предпочтений и возраста: в детстве при виде игрушки малыш испытывает радостные эмоции, в процессе взросления реакцию вызывают, например, зрительные образы киноленты.

примеры врожденных рефлексов

Безусловные рефлексы по месяцам

Все безусловные рефлексы появляются сразу после рождения, а вот период угасания у всех разный. Некоторые рефлексы, такие как дыхательный или глотательный, остаются на всю жизнь, другие затухают достаточно быстро. Чтобы маме не приходилось запоминать каждый навык, можно воспользоваться следующей таблицей.

Название рефлексаПериод угасания ( по месяцам)
СосательныйДо 3-4 лет
ХоботковыйДо 3
ГлотательныйНе угасает
ЗащитныйДо 1.5
БабкинаДо 2-3
ПоисковойДо 3-4
ХватательныйДо 3-6
ОпорыДо 7-8
ШаговыйДо 2-3
Задержки дыханияДо 4-5
БабинскогоДо 1-2 лет
ГалантаДо 3-4
РобинсонаДо 3-6
ПересаДо 3-4
МороДо 4
ГалантаДо 3-4
ПолзаньяДо 4

С тем, что умеет новорожденный и что он может, мы определились. Также вы теперь знаете, как проверять те или иные рефлексы. Осталось узнать, когда автоматизмы могут быть ослаблены или отсутствовать вовсе, когда стоит бить тревогу.

Реакции животных

У животных, как и у человека, существуют и безусловные врожденные реакции, и приобретенные рефлексы в течение всей жизни. Помимо инстинкта самосохранения и добычи пропитания, живые существа также подстраиваются под окружающую среду. Они вырабатывают реакцию на кличку (домашние животные), при многократном повторении появляется рефлекс внимания.

Многочисленные опыты показали, что возможно привить питомцу многие реакции на внешние раздражители. Например, если при каждом кормлении подзывать собаку колокольчиком или определенным сигналом, у него появится стойкое восприятие ситуации, и он сразу будет реагировать. В процессе дрессировки поощрение питомца за выполненную команду любимым лакомством формирует условную реакцию, выгул собаки и вид поводка сигнализирует о скорой прогулке, где он должен справлять нужду – примеры рефлексов у животных.

примеры рефлексов у животных

Врождённые физиологические рефлексы — это… Что такое Врождённые физиологические рефлексы?

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).

Спинальные двигательные автоматизмы

Защитный рефлекс новорождённого

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъём головы и даже запрокидывание её назад.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 — 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 — 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 — 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро

Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 — 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх-четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер, пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми) может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет. ( Dettwyler 1995).

Гемочелюстной рефлекс (рефлекс Полянского)

При надавливании с двух разных сторон головы на ребёнка чистыми руками врача-акушера, голова ребёнка сгибается с двух разных сторон черепа ребёнка, вследствие чего вызывается открытие рта ребёнка. Вялость ребёнка после диагностирования рефлекса и быстрая истощаемость запаса крови ребёнка является естественным следствием нормальной работы рефлекса. Отсутствие или слабая выраженность рефлекса могут быть следствием вялости рук врача-акушера.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого, ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

См. также

dic.academic.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: